Курсовая работа
На тему: «Правительственный
проект по утилизации авто»
Содержание
Введение
Цели,
особенности и условия проекта
Анализ
эффективности проекта по данным auto.ru
Заключение
Список
используемых источников
Введение
Известно, что осень
2008 года была полна потерь, разочарований, падений и крахов. Все знают это
время, как начало всемирного экономического кризиса. Последствия этого
глобального явления коснулись не только людей, организаций, но и целых стран.
Были затронуты и в настоящее время находятся не в лучшем состоянии все сферы
человеческой деятельности, и автомобильная промышленность не стала исключением.
Экономический кризис
месяц за месяцем набирающий обороты, наносит удар не только по экономике
развивающихся стран, но и по такой крепкой, в экономическом отношении, стране,
как США. И это сильно отражается на рынке продаж автомобилей. Особенно сильно
это отразилось на компании Chrysler, продажи которой опустились на 55%, а на
мировом рынке эта цифра достигла уже 69%. Такие же падения ощущают и другие
автомобильные концерны, такие как GM (49%) и Ford (40%). Что не скажешь о
европейских моделях, которые чувствуют себя не плохо на рынках США. Правда, за
исключением шведской марки автомобиля Volvo, у которой снижение с начала года,
составило 63.8%, в настоящее время, принадлежащая компании Ford. Тем не менее,
следует отметить и такой факт, что некоторые производители автомобилей,
получают прибыли на американских рынках. К примеру, у Hyundai продажи выросли
на 14%, у Kia на 3.5% и у Subaru на 8%. Но не смотря на это, японские
автопроизводители на мировых рынках не чувствуют себя столь уверенными.
Компания Mazda, согласно сделанному отчету на начало октября 2009 года, терпит
убытки в размере 6.7 млн. долларов. При этом объем продаж уже упал на 40%, что
составляет 5. 73 млрд. долларов. Наряду с этим, японская машиностроительная
компания Suzuki Motor Corp. тоже ощущает падение продаж, которые составили 10%
(26 млрд. долларов), где чистая прибыль упала на 757 млн. долларов. Помимо
падения продаж и прибылей, экономический кризис сказался и на участиях в
престижных гонках. Так, японская компания Mitsubishi, заявила о своем отказе от
участия в ралли. Мотивируя это тем, что ситуация которая происходит в настоящее
время с экономикой, заставляет их направить главные усилия на производство и
сбыт машин. И следует отметить, что за время участия в различных гонках команда
Mitsubishi, одерживала 12 побед. И это не только коснулась этой компании, ранее
подобные заявления уже сделали такие производители автомобилей как: Honda,
Audi, Porsche, Suzuki и так далее. Такая же картина наблюдается в плане
проведения Международных автосалонов. Вслед за отменой австралийского мотор-шоу
в Брисбене, о котором ранее сообщалось. Об отказе от Сиднейского Международного
автошоу, заявили сразу 18 представителей автомобильной промышленности. В связи,
с чем австралийским организаторам пришлось отказаться от проведения шоу, но при
этом, выразив надежду об улучшении экономической ситуации, и к октябрю 2010
года компании преодолев все трудности, смогут полноценно принять участие в
данной выставке. Но по решению автопроизводителей, один салон на австралийском
континенте все — таки состоится. И это произошло в период с 27 февраля по 9
марта нынешнего года в Мельбурне. Европа тоже не осталась в стороне, так во
время проведения Экономического форума, который состоялся 1 февраля 2009 года.
Ряд глав государств-участников форума отметили, что одним из возможностей
выхода из кризиса, является отказ от протекционизма убыточным предприятиям. По
сути, поддержав этим самым Евросоюз, который предупредил Францию о прекращении
экономической поддержки своим автопроизводителям. Причиной такого заявления
стало убыточное положение компаний Renault SA и PSA Peugeot Citroen. И помимо
уже выделенной помощи в 1.3 млрд. евро, французское правительство пообещало
предоставить еще 6 млрд. евро. В то же самое время, крупнейший мировой
производитель индийских автомобилей Tata, уже ощутило падение прибыли на 32%. А
продажи принадлежащей ей компании Jaguar Land Rover, сократились почти на
треть, от прошлогоднего. И крупнейший автогигант, пока сохраняет молчание по
поводу мер по возмещению убытков.
Аналогичная ситуация
сложилась и с отечественным автопромом, а также автомобильным бизнесом. Доходы снизились,
либо только покрывают суммы затрат. Спрос снизился. У автопроизводителей
возникли финансовые трудности. Задолжности стремительно растут, цеха стоят без
заказов, а рабочие периодически уходят в отпуск без содержания.
В данной ситуации
государство для подержания автопрома и увеличения спроса пошло на такие меры:
·
введение
таможенных пошлин на ввоз иномарок сроком на 9 месяцев;
·
дотации
автопроизводителям и непосредственно такому гиганту, как «АВТОВАЗ»;
которые не спасают автогиганта и оставляют его в трудном положении;
·
автокредитование
при поддержке государственных субсидий.
И как стало недавно
известно правительство вместе с Министерством транспорта и Министерством
природных ресурсов и экологии РФ разработало проект по утилизации старых
автомобилей.
По моему мнению, этот
проект уверенно можно назвать маркетинговым решением в условиях кризиса и вести
такое понятие как «маркетинг на государственном уровне». Отталкиваясь
от этого в данной курсовой работе определим основные цели и задачи этой
программы, условия и её особенности. А также проведем анализ эффективности
проекта в повышении спроса по данным web-ресурса
— auto.ru. При написании курсовой в основном использовались материалы сети
Интернет.
Цели, особенности и
условия проекта
Причины принятия
решения о создании проекта
Министерство природных
ресурсов и экологии РФ предложило премировать автолюбителей за утилизацию
старой машины сертификатом на 50 тыс. рублей. Соответствующие поправки в
законодательство, предусматривающие также усиление ответственности
автовладельцев за утилизацию бесхозных или вышедших из эксплуатации
транспортных средств, уже подготовлены и направлены на согласование в
министерства и ведомства.
Сертификат за сданную в
утиль машину может быть зачтен при покупке нового автомобиля, произведенного в
России, или экологически чистого моторного топлива, говорится в сообщении,
опубликованном на официальном сайте Минприроды.
Сейчас, по данным МВД
РФ, в стране зарегистрировано свыше 38 млн. единиц автотранспортных средств, из
которых почти половина (свыше 48%) – старше 10 лет. При этом, по данным
Минприроды, по крайней мере, 400 тыс. автомобилей брошено владельцами или
разукомплектовано.
По словам главы
ведомства Юрия Трутнева, причины сложившейся ситуации просты: «Сегодня в
России затруднена процедура снятия с учета автомобилей, вышедших из
эксплуатации, за владельцами машин законодательно не закреплена обязанность по
их утилизации, администрации городов и районов ничего не могут сделать с
бесхозными АТС, которые годами ржавеют во дворах домов».
По словам Трутнева,
принятие данных мер позволит:
·
создать
в России мощную структуру по переработке автотранспортных средств;
·
минимизирует
влияние утилизации автомобилей на окружающую среду;
·
стимулировать
спрос на отечественные автотранспортные средства.
Особенности и условия
для участия в программе
Особенности данной
программы:
·
проведение
эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств,
взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, предлагается
осуществить с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года;
·
в
качестве площадок для осуществления эксперимента выбраны: Москва, Московская
область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Ростовская
область, Республика Башкортостан, Самарская область, Челябинская область,
Республика Татарстан, Нижегородская область, Новосибирская область,
Красноярский край, Приморский край, Ленинградская область, Республика Удмуртия,
Калининградская область, Ульяновская область и Калужская область.
Все
эти регионы были выбраны с учетом на то, что согласно проекту постановлению
правительства РФ, чтобы получить право заниматься утилизацией машин,
предприятия должны иметь производственные мощности не менее 40 автотранспортных
средств в смену, необходимые складские помещения – 20 кв. м на одну машину.
В
Москве и Петербурге таковых площадок для утилизации автомобилей на сегодня
больше всего, например, в Москве восемь.
Так,
например ОАО «АвтоВАЗ» единственное предприятие Самарской области,
наиболее полно отвечающее требованиям проекта постановления правительства РФ.
На базе предприятия возможны организация сбора и безопасной разборки, сушки
автотранспортный средств – так называемого «обратного конвейера»;
·
ключевыми
критериями отбора регионов стали размер автомобильного парка в регионе не менее
2% от общероссийского парка, высокая концентрация автомобильного бизнеса в
регионе;
·
предполагается,
что в 2010 году в программе будет участвовать около 200 тыс. автомобилей;
·
ведомство
запрашивает на 2010 год на всю программу примерно 10 млрд. руб.;
Условия для участия в
проекте:
·
принимать
к утилизации автомобили старше 10 лет как отечественного, так и импортного
производства;
·
автомобили
должны быть зарегистрированы на последнего владельца не менее 1 года;
·
при
сдаче автомобиля в утиль потребитель получит сертификат номиналом 50 000 руб.,
который может быть использован только на приобретение нового автомобиля
отечественного производства, включая машины, производимые в режиме «промышленной
сборки».
Анализ эффективности
проекта по данным auto.ru
Auto.ru
– интернет-ресурс, который занимается классификацией и систематизацией
объявлений о продаже новых, подержанных автомобилей и последующим размещением
на своем сайте. Кроме этого auto.ru
занимается размещением рекламы о продаже различных транспортных средств
(грузовики и автобусы, мотоциклы и мото-техника, снегоходы, квадроциклы,
бронеавтомобили), а также шины и диски, запчасти и т.д. Оказывает услуги по
прокату авто, предоставлению информации о VIN-кодах и статистике цен на авто,
страхование авто и обмен автомобилями.
Основной целью
правительственной программы по утилизации автомобилей является увеличение
спроса на покупку автомобилей отечественного производства а также авто
зарубежных марок, но собранных на территории Российской Федерации. Но очевидно,
что успешность данного проекта будет зависеть от желания граждан избавиться от
своих автомобилей, при этом не теряя денег, которые они могли бы получить
продав авто на рынке, учитывая что по государственной программе за подержанный
автомобиль полагается сертификат на сумму пятьдесят тысяч рублей.
По данным auto.ru мы
сможем рассмотреть предложения продать свои автомобили, что означает большую
вероятность покупки нового авто. Можно уверено сказать, что все эти люди могут
стать потенциальными участниками данной программы.
В auto.ru существует
функция по поиску объявлений, с параметрами и характеристиками авто (например,
год выпуска, состояние, модель), которые мы можем задать по своему желанию
(рис. 1).
Рис. 1
Первое условие проекта
– автомобиль должен быть старше 10 лет. Задаем данный критерий в функции поиск,
при этом поиск ведется как по отечественным авто так и по иномаркам (это
оговорено в условиях программы); в категории продавец выбираем юридическое
лицо, в категории регион выбираем Москва так, как этот регион есть в проекте и
в нем наиболее высокая концентрация автомобилей и автомобильного бизнеса. В
категории состояние отмечаем – все кроме битых. Ведем поиск за последнею неделю
(сегодня 07.12.2009).
Кликаем на значок «Поиск»
и нам представляется информация по нашему запросу (рис. 2).
На правах рекламы обратите внимание на кузов jaguar xk
Рис. 2
По этим данным видно
что, за последнею неделю:
·
Продать
свои автомобили желают 959 человек;
Учитывая, что по данной
программе можно будет приобрести автомобили отечественного производства, а
также авто зарубежных марок, но собранных на территории РФ, а это перечень от
ВАЗ — 2107 (171 668 руб.) до VW Golf VI (591 900 руб.).
Таким образом, средняя
цена автомобиля составляет:
(171 668 + 591 900)/2=381
784 руб.;
Это означает что, если
они станут потенциальными участниками проекта, то повышение спроса может
принести прибыль автодилерам и производителям: 381 784 * 959=366 130 856 руб.;
Но если, внимательно
изучить полученные данные, то можно заметить, что большинство цен, которые
выставляют хозяева автомобилей, превышают пятьдесят тысяч рублей.
Получается, что этим
людям невыгодно участвовать в правительственной программе. Ведь маловероятно,
что хозяин Audi A6 (рис. 3) захочет расстаться со своей машиной, либо хозяин
Toyota Land Cruiser (рис. 4). Я уже не говорю о хозяине Hummer H1(рис. 5). Хотя
все эти авто попадают под данную программу.
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
А вот хозяин ВАЗ 21053
(рис. 6) будет рад участвовать в данной программе, ведь он свой авто оценил в
27 000 руб., когда по программе он получит 50 000 руб. и сможет приобрести
новый автомобиль.
Рис. 6
Исходя из данной
ситуации необходимо учитывать при анализе, авто, чья цена не превышает 50 000
руб. отсюда получается, что только 38 объявлений размещены с ценами, не
превышающими 50 000 руб.
В такой ситуации
автодилеры и производители в среднем могут получить прибыль от продаж: 381 784*38=14
507 782 руб.;
Наблюдаем, существенное
снижение прибыли на 351 623 074 руб. или 96,1%.
Но если, же подумать,
то можно допустить, что участниками программы могут стать люди, которые желают продать
свои автомобили дороже 50 000 руб. Это связано с тем, что государство
гарантирует, что автомобиль будет принят и человеку выдадут сертификат на
пятьдесят тысяч рублей для приобретения нового авто; в свою же очередь на рынке
не существует никакой уверенности в том, что автомобиль купят за выдвигаемую
цену либо вообще купят. Таким образом, реально можно отодвинуть границу в 50 000
руб. еще на 25 000 руб. В итоге получаем новую цену для анализа – 75 000 руб.
Вновь обращаемся к
нашим данным по поиску. В категории от 50 000 руб. до 75 000 руб. находится 30
предложений. В конечном итоге уже получается:
·
68
человек являются потенциальными участниками правительственного проекта по
утилизации автомобилей;
В этом случае дилеры
вместе с автопроизводителями в среднем смогут получить прибыль: 68*381 784=25 961
312 руб.;
Теперь же наблюдаем,
рост прибыли на 11 453 530 руб. или 54,2 %.
Рассмотрим графически
удельные веса различных ценовых категорий и линейную зависимость.
Удельные веса ценовых
категорий (рис. 7)
Рис. 7
где, 1-авто стоимостью
от 75 000 руб. до 6 424 000 руб.;
2-авто стоимостью от 50
000 руб. до 75 000 руб.;
3-авто стоимостью от 12
000 руб. до 50 000 руб.
Прибыль дилеров и
автопроизводителей (рис. 8).
Рис. 8
где, 1- авто стоимостью
от 75 000 руб. до 6 424 000 руб.;
2-авто стоимостью от 12
000 руб. до 50 000 руб.;
3- авто стоимостью от
50 000 руб. до 75 000 руб.
Зависимость прибыли от
предложений в ценовых категориях (рис. 9).
Рис. 9
Из всех полученных
результатов получения прибыли от утилизации авто и последующей покупке нового, самым
наилучшим является вариант в котором участвуют 68 человек, которые желают
продать свой автомобиль не дороже 75 000 руб., с помощью размещения объявления
на auto.ru
Этот вариант, по моему
мнению, является оптимальным исходя из следующего:
·
68
человек это не 891, ведь при таком потоке автомобилей на утилизацию, могут
возникнуть, как проблемы связанные с логистическими операциями, так и с
юридической, бухгалтерской стороны при оформлении различных документов
(например, сертификата на 50 000 руб.);
·
психологический
барьер в 50 000 руб. отодвинут на 25 000 руб. вследствие чего потенциальными
участниками программы уже могут стать не 38 человек, а 68. При таком варианте
продажи и прибыль вырастут почти в 2 раза.
Заключение
Необходимо отметить то,
что эффективность данной разработки правительства РФ очевидна; программа
отлично выделяется с маркетинговой стороны, решается ряд проблем, таких как –
повышение спроса на авто, уменьшение складских запасов на предприятиях,
сохранение рабочих мест, уменьшение доли процента старых автомобилей с
вытекающими последствиями.
Но итоги данной
программы мы сможем лишь изучить по окончанию 2011 года. Всем же известно, что
в европейских странах и США эта программа практикуется уже несколько лет. Так
называемая утилизационная премия впервые начала работать в Германии. Сейчас она
работает почти во всех европейских странах. Почти во всех странах, где в начале
года были введены утилизационные премии, продажи к началу лета стали расти.
Так, в Германии в июне они выросли на 40% (в январе упали на 14%), во Франции —
на 12% (в январе упали на 7,9%), в Италии — на 12% (в январе упали на 32%). На
российском рынке, некогда одном из самых быстрорастущих в мире, в январе-июле
2009 года упали на 50% . надеемся что введение премий за утилизацию авто в
России покажет положительные результаты.
Но куда, же без
негативных моментов. Они могут быть следующими, в силу опыта западных стран и
особенностей российского рынка и законодательства:
·
никто
не обещает сохранить цены на новые авто. Например, Лада Приора станет на 50
тыс. дороже, ВАЗ 21073 будет стоить не как сейчас 170 000 руб., а допустим 230 000
руб. или 220 000 руб. и все салоны будут делать скидку в 50 000 руб. при
предъявлении сертификата;
·
успех
программы по утилизации машин в Германии обернулся головной болью для Польши:
из 500 000 утилизированных в Германии автомобилей как минимум 15-20% попали на «черный
рынок«, и изрядная часть этого »лома» оказалась именно на
польском рынке. За шесть месяцев 2009 года поляки купили в Германии 314 000
подержанных автомобилей, 44% из которых старше 10 лет. Сколько из них является «подарками»
от немецких утилизаторов, пока не подсчитано. Средний возраст частных
автомобилей в Польше превышает 12 лет. Сейчас к ним добавился так называемый
автолом. Не секрет, что многие «утилизаторы» закрывают глаза на
нелегальную переправку машин в другие страны, ведь эти старые авто будут ездить
не по немецким автобанам.
·
высокие
проценты при покупке автомобиля в кредит;
·
спекуляционная
деятельность в этой области;
·
дилерам
придется оформлять множество документов, проверять подлинность информации,
отправлять все эти данные Минпромторг. А уже только потом они смогут получить
деньги;
·
если
сейчас в России огромное количество старых, разукомплектованных автомобилей, то
возможна вероятность того что после будут горы не утилизированных авто.
Список использованных
источников
Сеть
Интернет:
1.
http://news.auto.ru/news/2618
2.
http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=5900&pid=11
3.
http://news.auto.ru/news/4140.html
4.
http://talks.mark-itt.ru/forummessage/12/519470.html
5.
http://www.rg.ru/2009/08/11/starje.html
6.
http://yandex.ru
7.
http://www.rg.ru/2009/08/11/starje.html
8.
http://www.all.auto.ru/extsearch/cars/used/
9.
http://www.germes-lada.ru/sale/lada/lada — 2107
10.
http://www.r1.by/
Книги:
11.
Алферова
Л.А. Маркетинг. Томск: 2006 г., переиздание
12.
Алексунин
В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. М.:2006.
13.
Телеканал
«Вести»
14.
Радио
«Бизнес FM»