Формирование доходов населения и политика их регулирования

Дата: 21.05.2016

		

Реферат курсовой работы

«Формирование доходов
населения и политика их регулирования»

Объем работы _____ с., в том
числе 2 табл., 2 рис., 17 наим. лит.

Ключевые слова: доход,
формирование дохода, регулирование дохода, распределение дохода, социальное
неравенство.

В ходе выполнения курсовой
работы раскрыты понятие и формы доходов населения, а также факторы,
определяющие доходы населения.

Проанализированы доходы
населения в Республике Беларусь и источники их образования, раскрыт механизм
реализации политики государства по регулированию распределения доходов
населения.

В результате проведенного
анализа установлено, что содержание политики доходов населения в Республике
Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства. Деятельность
государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение
роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения,
предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной
несправедливости и социального напряжения в обществе.

Белорусская модель формирования
доходов населения строится на создании высокоэффективной экономики с развитым
предпринимательством, действенным государственным регулированием, направленным
на заинтересованность предпринимателей в расширении и совершенствовании
производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она
гарантирует высокий уровень доходов добросовестно работающим членам общества
при соблюдении законодательства, обеспечение увязки доходов населения с
результатами труда, социальную защиту нетрудоспособным и другим группам граждан.
В то же время малообеспеченные в Беларуси, как правило, имеют сравнительно
хорошие жилищные условия, высокий уровень образования, относительно неплохое
здоровье.

Оглавление

Введение

1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие

1.1 Доходы населения и их формы

1.2 Факторы, определяющие доходы населения

2. Распределение доходов населения республики беларусь и
проблема социального неравенства

3. Политика государства по регулированию доходов населения
в республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность темы исследования
обуславливает тот факт, что Конечные результаты экономических преобразований
оцениваются не только по критериям макро- или микроэкономической стабилизации,
но и по тем реальным изменениям, которые непосредственно происходят в уровне
материального и духовного благосостояния людей, в их положении в системе социальных
отношений. Осуществляемые преобразования, связанные с формированием рыночных
отношений, актуализируют вопросы регулирования социально-экономических
процессов, в рамках которых особое значение приобретают проблемы регулирования,
доходов населения, обеспечивающие рост его благосостояния.

На начальном этапе коренных
экономических преобразований в бывших республиках СССР заметно снизилась роль
государства в регулировании социально-экономических процессов, в результате
которого оно не смогло обеспечить должный переход от централизованного
механизма распределения доходов с его «уравнительной» направленностью
к гибкому рыночному распределению. В итоге, с начала проведения реформ,
происходит резкое падение реальных доходов населения, ухудшение структуры потребления
благ и услуг, рост бедности, наблюдается резкая отраслевая и территориальная
дифференциация в уровне доходов населения, снижающая уровень благосостояния
людей.

Исходя из этого, проблема
разработки эффективного механизма регулирования доходов населения становится
чрезвычайно актуальной. Доходы членов общества являются важнейшим фактором
благосостояния, так как определяют возможности удовлетворения материальных и
духовных потребностей людей. Причем, государство призвано способствовать
усилиям человека по обеспечению своего благосостояния, в основе которого лежит
получение стабильно высоких доходов.

Рыночная экономика предполагает
не только выработку новых теоретических подходов, но и выбор таких форм,
методов и средств регулирования доходов населения, которые соответствуют
принципам экономической и социальной эффективности. Разработка методологических
принципов определения основных направлений государственной политики роста
благосостояния населения, ее целей, методов, приоритетов и научно обоснованных
положений позволит решать социально-экономические проблемы переходного периода.

С позиции концепции
человеческого развития как фактора экономического роста, регулирование доходов
населения выполняет важную роль в создании условий для формирования высококвалифицированных
работников и решении социальных проблем общества, способствующие росту
благосостояния населения и развитию экономики. Важность проблемы создания
эффективного механизма регулирования доходов населения в системе
государственной политики роста благосостояния, ее сложность и актуальность
требуют теоретического осмысления, разработки методологических подходов и
направлений ее решения.

Актуальность и недостаточная
научная разработанность проблемы государственного регулирования денежных
доходов населения определили выбор темы, цели и задачи исследования.

Цель данной курсовой работы — на
основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники
формирования в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:


изучить понятие, формы и факторы доходов населения;


проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их
образования;


разработать политику государства по регулированию распределения доходов
населения.

Предметом исследования выступает
система экономических отношений, складывающаяся в процессе формирования,
регулирования доходов населения и роста благосостояния общества.

Объектом исследования являются
доходы населения как основной фактор роста благосостояния в условиях рыночной
экономики.

Методологической основой
исследования выступают совокупность общенаучных методов познания и, прежде
всего, диалектический, историко-генетический, системно-функциональный, единство
качественного и количественного анализа и другие методы.

Взаимосвязь основных задач
исследования и элементов механизма регулирования доходов населения позволило
использовать и последовательно реализовать системный подход в процессе анализа
предмета и объекта исследования. С помощью данного подхода была определена
структура механизма регулирования доходов населения, определены его звенья,
формы, методы и инструменты. Системность исследования позволила провести микро-
и макроэкономический анализ формирования к регулирования доходов как фактора
роста благосостояния населения.


1. Доходы населения, формы и факторы их
определяющие

1.1 Доходы населения и их формы

Переход от экономики, основанной
на общей собственности на средства производства, а также централизованно
управляемом производстве и распределении, к экономике с многообразием форм
собственности обуславливает трансформацию экономических и, в частности,
распределительных отношений, источников и механизмов возмещения затрат труда
посредством формирования и регулирования доходов.

Переход к рынку внес
существенные изменения в структуру доходов населения, в которой важное значение
имеют новые формы — предпринимательский доход, доход от собственности и другие,
значение которых для различных групп населения неодинаковы. Для большей части
граждан заработная плата остается основной формой дохода, и ввиду того, что в
последние годы ее доля в общем доходе населения падает, ее реформирование
предстает как одна из самых значимых социально-экономических проблем общества. Чрезмерная
дифференциация доходов и заработной платы по отраслям и территориям ведут к
нарастанию негативных процессов и обострению противоречий в обществе.

Исходя из вышеизложенного и с
целью разработки действенных мер по преодолению негативных моментов в сфере
формирования и распределения доходов населения, учитывая национальные
особенности, необходимо обозначить контуры концепции государственной политики
доходов.

Доходы населения являются одним
из наиболее значимых индикаторов уровня жизни в стране. Доходы населения —
средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов
согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда,
капитала, земли, предпринимательства [1, с.630]. Доход может быть получен от
производственной деятельности, от собственности, а также в результате
перераспределительных операций.

Доходы населения представляют
собой сумму натуральных и денежных поступлений. Денежные доходы весьма
разнообразны по форме — заработная плата, предпринимательский доход, социальные
трансферты (в том числе пенсии, стипендии, пособия), поступления от продажи
личного и домашнего имущества, доход от сдачи в наем или продажи недвижимости,
от продажи сельскохозяйственной продукции, дивиденды. Натуральные доходы — это
в стоимостной оценке натуральные поступления от личного подсобного хозяйства,
товары и услуги, потребляемые без какого-либо возмещения, оплата труда
продукцией [2, с. 203].

Реальные доходы населения —
количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут быть
фактически приобретены человеком на свой доход. Таким образом, реальные доходы
населения определяются размером номинальных доходов, уровнем цен на товары и
услуги и налогами. Доходы могут быть легитимными, то есть получаемыми законным
путем, или нелегитимными. Доходы, получаемые от незарегистрированной в
установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие
криминальное происхождение, являются незаконными, получаемыми нелегально, а значит
нелегитимными [2, с. 204].

На основе баланса денежных
доходов и расходов населения рассчитываются и публикуются следующие
статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения:

денежные доходы населения,
включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи
продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по
вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской
деятельностью; страховые возмещения и пр.

денежные расходы и сбережения
населения, охватывающие расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные
платежи и взносы, покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах и
ценных бумагах;

располагаемые доходы населения,
определяемые исходя из денежных доходов за минусом обязательных платежей и
взносов;

реальные располагаемые денежные
доходы, вычисляемые их делением на индекс потребительских цен [7, с.350].

Формирование доходов населения и политика их регулирования

Рисунок 1.1 — Основные формы доходов

Кроме перечисленных показателей
органы государственной статистики строят следующие показатели доходов на основе
данных статистической отчетности:

среднемесячную номинальную
начисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслям
экономики. Социальные пособия, получаемые работниками из государственных и
негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и
среднюю заработную плату;

средний размер назначенной
месячной пенсии одного пенсионера;

реальную начисленную заработную
плату, определяемую делением начисленной заработной платы на индекс
потребительских цен (ИПЦ);

реальный размер назначенных
месячных пенсий [7, с.351].

Сопоставление показателей между
собой позволяет расширить возможности анализа. Сравнивая динамику располагаемых
денежных доходов с реальными располагаемыми доходами, можно охарактеризовать
рост (ослабление) налоговой нагрузки на доходы населения при опережении (отставании)
индекса по первому показателю над вторым.

Стремление
к максимизации своего
дохода диктует экономическую логику поведения
любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника
рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его
повседневной деятельности.

Но высокие
личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете,
являются единственным источником удовлетворения
общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и
нетрудоспособных граждан.

Получателей
рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников,
эффективность использования дохода и оправданность
налогового бремени. Доход есть денежная оценка
результатов деятельности физического (или
юридического) лица как субъекта рыночной экономики.
В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и
законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход всегда представлен деньгами,
это значит, что условием его получения является
эффективное участие в экономической жизни общества, сам факт получения денежного дохода есть
объективное свидетельство участия данного лица в
экономической жизни общества, а размер дохода — показатель
масштаба такого участия.

Прямая зависимость дохода от
результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном
случае — при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном
возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные
категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные
пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент
совокупного дохода, но «рыночными» они,
строго говоря, не являются.

Номинальные денежные доходы
населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные
доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде
выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы,
из страховых учреждений и т.п.) и др. [1, с.634].

Средства, получаемые населением,
работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда),
составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата,
доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от
собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты
фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою
ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную
перспективу.

Соотношение в доходах населения
доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании
экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной
платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как
предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии
государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного
отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения,
получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

выплат по государственному
страхованию;

банковских ссуд на
индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым
семьям, членам потребительских товариществ

процентов по вкладам в
сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

доходов от увеличения стоимости
акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;

выигрышей по лотереям;

временно свободных средств,
образующихся в результате покупки товаров в кредит;

выплат различного рода
компенсаций (увечья, ущерб и пр) [7, с.352].

Прочие денежные поступления
включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные
магазины и др.

Номинальные доходы населения,
как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и
обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через
финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию
налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование
части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через
перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В
целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния
ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство
устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время
для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

Несмотря на разнообразие
источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов
населения являются оплата труда, доходы от
предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.


1.2 Факторы, определяющие доходы населения

На уровень доходов населения
непосредственное влияние оказывает состояние экономики страны, проводимая
социальная политика. Вместе с тем нельзя исключать также влияния на уровень
доходов населения индивидуальных свойств людей, имеющих существенное значение
для труда и трудовых отношений, особенно их работоспособности и трудолюбия,
установки на благосостояние как на ценность и цель жизни, склонности к
лидерству, предрасположенности к индивидуальной или совместной работе и т.п. Из
числа факторов, оказывающих влияние на уровень доходов нельзя исключить также
влияние везения и удачи [2, с. 207].

С другой стороны доходы сами
оказываются фактором многих социальных явлений, в частности, влияющим на
занятость, на профессионально-трудовую карьеру, качество жизни, социальные
отношения, поведение и сознание людей. Так, имея достаточные средства, человек
может сменить одну работу на другую, получить образование и сделать
профессиональную карьеру, приобрести средства производства и стать
собственником, предпринимателем или самостоятельно занятым работником.

Доходы являются фактором
расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают
социальное неравенство и экономическое. Социальное неравенство заключатся в
неодинаковом доступе различных категорий населения к социально-значимым благам,
дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Экономическое неравенство состоит в
том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это
явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем
доходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.

С одной стороны, население любой
страны неравномерно распределяется по уровню доходов, с другой стороны, общий
объем доходов также неравномерно распределяется по группам населения. Для
измерения уровня неравенства в распределении доходов используются так
называемые кривые Лоренца и индексы Джини.

Кривые Лоренца — это кривые,
показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные
процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и
кончая самыми богатыми [1, с.635].

Методика построения кривых
Лоренца следующая. Прежде всего «ранжируются» граждане или
домохозяйства в соответствии с уровнем полученного ими годового дохода. Граждане
или домохозяйства подразделяется либо на пять так называемых квинтильных групп
(по двадцать процентов в каждой группе), либо на десять децильных групп (по
десять процентов в каждой группе). Далее подсчитывается годовой доход каждой
такой группы и выражается в процентах от общей суммы доходов населения или
домохозяйств. Затем подсчитываются доли доходов, которые выделенные группы
граждан или домохозяйств получают кумулятивно, т.е. «нарастающим итогом».
На график сначала наносится точка, показывающая долю доходов беднейшей группы,
затем — точка, показывающая долю суммарного дохода беднейшей и последующей за
ней группы и т.д., вплоть нанесения последней точки, соответствующей доли
суммарного дохода (сто процентов) всего населения или домохозяйств (тоже сто
процентов). Соединив все точки на графике линией, начинающейся из точки,
соответствующей нулю процентов доходов и нулю процентов населения, а
заканчивающейся — точкой соответствующей ста процентам доходов и ста процентам
населения, получается кривая Лоренца, характеризующая распределение доходов в
стране. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца, тем менее равномерным является
распределение доходов в стране.

Кривая Лоренца абсолютного
равенства, т.е. совершенно равномерного распределения доходов, принимает форму
прямой линии в случае, когда первая группа, например, первые двадцать процентов
населения, получают ровно двадцать процентов всех доходов, сорок процентов
населения — соответственно сорок процентов всех доходов и т.д. Чем больше
кривая Лоренца, построенная по данным распределения доходов в той или иной
стране, отклоняется от линии равномерного распределения доходов, тем сильнее в
этой стране неравенство в распределении доходов между различными группами
населения.

Индекс Джини показывает, какую
долю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от
площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини,
равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс
Джини, равный ста процентам, свидетельствует об «абсолютном неравенстве».
Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни
абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля,
но меньше ста процентов и чем больше его значение, тем выше неравенство в
распределении доходов в стране [1, с.636].

Более простым способом
определения неравенства в доходах населения является определение соотношения в
доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, например между
«верхней» и «нижней» квинтильными группами населения или
домохозяйств.


2. Распределение доходов населения республики
беларусь и проблема социального неравенства

Государственная политика
доходов, будучи составной частью социальной политики, не сводится только к
разработке государственных прогнозов и программ и представляет собой достаточно
сложный механизм государственного регулирования перераспределения доходов с
помощью налоговых, бюджетных, кредитных, ценовых и других рычагов. Она включает
меры и нормы законодательного, исполнительного и контролирующего характера,
направленные на обеспечение роста денежных доходов населения и создание условий
для повышения их реального содержания и справедливого распределения.

О важности продуманных шагов в
этой области говорит то обстоятельство, что снижение стимулов к высокопроизводительному
труду, ставшее следствием уравнительной системы распределения доходов, послужило
одной из причин краха советской социально-экономической системы. Распад СССР и
переход к новой для страны форме социально-экономического развития, основанной
на рыночных отношениях, потребовал совершенно новых социальных институтов
новообразованного суверенного государства, регулирующих, в том числе, и формирование
доходов населения.

Результатом начального этапа
переходного периода (1991-1995 годы) явился экономический спад и, как его
следствие, падение доходов населения. Однако последовательная и взвешенная
политика государства позволила к концу 1995 года добиться стабилизации, а
начиная с 1996-го обеспечить их постоянный рост, который продолжается и в настоящее
время [13].

За период 1996-2008 годов
реальные денежные доходы увеличились в 5,3 раза, чему способствовали высокие
темпы роста ВВП, изменение доли в нем конечного потребления, а также снижение
инфляции. В течение 1996-1998 годов денежные доходы населения выросли в 1,7
раза. Однако последствия российского дефолта (1998 год) негативно сказались и
на благосостоянии белорусских граждан — в 1999 году их доходы снизились до
уровня 97,5% по отношению к предыдущему году. В последующие годы целенаправленные
меры правительства позволили обеспечить дальнейший стабильный рост денежных
доходов, темпы которого в 2008 году составили 112,7% по сравнению с 2007 г. В
Беларуси, в отличие от других стран с переходной экономикой, не произошло значительного
расслоения населения по доходам: децильный коэффициент не превышает 6 (пороговым
значением считается 8-10 раз).

При развитии рыночных отношений
возможно нарастание дифференциации населения по доходам, которую следует
удерживать в рамках, не превышающих критического значения. Вместе с тем в сфере
денежных доходов населения сохраняется ряд проблем, в частности, доля оплаты
труда в общей сумме доходов, несмотря на увеличение темпов их роста, продолжает
оставаться относительно невысокой — 56,1% в 2008 году (таблица 2.1) [14].

Таблица 2.1 — Структура
денежных доходов населения (в процентах к итогу)

Показатель 1996г. 1998г. 2000г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Денежные доходы населения — всего 100 100 100 100 100 100 100
Оплата труда 46,4 49,9 55,9 58,0 63,7 58,9 56,1
Трансферты населению 16,9 16,8 19,3 21,6 21,8 21,0 19,8
Доходы от собственности 36,7* 33,3* 2,0 1,6 1,5 1,7 2,0
Прочие доходы 22,8 18,8 16,0 18,4 22,1

* Доходы от собственности в
сумме с прочими доходами

Содержание политики доходов
населения в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития
государства. Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего,
сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы
улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение
проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

В 2001-2008 гг. денежные доходы
населения, скорректированные на рост потребительских цен, возросли в 2,7 раза,
в том числе реальная заработная плата — в 2,9, реальный размер пенсии — в 2,7
раза. Высокие темпы роста доходов белорусских граждан в 2000-е годы позволили
минимизировать численность малообеспеченного населения в стране: если в 1999
году бедными были почти половина жителей, то в 2008-м — только 6,1%. В 2008
году денежные доходы населения республики возросли на 29,4%, а с учетом
инфляции — на 12,7%. Наиболее пристальное внимание уделяется государством
обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в
совокупных доходах семей, и в доходах бюджета [13].

В 2008 году среднемесячная
заработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% при прогнозе 18,8%
и составила 886 тыс. руб. В декабре 2008 г. она достигла 1 млн. руб. Реальная
заработная плата выросла на 9,9% (прогноз — 8,5%). В региональном разрезе самый
высокий уровень оплаты труда — в г. Минске (1 178 тыс. руб), самый низкий — в
Брестской (775 тыс. руб) и Могилевской (795 тыс. руб) областях. Среди отраслей
экономики наиболее высокий рост заработной платы наблюдался в сельском
хозяйстве (132,2%), строительстве (130,7%), торговле и общественном питании (130,7%),
промышленности (128,4%). В меньшей степени зарплата выросла в сферах
образования (115,6%), социального обеспечения (118,4%), здравоохранения (118,5%).

Лидерами по размеру заработной
платы по-прежнему являются работники финансово-банковской сферы, органов
государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства,
физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются
в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечении и образования. При этом в
республике обеспечивается последовательное укрепление минимальной заработной
платы как основной государственной гарантии в области оплаты труда и формы
социальной защиты низкооплачиваемых работников. Осуществляется индексация
заработной платы и других доходов граждан.

Предметом особой заботы
государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения.
За 2008 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 25,2% при
прогнозе 18,3% и составил 382 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту
увеличился на 9,1% (прогноз — 8%). Финансирование выплат пенсий и пособий производится
в полном объеме и в установленные сроки.

В последние годы в Беларуси
осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому
укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков
взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного
страхования включены индивидуальные предприниматели. С начала текущего года
вступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном
страховании». В нашей стране существует широкая система материальной
поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка,
обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных
жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство
жилья и др. Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от
их общей численности). В 2008 году размер пособия по уходу за ребенком в
возрасте до 3-х лет увеличен на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей
старше 3-х лет вырос на 18%.

В течение 2008 года дважды
пересматривались размеры стипендий учащейся молодежи. В настоящее время в
зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузов
варьируется от 98 до 156 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений
профтехобразования — от 82 до 131 тыс. руб. Размер социальной стипендии
студентов вузов составляет 77 тыс. руб., учащихся ссузов и учреждений профтехобразования
— 63 тыс. руб.

С начала 2008 года существенно
расширены критерии предоставления малообеспеченным и нуждающимся гражданам
государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. В
результате в 2008 году адресную помощь получили 286 тыс. человек, или каждый
третий нуждающийся (в 2007 году — каждый двенадцатый). Средний размер помощи в
расчете на одну семью составил 350 тыс. руб.

Финансовые потрясения последнего
года заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к
организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала,
пересматривать условия оплаты труда.

В начале 2009 года в Беларуси в
отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов
населения, хотя их рост временно замедлился. В январе 2009 г. в республике
номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008
г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на
8%. Реальная начисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем
2008 г. возросла на 5,5%. При этом Правительством осуществляется комплекс мер,
направленных на либерализацию условий хозяйственной деятельности,
предоставление предприятиям широких полномочий в управлении производством, в
области оплаты труда, недопущение необоснованного роста цен в торговле,
проводится ежемесячный мониторинг уровня зарплаты работников всех сфер экономики.
Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех
звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности
должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной,
инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании
традиционных и завоевании новых рынков сбыта [16].

Одна из интересных особенностей
неравенства в Беларуси в том, что неравенство расходов здесь больше неравенства
доходов, хотя обычно в странах с переходной экономикой оно меньше, потому что домашние
хозяйства с низким уровнем доходов используют долги или какие-то другие способы
для поддержания уровня потребления. Если предположить, что домохозяйства не
утаивают ни доходы, ни расходы, тогда разное неравенство доходов и расходов
будет означать разные уровни сбережений для разных уровней дохода. Если же
имеет место частичное сокрытие доходов (которое обычно происходит при
выборочных обследованиях домашних хозяйств), большее неравенство расходов может
означать, что более богатые люди и скрывают свои доходы в большей степени. К
сожалению, в Беларуси вдобавок еще и нельзя исключить сокрытие расходов: из-за
более высоких цен и меньшего выбора высококачественных (импортных) товаров
многие белорусы отправляются за покупками за границу, обычно в Москву, Киев,
Вильнюс или Варшаву. Конечно, это относится, прежде всего, к богатым людям. Это
сокрытие расходов невозможно измерить, можно лишь приблизительно оценить,
например, по количеству виз, выданных белорусам. Кстати, видимое сближение
уровней неравенства доходов и расходов (рисунок 2.1) [13] может означать
увеличение сокрытия расходов до уровня сокрытия доходов.

На рисунке 2.1 тонкие линии
показывают 95% доверительные интервалы (вычислены с помощью bootstrapping в
программе Stata, модуль ineqerr). Другие индексы неравенства (Theil, Varlogs,
коэффициент вариации) изменяются так же.

Неравенство доходов достигло
своего максимума в Беларуси в середине 1990-х годов. С 1995 года оно оставалось
на довольно низком и стабильном уровне, выраженное как в индексе Джини, так и в
индексе Тайла. Неравенство расходов (но не доходов) достигло максимума в 1999
году, после российского финансового кризиса, после чего снижалось. Тренд
изменился в 2004 году, когда начался небольшой рост неравенства как доходов,
так и расходов.

Формирование доходов населения и политика их регулирования

Рисунок 2.1 — Изменение индекса
Джини в Беларуси

Интересная особенность — в
Беларуси неравенство расходов выше, чем неравенство доходов, хотя обычно оно
ниже (этот феномен детально рассмотрен в отдельном разделе). Тем не менее, оба
вида неравенства в Беларуси ниже, чем в других постсоветских странах.

Региональное неравенство
распределено почти равномерно между областями, ни в одной из них оно не отличается
в значительной мере от других. Изменения в уровне неравенства для всей страны в
основном обусловлены изменениями неравенства в Минске, который также имеет
немного больший уровень неравенства в сравнении с другими городами.


3. Политика государства по регулированию доходов
населения в республике Беларусь

Центральное место в доходах
населения занимает заработная плата. Механизм государственного регулирования оплаты
труда реализуется через Конституцию Республики Беларусь; Трудовой кодекс Республики
Беларусь от 26 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями); ряд законов
Республики Беларусь и декретов главы государства, а так В нашей стране с января
1992 года в организациях и отраслях экономики применяется тарифная система,
представляющая собой совокупность нормативных актов, при помощи которых
осуществляются дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных
групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности
труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств и
отраслей, в которых заняты работники. Это позволяет при равных экономических
условиях добиться единства меры труда и его оплаты, равной оплаты за равный труд,
дифференциации основной части заработной платы в зависимости от признаков, характеризующих
качество труда [13].

Основными элементами тарифной
системы являются Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, имеющая
в настоящее время обязательное применение в бюджетной сфере и для работников
коммерческих организаций; тарифные ставки (должностные оклады); тарифно-квалификационные
справочники. В нее также включаются предусмотренные законодательством повышения
тарифного характера (выплаты компенсирующего и стимулирующего характера). В
качестве регулятора оплаты труда используется также тарифная ставка первого
разряда.

На протяжении продолжительного
времени минимальная заработная плата (МЗП) не выполняла роли минимальной
гарантии, поскольку служила основой не для определения размеров оплаты труда, а
для выплат штрафов и пенсий. Для преодоления сложившегося противоречия в
соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 3 от 15 февраля 2002
года «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы»
она стала применяться исключительно в сфере трудовых отношений в качестве минимальной
гарантии оплаты труда. С 1 января 2009 года МЗП установлена в размере 229700
рублей, однако ее соотношение с бюджетом прожиточного минимума (БПМ) составляет
только 98%.

За 1996-2008 годы заработная
плата в нашей стране выросла в 4,9 раза. Как показал анализ, истекший период
характеризуется положительными тенденциями ее номинального и реального значений.
Намеченные высокие темпы экономического роста в минувшем году, предпринятые
меры по смягчению последствий мирового кризиса помогли обеспечить рост реальной
заработной платы — 109,9%.

В 2008 году, согласно
утвержденному правительством графику, дважды повышалась тарифная ставка первого
разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. С декабря минувшего
года ее размер составляет 77 тыс. рублей. Однако в силу начавшихся кризисных
явлений в экономике страны не удалось сохранить планируемую с ноября 2008 года
величину тарифной ставки первого разряда на уровне 91 тыс. рублей.

МЗП к концу 2008 года не достигла
уровня бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, что повлекло
необходимость ее повышения с начала 2009 года.

Последствия мирового финансового
кризиса не должны существенно повлиять на уровень заработной платы в нашей
стране. Однако темпы ее роста в нынешнем 2009 году будут несколько ниже, чем в
предыдущем: ожидается, что применительно к среднемесячной заработной плате они
составят 113%, к реальной — 100,2-101,1%. В связи с этим в I полугодии 2009
года будут разрабатываться шаги по сдерживанию роста заработной платы и
повышения тарифной ставки первого разряда. Тем не менее, вопросы регулирования
заработной платы, в том числе график ее повышения в бюджетной сфере, намечено
регулярно рассматривать правительством и увязывать с финансовыми возможностями,
развитием производственных процессов, динамикой макроэкономических показателей
[16].

Политика оплаты труда будет и
дальше основываться на сочетании государственных, рыночных и
коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при
постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования. Приоритетами остаются
создание равных прав на труд, условия труда и его оплату для всех субъектов хозяйствования,
обеспечение формирования экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации
всех трудовых доходов.

На первый план выходят
необходимость увеличения заработной платы у низкооплачиваемых работников,
снижение доли малообеспеченности среди занятого населения. К этому должно
привести последовательное повышение размеров оплаты труда в отраслях с низким
уровнем заработной платы, совершенствование налогообложения в интересах
низкооплачиваемых работников, ужесточение ответственности нанимателей за несоблюдение
минимальных гарантий в области труда. Названным целям отвечает разработка
эффективных схем материального и нематериального вознаграждения, в первую очередь
высококвалифицированных специалистов и работников высшего управленческого звена,
способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи национальной
экономики в условиях мирового кризиса.

В связи с этим важнейшим
направлением совершенствования государственной политики доходов населения
призвано стать упрощение системы оплаты труда руководителям организаций,
сокращение ограничений, влияющих на размеры их премий и надбавок. В частности,
в соответствии с утвержденными в начале 2009 года нормативными правовыми актами
устанавливается единый норматив отнесения стимулирующих выплат работникам
организаций независимо от формы собственности в затраты, учитываемые при
налогообложении и ценообразовании, в пределах 80% тарифной части заработной
платы по организации в целом и 100% — для работников организаций, обеспечивших
выполнение установленного задания по уровню рентабельности реализованной
продукции. Наниматель вправе самостоятельно определять приоритетность видов
стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшим наибольший
вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.
Руководителям, обеспечивающим поступление валютной выручки, разрешено
устанавливать персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные
размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).

Следующим этапом должна стать
отмена обязательного установления министерствами и другими органами
государственного управления предельного норматива прибыли, направляемой на
оплату труда, для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки
первого разряда.

Главное в условиях либерализации
экономики — предоставить больше самостоятельности коммерческим организациям в
установлении форм и систем оплаты труда исходя из сложившейся рыночной
конъюнктуры и собственных целей организаций. Но в то же время не следует
забывать, что оплата труда в бюджетной сфере является приоритетом
государственного регулирования. Ее дальнейшее совершенствование обязано базироваться
на изменении тарифной ставки первого разряда и Единой тарифной сетки.

Нужно отметить, что в условиях
контролируемой инфляции и объективного метода ее оценки заработная плата и ее
покупательная способность должны прирастать в меру роста производительности
труда. Об обязательности их увязки свидетельствует практика стран с развитой
рыночной экономикой.

Что касается Беларуси, в период
1996-2000 годов наблюдался устойчивый рост коэффициента эластичности реальной
заработной платы по производительности труда от 1,3 до 2,1%. В результате
стабильного роста экономики реальная заработная плата вплотную приблизилась к
уровню 1990 года уже в 2000 году, а в 2001 превысила его на 23,1%. Однако в ее динамике
обозначилась явная тенденция падения эластичности относительно производительности
труда (таблица 3.1) [14].

Таблица 3.1 — Эластичность
реальной зарплаты по производительности труда в экономике Беларуси в 1991-2007
годах

Годы Индекс производительности труда в% к предыдущему году** Индекс реальной заработной платы в% к предыдущему году Коэффициент эластичности реальной заработной платы по
производительности труда
1996 103,8 105,1 1,3
1997 111,3 114,3 1,3
1998 107,2 118,0 2,5
1999 102,8 107,3 2,6
2000 105,8 112,0 2,1
1996-2000* 6,15 11,3 1,84
2001 105,2 129,6 5,7
2002 105,9 107,9 1,3
2003 108,0 103,2 0,4
2004 112,0 117,4 1,5
2005 108,5 120,9 2,5
2001-2005* 7,95 15,4 1,94
2006 108,6 117,3 2,0
2007 107,7 109,5 1,2
2008 109,3 109,9 1,06

* Среднегодовые темпы прироста (снижения)

** Расчет на основе данных,
представленных в Статистическом ежегоднике Республики Беларусь. Минск, 2008 год.
С.36,37.

Соотношение между темпами
прироста этих двух показателей зависит от конкретных условий развития той или
иной страны. В переходных экономиках ускоренный прирост заработной платы
инициирует перераспределительные процессы, направленные на снижение социально-экономического
неравенства населения и сокращение уровня его малообеспеченности. Необходимость
существенного повышения заработной платы связана с ростом цен на жилье,
жилищно-коммунальные услуги, переходом на платные медицинские и образовательные
услуги, отменой многих льгот населению, ликвидацией такого института, как
общественные фонды потребления. Сегодня многие социальные расходы из государственного
бюджета и внебюджетных фондов перенесены на самих граждан.

Размер заработной платы должен
устанавливаться на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье
удовлетворять возросшие материальные и духовные потребности и создавать
денежные накопления для развития человеческого потенциала.

Кроме того, макроэкономическая
стабилизация в условиях переходной экономики требует расширения внутреннего
рынка продукции. Это представляется возможным на основе увеличения
покупательной способности населения, что, в свою очередь, обусловливает
необходимость повышения реальной заработной платы.

К тому же следствием перехода к
рынку стала необоснованная дифференциация заработной платы в различных отраслях
экономики. Поэтому до ее устранения более быстрый рост заработной платы по
сравнению с производительностью труда в отдельных отраслях является правомерным.

Вместе с тем, несмотря на
допустимость и даже известную желательность, в качестве фактора увеличения
стоимости живого труда в структуре цены конечной продукции и повышения уровня
жизни населения опережение темпов роста заработной платы по сравнению с
производительностью труда должно носить кратковременный характер, а именно, до
выхода на оптимальное соотношение оплаты труда в ВВП, за которое может быть
принят, например, средний уровень в развитых странах (55-60%).

Значимая статья доходов населения
— пенсии. Сегодня получателями их различных видов являются 2,6 млн. человек, из
них 74,6% начисляются пенсии по возрасту, 11,3% — по инвалидности, 5,3% — по
случаю потери кормильца. Доля расходов на эти цели достаточно высока и
равняется в настоящее время около 11% ВВП.

За период с 1996 по 2007 год
среднемесячный размер назначенной пенсии реально увеличился в 4,4 раза. Минимальный
размер пенсии по возрасту был доведен до бюджета прожиточного минимума
пенсионера, что явилось важным социальным достижением. Выплата социальных
пенсий стала производиться в размере не ниже 50% БПМ в среднем на душу
населения.

С 1997 года у нас в стране
осуществляется пенсионная реформа — многоаспектная программа, реализуемая в
интересах основной массы нетрудоспособных граждан. Избран достаточно «мягкий»
вариант совершенствования действующей системы с ориентацией на последовательное
использование результатов экономического роста.

Привязка повышения пенсий в
республике к росту средней заработной платы позволяет реально увеличивать их
размеры и соответствующие надбавки.

В рамках последовательных
преобразований у нас в стране установлена зависимость права на трудовую пенсию
от уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, введен механизм
повышения пенсий лицам, отложившим выход на заслуженный отдых по возрасту.

Усилена дифференциация в
отношении тех, кто в свое время был занят на высокооплачиваемых работах и,
соответственно, внес наибольший финансовый вклад в пенсионную систему.

В 2000 году изменен порядок
определения и механизм корректировки минимальных пенсий. Теперь минимальная
пенсия по возрасту состоит из двух частей, одна из которых автоматически
перерассчитывается в связи с изменением БПМ, а вторая (доплата) — в связи с ростом
заработной платы, одновременно с перерасчетом всех трудовых пенсий. В таком же
порядке производится перерасчет минимальных пенсий по инвалидности, по случаю
потери кормильца. Социальные пенсии, надбавки и повышения также регулярно
автоматически пересматриваются.

Была введена еще одна
рациональная норма — расширен временной период, из которого определяется
заработок для исчисления пенсии. Пятилетний период, за который он учитывался, а
также 15-летний период, из которого избирался обратившимся за пенсией, стал
ежегодно увеличиваться на один год (но не более чем до числа полных лет фактического
стажа работы, в течение которых работник подлежал государственному социальному
страхованию).

Наступившее с 2002 года
ухудшение финансового состояния Фонда социальной защиты населения (ФСЗН),
связанное как с ростом числа лиц пенсионного возраста, так и с образовавшейся
значительной просроченной задолженностью субъектов хозяйствования по уплате
взносов на пенсионное страхование, потребовало принятия дополнительных мер. В
частности, было введено обязательное социальное страхование индивидуальных предпринимателей,
что в целом позволило расширить доходную часть ФСЗН.

Важным шагом по совершенствованию
организации пенсионной системы стал переход с 2003 года на индивидуальный (персонифицированный)
учет плательщиков взносов на социальное страхование. Он обеспечивает сбор и хранение
полных и достоверных сведений о каждом застрахованном лице, позволяет
максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключает нецелевое
расходование средств социального страхования, является инструментом адаптации
пенсионной системы к современным условиям и создает необходимую базу для формирования
ее многоуровневой структуры. Кроме того, индивидуальный учет способствует
легализации трудовой деятельности и заработка, а также помогает решать проблему
сохранности документов, которые необходимо предоставлять для начисления пенсий.
В перспективе его роль будет еще более значимой, поскольку исчисление размеров
пенсий предусматривается производить в зависимости от объема уплаченных взносов
на пенсионное страхование.

Сегодняшнее развитие пенсионной
системы происходит в условиях неблагоприятной демографической ситуации, при
опережающих темпах роста численности пенсионеров над численностью занятого в
экономике населения. Причем этот процесс будет усиливаться в последующие
десятилетия, что связано с достижением пенсионного возраста лицами, рожденными
в послевоенные годы.

Важным элементом комплекса мер
по снижению нагрузки на пенсионную систему стал вступивший в действие с 1
января 2009 года Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном
страховании». Им предусмотрено финансирование пенсий в рамках профессиональной
системы за счет целевых страховых взносов нанимателей по накопительной схеме с
постепенным освобождением общей пенсионной системы от финансирования досрочных
пенсий, связанных со страхованием производственных рисков.

Один из резервов пенсионной системы,
используемый многими странами мира — стимулирование более позднего выхода на пенсию.
К концу текущего года будет подготовлен законопроект, призванный сбалансировать
интересы пенсионеров и возможности пенсионной системы.

Дальнейший ход преобразований
пенсионной системы в Беларуси видится как продолжение процесса поэтапного
создания всех необходимых новых компонентов пенсионной системы на основе
закрепления и развития имеющегося опыта и достижений.

Одно из важнейших направлений
политики доходов — оказание государственной материальной поддержки семьям с
детьми.

В Республике Беларусь
назначаются следующие виды государственных пособий семьям, воспитывающим детей:
по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет
в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности; по уходу за
ребенком в возрасте до 3 лет; пособия на детей в возрасте от 3 до 16 лет (до 18
лет); по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет; по уходу за ребенком в
возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери
либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; по уходу за
ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека
или больных СПИДом.

Система социальной поддержки
семей в связи с рождением и воспитанием ребенка постоянно совершенствуется. Сегодня
действующей в стране системой государственных пособий охвачено более 512 тыс. детей
в возрасте до 18 лет. В 2008 году вступил в действие Закон Республики Беларусь
«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь »О
государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», в котором
содержится норма об установлении пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех
лет в размере 80% БПМ вместо ранее действующей — 65% БПМ.

Помимо этого в Беларуси широкое
распространение получили и другие социальные выплаты семьям с детьми. Среди них
— льготы по оплате питания детей в детских дошкольных учреждениях (количество
получателей которых составляет почти 60 тыс. семей), бесплатное питание детям
первых двух лет жизни, бесплатное питание школьникам из малообеспеченных семей,
льготы по оплате за пользование учебниками и другие.

Существенным достижением
социально-экономического развития страны последних лет является сравнительно
низкий уровень регистрируемой безработицы. Даже в условиях мирового
финансово-экономического кризиса за 2008 год в Беларуси уровень регистрируемой
безработицы снизился с 1,0 до 0,8% от экономически активного населения [13]. Это
один из самых низких показателей среди европейских стран.

В республике создана действенная
система адресной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения. В 2008
году увеличение объема ресурсов, направляемых на эти цели, повышение критерия
нуждаемости для предоставления такой помощи с 60% бюджета прожиточного минимума
до 100% позволило расширить охват нуждающихся. Увеличились размеры единовременной
и ежемесячной помощи. Количество белорусов, которым государство помогло таким образом,
в последнее время значительно возросло: в 2008 году поддержку получил каждый
третий малообеспеченный житель Беларуси (в 2007 году — каждый тринадцатый). Социально
уязвимым слоям населения предоставляется гарантированная адресная социальная
поддержка в виде натуральной помощи, а также выделения безналичных жилищных
субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями и
коммунальные услуги.

Рост заработной платы и других
доходов населения позволил существенно снизить в Беларуси уровень
малообеспеченности (бедности), который в 2007 году равнялся 7,7% [13]. Необходимо
иметь в виду, что бедность как социально-экономическое явление присуща всем
государствам мира.

Согласно определению бедных как
«отдельных лиц или семьи, чьи средства настолько малы, что они оказываются
исключенными из минимального приемлемого образа жизни населения стран, в
которых они проживают» [13], определенный минимум здесь

необходимо увязывать с
национальными и культурными особенностями страны, и он может существенно
различаться по странам.

В Беларуси в основе официально
принятого метода измерения уровня бедности лежит концепция абсолютной бедности,
базирующаяся на учете величины среднедушевого дохода (лица) и его соотнесения с
бюджетом прожиточного минимума. В стране, как известно, рассчитываются два
потребительских бюджета — минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет
прожиточного минимума (БПМ).

Порядок формирования МПБ,
представляющего собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и
услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных
потребностей человека, определен Законом Республики Беларусь от 9 января 1992
года «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета».
Правовой основой для определения БПМ, под которым понимается минимальный набор
материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности
человека и сохранения его здоровья, является Закон Республики Беларусь от 6
января 1999 года «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь».

Первоначально к малоимущим (бедным)
категориям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых доходов
ниже 60% минимального потребительского бюджета. Указанный норматив не был
закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Однако негативные
явления в экономике середины 90-х годов прошлого века вызвали необходимость
введения нового, усеченного норматива для оказания государственной социальной
помощи, которым стал БПМ. В натурально-вещественном выражении в состав БПМ, в
отличие от МПБ, не включены расходы человека или семьи на культурно-просветительские
мероприятия, отдых, услуги связи и некоторые другие услуги. Остальные же статьи
расходов в обоих бюджетах совпадают и включают: продукты питания, одежду,
обувь, предметы общесемейного пользования; лекарства; предметы санитарии и
гигиены; жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги; услуги детских
дошкольных учреждений.

Таким образом, в соответствии с
белорусским законодательством малообеспеченными гражданами (семьями) считаются
граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета
прожиточного минимума. Для международных сравнений ООН и Всемирным банком в качестве
пороговых значений бедности в стране было предложено использовать показатели
долей населения, имеющих различный доход на человека в день, — менее 1 доллара
США, менее 2,15 доллара и менее 4 долларов в день по паритету покупательной
способности (ППС).

Перед международным сообществом
(Саммит тысячелетия, Нью-Йорк, 2000 год) была поставлена задача к 2015 году
сократить вдвое долю населения, чье материальное положение можно охарактеризовать
как бедность. Беларусь взяла на себя повышенные обязательства: сократить более
чем втрое в период 2000-2015 годов долю населения, живущего ниже национальной
черты бедности. Анализ ситуации в данной области в нашей стране в соответствии
с методическими рекомендациями ООН дает основание заключить, что эта задача
успешно реализована уже сегодня.

В Беларуси наблюдается
позитивная тенденция сокращения малообеспеченности, что подтверждается в том
числе и международной статистикой. По данным последнего Доклада о развитии
человека, в Беларуси на 4 доллара США в день в 2005 году проживало 15,9% населения.
Для сравнения: в России — 45,3%, Казахстане — 56,7%, Украине — 44,7% населения.
Из восточноевропейских стран бывшего социалистического лагеря: в Польше — 20,6%,
Болгарии — 39,9%, Румынии — 54,8% населения [13].

Наибольшему риску бедности в
Беларуси подвержены лица, проживающие в сельской местности, малых городах, а
также семьи с высокой степенью иждивенчества. Однако следует отметить, что в
сельской местности значительная доля населения занята в личных подсобных
хозяйствах, что позволяет компенсировать расходы семей, связанные с приобретением
продуктов питания. Поэтому для проживающего там населения наибольшую
актуальность имеют «денежные» аспекты бедности, связанные с доступностью
непродовольственных товаров и услуг.

Вторым по значимости местом
концентрации бедности в Беларуси выступают малые города, где проживает примерно
6% населения страны. Это явление в малых городах страны, как и в сельской
местности, во многом определяется неразвитостью локальных рынков труда, а также
неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием градообразующих
предприятий.

К наименее проблемным в данном
отношении регионам Беларуси относится Минск, областные центры (Брест, Витебск,
Гомель, Гродно, Могилев), а также Борисов, Барановичи, Бобруйск и некоторые
другие крупные города, обладающие достаточно развитым экономическим,
социально-культурным и интеллектуальным потенциалом.

Для решения проблем
малообеспеченности (бедности) в Беларуси разработаны и реализуются ежегодные
программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития
предпринимательства, Комплексная система мер по социальной защите населения
Республики Беларусь, Государственная программа возрождения и развития села на
2005-2010 годы, Государственная комплексная программа развития регионов, малых
и средних городских поселений на 2007-2010 годы, Комплексная программа по
совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого
возраста в Республике Беларусь до 2010 года и другие.

Расходы на социальные программы
в Беларуси являются одними из самых высоких среди стран СНГ. Широко
задействуется и такой механизм, как предоставление социальных льгот и гарантий,
доступ к которым осуществляется по категориальному принципу. В последние годы
была проведена рационализация льгот и выплат населению и их значительное
сокращение. Высвобождаемые средства направляются на программы адресной
социальной помощи, предоставляются наименее защищенным гражданам, а также
ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам.

Не менее значимый аспект
предотвращения бедности — обеспечение доступности жилья для малообеспеченных
граждан и снижение социальных издержек при повышении оплаты населением
жилищно-коммунальных услуг. Для этого разработаны и реализуются программы
жилищного строительства с учетом потребности в социальном жилье, использование
по соответствующему назначению пустующих домов в сельской местности, сохранение
системы безналичных жилищных субсидий для малообеспеченных граждан, снижение
предельной нормы расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном
доходе семьи для предоставления жилищных субсидий.


Заключение

В результате проведенного
анализа можно сформулировать следующие выводы.

Доходы населения рассматриваются
как основной фактор роста благосостояния людей. Авторская концепция, основана
на системной парадигме, позволяющая рассмотреть доходы населения:

во-первых, как подсистему,
входящую в систему доходов общества, поскольку последние, кроме доходов
населения, включают доходы хозяйствующих субъектов и государства;

во-вторых, доходы населения
представлены как сложная система, имеющая внутреннюю поэлементную структуру,
объединяющая доходы по источникам образования, методов их распределения и перераспределения;

в-третьих, доходы населения это
целостная система, имеющая свои характерные черты, цели и функции, выражающая
сложную структуру экономических отношений, возникающих по поводу их образования
и регулирования;

в-четвертых, рассмотрение
доходов населения как фактора роста благосостояния обосновывается тем, что от
их уровня зависит степень удовлетворения материальных и духовных потребностей,
качество жизни и поведение людей в обществе;

в-пятых, регулирование доходов
населения, осуществляемое многозвенным механизмом, выражающим совокупность
связей между хозяйствующими субъектами, государством и домохозяйствами.

Особенно важное место в
социальной политике Республики Беларусь занимает выработка и применение
наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее
содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной
части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы
получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из
общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень
доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и
работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной
платы и другие элементы.


Список использованных источников

1. 
Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических
специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. — Минск:
Книжный дом, 2004. — 608 с.

2. 
Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. — Минск: ООО
«Новое знание», 2002. — 289с.

3. 
Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3). Учебное
пособие для вузов / И.М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2004.
— 576 с.

4. 
Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный
курс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ»,
2002. — 632 с.

5. 
Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. — Минск: ОДО «Равноденствие»,
2004. — 377 с.

6. 
Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотухина
[и др.] ; Под ред. Э.А. Лотухиной. — Минск: Тесей, 2003. — 320 с.

7. 
Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и
др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. — Минск: Вышэйшая школа,
2007. — 480 с.

8. 
Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова
и др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. — Минск: Новое знание, 2002. — 244 с.

9. 
Морова, А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений / А.П. Морозова.
— Минск: ИСПИ, 2000. — 176 с.

10. 
Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М.И. Плотницкий. — Минск: Книжный
Дом «Мисанта», 2005. — 407 с.

11. 
Социальная политика: Учеб. Для вузов экон. и неэкон. Специальностей /
Под ред. Н.А. Волгина. — Москва: Экзамен, 2002. — 734 с.

12. 
Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича.
— Минск: ООО Новое знание, 2000. — 664 с.

13. 
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2008 году. —
Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. Минск,
2009. — № 2.

14. 
Статистический ежегодник Республики Беларусь. — Минск, 2008.

15. 
Тур, А.Н. Цели, задачи и приоритеты в Программе социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: пособие для студентов и
учащихся / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий. — Минск: Мисанта, 2007. — 120 с.

16. 
Электронный ресурс Министерства статистики и анализа Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://www.belstat.gov.
by. — Дата доступа: 01.08.2010

17. 
Электронный ресурс Министерства труда и социальной защиты населения
Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://www.mintrud.gov.
by. — Дата доступа: 01.08.2010.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий