Стратегия деятельности предприятия

Дата: 21.05.2016

		

МОСКОВСКИЙ
НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Финансово-
экономический факультет

Курсовая
работа

по дисциплине Экономика организаций (предприятия)

на тему Стратегия деятельности предприятия

Студента Боевой Марии Андреевны

Курс 3 курс

Форма обучения очное – заочное

2008/2009 уч.
год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.  Стратегия предприятия. Виды стратегий
и виды стратегий

1.1 
Характеристика. История
образования Торгового Дома

1.2 
Выбор стратегии
развития

1.3 
Показатели чистой
прибыли, коэффициента текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами

2.  Основные факторы, связанные с деятельностью
ОАО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ГУМ»

2.1 
Акционерный
капитал ОАО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ГУМ»

2.2 
Акции Торгового
Дома. Основные средства. Финансовые вложения

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

№1 «Каток на Красной площади»

№2 «Ледовое шоу двух столиц»

№3 «Гастроном №1»

№4 Фонтан

№5 «Кремлевская Зоря»

№6 Открытие Артиколи и Фонтана

№7 выставка «Сделано в Италии»

№8 выставка компании OMEGA

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы посвящена рассмотрению
вопросов, которые связаны со стратегией деятельности предприятия ОАО «Торговый
Дом ГУМ».  Стратегия представляет собой набор правил, которыми
руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем
стратегия рассматривается как общий комплексный план, предназначенный для того,
чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей организации. На
современном этапе развития экономики актуализируются проблемы повышения
эффективности управления ресурсами на всех иерархических уровнях. От отношения
к ресурсам и их потреблению в процессе труда зависит во многом объем производственных
благ, их качество, доходы и уровень жизни, как самого рабочего, так и его
семьи, а, в конечном счете, богатство и благосостояние населения страны.

Одной из определяющих причин глубокого экономического кризиса
нашей страны, является неэффективное использование ресурсов, неграмотное
руководство, налоговая политика государства.

В данной курсовой работе мы использовали реально
существующее предприятие ОАО «Торговый Дом ГУМ». На примере этого
предприятия была рассмотрена возможность эффективной работы компании в условиях
российской экономики, методы рационального использования ресурсов предприятия и
пути улучшения их использования с целью получения максимальной прибыли.

Цель работы: изучить теоретические и практические
аспекты стратегии предприятия.

Задачи:

— изучить теорию нашей темы

— изучить историю образования «ТД ГУМа»

— показать на примере Торгового Дома стратегию
предприятия

— изучить
основные факторы «ОАО ТД ГУМ»

1. СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ВИДЫ СТРАТЕГИЙ

В развитой рыночной
экономике основным хозяйствующим субъектом выступают предприятия различных форм
собственности.

Предприятие является
самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным в порядке, установленном
законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях
удостоверения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие после
государственной регистрации в установленном порядке приобретает статус
юридического лица.

Начнем с понятия,
акционерное общество (АО) — добровольное объединение средств физических и
юридических лиц (акционеров), каждый из которых несет материальную
ответственность за результаты деятельности акционерного общества в пределах
номинальной стоимости принадлежащих ему акций, суммарная стоимость которых
образует уставной капитал акционерного общества.

Акционерным обществом
признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число
акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его
обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в
пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акции открытого общества
могут отчуждаться от одного лица к другому без согласия других акционеров этого
общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им
акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального
закона об акционерных обществах и иных правовых актов Российской Федерации.
Число акционеров открытого общества не ограничено.

Понятие стратегии взято
из военного лексикона, где оно обозначает планирование и проведение в жизнь
политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех
доступных средств. Это понятие употребляется и в общем смысле, обозначая
принятие широких долгосрочных мер или подходов.

Для описания понятия
стратегия можно применить и следующую формулировку: стратегия – это весь
взаимосвязанный комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи
данного предприятия по отношению к его конкурентам.

Цели стратегии состоит в
том, чтобы добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат
предприятию высокую рентабельность. Таким образом, стратегия представляет собой
обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем
координации и распределения ресурсов предприятия.

По мнению М. Портера,
крупного специалиста в области экономической стратегии предприятия, большинство
стратегий можно сгруппировать, взяв за основу одну из видовых стратегий:
контроль над затратами, стратегию дифференциации или фокусирование.

Стратегия контроля над
затратами базируется на снижении собственных издержек по сравнению с затратами
конкурентов путем обязательного контроля над затратами и/или путем
регулирования размера предприятия и объема продукции, благодаря чему
достигается более высокая эффективность производства. Именно низкие цены могут
служить своего рода барьером для появления новых конкурентов.

Стратегия дифференциации
направлена на то, чтобы поставить на рынок труда товары или услуги, по своим
качествам более привлекательные в глазах потребителя, чем конкурирующая
продукция. Эти дополнительные особые качества могут содержать следующие
элементы: имидж, сервис, разветвленную сеть филиалов для оказания услуг.
Стратегия дифференциации – это надежная и долгосрочная стратегия для достижения
уровня прибылей выше среднего по отрасли, так как клиенты, предпочитающие одну
и ту же марку, менее восприимчивы к цене.

Фокусирование – это
стратегия, при которой предприятие целенаправленно ориентируется на какую – то
группу потребителей, или на ограниченную часть ассортимента продукции, или на
специфический географический рынок.

Стратегический выбор
должен быть определенным и однозначным. По мнению специалистов. Наиболее
характерными особенностями деятельности всех быстро развивающихся предприятий
независимо от их размера и специализации являются: ориентация на полнейшее
удовлетворение потребностей заказчика и гибкость стратегий, позволяющая
приспособится к любым условиям. Наиболее показательной в этом смысле является
стратегия маркетинга.

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ТОРГОВОГО ДОМА

Всё в России начинается с
Красной площади. Уже в XVвеке здесь был центр российской торговли. Со времен
Ивана Грозного на площади в беспорядке устраивались самодельные купеческие
лавки. Вначале XIX века, после похода Наполеона, царь Александр I указал
облагородить этот пестрый рынок. По проекту архитектора Бове был выстроен фасад
в стиле ампир, подражающий дворцам римской империи. Так возникло первое здание
Верхних торговых рядов. Но, при всем своем великолепии, оно выполняло лишь
функцию ширмы, скрывая тесные лабиринты рынка.

Но к концу XIX века
столичная торговля вышла на мировой уровень, и колоннады прежних торговых рядов
перестали отвечать требованиям времени.

Грандиозная стройка
началась в1890-м году и завершилась через 3года. Так, в1893году, родился
будущий ГУМ.

Новые торговые ряды
составили славу русского купечества. Торговые ряды уже тогда с полным правом
претендовали на принцип универсальности и предлагали покупателям образцовую
инфраструктуру: услуги носильщиков, цирюльников, банкиров и почтальонов.

После Великой октябрьской
революции в исторических интерьерах торговых рядов обосновались подведомственные
организации. До начала 1950-х годов ГУМ оставался правительственным
учреждением.

Датой второго рождения
торгового дома можно считать 1953год. В августе этого года советское
правительство постановило реконструировать помещение на Красной площади, 3. На ударную
стройку были направлены производственные и рабочие силы со всего СССР. В рекордные
сроки, уже в ноябре, здесь открылся первый и самый большой в советской России
центр торговли— государственный универсальный магазин— ГУМ. «Магазин
образцовой торговли» стал Меккой отечественных покупателей, собранием
самых дефицитных товаров и символом столицы СССР наравне с Кремлем, мавзолеем
Ленина и ВДНХ.

Но ГУМ— непросто магазин,
в котором можно купить практически всё. Это целый торговый квартал, в котором
есть и аптека, и филиал банка, и магазин цветов.

Это памятник архитектуры.
Это комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе. Это художественная галерея и место
проведения культурных мероприятий. Это неотъемлемая часть российской истории и must
see для гостей столицы.

Не останавливаясь на достигнутом,
ГУМ продолжает развиваться. Сегодня на месте образца постсоветской торговли
формируется универсальный торгово-развлекательный комплекс, способный
объединить прогрессивную современность и славную историю. ГУМ не будет
магазином «для богатых», не будет «для бедных». Он будет
универмагом для людей, готовых жить в развивающемся обществе «потребления
с человеческим лицом».

Совершенствуется
внутреннее пространство. Восстановлен легендарный Демонстрационный зал, вошедший
в историю отечественного кинематографа. В его оригинальных интерьерах
планируется проводить культурные мероприятия и светские собрания. В афише ГУМа—
художественные экспозиции и яркие презентации. На внешнем фасаде реализован
уникальный проект иллюминации: архитектурные элементы здания подчеркнуты
линиями электрических лампочек. Проект обновленного дизайна предполагает
реорганизацию пассажей в стиле палаццо: эффектная система освещения, мозаичный
пол, живые зеленые растения. ГУМ станет центром досуга, претендующим на статус
арт — пространства.

Современная расшифровка
аббревиатуры ГУМ звучит так: «Главный Универсальный Магазин».

1.2 ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

ОАО » Торговый Дом
ГУМ» выбрал стратегию, направленную на переход ГУМа в статус торгового
центра, ориентированного на торговлю товарами и предоставление услуг высокого
класса.

Руководство консолидирует
усилия для выхода на мировые стандарты, в которых Торговый дом предлагает своим
посетителям и деловым партнерам собственный уникальный стиль. В рамках проекта
перехода на качественно новый уровень определены пути развития в сфере
торговли, нематериальных активов и рекламной деятельности.

Заявленная стратегия
требует больших вложений финансовых ресурсов и времени. Активность компаний на
рынке товаров высокого уровня отличается массированными рекламными кампаниями и
громкими акциями продвижения марок и производителей. Для того, чтобы сохранить
финансовую стабильность и сформировать дополнительные ресурсы для реализации
заявленной программы, ГУМ вынужден сокращать собственные торговые площади и
увеличивать предложение аренды. С этой же целью продолжается программа по
освобождению от непрофильных активов. Проводится работа по реорганизации
торгового пространства, призванная не только сформировать четкое зонирование
товарного предложения, но и создать комфортные условия для покупателей. Кроме
того, ведутся ремонтно-строительные работы, вызванные необходимостью
обеспечения здания ГУМа дополнительными мощностями по электроэнергии и теплу.

На фоне дорогих концептуальных
магазинов ГУМ имеет ряд уникальных конкурентных преимуществ. В числе самых
важных стоит отметить местоположение и высокий статус Торгового дома,
сложившийся исторически, что позволяет нам формировать уникальное предложение
товаров высокого уровня, представленных марками с мировой известностью.

Так в 2006 году открылись
флагманские магазины Omega, Paul Smith, Dior, Hugo Boss, ETRO. Открытие этих
магазинов сопровождалось публичными событиями, получившими большой резонанс
общественности и привлекли новых покупателей. 2006 год стал для нас годом,
насыщенным яркими событиями, которые организовал и провел ГУМ.

Самым значимым проектом
стоит назвать «Каток на Красной площади», уникальный по своей сути и
состоявшийся впервые в истории. Этот проект стал событием мирового значения,
которое получило освещение во многих СМИ и доставило незабываемые впечатления
для тысяч москвичей и гостей столицы. Каток на Красной площади стал очередным
качественным этапом в программе позиционирования ГУМа не только как торговой площадки,
но и как культурно-развлекательного центра. (Приложение №1)

В 2006 г. 19 декабря в уникальных декорациях Красной площади на арене в 3000 кв. м состоялось «Ледовое шоу двух столиц», в котором приняли участие сильнейшие
фигуристы мира. На трибунах на Красной площади присутствовали более 3000
зрителей, а трансляция этого мероприятия была показана для десятков миллионов
россиян 29 декабря на 1-м Канале. ГУМу удалось оправдать стремление
приблизиться к мировой практике, когда все публичные площади работают на людей,
у которых появилась возможность увидеть и оценить красоту зимнего спорта во
всем его величии.

(Приложение №2)

Учитывая общее положение
ОАО «Торговый Дом ГУМ» в отрасли и принятую стратегию развития, вся
деятельность ГУМа в 2006 году была направлена на представление потенциальным
покупателям более широкой гаммы товаров высокого класса и на создание наиболее
комфортных условий для посетителей.

Были введены в
эксплуатацию новые торговые площади за счет реконструкции площадей, ранее
занимаемых типографией, салоном фотографии и других. В прошедшем году торговая
площадь основного здания ГУМа увеличилась на 2 тыс. кв.м.

Для реализации выбранной
стратегии развития были сосредоточены усилия на работах в основном здании,
расположенном на Красной площади, и, одновременно, осуществлялся процесс
освобождения от непрофильных активов. В связи с заявленной стратегией развития
в ГУМе торговли товарами высокого класса, были предприняты вынужденные меры по
закрытию ряда магазинов собственной торговли, представляющих
неконкурентоспособные товары. В тоже время были заключены договора аренды с
компаниями, завоевавшими мировую популярность в сфере производства товаров
высокого класса. Эта работа требует детальной проработки не только
маркетингового плана, но и перестройки всей системы организации торговли,
включая подготовку кадров, создание нового стиля представления товаров, дизайна
салонов и т. д.

Первым шагом в данном
направлении стало открытие нового салона «Оптика», где покупатель
может найти не только большой ассортимент оптики известных мировых марок, но и
воспользоваться дополнительными услугами, например, получить консультацию
квалифицированного офтальмолога с использованием современного медицинского
оборудования.

В 2007 году была
выполнена намеченная ранее задача по реализации проекта «Гастроном в ГУМе».
Воссоздание уникального, существовавшего в прошлом столетии Гастронома в ГУМе
является существенным шагом в продвижении принятой стратегии и предоставляет
покупателям новые возможности совершать комплексные покупки. К работе над
проектом были привлечены итальянские архитекторы и дизайнеры, которым удалось
органично подчеркнуть все достоинства архитектуры помещения, интерьера,
воссоздать элементы ранее существовавшего Гастронома, и при этом представить
широкую гамму товарного предложения.

Общая торговая площадь,
занятая Гастрономом, составила около 2000 кв. м., она оснащена торговым оборудованием, отвечающим последним технологическим требованиям, оборудованием систем
вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения, освещения, охранно-пожарной
сигнализации, заменены наружные и внутренние витражи. Кроме того, в подвале
ГУМа отремонтировано более 1000 кв. м. производственных площадей, оборудованных
современной техникой для приготовления блюд и хранения продовольствия. Гастроном
в ГУМе ориентирован, в первую очередь, на целевую высокодоходную категорию
покупателей, и поэтому ассортиментное предложение было составлено с учетом
наполнения магазина товарами, являющимися элитными в рамках своих товарных
групп: живые лобстеры, французские сыры, калифорнийская клубника и другие.
Всего в Гастрономе представлено более 13,5 тысяч ассортиментных позиций.
Открытие Гастронома состоялось в декабре 2007 года в канун новогодних
праздников. (Приложение № 3)

Усиление конкурентной
борьбы заставляет нас предпринимать дополнительные меры по созданию более
комфортных условий пребывания посетителей в ГУМе. В том числе, крайне важным
является улучшение условий для посетителей, приезжающих в ГУМ на автомобилях.
Так, наряду с существующей парковкой на Ильинке и в Ветошном переулке, в 2006
году была открыта парковка на Васильевском спуске.

Обеспечение
климатического и температурного режима потребовало привлечения дополнительных
мощностей по электроэнергии. За отчетный период ГУМ приобрел около 4 тыс. кВт
электроэнергии, в связи с чем было построено 3 новых КТП. Кроме того, для
обеспечения бесперебойного отопления в зимнее время были модернизированы два
центральных тепловых узла. Общая стоимость всех строительных, ремонтных и
реставрационных работ, произведенных в 2006 году, составила около 269 млн. руб.

Выбранная стратегия
развития требует длительного временного периода для перестройки всей торговой
деятельности ГУМа. В первую очередь начались работы на первом этаже здания, где
был закрыт ряд магазинов, представляющих товарные группы низкого ценового
сегмента и не выдерживающих рыночной конкуренции. Это дало возможность
увеличить объемы торговых площадей для сдачи в аренду известным маркам, которые
способны придать ГУМу дополнительную привлекательность.

Данная тактика была
начата в 2005 году, продолжилась в 2006 году, и сохранится в текущем 2008 году.
Сдача площадей в аренду рассматривается как мера для получения стабильных
финансовых результатов, необходимых для перестройки торговой деятельности
компании.

Используя уникальное
территориальное положение преимущества архитектуры здания, ГУМ проводит
политику привлечения надежных партнеров, оперирующих марками с мировой
известностью, которые занимают высокое положение на рынке профильных товаров.
Одновременно с этим инициируются собственные проекты — новые и оригинальные.

Первоочередные шаги в
выбранном направлении были сделаны в сторону освобождения площадей под вновь
открываемые салоны высокого уровня. В этих целях были закрыты или временно
переведены на новую площадь салоны, чье товарное предложение не соответствовало
выбранной стратегии. Таким образом, в течение года было закрыто свыше 30
салонов и передислоцировано 10салонов. Кроме того, передислокация салонов
осуществлялась и в связи с политикой зонирования по товарной принадлежности
салонов.

Были передислоцированы
салоны La Perla, Frey Wille, J.M.Weston и другие. В связи с формированием на
3-м этаже ГУМа комплекса услуг для покупателей туда была передислоцирована
Аптека «36,6». На освобожденной площади были открыты 25 салонов,
представляющих разнообразное товарное предложение – это ювелирные изделия,
бижутерия, одежда и обувь для детей и взрослых, товары для дома.

Открытие галереи бутиков
известных мировых брендов, представляющих товары премиум-класса (Breguet ,
Hermes, Cartier, Van Cleef&Arpels, Piaget, Jil Sander, Barbara Bui,
Damiani, H.Stern, Pollini, Fratelli Rossetti, Iris, Сhaumet, Antonio Marras)
имеет для ГУМа определяющее значение в реализации принятой стратегии и
подтверждает высокий статус магазина на Красной площади.

Усиление конкурентной
борьбы требует принятия комплекса мер и по расширению сферы предоставляемых
услуг покупателям. В этом направлении в 2007 году была продолжена работа по
организации собственной зоны питания на 3-м этаже 4-го корпуса. Были открыты
кафе «Фестивальное» и «Столовая № 57», организованные по
принципу самообслуживания. Для более эффективного использования площадей было
принято решение о присоединении помещений антресоли, расположенных между 2-м и
3-м этажами, к кафе «Фестивальное», в результате чего число
посадочных мест было увеличено до 600. Необходимо отметить разнообразие
предлагаемого меню в кафе «Фестивальное», где покупатели могут
попробовать блюда итальянской, японской, восточной и русской кухни, сладости и
выпечку собственного производства. Кроме того, были открыты кафе: Illy, «У
Фонтана» и Cailler, в котором покупателям предлагаются оригинальные
изделия и напитки из швейцарского шоколада.

Общая занимаемая площадь
под общественное питание составляет порядка 2200 кв. м. Коррекция в позиционировании ГУМа и необходимость представления известных престижных
марок товаров мировых производителей активизировали процесс ротации действующих
салонов и проведение масштабных ремонтных работ. Так, для предоставления
площадей с видом на Красную площадь и размещения на них таких салонов, как
Hermes, Cartier, Jil Sander, Antonio Marras, потребовалось перемещение успешно
работающего салона «Артиколи» общей площадью порядка 1000 кв. м в центр ГУМа в прифонтанную зону. Эта передислокация сопровождалась воссозданием фонтана и
всей площади центральной зоны ГУМа. Работы по ремонту затронули значительную
площадь первого этажа здания. В результате выполненных работ был отремонтирован
и вновь заработал известный фонтан в центре ГУМа. (Приложение № 4)

При проведении работ были
совмещены историческая архитектурная форма фонтана и эстетический дизайн,
современные технология водоснабжения и материалы для более долговечного
использования. Эта задача удалась! Сейчас фонтан является центром притяжения
больше чем всегда и приковывает к себе внимание посетителей. Прифонтанная зона
подверглась существенной реставрации. После ремонта в центр ГУМа был передислоцирован
парфюмерно-косметический салон «Артиколи», который имеет оригинальное
архитектурное решение и представляет собой 4 зеркальные составные части, расположенные
вокруг знаменитого фонтана.

Отдельно необходимо
отметить размер торговой площади салона, которая составляет более 1200 кв. м., что делает возможным представление широкого ассортимента парфюмерии и косметики всех
ведущих мировых производителей товаров класса люкс. Дорогостоящее торговое
оборудование и оригинальный дизайн салона выгодно подчеркивают предлагаемый
ассортимент, что располагает покупателя к совершению покупок.

Было модернизировано 5
тыс. кв. м торговых площадей с выполнением полного комплекса реставрационных
работ. Наряду с этим, произведен ремонт более 5,0 тыс. кв. м. наружного фасада
здания, осуществлены работы по ремонту внутренних фасадов ГУМа общей площадью
6,4 тыс. кв. м, включая замену линейной части галерейного освещения, а в киоте
5-го тамбура воссоздана мозаичная икона «Сергия Радонежского». Одним
их ключевых требований современного торгового центра является создание для
покупателей условий комфортного пребывания, благоприятной общей атмосферы
магазина. В этом направлении ГУМ продолжил работу по ремонту и расширению
системы кондиционирования, было установлено 6 новых холодильных машин, что
позволило осуществить кондиционирование вновь открывшихся салонов. Обеспечение
климатического и температурного режима потребовало привлечения дополнительных
мощностей по электроэнергии. Для этого ГУМ приобрел около 4 тыс. кВт
электроэнергии и построил две новые комплексные трансформаторные подстанции.
Затраты на ремонт и модернизацию здания и инженерных систем ГУМа составили
более 870 млн. рублей, что на 300 млн. рублей больше, чем в предшествующем
году.

Рекламная и имиджевая
политика ГУМа была направлена на утверждение лидирующих позиций ГУМа в своей
области и позитивное восприятие покупателями происходящих изменений, призвана
работать на долгосрочные перспективы, укрепление мнения о ГУМе у потребителей
как о магазине, предлагающем высококачественные товары класса люкс. На
протяжении всей рекламной кампании были использованы такие эффективные
рекламные носители, как транспарант-перетяжки в центре и на основных
магистралях города, информационные звуковые ролики на ведущих радиостанциях («Русское
радио«, »Серебряный дождь«, »ЕвропаPlus«, »РетроFM»
и др.), реклама на багажных тележках в международном аэропорту Шереметьево — 2,
информационные и рекламные материалы в прессе(газеты «КоммерсантЪ», «Ведомости»,
журналы Time Out, «Афиша», «ТВ-Парк» и др.), а также такой
знаковый рекламный носитель, как большой светящийся торговый знак ГУМа на одной
из исторических башен Пушкинской площади.

В ряду ярких и значимых
событий года стало участие ГУМа в качестве спонсора в организации
Международного фестиваля военных оркестров «Кремлевская Зоря»,
который был посвящен доблести российских солдат всех времен. Фестиваль
способствовал популяризации государственных символов России, возрождению
воинских традиций и укреплению международных связей. ГУМ был объявлен
официальной площадкой Фестиваля и внес значительный вклад в его проведение. В
Фестивале приняли участие более тысячи военнослужащих различных родов войск из
Европы, Америки, Канады и Австралии и порядка 7 тысяч гостей, включая
представителей королевских династий Европы – принца Майкла Кентского и принца
Иоахима Датского. В рамках Международного военного фестиваля «Кремлевская
Зоря» прошла выставка исторического военного мундира, включающая костюмы
XVIII – XXI веков.

(Приложение №5)

В числе мероприятий стоит
особо отметить яркое, надолго запомнившееся приглашенным клиентам –
потенциальным покупателям Торгового Дома, одновременное открытие воссозданного
легендарного фонтана ГУМа и знаменитого магазина парфюмерии и косметики «Артиколи».
В этот день в самом центре столицы ГУМ собрал под своей крышей более полутора
тысяч посетителей, которые пришли на праздник «Гум! Articoli! Фонтан!».
Удалось воссоздать атмосферу 1957 года, когда пятьдесят лет назад Москва
принимала Всемирный фестиваль молодежи и студентов. На линиях ГУМа встретились
Михаил Швыдкой, Олег Янковский, Галина Волчек, Эвелина Хромченко и многие
другие. Это мероприятие безусловно явилось вспышкой в культурно-развлекательной
жизни столицы и, как результат, получило широкое освещение в прессе и на
телевидении. (Приложение № 6)

На протяжении 2007 года
ГУМ продолжал радовать посетителей своими уникальными выставками на линиях.
Весной состоялась выставка «Весна в ГУМе», посвященная Году ребенка.
В апреле в Демонстрационном зале ГУМа проходил показ мод, участниками и
зрителями которого стали также и звезды эстрады и кино. На протяжении трех
апрельских недель на всех трех линиях ГУМа при поддержке Правительства Италии и
Института внешней торговли Италии успешно прошла выставка «Сделано в
Италии». (Приложение № 7)

Впервые в истории ГУМа
были представлены стенды, посвященные кухне Италии и множество других товаров
от итальянских производителей — от одежды до автомобилей.

В июне открылась
выставочная галерея «Легенды Apple. Дизайн и технологии»,
представляющая культовые образцы продукции Apple – от старых моделей до
ультрамодных компьютеров. В июне также прошла выставка компании OMEGA, всемирно
известной часовой фирмы, которая впервые в истории начала промышленное
производство часовых механизмов.

(Приложение № 8)

А благодаря выставке
этикеток 50–70-х годов, проведенной совместно с Музеем упаковки, посетителям
ГУМа удалось посмотреть, какая гастрономическая продукция предлагалась
покупателям ГУМа много лет назад.

В конце этого же месяца
посетителям ГУМа открылась уникальная возможность посмотреть выставку Lacoste,
подготовленную руками тех, кого можно часто видеть на экранах телевизоров и на
страницах журналов. Авторские работы знаменитостей были проданы на аукционе, а деньги
перечислены благотворительным фондам и детским клиникам.

Таким образом, проведение
масштабных имиджевых мероприятий «расширяет территориальную площадку»
ГУМа и позволяет позиционировать магазин как статусное место города и,
соответственно, привлекать новых более обеспеченных покупателей.

1.3 ПОКАЗАТЕЛИ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ, КОЭФФИЦИЕНТА ТЕКУЩЕЙ
ЛИКВИДНОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СОБСТВЕННЫМИ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Общая стоимость активов
ОАО «Торговый Дом ГУМ» за 2007 год возросла на 461,8 млн. руб. и
составила 4 131,2 млн. рублей.

Стратегия деятельности предприятия

(рис. №1)Чистая прибыль

Коэффициент текущей
ликвидности на 1 января 2008 года составил 3,37 (при нормативном ограничении
Ктл > 1). Снижение этого показателя произошло за счет уменьшения суммы
краткосрочной дебиторской задолженности (на 300 млн. руб.), краткосрочных
финансовых вложений (на 280 млн. руб.) и незначительного роста кредиторской
задолженности (на 50 млн.руб.).

Стратегия деятельности предприятия

(рис. №2) Коэффициент
текущей ликвидности

Коэффициент
обеспеченности собственными оборотными средствами на 1 января 2008 г. составил 0,86.

Коэффициенты текущей
ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами характеризуют
ОАО «Торговый Дом ГУМ» как финансово-устойчивую и платежеспособную
компанию.

Стратегия деятельности предприятия

(рис. №3) Коэффициент
обеспеченности собственными оборотными средствами

2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОАО «ТОРГОВЫЙ
ДОМ ГУМ»

Основными факторами являются:

1) Увеличение инфляции и
снижение платежеспособности населения

2) Риски, связанные с
арендой муниципального и государственного имущества

3) Риск изменения
валютного регулирования

4) Риск изменения
процентных ставок по привлечению заемных средств

5) Политические риски

6) Риски, связанные с
изменением налогового законодательства

7) Риски, связанные с
изменением таможенного контроля и пошлин

8) Риски, связанные с
изменением требований по лицензированию основной деятельности

А теперь мы раскроем
каждый риск:

Увеличение инфляции и
снижение платежеспособности населения

Увеличение темпов роста
инфляции может привести к росту затрат эмитента (за счет роста цен на
энергоресурсы, транспортировку, повышение закупочных цен на товары), замедлению
оборачиваемости запасов и активов и стать причиной низких показателей
рентабельности и снижения прибыли. Кроме того, рост инфляции приведет к
увеличению стоимости заемных средств для ОАО «ТД ГУМ», что может
ухудшить финансовое положение эмитента и привести к нехватке оборотных средств.
Снижение цен на продукцию, реализуемую ОАО «ТД ГУМ», возможно в
случае уменьшения платежеспособного спроса в стране и регионе, резкого
обострения конкуренции. В этом случае возможно ухудшение финансовых показателей
эмитента.

Риски, связанные с
арендой муниципального и государственного имущества

Основным видом
деятельности ОАО «ТД ГУМ» является управление торговым комплексом
ГУМ. Право на управление основано на арендном договоре государственного
имущества и имущества города Москвы. Изменение политики исполнительных органов
Российской Федерации и/или города Москвы в части формирования размера арендной
платы и порядка использования переданного в аренду имущества может значительно
повлиять на результаты хозяйственной деятельности ОАО «ТД ГУМ».

Риск изменения валютного
регулирования

Валютный курс рубля
регулируется Центральным Банком, действия которого, в свою очередь, соотносятся
с основными направлениями развития экономической политики государства. ОАО «ТД
ГУМ» не является активным участником внешнеэкономических отношений,
большую часть своих активов и обязательств имеет в валюте Российской Федерации
и, соответственно, изменение валютного регулирования не может существенно
отразиться на деятельности компании. Вместе с тем, поскольку значительная часть
арендных платежей, получаемых ОАО «ТД ГУМ», определена в рублевом
эквиваленте к доллару США по курсу Центрального Банка РФ, то сохранение
тенденций валютного рынка может значительно повлиять на результаты
хозяйственной деятельности ОАО «ТД ГУМ».

Риск изменения процентных
ставок по привлечению заемных средств

Повышение процентных
ставок может оказать неблагоприятный эффект на финансовые показатели ОАО «ТД
ГУМ» в том случае, если потребуется привлечение заемных средств.
Предполагаемые действия на случай отрицательного влияния изменения процентных
ставок: поиск иных источников денежных средств для обеспечения динамичного
развития предприятия.

Политические риски

Последние 5 лет в России
отмечены политической стабилизацией, создавшей благоприятный климат для
инвестирования в отечественную промышленность и резко снизившей политические
риски, связанные с нашей страной. Принятые меры по снижению темпов роста
инфляции, устранению отставания темпов роста заработной платы от темпов роста
инфляции, повышению минимальных размеров пенсий объективно способствуют
стабилизации социальной ситуации. Все эти показатели дают четкое понимание о
снижении таких рисков, как забастовки и введение чрезвычайного положения в
регионе, где эмитент ведет свою деятельность и зарегистрирован в качестве
налогоплательщика.

Риски, связанные с
изменением налогового законодательства

Изменение налогового
законодательства в сторону увеличения ставок уплачиваемых налогов может
привести к увеличению затрат и снижению рентабельности основной деятельности
ОАО «ТД ГУМ», что, впрочем, одинаково повлияет на всех участников
рынка.

Риски, связанные с
изменением таможенного контроля и пошлин

Изменение правил
таможенного контроля и пошлин несет определенные риски, связанные с удорожанием
приобретаемых товаров, увеличением их себестоимости и сокращением
рентабельности операций ОАО «ТД ГУМ». Однако, учитывая, что основная
масса доходов ГУМа поступает от сдачи салонов в субаренду, степень этих рисков
низка.

Риски, связанные с
изменением требований по лицензированию основной деятельности

Изменение требований по
лицензированию основной деятельности не может существенным образом отразиться
на финансово-хозяйственной деятельности, т.к. основной вид деятельности
эмитента не подлежит лицензированию. Часть товаров, продажа которых подлежит
обязательному лицензированию (например, алкоголь), не является значительной.

2.1 АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ ОАО «ТОРГОВЫЙ ДОМ ГУМ»

Уставный
капитал Компании составляет 60 000000 (шестьдесят миллионов) рублей и разделен
на 60 000 000 (шестьдесят миллионов) именных обыкновенных акций номинальной
стоимостью 1 (один) рубль. Каждая оплаченная обыкновенная акция дает ее
владельцу право на участие в собраниях акционеров; право одного голоса по всем
вопросам, по которым на собрании акционеров проводится голосование; право на
получение дивидендов в суммах, которые законным образом определены общим
собранием акционеров.

По
состоянию на 17 марта 2008 года на начало дня(учетная дата) реестр акционеров
ОАО «Торговый Дом ГУМ» включает акционеров: 65 юридических лиц (из
них 6 номинальных держателей) и 8629 физических лиц, из них 59 иностранных
акционеров — 9 юридических лиц и 50 физических лиц.

Список крупнейших
акционеров ОАО «Торговый Дом ГУМ» (таб.1.)

АКЦИОНЕР Доля в уставном Капитале (%)
Закрытое акционерное общество «Депозитарно –
Клиринговая Компания»
65,02
ЗАО «ИНГ Банк (Евразия) ЗАО» 21,02

ОАО «Торговый Дом
ГУМ» за годы своего существования произведено пять выпусков ценных бумаг:
02.09.92.г.; 22.06.93.г.; 06.07.95.г.; 15.08.97.г.; 24.04.1998г. – выпуск
аннулирован.

Именные обыкновенные
акции ОАО «Торговый Дом ГУМ» выставляются на торги на ведущие
площадки России: НП «Фондовая биржа РТС», ЗАО «Фондовая биржа
МММВБ».

2.2 АКЦИИ ТОРГОВОГО ДОМА. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА. ФИНАНСОВЫЕ
ВЛОЖЕНИЯ

На
графике черным цветом показаны предложения участников торгов на продажу акций
ОАО «Торговый Дом ГУМ», светло-коричневым цветом отмечен спрос на
акции. Красным цветом показана цена последней сделки. ОАО «Торговый Дом
ГУМ» совместно с Бэнк оф Нью-Йорк (США) произвели размещение Американских
Депозитарных Расписок 1-го уровня (АДР), которое началось в 1996 г. Конвертация акций в АДР происходит по принципу: две обыкновенные акции ОАО «Торговый Дом
ГУМ» на одну АДР.

Благодаря
сохраняющемуся интересу к ценным бумагам нашей компании, регулярно производится
конвертация акций в АДР и наоборот — в зависимости от целей инвесторов.
Американские Депозитарные Расписки первого уровня ОАО «Торговый Дом ГУМ»
активно обращаются на Берлинской, Франкфуртской и Штутгартской биржах, а также внебиржевом
рынке США.

Стратегия деятельности предприятия

Среднее
количество сделок в месяц составляло 4,67; в то время как среднемесячный объем
сделок составил 42247,17 акций. В отчетном году в ОАО «Торговый Дом ГУМ»
не совершал крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имелась
заинтересованность.

Стратегия деятельности предприятия

Стратегия деятельности предприятия

Стратегия деятельности предприятия

Заключение

Реализация принятой
стратегии по изменению статусного положения ГУМа и восприятия его как торгового
центра, представляющего товары класса люкс и связанные с этим работы по
передислокации и закрытию салонов, а также проведение в здании ремонтных работ
и длительный период не функционирования в связи с этим значительной части
торговых площадей, осуществление новой рекламной политики не могли не сказаться
на результатах финансовой деятельности акционерного общества.

При незначительном росте
в отчетном году доходов от сдачи площадей в субаренду – на 60,7 млн. руб., при
одновременном сокращении валовых доходов от реализации товаров на 44,8 млн.
руб. и при росте издержек обращения на 631,3 млн. руб., балансовая прибыль ОАО «Торговый
Дом ГУМ» за 2007 год составила 593,7 млн. руб., что на 381,5 млн. руб.
ниже показателя 2006 года.

Основной задачей к
текущему моменту является необходимость следования обозначенной стратегии
развития компании и применения тактических приемов в коммерческой и
маркетинговой области для того, чтобы Торговый Дом ГУМ, расположенный на
Красной площади, соответствовал самым высоким мировым стандартам.

Не останавливаясь на достигнутом,
ГУМ продолжает развиваться. Сегодня на месте образца постсоветской торговли
формируется универсальный торгово-развлекательный комплекс, способный
объединить прогрессивную современность и славную историю. ГУМ не будет
магазином «для богатых», не будет «для бедных». Он будет
универмагом для людей, готовых жить в развивающемся обществе «потребления
с человеческим лицом». Проект обновленного дизайна предполагает
реорганизацию пассажей в стиле палаццо: эффектная система освещения, мозаичный
пол, живые зеленые растения. ГУМ станет центром досуга, претендующим на статус
арт — пространства.

Список литературы

1. 
Предприятие:
стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции.
Москва издательство «Экономика» 2000г.

2. 
Экономика
предприятия, К.А. Раицкий. Москва 2002г.

3. 
Годовой отчет
2006, 2007 и за 2008.

4. 
Сайт ГУМа

Приложения

Приложение
№ 1 Каток на Красной площади

Стратегия деятельности предприятия

Приложение
№2 «Ледовое шоу двух столиц»

Стратегия деятельности предприятия

Приложение
№ 3 «Гастроном № 1»

Стратегия деятельности предприятия

Приложение
№ 4 Фонтан

Стратегия деятельности предприятия

Приложение
№ 5 «Кремлевская Зоря»

Стратегия деятельности предприятия

Приложение
№6 Открытие Артиколи и Фонтана

Стратегия деятельности предприятия

Стратегия деятельности предприятия

Приложение
№ 7 выставка « Сделано в Италии»

Стратегия деятельности предприятия

Приложение
№8 выставка компании OMEGA

Стратегия деятельности предприятия

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий