Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические основы системы национальных
счетов1.1 Понятие о системе национальных счетов.
Структура системы национальных счетов. Принципы построения СНС1.2 Основные показатели системы национальных
счетов1.3 Сравнение концептуальных основ бухгалтерского
учета и СНСГлава 2. Основные макроэкономические показатели и
методы их измерений2.1 Валовой внутренний продукт. Расчет ВВП России
в 2002-2009гг. различными методами2.2 Структура системы национальных счетов России в
2002-2008гг.2.3 Проблема повторного счета. Добавленная стоимость
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Система
национальных счетов (СНС) — балансовый метод взаимосвязанной комплексной
характеристики экономических процессов и их результатов. Единство методологии
обеспечивает сводимость, сопоставимость показателей всех счетов, информация
которых дополняет друг друга, создавая в совокупности сводную картину
функционирования экономики.Система
национальных счетов может быть определена и как система взаимосвязанных
статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного
набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической
деятельности.Базирующаяся
на национальном счетоводстве, СНС охватывает деятельность всех институциональных
единиц и хозяйствующих субъектов всех форм собственности; учитывает все
операции с произведенными и непроизведенными, финансовыми и нефинансовыми,
материальными и нематериальными активами.В основе СНС
лежит система обобщающих макроэкономических показателей функционирования
экономики на различных стадиях воспроизводственного процесса: производства
продуктов и услуг; образования, распределения, перераспределения и конечного
использования доходов (в счетах потоков); использования валового сбережения на
накопление различных активов (в счетах накопления); внешне-экономических связей
(в счетах остального мира) и на других стадиях экономической деятельности.На основе
системы показателей СНС характеризует экономические процессы и их результаты,
отражает взаимосвязи между этими процессами. Таким образом, СНС своеобразная
модель экономики, используемая для комплексного исследования экономической
деятельности страны, ее регионов и секторов на основе взаимосвязанных балансов
(счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов
между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических
операций.Представляя
собой статистическую модель рыночной экономики, СНС с успехом используется для
выработки экономической политики, анализа результатов ее реализации и оценки
эффективности, а также для моделирования, прогнозирования и управления
экономикой.В
отечественной экономической практике накоплен значительный опыт использования
балансового метода для характеристики макро-экономических процессов и их
результатов на основе разработки отчетных и плановых балансов народного
хозяйства (БНХ). Однако между методологиями составления БНХ и СНС имеются
существенные различия, анализ которых позволяет отдать предпочтение именно системе
национальных счетов как методу, наиболее отвечающему потребностям развития
рыночной экономики.В отличие от
БНХ, дававшего количественную характеристику процесса воспроизводства
материальных благ в соответствии с марксистсколенинской концепцией расширенного
воспроизводства, базой для разработки СНС служит концепция хозяйственного
кругооборота по замкнутой системе на основе жесткой увязки показателей,
обеспечивающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и
экономике в целом. Рассматривая процесс воспроизводства как процесс создания не
только материальных благ, но и услуг, СНС отдает предпочтение характеристике
его финансового аспекта.Национальные
счета обеспечивают получение развернутой и взаимосвязанной информации по
системе макроэкономических показателей, что усиливает их роль как
информационной системы в анализе экономических процессов.Методология
СНС определяет границы экономического производства, факторы, образующие
стоимость, счета и макроэкономические показатели, в обобщенном виде
характеризующие потоки товаров, услуг и доходов; все активы и пассивы
хозяйствующих субъектов; все аспекты экономического процесса и его результаты.
Это позволяет считать СНС самой развитой информационной системой в мире,
представляющей характеристику экономических процессов на макро уровне, увязку с
важнейшими показателями экономической статистики.Целью
курсовой работы является исследование экономической категории-
система национальных счетов.Для
достижения основной цели поставлены и решены следующие задачи:— обобщены
теоретические основы системы национальных счетов;— рассмотрены
методики расчета валового внутреннего продукта;— рассмотрена
структура национальных счетов России.Объектом
курсовой работы является система национальных счетов.Информационная
база представлена трудами отечественных и зарубежных ученых-экономистов,
законодательными и нормативными документами, данными государственной
статистики, экономических и социологических исследований по проблеме малого
предпринимательства, опубликованные в экономической литературе,
информационно-аналитическими материалами различных организаций и частных
компаний, государственных учреждений, а также материалами периодической печати
по данной проблематике.Глава
1.Теоретические основы системы национальных счетов1.1
Понятие о системе национальных счетов. Структура СНС. Принципы построения СНСПосле
окончания второй мировой войны, в 1947 г., известный экономист Р. Стоун, ученик
и последователь Дж.М. Кейнса, в докладе, подготовленном для ООН, предложил
принцип составления системы национальных счетов (СНС), который коротко можно
сформулировать следующим образом: «хозяйствующий субъект экономическая
операция». Этот принцип означает следующее: СНС представляет такую систему
информации, в которой в компактной и хорошо обозримой форме содержатся сведения
об ограниченном числе относительно однородных групп хозяйствующих субъектов
(секторов экономики) и некотором ограниченном числе относительно однородных
групп экономических операций между ними. Регистрация этих операций посредством
двойной записи на счетах для секторов экономики позволяет, с одной стороны,
исследовать экономику каждого сектора и их взаимосвязь, а с другой позволяет
исчислить макроэкономические показатели. [1, 423]Сегодня система
национальных счетов проникла во все сферы экономической и
общественно-политической жизни развитых стран с рыночной экономикой.Структура
каждого национального счета такова, что в правой его части всегда показываются
ресурсы, а в левой их использование. Балансирующая статья представляет собой
разницу между указанными элементами и обычно записывается как ресурсы для
последующего счета системы, например, в правой части счета производства
показывается выпуск, в том числе рыночный и нерыночный, а в левой части
промежуточное потребление. Разница между выпуском и промежуточным потреблением
представляет собой валовую добавленную стоимость, которая является
балансирующей статьей и выступает в виде ресурса для счета образования
доходов.[2, 315]Система
национальных счетов состоит из трех наборов счетов, каждый из которых
предназначен для отражения различных аспектов процесса функционирования
экономики. Это текущие счета, счета накопления и балансовые счета.В текущих
счетах отражаются операции, связанные с производством, образованием и
перераспределением дохода, а также с использованием дохода, т.е. в текущих
счетах СНС отражается то, что относится к операциям, завершенным в текущем
отчетном периоде.В счетах
накопления отражаются операции, связанные с приобретением, использованием и
выбытием объектов, которые продолжают использоваться в последующих периодах. В
счетах накопления отражаются изменения в экономических активах и
обязательствах.В балансовых
счетах отражаются запасы нефинансовых активов, финансовых активов и
обязательств, а также представляется чистое национальное богатство страны в
целом или чистая стоимость капитала в отдельных секторах экономики.Целью
внедрения системы национальных счетов является получение полной картины
социальной и экономической деятельности в России с помощью системы
взаимосвязанных счетов и таблиц по стране в целом, по секторам экономики и
отраслям национального хозяйства.Система
национальных счетов (СНС) система взаимоувязанных показателей, применяемая
для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах
мира с рыночной экономикой. СНС возникла около 50 лет тому назад в наиболее
развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации,
необходимой для анализа состояния экономики, формирования экономической
политики и принятия мер по регулированию рыночной экономики. [12]СНС
гармонизирована в отношении основных методологических положений с платежным
балансом и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные
широко используются как на национальном уровне, и в первую очередь органами
государственного управления при разработке экономической политики, так и
международными организациями, в том числе ООН, Международным валютным фондом,
Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития.Национальные
счета, отражающие все фазы экономического процесса (производство, образование и
распределение доходов, потребление и накопление, операции с финансовыми
инструментами и т.д.), дают обобщенное представление о функционировании
экономики в определенный период. Основой для построения национальных счетов
России является методология, принятая в качестве международного стандарта ООН,
МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и Евростатом.Концептуальной
основой СНС России является «Система национальных счетов, 1993», разработанная
под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам, созданной
Евростатом, Международным валютным фондом, Организацией экономического
сотрудничества и развития, ООН, Всемирным банком.Суть СНС
сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных
стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между
собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного
распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на
конечное потребление и накопление и др.) соответствует специальный счет или
группа счетов.Счета СНС
являются счетами потоков, то есть в них отражается движение потоков товаров,
услуг и доходов через все стадии от производства до использования, а также
изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.Система
завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств
на ту или иную дату (как правило, на начало и конец года), изменение
национального богатства в отчетном периоде, и таблиц «Затраты-выпуск», в
которых производство и использование товаров и услуг показывается в отраслевом
разрезе.Структура
Системы национальных счетов исходит из того, что каждой стадии экономического
кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов. [7, 323]Система
национальных счетов России в настоящее время включает в себя следующие счета:1.
счет
товаров и услуг;2.
счет
производства;3.
счет
образования доходов;4.
счет
распределения первичных доходов;5.
счет
вторичного распределения доходов;6.
счет
использования располагаемого дохода;7.
счет
операций с капиталом.При
составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых
принципов, среди которых можно выделить следующие.1. Принцип
двойной записи (принцип бухгалтерского учета) каждая операция в СНС
отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе
«Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что
каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом
счете, что и способствует увязке счетов.2. Принцип
последовательности, соответствующий последовательности воспроизводственного
цикла (производство → образование доходов → распределение доходов →
использование доходов).3. Балансовый
принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).4. Принцип
расчетных категорий, где речь идет о том, что балансирующие статьи являются
прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения
баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики
результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их
важнейшими макроэкономическими показателями.5. Принцип
формы «Т»: все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает
«Ресурсы», а левая «Использование». [10, 25]Основные
методологические принципы национального счетоводства обеспечивают получение на
базе СНС характеристик реальной ситуации в экономике, сопоставимость получаемой
информации на меж страновом и международном уровнях.Для СНС очень важно, чтобы каждому счету
соответствовала своя балансирующая статья, что для наглядности представлено в
таблице 1.Таблица 1
Таблица счетов и балансирующих статей
Счет текущих операций | Балансирующая статья |
Счет производства | Валовой внутренний продукт (ВВП) (для нац. экономики) и валовая добавленная стоимость (ВДС) (для секторов национальной экономики) |
Счет образования доходов | Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы (для нац. экономики и для секторов нац. экономики) |
Счет распределения первичных доходов | Валовой национальный доход (ВНД) (для нац. эконом.) и сальдо первичных доходов (СПД) (для сект. нац. эконом.) |
Счет вторичного распределения доходов | Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) (для нац. экономики) и валовой располагаемый доход (ВРД) (для секторов нац. экономики) |
Счет использования доходов | Валовое сбережение (ВНС) (для нац. экономики и для секторов нац. экономики) |
Далее
построим таблицу основных сводных счетов (табл. 2).
Таблица 2
Основные
сводные счета
Сводный счет | Использование | Ресурсы |
Счет производства |
3. Промежуточное потребление 5. ВВП (валовой внутренний продукт в рыночных (5 = 1 + 2 – 3 – 4) |
1. Выпуск товаров и услуг 2. Чистые налоги на продукты 4. Субсидии |
Счет образования доходов |
2. Оплата труда наемных работников 3. Налоги на производство и импорт в том числе: налоги на продукты другие налоги на производство 5. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы (5 = 1 – 2 – 3 + 4) |
1. ВВП в рыночных ценах 4. Субсидии на производство и импорт |
Счет распределения первичных доходов |
5. Доходы от собственности, переданные 6. Валовой национальный доход (ВНД) (сальдо первичных доходов) (6 = 1 + 2 + 3 + 4 – 5) |
1. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы 2. Оплата труда наемных работников 3. Чистые налоги на производство и импорт 4. Доходы от собственности, полученные от |
Счет вторичного распределения доходов |
3. Текущие трансферты, переданные «остальному 4. Валовой национальный располагаемый доход (4 = 1 + 2 – 3) |
1. Валовой национальный доход (ВНД) 2. Текущие трансферты, полученные от |
Счет использования валового национального располагаемого дохода |
2. Расходы на конечное потребление в том числе: домашних хозяйств государственных учреждений некоммерческих организаций, обслуживающих 3. Валовое национальное сбережение (ВНС) (3 = 1 – 2) |
1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) |
1.2
Основные показатели системы национальных счетов
Важнейшие
макроэкономические показатели произведенного продукта, доходов и расходов тесно
связаны между собой. Принципиальная идея о связи макроэкономических показателей
отражена в системе национальных счетов, которые рассчитываются в каждой стране.
Система
национальных счетов (СНС) это система взаимоувязанных макроэкономических
показателей, отражающих информацию о всех стадиях экономического кругооборота
производстве и обмене товаров и услуг, распределении и перераспределении
доходов, потреблении и сбережении.
Показатели
СНС используются для описания, анализа и прогнозирования макроэкономических
процессов. Важнейшими разделами СНС являются счет производства товаров и услуг,
счет использования валового внутреннего продукта, счет образования доходов.
Главные макроэкономические показатели системы национальных счетов, валовой
внутренний продукт и валовой национальный продукт.
Важнейшим из
всех макроэкономических показателей является показатель валового внутреннего
продукта (ВВП), который отражает масштабы национального производства товаров и
услуг в данный период. (Общепринятая в мире английская аббревиатура,
обозначающая валовой внутренний продукт, GDP, от Gross Domestic Product.)
Валовой
внутренний продукт (GDP) это совокупная рыночная стоимость всей конечной
продукции (товаров и услуг), произведенной в экономике страны за год,
независимо от источника использованных ресурсов.
ВВП включает
в себя стоимость всех товаров и услуг, произведенных, например, в экономике
России, в том числе и продукцию, произведенную на предприятиях, принадлежащих
иностранному капиталу. Стоимость продукции, произведенной в России на
предприятиях компании «Данон», принадлежащей иностранцам, будет входить
в состав российского ВВП. Но прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем
России и расположенном в одной из стран СНГ, не будет включена в состав
российского ВВП.
Другим
показателем, отражающим масштабы национального производства, является показатель
валового национального продукта (ВНП, или по-английски GNP, от Gross National
Product).
Валовой
национальный продукт (GNP) это совокупная рыночная стоимость всей конечной
продукции (товаров и услуг), произведенной в экономике страны за год, исключая
стоимость продукции, произведенной на предприятиях, принадлежащих иностранцам.
[6, 385]
Существуют и
другие показатели СНС, используемые в макроэкономике, в частности к ним
относятся следующие показатели:
·
чистый
внутренний продукт,
·
национальный
доход,
·
располагаемый
доход.
Стоимость ВВП
включает все доходы, созданные в обществе, плюс потребление основного капитала,
то есть амортизационные отчисления. Последняя часть стоимости ВВП участвует в
его создании, но не является доходом. Поэтому, чтобы перейти к показателю
национального дохода, необходимо вычесть из ВВП величину амортизационных
отчислений, чистый доход, созданный в стране иностранными факторами
производств, косвенные налоги на бизнес. В результате мы получим сначала
показатель чистого внутреннего продукта, а затем показатель национального
дохода.
Чистый
внутренний продукт (NDP) это стоимость валового внутреннего продукта за
вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного
капитала, потребленного в производстве.
Вычтя из
стоимости чистого внутреннего продукта величину чистого дохода, полученного
иностранцами, мы получим более реальную величину национального дохода,
созданного в стране. Кроме этого, из валового внутреннего продукта необходимо
вычесть и косвенные налоги на бизнес. Косвенные налоги это, если можно так
выразиться, искусственный доход, возникающий в результате государственного
вмешательства в экономику. Они не являются платой за использование того или
иного фактора производства и не входят в состав произведенного национального
дохода. В результате в составе национального дохода остаются: заработная плата
наемных работников, доход самостоятельно занятых, прибыль предприятий, процент,
рентные доходы.
Национальный
доход (NI) представляет собой совокупный доход общества, произведенный в
экономике и полученный владельцами всех факторов производства. Он
рассчитывается как разница между чистым внутренним продуктом, чистым доходом,
полученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес.
Если
представить, что национальный доход распределен между домашними хозяйствами
владельцами ресурсов, то они будут выплачивать индивидуальные налоги. Вычтя
индивидуальные налоги из национального дохода и добавив трансфертные платежи,
то есть различные социальные выплаты, мы получим макроэкономический показатель
располагаемого дохода. (Разницу между индивидуальными налогами и трансфертными
платежами называют чистыми налогами.) Остающийся располагаемый доход в свою
очередь используется на потребление и сбережения.
Располагаемый
доход это доход, остающийся в распоряжении домашних хозяйств после вычета
чистых индивидуальных налогов из национального дохода.
В схематической форме рассмотренные макроэкономические показатели
СНС и соотношения между ними представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Макроэкономические
показатели СНС
Соотношение
между показателями системы национальных счетов можно представить в виде
простейших уравнений:
1.
GDP =
C + I + G + NX.
2.
GNP =
GDP + чистый доход из-за рубежа.
3.
NDP =
GDP амортизация.
4.
NI =
NDP косвенные налоги.
5.
YD =
NI T.
6.
T =
TA TR.
7.
NX =
экспорт импорт,
·
где:
GDP валовый внутренний продукт,
·
GNP
валовый национальный продукт,
·
NDP
чистый внутренний продукт,
·
NI
национальный доход,
·
YD
располагаемый доход,
·
T
чистые налоги,
·
TA
налоги,
·
TR
трансфертные платежи,
·
NX
чистый экспорт.
Основные
показатели СНС предмставлены в приложении 1.
1.3
Сравнение концептуальных основ бухгалтерского учета и СНС
По итогам
сравнения концептуальных основ бухгалтерского учета и СНС, по нашему мнению,
можно сделать следующие выводы.
1.
Бухгалтерский учет и СНС самостоятельные учетные системы, которые имеют
различные цели и задачи и, соответственно, различные объекты учета,
качественные характеристики, показатели (элементы); в случае недостаточно
глубокого исследования концептуальных основ это влечет за собой информационные
риски искажения, неверные трактовки, недооценки информации, формирующейся в
определенной информационной системе (внутренние риски согласования учетных
систем).
2.
Бухгалтерский учет и СНС самостоятельные учетные системы, которые могут быть
согласованы (гармонизированы), поскольку:
— цели и
задачи бухгалтерского учета и СНС непротиворечивы;
—
инструментарий учетных систем определен и формализован, доступен для изучения;
— показатели
бухгалтерской отчетности и СНС взаимосвязаны и допускают трансформацию.
Кроме того,
бухгалтерская отчетность и статистическая информация подлежат публикации в
официальных изданиях, что придает им публичный характер и общественную
значимость. [9, 21]
валовой
продукт национальный счет
Таблица 3
Сравнение
концептуальных основ бухгалтерского учета и СНС
СНС | Бухгалтерский учет |
Определение | |
Версия агрегатного балансоведения; адекватный рыночной экономике рыночный учет, завершаемый на макроэкономическом уровне системой взаимоувязанных синтетических показателей, построенный в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц |
Упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения нформации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении |
Цели (задачи) | |
Цель информационное обеспечение Задачи: мониторинг экономического положения; макроэкономический анализ; принятие решения и разработка экономической политики; международное сопоставление |
Задачи: формирование полной достоверной информации о обеспечение информацией, необходимой внутренним бухгалтерской отчетности для контроля за Федерации при осуществлении хозяйственных движением имущества и обязательств, предотвращение отрицательных результатов |
Объекты учета | |
Потоки, запасы, экономические операции характеристики макроэкономических процессов |
Имущество, обязательства и хозяйственные операции |
Пользователи информации | |
Неограниченный круг вплоть до населения (Государственная программа) |
Внутренние пользователи (руководители, Неограниченный круг пользователей -принципы |
Качественные характеристики | |
Двойная запись и метод начисления. Оценка результатов экономических операций: цены производителей; основные цены |
Двойная запись. Допущения: имущественная обособленность; непрерывность деятельности; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной Требования: полноты; своевременности; осмотрительности; приоритета содержания перед формой; непротиворечивости; рациональности |
Показатели (элементы) | |
Показатели результатов экономической выпуск товаров и услуг; промежуточное потребление; валовая добавленная стоимость; потребление основного капитала; валовая прибыль; доходы от собственности. Показатели на макроуровне (ВВП, ВНД, ВНП и др.) |
Внеоборотные активы. Оборотные активы. Обязательства. Капитал. Доходы. Расходы |
Инструментарий | |
Государственная программа, Федеральная целевая стандарт СНС 93, Национальный стандарт СНС |
МСФО, Закон N 129-ФЗ, Программа реформирования, N 67н, иные нормативные акты |
Глава
2. Основные макроэкономические показатели и методы их измерений
2.1
Валовой внутренний продукт. Расчет ВВП России в 2002-2009гг. различными
методами
Важнейшим
показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт
(ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности
экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг,
произведенных этими единицами для конечного использования.
Валовой
внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами, соответствующими
различным стадиям воспроизводства производственным, методом использования
доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.
ВВП при
расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной
стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах плюс
чистые налоги на продукты.
ВВП,
рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов
всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и
чистый экспорт.
ВВП,
полученный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты
труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех
отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и
импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с
принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета,
часть из них исчисляется балансовым методом.
Анализ показателя
ВВП, исчисленный первым методом (по отраслям), позволяет выявить соотношение и
роль отдельных отраслей в создании ВВП.
Таблица 4
ВВП России в
2002-2009 г. по отраслям производства (в текущих ценах, млрд. руб.)
коды | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Ваповой внутренний продукт в рыночных ценах |
10 830,5 | 13 243,2 | 17 048,1 | 21 625,4 | 26 903,5 | 33 258,1 | 41 444,7 | 39 063,6 | |
в том числе: | |||||||||
Валовая добавленная стоимость в основных ценах |
9 581,3 | 11 654,8 | 14 879,7 | 18 533,3 | 22 963,6 | 28 495,1 | 35 389,2 | 34 161,2 | |
в том числе: | |||||||||
Раздел A | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
615,5 | 730,1 | 850,5 | 962,4 | 1 102,9 | 1 194,8 | 1 493,3 | 1 529,3 |
Раздел B | Рыболовство, рыбоводство |
29,6 | 61,0 | 62,5 | 65,5 | 69,1 | 61,6 | 61,4 | 77,2 |
Раздел C | Добыча полезных ископаемых |
650,6 | 785,0 | 1 426,9 | 2 084,9 | 2 528,6 | 2 865,5 | 3 299,5 | 3 111,0 |
Раздел D | Обрабатывающие производства |
1 690,9 | 1 976,3 | 2 687,6 | 3 521,0 | 4 272,8 | 5 027,6 | 6 172,3 | 5 140,6 |
Раздел E | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
359,6 | 428,0 | 566,5 | 632,5 | 755,2 | 863,1 | 1 034,7 | 1 102,8 |
Раздел F | Строительство | 522,6 | 716,2 | 863,1 | 1 012,0 | 1 231,8 | 1 633,9 | 2 213,8 | 1 887,4 |
Раздел G | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
2 207,7 | 2 589,5 | 3 040,3 | 3 649,4 | 4 726,1 | 5 745,0 | 7 365,9 | 6 693,4 |
Раздел H | Гостиницы и рестораны | 89,0 | 95,1 | 141,6 | 170,6 | 211,2 | 286,3 | 359,0 | 339,5 |
Раздел I | Транспорт и связь | 993,7 | 1 261,6 | 1 662,0 | 1 925,1 | 2 283,8 | 2 752,1 | 3 210,2 | 3 258,4 |
Раздел J | Финансовая деятельность | 298,0 | 397,6 | 511,4 | 759,0 | 1 050,1 | 1 253,8 | 1 539,8 | 1 722,7 |
Раздел K | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
1 029,0 | 1 259,3 | 1 421,4 | 1 848,2 | 2 311,1 | 3 102,8 | 3 979,9 | 4 302,8 |
Раздел L | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
488,8 | 651,3 | 802,5 | 959,1 | 1 189,2 | 1 466,4 | 1 884,4 | 2 074,0 |
Раздел M | Образование | 280,3 | 318,5 | 400,8 | 494,1 | 620,5 | 769,9 | 968,7 | 1 046,4 |
Раздел N | Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
322,3 | 376,7 | 473,9 | 566,3 | 767,6 | 950,5 | 1 191,8 | 1 305,6 |
Раздел O | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
183,1 | 220,0 | 276,0 | 326,0 | 422,2 | 522,1 | 614,4 | 570,2 |
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества(-) |
179,3 | 211,6 | 307,1 | 442,9 | 578,6 | ||||
Налоги на продукты | 1 415,2 | 1 775,1 | 2 352,1 | 3 248,2 | 4 090,1 | 4 977,6 | 6 323,8 | 5 202,1 | |
Субсидии на продукты | 165,9 | 186,6 | 183,7 | 156,1 | 150,2 | 214,5 | 268,4 | 299,7 | |
Чистые налоги на продукты |
1 249,2 | 1 588,5 | 2 168,4 | 3 092,1 | 3 939,9 | 4 763,0 | 6 055,5 | 4 902,5 |
Источник:
Федеральная служба Государственной статистики РФ.
В
соответствии со вторым методом расчета ВВП (по расходам) он включает следующие
статьи:
1. Конечные
потребительские расходы домашних хозяйств. Это товары повседневного спроса,
предметы потребления длительного пользования, расходы на потребительские услуги
и др.
2. Конечные
расходы органов государственного управления (государственных учреждений). Это
расходы государственных и муниципальных органов управления на покупку
экономических ресурсов и произведенной продукции для нужд государства, что
выражается суммой затрат на выплату заработной платы государственным и
муниципальным служащим (работникам так называемой бюджетной сферы), на закупку
для государственных нужд товаров и услуг.
3. Конечные
расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Это
расходы профсоюзов, политических партий и религиозных организаций, общественных
объединений на услуги обществу в целом и отдельным домашним хозяйствам.
4. Валовое
накопление основного капитала (валовые капиталовложения), которое состоит из
так называемых чистых капиталовложений, т. е. финансируемых не за счет
амортизационных отчислений, и амортизационных отчислений (они также идут на
финансирование капиталовложений).
5. Изменения
в запасах материальных оборотных средств, которые, как и валовое накопление
основного капитала, являются составной частью всего валового накопления.
6. Чистый
экспорт товаров и услуг, рассчитываемый во внутренних ценах.
Таблица 5
ВВП России в
2002-2009 г. по расходам (в текущих ценах, млрд. руб.)
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Валовой внутренний продукт |
10830,5 | 13243,2 | 17048,1 | 21625,4 | 26903,5 | 33258,1 | 41444,7 | 39063,6 |
в том числе: | ||||||||
Расходы на конечное потребление |
7443,2 | 9024,7 | 11401,5 | 14318,9 | 17629,7 | 21938,0 | 27417,3 | 29185,1 |
домашних хозяйств | 5400,3 | 6540,1 | 8405,6 | 10590,0 | 12887,9 | 16006,8 | 20009,6 | 21084,4 |
государственного управления |
1911,3 | 2330,6 | 2847,5 | 3590,7 | 4589,2 | 5745,3 | 7191,0 | 7867,3 |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства |
131,5 | 154,0 | 148,4 | 138,2 | 152,6 | 185,9 | 216,7 | 233,4 |
Валовое накопление | 2169,3 | 2755,1 | 3558,9 | 4338,7 | 5748,8 | 8037,7 | 10523,1 | 7326,0 |
валовое накопление основного капитала1) |
1939,3 | 2432,3 | 3130,5 | 3836,9 | 4980,6 | 6984,0 | 9182,6 | 8387,5 |
изменение запасов материальных оборотных средств |
230,0 | 322,8 | 428,4 | 501,8 | 768,2 | 1053,7 | 1340,5 | 1061,5 |
Чистый экспорт | 1167,5 | 1502,0 | 2086,5 | 2959,0 | 3422,5 | 2891,3 | 3812,0 | 2886,6 |
Экспорт | 3813,7 | 4655,9 | 5860,4 | 7607,3 | 9079,3 | 10028,8 | 12923,0 | 10847,1 |
Импорт | 2646,2 | 3153,9 | 3773,9 | 4648,3 | 5656,8 | 7137,5 | 9111,0 | 7960,5 |
Статистическое расхождение |
50,5 | 38,6 | 1,2 | 8,8 | 102,5 | 391,1 | 307,7 | 334,1 |
Источник:
Федеральная служба Государственной статистики РФ.
Расчет ВВП по
источникам доходов отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные, доходы
домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно
разбить на оплату труда (заработную плату наемных работников, доходы
самостоятельных работников, доходы от индивидуальных и семейных товариществ и
кооперативов), валовую прибыль (ренту, ссудный и банковский процент,
предпринимательскую прибыль, амортизационные отчисления, различные виды
смешанного дохода), а также чистые налоги.
Таблица 6
ВВП России в
2002-2009 г. по источникам доходов (в текущих ценах, млрд. руб.)
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах |
10830,5 | 13243,2 | 17048,1 | 21625,4 | 26903,5 | 33258,1 | 41444,7 | 39063,6 |
Оплата труда наемных работников |
5065,1 | 6231,4 | 7845,0 | 9474,3 | 11985,9 | 15526,6 | 19552,1 | 20228,5 |
Чистые налоги на производство и импорт |
1845,8 | 2110,2 | 2872,7 | 4244,5 | 5381,7 | 6334,3 | 8179,8 | 6430,9 |
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
3919,6 | 4901,6 | 6330,4 | 7906,6 | 9535,9 | 11397,2 | 13712,8 | 12404,2 |
Источник:
Федеральная служба Государственной статистики РФ.
Следует
отметить, что, несмотря на то, что ВВП рассчитывается с охватом обеих сфер:
материального и нематериального производства, в этот показатель не попадают
многие операции и услуги, которые трудно или невозможно учесть:
— работа
домохозяек в своем домашнем хозяйстве;
— работа
ученых «на себя», не воплощенная в виде готовой продукции: книг, образцов и
т.д.;
— бартерный
обмен;
— доходы теневого
бизнеса;
— оплата в
виде чаевых и т. п.
При всех
методах подсчета ВВП в него не включаются так называемые непроизводственные
сделки, в частности трансфертные платежи. Объем этих платежей, как правило,
достаточно велик, но они представляют собой просто перераспределение созданного
ВВП.
К числу
трансфертных платежей относятся:
—
государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию,
пособия по безработице, стипендии, пенсии, выплаты процентов по
государственному долгу и т. п.);
— частные
трансфертные платежи (разовые выплаты из частных фондов, стипендии частных лиц
и организаций и т. п.).
Не включаются
в состав ВВП и чисто финансовые операции (например, купля-продажа ценных
бумаг), так как они не увеличивают текущее производство.
2.2
Структура системы национальных счетов России в 2002-2008гг.
Таблица 7
Счет товаров
и услуг России в 2002-2008 г. (в текущих ценах, млрд. руб.)
коды | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Ресурсы | ||||||||
Выпуск в основных ценах | P.1 | 18 990 498,7 | 23 298 410,7 | 29 543 372,8 | 37 091 289,9 | 46 329 967,7 | 57 756 054,4 | 71 606 028,6 |
Импорт товаров и услуг | P.7 | 2 646 204,1 | 3 153 920,2 | 3 773 863,5 | 4 648 275,4 | 5 656 767,6 | 7 137 468,9 | 9 110 983,2 |
Налоги на продукты |
D.21 | 1 415 153,1 | 1 775 123,2 | 2 352 124,6 | 3 248 224,8 | 4 090 102,5 | 4 977 558,7 | 6 323 848,4 |
Субсидии на продукты (-)1) |
D.31 | 165 911,6 | 186 639,8 | 183 700,8 | 156 125,1 | 150 244,8 | 214 516,7 | 268 382,5 |
Всего | 22 885 944,3 | 28 040 814,3 | 35 485 660,1 | 44 831 665,0 | 55 926 593,0 | 69 656 565,3 | 86 772 477,7 | |
Использование | ||||||||
Промежуточное потребление |
P.2 | 9 409 205,1 | 11 643 654,3 | 14 663 674,9 | 18 558 017,4 | 23 366 331,6 | 29 260 953,9 | 36 216 827,6 |
Расходы на конечное потребление |
P.3 | 7 443 199,4 | 9 024 755,7 | 11 401 443,9 | 14 318 964,4 | 17 629 743,0 | 21 937 908,4 | 27 417 252,1 |
Валовое накопление | P.5 | 2 169 313,7 | 2 755 048,5 | 3 558 951,4 | 4 338 730,5 | 5 748 727,3 | 8 037 775,4 | 10 523 077,0 |
Экспорт товаров и услуг | P.6 | 3 813 694,6 | 4 655 880,3 | 5 860 396,9 | 7 607 256,5 | 9 079 332,7 | 10 028 761,5 | 12 922 994,6 |
Статистическое расхождение |
50 531,5 | 38 524,5 | 1 193,0 | 8 696,2 | 102 458,4 | 391 166,1 | 307 673,6 | |
Всего | 22 885 944,3 | 28 040 814,3 | 35 485 660,1 | 44 831 665,0 | 55 926 593,0 | 69 656 565,3 | 86 772 477,7 |
Таблица 8
Счет производства
России в 2002-2008 г. (в текущих ценах, млрд. руб.)
коды | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Ресурсы | ||||||||
Выпуск в основных ценах | P.1 | 18 990 498,7 | 23 298 410,7 | 29 543 372,8 | 37 091 289,9 | 46 329 967,7 | 57 756 054,4 | 71 606 028,6 |
Налоги на продукты | D.21 | 1 415 153,1 | 1 775 123,2 | 2 352 124,6 | 3 248 224,8 | 4 090 102,5 | 4 977 558,7 | 6 323 848,4 |
Субсидии на продукты (-) |
D.31 | 165 911,6 | 186 639,8 | 183 700,8 | 156 125,1 | 150 244,8 | 214 516,7 | 268 382,5 |
Всего | 20 239 740,2 | 24 886 894,1 | 31 711 796,6 | 40 183 389,6 | 50 269 825,4 | 62 519 096,4 | 77 661 494,5 | |
Промежуточное потребление |
P.2 | 9 409 205,1 | 11 643 654,3 | 14 663 674,9 | 18 558 017,4 | 23 366 331,6 | 29 260 953,9 | 36 216 827,6 |
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах |
B.1*g | 10 830 535,1 | 13 243 239,8 | 17 048 121,7 | 21 625 372,2 | 26 903 493,8 | 33 258 142,5 | 41 444 666,9 |
Всего | 20 239 740,2 | 24 886 894,1 | 31 711 796,6 | 40 183 389,6 | 50 269 825,4 | 62 519 096,4 | 77 661 494,5 |
Таблица 9
Счет образования
доходов России в 2002-2008 г. (в текущих ценах, млрд. руб.)
коды | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Ресурсы | ||||||||
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах |
B.1*g | 10 830 535,1 | 13 243 239,8 | 17 048 121,7 | 21 625 372,2 | 26 903 493,8 | 33 258 142,5 | 41 444 666,9 |
Всего | 10 830 535,1 | 13 243 239,8 | 17 048 121,7 | 21 625 372,2 | 26 903 493,8 | 33 258 142,5 | 41 444 666,9 | |
Использование | ||||||||
Оплата труда наемных работников |
D.1 | 5 065 100,6 | 6 231 387,0 | 7 845 036,7 | 9 474 266,7 | 11 985 905,6 | 15 526 571,0 | 19 552 115,3 |
в том числе скрытые оплата труда и смешанные доходы |
1 249 000,0 | 1 496 400,0 | 1 995 100,0 | 2 551 000,0 | 3 450 000,0 | 4 450 000,0 | 5 200 000,0 | |
Налоги на производство и импорт в том числе: |
D.2 | 2 026 968,6 | 2 315 940,3 | 3 076 264,3 | 4 406 869,3 | 5 537 298,1 | 6 564 456,0 | 8 498 539,4 |
налоги на продукты |
D.21 | 1 415 153,1 | 1 775 123,2 | 2 352 124,6 | 3 248 224,8 | 4 090 102,5 | 4 977 558,7 | 6 323 848,4 |
другие налоги на производство |
D.29 | 611 815,5 | 540 817,1 | 724 139,7 | 1 158 644,5 | 1 447 195,6 | 1 586 897,3 | 2 174 691,0 |
Субсидии на производство и импорт (-) |
D.3 | 181 199,2 | 205 705,4 | 203 595,2 | 162 407,7 | 155 563,8 | 230 138,8 | 318 801,9 |
в том числе: | ||||||||
субсидии на продукты |
D.31 | 165 911,6 | 186 639,8 | 183 700,8 | 156 125,1 | 150 244,8 | 214 516,7 | 268 382,5 |
другие субсидии на производство |
D.39 | 15 287,6 | 19 065,6 | 19 894,4 | 6 282,6 | 5 319,0 | 15 622,1 | 50 419,4 |
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
B.2g+ B.3g | 3 919 665,1 | 4 901 617,9 | 6 330 415,9 | 7 906 643,9 | 9 535 853,9 | 11 397 254,3 | 13 712 814,1 |
Всего | 10 830 535,1 | 13 243 239,8 | 17 048 121,7 | 21 625 372,2 | 26 903 493,8 | 33 258 142,5 | 41 444 666,9 |
Таблица 10
Счет распределения
первичных доходов России в 2002-2008 г. (в текущих ценах, млрд. руб.)
коды | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Ресурсы | ||||||||
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
B.2g+ B.3g | 3 919 665,1 | 4 901 617,9 | 6 330 415,9 | 7 906 643,9 | 9 535 853,9 | 11 397 254,3 | 13 712 814,1 |
Оплата труда наемных работников |
D.1 | 5 071 283,1 | 6 227 102,1 | 7 837 582,4 | 9 439 827,8 | 11 873 211,0 | 15 340 665,3 | 19 201 467,2 |
в том числе сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной в России нерезидентам |
6 182,5 | 4 284,9 | 7 454,3 | 34 438,9 | 112 694,6 | 185 905,7 | 350 648,1 | |
Налоги на производство и импорт |
D.2 | 2 026 968,6 | 2 315 940,3 | 3 076 264,3 | 4 406 869,3 | 5 537 298,1 | 6 564 456,0 | 8 498 539,4 |
Субсидии на производство и импорт (-) |
D.3 | 181 199,2 | 205 705,4 | 203 595,2 | 162 407,7 | 155 563,8 | 230 138,8 | 318 801,9 |
Доходы от собственности, полученные от «остального мира» |
D.4 | 154 463,8 | 316 803,3 | 310 107,0 | 442 524,8 | 755 652,0 | 1 143 329,1 | 1 444 749,9 |
Всего | 10 991 181,4 | 13 555 758,2 | 17 350 774,4 | 22 033 458,1 | 27 546 451,2 | 34 215 565,9 | 42 538 768,7 | |
Использование | ||||||||
Доходы от собственности, переданные «остальному миру» |
D.4 | 367 331,9 | 713 955,5 | 670 883,3 | 947 091,0 | 1 439 441,8 | 1 740 978,8 | 2 298 560,0 |
Валовой национальный доход |
B.5*g | 10 623 849,5 | 12 841 802,7 | 16 679 891,1 | 21 086 367,1 | 26 107 009,4 | 32 474 587,1 | 40 240 208,7 |
Всего | 10 991 181,4 | 13 555 758,2 | 17 350 774,4 | 22 033 458,1 | 27 546 451,2 | 34 215 565,9 | 42 538 768,7 |
Таблица 11
Счет вторичного
распределения доходов России в 2002-2008 г. (в текущих ценах, млрд. руб.)
коды | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Валовой национальный доход |
B.5*g | 10 623 849,5 | 12 841 802,7 | 16 679 891,1 | 21 086 367,1 | 26 107 009,4 | 32 474 587,1 | 40 240 208,7 |
Текущие трансферты, полученные от «остального мира» |
D.61+D.7 | 52 779,0 | 77 291,1 | 104 743,2 | 127 122,8 | 173 571,7 | 214 956,4 | 270 526,9 |
Всего | 10 676 628,5 | 12 919 093,8 | 16 784 634,3 | 21 213 489,9 | 26 280 581,1 | 32 689 543,5 | 40 510 735,6 | |
Использование | ||||||||
Текущие трансферты, переданные «остальному миру» |
D.62+D.7 | 63 957,4 | 89 285,6 | 124 408,8 | 156 730,1 | 214 561,1 | 303 347,8 | 341 282,1 |
Валовой располагаемый доход |
B.6*n | 10 612 671,1 | 12 829 808,2 | 16 660 225,5 | 21 056 759,8 | 26 066 020,0 | 32 386 195,7 | 40 169 453,5 |
Всего | 10 676 628,5 | 12 919 093,8 | 16 784 634,3 | 21 213 489,9 | 26 280 581,1 | 32 689 543,5 | 40 510 735,6 |
Таблица 12
Счет использования
располагаемого дохода России в 2002-2008 г. (в текущих ценах, млрд. руб.)
коды | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Валовой располагаемый доход |
B.6g | 10 612 671,1 | 12 829 808,2 | 16 660 225,5 | 21 056 759,8 | 26 066 020,0 | 32 386 195,7 | 40 169 453,5 |
Всего | 10 612 671,1 | 12 829 808,2 | 16 660 225,5 | 21 056 759,8 | 26 066 020,0 | 32 386 195,7 | 40 169 453,5 | |
Использование | ||||||||
Расходы на конечное потребление |
P.3 | 7 443 199,4 | 9 024 755,7 | 11 401 443,9 | 14 318 964,4 | 17 629 743,0 | 21 937 908,4 | 27 417 252,1 |
в том числе: | ||||||||
домашних хозяйств | 5 400 346,2 | 6 540 147,6 | 8 405 581,7 | 10 590 021,2 | 12 887 930,4 | 16 006 812,5 | 20 009 586,5 | |
государственного управления |
P.32 | 1 911 334,7 | 2 330 573,0 | 2 847 486,0 | 3 590 721,3 | 4 589 179,7 | 5 745 220,3 | 7 190 953,1 |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства |
131 518,5 | 154 035,1 | 148 376,2 | 138 221,9 | 152 632,9 | 185 875,6 | 216 712,5 | |
Валовое сбережение | B.8*g | 3 169 471,7 | 3 805 052,5 | 5 258 781,6 | 6 737 795,4 | 8 436 277,0 | 10 448 287,3 | 12 752 201,4 |
Всего | 10 612 671,1 | 12 829 808,2 | 16 660 225,5 | 21 056 759,8 | 26 066 020,0 | 32 386 195,7 | 40 169 453,5 |
Таблица 13
Счет операций
с капиталом России в 2002-2008 г. (в текущих ценах, млрд. руб.)
коды | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Валовое сбережение | B.8*g | 3 169 471,7 | 3 805 052,5 | 5 258 781,6 | 6 737 795,4 | 8 436 277,0 | 10 448 287,3 | 12 752 201,4 |
Капитальные трансферты, полученные от «остального мира» |
D.9 | 230 447,0 | 14 827,7 | 20 448,6 | 12 256,3 | 19 982,9 | 22 262,3 | 25 427,5 |
Капитальные трансферты, переданные «остальному миру» (-) |
D.9 | 622 334,6 | 44 811,9 | 66 118,2 | 377 258,0 | 17 565,6 | 283 939,2 | 18 064,1 |
Всего | 2 777 584,1 | 3 775 068,3 | 5 213 112,0 | 6 372 793,7 | 8 438 694,3 | 10 186 610,4 | 12 759 564,8 | |
Использование | ||||||||
Валовое накопление основного капитала1) |
P.51+ P.53 | 1 939 314,4 | 2 432 252,0 | 3 130 523,6 | 3 836 895,9 | 4 980 573,3 | 6 984 036,3 | 9 182 596,1 |
Изменение запасов материальных оборотных средств |
P.52 | 229 999,3 | 322 796,5 | 428 427,8 | 501 834,6 | 768 154,0 | 1 053 739,1 | 1 340 480,9 |
Приобретение минус выбытие непроизведенных нефинансовых активов |
K.2 | 5 773,3 | ||||||
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) и статистическое расхождение |
B.9 | 608 270,4 | 1 020 019,8 | 1 654 160,6 | 2 034 063,2 | 2 689 967,0 | 2 148 835,0 | 2 230 714,5 |
Всего | 2 777 584,1 | 3 775 068,3 | 5 213 112,0 | 6 372 793,7 | 8 438 694,3 | 10 186 610,4 | 12 759 564,8 |
2.3
Проблема повторного счета. Добавленная стоимость
При подсчете
ВВП возникают различные проблемы. Главная из них это проблема повторного
счета. Дело в том, что многие произведенные продукты в процессе дальнейшей
переработки входят также в стоимость других продуктов. Например, в стране
произвели металл на сумму 4 млрд. руб. Затем из этого металла были изготовлены
автомобили общей стоимостью 10 млрд. руб. Стоимость всех произведенных
продуктов (металл + автомобили) составляет 14 млрд. руб. Вместе с тем в этой
стоимости валового продукта стоимость металла учтена дважды. Действительный
валовой продукт будет меньше на сумму повторного счета, тот есть меньше на 4
млрд. руб., которые составляют стоимость металла, использованного при
изготовлении автомобилей. Вычтя эти 4 млрд. руб. из 10 млрд. руб. стоимости
автомобилей, мы получим действительную величину валового продукта, равную 10
млрд. руб. (4 + 6 = 10).
Точно так же
проблема повторного счета решается при подсчете ВВП, состоящего из миллионов
видов товаров и услуг. В общем виде это звучит так: чтобы избежать повторного
счета, из стоимости произведенной продукции вычитается стоимость использованных
предметов труда, то есть стоимость промежуточного продукта. В итоге остается
стоимость конечного продукта. Это и есть валовой внутренний продукт.
На практике
стоимость конечного продукта называют добавленной стоимостью. В нашем примере
стоимость автомобилей (10 млрд. руб.) включает стоимость металла, из которого
они изготовлены (4 млрд. руб.). Эти 4 млрд. руб. составляют стоимость
промежуточного продукта (промежуточное потребление), а оставшиеся 6 млрд. руб.
это стоимость конечного продукта, или добавленная стоимость.
Добавленная
стоимость это стоимость, добавленная переработкой, представляет собой
разность между стоимостью произведенной продукции и стоимостью предметов труда,
использованных в производстве этой продукции.
Более подробно расчет добавленной стоимости при определении ВВП
можно проиллюстрировать на другом примере, приведенном в таблице 14.
Таблица 14
Добавленная
стоимость
Производство (отрасли народного хозяйства) | Объем продаж | Стоимость использованных предметов труда | Добавленная стоимость |
1 | 2 | 3 | 4 |
Пшеница (сельское хозяйство) | 8 | 0 | 8 |
Мука (мукомольная промышленность) | 11 | 8 | 3 |
Хлеб (хлебопекарная промышленность) | 20 | 11 | 9 |
Доставленный из магазина хлеб (розничная торговля) |
30 | 20 | 10 |
69 | 39 | 30 |
Представим
себе экономику, состоящую из четырех отраслей: сельское хозяйство, мукомольная
промышленность, хлебопекарная промышленность и розничная торговля. В каждой
отрасли производятся определенные товары или услуги: пшеница, мука, хлеб,
доставка потребителям хлеба. Заметьте, что розничная торговля это не
материальное производство, а производство услуг. Стоимость всей произведенной
продукции отражена в колонке 2 табл. 7.2. В каждой отрасли используется
определенное сырье, то есть предметы труда. Их стоимость отражена в колонке 3.
(При производстве пшеницы для простоты стоимость сырья принята равной 0.)
Добавленная стоимость, созданная в каждой отрасли, будет равняться стоимости
произведенных в отрасли продуктов, это стоимость продаж, минус стоимость
использованных предметов труда (колонка 4).
Итоговые
данные таблицы 10:
·
объем
продаж = 69,
·
оромежуточный
продукт (промежуточное потребление) = 39,
·
конечный
продукт (добавленная стоимость) = 30.
Сумма всех
добавленных стоимостей, произведенных в экономике, и будет представлять собой
валовой внутренний продукт (ВВП). В общем виде точно так же рассчитывается и
валовой национальный продукт (ВНП).
ВВП, ВНП =
стоимость всех произведенных продуктов и услуг промежуточный продукт
ВВП, ВНП =
сумма произведенных добавленных стоимостей.
Таким
образом, с помощью показателей валового внутреннего продукта и валового
внутреннего продукта делается попытка измерить объем годового (квартального,
месячного) выпуска товаров и услуг в экономике.
Заключение
Анализ
экономического состояния страны основывается на системе национальных счетов,
которые отражают объём национального выпуска продукции, национальный доход,
структуру доходов и расходов общества.
Система
национальных счетов- статистическая система, представляющая собой формализацию
теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной
и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые
отражают производство, распределение и использование валового национального
продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является
замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу,
отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в
национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных
счетов являются: экономические функции- производство, потребление, накопление,
посредничество в перераспределении доходов; экономические операции
индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе
выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами,
операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты
субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые
отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций товары,
услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов
используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод
построения системы национальных счетов заключается в отражении всех
экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых
контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели;
экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов
и расходов.
СНС
предполагает исчисление следующих наиболее важных показателей СНС:
1) валовой
внутренний продукт
2) чистый
внутренний продукт
3) валовой
национальный доход
4) чистый
национальный доход
5)
располагаемый национальный доход
Современная
СНС предполагает счета и показатели не только для экономики в целом, но и для
ее секторов:
·
нефинансовые
корпорации и предприятия;
·
финансовые
корпорации;
·
органы
государственного управления;
·
домашние
хозяйства;
·
частные
некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства.
Для каждого
сектора предусматривается набор счетов, в которых регистрируются операции,
относящиеся к основным фазам экономического процесса. Такими фазами являются:
·
производство
и образование доходов;
·
распределение
и перераспределение доходов;
·
образование
располагаемого дохода и его использование на потребление и сбережение;
·
формирование
источников финансирования капитальных затрат;
·
инвестиции;
·
приобретение
финансовых активов и принятие финансовых обязательств;
·
прочие
изменения в активах, несвязанные с нормальным экономическим процессом
(например, в результате стихийных бедствий, катастроф, революций и пр.);
·
формирование
активов и пассивов.
Недостатком СНС является, то, что СНС не
учитывает: домашний труд; труд ученых, не воплощенный в готовом виде; бартерный
обмен; доходы теневой экономики; частные трансфертные платежи; финансовые
операции.
Система
национальных счетов, являясь наиболее полной статистической системой,
представляет различные возможности для анализа.
Основным
потребителем данных СНС являются органы государственного управления, формирующие
экономическую политику, которые определяют основные направления фискальной,
монетарной и социальной политик, касающиеся широкого круга вопросов и
инструментов экономической политики и в первую очередь системы налогообложения,
стимулирования отечественных и иностранных инвестиций.
Наиболее
важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений как
органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:
·
определение
темпов экономического роста и колебаний экономической конъюнктуры в течение
года, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов
(занятость, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);
·
установление
отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени, а также факторов этой
динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях,
неравномерность динамики цен и т.д.);
·
выявление
соотношений между конченым потреблением и накоплением, а также факторов этой
динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях,
неравномерность динамики цен и т.д.);
·
определение
национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций и
анализ степени достаточности этого источника для финансирования намечаемых
инвестиций;
·
выявление
размеров заимствования/кредитования как экономикой в целом, так и отдельными ее
секторами;
·
изучение
уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;
·
установление
влияния на экономику страны внешнеэкономических связей и прежде всего внешней
торговли товарами и услугами;
·
анализ
влияния на экономику и различные макроэкономические переменные инфляционных
процессов.
Список
использованной литературы
1.
Иванов
Ю.Н., Казаринова С.Е., Карасева Л.А. Основы национального счетоводства:
Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.
2.
Курс
экономической теории, под ред. Чепурина М. Н., Киров, 2006.
3.
Курс
экономической теории: Учебное пособие / Рук / авт. кол. А.В. Сидорович. М.,
2009.
4.
Методологические
положения по статистике. Вып. 5. М.: Логос, 2008.
5.
Рыбакова
О.М. Система национальных счетов. Мн.: Гама 5 2008. 80 с.
6.
Экономика:
Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М., 2008.
7.
Экономическая
теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. М., 2009.
8.
Гирбасова
Е.М. Интеграция финансовой отчетности бюджетных организаций в систему
национального счетоводства // Бухгалтерский учет и анализ. Мн., 2008 N 9. С. 50
54.
9.
Пушкина
М.В. Гармонизация бухгалтерского учета и системы национальных
счетов.//«Аудиторские ведомости», 2007, N 1.
10.
Рыбакова
Е.М. Система национальных счетов инструмент для проведения анализа и
регулирования социально ориентированной рыночной экономики // Вести БДПУ. Мн.,
2009, N 3. С. 112 115.
11.
Рыбакова
О.М Основы системы национального счетоводства (методические
рекомендации).//«Бухгалтер и закон», 2007, N 11.
12.
http://www.gks.ru
13.
http://www.mbm.ru/