«Высокие технологии» и проблемы информационного неравенства в России

Дата: 13.02.2016

		

Аймалетдинов Т.А.

Аймалетдинов Тимур Алиевич – студент факультета
социальной информатики Московского государственного социального университета

«Неравенство
состояний и  неравенство образования –
вот главные причины всех социальных потрясений».

Жан
Антуан Кондорсе.

Развитие
информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни
мирового сообщества. Их широкое распространение качественно преобразует
общественную жизнь и приводит к революционным сдвигам в экономической,
социальной, культурной и других сферах. К традиционным СМИ и СМК – к прессе, радио,
телевидению, сетям электросвязи и радиорелейной связи, добавились сотовая
связь, Интернет, спутниковое и кабельное телевидение, в ближайшем будущем
ожидается приход интерактивного цифрового телевидения. Появление интерактивного
телевизионного вещания превратит домашний телевизор в терминал с широкими
телекоммуникационными и информационными возможностями. Наряду с предоставлением
канала обратной связи, оно позволит существенно увеличить число передаваемых
программ и улучшить качество их приема.

Проблема
устранения ограничений доступа к информационным ресурсам, уменьшения
неравномерности охвата населения услугами современных информационных сетей
(информационного неравенства) коснулась современной России в полной мере,
охватив, в том числе, и традиционные телекоммуникации. Если в промышленно
странах Западной Европы сеть местного телевещания обеспечивает почти на всей
территории трансляцию нескольких десятков конкурирующих друг с другом
телеканалов, включая телевидение других стран, то в России не ретранслируется
ни один зарубежный телеканал, а количество выходящих в эфир ТВ каналов нигде не
превышает 10; в Москве не ретранслируются телеканалы из других городов и
регионов (а это существенно ограничивает спрос населения на телевизионные
приемники). В отличие от отставшей в развитии традиционной телекоммуникационной
инфраструктуры России, рынок сотовой связи развивается ускоренными темпами,
растет количество мобильных телефонов у населения [1, с. 43]. Также возрастает
численность регулярных российских пользователей сети Интернет, однако
российская интернет-аудитория по-прежнему сконцентрирована в Москве и
Санкт-Петербурге (66,3% регулярных пользователей) [2]. Интернет-технология вне
крупнейших городов России быстро устаревает, и это также приводит к ситуации,
близкой к исключению стран третьего мира из мирового информационного
сообщества.

Во
многом такая ситуация обусловлена архаичностью технологической базы,
унаследованной от бывшего СССР. Тенденции к уменьшению объемов выпуска
продукции в области высоких технологий в отечественной электронной и
приборостроительной промышленности начали проявляться с конца 80-х годов и
приняли катастрофический характер в последнее десятилетие XX века. В то время
как на российском рынке расширялся импорт технической аппаратуры для
спутниковой и мобильной связи, изделий бытовой электроники и компьютерной
техники из промышленно развитых стран Запада, США, Японии и стран
азиатско-тихоокеанского региона (Южная Корея, Китай, Тайвань, Малайзия и т.д.),
резко падало отечественное производство этой продукции. Общая стоимость
производимых в России чипов снизилась с 1,5 млрд. долларов в 1989 году до 385
млн. долларов в 1995 году [1, с. 36]. На российских предприятиях
электротехнической промышленности несколько лет назад полностью прекратилось
производство цветных кинескопов. Больше не собирают в России и странах СНГ
мониторы (технические возможности для этого существуют, учитывая, что
продолжается выпуск собственных цветных телевизоров). Не производятся принтеры.
В начале 90-х еще собирали матричные принтеры, рассчитанные на работу с
машинами типа ПЭВМ «Искра 1030» (сейчас эти «персоналки»,
несовместимые с IBM PC, применимы лишь как экспонаты для политехнического
музея). Производство системных блоков (персональных компьютеров) на базе
оборонных предприятий и в мастерских небольших фирм представляет собой простую
модульную сборку и настройку из импортных узлов.

Осознать,
к чему может привести технологическое отставание и информационное неравенство,
важно в России уже сегодня, когда развитие информационного общества еще
находится на ранней стадии. Уровень информационного неравенства стремительно
возрастает вместе с развитием самих информационных и коммуникационных
технологий. Складывается ситуация, когда быстрый прогресс в области информатизации
углубляет информационное неравенство, и в этом состоит одна из серьезных
трудностей его преодоления. Сразу следует отметить, что проблема
информационного неравенства (в контексте информатизации общества) в современной
отечественной литературе пока не получила должного отражения, хотя и
обсуждается широким кругом специалистов.

Общая характеристика понятия «Информационное
неравенство».

Термин
«информационное неравенство» появился в нашем научном лексиконе сравнительно
недавно, однако вокруг него уже развернулись дискуссии. Это оживленное
обсуждение явно указывает на всю сложность и многозначность проблемы. С точки
зрения автора, понятие «информационное неравенство» может быть рассмотрено в
широком и узком смысле слова. В широком смысле слова оно обозначает различие
(неравенство) в доступе к информации, к накопленным в обществе знаниям. Эта
разница в доступе к знаниям берет начало еще в далеком прошлом, с появления
первых форм письменности (пиктографическое, идеографическое письмо), когда люди
стали постепенно отчуждать свои знания, переносить их на материальный носитель.
Именно тогда возникла реальная основа для хранения и накопления информации [3].
С этого времени доступ к накопленным и сохраненным в письменных документах
знаниям мог получать любой грамотный человек. Особая социальная роль тогда
принадлежала летописцам и переписчикам. Другими словами, доступность письменной
(текстовой) информации была напрямую связана с доступностью образования для
различных слоев населения.

В
истории нашей страны расширение доступа к образованию являлось целью проведения
ряда реформ [2]. Однако долгие годы, начиная практически с появления первой
русской школы, оно было доступно лишь наиболее обеспеченным и привилегированным
общественным слоям. Происшедшие в 1870-1880 гг. позитивные сдвиги в российском
образовании обеспечили резкий социально-экономический подъем в России на рубеже
XIX-XX вв. В 1915 году было начато проведение наиболее радикальной школьной
реформы, которая предусматривала введение единой общеобразовательной школы. В
советский период процесс демократизации образования продолжался, и среднее
образование было провозглашено как всеобщее и обязательное (ст. 45 Конституции
.).

Сегодня,
анализ происходящего в образовательной сфере, особенно в среднем образовании,
приводит к выводу о серьезном противоречии между декларируемой демократизацией
и реально происходящей дифференциацией, резко ограничивающей возможности
получения образования. Происходившие в советское время масштабные
преобразования в школе были нацелены на создание системы всеобщего образования.
В сущности, главное достижение советского периода — достигнутый уже к 1960-м
годам высокий культурно-образовательный потенциал страны [3]. Возрождение
России, по мнению ряда специалистов, требует укрепления системы образования, в
первую очередь широкого внедрения современных информационных технологий в
образовательную среду [4].

Сегодня
мы можем наблюдать различия в уровне и качестве образования получаемого в
различных регионах России. Вряд ли уровень образования сельской школы может
сравниться с уровнем образования специализированной школы крупного города.

Таким
образом, по мнению автора, именно степень доступности образования, а,
следовательно, и доступности знаний для различных социальных слоев в
историческом контексте, раскрывает всю сущность понятия «информационного
неравенства» в широком смысле слова.

Понятие
«информационное неравенство» в узком смысле слова, с позиции автора, следует
отождествлять с понятием «цифровое неравенство» («цифровой раскол»). Существует
большое число определений «цифрового неравенства». Все они, как правило,
отражают ту или иную сторону данного понятия, зачастую не формируя общего
представления о проблеме. Наиболее удачным, с точки зрения автора, является
определение научного коллектива Института развития информационного общества, в
котором под «цифровым неравенством» понимается «новый вид социальной
дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших
информационных и телекоммуникационных технологий» [5].

Впервые
термин «цифровое неравенство» («digital divide») прозвучал в июле . в отчете о
проведенном исследовании Государственной администрацией телекоммуникаций и
информации США «Проваливаясь в сеть: обзор сельских районов» [6]. В докладе
было указано на существенные различия в доступе к новым ИТ и сети Интернет
среди людей с различным доходом, уровнем образования, расовой принадлежностью и
др. Было зафиксировано, что в сельской местности новые ИТ используются реже,
чем в городах; среднестатистический пользователь – это белый мужчина с высшим
образованием и доходом выше среднего; женщины, а также люди другой расовой
принадлежности имеют меньше возможностей для использования этих технологий.

Большой
интерес среди американцев вызвала статья А. Пауэла «Падая в пропасть» [7], в
которой он достаточно подробно изложил суть проблемы информационного
неравенства. Спустя несколько дней, последовало выступление бывшего президента
США Б. Клинтона «От цифровой бедности к цифровому богатству» [8], в котором он
пообещал выделить 42 млн. долларов на решение проблемы цифрового неравенства.

Следует
отметить, что дискуссии по рассматриваемой проблеме активно продолжаются в США
и по сей день, о чем свидетельствует большое количество публикаций в самой
различной литературе.

В
глобальном контексте термин «цифровое неравенство» стал активно употребляться
при анализе неравенства между странами в сфере новых технологических
разработок, которое может привести к дальнейшему углублению экономического и
социального неравенства и, в результате, повысить рост нестабильности в мире.

В
. Программа развития ООН в ежегодном докладе об экономическом развитии впервые
ввела термин «цифровое неравенство», подразумевая под этим понятием разницу
между «информационной бедностью» и «информационным богатством».

В
апреле . под эгидой Экономического и социального совета Организации
Объединенных Наций (ЭКОСОС ООН) состоялось заседание группы ведущих экспертов в
области ИТ из 16 государств мира. Эксперты подготовили доклад о текущей
ситуации и план действий ООН по преодолению информационного неравенства между
развитыми странами и остальным миром. Эти документы стали предметом серьезной
дискуссии на сессии ЭКОСОС, состоявшейся в июле, и были положены в основу
декларации «Развитие и международное сотрудничество в XXI веке: роль
информационных технологий в контексте глобальной экономики, основанной на
знаниях».

Актуальные
вопросы, поднятые в указанных докладах и декларации, обсуждались на двух
международных мероприятиях в . — встрече руководителей восьми ведущих мировых
государств в Окинаве, где была принята «Хартия глобального информационного
общества» [9] и сентябрьской Ассамблее ООН, названной «Ассамблеей тысячелетия».

В
России проблема «цифрового неравенства» обсуждается относительно давно и
исследуется рядом специалистов как технического, так социологического,
экономического и других профилей [10]. Проводится ряд научных дискуссий и
семинаров, на которых обсуждаются те или иные аспекты цифрового неравенства,
выдвигаются основные пути решения этой серьезной социальной проблемы. С точки
зрения автора, проведение таких научных семинаров привносит, несомненно,
огромнейший положительный вклад в исследование данной проблемы, которая сегодня
для России является новой и малоизученной в силу ряда причин.

Так,
по мнению О.Н. Вершинской, проблема усиления интеллектуальной дифференциации
между использующими и не использующими современные ИТ, между имеющими доступ к
ним и не имеющими этого доступа, до самого последнего времени мало беспокоила
россиян, так как в России отсутствие доступа к ИТ еще не осознается как
социальное неравенство [11]. Это, в свою очередь, обусловлено невысоким уровнем
информатизации России.

Учитывая
все вышесказанное, следует сказать, что проблема информационного неравенства
чрезвычайно многоаспектна и представляет большую угрозу дальнейшему позитивному
развитию российского общества. Поэтому главной задачей отечественной
государственной политики должно стать объединение интересов и возможностей всех
заинтересованных сторон – представителей исполнительной и законодательной
власти, ученых, общественных деятелей – в целях создания развитого
цивилизованного информационного общества, общества людей с равными
возможностями.

Социологические аспекты информационного неравенства в
современной России.

В
России, как и во многих других странах, информационное неравенство определено
низким уровнем информатизации. Поэтому следует учитывать реальные социальные
условия, которые могут указать на причины, замедляющие процесс информатизации и
препятствующие распространению информационных технологий в нашей стране среди
различных слоев общества [12].

Размеры
аудитории пользователей сети Интернет непосредственно зависят от величины
компьютерного парка и от объемов продаж ПК. Несмотря на появление
альтернативных устройств, обеспечивающих работу в сети Интернет (карманные
компьютеры, мобильные телефоны с доступом в Интернет), в ближайшие годы, по
мнению специалистов, существенное влияние на количественный рост российской
аудитории сети все же будет оказывать фактор наличия/отсутствия ПК. В связи с
этим целесообразно оценить степень компьютеризации России, ее влияние на
формирование доступности ИТ и сети среди широких социальных слоев общества.

В
России, по мнению специалистов, ситуация в области компьютеризации складывается
не совсем благополучно. В стране с почти 150 миллионным населением парк
персональных компьютеров составил по различным оценкам 9-10 млн., из них
примерно 40% представляют собой устаревшие модели [13]. Современных ПК в России
насчитывается около 4500-5000 шт., причем более 30% из их числа находятся в
домашнем пользовании [14].

Лишь
5% жителей России имеют персональный компьютер у себя дома [15]. По индексу
технологического прогресса (ITP) — телевизор, факс, ПК, мобильный телефон и
доступ в Интернет в семье Россия занимает 53-е место в мире [16] (Рис.1).

В
первом полугодии 2001 года количество регулярных пользователей сети Интернет в
России достигло 4,2 миллиона человек, что составляет 3-5% (см. Рис.2). Для
сравнения – постоянный доступ в сеть в США имеют около 50% населения (к 2005
прогнозируется 91%) [17], в Великобритании – 14%, в Японии – 10%, а в Китае
количество пользователей удваивается каждые полгода [18]. В России, по мнению
ряда исследователей, количество пользователей сети увеличивается в два раза
каждые полтора года. По прогнозам агентства Monitoring.ru, аудитория Рунета к
концу . будет составлять около 20 млн. человек.

Более
40% пользователей составляют квалифицированные специалисты с высшим
образованием и руководители различного уровня.

Социальная
структура аудитории Интернет существенно отличается от социальной структуры
городского населения России (см. Рис. 3). Так, например, доля руководителей
среди населения не превышает 7%, а в интернет-аудитории их пропорция больше в
2,5 раза. С другой стороны, каждый пятый горожанин является пенсионером, а в
аудитории Интернет их менее одного процента. Таким образом, использование сети
Интернет наиболее характерно для специалистов с высшим образованием,
руководителей различного ранга, студентов и учащихся.

По
оценкам «КОМКОН», большая часть пользователей Рунета относится к
категории с обеспеченностью выше средней.

Говоря
о долях распределения аудитории сети Интернет по российским регионам (См. Рис.
4), следует отметить, что европейская часть выросла, а в Сибири, на Дальнем
Востоке и на Урале – упала [19].

В
. 57% опрошенных проживало в городах с более чем миллионным населением; 13% – в
городах с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона; 10% – в городах с
населением от 300 до 500 тысяч; 12% – в городах с населением от 100 до 300
тысяч и лишь 7% – в городах и поселках с населением менее 100 тысяч человек.

Следует
отметить, что наметилась явная тенденция: в городах с населением менее миллиона
человек и в сельской местности доля пользователей сети Интернет постепенно
возрастает [20].

По
мнению ряда экспертов, основными препятствиями на пути повсеместного
использования новых ИТ широкими социальными слоями в России являются:

·
Неадекватная, плохо развитая отечественная телекоммуникационная инфраструктура
(недостаточная телефонизация страны; устаревшие телефонные линии, не отвечающие
западным стандартам). По данным на конец апреля . уровень телефонизации в
среднем по России составляет 21,3 телефонных аппарата на 100 жителей [21]. По
данному показателю Россия занимает 37 место в мире [22]. В то время как многие
страны при передаче информации уже давно перешли на использование
оптоволоконных кабелей или спутниковых каналов, в России основной физической
средой передачи данных остается телефонный кабель, качественные параметры
которого в несколько раз ниже.

·
Отсутствие отечественных производителей вычислительной техники; неразвитое
промышленное производство ее компонентов (главным образом микросхем) [23]. По
мнению специалистов, серийное изготовление отечественных ПК (и компонентов) позволило
бы резко снизить цены на современную технику, что сделало бы ее более доступной
для малообеспеченных социальных слоев.

·
Относительно высокая стоимость услуг интернет-провайдеров, которая не
соответствует уровню жизни граждан в некоторых регионах страны (у большинства
населения нет возможности купить компьютер и модем, оплачивать доступ в сеть).
В России средняя стоимость сеансового доступа в Интернет по коммутируемым
линиям составляет 1 — 2,5$. К примеру, в США за 20$ в месяц можно пользоваться
сетью Интернет круглые сутки (при среднем годовом доходе 49800$ [24]).

·
Слабая активность правительства в отношении развития и распространения новых ИТ
в Российской Федерации. Сегодня отсутствует широкая законодательная база в
данной области, а также мало заметны результаты государственной программы в
области информатизации регионов России.

·
Невысокая степень мотивационной готовности разных слоев населения к
использованию новых ИТ, недооценка различными социальными слоями важности
процесса информатизации вообще. Вышеуказанное в некоторой степени определяет
низкий уровень компьютерной грамотности российского общества, который также не
позволяет обеспечить высокие темпы внедрения новых ИТ в жизнь различных
социальных групп.

·
Немаловажным фактором, усугубляющим сегодня информационное неравенство,
является проблема языкового барьера, а именно противоречие между относительно
высоким объемом программного обеспечения и сетевых ресурсов, представленных на
английском языке и сравнительно небольшим числом людей свободно или, как
минимум, хорошо владеющих этим языком.

Так,
по разным оценкам, около 80% объема баз данных, программных продуктов и
Интнрнет-ресурсов в мире разрабатывается сегодня на английском языке, в то
время как более 70% населения земного шара английского языка не знает [25], а в
России лишь 56% пользователей владеют этим языком и имеют возможность
пользоваться англоязычным программным обеспечением и сетевыми ресурсами [26].

Решение
данной проблемы разными специалистами определяется по-разному. Наиболее удачным,
с точки зрения автора, подходом является создание универсальных электронных,
быстродействующих и высококачественных переводчиков. Надо сказать, что попытки
создания таких средств перевода уже предпринимаются на протяжении нескольких
лет, причем весьма небезуспешно [27]. В качестве главной проблемы выделяют
отсутствие лексического эквивалента при переводе с одного языка на другой, в
силу чего снижается семантическая точность и качество перевода.

Таким
образом, следует определить основные, наиболее приоритетные пути преодоления
информационного неравенства в современной России, которые могли бы стать
научно-теоретической базой для формирования политики в области решения данной
проблемы.

Пути решения проблемы информационного неравенства в
современном российском обществе.

Проблема
цифрового неравенства в России в ближайшие годы будет нарастать пропорционально
увеличению сервисных и информационных возможностей Интернет. Поэтому важно
начинать решать эту проблему уже сегодня.

В
качестве основных путей преодоления информационного неравенства в современном
российском обществе следует выделить следующие наиболее важные, с точки зрения
автора, направления:


интеграция уровня жизни максимально широкого круга социальных слоев со
стоимостью современных ИТ. Эта проблема носит всероссийских характер. Первый и
главный шаг, который необходимо сделать, — это развитие экономики страны.
Правильное, рациональное и достаточное финансирование регионов России должно
сравнять и поднять уровень жизни всего общества, в котором сегодня явно
выражена имущественная дифференциация. Также нельзя забывать и о снижении
стоимости ИТ и доступа в сеть. Стоимость современных ПК может быть резко
снижена за счет налаживания серийного производства отечественных комплектующих,
главным образом микросхем.


государственное финансирование программ по созданию широких и качественных
телекоммуникационных сетей по всей территории России. Неразвитая
телекоммуникационная сеть является следствием сложной, кризисной ситуации в
экономике страны, невозможностью обеспечить необходимый уровень
капиталовложений в развитие сети. В качестве одного из вариантов реализации
этого направления может быть предложено, например, привлечение иностранных
инвестиций в развитие данной области.


развитие научно-практической основы в данной области (активное проведение
научных семинаров, круглых столов и др. на самом высоком уровне, с участием
специалистов наиболее компетентных в области проблемы «информационного
неравенства»). В частности, следует отметить важную роль специалистов в области
социологии и социальной информатики, которые смогли бы обеспечить глубокий
анализ социальных аспектов информационного неравенства (исследование готовности
разных социальных слоев к жизни и работе в информационном обществе, что
позволит максимально приблизиться к решению проблемы). Результаты таких
семинаров должны незамедлительно находить свое отражение в государственных
проектах, концепциях, указах и законах.


увеличение количества точек доступа к информационным ресурсам по всей
территории страны. Информационное неравенство может резко сократиться за счет
предоставления доступа к ИКТ широким слоям населения. Следует осуществлять
программы по увеличению в публичных местах количества инфоматов, информационных
киосков и т.д.


обеспечение социально незащищенных категорий людей (стариков, больных,
инвалидов, детей-сирот и т.д.) бесплатными условиями доступа к современным ИКТ,
что поможет им решать большое количество проблем. Правильное использование
современных ИТ позволило бы данным социальным группам получать доступное
образование, повышать индивидуальный культурный уровень и др.


создание общедоступных точек обучения информационной грамотности:
консультационных центров, компьютерных курсов, и др., где граждане смогли бы
повышать индивидуальную информационную грамотность в процессе курса обучения.


организация широкой информационно-пропагандистской кампании, направленной на
формирование общественного мнения о преимуществах использования НИТ. Необходимо
стимулировать интерес горожан к использованию современных ИКТ и повышать их
готовность к жизни и работе в информационном обществе. Главным образом, эта
задача ложится на СМИ, образование и другие виды просветительских мероприятий
(выставки, презентации и т.п.).

В
заключение, хотелось бы сделать некоторые обобщающие выводы.

Информатизация
российского общества протекает сегодня в условиях широкого спектра социальных
изменений, оказывающих существенное воздействие на характер и содержание этого
процесса. Постепенно создаются политические, правовые, социально-экономические
предпосылки дальнейшей информатизации страны. Однако вместе с тем,
недостаточная разработанность информационной политики государства, слабая
правовая, законодательная обеспеченность этого процесса, продолжающийся
экономический кризис, неравномерность экономического развития по регионам,
социальная поляризация населения и т.д. делают проблему информационного
неравенства в России особенно острой.

Для
эффективной борьбы с информационным неравенством необходима активная позиция
государства. Если государство не начнет думать о тех слоях населения, которые
остаются «за бортом» информатизации, общество останется разделенным на узкий
слой информационной элиты и «аутсайдеров», что при дальнейшем процессе
информатизации, несомненно, может резко вызвать рост социальной напряженности.

Преодоление
информационного неравенства может стать важным фактором выхода России из
кризиса, а также позволит занять ей более достойное место в международном
рейтинге.

Список литературы

1.
Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы – факторы социального развития.
— М., 1996. — С.8-9.

2.
Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. – М.:
Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»; М.: Издательство МГСУ «Союз»,
2001. – C. 384

3.
Народное образование и культура в СССР. Статистический сборник/Госкомстат СССР.
– М., 1989. – С. 7-8.

4.
См. напр.: Хворостов А.В. Информатизация школьного образования // Социальная
информатика — 93. – М., 1993. – С. 89-95; Смольникова И.А. Виртуальная
реальность в искусстве и обучении // Социальная информатика – 95. – М., 1995. –
С. 107-114; Сурин А.В., Воронина Т.П. Информатизация образования: проблемы и
перспективы // Социальная информатика: Сборник научных трудов – М., 1990. –
С.94., и др.

5.
Русско-английский глоссарий по информационному обществу.

6. National Telecommunications and
Information Administration— Fact Sheet: Racial Divide Continues to Grow:
Falling through the Net: Defining the Digital Divide, July, 1999.

7. Powell A. Falling for the Gap //
Reason. – No.11, Nov. 1999.

8. B. Clinton «From Digital Divide
to Digital Opportunity».

9.
Окинавская хартия глобального информационного общества.

10.
Проблема информационного неравенства и пути ее решения: Материалы круглого
стола. / Под ред. О.В. Вершинской, 12 апр. ., г. Москва. — М.: Институт
развития информационного общества, 2001. — .

11.
Вершинская О.Н. Информационное неравенство как социологическая проблема //
Информационное общество. – 2001. — №4. – С.45

12.
Соколова И.В. Социальная информатика (социологические аспекты). – М., 1999. –
С.103

13.
По данным информационного агентства Страна.Ru

14.
По данным Российского Общественного Центра Интернет-Технологий.

15.
По данным информационного агентства КОМКОН.

16.
Материалы международного семинара «Проблемы преодоления «цифрового неравенства»
в России и странах СНГ. Сборник статей. – М.: Дом Правительства РФ, 2000. —
С.43

17.
Powell А. The freedom forum

18.
По данным сервера Библиотеки ресурсов Интернет-индустрии I2R (www.i2r.ru)

19.
Н. Полуэктов. Российское цифровое неравенство // Коммерсант. – 2002. — №69. –
С. 20.

20.
Соколова И.В. Социальная информатика (социологические аспекты). – М., 1999. –
С.112

21.
Из интервью министра по связи и информатизации РФ Л. Реймана радиостанции «Эхо
Москвы»

22.
По данным аналитического агентства Магнамедиа

23.
Машлыкин В.Г. Европейское информационное пространство. – М., 2001. – С.46-47

24.
По данным информационного агентства Monitoring.ru

25.
Муханов М.М. Информационная безопасность в современных условиях

26.
По данным агентства Нетоскоп

27.
Кутыев И.В. Интернет: кое-что в помощь переводчику

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий