Классическое содержание экологии как науки о взаимодействиях в системе "организм — среда"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Важнейшие глобальные проблемы
2. Междисциплинарный подход
3. Содержание экологии как фундаментального подразделения биологии
4. Уровни организации живого объекты изучения биологии, экологии и физической географии
1. Важнейшие глобальные проблемы
В современном сложном и многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций контексте проблем окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
К числу важнейших глобальных проблем относятся:
— рост численности населения Земли;
— обеспечение растущего населения продовольствием;
— защита здоровья людей от особо опасных заболеваний и негативных последствий научно-технического прогресса;
— обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах;
— охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия.
Рассмотрим некоторые из этих проблем подробнее.
1) Загрязнение атмосферы влечет за собой угрозу и опасность парникового эффекта. Загрязнение атмосферы способствует снижению ее прозрачности и, естественно, уменьшению энергии излучения с поверхности Земли, т.е., температура повышается. Потепление вызывает расширение зоны засушливой климата; таяние многолетних льдов и, следовательно, повышение уровня воды в океанах, а это способствует большему затоплению территории Земли. Загрязнение атмосферы снижает процесс фотосинтеза, что ведет в конечном счете к увеличению концентрации СО2 и к тем же эффектам, что перечислены выше.
2) Образование озоновых дыр. Широкое использование фреонов и многих других химических соединений , разрушающих озон, ведет к образованию дыр в озоновом слое и к уменьшению самого озонового слоя. Разрушение озонового слоя приводит к нарушению тепловых процессов у растений, к увеличению потока УФЛ на поверхность Земли, а это может вызвать гибель многих живых существ.
3) Радиоактивное загрязнение ОПС. Угроза ядерной войны. В настоящее время широко используется ядерная энергия, радиоактивные вещества все больше внедряются в научные исследования, в медицинскую практику и пр. Это все ведет к увеличению образования радиоактивных отходов. Аварийные ситуации могут приводит к загрязнению ОПС.
4) Проблемы водных ресурсов. Ежегодно растет уровень загрязнения водоисточников нефтепродуктами и отходами промышленности, удобрениями и ядохимикатами в связи со все более широким их применением в народном хозяйстве. Ухудшается качество подземных вод. Неправильное использование побережья рек, озер, морей, а также необдуманные действия человека в плане использования водоисточников иногда приводят к разрушению береговой линии, нарушению обстановки на мелководьях, истощению водоисточников.
5) Земельные и минеральные ресурсы. Неправильное использование земли в сельскохозяйственном производстве приводит к засолению почв и опустыниванию территории, развитию водной и ветровой эрозии, деградации пахотных земель и пастбищ. В связи с ростом производства все большие площади земли отводятся под claas, dump, шламонакопители. В силу нерационального использования минеральных ресурсов сокращаются их запасы.
6) Уничтожение лесов. Особенно остро эта проблема стоит в тропической зоне, где массово вырубаются тропические леса. Ежегодно на планете вырубается около 1 % лесов мирового запаса. Это приводит к расширению пахотных земель, сокращению выработки кислорода растениями, изменению в газовом составе атмосферы, гибели и сокращению численности животных, т.к. уничтожаются их места обитания.
7) Животный мир. Сокращение численности животных, вымирание отдельных видов в связи с необдуманными действиями человека охота, преобразование природы, уничтожение исконных мест обитания животных, чрезмерный лов рыбы и пр.
Серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение физических, химических, биологических качеств планеты, изменение экосистем и погіршення здоровья человека. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
Основное противоречие эпохи, породившее эти проблемы, состоит в том, что человек все больше преодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременно укрепляет связи с природой, так как все больший круг веществ и энергии вовлекается в жизнедеятельность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразования среды жизни и медленном темпе естественной эволюции; потенциальной беспредельности духовного прогресса человека на основе социальной программы и социального наследования и сравнительной ограниченности его физического изменения на базе генетической программы; беспредельности изменения природы и ограниченности биологических возможностей человека приспособиться к изменениям природной среды.
Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения (физического, химического, биологического) и от разрушения, сохранению всего видового разнообразия живых существ, сбережению генофонда всего живого планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Необходима переориентация системы ценностей всех живущих на планете людей, так как каждый из нас зависит от своего окружения. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования.
2. Междисциплинарный подход
Исследование экологических проблем в науке и практике строится на междисциплинарной основе. Междисциплинарный подход необходим не только в школе, но и в вузе, что можно реализовать двумя путями.
Первый предполагает интеграцию объединение, сближение учебных дисциплин, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологической проблемы.
Второй создание специальных интегрированных учебных предметов.
Реализация обоих путей встречает большие трудности. В первом случае сложности состоят в том, что экологические проблемы не являются центральным компонентом содержания традиционных учебных предметов, да и методика их изучения слабо разработана. Второй путь предполагает увеличение и без того большого числа учебных предметов, специальную подготовку педагогических кадров и учебно-методических пособий.
Наш дом Земля. Четыре столпа его фундамента: население, природные ресурсы, среда, экономическое развитие и социальное. Неравномерный рост одного из столпов приводит к потере устойчивости. Современная ситуация такова, что один из них окружающая среда все быстрее изменяется. Изменяются физические параметры, химический состав окружающей среды и биологическое окружение человека. Обедняется видовое разнообразие природных экосистем, теряются эстетические свойства окружающей среды. Более 60% населения обитает в городах, экологическая ситуация в которых резко отличается от природной.
Человечество как биологический вид состоит из большого числа популяций, изолированных в разной и быстро изменяющейся степени. Усиливается тенденция к панмиксии смешению и таким путем превращению человечества в глобальную популяцию. Урбанизация, мобильность и образ жизни современного человека разрушают генетическую изоляцию, свойственную для естественного состояния популяций.
Возникло противоречие между приспособленностью человека к определенным свойствам и показателям среды и все ускоряющимся изменением этих свойств и показателей. Это противоречие получило название экологической проблемы окружающей среды.
Мы с самого начала оперируем различными экологическими терминами, но до сих пор не выяснили их содержания. Остановимся на них.
Окружающая среда (среда обитания, внешняя среда) совокупность всех материальных тел, сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся в непосредственном контакте с живыми организмами; совокупность абиотической и биотической и социальной сред, совместно оказывающих влияние на человека и его хозяйство. Окружающая среда не тождественна окружающей природной среде, она включает ее.
Окружающая человека природная среда (ОПС) совокупность абиотических и биотических факторов, совместно оказывающих влияние на человека и его хозяйство. ОПС, в свою очередь, подвержена влиянию человека.
Цель экологического образования (образование в отрасли окружающей среды) всплывает из современного понятия ее сущности, определенной коллективными усилиями специалистов многих стран мира, рекомендаций международных форумов по данной проблеме, специфики развития и потребностей нашего государства.
Основной целью образования в области окружающей среды является формирование экологической культуры личности как формы регуляции взаимоотношений человека с природой.
Экологическая культура характеризуется:
— всесторонними глубокими знаниями об окружающей среде (природной и социальной);
— формирование мировоззренческих ценностных ориентаций по отношению к природе;
— экологическим стилем мышления и ответственным отношением к природе и своему здоровью ;
— приобретением умения и опыта решения экологических проблем (прежде всего на местном и локальном уровнях);
— непосредственным участием в природоохранной деятельности;
— предвидением возможных негативных отдаленных последствий природопреобразующей деятельности человека.
Таким образом, экологическая культура проявляется в сознании, мышлении, поведении и деятельности личности.
Цель экологического образования достигается поэтапным путем решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Экологическое образование направлено на преодоление потребительского отношения к природе и ее ресурсам, объединению рационального и эмоционального во взаимоотношениях человека с природой, что базируется на принципах добра и красоты, разума, сознания и патриотизма.
3. Содержание экологии как фундаментального подразделения биологии
Слово “экология” сделалось в наше время одним из самых употребительных. А оно понимается большинством людей поверхностно, чаще всего лишь в смысле тревожных фактов загрязнения окружающей среды. Раскрыть истинное содержание экологии как фундаментального подразделения биологии, которое оно сегодня огромное значение в качестве теории и практики целого комплекса естественных, технических и социальных наук задача первого занятия.
Весь органический мир Земли (живая природа) и окружающая его природная среда (неживая природа), образующие биосферу, являются ее основными невероятно сложными и взаимодействующими структурными составляющими. Все проявления жизни: строение и функции живых существ, их происхождение, развитие и распространение, связи друг с другом и с неживой природой, а также образуемые ими сообщества изучает биология. Неживая природа и ее компоненты рельеф, климат, воды, суша, океан и ледяной покров исследуются физической географией.
Фундаментом для биосферы служит земная кора самая верхняя из твердых оболочек планеты. Состав, строение, историю развития и движения земной коры изучает геология. На стыке биологии, физической географии и геологии возникла наука о биосфере, которая изучает планетарную систему организации жизни на Земле.
4. Уровни организации живого объекты изучения биологии, экологии и физической географии
Биосфера как система планетарного уровня организации состоит из отдельных взаимосвязанных структурных образований экосистем, или биогеоценозов, представляющих собой природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания. Эти комплексы различной степени сложности и организованности, связанные общим потоком вещества и энергии, являются объектом изучения экологии (рис. 1.1).
Биология | Экология | Физическая | ||||||||
Аутэкология | Синэкология | география | ||||||||
Род и
другие
таксоны
|
||||||||||
Абио- | ||||||||||
Вид | « | тичес- | « | Популяции | опять | Биоценозы | ||||
кие | ½ | |||||||||
Организм | « | факто- | ½ | |||||||
ры | Среда | |||||||||
Органы | « | (веще- | ½ | |||||||
соз | ½ | |||||||||
Клетки | « | + | Экосистемы | опять | Ландшафты | |||||
энер- | ||||||||||
Гене | « | гия) |
Рис. 1.1. Уровни организации живого объекты изучения биологии, экологии и физической географии
Экология рассматривает прежде всего организмы как живые существа, которые обладают совокупностью свойств, отличающих их от неживой материи. В большинстве случаев это клеточная организация, обмен веществ, движение раздражимость, рост и развитие, размножение, изменчивость и наследственность, а также приспособляемость к условиям существования.
Жизнь на Земле представлена индивидуумами (особями) определенного строения, принадлежащими к систематическим группам, а также сообществам различной сложности. На основе разных способов структурно-функционального объединения элементов, составляющих живую материю, выделяют несколько уровней ее организации, которые образуют своеобразный биологический спектр от генов до сообществ (см. рис. 1.1). На каждом из уровней в результате взаимодействия с окружающей физической средой (веществом и энергией) возникает определенная функциональная система.
Экология возникла сравнительно недавно как безобидная ветвь биологии. В 1866 г. немецкий зоолог Эрнст Геккель впервые употребил этот термин для обозначения науки, изучающей отношение организмов к окружающей среде. Но прошло 100 лет и экология превратилась в обширную и во многих отношениях грозную область знаний, которую люди стали воспринимать в смысле науки о дальнейшей судьбе человечества в его земном доме.
Слово “экология” происходит от двух слов: oicos дом, обитель, жилище и logos наука. Экология синтетическая биологическая наука, изучающая условия существования организмов и взаимосвязи между ними и средой, в которой они обитают. Иначе говоря, сегодня экология приобрела статус науки об организации и функционировании надорганизменных биологических систем всех уровней.
Основными понятиями в экологии являются биотоп и биоценоз.
Для выявления неорганической компоненты среды ввели понятие биотоп, а термин биоценоз означает сообщество совместно живущих организмов, населяющих данный биотоп.
Под биотопом следует понимать участок земли с более или менее однотипными условиями существования, включающими не только неорганические вещества (воду, почву, минералы, соли и т.д.), но и физико-химические факторы (температура, освещение, химический состав, реакцию среды и т.д.).
Биоценоз исторически сложившаяся совокупность растений и животных, населяющих биотоп. Например, в случае естественного водоема (озера) биотопом являются вода, донные отложения и физико-химические характеристики воды (температура, солевой состав, освещенность и т.д.). Биоценоз включает в себя фитопланктон, рыб и т.д., т.е. всю совокупность живых существ в озере. Биотоп и связанный с ним биоценоз в совокупности образуют эко-систему.
Следовательно, экосистема представляет собой функционально единую совокупность организмов (растений, животных и микроорганизмов), населяющих общую территорию и способных к длительному существованию при полностью замкнутом круговороте веществ. Каждый вид живых организмов обитает в среде и занимает в ней определенное место, которое обусловлено его потребностью в пище, территории, связано с функцией воспроизводства. Такое место получило название экологической ниши данного организма.
Все обитающие на Земле живые организмы представлены популяциями. Популяция представляет собой группу особей, принадлежащих к одному виду и обладающих определенной половозрастной структурой. Каждой популяции присущи свои особенности сосуществования в пространстве и времени. В зависимости от внешней среды каждая популяция обладает собственной динамикой развития, обусловленной рождаемостью и смертностью.
Для биосистемы характерны определенные и взаимосвязанные принципы функционирования, саморегуляции и любое вмешательство в процессы, протекающие в ней, чревато весьма опасными последствиями как для природы, так и для человека.
Таким образом, для полной характеристики экологической системы необходимо учитывать весь комплекс взаимодействий между окружающей средой и живыми организмами, их приспособляемость к условиям существования, процессы обмена и круговорота веществ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы экологии: Учеб. пособие. Донецк: ДонГАУ, 2009. с.
2. Руденко В.П. Природно-ресурсный потенциал Украинской ССР // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 2009. № 5. С. 88
3. Разумихин Н.В. Природные ресурсы и их охрана. Л., 2008. С. 138.
4. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения.-М.;