Система взглядов Фомы Аквинского

Дата: 13.02.2016

		

                            
Содержание :

    
Введение

    
Наука и вера

    
Философия и теология

    
Томистское учение о бытии

    
Концепция универсалий

    
Доказательства бытия бога

     
перводвигатель

     
первопричина

     
первая необходимость

     
наивысшая степень совершенства

     
телеологическое

    
Проблема человеческой души

    
Томистская этика

    
Учение о государстве

                
             Введение.

    
Фома Аквинский  известен нам не только как самостоятельный мысли-

тель,
но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представ-

ляют
интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.

    
Начиная с XII в.  Европа главным образом через арабское и еврейс-

кое 
посредничество знакомилась с наследием Аристотеля,  в частности с

неизвестными
до того времени его метафизическими и физическими тракта-

тами.
Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель

переводился
непосредственно с греческого.

    
Деятельность по  переводу Аристотеля привела к серьезной конфрон-

тации
между  греческим  рационализмом,  представленным  Аристотелем  и

христианским,
субрациональным  пониманием  мира.  Постепенное принятие

Аристотеля
и приспособление его к потребностям христианского понимания

мира
имели несколько этапов и хотя этот процесс и контролировался цер-

ковью,
не обошелся он без кризисов и потрясений.

    
На интерпретацию  аристотелизма  в пантеистическом духе (Давид из

Динанта)
первоначально церковь ответила запретом изучения в  Парижском

университете 
Аристотелевских  естественнонаучных  произведений и даже

«Метафизики»
(декреты папы от 1210 и 1215 г.). Папа Григорий IX в 1231

г. 
эти  запреты  подтвердил,  но одновременно дал указание специально

созданной
коммисии,  чтобы та проверила труды Аристотеля  относительно

их
возможного приспособления к католическому вероучению,  что отражало

тот
факт, что изучение Аристотеля стало в то время жизненной необходи-

мостью
для университетского образования и развития научно-философского

знания
в Западной Европе. В 1245 г. изучение философии Аристотеля было

разрешено
без ограничений,  а в 1255 г.  никто не мог получить степень

магистра,
не изучив труды Аристотеля.

    
Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, свя-

занное
с крестовыми походами,  знакомство с  трактатами  Аристотеля  и

арабским 
естествознанием  потребовали обобщить все известные знания о

мире
в строгую систему, в которой бы царствовала теология. Эта потреб-

ность
реализовалась в больших Суммах — трудах, где исходным материалом

являлся
христианский образ мира,  охватывающий природу,  человечество,

духовный
и видимый мир.  Теология тем самым представлялась как научная

система,
обоснованная философией и метафизикой.

    
В середине  XIII в.  победило мнение,  согласно которому теология

нуждается
в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким

образом
ее применить,  чтобы не повредить христианской теологии.  Схо-

ластики
разделились на два главных лагеря.  Консервативное учение нас-

татаивало 
на  сохранении основных положений Августина в теологических

вопросах, 
но с применением одновременно и философских элементов арис-

тотелизма. 
Прогрессивное  течение  большой упор делало на Аристотеля,

хотя
и здесь не было полного  отмежевания  от  традиций  августинского

мышления. 
Растущее влияние Аристотеля вылилось наконец в новую теоло-

го-философскую
систему, которую создал Фома Аквинский.

    
В средние века выяснилось,  что августинизм не способен противос-

тоять
мощному влиянию аристотелизма.  Необходимо было «оседлать» арис-

тотелевскую
философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения

от
католической ортодоксии.  Приспособление Аристотеля к католическому

учению
стало жизненной необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили

схоластики
доминиканского ордена,  наиболее выдающимися  из  них  были

Альберт 
Великий  и  Фома  Аквинский.  Сам Альберт не создал логически

стройной, 
единой философской системы.  Выполнил эту задачу только его

ученик
Фома.

    
Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. Он был сыном графа Лан-

дольфа
Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монтекассино. Изучал

в
Неапольском университете свободные искусства. В семнадцать лет всту-

пает 
в доминиканский орден,  который посылает его учиться в Париж.Его

учителем 
становиться  Альберт  Великий,  за  которым  он  следует   в

Кельн-на-Рейне. 
В 1252 г. он вновь возвращается в Париж, чтобы начать

там
свою академическую деятельность.  Во время пребывания в Италии  он

знакомится 
с  трудами  Аристотеля.  Дальнейшее  пребывание  в  Париже

(1268-1272)
было очень важным,  здесь он становится известным препода-

вателем
теологии,  включается в полемическую борьбу, в решение спорных

вопросов. 
Умер в 1274 г. по пути на Леонский собор в монастыре Фосса-

нуова, 
близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он по-

лучил
прозвище «ангельского доктора» (doctor angelicus). В 1368 г. его

останки
были перенесены в Тулузу.

    
Фома Аквинский — автор множества работ, посвященных вопросам тео-

логии 
и  философии.  Главными  трудами его считаются «Сумма теологии»

(1266-1274)
и «Сумма против язычников» (1259-1264). В «Сумме теологии»

(т.е. 
совокупности теологических учений) разрабатывается католическая

догматика. 
Она становится основным произведением всей  схоластической

теологии.

                       
Наука и вера.

    
Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. За-

дачи
науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский приз-

нает
также возможность достижения объективного,  верного знания и  от-

вергает
такие представления, согласно которым действительным считается

лишь
деятельность человеческого разума. Познание должно быть направле-

но
прежде всего на объект,  но не в коем случае не внутрь,  на субъек-

тивные
стороны мышления.

    
И хотя  познание  объективно и истинно оно не может охватить все.

Над
царством философского,  метафизического познания находится  другое

царство,
которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естест-

венной
силой мышления.  Здесь Аквинат отличается от некоторых  авторов

ранней
схоластики,  например  Абеляра  и Ансельма,  которые стремились

сделать
постижимой разумом всю область христианской догматики. Область

наисущественейших
таинств  христианской  веры  остается для Аквинского

вне
философского разума и познания (например триединство,  воскресение

и
т.д.).  Речь идет об истинах сверхъестественных,  таких как, божест-

венное
откровение, благая весть, которые содержаться только в вере.

    
Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина

стоит
выше разума,  но она не противоречит разуму.  Истина может  быть

лишь
одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются про-

тив
христианской веры с  позиций  человеческого  разума,  противоречат

высшему,
божественному разуму, а средств, которыми обладает человечес-

кий
разум для такого противостояния,  явно недостаточно.  Данный тезис

Аквинат
постоянно  обосновывал  и  доказывал в полемических трактатах,

направленных
как против язычников, так и против христианских еретиков.

                       
Философия и теология.

    
Философия должна служить вере,  теологии тем, что религиозные ис-

тины
представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опроверга-

ет
как ложные аргументы против веры.  Этой ролью она и ограничивается.

Философия
сама  не может доказать сверхъестественную истину,  но может

ослабить
выставленные против нее аргументы.  Понимание роли  философии

как
орудия теологии находит у Аквината самое совершенное выражение.

         
            Томистское учение о бытии.

    
Наибольшее число  элементов учения Аристотеля содержит томистское

учение
о бытии.  Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля  Ак-

винский
абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило тре-

бованиям
христианской теологии.

    
Как у  Августина и у Боэция высшее начало у Фомы есть бытие.  Под

бытием
Фома понимает христианского бога,  сотворившего мир , как о том

повествуется
в Ветхом завете.  Различая бытие и сущность,  Фома тем не

менее
не противопоставляет их,  а вслед за Аристотелем подчеркивает их

общий
корень.  Сущности или субстанции обладают, согласно Фоме, самос-

тоятельным
бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые

существуют
только  благодаря субстанциям.  Отсюда выводится различение

так
называемых субстанциальных и акцидентальных форм.  Субстанциальная

форма
сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы

говорим,
что нечто возникло,  а при ее исчезновении — что нечто разру-

шилось.
Акцидентальная же форма — источник определенных качеств,  а не

бытия
вещей.  Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное

состояния,
Фома  рассматривает  бытие как первое из актуальных состоя-

ний.

    
Сущим, реальностью  (существованием) вещи становятся потому,  что

формы,
которые отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистент-

ном, 
идеальном виде,  как ангелы и души, либо являются энтелехией те-

ла),
входят в пассивную материю. В этом существенное отличие представ-

лений 
Аквината от Аристотелевых,  у которого форма всегда выступает в

единстве
с материей с одним исключением: форма всех форм — бог — явля-

ется
нетелесной.  Различие между материальным и духовным миром состоит

в
том,  что материальное,  телесное состоит из формы и материи,  в  то

время
как духовное имеет лишь форму.

    
Во всякой вещи,  считает Фома, столько бытия, сколько в ней акту-

альности.
Соответственно  он выделяет четыре уровня бытийности вещей в

зависимости
от степени их актуальности,  выражающийся в том, каким об-

разом
форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

    
На низшей ступени бытия форма,  согласно  Фоме,  составляет  лишь

внешнюю
определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неоргани-

ческие
стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как ко-

нечная
причина (causa finalis) вещи, которой внутренне присуща целесо-

образность, 
названная Аристотелем «растительной душой», как бы форми-

рующей 
тело  изнутри,  — таковы растения.  Третий уровень — животные,

здесь
форма есть действующая причина (causa efficiens),  поэтому сущее

имеет
в себе не только цель,  но и начало деятельности,  движения.  На

всех
трех ступенях форма по-разному входит в материю, организуя и оду-

шевляя 
ее.  Наконец,  на четвертой ступени форма предстает уже не как

организующий
принцип материи,  а сама по себе  независимо  от  материи

(forma
per se, forma separata). Это
дух, или ум, разумная душа, высшее

из
сотворенных сущих.  Не будучи связана с материей,  человеческая ра-

зумная
душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у

Фомы
название «самосущего».  В отличие от нее, чувственные души живот-

ных
не являются самосущими,  а потому они и не имеют специфических для

разумной
души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от

тела
— мышления и воления;  все действия животных,  как и многие дейс-

твия
человека (кроме мышления и акта воли),  осуществляются с  помощью

тела.
Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как челове-

ческая
душа бессмертна,  она есть самое благородное в сотворенной при-

роде.
Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди че-

ловеческих
способностей, видя и в самой природе прежде всего ее разум-

ное
определение, каковым он считает способность различать добро и зло.

Как
и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум,

направленный
на действие, а не на познание, руководящий нашими поступ-

ками, 
нашим жизненным поведением,  а не теоретической установкой,  не

созерцанием.

    
В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете  индиви-

дуумы.
Этот  своебразный  персонализм составляет специфику как томист-

ской
онтологии,  так и средневекового естествознания, предмет которого


действие индивидуальных «скрытых сущностей» — «деятелей», 
душ,  ду-

хов,
сил.  Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая ма-

лейшей
из  сотворенных сущностей,  каждое сущее обладает относительной

самостоятельностью,
которая уменьшается по мере движения вниз, то есть

по
мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерар-

хической
лестнице.

    
У бога сущность тождественна с существованием. Напротив, сущность

всех
сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вы-

текает
из их единичной сути.  Все единичное является сотворенным,  су-

ществует
благодаря другим факторам, таким образом, имеет характер обу-

ловленный
и случайный.  Лишь бог абсолютен,  не обусловлен, поэтому он

существует
с необходимостью,  ибо необходимость содержится в его  сущ-

ности. 
Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо

являются
бытием сложным.  Томистское решение проблемы  взаимоотношения

сущности
и существования укрепляет дуализм бога и мира,  что соответс-

твует
главным принципам христианского монотеизма.

                        
Концепция универсалий.

    
В связи с учением о форме более внимательно рассмотрим концепцию

универсалий
Аквината,  которая  выражает  позиции умеренного реализма.

Во-первых,
общее понятие (универсалии) существует  в  единичных  вещах

(in
rebus)  как их сущностная форма (forma substantiales);  во-вторых,

они
образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного

(post
res);  в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеаль-

ный
предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме.

В
этом  третьем  аспекте,  в  котором Аквинат онтологизирует будущее в

смысле
объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

                     
Доказательства бытия бога.

    
Бытие бога может быть доказано,  согласно Аквинату,  разумом.  Он

отвергает
онтологическое доказательство бога, которое дал Ансельм. Вы-

ражение
«бог существует» не является для разума очевидным  и  врожден-

ным.
Оно должно быть доказано.  «Сумма теологии» содержит пять доказа-

тельств,
которые взаимосвязаны друг с другом.

        
Перводвигатель

    
Первое основано на том,  что все,  что движется,  движимо чем-то

другим.
Нельзя,  однако,  этот ряд продолжать до бесконечности,  ибо в

таком
случае не существовало бы первичного «двигателя», а следователь-

но,
и  того,  что им движимо,  так как следующее движется лишь потому,

что
оно движимо первым.  Этим определяется необходимость существования

первого
двигателя, которым является бог.

        
Первопричина

    
Другое доказательство исходит из сущности действующей причины.  В

мире
имеется ряд действующих причин Но невозможно,  чтобы  нечто  было

действующей
причиной самого себя, а это нелепо. В таком случае необхо-

димо
признать первую действующую причину, который и является бог.

        
Первая необходимость

    
Третье доказательство вытекает из  взаимоотношения  случайного  и

необходимого.
При  изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до

бесконечности.
Случайное зависит от необходимого,  которое имеет  свою

необходимость
либо от иного необходимого,  либо в самом себе.  В конце

концов
выясняется, что  существует первая необходимость — бог.

        
Наивысшая степень совершенства

    
Четвертым доказательством служат степени качеств,  следующие друг

за
другом,  которые есть везде, во всем сущем, потому должна существо-

вать
наивысшая степень совершенства, и опять ею является бог.

        
Телеологическое

    
Пятое доказательство — телеологическое. В его основе лежит полез-

ность,
проявляющаяся во всей природе.  Все, и даже кажущееся случайным

и
бесполезным,  направляется к некоей цели,  имеет смысл,  полезность.

Следовательно
существует разумное существо, которое направляет все ес-

тественные
вещи к цели, им и является бог.

    
Очевидно, что  не следует предпринимать специальных исследований,

чтобы
выяснить, что эти доказательства близки к рассуждениям Аристоте-

ля
(и Августина).  Рассуждая о сущности бога, Аквинский выбирает сред-

ний
путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его  по-

ниманием,
где бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать бога,

по
Аквинату,  можно в трояком смысле: познание опосредовано божествен-

ным
влиянием в природе,  на основе подобия творца и сотворенного,  ибо

понятия
напоминают божественные творения.  Все может быть понято  лишь

как
частица бесконечного совершенного существа бога. Человеческое поз-

нание
во всем несовершенно,  но все-таки оно учит нас видеть как абсо-

лютное
существование в себе и для себя.

    
Откровение учит также видеть бога как творца вселенной  (согласно

Аквинату, 
сотворение  относится к реальностям,  которые можно познать

лишь
через откровение).  В сотворении реализует бог свои  божественные

идеи.
В такой интерпретации Аквинский вновь воспроизводит платоновские

идеи
, но в другой форме.

                     
Проблема человеческой души.

    
К наиболее изученным вопросам творчества Фомы Аквинского относят-

ся
проблемы человеческой души. Во многих своих трактатах он рассуждает

о
чувствах,  памяти,  отдельных душевных способностях,  об их взаимных

связях, 
о познании. При этом он исходит из Аристотелевского понимания

пассивной
материи и активной формы.  Душа является формирующим принци-

пом,
действующим во всех жизненных проявлениях. Человеческая душа бес-

телесна, 
она есть чистая форма без материи,  духовная, независимая от

материи 
субстанция.  Этим обусловливается ее неучтожимость и бессмер-

тие.
Так как душа является субстанцией, независимой от тела, то она не

может
быть им уничтожена и , как чистая форма, не может быть разрушена

сама
по себе.  Таким образом,  человеческую жажду  бессмертия  Аквинат

считает
доказательством бессмертия душевной субстанции, что противоре-

чит
аверроизму,  который признает бессмертие атрибутом лишь надиндиви-

дуального
духа.

    
От Аристотеля идет Аквинский,  развивая теорию отдельных душевных

сил 
или свойств.  Он различает вегетативную душу,  присущую растениям

(обмен
веществ и размножение),  ее он отличает от сензитивной, которую

имеют
животные (чувственные восприятия, стремления и свободное, произ-

вольное
движение).  У человека к этому всему прибавляется  интеллекту-

альная
способность — разум.  Человек имеет разумную душу,  которая вы-

полняет
функции и двух низших душ (этим Аквинат отличается от францис-

канцев, 
например от Бонавентуры).  Разуму Аквинат отдает предпочтение

перед
волей.  Интеллект возвышается над волей. Если мы познаем вещи на

основе
их внешней реальности,  а не их внутренней сущности,  то отсюда

вытекает
кроме всего прочего и вывод,  что собственную душу мы познаем

опосредованно,
а не непосредственно, через интуицию. Томистское учение

о
душе и познании является рационалистическим.  Идеи доминиканца  Фомы

Аквинского
решительно противостоят воззрениям францискацев не только в

области
психологии но и в других областях.  Францисканская теория под-

черкивает
прежде сего активность человеческого познания. Аквинат, ссы-

лаясь
на Аристотеля, воссоздает пассивный, рецептивный характер позна-

ния. 
В  познании он усматривает образное восприятие реальности.  Если

образ
совпадает с действительностью, значит, познание правильное.

    
На вопрос  об источниках человеческого познания Аквинат отвечает,

подобно
Аристотелю: источником является не причастность к божественным

идеям 
(либо  воспоминаниям о них),  но опыт,  чувственное восприятие.

Весь
материал познания исходит из чувств. Деятельный интеллект обраба-

тывает
этот материал дальше.  Чувственный опыт представляет лишь инди-

видуальную, 
единичную вещь.  Собственно объектом разума является сущ-

ность,
которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно

с
помощью абстракции.

                        
Томистская этика.

    
На учении о  душе  построена  и  томистская  этика.  Предпосылкой

нравственного 
поведения  Аквинат считает свободу воли.  Здесь он тоже

выступает
против Августина и францисканской теории.  Что касается доб-

родетелей, 
то  Аквинский,  вопроизводя  четыре традиционные греческие

добродетели:
мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, добавляет

еще
три христианские:  веру, надежду и любовь. Конструкция томистского

учения
о добродетелях весьма сложна,  но его центральная идея  проста.

Она 
основана на предпосылке,  что человеческим естеством является ра-

зум: 
кто против разума,  тот и против человека. Разум возвышается над

волей
и может ею управлять. Смысл жизни Аквинат видит в счастье, кото-

рое
в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как  познание

и
созерцание бога.  Познание является наивысшей функцией человека, бог

же
— неисчерпаемый предмет познания.  Конечная цель человека заключена

в
познании,  созерцании и любви к богу. Путь к этой цели полон испыта-

ний, 
разум ведет человека к нравственному порядку,  который  выражает

божественный
закон;  разум показывает,  как следует себя вести,  чтобы

прийти
к вечному блаженству и счастью.

                       
Учение о государстве.

    
Аквинат, будучи аристотеликом, подобно Альберту Великому, интере-

совался
миром. У Альберта интерес склонялся прежде всего к миру приро-

ды, 
к  естественнонаучным вопросам.  Аквинского же интересовал нравс-

твенный
мир и, таким образом, общество. Центром его интересов были ду-

ховные
и социальные проблемы. Как и греки, он помещает человека прежде

всего
в общество и государство.  Государство существует  затем,  чтобы

заботиться
об общем благе.  Аквинат, однако, решительно выступает про-

тив
социального равенства, сословные различия он считает вечными. Под-

данные 
должны  подчиняться господам,  покорность является их основной

добродетелью, 
ка и всех христиан в целом.  Лучшая форма государства —

монархия. 
Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в

теле, 
а бог в мире. Власть доброго и справедливого короля должна быть

отражением
власти бога в мире.

    
Задача монарха — вести граждан к добродетельной жизни. Важнейшими

предпосылками
для этого выступают сохранения мира и обеспечение благо-

состояния
граждан.  Внешней целью и смыслом является достижение небес-

ного
блаженства. К нему человека ведет уже не государство, но церковь,

представленная
священниками и наместниками бога на земле — римским па-

пой.
Роль церкви выше,  чем государства и поэтому владыки  этого  мира

должны
быть подчинены церковной иерархии.  Аквинат провозглашает необ-

ходимость
безусловного подчинения  светской  власти  власти  духовной,

всеобъемлющая
власть должна принадлежать церкви.

    
Главным в  творчестве  Фомы  Аквинского является разработанный им

классификационно-упорядоченный
метод упорядочения, различения и разме-

щения
отдельных знаний и сведений. Непосредственно после смерти Аквинс-

кого
вспыхнула ожесточенная борьба за ведущую роль томизма в ордене  и

во
всей  католической  церкви.  Сопротивление  оказывала  прежде всего

францисканская
теология, ориентированная на Августина. Для нее некото-

рые
признаки онтологии и гноселогии Аквината были неприемлемы,  напри-

мер
то,  что человек имеет лишь одну форму (т.е.  деятельность  души),

которой
все подчинено; она не принимала также отрицание духовной мате-

рии,
признание опосредованного познания души.

    
В конце  13-го начале 14-го в.  томизм преобладал в доминиканском

ордене.
Аквинский был признан его «первым доктором», в 1323г. провозг-

лашен
святым,  в 1567 г.  признан пятым учителем церкви. Твердыней то-

мизма
становится университет в Париже (позднее — Кельн-на-Рейне). Пос-

тепенно
томизм становится официальной доктриной церкви.

    
Папа Лев XIII  провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике «Aeterni

Paris»
учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церк-

ви.
В XIX и XX вв.  на его основе развивается неотомизм (), расчленен-

ный
на различные направления.

    
Литература:

    
1) Введение в философию 1,2 т.

    
2) История философии в кратком изложении

    
3) Краткий курс истории философии

    
4) Основы философии

    
5) Философский словарь

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий