Содержание :
Введение
Наука и вера
Философия и теология
Томистское учение о бытии
Концепция универсалий
Доказательства бытия бога
перводвигатель
первопричина
первая необходимость
наивысшая степень совершенства
телеологическое
Проблема человеческой души
Томистская этика
Учение о государстве
Введение.
Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мысли-тель,
но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представ-ляют
интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.
Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейс-кое
посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности снеизвестными
до того времени его метафизическими и физическими тракта-тами.
Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотельпереводился
непосредственно с греческого.
Деятельность по переводу Аристотеля привела к серьезной конфрон-тации
между греческим рационализмом, представленным Аристотелем ихристианским,
субрациональным пониманием мира. Постепенное принятиеАристотеля
и приспособление его к потребностям христианского пониманиямира
имели несколько этапов и хотя этот процесс и контролировался цер-ковью,
не обошелся он без кризисов и потрясений.
На интерпретацию аристотелизма в пантеистическом духе (Давид изДинанта)
первоначально церковь ответила запретом изучения в Парижскомуниверситете
Аристотелевских естественнонаучных произведений и даже«Метафизики»
(декреты папы от 1210 и 1215 г.). Папа Григорий IX в 1231г.
эти запреты подтвердил, но одновременно дал указание специальносозданной
коммисии, чтобы та проверила труды Аристотеля относительноих
возможного приспособления к католическому вероучению, что отражалотот
факт, что изучение Аристотеля стало в то время жизненной необходи-мостью
для университетского образования и развития научно-философскогознания
в Западной Европе. В 1245 г. изучение философии Аристотеля былоразрешено
без ограничений, а в 1255 г. никто не мог получить степеньмагистра,
не изучив труды Аристотеля.
Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, свя-занное
с крестовыми походами, знакомство с трактатами Аристотеля иарабским
естествознанием потребовали обобщить все известные знания омире
в строгую систему, в которой бы царствовала теология. Эта потреб-ность
реализовалась в больших Суммах трудах, где исходным материаломявлялся
христианский образ мира, охватывающий природу, человечество,духовный
и видимый мир. Теология тем самым представлялась как научнаясистема,
обоснованная философией и метафизикой.
В середине XIII в. победило мнение, согласно которому теологиянуждается
в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, какимобразом
ее применить, чтобы не повредить христианской теологии. Схо-ластики
разделились на два главных лагеря. Консервативное учение нас-татаивало
на сохранении основных положений Августина в теологическихвопросах,
но с применением одновременно и философских элементов арис-тотелизма.
Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля,хотя
и здесь не было полного отмежевания от традиций августинскогомышления.
Растущее влияние Аристотеля вылилось наконец в новую теоло-го-философскую
систему, которую создал Фома Аквинский.
В средние века выяснилось, что августинизм не способен противос-тоять
мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было «оседлать» арис-тотелевскую
философию, чтобы исключить постоянную опасность отклоненияот
католической ортодоксии. Приспособление Аристотеля к католическомуучению
стало жизненной необходимостью для церкви. Эту задачу выполнилисхоластики
доминиканского ордена, наиболее выдающимися из них былиАльберт
Великий и Фома Аквинский. Сам Альберт не создал логическистройной,
единой философской системы. Выполнил эту задачу только егоученик
Фома.
Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. Он был сыном графа Лан-дольфа
Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монтекассино. Изучалв
Неапольском университете свободные искусства. В семнадцать лет всту-пает
в доминиканский орден, который посылает его учиться в Париж.Егоучителем
становиться Альберт Великий, за которым он следует вКельн-на-Рейне.
В 1252 г. он вновь возвращается в Париж, чтобы начатьтам
свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии онзнакомится
с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже(1268-1272)
было очень важным, здесь он становится известным препода-вателем
теологии, включается в полемическую борьбу, в решение спорныхвопросов.
Умер в 1274 г. по пути на Леонский собор в монастыре Фосса-нуова,
близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он по-лучил
прозвище «ангельского доктора» (doctor angelicus). В 1368 г. егоостанки
были перенесены в Тулузу.
Фома Аквинский автор множества работ, посвященных вопросам тео-логии
и философии. Главными трудами его считаются «Сумма теологии»(1266-1274)
и «Сумма против язычников» (1259-1264). В «Сумме теологии»(т.е.
совокупности теологических учений) разрабатывается католическаядогматика.
Она становится основным произведением всей схоластическойтеологии.
Наука и вера.
Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. За-дачи
науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский приз-нает
также возможность достижения объективного, верного знания и от-вергает
такие представления, согласно которым действительным считаетсялишь
деятельность человеческого разума. Познание должно быть направле-но
прежде всего на объект, но не в коем случае не внутрь, на субъек-тивные
стороны мышления.
И хотя познание объективно и истинно оно не может охватить все.Над
царством философского, метафизического познания находится другоецарство,
которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естест-венной
силой мышления. Здесь Аквинат отличается от некоторых авторовранней
схоластики, например Абеляра и Ансельма, которые стремилисьсделать
постижимой разумом всю область христианской догматики. Областьнаисущественейших
таинств христианской веры остается для Аквинскоговне
философского разума и познания (например триединство, воскресениеи
т.д.). Речь идет об истинах сверхъестественных, таких как, божест-венное
откровение, благая весть, которые содержаться только в вере.
Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истинастоит
выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может бытьлишь
одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются про-тив
христианской веры с позиций человеческого разума, противоречатвысшему,
божественному разуму, а средств, которыми обладает человечес-кий
разум для такого противостояния, явно недостаточно. Данный тезисАквинат
постоянно обосновывал и доказывал в полемических трактатах,направленных
как против язычников, так и против христианских еретиков.
Философия и теология.
Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные ис-тины
представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опроверга-ет
как ложные аргументы против веры. Этой ролью она и ограничивается.Философия
сама не может доказать сверхъестественную истину, но можетослабить
выставленные против нее аргументы. Понимание роли философиикак
орудия теологии находит у Аквината самое совершенное выражение.
Томистское учение о бытии.
Наибольшее число элементов учения Аристотеля содержит томистскоеучение
о бытии. Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля Ак-винский
абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило тре-бованиям
христианской теологии.
Как у Августина и у Боэция высшее начало у Фомы есть бытие. Подбытием
Фома понимает христианского бога, сотворившего мир , как о томповествуется
в Ветхом завете. Различая бытие и сущность, Фома тем неменее
не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает ихобщий
корень. Сущности или субстанции обладают, согласно Фоме, самос-тоятельным
бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которыесуществуют
только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различениетак
называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальнаяформа
сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мыговорим,
что нечто возникло, а при ее исчезновении что нечто разру-шилось.
Акцидентальная же форма источник определенных качеств, а небытия
вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальноесостояния,
Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состоя-ний.
Сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, чтоформы,
которые отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистент-ном,
идеальном виде, как ангелы и души, либо являются энтелехией те-ла),
входят в пассивную материю. В этом существенное отличие представ-лений
Аквината от Аристотелевых, у которого форма всегда выступает вединстве
с материей с одним исключением: форма всех форм бог явля-ется
нетелесной. Различие между материальным и духовным миром состоитв
том, что материальное, телесное состоит из формы и материи, в товремя
как духовное имеет лишь форму.
Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней акту-альности.
Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей взависимости
от степени их актуальности, выражающийся в том, каким об-разом
форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.
На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишьвнешнюю
определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неоргани-ческие
стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как ко-нечная
причина (causa finalis) вещи, которой внутренне присуща целесо-образность,
названная Аристотелем «растительной душой», как бы форми-рующей
тело изнутри, таковы растения. Третий уровень животные,здесь
форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущееимеет
в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. Навсех
трех ступенях форма по-разному входит в материю, организуя и оду-шевляя
ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не какорганизующий
принцип материи, а сама по себе независимо от материи(forma
per se, forma separata). Это
дух, или ум, разумная душа, высшееиз
сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая ра-зумная
душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит уФомы
название «самосущего». В отличие от нее, чувственные души живот-ных
не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических дляразумной
души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно оттела
мышления и воления; все действия животных, как и многие дейс-твия
человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощьютела.
Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как челове-ческая
душа бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной при-роде.
Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди че-ловеческих
способностей, видя и в самой природе прежде всего ее разум-ное
определение, каковым он считает способность различать добро и зло.Как
и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум,направленный
на действие, а не на познание, руководящий нашими поступ-ками,
нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, несозерцанием.
В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индиви-дуумы.
Этот своебразный персонализм составляет специфику как томист-ской
онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого—
действие индивидуальных «скрытых сущностей» «деятелей»,
душ, ду-хов,
сил. Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая ма-лейшей
из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительнойсамостоятельностью,
которая уменьшается по мере движения вниз, то естьпо
мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерар-хической
лестнице.
У бога сущность тождественна с существованием. Напротив, сущностьвсех
сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вы-текает
из их единичной сути. Все единичное является сотворенным, су-ществует
благодаря другим факторам, таким образом, имеет характер обу-ловленный
и случайный. Лишь бог абсолютен, не обусловлен, поэтому онсуществует
с необходимостью, ибо необходимость содержится в его сущ-ности.
Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существоявляются
бытием сложным. Томистское решение проблемы взаимоотношениясущности
и существования укрепляет дуализм бога и мира, что соответс-твует
главным принципам христианского монотеизма.
Концепция универсалий.
В связи с учением о форме более внимательно рассмотрим концепциюуниверсалий
Аквината, которая выражает позиции умеренного реализма.Во-первых,
общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах(in
rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых,они
образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного(post
res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеаль-ный
предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме.В
этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее всмысле
объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.
Доказательства бытия бога.
Бытие бога может быть доказано, согласно Аквинату, разумом. Онотвергает
онтологическое доказательство бога, которое дал Ансельм. Вы-ражение
«бог существует» не является для разума очевидным и врожден-ным.
Оно должно быть доказано. «Сумма теологии» содержит пять доказа-тельств,
которые взаимосвязаны друг с другом.
Перводвигатель
Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-тодругим.
Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо втаком
случае не существовало бы первичного «двигателя», а следователь-но,
и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому,что
оно движимо первым. Этим определяется необходимость существованияпервого
двигателя, которым является бог.
Первопричина
Другое доказательство исходит из сущности действующей причины. Вмире
имеется ряд действующих причин Но невозможно, чтобы нечто былодействующей
причиной самого себя, а это нелепо. В таком случае необхо-димо
признать первую действующую причину, который и является бог.
Первая необходимость
Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного инеобходимого.
При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти добесконечности.
Случайное зависит от необходимого, которое имеет своюнеобходимость
либо от иного необходимого, либо в самом себе. В концеконцов
выясняется, что существует первая необходимость бог.
Наивысшая степень совершенства
Четвертым доказательством служат степени качеств, следующие другза
другом, которые есть везде, во всем сущем, потому должна существо-вать
наивысшая степень совершенства, и опять ею является бог.
Телеологическое
Пятое доказательство телеологическое. В его основе лежит полез-ность,
проявляющаяся во всей природе. Все, и даже кажущееся случайными
бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность.Следовательно
существует разумное существо, которое направляет все ес-тественные
вещи к цели, им и является бог.
Очевидно, что не следует предпринимать специальных исследований,чтобы
выяснить, что эти доказательства близки к рассуждениям Аристоте-ля
(и Августина). Рассуждая о сущности бога, Аквинский выбирает сред-ний
путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его по-ниманием,
где бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать бога,по
Аквинату, можно в трояком смысле: познание опосредовано божествен-ным
влиянием в природе, на основе подобия творца и сотворенного, ибопонятия
напоминают божественные творения. Все может быть понято лишькак
частица бесконечного совершенного существа бога. Человеческое поз-нание
во всем несовершенно, но все-таки оно учит нас видеть как абсо-лютное
существование в себе и для себя.
Откровение учит также видеть бога как творца вселенной (согласноАквинату,
сотворение относится к реальностям, которые можно познатьлишь
через откровение). В сотворении реализует бог свои божественныеидеи.
В такой интерпретации Аквинский вновь воспроизводит платоновскиеидеи
, но в другой форме.
Проблема человеческой души.
К наиболее изученным вопросам творчества Фомы Аквинского относят-ся
проблемы человеческой души. Во многих своих трактатах он рассуждаето
чувствах, памяти, отдельных душевных способностях, об их взаимныхсвязях,
о познании. При этом он исходит из Аристотелевского пониманияпассивной
материи и активной формы. Душа является формирующим принци-пом,
действующим во всех жизненных проявлениях. Человеческая душа бес-телесна,
она есть чистая форма без материи, духовная, независимая отматерии
субстанция. Этим обусловливается ее неучтожимость и бессмер-тие.
Так как душа является субстанцией, независимой от тела, то она неможет
быть им уничтожена и , как чистая форма, не может быть разрушенасама
по себе. Таким образом, человеческую жажду бессмертия Аквинатсчитает
доказательством бессмертия душевной субстанции, что противоре-чит
аверроизму, который признает бессмертие атрибутом лишь надиндиви-дуального
духа.
От Аристотеля идет Аквинский, развивая теорию отдельных душевныхсил
или свойств. Он различает вегетативную душу, присущую растениям(обмен
веществ и размножение), ее он отличает от сензитивной, которуюимеют
животные (чувственные восприятия, стремления и свободное, произ-вольное
движение). У человека к этому всему прибавляется интеллекту-альная
способность разум. Человек имеет разумную душу, которая вы-полняет
функции и двух низших душ (этим Аквинат отличается от францис-канцев,
например от Бонавентуры). Разуму Аквинат отдает предпочтениеперед
волей. Интеллект возвышается над волей. Если мы познаем вещи наоснове
их внешней реальности, а не их внутренней сущности, то отсюдавытекает
кроме всего прочего и вывод, что собственную душу мы познаемопосредованно,
а не непосредственно, через интуицию. Томистское учениео
душе и познании является рационалистическим. Идеи доминиканца ФомыАквинского
решительно противостоят воззрениям францискацев не только вобласти
психологии но и в других областях. Францисканская теория под-черкивает
прежде сего активность человеческого познания. Аквинат, ссы-лаясь
на Аристотеля, воссоздает пассивный, рецептивный характер позна-ния.
В познании он усматривает образное восприятие реальности. Еслиобраз
совпадает с действительностью, значит, познание правильное.
На вопрос об источниках человеческого познания Аквинат отвечает,подобно
Аристотелю: источником является не причастность к божественнымидеям
(либо воспоминаниям о них), но опыт, чувственное восприятие.Весь
материал познания исходит из чувств. Деятельный интеллект обраба-тывает
этот материал дальше. Чувственный опыт представляет лишь инди-видуальную,
единичную вещь. Собственно объектом разума является сущ-ность,
которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможнос
помощью абстракции.
Томистская этика.
На учении о душе построена и томистская этика. Предпосылкойнравственного
поведения Аквинат считает свободу воли. Здесь он тожевыступает
против Августина и францисканской теории. Что касается доб-родетелей,
то Аквинский, вопроизводя четыре традиционные греческиедобродетели:
мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, добавляетеще
три христианские: веру, надежду и любовь. Конструкция томистскогоучения
о добродетелях весьма сложна, но его центральная идея проста.Она
основана на предпосылке, что человеческим естеством является ра-зум:
кто против разума, тот и против человека. Разум возвышается надволей
и может ею управлять. Смысл жизни Аквинат видит в счастье, кото-рое
в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как познаниеи
созерцание бога. Познание является наивысшей функцией человека, богже
неисчерпаемый предмет познания. Конечная цель человека заключенав
познании, созерцании и любви к богу. Путь к этой цели полон испыта-ний,
разум ведет человека к нравственному порядку, который выражаетбожественный
закон; разум показывает, как следует себя вести, чтобыприйти
к вечному блаженству и счастью.
Учение о государстве.
Аквинат, будучи аристотеликом, подобно Альберту Великому, интере-совался
миром. У Альберта интерес склонялся прежде всего к миру приро-ды,
к естественнонаучным вопросам. Аквинского же интересовал нравс-твенный
мир и, таким образом, общество. Центром его интересов были ду-ховные
и социальные проблемы. Как и греки, он помещает человека преждевсего
в общество и государство. Государство существует затем, чтобызаботиться
об общем благе. Аквинат, однако, решительно выступает про-тив
социального равенства, сословные различия он считает вечными. Под-данные
должны подчиняться господам, покорность является их основнойдобродетелью,
ка и всех христиан в целом. Лучшая форма государства —монархия.
Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа втеле,
а бог в мире. Власть доброго и справедливого короля должна бытьотражением
власти бога в мире.
Задача монарха вести граждан к добродетельной жизни. Важнейшимипредпосылками
для этого выступают сохранения мира и обеспечение благо-состояния
граждан. Внешней целью и смыслом является достижение небес-ного
блаженства. К нему человека ведет уже не государство, но церковь,представленная
священниками и наместниками бога на земле римским па-пой.
Роль церкви выше, чем государства и поэтому владыки этого мирадолжны
быть подчинены церковной иерархии. Аквинат провозглашает необ-ходимость
безусловного подчинения светской власти власти духовной,всеобъемлющая
власть должна принадлежать церкви.
Главным в творчестве Фомы Аквинского является разработанный имклассификационно-упорядоченный
метод упорядочения, различения и разме-щения
отдельных знаний и сведений. Непосредственно после смерти Аквинс-кого
вспыхнула ожесточенная борьба за ведущую роль томизма в ордене иво
всей католической церкви. Сопротивление оказывала прежде всегофранцисканская
теология, ориентированная на Августина. Для нее некото-рые
признаки онтологии и гноселогии Аквината были неприемлемы, напри-мер
то, что человек имеет лишь одну форму (т.е. деятельность души),которой
все подчинено; она не принимала также отрицание духовной мате-рии,
признание опосредованного познания души.
В конце 13-го начале 14-го в. томизм преобладал в доминиканскомордене.
Аквинский был признан его «первым доктором», в 1323г. провозг-лашен
святым, в 1567 г. признан пятым учителем церкви. Твердыней то-мизма
становится университет в Париже (позднее Кельн-на-Рейне). Пос-тепенно
томизм становится официальной доктриной церкви.
Папа Лев XIII провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике «AeterniParis»
учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церк-ви.
В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм (), расчленен-ный
на различные направления.
Литература:
1) Введение в философию 1,2 т.
2) История философии в кратком изложении
3) Краткий курс истории философии
4) Основы философии
5) Философский словарь