В В Е Д Е Н И Е.Просвещение
явилось политической идеологией, философией икультурой эпохи
крушения феодализма и утверждения капиталисти-ческого общества.
Представители
немецкой классической философии высоко оце-нивали вклад
Просвещения в развитие революционной философскоймысли. Кант
предлагал рассматривать Просвещение как необходи-мую историческую
эпоху развития человека, сущность которойсостоит в широком
использовании человеческого разума для реа-лизации социального
прогресса. Гегель характеризовал Просвеще-ние как
рационалистическое движение XVIII века в области куль-турной и духовной
жизни, основанное на отрицании существующегоспособа правления,
государственного устройства, политическойидеологии,права и
судопроизводства, религии,искусства, морали.Крупнейшими
мыслителями и идеологами этой эпохи сталиВольтер, Дидро,
Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., ониразработали новые
человеческие и общественные идеалы «просве-щенной жизни» и
оказали огромное влияние на развитие прог-рессивной буржуазной
идеолгии.В данной работе
будут рассмотрены основные положения ми-ровоззренческой
системы Жан-Жака Руссо и его вклад в формиро-вание нового образа
суверенного человека и общества в целом.I.
ОБЩИЙ ОБЗОР ПРОСВЕЩЕНИЯЭпоху
Просвещения в Западной Европе предваряет широкоразвернувшийся в
XVII веке общественный прогресс реальных зна-ний, необходимых для
нужд материального производства, торговлии мореплавания.
Научная деятельность Г.Гоббса, Р.Декар-та,Г.В.Лейбница,
И.Ньютона, Б.Спинозы и голландских картезиан-цев знаменовала
новый этап в освобождении науки от духовнойвласти религии,
буржуазный рост точных и естественных наук —физики, математики,
механики, астрономии, становления материа-лизма Нового
времени.Возникнув в
XVII веке в Англии (Локк), просветительскаяидеология получает
широкое распространение во Франции XVIII ве-ка (Монтескье,
Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второйполовине XVIII века
и первых десятилетиях XIX века антифео-дальная идеология
Просвещения развивается в Северной Америке(Франклин, Купер,
Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Ра-дищев, Новиков,
Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточ-ной Европы (Польша,
Югославия, Румыния, Венгрия). Развитиепросветительской
идеологии стран Востока в XIX веке началеXX века, несмотря на
национальное своеобразие, свидетельствуето теоретическом
единстве основных идей Просвещения.Составной
частью Просвещения была передовая буржуазнаяфилософия XVIII
века начала XIX века, теоретически обосно-вавшая необходимость
буржуазно-демократических социальных пре-образований.
Конкретной разновидностью философии Просвещенияявилась
«дейстская форма материализма», представители которой(Вольтер, Вольф,
Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онто-логии конечного
мира, абсолютного дуализма причины иследствия, материи
и движения, эволюции и целесообразности. Вгносеологии деисты,
как правило, разделяли идеалистическую те-орию врожденных
идей, рационалистическую концепцию совпадениялогического и
реального следования, идеи субстанциональностидуши и некоторые
положения агностицизма. Деисты рассматривалибога в качестве
разумной первопричины мира, а «естественнуюрелигию» в
качестве социального регулятора исторического про-цесса. Критика
феодализма привела деистов к отрицанию теологи-ческого объяснения
исторического процесса и утверждению рацио-налистической
теории общественного договора (Руссо, Джеф-ферсон, В.В.
Попугаев).Другая
историческая форма философии Просвещения матери-ализм XVIII века
формировалась путем философской критики те-оретических основ
деизма на базе материалистического естест-вознания. В
решении основного вопроса философии материалистыэпохи Просвещения
(Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, Радищев)отвергли
субъективный идеализм Беркли и предприняли естествен-но-научное
обоснование концепции материи как объективной реаль-ности. Они считали
жизнь и сознание функцией определенной ор-ганизации материи,
сформировавшейся в результате длительногоисторического
развития. В теории познания материалисты отверг-ли агностицизм,
картезианскую концепцию врожденных идей, вклю-чая идею бога, и
последовательно развивали основные положенияматериалистического
сенсуализма, утверждавшего, что источникичеловеческого знания
это ощущения и восприятия.В соответствии
с разделением философских взглядов сформи-ровалось два
«поколения» французских просветителей.Идейными
вождями «старшего поколения» были Вольтер и Мон-тескье. Веря в
исторический прогресс, они обычно не связывалиего с политическим
развитием масс, возлагая надежды на«просвещенного
монарха» (Вольтер) или пропагандируя конститу-ционную монархию по
английскому образцу и теорию «разделениявластей»
(Монтескье).Деятели второго
этапа французских просветителей Дидро,Гельвеций, Гольбах
и др. были в своем большинстве материа-листы. Центральным
событием этого этапа можно считать выпуск«Энциклопедии
или Толкового словаря наук,искусств и ремесел» в1751-1780 годах.
Эта работа давала людям некоторое общеепредставление об
окружающем мире, на основе котрого уже должнабыла формироваться
самостоятельная способность суждения у каж-дого человека,
делающая его суверенной личностью.По мере
приближения революции росло влияние произведений,содержащих более
радикальную критику феодального строя. Это,прежде всего,
трактат Ж.Ж.Руссо «Об общественном догово-ре» (1762).
Важнейшие идеи
Просвещения идея знания, просвещения иидея здравого
смысла. С культом здравого смысла, разума связа-но стремление
просветителей подчинить идеальному началу и об-щественный строй,
государственные учреждения, которым, по ихсловам, надлежало
заботиться об «общем благе». Против феодаль-но-абсолютистского
государства была направлена теория общест-венного
договора,согласно которой государство представляло со-бой институт,
возникший путем заключения договора между людь-ми; эта теория
давала право народу лишить власти государя, на-рушевшего условия
договора.Некоторые из
просветителей возлагали надежды на » просве-щенного монарха
«, рассчитывая в дальнейшем на проведение не-обходимых реформ,
так возникла идея посвещенного абсолютиз-ма.
Оружием
борьбы с феодальным мировоззрением была дляпосветителей и
история, которую они рассматривали как » школуморали и
политики». Для просветительских взглядов на историюнаиболее характерно
следующее: изгнание теологии из объясненияисторического
процесса, резко отрицательное отношение к сред-ним векам,
преклонение перед античностью, вера в прогресс,признание
закономерного характера развития, подчиненного опре-деленным
«естественным законам».В области
экономики большинство просветителей считалинормальным
соревнование частных интересов, требовали введениясвободы торговли,
правовых гарантий частной собственности отфеодальных
ограничений и произвола.В соответствии
со всей системой взглядов просветителей, сверой в великую
преобразующую силу разума находилось и их осо-бое понимание
проблем воспитания. Они не только беспощаднокритиковали
пережитки средневековой системы воспитания, но ивнесли новые
принципы в педагогическую науку (Локк, Гельвеций,Дидро, Руссо и
другие) идеи решающего влияния среды навоспитание,
природного равенства способностей, необходимостисоответствия воспитания
человеческой природе, естественнымспособностям
ребенка, выдвигали требования реального образова-ния.
Деятели
Просвещения противопоставляли христианско-религи-озной морали с
присущей ей идеей отрешения от мирских благидеи эмансипации
личности, индивидуалистические теории «разум-ного эгоизма»,
мораль, основанную на здравом смысле. Но в этуже эпоху, особенно
накануне Великой Французской революции, по-лучили развитие и
иные принципы возникла идея новой граж-данственности, требовавшей
самоограничения личности. Благогосударства,
республики ставится выше блага отдельного челове-ка.
Идеология
Просвещения находила выражение и в разных худо-жественных
направлениях литературы, изобразительногоискусства: просветительском
классицизме, просветительском реа-лизме,
сентиментализме.Для писателей
эпохи Просвещения характерно стремлениеприблизить
литературу к жизни, превратить ее в действенныйфактор,
преобразующий общественные права. Литературу Просвеще-ния отличало
ярко выраженное публицистическое пропаган-дистское начало;
она несла высокие гражданские идеалы, пафосутверждения
положительного героя и т.д.Яркие образы
просветительской художественной литературыдали Вольтер,
Руссо, Дидро, Бомарше во Франции; Г.Месинг,И.Ге-те, Ф.Шиллер в
Германии; С.Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт,Р.Шеридан в Англии и
другие.Основными
направлениями в изобразительном искусстве этойэпохи были
классицизм, обретший отчетливо просветительский от-тенок в творчестве
архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давидаво Франции, и
просветительский реализм, распространившийсяпреимущественно в
живописи и графике У.Хогарта в Англии,Д.Н.Ходовецкого в
Германии и др.Идеи
просвещения оказали существенное влияние и на музы-ку, особенно во
Франции, Германии, Австрии. Новая системаэстетических
взглядов просветителей на заделы музыкально-дра-матического
искусства непосредственно подготовила оперную ре-форму К.В.Глюка,
провозгласившего «простоту, правду и естест-венность»
единственными критериями красоты для всех видовискусства.
Общественно-политические, этические и эстетические идеипросветителей
явились духовной основой формирования Венскойклассической школы,
ярко проявившись в творчестве ее крупней-ших представителей
Й.Гайдна, В.А.Моцарта, в музыке которыхглавенствует
оптимистическое, гармоничное мировосприятие, иЯ.Бетховена, в
творчестве которого, проникнутом духом героики,нашли отражение идеи
Великой французской революции.Таким образом,
Просвещение явилось не только этапом вистории европейской
философской мысли, но и заложило основыдля формирования
свободного человека Нового времени, провозг-ласило новые идеалы
в области искусства и культуры.II.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА Ж.-Ж.РУССО
Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала огром-ную популярность еще
при жизни, он был признанным властителемдум большинства
французов второй половины XVIII века. Его по-родила определенная
историческая эпоха, но и он своими блестя-щими и оригинальными
сочинениями способствовал ее рождению.Следует
отметить своеобразие и неординарность взглядовРуссо, так как он не
соглашается с другими просветителями поч-ти по каждому пункту
просветительской программы.Прежде чем
перейти к характеристике системы взглядовЖ.-Ж.Руссо,
необходимо упомянуть о его предшественниках,ока-завших сильное
влияние на формирование и развитие философскихвзглядов мыслителя.
1.
Идейные предшественники.
—————————К числу
ближайших предшественников Руссо в области об-щественно-политической
мысли следует отнести Гуго Гроция(1583-1645),
Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка(1632-1704),
Ш.Л.Монтескье (1689-1755).Кратко
рассмотрим суть учений каждого из мыслителей.Гуго Гроций,
крупный нидерландский ученый-юрист, в 1625году выпустил в свет
свое главное сочинение «О праве войны имира», в
котором утверждал, что в условиях первобытных отноше-ний стихийно
господствовало естественное право, коренящееся всамой природе
человека, и что нормы его неизменны, вечны. За-тем главную роль в
этих отношениях, по мнению Гроция , сталаиграть абсолютная
верховная власть, возникшая якобы в резуль-тате добровольного
отказа людей от своей естественной перво-бытной свободы.
Отсюда следовало, что верховная властьпредставляла собой
не продукт естественного права, а некийисторический факт.
Соглашаясь с
некоторыми выводами Гроция, Руссо вместе стем подвергал
критическому разбору его учение о происхожденииверховной власти,
подчеркивая враждебность этого учения инте-ресам народа.
В
«Общественном договоре» Руссо довольно часто упоминаето политическом
учении Т.Гоббса. Руссо резко критиковал антиде-мократические
тенденции во взглядах Гоббса, его «презрение ксвободе и
равенству». Но это не мешало ему видеть сильные сто-роны учения
английского философа-материалиста, а именно егоантифеодальные
взгляды на церковную гегемонию. Руссо писал,что Гоббс впервые
«…осмелился предложить соединить обе голо-вы орла (т.е.
церковь и государство) и привести все к полити-ческому единству,
без которого ни Государство, ни Правлениеникогда не будут
иметь хорошего устройства» (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты., М:Наука,
1969,с.250).В
«Общественном договоре» и других сочинениях Руссо частовстречаются ссылки
и на другого английского философа-материа-листа Джона
Локка. Согласно системе обучения и воспитанияЛокка, изложенной в
трактате «Несколько мыслей о воспитании»,на детей следует
воздействовать главным образом убеждением,обращаясь к их
разуму. В этом вопросе Руссо расходился нетолько с Локком, но
и со всеми предшествующими ему авторитета-ми Монтенем,
Лабрюйером и др. В соответствии со своими мо-рально-педагогическими
взглядами он утверждал, что самая важ-ная и
первоначальная задача воспитания это сделать детейвосприимчивыми к
тому, что им внушают.»Сам Локк, мудрый Локк,— писал Руссо в
романе «Юлия, или Новая Элоиза», позабыл сиюоснову; он больше
говорит о том, что следует требовать от де-тей , нежели о
том, как этого добиться от них» (Руссо Ж.-Ж.,Избранные
сочинения.,т.2,с.489).Большое влияние
на Руссо оказал выдающийся французскийсоциолог
Ш.Л.Монтескье. Главное произведение Монтескье «Одухе законов»
(1748) представляет собой капитальное исследо-вание об основных
условиях и гарантиях политической свобо-ды.Лучшей гарантией
политической свободы Монтескье считал раз-деление и
уравновешение властей: законодательной, исполнитель-ной и судебной. Он
утверждал, что подобное разделение явитсяне только гарантией
полного осуществления политической свобо-ды, но и решающим
условием успешного устранения всевозможныхгосударственных
злоупотреблений.2. Философские
и социально-политические идеи.
———————————————Философская
система Ж.-Ж.Руссо сложна и многозначна. Егоальтернативная
концепция о глубине человеческого существа идиалектике
социальной жизни сыграла важную роль в развитии фи-лософской мысли.
Мировоззренческая система Ж.-Ж.Руссо представляет переп-летение различных
течений: дуализма, картезианства, сенсуализ-ма, наконец, идеализма
и фидеизма в области религиозных возз-рений. Но несомненно
преобладание дуалистических взглядов, таккак Руссо, признавал
объективное бытие материальной Вселенной,допуская
существование в мире двух начал духа и материи. Онразвивал
метафизический взгляд на материю как на мертвую икосную субстанцию,
которая сама по себе не имеет никакого дви-жения и только в
результате высшего воздействия приобретаетспособность к
механистическому передвижению в пространстве.Движение он понимал
не как изменение вообще, а как перемещениев результате
механистического воздействия. Вопрос об источникедвижения Руссо
решал, однако, не материалистически. «Некая во-ля писал он
приводит в движение Вселенную и одушевляетприроду… Я думаю,
что мир управляется могущественной и муд-рой силой.»
(Руссо Ж.-Ж., Эмиль, или о воспитании,с.265-269).
* * *Вопрос о
самопознании для Руссо столь же философичен,сколь и актуален.
Греческую мудрость он пытается соединить снасущными вопросами
современности о свободе и равенстве.Самым важным
препятствием для человека является сам че-ловек.Но нынешнее
стремление к «объективному» познанию, освое-ние внешней
предметности отдаляет человека от самого себя.Как Декарт
отделил мысль от чувственности, чтобы сделатьпредметом мысли
саму мысль, так Руссо берется освободитьчувствование от
интеллектуальных привнесений, чтобы сосредото-читься на нем же
самом, чтобы «чувствовать чувство». Но, еслиДекарт обращает мысль
на самое себя, для того, чтобы достичьчистоты и ясности
интеллектуального познания, то Руссо отреша-ет чувство от всякой
внешней предметности и ориентирует внутрьдля достижения
морального самопознания.Принцип Декарта
cogito (мышление) относится к интеллекту-альному и
чувственному самосознанию, объединяя то и другое.Декарт начинает с
первого, оставляя в тени второе. Руссо, нап-ротив, отправляется
от второго, т.е. от чувственного самопоз-нания как основы
самопознания рационального. Руссо выводитдостоверность
существования человека не из мысленного акта,как у Декарта:
«Мыслю, следовательно существую», а изчувственного; но в
обоих случаях акты рефлективны: там само-мышление, здесь
самочувствование, ощущение себя, своегособственного
существования: «Существовать для нас значитчувствовать; наша
чувственность бесспорно предшествует нашемуразумению, и мы
имеем чувства раньше идей» (Руссо Ж.-Ж.,Эмиль, или о
воспитании.,СПб.,1913,с.284). Признавая первымчувством человека
«ощущения его бытия» , Руссо прилагает иразвивает
картезианский принцип не в интеллектуальной сфе-ре,однако и не в
противоречии с разумом, т.е. не выступает какантиинтеллектуалист:
«..мое правило больше полагаться начувство, чем на
разум, сообразуется с самим разумом» (РуссоЖ.-Ж., Эмиль или о
воспитании,СПб.,1913,с.203).Но все же
специфическое отличие Руссо от многих другихпросветителей это
не столь поворот к сенсуализму, который нередкость в их среде,
сколько обращение к картезианской основекак рационализма,
так и сенсуализма и развитие из неечувственной
рефлексии.
«Исповедь» Руссо не стоит совсем в стороне от его своеоб-разного философского
начинания. В ее программе прямо заявлено:«Отдаваясь
одновременно воспоминанию о полученном впечатлениии чувству настоящего
момента, я буду отнимать свое душевноесостояние как бы в
двойне, т.е. в момент, когда произошло дан-ное событие, и в
тот, когда я его описываю» (Руссо Ж.-Ж., Изб-ранные
сочинения.,т.3, с.672). Рефлективное отношение не можетоставаться чисто
индивидуальным и субъективным, оно должно об-рести общезначимость
и объективность.
* * *Одной из
главных проблем, которые исследует Руссо, явля-ется проблема
человека, его истинной сущности.Руссо
усматривает в человеке два естественных начала,предшествующих
разуму (рассудку):»… из них одно горячо заин-тересовывает нас в
нашем собственном благосостоянии и самосох-ранении, а другое выражает
наше естественное отвращение привиде гибели и
страданий всякого чувствующего существа и глав-ным образом нам
подобных» (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.43).Гоббс, не
задумываясь, сразу же переводил стремление ксамосохранению в
самолюбие и эгоизм, а Руссо раскрывает долгийисторический путь,
ведущий к такому превращению, вернее одиниз путей, совсем
не обязательный,- более естественен другой:любовь к себе, еще
прежде чем обернуться самолюбием, умеряетсяжалостью к
страданиям себе подобного, а лучше сказать, расши-ряется до
сострадания к несчастью других и часто переходит вэто второе чувство.
Императив:
«Поступай с другими так, как желаешь, чтобыпоступали с
тобой» проявляется лишь тогда, когда естествен-ная сострадательность
вытесняется эгоистическими наклонностя-ми, но и в этом
случае требования, побуждающие к выживаниюестественного
закона, находят действенную силу не в рассудке,а в совести и
чувстве.По природе
человек, согласно Руссо, незлобив, скорее дажедобр, он становится
добродетельным, когда, любя добро, еще иосуществляет его
через борьбу и преодоление в себе противо-борствующих
наклонностей. Выполнение долга является внешнейформой добродетели
по сравнению с поступками, вытекающими изестественного
стремления к добру, на основе которых чувстводолга формируется и
закрепляется в качестве привычки к доброде-тели, привычки,
доставляющей удовлетворенность и наслаждение.Удовольствия,
доставляемые непосредственным естественным со-чувствием и
содействием по природному влечению не поднимаютсядо высоты тех, что
испытываются при выполнении долга.Руссо обращает
внимание на то, что отказ чувствам в ихспонтанном развитии
и совершенствовании, взгляд на них, как накосные по своей сущности,
задержка на их только первоначальныхформах приводит к
тому, что эти чувства под неусыпным контро-лем и опекой разума
превращаются в искусственные, перечащие ихсобственным
первоначальным тенденциям. Заторможенная в своемразвитии любовь к
себе оборачивается эгоизмом, вместо того,чтобы возвеличиться
до любви к себе подобным.В человеке
цивилизованном Руссо фиксирует два разныхпринципа , из
которых один влечет к любви, справедливости, мо-ральному благу, а
другой тянет вниз, подчиняет власти внешнихчувств и пораждаемых
ими страстей.Руссо
определенно встает на точку зрения монизма в объяс-нении
противоположностей оба состояния должны быть выведе-ны из одной и той же
общей природы человека; поскольку же ониданы последовательно
во времени, то следует найти переход отодного к другому.
* * *Достоинство
взглядов Руссо на свободу проявляется в егочувственно-практическом
подходе, в противоположность умозри-тельно-созидательному,
при котором свободу пытаются обнаружитькак некоторый
«объект», и, не находя, отрицают ее существова-ние. Свобода
означает у него внутренне рефлексивное отношение:«быть
господином самому себе, практиковать свою волю на самомсебе, властвовать
над страстями» (Руссо Ж.-Ж.,Эмиль или овоспитании,с.40).Преодоление
страстей означает нравственнуюсвободу. Она не
привходит из вне в индивида, а вырабатываетсяи развивается
изнутри. Процесс ее формирования в историческомплане Руссо
связывает с переходом от первоначального, естест-венного состояния к
цивилизованному, гражданскому. Человек какгражданин расстается
со своей естественной свободой, зато при-обретает свободу
моральную.Во имя свободы
воли, во имя совести Руссо отвергал фата-лизм, предопределенность
волевых актов, выступая здесь противмеханистического
материализма и противореча теологии.
* * *Одним из
центральных вопросов в проблеме свободы человекаи социальных
взаимоотношений Руссо считает вопрос о происхож-дении неравенства.
Появление собственности заставляет человекарасставаться со
своей свободой, которая по самой своей природе,и солгасно своему
понятию, неотчуждаема. Все дело в том, чтов самой
человеческой природе уже произошел перелом. Нера-венство людей
продукт целого ряда переворотов, преобразовав-ших человеческую
природу, «подобно тому, как, чтобы установитьрабство, пришлось
совершить насилие над природой, так и длятого, чтобы
увековечить право рабовладения, нужно было изме-нить природу»
(Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.45).Руссо
устанавливает прямую связь появления самолюбивогорассудочного Я,
страстно отстаивающего свою обособленность, свозникновением
частной собственности. В обществе, которое под-вергается автором
« Рассуждения о неравенстве» уничтожающейкритике, личное Я
несет в себе чуждые человечности характе-ристики,
свойственные его субстракту собственности.Для Руссо
очевидно, что современный человек находится винтенсивном разладе
с собой, что в своем действительном су-ществовании он не
является тем, чем должен быть по своей сущ-ности; он не равен
самому себе, потому что существует нера-венство между
людьми. Необходимость установления равенстваРуссо выдвигает как
политическое требование времени и обосно-вывает его
результатами исследования происхождения и ступенейуглубления
неравенства, раскрытием закономерностей его разви-тия и исторических
тенденций к самоуправлению.Философ
различает природное и социальное неравенство:природа создает
людей различными, но не эти различия обуслав-ливают социальное
неравенство его причиной является частнаясобственность. Руссо
видит три причины неравенства: во-первых,это неравенство
общественное; во-вторых, оно возникло истори-чески; в-третьих,
оно связано с появлением частной собствен-ности. Частная
собственность возникает при переходе челове-чества от
естественного состояния к общественному, т.е. явля-ется продуктом
цивилизации.С точки зрения
Руссо, существовавшее до сих пор полити-ческое устройство
не отвечало требованию правосообразности,оно основывалось не
на договоре свободных и равных, а на наси-лии и угнетении,
поэтому, несмотря на все труды мудрейших за-конодателей,
оставалось несовершенным,- оно было плохим с са-мого начала.
Формирование
ассоциации, называемой общественным догово-ром, предполагает
свободное вступление в договорные отношения,равенство всех
отдельных лиц и принятие ими основных законов,которые выражали бы
общие интересы. Общность интересов это,согласно Руссо,
вполне реальная предпосылка. Каждый из членовассоциации
добровольно отдает себя свою личность и все своисилы в пользу
коллективного целого. Условия равны для всех,каждый, подчиняя
себя всем, не подчиняет себя каждому в от-дельности. Каждый
становится неотъемлемой частью целого. Появ-ляется некоторое
общее Я, получающее посредством акта объедине-ния свое единство,
свою жизнь и волю.Для Руссо, в
отличие, например от Гольбаха, субстратомобщей воли является
народ. Народ решает вопрос о полезностизаконов, о
соответствии их общей воле, решает голосованием,быть или не быть
этим законам. Особенность взгляда Руссо, скоторой не
соглашается потом никто из просветителей, состоялав том, что всякое
постановление, хотя бы самое полезное и ра-зумное,
предписывающее что бы то ни было населению, не участ-вующему в его
обсуждении и голосовании, будет не законом, алишь приказом. Для
того, чтобы общая воля стала законом, нетнеобходимости в
единогласии, но необходимо, чтобы все гражданеимели возможность
подать свои голоса. С другой стороны, Руссонеизменно
придерживается понимания общей воли как неразрывногоединства,
целостности, отличной от суммы нескольких воль:«Часто существует
немалое различие между волею всех и общейволею. Эта вторая
блюдет только общие интересы, первая инте-ресы частные»
(Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.170). Сферы действия тойили другой строго
разграничены:»Подобно этому,как частная воляне может представлять
волю общую, так и общая воля, в своюочередь, изменяет
свою природу, если она направлена к частнойцели, и не может как
общая выносить решение ни в отношении ка-кого-нибудь
человека, ни в отношении какого-нибудь факта»(Руссо
Ж.-Ж.,Трактаты,с.173).Политическая
жизнь конституируется у Руссо в обособлен-ную, абстрагирующую
себя от частной жизни индивидов самостоя-тельную сферу. Для
человека как политического существа голосчастного интереса в
общественной жизни должен умолкнуть. Раз-решение проблемы без
внешнего принуждения должно заключаться впреодолении раздора
в душе каждого индивида через победу однойиз сторон личности
над другой ее стороной победу обществен-ного над
партикулярным в каждом сознании. Лишь забыв о себе,человек обретает
себя, обретает как общественное существо своеобщественное Я,
противоположное частному Я.Принятие
общественного договора означает и принятие суро-вой школы воспитания
свободных граждан. Бытие свободным граж-данином
предполагает, что гражданин дает согласие на все зако-ны, даже на те,
которые принимаются вопреки его желанию, и да-же на те, которые
карают его, если он осмеливается нарушитьих.
То, что данные
положения не являются утопией подтвержда-ется опытом Великой
французской революции, освободившей поли-тический дух от
оков, от смешения его с гражданской, т.е.частной, жизнью и
выделившей его как сферу общности, всеобщегонародного дела, как
нечто, существующее независимо от специфи-ческих элементов
частной жизни.
* * *Интересен и
оригинален Руссо в своих педагогических воз-зрениях.В этой
области он выступил горячим сторонником естест-венного воспитания.
Воспитание каждого человека, писал Руссо вкниге «Эмиль,
или о воспитании», дается природой путем не-посредственного
развития врожденных способностей и влечений.Обращаясь к
родителям и воспитателям, он призывал их развиватьв ребенке
естественность,прививать чувство свободы и независи-мости, стремление к
труду, уважать в нем личность и все полез-ные и разумные
склонности.В соответствии
с предлагаемой схемой воспитания Руссо де-лил жизнь детей на
четыре периода. В первый период от рожде-ния до двух лет он
предлагал уделять внимание главным обра-зом физическому
воспитанию; во второй от двух до двенадцатилет воспитанию
чувств; в третий от двенадцати до пятнадца-ти лет умственному
воспитанию; в четвертый период от пят-надцати до
восемнадцати лет нравственному воспитанию. Этотпоследний отрезок
времени он называл периодом «бурь истрастей».
Очень много
ценных советов и наставлений Руссо дает впервых двух книгах
«Эмиля». Он рекомендует исподволь действо-вать на детей,
руководить ими, не ущемляя их свободы и не при-меняя мер прямого
принуждения, и вместе с тем проявлятьнастойчивость,
требовательность, не спешить с удовлетворениемнежелательных и
взбалмошных детских просьб.Вместо старых
форм общественного воспитания Руссо считалнеобходимым ввести
демократическую систему, в основу которойтребовал положить
трудовое воспитание: изучение общественныхремесел и искусств,
причем в ходе обучения он считал необходи-мым выявлять у
воспитанников те или иные дарования, заложенныеприродой.
Делясь своим
педагогическим опытом, Руссо утверждал, чтокаждый воспитатель
обязан научить своего воспитанника нерассчитывать ни на
родителей, ни на здоровье, ни на богатство.Он должен дать
понять ему, что без труда жизнь бесцельна, чтотруд есть
неизбежная обязанность общественного человека и«всякий
праздный гражданин есть плут». Воспитатель, кроме то-го, должен не жалеть
ни сил, ни времени для того, чтобы зани-мать воспитанника
добрыми делами, ибо, только делая добро, лю-ди становятся
добрыми. «Отнимите у нашего сердца эту любовь кдобру,- подчеркивал
Руссо,- вы отнимите всю прелесть жизни»(Руссо Ж.-Ж.,Эмиль
или о воспитании.,с.281).Педагогический
успех, по мнению Руссо, мог быть достигнутсочетанием
ремесленного труда с выполнением основных правилестественного
воспитания. Но не только это определяет успех.Система
естественного воспитания достаточно эффективна толькопри правильном и
привычном соединении физических и умственныхупражнений.
«Великий секрет воспитания, писал Руссо, вумении добиться
того, чтобы телесные и умственные упражнениявсегда служили
отдыхом одни для других » (Руссо Ж.-Ж.,Эмиль,или о воспитании,
с.191).Роман
«Эмиль, или о воспитании» в силу своего демократи-ческого направления
получил широкое распространение во Фран-ции и за ее
пределами. Разумеется, сила педагогической системыРуссо состояла не
только в том, что она отвергла средневековуюфеодальную традицию
воспитания, а в том, что она послужиластимулом для
формирования и развития демократической педагоги-ки нового времени.
3.
Религиозные и нравственные воззрения.
—————————————-В восьмой главе
четвертой книги «Общественного договора»Руссо кратко изложил
свое отношение к религии. Он был далек отмнения, что религия
«опиум для народа». И все же в этой гла-ве содержатся
острые выпады против официальной феодально-кле-рикальной идеологии.
Во-первых,
Руссо резко осуждал христианство за связи ссуществующими
политическими организациями. Он часто критиковалхристианство и за
то, что оно слишком мало ценит земную, граж-данскую жизнь и
вопреки здравому смыслу занято почти исключи-тельно
«небесными помыслами».Во-вторых, в
христианских государствах, продолжал Руссо,никогда нельзя с
точностью узнать, кому следует повиноваться —светскому повелителю
или священнику. И вообще христианская ре-лигия учит главным
образом повиновению и смирению. Христианинс глубоким
безразличием выполняет свой гражданский долг; длянего неважно, дурно
или хорошо идут дела в его отечестве. Емудаже неважно и то,
кто и как управляет людьми.Свои
религиозные воззрения Руссо с достаточной полнотойизложил в работе
« Исповедание веры савойского викария».Рассуждая о
мироздании, единстве целого, активности бы-тия, об
установленном порядке во Вселенной, Руссо не деист,какВольтер, он
исповедует теизм, т.е. не только признанет богакак первопричину,
определяющую весь мировой порядок, но ипредполагает, что
бог присутствует в любом творении, постоянновмешиваясь в той или
иной степени в ход событий.Нравственность,
согласно Руссо, укореняется в вере лишьнравственный человек
может быть добродетельным.Еще в своей
ранней работе «Способствовало ли возрождениенаук и искусств
очищению нравов» Руссо противопоставляетнравственность
науке. Он изображает два различных пути разви-тия человечества:
один связан с наукой, на достижениях которойвырастает
промышленность и работает прогресс все это харак-теризует неистинную,
бесчеловечную, развращенную цивилизацию.Люди здесь оторваны
от природы скучены в огромную массу, здесьцарят теснота,
грязь, нищета, убожество. Другой путь этомирная жизнь на лоне
природы, в тишине и покое, без вечной по-гони за наживой,
когда неприходящим богатством для человекаостаются
«нетленные ценности» чистого воздуха, родниковой во-ды, запаха трав,
радостного труда на пользу себе и окружающим.Только на этом пути
сохраняются доброта, сострадание, забота одругих людях сохраняется
нравственность.Решая вопрос о
природе души, Руссо в духе христианскогобогословия
признавал, что душа бессмертна, что в загробном ми-ре ее ждет другая
жизнь и, чтобы заслужить счастливую загроб-ную жизнь, люди
должны вести добродетельный и честный образжизни. Именно этот
образ жизни Руссо и возводит в ранг рели-гии: » Вот
истинная религия, единственная, не допускающая низлоупотреблений, ни
нечестия, ни фатализма… Пусть себе про-поведуют еще более
возвышенные религии, я не признаю никакойдругой » [Руссо
Ж.-Ж., Избранные сочинения.,т.1,с.581].Но для истинной
религии, считает мыслитель, нет необходи-мости верить, что
человек от рождения испорчен, что на немякобы лежит
проклятие первородного греха. Поэтому человек отприроды должен быть
добр и совершенен.Таким образом,
Руссо противопоставлял официальным фео-дально-клерикальным
догматам и атеистическому мировоззрениюновую форму «
гражданской религии» религию общественного до-говора.
» Догматы
гражданской религии,- писал Руссо,- должны бытьпросты,
немногочисленны, выражены точно, без разъяснений икомментариев.
Существование Божества могущественного, разумно-го,
благодетельного, предусмотрительного и заботливого; заг-робная жизнь, счастье
праведных, наказание злых, святость об-щественного
договора и законов вот догматы положительные»(Руссо Ж.-Ж.,
Трактаты,с.254-255).Настоящее
служение богу это служение ему в сердце, ихороший священник
служитель добра. Не быть фанатиком, нетребовать от других
беспрекословного соблюдения нелепых обря-дов, а реально
творить добро вот что должно быть смыслом де-ятельности верующего
человека.К догматам
«гражданской религии» Руссо сделал следующиедополнения: нет
религии одного народа, которая исключает всеостальные религии,
следует терпеть все религии, которые непротиворечат долгу
гражданина.Религиозные
воззрения Руссо, однако, не были вполне опре-деленными: он, то
отходил от протестантизма к католичеству, товозвращался к
отвергнутому вероучению, что не способствовалоповышению доверия к
его идеям.III. РУССО И
РУССКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ XIX ВЕКА.Общественные
идеалы Руссо оказали глубокое влияние надемократические слои
русского общества.Так, А.Н.
Радищев считал себя активным сторонником и при-верженцем Руссо .
Он очень высоко ценил его теорию обществен-ного договора и
пытался ею воспользоваться для оправдания на-родных волнений и
мятежей против помещечьей тирании, против«неправосудия
государя» и олицетворяемого им жестокого кре-постнического
режима. Теория общественного договора получилаотражение и в
административных проектах Радищева. Он пыталсяконкретизировать
теорию общественного договора, пропагандируябуржуазные
общественные отношения, которые только зарождалисьв лоне российского
крепостничества.
Революционно-демократические идеалы Руссо были хорошознакомы и
декабристам, среди которых были широко распростране-ны запрещенные
переводы его произведений.Высоко ценили
демократические идеалы французских просве-тителей
Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И.Герцен и другие.А.И.Герцен часто
подчеркивал то, как велико было влияние рево-люционно-демократических
идей Руссо на его сознание и ранниевзгляды:» Мы
так же переживали Руссо и Робеспьера, как францу-зы» [ Герцен
А.И., Собрание сочинений.,М.,1954г.,т.3,с.313]. ВРуссо Герцен видел
не только выдающегося демократическогомыслителя, но и
идеолога французской мелкой буржуазии, давшегоякобинцам острое
идейное оружие.Г.В.Плеханов в
своей статье » Жан-Жак Руссо и его учениео происхождении
неравенства между людьми» отмечал огромную те-оретическую
заслугу Руссо в том, что он не довольствуясьгосподствовавшим в
XVIII веке идеалистическим взглядом на ходразвития
просвещения, попытался взглянуть на этот ход с точкизрения
материалистического положения, согласно которому немышление определяет
собой бытие, а бытие определяет собою мыш-ление.
Кроме того,
многие не без основания полагали, что ,еслибы не было Руссо,
не было бы и Великой французской революции1789 1794 гг.,
что именно его «возмущенная мысль» привела кпереворотам в
социальной и политической жизни Франции и воз-вестила о начале
революционной эпохи в жизни европейского об-щества.
Социально-политические идеи Руссо явились предтечей техреальных
исторических событий, которые назывались Великойфранцузской
революцией и нити от которых тянутся к еще болеероковому действию
к Великой Октябрьской революции.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е.Жан-Жак Руссо,
действительно, оставил глубокий след нетолько в истории
философской мысли Франции, но и в историивсего человечества.
Своими трудами он на несколько десятилетийпредвосхитил те
передовые демократические преобразования, ко-торые произошли в
Европе в конце XVIII начале XIX вв. и про-должают развиваться
во всем мире до сих пор.Огромен вклад
этого величайшего мыслителя французскогоПросвещения в
разработку и исследование идей социального ра-венства, народного
суверенитета и т.п., и ,хотя в своих рабо-тах он не находит
разрешения многих противоречий, то что онподнимает эти
вопросы подчеркивает глубину мысли философа.Многие идеи
Руссо об обществе, человеке, нравственностиочень актуальны и
сегодня, в эпоху научно-технического прог-ресса и наступающего
экологического кризиса.
Литература:1. Длугач Т.Б.
Подвиг здравого смысла, или Рождение идеисуверенной
личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) -М.:Наука, 1995.
2. Верцман
И.Е.,Ж.-Ж. Руссо. М:Рослитиздат, 1958.3. Дворцов
А.Т.,Ж.-Ж. Руссо. М:Наука, 1980.4. История
философии в 3-х томах. Под ред. Г.Ф.Александ-рова,
Б.Э.Биховского, М.Б.Митина, П.Ф.Юдина. АН СССР,Институт
философии. М:Политиздат, 1941,т.2.5. Манфрез
А.З. Три портрета времен французскойреволюции.
М:Мысль, 1989.6. Момджнян
Х.Н. Французское просвещение XVIII века:очерки.
М:Мысль, 1983.7. Сэв Мольш.
Современная французская философия: истори-ческий
очерк: от 1789 года до наших дней. Под ред.
Т.А.Курсанова. М:Прогресс, 1964.8. Французское
просвещение и революция. АН СССР, Институтфилософии,
М:Наука, 1989.9. Философский
словарь. Под ред. И.Т.Фронова. М:Политиз-дат, 1991.
10.
Философский энциклопедический словарь. Гл.ред.Л.Ф.Ильичев.
М:Советская энциклопедия, 1983.