Содержание
экономической культурыТрадиционно культура
являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения,
истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры
практически не изучалась. Выделение экономики как специальной сферы культуры
покажется оправданным, если обратиться к происхождению самого термина
«культура». Он непосредственным образом связан с материальным производством,
земледельческим трудом.На начальных этапах
развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным
видом экономической деятельности того времени земледелием. Однако
общественное разделение труда, явившееся результатом процесса развития
производительных сил, размежевания духовной и материально-производственной сфер
деятельности, создало иллюзию их полной автономии. «Культура» постепенно стала
отождествляться лишь с проявлениями духовной жизни общества, с совокупностью
духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас, но наряду
с этим доминирует точка зрения, согласно которой культура не ограничивается
исключительно аспектами надстроечного характера или духовной жизни общества.Несмотря на
разнокачественность и разнородность составляющих культуру компонентов (частей),
их объединяет то общее, что все они связаны с каким-либо специфическим способом
человеческой деятельности. Любой вид, способ деятельности можно представить как
совокупность материальных и духовных компонентов. С точки зрения социального
механизма осуществления человеческой деятельности, они есть средства
деятельности. Такой подход позволяет выделить критерий явлений и процессов
класса культуры быть социально выработанным средством человеческой
деятельности. Это могут быть, например, орудия труда, навыки, одежда, традиции,
жилища и обычаи и т. д.На начальных этапах
исследования экономической культуры ее можно определить через наиболее общую
экономическую категорию «способ производства», что созвучно с определением
культуры как способа человеческой деятельности. В привычной политэкономической
трактовке способ производства это взаимодействие производительных сил,
находящихся на определенном уровне развития, и соответствующих данному типу
производственных отношений. Однако, имея в виду объект исследования, необходимо
выделить культурологический аспект анализа производственных сил и производственных
отношений.Уместно обратить
внимание на негативное влияние длительное время господствовавшего
технократического толкования экономики на развитие теории экономической
культуры. Преимущественное внимание было обращено на технологические отношения,
натурально-вещественные показатели и технические характеристики производства.
Экономика рассматривалась как машина, где люди винтики, предприятия детали,
отрасли узлы*. В действительности, картина выглядит намного сложнее, ибо
главный агент экономики человек, тем более, что в конечном счете целью
общественно-экономического развития является формирование человека как
свободной, творческой личности. В процессе производства, как справедливо
отмечал К. Маркс, происходит совершенствование многообразных способностей
человека, «изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества,
развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые
силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый
язык».Современное общество,
ориентируясь на управление экономикой как машиной через различного рода нормы
расходов, технико-экономические показатели, коэффициенты, уровни, с завидным
постоянством не проявляло интереса к знаниям о личностных механизмах
хозяйственных мотиваций, не было ориентировано на исследование экономической
активности и предприимчивости человека, который сам является сложной системой,
в которой пересекаются все типы отношений: экономические, политические,
идеологические, правовые и другие. Такой упрощенный подход к пониманию сути и
содержания экономики, безусловно, не может являться конструктивным в плане
исследования экономической культуры.С точки зрения
культурологического подхода, исторически выработанные свойства и способности
субъектов деятельности к труду, производственные навыки, знания и умения
представляют собой социально-выработанные средства деятельности и, согласно
выделенному критерию, относятся к классу явлений экономической культуры.В экономическую
культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся
совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический
способ производства, материальное производство, на человека как его главного
агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура это
совокупность материальных и духовных социально выработанных средств
деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная
жизнь людей.Структура экономической
культурыСтруктурный анализ
экономической культуры диктуется самой структурой экономической деятельности,
последовательной сменяемостью фаз общественного воспроизводства: собственно
производство, обмен, распределение и потребление. Следовательно, правомерно
говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и
культуре потребления. В структуре экономической культуры необходимо выделить
главный структурообразующий фактор. Таким фактором является трудовая
деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов
материального и духовного производства. В силу важности для поддержания
основных жизненных процессов труд выделяется в качестве основы для развития
других элементов и компонентов экономической культуры. Каждый конкретный
уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к
человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения означало
зарождение экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым
способностям.Но какую деятельность
можно считать творческой? Современная психологическая наука выделяет несколько
уровней творческих способностей людей.Первый уровень
продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда
только повторяется, копируется и, лишь в виде исключения, случайно, создается
новое.Второй уровень генеративная
творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно
новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная новая вариация.Третий уровень
конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном
появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде
изобретателей и рационализаторов.Таким образом, любая
трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей
производителя, но степень развития творческих моментов в процессе труда
различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная
деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последняя, в конечном
счете, является основой достижения более высокого уровня экономической культуры
в целом. Необходимо отметить, что трудовая деятельность в любом обществе
первобытном или современном коллективна, воплощается в совместном
производстве. А это, в свою очередь, находит выражение в том, что, наряду с
культурой труда, необходимо рассматривать культуру производства как целостную
систему.Культура труда включает
в себя навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом
создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей,
использование в трудовой деятельности достижений науки и техники. Культура
производства состоит из следующих основных элементов. Во-первых, это культура
условий труда, имеющая комплекс компонентов экономического,
научно-технического, организационного, социального и правового характера.
Во-вторых, культура трудового процесса, которая находит выражение скорее в
деятельности отдельно взятого работника. В-третьих, культура производства,
которая определяется социально-психологическим климатом в производственном
коллективе. В-четвертых, особое значение в современном производстве занимает
культура управления, органически сочетающая науку и искусство управления,
выявляющая творческий потенциал и реализующая инициативу и предприимчивость
каждого участника производственного процесса.Тенденции развития экономической
культурыэкономическая культура
Существует общая
тенденция повышения экономического культурного уровня. Это находит свое
выражение в использовании новейшей техники и технологических процессов,
передовых приемов и форм организации труда, внедрении прогрессивных форм
управления и планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности
трудящихся.Однако возникает
закономерный вопрос: правомерно ли рассматривать экономическую культуру как
явление исключительно положительное, можно ли представить путь ее развития как
прямую на оси прогресса, устремленную вверх, без отклонений и зигзагов?В обыденном понимании
«культура» ассоциируется у нас с неким стереотипом: культурный значит
прогрессивный, положительный, носитель блага. С позиции научного уровня
подобные оценки являются недостаточными и не всегда верными. Если признать
культуру целостной системой, то возникает необходимость рассматривать ее как
диалектически противоречивое образование, которому свойственны положительные и
отрицательные, гуманные и негуманные свойства и формы проявления.К примеру, нельзя
оценивать законы функционирования капиталистической системы хозяйствования как
плохие или как хорошие. Между тем, этой системе присущи кризисы и подъемы,
противостояние и борьба классов, в ней соседствуют такие явления как
безработица и высокий жизненный уровень. Среди этих тенденций есть и
положительные и отрицательные; их закономерное существование, интенсивность
проявления отражают уровень экономической культуры на достигнутом этапе развития
общественного производства. Вместе с тем для иного уровня развития производства
данные тенденции не являются типичными.Объективный характер
поступательного развития культуры не означает, что оно происходит
автоматически. Направленность развития обусловливается, с одной стороны,
возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы
экономической культуры, с другой стороны, степенью и способами реализации
этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной
жизни совершаются людьми, а значит, зависят от их знаний, воли, объективно
сложившихся интересов.В зависимости от этих
факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои как в отдельных
сферах, так и экономической культуре в целом. Для характеристики негативных
элементов экономической культуры правомерно использование термина «низкая
культура», тогда как «высокая экономическая культура» предполагает
положительные, прогрессивные явления.Прогрессирующий процесс
развития экономической культуры обусловлен, прежде всего, диалектической
преемственностью способов и форм деятельности поколений. Вообще,
преемственность является одним из важнейших принципов развития, ибо вся история
человеческой мысли и деятельности есть усвоение, переработка ценного и
уничтожение отжившего в движении от прошлого в будущее. К. Маркс отмечал, что
«ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все
производительные силы… и новые, более высокие производственные отношения
никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования
в недрах самого старого общества».С другой стороны,
поступательное развитие экономической культуры связано с внесением в жизнь
людей инноваций, соответствующих требованиям этапа зрелости социально-экономического
устройства общества. Фактически становление нового качества экономической
культуры есть становление новых производительных сил и новых производственных
отношений.Как уже отмечалось,
прогрессивные тенденции в развитии экономической культуры обеспечиваются, с
одной стороны, преемственностью всего потенциала достижений, накопленных
предшествующими поколениями, с другой, поиском новых демократических
механизмов и их экономических основ. В конечном счете, в ходе развития культуры
создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой
деятельности во всех сферах общественной жизни и способствуют становлению его
как активного субъекта социальных, экономических, правовых, политических и
прочих процессов.Долгое время в теории и
практике экономического развития нашей страны господствовал специфический
подход, игнорирующий человека, его индивидуальность. Борясь за прогресс в идее,
мы получили противоположные результаты в реальности*. Проблема эта стоит перед
нашим обществом очень остро и обсуждается учеными и практиками в связи с
необходимостью развития рыночных отношений, института предпринимательства,
демократизации хозяйственной жизни в целом.Человеческая
цивилизация пока не знает более демократичного и эффективного регулятора качества
и количества выпускаемой продукции, стимулятора экономического и
научно-технического прогресса, чем рыночный механизм. Нетоварные отношения
шаг назад в общественном развитии. Это основа для неэквивалентного обмена и
процветания небывалых форм эксплуатации.Демократия произрастает
не на почве лозунгов, а на реальной почве экономических законов. Только через
свободу производителя на рынке осуществляется демократия в экономической сфере.
Преемственность в развитии демократических механизмов вещь нормальная и
положительная. Нет ничего зазорного и в использовании элементов
буржуазно-демократического опыта. Интересно, что девиз Великой французской
революции 1789- 1794 гг. «свобода, равенство, братство» был следующим образом
интерпретирован отношениями рынка: свобода есть свобода частных индивидов,
свобода конкуренции обособленных хозяев, равенство есть эквивалентность обмена,
стоимостная основа купли-продажи, а братство это союз «братьев-врагов»,
конкурирующих капиталистов.Мировой опыт
показывает, что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма
необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и
эффективное государственное регулирование, определенное состояние общественного
сознания, культуры и идеологии. Страна переживает сейчас этап бурного
законотворчества. Это закономерно, ибо ни одна демократическая система не может
существовать без правовой основы, без укрепления законности и правопорядка. В
противном случае она будет иметь ущербный вид и низкую степень сопротивляемости
антидемократическим силам. Однако необходимо осознавать пределы эффективности
законодательной деятельности. С одной стороны, решения, принимаемые в
законодательных органах, не всегда оперативны и не всегда соответствуют
экономически более рациональным подходам. С другой стороны, можно говорить об
укреплении правового нигилизма. Многие из стоящих перед нами проблем не
решаются полностью в процессе законотворчества. Необходимы серьезные
преобразования производственных и организационно-управленческих отношений и
структур.Длительное время
состояние экономической культуры «описывалось» в строгих рамках восхваления
социализма. Однако по мере выявления основной тенденции всех экономических
показателей к снижению (темпов роста производства и капиталовложений,
производительности труда, дефицит бюджета и т. д.) стала очевидна
неработоспособность экономической системы социализма. Это заставило по-новому
переосмыслить нашу действительность и начать поиски ответов на многие вопросы.
Делаются практические шаги в сторону рынка, демократизации отношений
собственности, развития предпринимательства, что, бесспорно, является
свидетельством зарождения качественно новых черт экономической культуры
современного общества.