Человек в философии и культуре Древнего Востока. Буддизм и Конфуцианство
Характер
взаимоотношений первобытного человека сприродой вызывал
ощущение неразрывной связности: силыприроды
персонифицированы в образах богов (человек испытывална себе их
могущество и ощущал бессилие в противостоянииим), люди и боги
живут как бы общей жизнью, обладают общимичертами и даже
пороками. Боги не только всемогущи, но икапризны,
зловредны, мстительны, любвеобильны и т. п., в товремя как герои
мифов наделены фантастическими способностямив преодолении зла,в
борьбе с врагами. То, что Гегель в своевремя писал о
взаимоотношении богов и героев Гомера, вполнеприложимо к
мифам народов Востока: «Все содержание,приписываемое
богам, должно оказаться вместе с темсобственной
внутренней сущностью индивидов, так что, с однойстороны,
господствующие силы представляютсяиндивидуализированными
сами но себе, а с другой стороны, этовнешнее для человека
начало оказывается имманентным его духуи характеру».
Постепенно
упорядочение хаоса и организация мирозданияначинают
приписываться «первочеловеку». В ведических мифахэто тысячеглавый,
тысячеглазый, тысячсногий Пуруша, ум илидух которого
породил луну, глаза солнце, уста огонь,дыхание ветер и
т. п. Пуруша это не только моделькосмоса, но и
человеческого сообщества с самой раннейсоциальной
иерархией, проявляющейся в делении на «варны»: изрта Пуруши
возникли жрецы (брахманы), из рук воинскоесословие
(кшатрии),из бедер торговый люд (вайшья),изступней все
остальные (шудры). Аналогичным образом вкитайских мифах
происхождение мира связывается сосверхъестественным
человеком по имени Паньгу, из вздохакоторого появились
ветер и облака, из головы гром, излевого глаза
солнце, из правого луна, из туловища сруками и ногами
четыре страны света, из крови реки, изпота дождь и роса,
из блеска глаз молния и т. д.Переходя к
рассудочному осмыслению причинности мира вразнообразных
проявлениях его постоянства и изменчивости,человек должен
был по-новому увидеть и свое место,предназначение в
нем. Он по-прежнему ощущал себя внеразрывности с
космосом в целом, но уже задумывался осуществовании
первопричины, первоосновы бытия, некоегоабсолюта.
Взаимосвязь человека с абсолютом складывается какбы но двум
моделям, в которых отражены не столькоособенности
психологического склада восточных народов,сколько специфика
общественного уклада древнеазиатскогообщества. Два
столпа его составляют централизованныйдеспотизм,
основанный на государственном владении землей иводой, и сельская
община. Практически безграничная властьвосточного монарха
преломилась в сознании как всемогуществоединого, обретшего
атрибуты главного божества.В Китае единое
«великое начало, способное родить,наделить и
погубить« человека, обожествлено в Небе »Тянь».В «Ши
цзине« (»Канон стихов») Небо всеобщий прародитель ивеликий управитель:
рождает на свет человеческий род и даетему правило
жизни. Упоминание правил жизни не случайно.Освещение
общественных устоев, их сохранение и поддержание —важнейшая социальная
функция культа Тянь. Примечательно, чтоскладывающееся
несколько позже представление о человеческомсовершенстве
предполагает прежде всего «гуманность», котораятрактуется как
следование правилам, ритуалу, этикету.«Благородный
муж думает о том, как бы не нарушить законы»,он обязан
соответствовать требованиям ритуала«. »Этикет»помимо норм
непреходящей ценности, вроде правдивости,доброты, смелости,
морального императива «то, чего я нехочу, чтобы делали
мне, и не хочу делать другим», включал вкачестве
первостепенных принципов добродетельности уважениеи строгое
подчинение сложившемуся разделению социальныхролей: государь
должен быть государем, сановник —сановником, отец
отцом, сын сыном.Конфуцианство,
заложившее с древности идеологическийфундамент
китайского общества, выдвинуло в качествекраеугольного
камня социальной организации ли, чтоозначало норму,
правило, церемониал. Ли предполагалоподдержание навечно
рангово-иерархических различий. Согласноканоническому
трактату «Ли цзи», Конфуций говорил, что безли не может быть
порядка, а следовательно, и процветания вгосударстве:
«Нет ли значит, нет различий между государеми подданным,
верхами и низами, старыми и молодыми… Ли —установленный
порядок вещей».Аналогичным
образом в Индии «образующий реальное инереальное Брахма
не только «вечный творец существ», но иопределяющий для
всех «имена, род деятельности (карму) иособое
положение». Ему приписывается установление кастовогоделения и требование
безусловного его соблюдения. Согласноисходящим от Брахмы
«Законам Ману» (сложившимся в VI-V векахдо н. э.), высшее
положение в обществе занимают жрецы —брахманы, служение
которым оценивается как «лучшее дело» дляпростолюдина
шудры. Последний же «не должен накапливатьбогатств; даже
имея возможность (сделать это), так как,приобретая
богатство, притесняет брахманов».Мистическая
аскеза свидетельствует об эгоизме,рассчитывающем на
индивидуальное освобождение от страданий,но она же
демонстрирует высшую степень альтруизма: отказ отземных благ,
жертвенность служат для других примеромбескорыстия,
постоянным укором стяжательству, низкимстрастям и
бездуховности. Миро- и жизнеотрицание нередкооказывается
отрицанием лишь мира зла, но не жизни кактаковой.
Напротив, в постоянном стремлении ксамосовершенствованию,
в неустанном поиске истиныпроявляется
подлинное утверждение жизни как вечноизменяющегося
процесса, потока нескончаемых перемен.Оценивая
сократовский принцип «Познай самого себя»,Гегель назвал
его «центральным пунктом всеговсемирно-исторического
поворота« в том смысле, что »местооракулов заняло
свидетельство духа индивидуумов…».Аналогичный поворот
наблюдался практически в то же время и вкультурах Востока.
Тенденция к признанию самосознания вкачестве
источника добродетельности, субъективированиенравственности,
наблюдаемое, в частности, в раннем буддизме,было выступлением
против абсолютного авторитета Вед исуровости кастовой
дисциплины.Колебание
между двумя крайностями: обоснованиемобщественного
статуса морали за счет принижения реальногоиндивида или
утверждением конкретного индивида за счетигнорирования
социальной сути морали было универсальнойхарактеристикой
античной эпохи. Однако особенностисоциального бытия
древнеазиатского общества не могли несказаться на
перевесе «колебаний» в сторону неблагоприятнуюдля дальнейшего
развития свободной личности. Это, в своюочередь, определило
и судьбы развития философской мысли,которая на
протяжении веков, оставаясь в замкнутомпространстве
традиционных мыслительных структур,занята былапреимущественно их
комментированием и истолкованием.Почему на
Востоке не состоялись или, по крайней мере, неосуществились во
всей полноте Возрождение, Просвещение иРеформация,
отчего неразвитыми оказались традициирационализма и
потому надолго остались не затронутыминаучно-техническим
прогрессом очаги высочайшей древнейцивилизации Индии
и Китая? Вот незначительная часть техмногочисленных
«загадок», которые заданы нам Востоком и накоторые ученым еще
предстоит дать ответ.Параллельно со
становлением и развитием индийской икитайской
философии происходит зарождение и формированиефилософской мысли в
античной Греции; именно древнегреческойфилософии было
суждено сыграть важную роль в жизниевропейского
человечества, его истории и культуры.