О романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Дата: 12.01.2016

		

О романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана
Грея»

Вадим Руднев

«Портрет
Дориана Грея» — роман Оскара Уайльда (1891). Несмотря на то что этот роман
написан в конце ХIХ в., он по своей проблематике и идеологии целиком
принадлежит ХХ в., а по художественному языку — европейскому символизму, а тем
самым модернизму и неомифологизму. Кроме того, в этом произведении впервые
поставлена проблема соотношения текста и реальности как проблема энтропийного
времени . В концепции культуры ХХ в., развиваемой на страницах этого словаря,
«П. Д. Г.» играет в культуре ХХ в. едва ли не меньшую роль, чем,
например, «Доктор Фаустус» Томаса Манна.

Напомним
вкратце сюжет романа. Художник Бэзил Холлуорд написал замечательный портрет
молодого и знатного красавца Дориана Грея. Художник столько души вложил в этот
портрет, что не хочет его нигде выставлять и дарит Дориану. В этот момент
появляется университетский друг художника лорд Генри, циник и имморалист,
воспевающий «новый гедонизм», человек, который «всегда говорит
безнравственные вещи, но никогда их не делает». Он сетует на то, что
красота Дориана Грея скоро потускнеет, а портрет всегда будет напоминать ему о
его молодости. Риторика лорда Генри так заразительна, что Грей в отчаянии:
пусть лучше старится портрет, а он остается вечно молодым.

Лорд
Генри начинает играть огромную роль в антивоспитании Грея, ориентируя его на
эстетизм, гедонизм и легкое отношение к нравственности.

Грей
влюбляется в красивую, но бедную девушку, актрису маленького театрика Сибилу
Вэйн. Однако когда она, охваченная любовью к Дориану, не хочет и не может
изображать несуществующие чувства на сцене — начинает плохо играть, он без
сожаления расстается с нею, наговорив ей жестоких слов. Сибила кончает жизнь
самоубийством, а Грей, случайно взглянув на портрет, замечает, что портрет
изменился — на губах появилась жесткая складка. Итак, его желание сбылось —
отныне портрет станет его совестью, он будет стареть, а Дориан останется вечно
молодым.

Вдохновленный
лордом Генри и прочитанным по его совету Романом Гюисманса
«Наоборот», Дориан Грей пускается во все тяжкие. Он ведет самый
беспутный и безнравственный образ жизни, какой только можно себе представить, и
лишь его обаяние и странно не меркнущая с годами красота заставляют общество не
отвернуться от него, хотя о нем идет много пересудов. Проходят десятилетия, но
он остается молодым и прекрасным, меняется лишь его портрет, становясь все
безобразнее, но об этом никто не знает, кроме самого Грея; он тщательно спрятал
портрет в укромной комнате своего дома.

Художник
Бэзил приходит увещевать Дориана. Тот показывает ему портрет, а затем в
приступе гнева убивает художника. Портрет становится еще ужаснее. Погружаясь
все больше в бездну порока, Грей не может остановиться. На портрете он выглядит
уже отвратительным стариком. В припадке ярости Грей бросается на портрет с
ножом, но убивает тем самым себя, превращаясь в труп омерзительного старика,
тогда как на портрете восстанавливается облик прекрасного юноши.

Обратимся
теперь к мифологическим реминисценциям романа. Прежде всего, Дориан Грей
наделяется целым рядом прозвищ, именами мифологических красюцев — Адонис,
Парис, Антиной, Нарцисс. Последнее имя подходит к нему, конечно, более всего.

В
мифе о Нарциссе говорится, что прорицатель Тиресий предсказал родителям
прекрасного юноши, что тот доживет до старости, если никогда не увидит своего
лица. Нарцисс случайно смотрит в воду, видит в ней свое отражение и умирает от
любви к себе.

Дориан
Грей влюблен в свое «второе я» портрет, подолгу смотрит на него и
даже целует его. В конце романа, когда портрет заменяет его, Грей все больше и
больше влюбляется в свою красоту и, не выдержав красоты своего тела и, по
контрасту, омерзительности своей души, которую ему показывает портрет, по сути
кончает собой, умирает, как Нарцисс, от любви к себе.

Другой
не менее важный миф, который используется в сюжетном построении романа, это
легенда о том, как Фауст продал душу дьяволу за вечную молодость. В роли
искусителя выступает лорд Генри. Он стращает Дориана картинами безобразия его
тела, когда оно постареет. Тогда-то Дориан и говорит сакраментальную фразу:

«-
Как это печально! — пробормотал вдруг Дориан Грей, все еще не отводя глаз от
своего портрета. — Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой
портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский
день… Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я
навсегда остался молодым! За это… за это я отдал бы все на свете. Да, ничего
не пожалел бы! Душу бы отдал за это! (подчеркнуто мной. — В.Р.)».

Так
и получается: Дориан становится вечно молодым «отродьем Дьявола», как
называет его проститутка в порту, а портрет гнусно стареет.

Попробуем
теперь разобраться, что все это означает с точки зрения концепции энтропийного
времени . Свойство физического времени — необратимость, связанная с накоплением
энтропии, распада, хаоса, как показал современник Оскара Уайльда великий
австрийский физик Людвиг Больцман. В романе много раз изображается этот процесс
энтропийного разложения тела. Энтропийному времени противостоит семиотическое
время , который исчерпывает, уменьшает энтропию и тем самым увеличивает
информацию.

Текст
с годами молодеет, так как он обрастает все большим количеством информации. В
этом одна из важнейших мемориальных функций культуры: если бы не сохранялись
тексты о прошлом, мы бы ничего не знали о наших предках.

В
романе Уайльда текст и реальность меняются местами. Портрет приобретает черты
живого организма, а Дориан становится текстом. Происходит это потому, что в
романе заложена идеология панэстетизма, которой живут его герои. Именно конец
ХIХ в. и начало ХХ в. связаны с протестом позитивного физического времени
против второго начала термодинамики (см. время). Протест этот выражался даже в
самой статистической термодинамике Больцмана, им наполнена философия Ницше,
Вагнера, Шпенглера, Бердяева. Это возврат к средневековой философии истории
Блаженного Августина, на место энтропии ставившего порок.

Не
случайно Дориан Грей влюблен не столько в актрису Сибилу Вэйн, а в те роли
(тексты), которые она играет, — Джульетту, Розалинду, Имоджену. Он сам —
музыкант и страстно любит все прекрасное. Коллекционирует предметы древнего
искусства. Это — декадентский вариант мифологемы Достоевского о том, что
красота спасет мир. Красота губит личность, потому что это не настоящая
красота, а дьявольская, что показывает портрет, который хранится у Дориана
Грея. За сделку с дьяволом надо расплачиваться. Вся история, происшедшая с
Дорианом Греем, — это дьявольское наваждение: убитый, Грей становится таким
безобразным, каким и должен быть, а портрет вновь превращается в текст —
равновесие восстанавливается.

Список литературы

Руднев
В. Текст и реальность: Направление времени в культуре //Wiener slawistischer
Almanach, 1986. — В. 17.

Руднев
В. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». — М.,
1996.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий