Содержание
1 Содержание экологической политики Украины
2 Правовое регулирование управления
природоохранной деятельностью3 Структура системы государственного
экологического мониторинга4 Направления и формы международного
сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды1 Содержание
экологической политики УкраиныВерховная
Рада Украины (ВР) приняла во втором чтении и целом законопроект «Об
основных принципах (стратегию) государственной экологической политики до
2020г.»[8]За
соответствующее решение проголосовали 249 из 378 народных депутатов,
зарегистрированных в сессионном зале.Согласно
закону, целью государственной экологической политики является сохранение и
восстановление экосистемы на всей территории Украины, которая необходима для гармоничного
существования живой и неживой природы, достижение равновесия использования
природных ресурсов, их восстановления и развития общества, а также
гарантирование безопасного среды для жизни и здоровья населения [2].Определено,
что основными принципами национальной экологической политики являются:·
обеспечение
сбалансированности экологических, экономических и социальных интересов
общественного развития государства;·
интеграция
экологических целей в отраслевую политику на том же уровне, что экономические и
социальные цели, обеспечение экологической безопасности и поддержание
экологического равновесия на территории Украины, преодоления последствий
Чернобыльской катастрофы;·
содействие
осознанию обществом необходимости сохранения окружающей среды для будущих
поколений; участие общественности в формировании и реализации экологической
политики;·
неотвратимость
ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной
среды;·
приоритетность
требований «загрязнитель окружающей среды и пользователь природных
ресурсов платят полную цену «, распределение благ для населения от
использования природных ресурсов и обеспечения доступа к ним на справедливой
основе;·
достоверность
экологической информации.Задачами
улучшения экологической ситуации и повышения уровня экологической безопасности,
в частности, являются:·
создание
систем экологического управления и подготовки государственных целевых программ
охраны окружающей среды для отдельных отраслей национальной экономики,
предусматривающих техническое переоснащение производственного комплекса в
результате реализации инновационных проектов, внедрения энергоэффективных и
ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически
безопасных технологических процессов;·
оптимизация
структуры энергетического сектора национальной экономики в результате
увеличения объема использования энергетических источников с низким уровнем
выбросов двуокиси углерода к 2015 г. на 10 процентов и к 2020 г. на 20
процентов;·
увеличение
объема использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии к 2015
г. на 5 процентов и к 2020 г. на 10 процентов базового уровня;·
уменьшение
объема выбросов общераспространенных загрязняющих веществ стационарными
источниками в 2015 г. на 10 процентов и к 2020 г. на 25 процентов базового
уровня, а также передвижными источниками в результате установления нормативов
содержания загрязняющих веществ в отработанных газах до 2015 г. согласно
стандартам Евро 4 , к 2020 г. Евро 5;·
приведение
к 2015 г. методологии инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ и
их объемов в соответствии с рекомендациями Европейской совместной программы
наблюдений и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие
расстояния;·
определение
основных принципов государственной политики по предотвращению изменения
климата, разработка и поэтапное выполнение национального плана мероприятий по
смягчению последствий изменения климата на период до 2020 г.;·
реализация
механизма Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в
частности проектов совместного осуществления, проектов целевых экологических
(зеленых) инвестиций;·
создание
к 2015 г. экологически и экономически обоснованной системы платежей за
специальное использование и сбора за загрязнение водных ресурсов с учетом
механизма стимулирования субъектов хозяйствования к рациональному
водопользованию, установление к 2020 году экологически и экономически
обоснованных тарифов на услуги по водоснабжению;·
снижение
к 2020 г. на 15 процентов уровня загрязнения вод загрязняющими веществами
(прежде пятидневная биологическая потребность кислорода, химическая потребность
кислорода, соединения азота и фосфора) в результате реконструкции существующих
и строительства новых городских очистных сооружений;·
внедрение
к 2020 г. управления водными ресурсами по бассейновому принципу;·
усовершенствование
и внедрение к 2015 г. технологических процессов подготовки питьевой воды и
очистки сточных вод, а также обеспечение контроля за состоянием систем
централизованного водоснабжения и водоотведения для уменьшения потерь воды и
улучшение ее качества и др.Соответствующий
законопроект зарегистрирован под № 7053 [8].2 Правовое
регулирование управления природоохранной деятельностьюПравовое регулирование взаимоотношений природы и общества состоит
в установлении научно обоснованных правил поведения человека по отношению к
природе и закрепления их государством в законодательном порядке как
общеобязательными нормами права, обеспеченных государственным принуждением на
случай их невыполнения.Экологическое право это система правовых норм, которыми
регулируются общественные отношения по охране окружающей природной среды и
рационального использования природных ресурсов [9].Основу правовой охраны окружающей природной среды представляют
следующие правовые документы:— Конституция;
— законы и кодексы в области охраны природы
(нормы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства про
недра, про природно-заповедный фонд и про животный мир.
— Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и
природопользования, правительственные природоохранные акты;— нормативные акты министерств и ведомств;
— нормативные решения органов местного самоуправления.
Конституционные основы охраны окружающей природной среды
закреплены в Конституции Украины. Конституция провозглашает право граждан на
землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на
благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причинённого его
здоровью. В Конституции Украины записано: «Каждый имеет право на безопасную для
жизни и здоровья окружающую среду, и на возмещение причинённого нарушением
этого права ущерба. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации
о состоянии окружающей среды, про качество пищевых продуктов и предметов быта,
а также право на её распространение» (ст. 50). Конституция также определяет
организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по
рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает
обязанности граждан по отношению к природе [3].Закон Украины « Об охране
окружающей природной среды».
Охрана окружающей природной среды
составляющая рационального природопользования. Она осуществляется различными, в
том числе и правовыми методами. При этом в правовых формах защищаются
преимущественно все компоненты природной среды [1].
Современными главными нормативно-правовыми актами, регулирующими
основы организации охраны окружающей природной среды, являются Законы Украины:
«Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 г., «Об охране
атмосферного воздуха» от 16 октября 1991 г., «О природно-заповедном фонде
Украины» от 16 июня 1992 г., «Про животный мир» от 3 марта 1993 г., «Про
карантин растений» от 30 июня 1993 г. Также некоторые отношения в сфере
использования и охраны окружающей природной среды регулируются кодексами,
например, Земельный кодекс от 13 марта 1992 г. и др.Экологические нормативы представляют собой систему и включают:
а) нормативы экологической безопасности предельно
допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в окружающей природной
среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного,
радиационного и другого вредного воздействия на окружающую природную среду,
предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания;б) предельно допустимые выбросы (ПДВ) и сбросы в окружающую
природную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного воздействия
физических и биологических факторов.3 Структура
системы государственного экологического мониторингаэкологическая
политика мониторинг охрана природаЭкологический мониторинг окружающей среды осуществляется по
долгосрочной Государственной программе, которая определяет общие, согласованные
по целям, заданиям, территориям и объектам, срокам (периодичности) и средствам
выполнения действия ведомственных органов исполнительной власти, предприятий,
организаций и учреждений независимо от форм собственности. Данные о
функционировании Государственной системы мониторинга окружающей среды и ее
общая схема (рис. 3.1), действующая в настоящее время в Украине, приведена на
сайте Минприроды [9].
Рис. 3.1.
Общая схема Государственной системы мониторинга ОПССоздание и функционирование Государственной системы экологического
мониторинга окружающей среды должно способствовать проведению государственной
экологической политики и призвано решать следующие задачи:экологически рациональное использование природного и
социально-экономического потенциала государства, сохранения благоприятной среды
жизнедеятельности обществасоциально-экологическое и экономически рациональное решение
проблем, возникающих в результате загрязнения окружающей среды, опасных
природных явлений, техногенных аварий и катастроф;развитие международного сотрудничества по сохранению
биологического многообразия природы, охране озонового слоя атмосферы,
предотвращению антропогенного изменения климата, защиты лесов и
лесовосстановления, трансграничного загрязнению окружающей среды, возобновлению
природного состояния Днепра, Дуная, Черного и Азовского морей.Функционирование Государственной системы экомониторинга окружающей
среды должно руководствоваться следующими принципами:объективность и достоверность первичной, аналитической и
прогнозной информации, согласованность нормативного, организационного и
методического обеспечения экологического мониторинга окружающей среды,
повышение уровня адекватности действительному экологическому состоянию
окружающей среды его информационной модели, формируемой на основе данных
систематических наблюдений, проводимого соответствующими службами министерств и
ведомств Украины, других центральных органов исполнительной власти;систематичность наблюдений за состоянием окружающей природной
среды и техногенными объектами, влияющими на нее;повышение оперативности получения и достоверности первичных данных
за счет использования совершенных методик, современных контрольно-измерительных
приборов и средств компьютеризации процессов сбора, накопления и обработки
экоинформации на всех уровнях государственного управления и местного
самоуправления;своевременность получения и обработки данных наблюдений на
ведомственных и обобщающих (локальном, региональном и государственном) уровнях;комплексность использования экоинформации, поступающей в систему
от ведомственных служб экомониторинга и других поставщиков;совместимость технического, информационного и программного
обеспечения ее составных частей повышение уровня и качества информационного
обслуживания потребителей экоинформации на всех уровнях функционирования
системы на основе сетевого доступа к распределенным ведомственным и интегрированным
банкам данных, комплексной обработки и использования информации для принятия
соответствующих решений;оперативность доведения экоинформации до органов исполнительной
власти других заинтересованных органов, предприятии, организаций и учреждений;доступность экологической информации населению Украины и мировому
сообществу [9].4
Направления и формы международного сотрудничества по вопросам охраны окружающей
средыВ наше время повсеместно в мире происходит процесс
«огосударствления» как самой сферы природопользования и управления ею, так и
международного сотрудничества по проблемам окружающей среды.Эти процессы связаны с тем, что все больше усиливается
политический аспект проблемы окружающей среды, его тесная взаимосвязь с
внутренней и внешней политикой государства. Как следствие этого – перемещение
центра тяжести в международном сотрудничестве относительно окружающей среды на межправительственные
организации.Это и определяет основные формы международного сотрудничества в
сфере охраны окружающей среды:Парламентское сотрудничество, ориентированное на координацию законодательной
деятельности (разработка модельных (рекомендательных) законов в сфере охраны
окружающей природной среды);Взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное
на координацию разработки и реализации экологических программ;Сотрудничество конвенционного типа, которое предусматривает единый
подход к решению конкретных экологических проблем отдельных территорий;Научно-техническое сотрудничество, совместное исполнение природоохранных
разработок, реализация научных проектов [7].Большинство международных программ сотрудничества реализуется в
рамках международных организаций – или широкого профиля, или специализированных
на какой-то узкой и частичной проблеме.Их основные функции заключаются в разработке международных
соглашений и конвенций, подготовке и проведении различных международных
конгрессов, съездов и конференций, заседаний рабочих органов, где обсуждаются
вопросы, связанные с достижением целей сотрудничества. Одной из важнейших задач
большинства международных организаций являются планирование и контроль за
выполнением проектов международных научных исследований, создание надлежащей
организационной базы таких исследований. В своей деятельности международные организации
большое внимание уделяют вопросам информационного обслуживания своих членов.
Наконец, важной функцией международных организаций является контроль за
выполнением их членами согласованных решений.Некоторые из разработанных программ международного сотрудничества,
в том числе между странами с различными общественными системами, должны как
можно скорее войти в оперативную стадию, начать превращаться в конкретные
практические дела [4, с. 414–415]. В этих условиях важное значение приобретают
мероприятия по реализации основных направлений международного сотрудничества,
что еще более выкристаллизовывает модель планетарного регулирования охраны
окружающей средыМеждународное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды на
ближайшую и долгосрочную перспективу должно охватывать все больший и больший
спектр рычагов и инструментов, чтобы в прямой или опосредованной форме
заставлять отдельные страны и регионы мира рационально использовать и эффективно
воссоздавать природные блага. Только при таких условиях возможно приближение к состоянию,
когда будет обеспечено переход национальных экономик на ресурсосберегающую
модель развития, которая позволит исключить глобальные риски техногенного и
антропогенного характера.Таким образом, глобальные экологические проблемы тесно связаны с
другими глобальными мировыми проблемами, они влияют друг на друга,
возникновение одних приводит к возникновению или обострению других [5].Мероприятия по реализации основных направлений международного
сотрудничества в области охраны природы:Финансовое содействие и техническая помощь развитых стран
развивающимся странам;Структурная перестройка национальных экономик;
Экологизация общественных потребностей, технологические разработки
по проблемам ресурсосбережения;Создание системы представительств в международных организациях и
на форумах экологического направления;Формирование механизмов международной ответственности в области
охраны окружающей среды;Экологическое налогообложение (ресурсные платежи, экологические
сборы);Разработка совместных стратегий и концепций;
Регламентация использования отдельных видов природных ресурсов.
Особенно актуализировалась проблема ослабления процессов
глобального потепления, которые начали ярко проявляться в последние периоды.
Глобальное потепление может привести к таким последствиям: потепление будет происходить
неравномерно – в полярных областях сильнее, чем в экваториальных, поэтому
произойдут смена направлений океанических течений, ветров и перераспределение
осадков; по некоторым расчетам,
Гольфстрим может ослабеть и сместиться от берегов Европы, что приведет к перемене
мягкого европейского климата на резко континентальный с очень жарким летом и
холодной зимой; ожидаемое таяние большого
количества льда приведет к подъему уровня воды в океане и затоплению значительных
территорий суши; в тундре растает вечная мерзлота, и она превратится в
гигантские участки солоноватых болот; вследствие перераспределения
осадков сместятся к полюсам климатические зоны, а наиболее плодородные и важные
для сельского хозяйства регионы (степь Украины, Северного Казахстана, Южной Сибири,
прерии США, пампасы Южной Америки), вероятно, превратятся в безводные пустыни; значительная часть излишка
поглощенной солнечной энергии к переходу в тепло израсходуется на усиление
атмосферной циркуляции, что вызовет увеличение количества и рост мощности
ураганов, смерчей и других разрушительных природных явлений [6, с. 43].Большинство стран мира должны включиться в сеть международного
сотрудничества в сфере природопользования, чтобы совместными усилиями замедлить
исчерпания жизненно важных природных ресурсов и условий и тем самым создать
потенциал для расширенного воспроизводства общественных производительных сил.
Потуги отдельно взятых стран относительно стабилизации ресурсопотребления вряд ли
достигнут успеха, поскольку естественные процессы имеют объективный характер и
границ между странами для них не существует.Список
использованных источников1. Закон
Украины « Об охране окружающей природной среды».
2. Закон Украины
«Об основных принципах (стратегию) государственной экологической политики
до 2020г.»3. Конституции Украины
4. Дубас Р. Г. Економіка
природокористування : навч. пос. / Р. Г. Дубас. – К. : МП «Леся», 2007. – 448
с.5. Природопользование и
устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России. – М. : Товарищество научных
изданий КМК, 2006. – 448 с.6. Екосередовище і
сучасність : монографія / С. І. Дорогунцов, М. А. Хвесик, Л. М. Горбач, П. П.
Пастушенко. – Т. 8.7. Хвесик Юлия
Михайловна, кандидат экономических наук, г. Киев. © Ю.М. Хвесик, 2010 (http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mre/2010_2/1_3.pdf)8. РБК-Украина,
21.12.2010, Киев, 13:41 (http://www.rbc.ua/rus/newsline/show/vr-prinyala-strategiyu-gosudarstvennoy-ekologicheskoy-politiki 21122010134100)9. Романова В.Ю.,
Костенко В.К., Колесникова В.В., Мартынова Е.А. Основы экологии / Учебное
пособие для студентов заочного отделения Донецк 2005 (http://feht.donntu.edu.ua/strukt/pd/img/index.htm#_Toc123006220)