Вопросы и ответы по философии

Дата: 13.02.2016

		

1. В чем спец-ка
фил. взглядов Беркли и Локка?

Джон Локк (1632-1704). Обосновал принцип материалистического
сенсуализма
— происхождение всех знаний из чувственноговосприятия внешнего
мира. Главное произведение Локка “Опыт о человеческом разуме” (1609)
рассматривает вопрос о методе познания, тесно связанный свопросами теории
познания. Локк критикует учение Декарта о врожденных идеях. Он доказывает, что
единственным источником всех идей может быть только опыт. Приэтом Локк различает
внутренний и внешний опыт
. В соответствии с этим он указывает два опытных
источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущениявозникают от
воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии
возникают в нас, когда наш ум рассматривает  внутреннее состояние и
деятельность нашей души. Посредством идейощущения мы воспринимаем качества
вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: идеи первичных качеств и
идеи вторичных качеств.

Локку принадлежит видная роль
в создании так называемого метафизического метода. В теории познания Локка
важное значениеимеет развитое им в “Опыте о человеческом разуме” учение о
языке. с этим учением у Локка связана теория абстракции. Слова — чувственные
знаки,необходимые людям для общения. Два вида знания: бесспорное и вероятное
(мнение).

Учение о государстве: в
естественном состоянии человеку принадлежит свобода и собственность,
приобретенная посредством труда.Государство возникает там, где свободные люди
отказываются от природного права самозащиты, от права наказания насильников и
предоставляют это право обществу вцелом.

Джордж Беркли (1684-1753). Материалистическая в целом философия
Локка исходила из того, что источник ощущений — внешний мир,существующий
независимо от сознания. Беркли отбрасывает материалистический

исходный пункт учения Локка и
объявляет ощущения (“идеи”) единственной воспринимаемой человеком реальностью.
Материалистическомусенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический
сенсуализм. Беркли пытается доказать, что наш ум не способен к описанной Локком
абстракции. Улюдей не может быть чувственного восприятия материи. Восприятие
отдельной вещи представляет собой сумму отдельных ощущений (“идей”). Беркли
выступает такжепротив учения о первичных и вторичных качествах материи. По его
мнению, все идеи существуют только в душе. Учение это — субъективный идеализм,
но своимпризнанием сверхприродной духовной силы — бога — Беркли делает шаг к
объективному идеализму.

 Характерные
черты философии Милетской 

  и Элейской
школ.  Милетская школа.

Первая философская школа. В
ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На
первом местездесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы
(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе.
Школа стихийнотяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир
как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих
философовпроявляется и “наивная” диалектика.

Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким
изучением природы. Свои географические, астрономические ифизиологические
познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в
основе, несмотря на явные следы мифологическихпредставлений. Фалес полагал, что
все существующее возникло из воды. По форме Земля — плоский диск, плавающий в
воде. Вселенная полна богов, всевоодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле
находятся звезды, а дальше всего — Солнце.

Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит
карту земли и создает нечто вроде небесногоглобуса. Земля по форме напоминает
срез цилиндра или колонны. Небо — сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля
неподвижно пребывает в центре мира,находясь на равном расстоянии от всех точек
небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным
веществом, затем над Землей возниклиоболочки воды и воздуха, огня. При
высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни — илистое дно моря.
Люди должны были родиться ипервоначально развиться внутри рыб и только по
достижении силы вышли оттуда.

Анаксимен. Первовеществом объявляет воздух. Воздуху свойственны
процессы разрежения и сгущения, посредством которых из негообразуются все
вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно
превращается в воду, в землю, в камни. Земля — плоский диск,парящий на воздухе.
Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом
пространстве по отношению к Земле. Воздух — источник жизни,душа — “дыхание”,
дуновение воздуха.

 Философия элейской
школы.

Ксенофан (565 — 470 до н.э.). Подверг критике господствующие
представления о множестве богов. О природе богов и обо всемостальном не может
быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан — один из первых
представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, чтомир “вечен и
неучтожим”, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который
“сросся со всем”. Вере в существование под Землей ада он
противопоставляетучение о бездонности Земли, вере в божественность светил — представление
об их естественной природе. Звезды возникают из воспламенившихся облаков. Все,
чторождается, есть земля и вода, и люди родились из воды и земли.

Парменид (540 — 470 до н.э.). Философия Парменида направлена
против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, поПармениду,
вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение
невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякаямысль,
утверждает Парменид, всегда есть мысль о существующем. Из абсолютной
заполненности пространства следует, что мир един и в нем нет частей.
Всякоемножество только обман чувств. Из этого же вытекает вывод о невозможности
движения. Ничто не возникает и не уничтожается. Учение Парменида
полномифологических представлений. В центре мира, согласно Пармениду, пребывает
богиня-правительница (или Правда и Необходимость); она “держит жребий” и
правитвсеми небесными движениями.

Зенон (490 — 430 до н.э.). Аристотель видел в Зеноне
родоначальника “диалектики” — этим словом называлось тогда искусство
достигатьистины в споре путем выяснения противоречий в суждении противника и
путем устранения этих противоречий. Однако Зенон не был диалектиком в
современном смысле:он старался доказать метафизические положения Парменида о
невозможности движения, возникновения и т.д. Допускал существование множества
вещей. Впарадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый данный
момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее
длине,стало быть, не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна
в каждый момент времени находиться в определенном месте и вместе с тем
ненаходиться в нем. Но это противоречиво и, следовательно, невозможно.

Раскройте
отличительные черты сенсуализма Беркли и Локка.

Сенсуализм — теоретико-познавательное и психологическое
направление, выводящие все познание из чувственных восприятий,изображающее все
явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений,
причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.

Своим известным положением
”нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве” Джон Локк
обосновал принципматериалистического сенсуализма — происхождение всех знаний из
чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником всех идей, по
Локку, можетбыть только опыт (внешний и внутренний). Опытные источники наших
идей: ощущение (возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся
вне нас) и рефлексия(возникают, когда наш ум рассматривает внутренние состояния
и деятельность нашей души). Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества
вещей(первичные и вторичные).

Джордж Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения
Локка (источник ощущений — внешний мир, существующий независимо отсознания) и
объявляет ощущения (“идеи”) единственной воспринимаемой человеком реальностью.
Материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляетидеалистический
сенсуализм.

Особенности философских
взглядов Фейербаха на почве классического немецкого идеализма.

До Ф. немецкая классическая
философия была подчеркнуто идеалистической. Превоначально Ф. увлекался фил/
Гегеля, ноэволюция его философских взглядов шла от идеализма к 
материализму. Окончательно порвав с иделизмом и перейдя напозиции материализма,
Ф. в своем произведении К критике гегелевской философии” резко выступил против
идеалистической системы Гегеля. Критику идеализма Ф.связывал с критикой религии
.Он показывал,что идеализм есть теоретическая основа религии, что  учение
Гегеля опервичности идеи и ее превращении в процессе развития в природу 
есть не что иное, как выраженная врационалистич.  форме христианская догма
о сотворении мира богом. Книга Ф.”Сущность христианства “ сыграла
значительнуюроль вразвитии материализма. В этой работе Ф.вскрывает
гносиологические корни религии. Бог есть отчужденное от самого человека и
превращенное в абсолютчеловеческая сущность. Все свойства , приписываемые
богу,суть свойства самого человека,но оторванные от него, представленные как
самостоят., олицетворенные вбоге. Основной вопрос философии Ф. решает
материалистически. Материалистически решает  Ф. и вопрос о
возможностипознания. Ощущение не отделяет нас от внешнего мира, а связывает с
ним,оно есть образ объективного мира. Однако теория познания Ф.как и его
материализм в целомносит метафизический,созерцательный характер.Ф. не понял
диалектического перехода от ощущения к мышлению, от единичного к общему, не
понял ролиабстракции в познании. Он не понял , что в познании решающее значение
имеет практическая деятельность людей.Ф. оставался идеалистом в
областипонимания  общественных явлений: он различал эпохи в развитии
человечества  исключительно по формам сознания ,по сменяющим друг друга
религиям.

Особенности
онтологической и гносиологической концепций философии Фейербаха.

В онтологическом смысле Ф.
утверждал о первич-ности материального бытия по отношению к понятию бытия в
человеческомсознании . Чувственным бытием Ф. именовал именно материальное
бытие, существующее вне и не зависимо от человеческого сознания.
Мате-риальностьчеловека характеризуется Ф. через чувствен-ность; человек
обладает способностью ощущать и чувст-вовать по тому, что он есть материальное
тело. Ф. заявлял что вдействительности мышление исходит из бытия, а не бытие из
мышления. Ф.провозглашал, что  началом философииявляется не бог ,не
абсолют,не бытие, -началом философии является конечное, опреде-ленное,
реальное. Задачей подлинной философии Ф. считал диалектическоепо своей сути
познание конечного как не конечного или бесконечного. Ф. считал, что измене-ние
природы во времени, возник-ние в ней новых материальныхобразований и разрушение
прежних проис-ходит при сохранении ее основных элементов и вечности
существования материи. Одним из важнейших пробелов врассмотрении Ф немецкой
классической философии яви-лось невнимание к ее связям с естествознанием.
Геге-левскую концепцию единства противоположностей Ф счелсовершенно
несостоятельной, Ф утверждал, что непосредственное единство противоположных
определ. имеет место только о абстракции,которая даетискажен-ное понимание
действительности. С точки зрения Ф противоположности могут быть присущи
реальным видам бытия лишь последовательно ,сменяя друг другаво времени. Ф
последовательно и настойчиво проводил мысль о том, что процесс познания
объективной реальности, действительного бытия имеет своим базисомчувственные
восприятия, ощущуния, созерцания, вызываемые воздействием познаваемых объектов
на органы чувств. Полный отрыв мышления от чувственностичреват опасностью того,
что оно перестает иметь своим предметом действительность.Ф подчер-

Что такое
материалистическое понимание истории и в чем его отличие от предшествующих
социологических воззрений

Материалистическое понимание
истории-распро-странение положений диалектического материализма на изучение
общественнойжизни,применения положений диалектического материализма к явлениям
жизни об-ва, к изучению об-ва. До Маркса в науке господствовало идеалистич.
пониманиеистории . Маркс открыл закон развития человеческой истории — тот
простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и
одеваться, преждечем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством,
религией. Ни одно об-во не может существовать не производя материальных благ.
Вразвитии  способов производства материальных благ, необходимых для
существования человека, историческийматериализм видит главную силу, которая
определяет всю общественную жизнь людей и обусловливает пере-ход одного
общественного строя в другой.От развитияматериального производства зависит
прогресс об-ва . С развитием производительных сил изменяется и вторая сторона
материального производства-производственные отношения. Смена
обществ.-экономических формаций в истории есть смена одних производственных
отношений другими, более прогрессивными. Эк.законы жизни об.ва являются основой
всей исторической деятельности людей. Благодаря историческому материализму хаос
и произвол, царившие во взглядах наисторию и на политику, сменились
поразительно цельной научной теорией. Исторический материализм навсегда
покончил с идеалистическими теориями,рассматривающими истор. об-ва как хаотич.,
произвольную деят-ть индивидуумов, как следствие воли и желаний людей.
Общественное бытие определяет общественноесознание. Исторический материализм в
отличие от экономического материализма, который сводит роль идей к нулю,
напротив,подчеркивает их огромную роль.Благодаря ист.материализму наука об
обществе стала точной наукой.

1. Показать 
объективные  социальные  и  гносеологические 
причины

возникновения
идеалистической картины мира.

Идеализм имеет свои
гносеологич. и соц. корни.  Т.к. поз-е мира очень сложный 
и  противоречивый про-цесс,  ни один  из 
философов,  занимающихся  этим  не застрахован от некоторого
ухода от реальности.  Во всем  этом  потоке  творчески 
ищущей  мысли присутствует проверенная  опытом  возм-ть 
ошибок  и заблуждений. Следовательно в самом процессе познания 
заложена  возможность  отрыва мысли от  действительности  и
ухода ее в сферу фантазии, что невольно толкает мыс-лителя на ложный
путь.  Известно,  что вещи и их св-ва даны нам в форме 
ощущений и что субъектив. образы этих вещей осознаются как существующие
там,  где находится  их  объект. Например  глядя 
на зел. лист  мы  прежде  всего  для  себя 
выделяем  его  зеленость и при-писываем этосв-во самому листу. 
Т.е.  очень легко путается вещь и ощущение и  если 
научный  мате-риалист  пытается отделить субъективную форму, в 
кот. нам  дан  объект  от  его 
объективного источника, сущ. самого  по себе,  то идеалист этого не
делает, допуская тем самым отклонение от реальности в мир 
фантазий.  Соц. корни идеализма связаны в  общем с процессом
отделения умственного труда от физического и противо-поставления 
ему. Этот  пр-сс  связан  в  свою очередь с
образованием антагонистич. классов,  тем, что умств.труд начинает 
считаться  привилегией господствующего класса. А философия,
выполнявшая идеологич. фи-ии, явилась  его  духовным оружием.
Соответственно идео-логи  защища-ли  идеализм, т.к.  были
заинтересованы в защите  религ,  как  духовного  орудия, 
ср-ва угнет. труд.   При  этом именно 
идеалистич.  фил-фия привлекалась ими, как теоретическоеобоснование
религии. Надо отме-тить, что  прогр.  развитие  об-ва, 
ведущее  к уничтож-ю антагонистич. 
классов    ведет к преодолению 
причин сущ. идеалистич.   картины  мира, 
но,  я  уверен,  что идеалистич.представл-я
никогда до конца не пропадут. кивал, что мышление должно опираться на
чувственность не только в начале познавательного процесса но и на всем
егопротяжении. Только там где начинается чувственное, кончается всякое сомнение
и спор. Чувственное созерцание в роли основы познания и критерия истины
Фтрактовал как опыт  и в этом смысле говорил о необходимости постоянного
взаимодействия мышления с опытом. Он считалпознавательные способности
человека  достаточными  для того ,чтобы мыслить вещи такими,
какими  ониоказываются в действительности.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий