Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Дата: 21.05.2016

		

российский государственный торгово-экономический
университет

Факультет управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: Рыночная экономика и государственная система социальной
защиты

Работу
выполнила: студентка Дудченко Диана Юрьевна

Научный
руководитель: профессор Пшеницын И.В

Москва 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Роль государства в экономике

1.1 Антиинфляционная политика государства

1.2 Антимонопольная политика

1.3 Методы борьбы с безработицей

Глава 2. Система социальной защиты в рыночной экономике

2.1 Роль государства в перераспределении доходов населения

2.2 Социальная защита населения

2.3 Проблемы бедности, социального равенства и справедливости

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы работы.

Экономическая деятельность проявляется в экономической
функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией
понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная
на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства
существования и развития личности, семьи, общества в целом. Субъектами
реализации экономической функции являются государство, общество, человек.
Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения
экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.

Как экономическая
категория социальная защита является системой распределительных отношений. В
процессе указанных отношений образуются, а затем используются общественные
фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан за счет
определенной части национального дохода. Поэтому в данном понимании социальное
обеспечение состоит из определенного обеспечения всех членов общества вне
зависимости от источников образования фондов и организации обеспечения.

Цели и задачи работы.
Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной
экономике. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные
задачи:

· 
выявить причины появления социальной защиты;

· 
дать понятие социальной защиты в рыночной экономике;

· 
рассмотреть основные меры по повышению доходов населения:
социальную помощь и социальные льготы;

· 
рассмотреть организационно-экономические основы социального
обеспечения и страхования;

· 
рассмотреть организацию экономической деятельности социальных
служб.

Объект исследования –
социальная защита в рыночной экономике. Предметом исследования являются
общественные отношения, связанные с рассмотрением социальной защиты в рыночной
экономике.

Глава 1. Роль государства в экономике

1.1 Антиинфляционная политика

Борьба с инфляцией и разработка
специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом
стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и
факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей
устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Возможны два
подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске
адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой – в попытке
ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами. Эта политика построена на том,
что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих
действиях учитывают инфляцию – прежде всего через учет потерь от снижения покупательной
способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь
от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация
ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки
процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции –
индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется,
согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться
к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются
защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки
заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного
бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация
денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою
экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том,
что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более
быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств
толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск
акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств
относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска
неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы
переходят на формирование спекулятивного спроса. Они стараются иметь превышение
кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительно количество
денег хранить на счетах в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены
изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования
экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства,
направляемые на материальное поощрение. С другой стороны – ввиду того, что в
условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет,
собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала,
вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
[13, C.416]

В основе иной политики лежит контроль
за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект
в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971
гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

Сторонники кейнсианской трактовки
инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения»
в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие
государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы,
налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку
жизненно важных отраслей и производств.

Другим вариантом государственной политики
в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру
рыночных сил при использовании антиинфляционных мер. Ортодоксальная программа
чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для
рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности
государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России:
либерализация условий деятельности фирм на внутреннем и мировом рынках,
свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего
курса национальной валюты. На практике борьба с высокой инфляцией в различных
западных странах используются смешанные программы, в которых в различной
степени используются рекомендации обеих программ. Рассмотрим основные экономические
меры, предпринятые в США в период президентства Рейгана. Антиинфляционная
политика предусматривала заметное сокращение социальных программ и
хозяйственных государственных расходов, ликвидацию расходов государственного
бюджета и последовательное проведение жестко ограничительной кредитно-денежной
политики. Целью программы провозглашалась борьба и с высокой инфляцией, и с
высокой безработицей. Таким образом, «рейганомика» сочетала методы и концепции
«экономики предложения», монетаристской и кейнсианской. В результате галопирующая
инфляция была снижена до уровня 4-6% годовых при ускорении научно-технического
прогресса и роста производительности труда.

Страны с рыночной экономикой
практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы.
Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся,
саморегулирующейся рыночной экономической системы.[5, С. 428]

1.2 Антимонопольная политика

Конкуренция есть самое эффективное
средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества. Когда
же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о
разделе рынка или уровне цены, то потребители вынуждены платить большую цену за
товар и сокращать объём потребления. Цены в этом случае становятся
искусственно-высокими и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот
же самый товар в желаемых объемах. Потребители несут экономические убытки от
подавления конкуренции. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает
равновесие спроса и предложение, что приводит к нерациональному использованию и
без того ограниченных производственных ресурсов общества. Чтобы избежать этих
негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя
антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными
рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство. [4, C.7]

Административный контроль
монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное
производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в
случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма,
уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и
проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей
целью антимонопольную профилактику путём последовательной либерализации рынков.
Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики
государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для
крупного бизнеса невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена
количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры
лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может
конкурировать с товарами монополий, и т.д.

Наиболее эффективной и развитой
формой государственного регулирования монопольной власти является
антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры отрасли
через запрещение предлагаемых слияний крупных фирм, если оно ведёт к существенному
ослаблению конкуренции или установлению монополии.

В хозяйственной практике российской
экономики важное понятие «доминирующее положение на рынке» хозяйствующего
субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке
определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не
может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту
величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Для
крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП («крупным слиянием»
признается такое, при котором приобретаются контрольный пакет акций или более
35% акций). ГКАП может принимать решение и о принудительном разделении
хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы за нарушение закона. В 1991 году был
утвержден «Государственный реестр Российской Федерации объединений и
предприятий – монополистов», в который включены предприятия, производящие более
35% продукции на каком-либо товарном рынке. Для этих предприятий установлена
необходимость обязательного декларирования предстоящего повышения свободных
цен, государственного регулирования цен республиканскими и местными органами, а
также обязательное предоставление статистической отчётности по объему
производства (в натуральном выражении). [12, C.356]

1.3 Методы борьбы с
безработицей

Методы борьбы с безработицей
определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигу
и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой заработной
плате, предлагают:

1.  содействовать снижению заработной
платы;

2.  разъяснять профсоюзам, что рост
заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;

3.  государству трудоустраивать работников,
претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной
сферы.

Из рекомендаций Пигу широко
применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между
несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает
безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. В мире накоплен
богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались
на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время
нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с
точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.

В 1950-х годах в политике
государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы
считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу.
Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса»
(упрощенно — уровня потреблений и инвестиций). Дж.-М. Кейнс писал:
«Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного
общества, имеет свои корни в недопотреблении…». Недопотребление
выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу
психологических факторов «склонность к сбережению» превышает
«побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и
безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав
неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость
государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде
всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая
инвестиции. [7, C.619]

Неокейнсианцы вводят понятие «мультипликатор
занятости», который рассматривается как прирост всей занятости по
отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с
другом, в которые произведены инвестиции. Согласно взглядам автора «Общей
теории«, »подлинная» инфляция возникает только тогда, когда
экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост
денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая
(«ползучая») инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный
эффект, сопутствуя росту производства и дохода. В 60-х годах сторонники кейнсианского
подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения
безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.

Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса
как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики.
Инфляция не рассматривается ими как «неизбежная плата» за достижение
высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о
существовании «естественного уровня безработицы», который жестко
определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной
политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее
«естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных
методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и
приведут лишь к росту цен. С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем
в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих
действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных
оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени
стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает.
Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к
дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам
дефицитного финансирования из бюджета. Видя «бессмысленность»
политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной
занятости.

Среди аргументов монетаристов по
поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на
непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших
задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на
эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных
ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения
госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора. Однако
при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы
снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет
нехватку вакантных рабочих мест результатом «свободного выбора»
людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования
занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной
эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от
работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти
пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от
стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика
ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.
[5, C.390]

Глава 2. Система социальной защиты в
рыночной экономике

2.1 Роль государства в перераспределении
доходов населения

Рыночный механизм распределения не
учитывает ни возможности, ни острой необходимости, ни других запросов и
особенностей потребителя, кроме его платежеспособности. В этом отношении рынок
совершенно безразличен к потребителю: товар достаётся тому, кто может за него
заплатить, а не тому, кто больше всего в нём нуждается. На последний вопрос
экономической триады: что производить, как производить и для кого производить,
рынок отвечает однозначно: для любого, кто в состоянии купить товар. Очевидно,
что с гуманитарной точки зрения такой принцип распределения общественного
продукта, как и распределения получаемых в рыночной системе доходов, нуждается
в коррекции и изменении. Возникает, таким образом, задача перераспределения
дохода, которую в разной мере и в различных формах решает государство. При этом
можно наблюдать разную степень вмешательства правительства в перераспределение,
начиная радикальным (в Швеции) и кончая консервативным ( в США). [9, C.306]

Какими способами государство может
осуществлять перераспределение доходов?

Проводя соответствующую фискальную
политику, взимая налоги с прибыли и личных доходов, государство получает
возможность осуществить трансфертные платежи наименее социально защищенным
слоям населения (пенсионерам, ветеранам, безработным, многодетным семьям с низкими
доходами и т.п.). Такая политика позволяет правительству добиться более
справедливого распределения. Правда, реакция на такие трансфертные выплаты
среди богатых и бедных различна. Бедные справедливо считают, что высокие
доходы, получаемые собственниками больших капиталов, земли и недвижимости,
нажиты неправедным путём, и поделиться с бедными богачи просто обязаны.

Государство может непосредственно
вмешаться в рыночный механизм, устанавливая предельные цены для товаров первой
необходимости, а также минимальные ставки заработной платы. Более того, оно
может субсидировать некоторые жизненно важные отрасли экономики, например,
сельское хозяйство. Все эти меры, несмотря на сопротивление наиболее
обеспеченных граждан, позволяют поддерживать определенный жизненный уровень
населения.

С
экономической точки зрения уровень жизни определяется прежде всего
материальными потребностями, степенью удовлетворения пищей и одеждой, жилищем и
предметами первой необходимости, а также многими услугами общественного
характера (здравоохранение, образование, развлечения и т.п.). Конечно,
потребность в образовании, повышении квалификации, росте культурного уровня и
другие интеллектуально-духовные запросы больше связаны со сферой сознания, но
их удовлетворение также во многом зависит от материальных возможностей,
общественного или личного дохода. Экономика стремится найти если не методы
количественного измерения, то хотя бы методы сравнения и оценки уровня жизни на
макро- и микроуровнях.

Проще
всего охарактеризовать уровень жизни всего населения, ориентируясь на
среднестатистические величины. Необходимо, однако, иметь в виду, что таким
способом мы не измеряем и тем более не определяем непосредственно уровень
жизни, который зависит от множества разнородных потребностей материального и
духовного характера, а только связываем его с другими экономическими
параметрами. Прежде всего с душевым доходом, т.е. реальным ВВП, приходящимся на
каждого гражданина. Очевидно, что эта величина не даёт точного представления о
доходах каждого жителя страны, а является усредненной, характеризующей
благосостояние страны и её экономику в целом. Тем не менее этот показатель
весьма существенен при анализе экономического развития разных стран, и поэтому
широко используется в экономических исследованиях.

Уровень
дохода на душу населения зависит от реального объема ВВП и от численности
населения, его структуры и демографического роста. Прирост ВВП в развитых
странах определяется в значительной мере производительностью труда (в США почти
на 70%). [11, C.584]

Демографический
рост, как показывает опыт развивающихся стран, в гораздо меньшей степени
определяется экономикой, поэтому у них душевой доход значительно ниже, чем в
развитых странах, ибо население в них растёт во много раз быстрее, чем производительность
труда.

Вместе с
тем в развитых странах также возникают свои проблемы, обусловленные падением
рождаемости и старением населения и возрастает число пенсионеров и лиц,
нуждающихся в социальной защите. В западной экономической литературе существует
множество приемов, рекомендаций и методов для определения степени неравенства
доходов различных групп населения. Мы остановимся на анализе кривой Лоренца,
которая построена на основании эмпирических исследований в американской
экономике.

Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Отложим на
оси абсцисс процент семей, получающих определённую часть дохода, а на оси
ординат – соответствующий процент доходов. Если провести диагональ в полученном
квадранте, то точки, расположенные на ней, изобразят абсолютно равное
распределение доходов семей. В реальной действительности такого не происходит,
и поэтому, нанеся на рисунке фактический процент доходов разных семей, мы
получим кривую Лоренца, которая показывает, насколько больше разрыв между
абсолютным равенством и фактическим неравенством, т.е. как неравномерно
распределены доходы. [8, C.9]

2.2 Социальная защита населения

Неравенство доходов, создаваемое в
рыночной экономике, которое усиливается особенно в период спада производства и
инфляции, должно быть ослаблено и в определенной мере компенсировано системой
мер, программ и законов по социальной защите наименее обеспеченных групп
населения. Во всех развитых странах с рыночной экономикой такие программы давно
работают и способствуют ослаблению социальной напряженности.

Переход к рыночной экономике в России
приводит к ещё большей дифференциации и неравенству в доходах, причем
количество людей, живущих ниже черты бедности, катастрофически увеличивается,
несмотря на запоздалые меры по повышению заработной платы и её индексации. Хотя
в этих условиях программы и меры по социальной защите населения, обеспечению
его занятости и стабилизации экономики с определенными коррективами может быть
с успехом использован и у нас.

Система мер, программ и законов по
социальной защите исходит из основного положения Декларации прав человека, где
человеческая жизнь признаётся высшей ценностью для общества. Поэтому любое
цивилизованное государство обязательно защищать своего гражданина от экономических
и социальных невзгод, потрясений, вызванный потерей работы, или от резкого
падения доходов, инвалидности, старости, болезни и т.д. В экономическом плане
социальная защита зависит прежде всего от финансирования соответствующих мер и
программ, но само финансирование во многом определяется возможностями экономики
страны, показателем её душевого дохода.

После Второй Мировой войны и
восстановления народного хозяйства во всех развитых странах наблюдалась
тенденция к росту расходов на социальную защиту населения. Наиболее
показательны в этом отношении Швеция и Франция, где такие расходы составили
почти 1/3 ВВП 1983 г. Наименьшие расходы характерны для Китая и СССР. Что
касается источников финансирования расходов, то в странах с рыночной экономикой
эти расходы несут государство, предприниматели и работающее население.

В странах бывшего социалистического
лагеря все расходы производились за счёт бюджета и лишь частично из других
источников. В настоящее время в российских законах предусматривается также
финансирование социальной защиты предпринимателями, но пока львиная доля
средств идёт из бюджета и пенсионного фонда. В западных странах доля участия
государства, работодателей и потенциальных получателей социальной помощи также
представлена неравномерно. Так, во Франции, Швеции и отчасти в США почти
половина средств на социальную защиту поступает от работодателей, в Великобритании
– от государства, потенциальные получатели помощи вносят примерно 1/5 часть
средств, исключение составляет Швеция, где они вносят лишь 1% средств.

Поскольку в условиях перехода к рынку
проблема социальной защиты в нашей стране приобретает особую актуальность,
целесообразно обсудить те конкретные модели и программы, которые были и
существуют в развитых странах с рыночной экономикой. Однако не следует забывать
об условиях формирования нашего рынка и критически, а не слепо и бездумно
переносить эти модели на нашу действительность. Наибольший интерес для нас
представляют американская модель социальной защиты и шведская модель поддержания
программы полной занятости.[10, C.356]

Американская модель социальной защиты основывается на двух источниках
финансирования: государственном и частном. Поощряя частное предпринимательство
во всех секторах экономики и взимая налоги, американское правительство тем
самым способствует перераспределению национального дохода, ослаблению
неравенства между богатыми и бедным, хотя налоговая реформа 1986 г. Вновь
усилила это неравенство в пользу богатых, которые получили налоговые льготы и
на прибыль, и на личные доходы. В настоящее время в условиях спада экономики
социальные программы ещё больше урезываются.

Основную тяжесть по социальной защите
несет, конечно, государство, которое оказывает помощь наименее социально
защищенным группам населения. Эта помощь идёт по линии государственного
социального страхования (выплаты пенсий по старости, инвалидности, в связи с
потерей кормильца и т.п.), а также государственного вспомоществования. Хотя
может быть и нерегулярно, но оно охватывает более широкую категорию нуждающихся
(престарелые, слепые, нуждающиеся семьи с детьми, студенты и т.д.). Такая
помощь оказывается не только федеральной администрацией, но и в рамках социальных
программ штатов. Кроме того, она включает не только денежные пособия, но и
материальную помощь в виде талонов на продовольствие, школьные завтраки и
обеды, специальное питание беременным женщинам и грудным детям и т.п.

Государственный фонд помощи
безработным хотя и формируется более чем наполовину за счет потенциальных
получателей фонда и предпринимателей, но почти на одну треть финансируется
также государством.

Частная социальная помощь
осуществляется в разнообразных формах от простой благотворительности до
частного социального страхования и пособий, которые выплачивают фирмы своим
работникам, уходящим на пенсию, пострадавшим на работе и заболевшим. Однако эта
помощь не имеет обязательного и регулярного характера, особенно в условиях
общего спада производства.

Шведская модель поддержания программы
полной занятости.
В
осуществлении программы и мер по поддержанию занятости населения и сокращению
безработицы особого внимания заслуживает опыт Швеции. Благодаря новым планам и
методам подготовки рабочих, повышению их квалификации и трудоустройства Швеция
раньше других стран сумела провести структурную перестройку промышленности.
Хотя при такой перестройке всегда возникает структурная безработица, но здесь в
результате продуманных мер она была значительно сокращена. Переподготовка
работников там производится в течение 18 недель специальными организациями по
договору с государством и фирмами. Как правило, люди, прошедшие такую
переподготовку, впоследствии получают работу. Активная политика по обеспечению
полной занятости и уменьшению до естественного уровня безработицы подкрепляется
системой мероприятий правительства и муниципальных органов. Из всех средств,
направленных на поддержание занятости , около ¾ расходуется на создание
рабочих мест, переквалификацию рабочих и специалистов и осуществление других
мер, способствующих профессиональному росту кадров. Ведь именно от этого зависит
прежде всего производительность труда, а следовательно, и экономический рост. Характерно,
что только ¼ часть средств расходуется на пособия по безработице, а это
как раз и свидетельствует не о пассивной политике по отношению к данной
категории лиц, а об активном включении их в трудовой процесс после необходимой
переподготовки. Пособия по безработице только на 15% оплачиваются самими
рабочими, а 85%- правительством и предпринимателями. В Швеции создана широкая
сеть бюро по трудоустройству населения, которые стремятся к тому, чтобы
предоставить человеку не временную и неквалифицированную работу, а работу по специальности,
его склонности и интересам. Не забыты здесь и инвалиды, а также лица с
определёнными физическими недостатками, для которых создаются специальные так
называемые защищенные мастерские. [1, C.57]

2.3 Проблемы бедности, социального
равенства и справедливости

бедность безработица
страхование социальный

Проблема бедности издавна привлекала
к себе пристальное внимание социологов, экономистов, политиков. Несмотря на
разнообразие мнений, многие видели ее причину либо в естественных условиях
существования человечества, либо в пороках той социально-экономической системы,
которая порождает такую бедность.

Первая
точка зрения наиболее рельефно была выражена Томасом Мальтусом, который считал
бедность неизбежным результатом неизбежного несоответствия между ростом
населения и уменьшающимися запасами средств для его существования, и прежде
всего, продовольствия. По его мнению, поскольку народонаселение растёт в
геометрической прогрессии, а средства существования – только в арифметической,
это порождает бедность, неустроенность, нищету и социальные конфликты. Мальтус
исходил при этом из статистических данных своего времени, когда промышленность
и сельское хозяйство не обладали теми потенциальными возможностями по выпуску
продукции, которыми они располагали раньше. Жизнь и развитие экономики
опровергли мнение Мальтуса. Но он выдвинул важную проблему регулирования
населения, контроля над рождаемостью, с которой сейчас пытаются справиться
развивающиеся страны (Индия, Китай, страны Африки).

Другая
точка зрения принадлежит Карлу Марксу. Он резко критиковал Мальтуса,
переносившего биологические законы борьбы за существование на общество и поэтому
не сумевшего понять социальную природу бедности. Маркс считал нищету и бедность
неизбежными спутниками капиталистического общества, ориентированного не на
повышение благосостояния трудящихся, а на получение максимальной прибыли. Он
даже предсказывал, что по мере дальнейшего развития обнищание и бедность будут
возрастать, и бедные будут становиться беднее, богатые богаче. Однако этот
прогноз не оправдался. Капиталисты сумели сделать выводы из создавшегося между
антагонистическими классами конфликта, и часть своих сверхприбылей направили на
улучшение положения трудящихся, на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и
другие социальные нужды. Это делалось не столько из гуманистических и
альтруистических соображений, сколько из чисто экономических расчётов. К тому
же широко развернувшееся рабочее и профсоюзное движение, забастовки и стачки
заставляют предпринимателей идти на уступки в установлении ставок заработной
платы, индексации её в связи с инфляцией. [14, C.411]

С
экономической точки зрения бедность характеризуется прежде всего уровнем
расходов на потребление, которые остаются весьма низкими. Обычно для этих целей
устанавливается минимум материальной обеспеченности (чаще его называют
прожиточным минимумом). В разных странах этот минимум различен, но все группы
населения, живущие ниже этой черты, считаются бедняками. Для расчёта
прожиточного минимума рассматривается так называемая потребительская корзина,
куда входит набор самых необходимых и существенных для населения товаров и
услуг. Хотя стоимость “потребительской корзины” со временем может меняться, но
это чаще всего происходит за счёт инфляции. Важно поэтому выявить, не изменился
ли набор товаров, входящих в корзину. С течением времени постепенно изменяется
и само понятие бедности и её структура.

По американским
данным, например, происходит так называемая феминизация бедности, т.е.
увеличивается число семей, во главе которых стоят женщины. Это объясняется
многими причинами, в том числе меньшей оплатой женского труда, увеличением
разводов, когда дети остаются с матерью, трудностью получения квалификации
женщинам и др. Среди разных возрастных категорий бедность также распределена
неравномерно. Обычно к бедным семьям принадлежат семьи, состоящие из пожилых
супругов и одиноких стариков, но в последние годы в США увеличилось бедных молодых
семей, которые в отличие от большинства пенсионеров не располагают собственными
домами и квартирами и потому вынуждены тратить значительную часть заработка на
приобретение жилища.

О степени
благосостояния разных групп населения можно судить по их потребительскому
бюджету. Обычно выделяют рациональный бюджет, который считается достаточным для
нормальной жизнедеятельности семьи.

С ним
сравниваются средний потребительский бюджет, составляющий немногим больше
половины рационального, ещё ниже бюджет для пенсионеров. Самым низким считается
бюджет, обеспечивающий физиологическое выживание. На другом конце шкалы
находится бюджет высокого достатка, максимальной обеспеченности.

В условиях
перехода к рынку в нашей стране, который сопровождается крайне высокой
инфляцией, проблемы регулирования доходов и социальной защиты населения
приобретают особую актуальность. Никак не контролируемая и не регулируемая
деятельность коммерческих структур и многочисленных бирж и банков привела к
сосредоточению денежного капитала и богатств в руках незначительной части
дельцов и теневой экономики, а обвальная либерализация цен лишила большую часть
населения тех небольших средств, которыми она располагала. По данным
специалистов, дифференциация по доходам в России достигла такого уровня, что
10% «верхних» слоёв обладают доходом в 40 раз превышающим доход 10% «нижних»
групп населения. В связи с этим остро встает вопрос об установлении
справедливой фискальной политики, налаживании деятельности налоговой инспекции,
упорядочении работы бирж и коммерческих банков. Между тем и законодательная, и
исполнительная власть по-настоящему не анализируют причины такого разрыва в
уровне доходов населения и не принимают решительных мер к лицам и учреждениям,
незаконно обогащающимся за счет народа. [10, C. 365]

Ещё хуже
обстоит дело с такими мероприятиями социальной защиты, как компенсация и
индексация доходов. Компенсация предполагает дотации государства на продукцию,
которая является убыточной, но крайне необходимой для населения, в особенности
наименее защищенной его части (товары для детей, пенсионеров, инвалидов и
т.п.). Кроме дотаций непосредственно предприятиям, практикуются также
компенсационные выплаты соответствующим группам населения. Компенсация может
относиться и к денежным обязательствам государства по облигациям, денежным вкладам,
ценным бумагам в связи с резким ростом инфляции, но это скорей можно отнести к
индексации.

Среди
разных форм индексации в условиях инфляции особое значение приобретает
индексация стоимости жизни. Индекс стоимости жизни является показателем уровня
благосостояния населения. Он используется в мировой практике для сравнения
разных стран по этому показателю. Для его определения исчисляется стоимость
потребительской корзины. В сущности индекс стоимости жизни отражает изменение
цен и тарифов определенного набора товаров и услуг, которые характерны для
среднего жителя страны. Поскольку структура потребительских расходов, а
особенно цены в связи с инфляцией меняются, то в ряде развитых стран проводится
пересмотр как товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, так и
структуры расходов потребителей.

Первые
проекты расчёта индекса цен на товары и услуги были выдвинуты Госкомстатом СССР
ещё в 1990 г., но до сих пор ни в России, ни в других независимых государствах
официального расчёта стоимости потребительской корзины не существует. Правда,
периодически появляются такие расчёты, сделанные профсоюзами и другими
общественными организациями.

В
последнее время, однако, все больше стали говорить и предпринимать конкретные
действия по индексации доходов населения, особенно его наименее защищенной
части и лиц с фиксированной заработной платой, которые больше всего страдают от
инфляции (пенсионеры, учителя, врачи, преподаватели вузов и научные работники,
военные и т.д.). Хотя в условиях перехода к рынку такая индексация крайне
необходима, ряд экономистов предупреждают о необходимости тщательно взвешенного
подхода к этим мерам, так как увеличение государственных расходов в условиях быстро
растущей инфляции может стимулировать дальнейший её рост.

Кроме
прямых государственных расходов на социальную защиту населения необходимо
наводить другие социальные компенсаторы, которые облегчали бы жизнь
малообеспеченным гражданам. Прежде всего, социальная помощь должна иметь
адресный характер, т.е. оказываться действительно нуждающимся. Следует
предусмотреть налоговые льготы предприятиям, в которых работают инвалиды. Кроме
того, надо предоставлять возможность для работы неполный рабочий день и
разрешить надомную работу с прикреплением к соответствующему предприятию для
получения материалов и сдачи продукции, а также снять ограничения на
совместительство. Все эти мероприятия будут способствовать не просто улучшению
материального положения людей, но и выпуску необходимой для страны продукции, и
в частности, товаров народного потребления.

Таким образом, для социальной защиты
населения в условиях перехода к рынку нужна единая государственная система мер,
планов и программ, закрепленная в законодательных актах, направленных на их юридическое
обеспечение. [6, C.28]

Нередко приходится встречаться с
мнением, что социальная защита населения, перераспределение доходов и
установление определенных льгот подрывают стимулы к труду, порождают
иждивенчество, заставляют надеяться на помощь со стороны государства, подрывают
основы конкуренции и рынка. Иными словами, социальная справедливость и защита
населения и рынок несовместимы. Действительно, мы многократно убеждались в том,
что рыночный механизм не рассчитан на решение социальных программ, его задача –
чисто экономическая: как наилучшим образом распределить ограниченные ресурсы,
чтобы получить максимальное количество необходимой обществу продукции. Но рынок
существует для людей и общества, которому небезразлично, как складывается
материальное положение различных групп населения.

Вот почему государство своей
фискальной, кредитно-денежной и социальной политикой должно корректировать
социально-экономические перекосы, связанные с неравенством в распределении
доходов. А это и означает, что результаты рыночного распределения, являющиеся
безразличными к людям, должны дополняться, корректироваться обществом в лице государства.
Меры социальной защиты не должны сводиться к уравниловке, в противном случае
действительно подрываются стимулы к труду, заинтересованность в его
результатах. В то же время это не может служить аргументом для отрицания
социального равенства в обществе. В основе такого равенства лежит справедливый
и целесообразный для общества принцип: каждому по труду, по его количеству и
качеству.

Поскольку важнейшим источником
общественного богатства служит труд, то вполне очевидно, что распределение
материальных благ должно осуществляться в строгом соответствии со вкладом
каждого гражданина в создание этого богатства. Но для этого всем должны быть
предоставлены равные возможности как в экономической, так и в социальной
сферах.

Не менее очевидно, что само
распределение по труду приводит к неравенству в доходах. Весь вопрос в том,
чтобы такое неравенство не было чрезмерным, а тем более полученным незаконным
путем. Социальная справедливость никоим образом не подрывает стимулов к труду,
интереса к работе и предприимчивости. Главная ее цель – поддержать принцип
распределения по труду и за счет относительного перераспределения доходов обеспечить
социальную защиту наиболее уязвимым группам населения (дети, пенсионеры,
инвалиды и т.д.). [2, C.125]

Заключение

Итак, мы выявили причины появления
социальной защиты, дали понятие социальной защиты в рыночной экономике,
рассмотрели основные меры по повышению доходов населения: социальную помощь и
социальные льготы, организационно-экономические основы социального обеспечения
и страхования, а также организацию экономической деятельности социальных служб.

Из всего вышеизложенного можно
сделать следующие выводы.

В широком смысле социальная защита
как социальный институт представляет собой деятельность государства по
воплощению в жизнь главных целей и основных задач социальной политики, а также
деятельность государства по реализации законодательно закрепленных
экономических, правовых и социальных гарантий, которые обеспечивают каждому
гражданину соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень
жизни.

В узком же смысле социальная защита
представляет собой комплекс определенных целенаправленных мероприятий
экономического, правового, организационного характера с целью поддержания
населения и сохранения источника средств существования при наступлении
социальных рисков.

Социальное обеспечение представляет
собой форму распределения материальных благ с целями удовлетворить жизненно
необходимые личные потребности граждан, которые попали в трудную жизненную
ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального
воспроизводства рабочей силы за счёт специальных внебюджетных фондов, которые
создаются на страховой основе, и ассигнований государством.

Список использованной литературы

1. 
Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. — М.:
РАГС, 2010. – 124 с.

2. 
Антипьева Н.В.
Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование. —
М., Владос – Пресс, 2006. — 224 с.

3. 
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт-М,
2008. — 384 с.

4. 
Зарезин М.
Мы боремся с монополиями, мы боремся с их злоупотреблениями / Российская
газета, 2006, 27 февраля.

5. 
Зубко Н.М., Зубко
А.Н. Экономическая теория. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 704 с.

6. 
Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений
в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. — 2007. -N
2.

7. 
Кураков Л.П.
Экономическая теория: учебное пособие. – М.: Гелиос, 2008, 715 с.

8. 
Миронова, Т. К. К
вопросу об определении понятия социальная защита (правовой аспект) // Трудовое право.
— 2008. — N 3.

9. 
Носова С.С.
Экономическая теория. – М.: КНОРУС, 2009. – 798 с.

10. 
Рузавин Г.И. Основы
рыночной экономики. — М.: ЮНИТИ, 2004. – 423с.

11. 
Сажина М.А.,
Чибриков Г.Г. Экономическая теория. — М.: НОРМА, 2009. – 672с.

12. 
Экономическая
теория / Под ред. В.Д. Камаева. — М.:Владос, 2007. — 592с.

13. 
Экономическая
теория: учебник/ Под ред. Р.М. Гусейнова, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2010.
– 439 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий