Учение о бытие и материи

Дата: 13.02.2016

		

Философское учение о бытии и материи

1 ВОПРОС

Вопрос вопросов для
человечества — это определение места человека в природе и его отношение к
Космосу. Человек по мнению А.Энштейна, человек стремится создать простую и
ясную картину мира. Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и
естествоиспытатель, но каждый по-своему.

Другими словами, определение
места человека во вселенной связано с построением картины мира как
упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе
системообразующего начала ( принципа или идеи ), задающего мировоззренческую
установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда
мировоззренчески окрашена.

Картина мира отводит человеку
определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она
формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых
целостностей.

Мы рассмотрим мифологическую,
религиозную, научную, философские формы миропонимания, оставив обыденную и
эзотерическую картины мира для дальнейшего изучения. Каждая из них дает свою
версию “ каков мир на самом деле ”, отчасти они взаимодополняют, но и
противоречат друг другу.

Мифологическое постижение
мира, как целостности имеет созерцательное основание и предстает в виде
конкретно-чувственного образа, в котором воспринимаемое и воображаемое
человеком слиты воедино, а сам образ мира включает человека во все стороны
космического целого.

Религиозная картина мира
обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания
соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное,
человеческое и божественное — предмет религиозных размышлений. Причем тот мир,
мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном.
Центральный пункт религиозной картины мира — образ Бога (богов) как высшей
истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного
Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научное миропонимание
упорядочивает определенную сферу явлений мира как целостность по правилам
определенной науки с использованием её особого языка. Но такие локальные
картины дают мозаичную панораму, и чаще всего физическую картину мира принимают
за наглядный образ мира в целом.

Философская картина мира
осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах
онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему
философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от
религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к
теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что
человек познает мир в понятиях, умозрительно ( в мысли, в слове ). Философское
знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире
философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том,
что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один
путь — понять мир не «вширь», а «вглубь», не в многообразии
его явлений, а в единстве его сущности.

Тогда философская картина
мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений
о мире в целом, включая в него и самого человека.

Системообразующим принципом
философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется
убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его
сознанием.

Отдельные вещи, процессы,
явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие
бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов,
кроме одной их черты — их существования, что задает миру исходную целостность и
гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего,
неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым.
Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает
нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все
теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный
абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному
произволу.

Таким образом категория бытия
обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и
гарантирующий их существование.

И один из первых вопросов,
возникающих на пути философского осмысления мира является вопрос о многообразии
способов и форм бытия.

Основные формы бытия:

 Бытиё вещей (тел),
процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его
многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;

 Материальное бытиё человека,
в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и
существование человека как мыслящего и одновременно социально- исторического
существа;

 Духовное бытиё. Включающее в
себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

 Бытиё общества или иначе,
социальное бытиё.

Природное бытие — есть бытие
вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой
формы бытия является её объективность и ее первичность по отношению к другим
формам бытия.

Материальное бытие,
произведенное человеком, или «вторая природа» — это, не что иное, как
предметно- вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной
жизни. Это бытие возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от
него жизнью. К элементам «второй природы» относится и бытие техники,
в том числе и военной. Особенность бытия техники в том, что она выступает как
совокупность содеянным человеком вещей. Рассматриваемые в качестве химических,
физических, биологических они не отличаются от природных явлений, но как
искусственные объекты, они являются результатом опредмечивания человеческой
деятельности. Следовательно, техника бытийствует в качестве природного и
социального объекта. Человек и техника находятся в противоречивом единстве.
Используя технику человек изменяется физически и духовно, сила его интеллекта
реализуется через технологию, через целенаправленное использование техники.
Однако, есть и отрицательные последствия, они ослабляют человека. Конечно,
человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, поэтому
необходимость оптимального сочетания бытия человека остается необходимым
условием его выживания.

Во взаимоотношении между 1 и
2 природой определяющая роль принадлежит первой, как основы создания второй.
Вместе с тем вторая природа обладает способностью разрушения
«первого» бытия, что делает ( при известных обстоятельствах )
физическое существование человека невозможным.

В рамках природного бытия
необходимо выделить человеческое бытие. В нем пересекаются 1). бытие человека в
мире вещей как мыслящей вещи, 2). бытие человека как индивида, особи,
принадлежащей роду HOMO
SAPIENS, 3). бытие человека как
социального существа в рамках бытия общества.

Человек, как целостность,
есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание
этих характеристик определяют его существование.

Духовный мири человека
характеризуется двояким существованием. Его можно подразделить на субъективный
и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие
общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие
сознания индивида ( идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли,
впечатления, чувства, переживания ), его бессознательное ( желания, сны,
побуждения, патологии) и неосознанное ( интуиции, наития, откровения).

Бытие общества понимается как
реальный процесс жизнедеятельности людей, центральным моментом которого
выступает практика.

В различных философских
воззрениях различаются формы бытия и их взаимоотношения. Материализм считает
основой природное бытие, субъективный идеализм — субъективное бытие,
объективный идеализм за основу берет объективный дух.

Разнообразие форм бытия
предполагает постановку вопроса: что же объединяет эти формы, можно ли говорить
о единстве всего бесконечно многообразного мира.

Идея такого единства приводит
к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией
субстанция. Эта категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений,
процессов, первооснову, не от чего независящую, причину всего и вся, единство
сущности и существования.

Философские учения,
объединяющие единство мира, исходя из одной субстанции относятся к монизму.
Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи
существования двух субстанций. В зависимости от того, какой сфере бытия
приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают
материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к
материалистам или идеалистам. Оба течения имеют в равной степени имеют
фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль, осмысливая
по-новому идею субстанции приходит к принципу целостности всего
материально-духовного процесса. В нем потенции субстанции актуализируются в
процессе развития мира. Однако общечеловеческий опыт, принцип научности при его
усвоении позволяют выделить философское понятие «материи».

2 ВОПРОС

Вопрос о сущности понятия
«материя» затрагивает основы любого развитого мировоззрения.

Понятие «материя»
прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап — этап
наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (
Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные
природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось
модификацией этих стихий.

Второй этап — этап
вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с
атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости ( Бекон,
Локк ). Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи достигло в
трудах французских материалистов 18 в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. По сути,
материалистическая философия 17 — 18 в. Трансформировала понятие
«бытия» в понятие «материя». В условиях, когда наука
поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия озабоченность человека об
основаниях существования мифа снималась в категории «материя». С
помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был
объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем
обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность,
непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция — атрибутами движения,
пространства времени, и наконец способностью вызывать ощущения ( Гольбах ).

Третий этап —
философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в
условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские опровергли идеи
о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов
— разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия «поля»
описывало новое состояние материи отличное от вещества.

Идея неделимого атома,
первокирпичика — рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира
было названо «кризисом в физике». Рушиться наука, поскольку
«материя исчезает» считали ученые того периода. Им возражал В.И.
Ленин. Он говорил, рушиться не наука, а старый предел понимания мира. Картина
мира усложнилась, следовательно наука испытывает кризис, а с него и материалистическая
философия.

Выход нашелся в образе
квантово-механической картины мира в естествознании и
диалектико-материалистического понимания материи философии.

Материя стала трактоваться
как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые
копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя
независимо от них. В этом определении признак существования отдается
исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А такая позиция, есть
позиция науки. Наука и материализм имеет одно и то же понимание бытия: оно
отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования их
бытия приписывается материи. В этом и методологическое значение определения.
Названная нами формулировка определения материи называется гносеологическим,
поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием,
свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не
может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, но
и неспособна охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие
раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте.

В этом случае атрибутами (
неотъемлемыми свойствами материи являются: структурность, системность,
воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения ).

Все объекты материального
мира, как и духовного могут быть рассмотрены как системы. Материальные системы
— это системы предметов, объекты вещей. Духовная система — это система
ценностей идеалов.

Структурность — внутренняя
расчлененность реального мира.

Материальный мир делится на
три сферы : неживая природа, живая природа и социум ( или типы материальных
систем : неорганическую, органическую и социальную).

Неживая природа представлена
уровнями :

а) субмикроэлемнтарный;

б) микроэлементарный;

в) ядерный;

г) атомарный;

д) молекулярный;

е) макротел ( соизмеримых
человеку величин);

ж) планет;

з) систем планет;

и) галактик;

к) систем галактик;

л) метагалактик;

м) вселенной, мира в целом.

Живая природа имеет свои
уровни :

а) доклеточный
(ДНК,РНК,белки);

б) клеточный — клетки;

в) многоклеточный —
многоклеточные организмы;

г) надорганизменный — виды
популяции, биоценозы, биосфера.

В рамках биосферы начинает
развиваться свободный тип материальной системы — человеческое общество.

Социум представлен такими
уровнями :

а) индивид;

б) семья;

в) коллективы;

г) социальные группы;

е) этносы, нации, племена,
расы;

ж) государства;

з) союзы государств;

и) общества, человечество в
целом.

На разных уровнях материи мы
сталкиваемся с особенностями проявления пространственно-временных отношений,
различными видами движения.

3 ВОПРОС

Философов всегда волновал
вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно
произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат
активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления
объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.

Материалистическая философия
не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием
вещества и полей. Но, термин “движение” обыденное сознанием понимает как
пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется
механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая,
химическая, биологическая, социальная и другие. Так, например, процессами
микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и
субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и расширение
Метагалактики — есть новые формы физического движения материи, неизвестные
ранее.

Все формы движения материи
взаимосвязаны. Так, например, механическое движение ( самое простое),
обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием
гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в
микромире.

Что же такое движение
вообще?
Философское понятие движения
обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов,
вызываемых этим взаимодействием.

 Движение — это изменение
вообще.

 Оно характеризуется тем, что

·    
неотделимо от материи, поскольку
является атрибутом ( неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого
объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения,
как и движение без материи;

·    
движение объективно, изменения в
материю может внести лишь практика;

·    
движение — есть противоречивое
единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

·    
движение никогда не сменяется
абсолютным покоем. Покой — это тоже движение ,но такое при котором не нарушатся
качественная специфика предмета ( особое состояние движения);

Типы движения, наблюдаемые в
объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные
изменения .

Количественные изменения
связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные изменения всегда
связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и
превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути
речь идет о развитии. Развитие — это движение, связанное с преобразованием
качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется
на динамическое и популяционное. Динамическое — осуществляется как усложнение
объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих
качественных состояниях , причем превращения не выходят за рамки существующего
вида материи ( развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется
переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к
качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой ).
Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее
самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной —
синергетикой ( Г.Хакен , И. Пригожин, И. Стенгерс ).

Перечисленные формы движения
материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих
принципах :

Каждому уровню организации
материи соответствует специфическая форма движения;

Между формами движения
существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе
низших;

Высшие формы движения
качественно специфичны и несводимы к низшим.

Многообразие видов движения
получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время.

4 ВОПРОС

Обсуждение вопроса о сущности
пространства и времени ведется с древности. Во всех спорах стоял вопрос в каком
отношении относятся пространство и время к материи. По этому вопросу в истории
философии сложилось две точки зрения. Первую, мы называем — субстанциональной
концепцией
; пространство и время трактовались как самостоятельные сущности,
существующие наряду с материей и независимо от нее ( Демокрит, Эпикур, Ньютон
). То есть делался вывод о независимости свойств пространства и времени от
характера протекающих материальных процессов. Пространство здесь — пустое
вместилище вещей и событий, а время — чистая длительность, оно одинаково во
всей вселенной и это течение ни от чего не зависит.

Вторую концепцию называют
реляционной ( relatuo — отношение ). Её сторонники ( Аристотель, Лейбниц,
Гегель ) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как
систему отношений, образуемых движущейся материей.

В наше время реляционная
концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной А.Энштейном
теории относительности. Теория относительности, специальная ее часть, гласит
пространство и время зависит от движущейся материи, в природе существует единое
пространство — время ( пространственно-временной континиум ). В свою очередь
общая теория относительности утверждает : пространство и время не существует
без материи их метрические свойства ( кривизна и скорость течения времени )
создаются распределением и взаимодействием тяготеющих масс.

Таким образом, согласно
реляционной концепцией:

Пространство — это форма бытия материи, характеризующая ее
протяженность, структурность, сосуществования и взаимодействия элементов во
всех материальных системах.

Понятие пространства имеет
смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если
бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в
свою очередь на элементы , связанные между собой, то понятие пространства не
имело бы смысла.

Но материальный мир не просто
состоит из структурно-расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении,
они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные
состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных
измерений дает нам представление о времени.

Время — форма бытия материи, выражающая длительность
существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений
этих систем в процессе развития.

Понятие пространства и
времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии
пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот
же момент времени, а в понятии времени — координация длительности сменяющих
друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства.

Из реляционной концепции
пространства и времени вытекает идея качественного многообразия
пространственно-временных структур: развитие материи и проявления новых форм ее
движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм
пространства и времени.

В неорганической природе
свойства материи варьируются в микро-макро и мега-мире. В живой природе
проявляется резкое проявление левизны, что оценивается как особое биологическое
пространство. Специфично и временная организация живого, речь идет о
биологических часах. Они позволяют приспособиться к ритмичному чередованию
факторов внешней среды.

Социальное пространство
обладает особым человеческим смыслом, социально значимыми характеристиками —
техника, архитектура городов формируется людьми и несут на себе их ценности в
определенные исторические эпохи. Социальное время является мерой изменчивости
социальных процессов, и мы видим, что социальное время постоянно ускоряется.

ВЫВОДЫ

На основании категории бытия
возможно понимание места человека в мире. Бытие — все реально сущее.

Гносеологическое определение
материи как объективной реальности дополняется субстанциональным аспектом и
позволяет удовлетворительно объяснять окружающий мир.

Материя обладает атрибутом
движения, пространства, времени, структурирована.

Знание категорий бытия,
материи и ее атрибутов позволяет грамотно подходить к научному исследованию в
качестве инженера и ученого.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий