Общие тенденции развития и характерные черты русской идеалистической философии
1. Характерные
особенности становления русской идеалистической философии.Конец IX века после крещения Руси
государственная целостность.Религия сыграла особую роль (как и
полагал князь Владимир (православие)). Начался процесс просвещения. Своеобразие
этой эпохи вместе с религией пришла культура, письменность. Первыми
просвещенными в России были монахи. Они учили и письмо и культуру.Но русская православная церковь
подчинена государству. В 8 веке происходит раскол в христианстве католичество
и православие. Религия следовала основным направлениям русских религиозных
философов. В произведениях религиозных (монахов) шел прогресс философии. Если
европейская философия концентрировалась на богословских проблемах, то в русской
философии центральная тема нравственности (добро, зло, свобода (как они
сочетаются с ответственностью), что такое социальный прогресс, какой ценой этот
прогресс можно достигнуть).Антропологизм что такое человек. Очень
тесная связь философии и религии. Илларион» Слово о благодати и законе
«. Носит философский характер.Особенностью становления русской
философии является ориентация на социальный процесс. Вопрос об исторической
предназначенности России. Этот вопрос решался с двух противоположных точек
зрения: западники славянофилы. По 1) России не обладает никакой
особенностью, 2) наоборот.Филофей Россия третий Рим. При Петре
I единственное время, когда церковь попыталась встать выше государственной
власти. Но в 1725 г. церковь после ответа Петра перестала посягать на власть.Соловьев писал о проблемах мира,
человека, познаваемости. Все остальные философы писали филосовско публицистические
работы.Из Англии и Франции были приглашены
учителя, которые преподавали философию, этику, эстетику.Западно европейские философы были
известны на Руси давно. Особое влияние имела немецкая философия. После изгнания
английских и французских учителей (из-за французской революции) были приглашены
немцы.Особо внимательно в России относились к
философии Канта, Фихте, Гегеля. Шелленг говорил, что Россия предназначена для
каких-то очень важных целей.Антропоцентричность в основе
человек.Итог: Проблема человека, смысла жизни,
исторический процесс и его цена он не может быть куплен ценой страданий
людей; судьба России и ее историческое предназначение; религия и
нравственность; критическое отношение к деятельности религиозных институтов«Философские
взгляды В. С. Соловьева».1)
Жизнедеятельность В. С. Соловьева1. В. С. Соловьев талантливый
публицист стремился создать филосовскую систему, куда вошли бы все
философские вопросы. Родился В. С. Соловьев в 1853 г. в семье одного из
известных русских историков В. С. Соловьев Соловьева. В гимназии В. С. Соловьев
читал выдающихся западных, античных философов. Прошел школу западно
-европейской философии. Особое влияние на В. С. Соловьева оказала немецкая
классическая философия. Особое внимание В. С. Соловьев уделял Гегелю (его
интересовал метод Гегеля (триада)). В. С. Соловьев берет на вооружение этот
триадич. метод и пользуется им. Для В. С. Соловьев важна была духовная
философия.Ему была свойственна педантичность отца,
ностановление философа в В. С. Соловьев
проходило не по прямой (атеист). Но атеистическая направленность присуща В. С.
Соловьев недолго, и уже в студенческие годы он берет за основу религиозные
воззрения. После гимназии В. С. Соловьев поступил в Московский университет и
успешно его закончил. После этого В. С. Соловьев очень быстро (1 год) написал
магисторскую диссертацию, которую он успешно защитил в 1874 году, «Кризис
западной философии» (против позитивистов). Затем он начинает преподавать в
университете (лекции по истории философии и логике). Два года провел в Лондоне
для работы с древними рукописями Британского музея. Затем переводится в
Петербург и в 1860 году там защитил докторскую диссертацию. Далее
преподавательская деятельность. Она закончилась в , когда он прочитал
публичную лекцию, в которой просил помиловать убийц Александра II (гуманизм).
После этого он покидает Петербургский университет.В последние годы только творчество.
Прожил он 47 лет, не было семьи, не было собственного дома, жил в имении своих
близких друзей братьев Трубецких и там же умер.2) Объективно
-идеалистический характер философии В. С. Соловьева. Идея всеединства в
творчестве В. С. Соловьева2. Если говорить о философском
творчестве В. С. Соловьева, то здесь выделяют 3 периода:1-й период с защиты магисторской
диссертации. В этой работе проявляются глубина и цельность философского
мышления, блестящие познания в области истории философии. Следующие такие
работы были: «Философские начала цельного знания», 1878 г. ,
«Критика отвлеченных начал», 1877 78 г. (в кач -ве докторской
диссертации), «Чтения о богочеловечестве».2-й период в 80 -е годы В. С. Соловьев
как бы отходит от чисто философской проблематики, пишет работы чисто церковного
характера: «Духовные основы жизни», «Три речи в память
Достоевского». Здесь же он задумывает написание работы в защиту
католицизма: «Великий спор и христианская политика». Кроме этого
особое значение имела работа «Россия и вселенская любовь». После
этого его отношения с церковью еще более осложнились. Но постепенно В. С.
Соловьев отходит от религии и в его творчестве наступает третий период.3-й период работы философского плана:
«Красота в природе», 1889 г. , «Смысл любви», 1892 94 гг.
, «Теоретическая философия», 1897 г. и самый основной труд трактат
«Оправдание добра».Как решает В. С. Соловьев основной
вопрос философии? В понимании причины всего сущего В. С. Соловьев находится на
тех же позициях, что и Гегель.Первоначало всего существующего
абсолютное сущее (под этим он понимает бога). Находится на позициях
объективного идеализма. Основной принцип В. С. Соловьев принцип всеединства.
Всеединство все существует во всем. Наличие всеединства обусловлено
существованием абсолютно сущего. Все предметы являются воплощением абсолютно
сущего. В понимании бытия В. С. Соловьев не проявил оригинальности, но
существенна его мысль о том, что философия во второй половине 19 века
находилась в кризисе. Этот кризис был обусловлен тем, что каждое из философских
течений стремится признать себя истинным, хотя оно является частью философии.Что такое философия? На первых этапах
развития человеческого общества господствовал религиозный взгляд на мир.
Религиозность полагает, что все люди должны исповедовать одну религию. Но
появились люди, которые выходят за пределы религии и общность религии
нарушается и начинает развиваться философия и другие опытные науки. Чтобы
возродить утраченное единство необходимо, чтобы осуществился новыйсинтез: теологии, философии и опытной
науки. В результате свободная телософия. Здесь В. С. Соловьев демонстрирует
принцип единства.3) Этика В. С.
Соловьева3. Нетрадиционное понимание этики.
«Оправдание добра». В. С. Соловьев, начиная в этом труде изложение
этики, начинает с вопроса о взаимосвязи религии и нравственности. Этот вопрос
актуален и в наши дни. В. С. Соловьев отвечает так: взгляд, согласно которому
нравственность целиком и полностью определяется религией, является
несостоятельным. Так как на определенном этапе становления В. С. Соловьев как философа
он также разделял это мнение. Он показывает, что церковь в России изначально
была подчинена политическим целям и никогда не имела самостоятельного значения.
Упрек православию за отсутствие в нем добра и В. С. Соловьев считал, что более
приемлема католическая ветвь, которая никогда не была подчинена государству. В
своем трактате он использует триаду: 3 части трактата: «добро в
человеческой природе«, »добро от бога«, »добро через
историю человечества»Что такое человек? В. С. Соловьев
считал, что это существо, в котором заключены природное начало (биологические
факторы) и духовное начало. И человеческая жизнь, если способствует добру,
должна развивать духовное начало.Что отличает человека от животного? Это
чувство стыда, которое присуще только человеку. В. С. Соловьев формирует первую
и основную триаду, охватывающую всю сферу нравственных исканий. стыд жалость
благоговение, аскетизм альтруизм религиозное чувство, воздержанность
мужество мудрость, вера надежда любовь.Это основные триады В. С. Соловьев.
Наибольшее значение имеет 1-ая триада, т. к. согласно воззрениям В. С. Соловьев
только чувство стыда отличает человека от других живых существ. Человек более
высокое существо. Эта триада «исчерпывает область возможных нравственных
отношений человека к тому, что ниже его; к тому, что равно ему и к тому, что
выше его.2-ая триада имеет не меньшее значение.
Аскетизм и альтруизм те чувства, которые имеют духовное происхождение. В них
активно действует разумное начало. Что касается религиозного чувства, то В. С.
Соловьев говорит, что в детстве человек зависит от родителей, с возрастом
благоговейное отношение к ним увеличивается, и затем оно перерастает в культ
предков, который затем преобразовывается в культ высшего существа таким
образом формируется религиозное чувство. Цель нравственного развития
заключается в том, что в человеке должно развиваться духовное начало; надо
формировать в себе истинно человеческие чувства. Бог задает человеку цель, но
он также наделяет человека разными способностями, благодаря которым человек
должен возвыситься над самим собой. Эта проблема ответственности или наоборот
за себя извечная проблема русской философии.Рассматривая человека как личность В. С.
Соловьев приходит к учению о добродетели, и он приходит к 3 -ей триаде. Эта
триада результат развития предыдущих триад.4-ую триаду В. С. Соловьев толкует с
религиозной точки зрения. Всегда ли ее можно рассматривать как проявление
нравственности? В. С. Соловьев утверждает, что не всякая вера является добродетелью
(например вера в несуществующее или в недостойный объект). Высшей верой
является вера в бога. То же самое можно сказать и о надежде. Надежда у человека
может быть связана только с только с высшим существом. То же можно самое и с
любовью. В. С. Соловьев приходит к категорическому императиву (был
сформулирован Кантом, но В. С. Соловьев дал свою интерпретацию). В. С.Соловьев стремится рассмотреть абсолютно
все составляющие человеческого общества с нравственной точки зрения. С той же
позиции В. С. Соловьев рассматривал и экономику. В «Оправдании добра»
существует глава «Экономические вопросы с нравственной точки зрения».
Сам факт экономических бедствий это то, что экономика не связана с началами
добра, с идеями нравственности. Человек должен обладать какими -то
экономическими благами, но здесь должно носить нравственный характер сочетание
«цели и средства». Экономические блага должны быть только средством,
а если экономическое положение становится целью, то скоро общество придет к
плутократии (здесь сведены на нет все нравственные начала).В. С. Соловьев также рассматривал связь
таких институтов, как церковь и государство. В. С. Соловьев уделял много
внимания критике той политики, которую проводила русская церковь. Самое
страшное в том, что наша церковь была изначально подчинена государству. Церковь
никогда не должна рассматриваться с точки зрения политики.В. С. Соловьев пришел к разочарованию в
прогрессе к концу жизни; в достижении единства всеми народами. На эту тему его
работа «Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории».«Краткая повесть об
антихристе»Главная проблема проблема добра и зла
в понимании всех людей (что такое война? можно ли достичь состояния всеединства
без войн?). Эта повесть по своему значению приравнивается к «Легенде о великом
инквизиторе». В ней говорится о том, что весь мир находится в войне, он
был расколот на множество государств, находящихся в постоянной войне между
собой.В Японии возникает такое явление, как
паномонголизм, т. е. поработить и подчинить Европу, но так как японцы
малочисленны, то требуется объединение с Китаем. Эта идея осуществляется.
Возникает проблема необходимость освобождения. В это время появляется
сверхчеловек, он обладал гениальными способностями и прославился своими
знаниями и т. д. Самое важное в том, что этот человек, чувствуя свою власть,
начал постепенно ощущать себя Христом: способен был осуществить те цели,
которые описаны в евангелии. Но иногда его охватывало отчаяние, т. к. он чего
-то такого, что покажет людям, что именно ему право освободить. В отчаянии он
бросается с утеса, но его подхватывает неведомая сила (Христос этим не
воспользовался). Голос с неба сказал сверхчеловеку, что он создан, чтобы
принести людям мир. Человек преобразился, и люди наконец заметили это. Он пишет
сочинение «Открытый путь к вселенскому миру и благоденствию». Все
было сосредоточено в его руках. Вскоре была решена проблема нашествия и решены
многие социальные и политические вопросы. Но сверхчеловек не решил религиозный
вопрос, и он объявил, что собирает Вселенский собор, куда приглашаются
представители всех религий. Необходимо ни одной из религий не давать
предпочтения (равенство религий). Он хотел, чтобы его признали главой всех
религий. Здесь у собравшихся зреет мысль, не с антихристом ли имеют они дело. Они
утвердились в этом по его речам и сказали ему об этом. Как только они
произнесли слово «антихрист», были поражены громом. Спасся только
евангелистический глава. Но затем все воскресли и встали на борьбу с этим
человеком. Произошло извержение вулкана, которое уничтожило армию антихриста.
Осуществляется идея В. С. Соловьева, что всемирная история Должна закончится
концом света, но он означает торжествование хороших идей. Религиозные воззрения
В. С. Соловьева ни одно из религиозных направлений не может претендовать на
главенствующую роль (он критиковал все); должно было восторжествовать
православие, но на новых основах.«Христианский
экзистенциализм Н. А. Бердяева».1) Вехи жизни и
духовная эволюция Н. А. Бердяева.1. Н. А. Бердяев самый известный в мировой
философии русский мыслитель. Родился Н. А. Бердяев в Киеве. Его предки
принадлежали к высоким аристократическим кругам.В 1884 г. Н. А. Бердяев поступил в
Киевский кадетский корпус, но вскоре Н. А. Бердяев, закончив корпус, поступает
в Киевский университет, сначала на математический факультет, а затем
переводится на историко -филологический. Н. А. Бердяев очень тесно сотрудничал
с соц. -демократами (кружок) и за пропаганду соц. идей был исключен из
университета и на 3 года сослан в Вологодскую губернию. Там он постепенно
отходит от соц. идей и после ссылки начинает сотрудничать в газете Петра Струве
(либерал) «Освобождение». Эта газета выполняла определенную соц.
функцию, готовила возникновение либеральной буржуазной партии в России. Затем Н.
А. Бердяев начинает сотрудничать с Булгаковым в журнале «Новый путь»,
затем в «Свободе жизни». В первый, русский, период своей деятельности
Н. А. Бердяев издает много работ, но самые значительные: «Философия
свободы« (издана в 1911 г. ), »Смысл творчества» (подзаголовок
«Опыт оправдания человека» (1916 г. )). Н. А. Бердяев также принимал
участие в написании публицистических произведений: сборники «Проблемы
идеализма«, »Вехи«, »Из глубины».Когда произошли революционные события,
Н. А. Бердяев относился к ним так: сентябрь приветствовал октябрь враждебно
Но Н. А. Бердяев считал, что другого пути развития у России не было, кроме как
через соц. революцию, и в 1918 г. пишет «Философию неравенства», в
которой отрицательно описывает последствия революции. Но Н. А. Бердяев говорил,
что эта работа написана под влиянием момента и не отражает истинных взглядов. В
1918 г. Н. А. Бердяев создает вольную академию духовной культуры. (Н. А.
Бердяев читает циклы лекций в академии и ведет семинар по Достоевскому). Этот
семинар основа, на которой Н. А. Бердяев впоследствии напишет одну из
значительных работ «Миросозерцание Достоевского». В 1920г. историко
-философский факультет Московского университета избирает Н. А. Бердяев
профессором. В 1922г. вместе с другими философами -идеалистами Н. А. Бердяев
был выслан за границу. С 1922 по 1924гг. Н. А. Бердяев жил в Германии, но в
1924г. переезжает во Францию и всю свою жизнь проводит в местечке близ Парижа.
Но Н. А. Бердяев никогда не терял интереса к России. Он старался со стороны
посмотреть на Россию, осмыслить ее прошлое и будущее. В эмиграции он написал
такие значительные работы, как: «Русская идея» (1936г. ),
«Истоки и смысл русского коммунизма».Н. А. Бердяев становится мыслителем
мирового значения. В 1947г. , незадолго до смерти, Н. А. Бердяев получает
звание доктора Кембриджского университета. Н. А. Бердяев получает признание при
жизни. Во время В. О. В. Н. А. Бердяев проявил себя российским патриотом. Он
оказывал посильную помощь французскому сопротивлению и надеялся, что В. О. В.
приведет к очищению России, будет господствовать дух свободы. Он надеялся
вернуться после войны в Россию, но с болью и горечью узнает о травле Зощенко и
Ахматовой и понимает, что возврата на родину нет. В 1948г. он умер. Умер Н. А.
Бердяев по -истене прекрасно: за столом над работой «Царство духа и
царство кесаря».Н. А. Бердяев оставил огромное
культурное наследие: около 40 крупных произведений + статьи и выступления.
Неизменным осталось понимание Н. А. Бердяевым сути философии. Основное мнение
по этому вопросу он высказал еще в молодости, и оно осталось неизменным.2) Н. А. Бердяев
о сути и о предназначении философии.2. Понятие философии у Н. А. Бердяева
было своеобразным. Цель философии не создание системы системы, а творческий
познавательный акт в мире. Философия не должна быть систематической. Н. А.
Бердяев характеризует состояние кризиса, в котором находится философия. Причина
его, по Бердяеву, в стремлении сделать философию научной, создать систему. Этот
путь неприемлем.Субъективная по внешности и ненаучная
философия может быть гораздо более истинной, прорвавшейся к смыслу мира
философией, чем философия по внешности объективная и наукообразная. К науке Н.
А. Бердяев относился положительно, и в работе «Самопознание» он
говорит о том, что за годы выработки его философского мировоззрения у него
очень выросла оценка науки. Наука нужна человеку, т. к. чтобы жить и
развиваться человек должен ориентироваться в науке. Но отличие философии от
науки в том, что наука это познание необходимости, наука делает возможным
приспособление человека к определенным законам (царство необходимости), а
сердцевина философии свобода, творчество, а т. к. свобода и творчество
невозможны в сфере необходимости, то философия должна быть иной и преследовать
другие цели. Свободное творчество раскрепощенного духа, который стремится
постичь смысл мира и противится мировой необходимости. И исходя отсюда Н. А.
Бердяев приходит к тому, что начинает понимать и определять философию как
искусство особого рода. «Философия искусства потому что она
творчество. Философия искусства потому что она предполагает особый дар свыше,
потому что на ней запечатлевается личность творца не менее чем на поэзии и
живописи». Н. А. Бердяев, отрицая связь философии и науки, говорит, что
нельзя смешивать также философию и религию. Утверждая эту независимость
философии Н. А. Бердяев пишет: «Философия не есть религия и не может быть
внешне ей подчинена, тем более теологии создало одну схоластику, подчинение
философии науке создает другую схоластику». Т. е. опять Н. А. Бердяев
утверждает, что философия должна быть свободна от всякого рода авторитета. Но в
то же время, противореча себе, Н. А. Бердяев, отрицая внешнюю зависимость
философии от религии, подчеркивал внутреннюю глубокую религиозность, которая присуща
любому мыслителю. Н. А. Бердяев считал главным условием должна быть свобода,
которая должна быть основой мировоззрения любого мыслящего существа.Себя Н. А. Бердяев считал свободным.
Центр творчества Н. А. Бердяева свобода. Н. А. Бердяев в работе «Смысл
творчества« пишет следующее: »человек предшествует философии; человек
предпосылка всякого философского познания. Философия не в силах уйти от того,
что философствует человек и что философствует для человека». Поставив в
центр проблему человека, Н. А. Бердяев из работы в работу обращается к ней.
Бердяев: «В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, творчества,
личности, зла и теодецеи, т. е. в сущности одна проблема: проблема человека,
его назначения, оправдания его творчества».Эта проблематика позволяет отнести
воззрение Н. А. Бердяева к экзистенциализму. Н. А. Бердяев прошел школу
немецкой философии. «Истоки моего философствования Кант и немецкая
философия». Особенно велико было влияние Канта.Н. А. Бердяев стремился разгадать суть
человека (самое главное в нем). Это для Н. А. Бердяева значило разгадать тайну
бытия. И рассматривая эту проблему Н. А. Бердяев приходит к выводу о том, что
человек малая вселенная (микрокосмос), т. е. в каждом человеке отражается
Вселеная. В каждом человеке запечатлена история человечества (аналогия с миром
идей Платона).Человек не только природное существо,
и в нем отражается не только космос и природа, но человек это еще и
микрокосмос (по образу и подобию бога). «Человек сознает себя
принадлежащим к двум мирам. Природа его двоится и в сознании его преобладает то
одна природа, то другая. Человек сознает свое величие и мощь и свое ничтожество
и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость; сознает себя
образом и подобием бога и «каплей в море» природной
необходимости». Наряду с проблемами человека Н. А. Бердяев приходит к
вопросу об ответственности бога за зло, которое человек может наблюдать в мире.
Эта проблема называется «теодецея». Если мы признаем то, что мир
сотворен богом, мы должны признать, что бог ответственен за зло. Бердяев
выдвинул тезис, что свобода существует в нескольких вариантах: первичная,
рациональная.1-ая существует до бога, т. е. бог не
обладает властью над свободой, которая им не создается, и, следовательно, он не
несет ответственности за зло добытийственной свободы. Н. А. Бердяев видел
зло и противоречие в деятельности православной церкви.3) Социально
-политические воззрения Н. А. Бердяева.Направленность творчества Бердяева
характеризуется антропологической и социально -философской историей бытия.Философское осмысление истории возможно
лишь на о пределенном этапе развития общества.Только в 19 веке получила развитие
историческая наука. Интересна марксисткая концепция исторического процесса.Упрощенная марксисткая философия:
материализм -экономический (в сфере материального производства) определяющая
роль материалистических отношений в историческом процессе. Но и духовная
деятельность играет не меньшее значение.Философия Бердяевской философии
возможна, если за определяющее взято духовное начало.Философия истории один из путей к
познанию духовной действительности. Это есть наука и духовность, приобщающая
нас к тайнам духовной жизни.Человек микрокосмос, по -Бердяеву, по
внутренней природе есть великий мир, в котором отражается и пребывает весь
реальный мир и все великие исторические эпохи. Такое видение человека является
предпосылкой и условием для создания исторической науки. Существует неразрывная
связь между ними.Эскатология учение о конце истории, об
ее разрешении. Философия истории возможна, если в нее вводится религиозное
понпмание времени(проблема начала и конца). Если она рассматривается с
христианской точки зрения (в центре теории личность Христа)История приобрела: динамизм, идею неоднократности,
неповторения событий, концепцию единства исторического процесса.История постижима благодаря Христу
(совершенный человек, образ Бога). Создавая философию истории, Бердяев задается
вопросом прогресса общества.Какой ценой достигается прогресс
общества ? Бердяев: Если мы верим в прогресс как конечную цель, то тем
самым мы отрицаем смысл жизни прошлых поколений, которые превращаются в орудие
достижения этой цели.О ПРОГРЕССЕ: «Внутренне
неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса. Т. е.
природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни,
разрешение трагических противоречий и конфликтов для всего человеческого рода.
«ВОПРОС О РОССИИ: Ее предназначение
решить вечный спор между Востоком и Западом. Россия еще не осознала своего
призвания (должна проснуться и осознать свое предназначение).СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
БЕРДЯЕВА Бердяев критически относился к коммунизму. Он предвосхитил волну
социального критицизма.«Воля к жизни», «Человек
и машина» критика капитализма за его бездуховность, антигуманный
характер. Всякое бывшее организованное общество враждебно свободе и склонно
отрицать человеческую личность.Бердяев различал марксизм как учение и
как реальное воплощение на практике («Истоки и смысл русского
коммунизма» 1937 г. на английском языке). Здесь он проанализировал
особенности русской истории, национального характера: что необходимо было для
восприятия русской революции интеллигенцией.Исходное утверждение: специфическая особенность
русской души, православный аскетизм со стихийно-природным началом. Русский
народ полярные противоположности: государственно-деспотическим и анархически
свободолюбивым, склонным к национальному самомнению и всечеловечность.
Религиозная формация русской души выработала: догматизм, аскетизм, способность
нести страдания и жертвы во имя своей веры.Религиозная энергия русской души
переключается и направляется целям нерелигиозным (к социальным целям)
способность. Этим свойствам созвучен марксизм (с религиозной точки зрения).ТРАКТОВКА МАРКСИЗМА ПО-БЕРДЯЕВУ: Русский
марксизм отличается от западного. Характерные для русской интеллигенции черты:
способность беззаветно отдаваться идеям, идолопоклонничество, то, что на Западе
выступало в качестве гипотезы, в России предмет абсолютной веры. Мотивы
деятельности русской интеллигенции: протест против зла, сочувствиеобездоленным. Рассматривая:
нигилизм анархизм | Бердяев видит
отражение русской души. народничество +
Специфика русского марксизма: первое
поколение восприняло марксизм в чистом виде, чтобы развенчать идеи
народничества.К социалистической революции можно
прийти в результате индустриализации капиталистических отношений и формирования
в массах революционного самосознания (Эту точку зрения разделял Плеханов как
по Марксу).БОЛЬШЕВИЗМ Основной акцент рабочий
класс носитель новых революционных идей формирования марксизма как религии.
Рабочий класс миссия для спасения от социальной несправедливости.Но Бердяев не считал, что революция была
случайной. Революция была объективна; и социалистическая в силу
предрасположенности русского человека к социалистическим идеям.Заслугой Ленина, по-Бердяеву, является
то, что он остановил хаотический распад России. Бердяев не отождествлял теорию
и практическое применение теории коммунизма.Каков выход России? Соединение идей
коммунизма и христианства создание христианского социализма. Христианство
разрешает проблему отношений личности и общества.