Гетьманування Сагайдачного

Дата: 12.01.2016

		

История не каждому оставляет места на своих бессмертных скрижалях, и гетману Петру Конашевичу Сагайдачному она отвела одно из почетнейших — как выдающемуся полководцу, политику, патриота своей земли; последствия его деятельности настолько значимы, что полностью оценить их — дело будущего. Как каждая выдающаяся историческая личность, гетман Сагайдачный вызывает в нас необходим интерес. Многие историки прошлого и современности исследовали его биографию, анализировали деятельность этого необычного человека. Первым исследователем жизни и деятельности Сагайдачного был Г. Максимович: именно он в своем очерке впервые оценил Сагайдачного как выдающуюся личность в истории Украины.

Некоторые историки считали, что Сагайдачный родился близ г. Самбора, другие — у Перемышля, в Підгірі. И сегодня мы можем точно назвать место его рождения — село Кульчицы на Львовщине хотя год его рождения и до сих пор неизвестен.

Отец Сагайдачного — мелкий украинский шляхтич по имени Конан или, по-малоросійски, Конаш. Отсюда и Конашевич означает отчество, а не двойную фамилию, как считали некоторые из наших историков.

Длительное время Петр учился в Острожской школе на Волыни, первом украинском учебном заведении, основанном около 1576 г. князем К.К. Острожским. Эта греко-славянской¢яно-латинская коллегия приобрела славу школы высшего уровня, организации культуры и образования на Украине. При ней была даже собственная типография.

Учась в школе, Сагайдачный не мог не знать таких деятелей Острожской школы, как Герасим Смотрицкий, писатель и просветитель, первый ректор школы и автор печатных книг «Ключи царства небесного» и «Календарь римский новый»; Иван Федоров, который основал здесь типографию и издал «Букварь», «Новый отчет с псалтирью», «Острожскую библию». В этой школе преподавали Дем¢ян Наливайко, философ и церковно-общественный деятель, писатель и издатель Василий Суражский, Мартин Праневський, которые образовали антиуніатський литературно-научный кружок, где родилась «Грамматика словьянського языка», первый в Восточной Европе печатный учебник грамматики и логики. Под влиянием таких образованных учителей Сагайдачный и написал свою «Разговор об унии», которую литовский канцлер Лев Сапега назвал «очень ценным произведением».

От природы любознателен и сообразительный, Сагайдачный еще в школе дошел убеждений о необходимости борьбы за свободу и культурный прогресс своего народа, пронес его через всю жизнь, воплощая в своих делах. Он один из первых казацких гетманов познал цену ума, знаний, культуры, цену миру. И, может, поэтому во всех его поступках мы видим расчетливую умеренность и степенность, которые, однако, достойно сочетались с незыблемой убежденностью, особенно когда ему приходилось прибегать к военным действиям.

Из Острога Петр Сагайдачный переехал сначала в Киев, неизвестно по каким причинам — или учиться в Киевской школе, или искать себе занятие. Известно также, что в Киеве он служил домашним учителем у городского судьи Яна Дисака и оттуда около 1601 года, с каких семейных неурядиц, подался на Сечь.

Начало правления П. Конашевича Сагайдачного пришелся на 1605-1610 гг. На гетманство его выбирали несколько раз.

Центром тогдашнего Запорожье было устье реки Чертомлин и ее ближайшие урочища. Пребывание запорожцев преимущественно на Чертомлину увидел в 1594 году посол германского императора Рудольфа II Эрих Лясета. Однако Сагайдачный, видимо, решил, что удобнее разместиться выше реки Чертомлин, напротив острова Большая Хортица, выше устья Чертомлина и ниже последнего порога Свободного, в урочище наиболее удобном и безопасном. Очевидно, именно от Петра Сагайдачного до сих пор сохранились названия «Пепелище Сагайдана» и обломки Кресла Сагайдана» — напротив острова Хортица.

Петр Конашевич Сагайдачный был очень храбрым воином и умелым полководцем. Об этом свидетельствуют многие историки.

Из рассказа Якуба Собеского: «Конашевич чрезвычайно ловко, ужасно смутив врага, злучився с Владиславом под самой Москвой, столицей государства Пронес победные хоругви своими безграничными просторами, опустошил огнем и мечом недружественные земли, обернув в печальные руины такие необычные, сильные своей позицией и залогами города как Елец, Шацк, Ливни, Калуга»

Историк Санавич отмечал, что в юности Сагайдачный принимал участие в молдавской и лівонській войнах, конец которых приходился на 1583 и 1600 года. Поэтому когда он прибыл на Запорожье, лет ему уже было немало.

Историк Пантилий Каменский, характеризуя Сагайдачного, пишет, что это был человек «низкого происхождения, но большая духом, ума необычного, храбрый, бодрый, проворный, малоречивий, враг роскоши, нравы жестокой, безумной, человек, что наказывала за наименьший преступление…»

М. Максимович удостоверяет, что когда гетманами на Запорожье были Самойло Кошка, а потом Гавриил Крутневич, при них и достиг Петр Сагайдачный такой видной среди казачества должности, как генеральный обозный, в ведении которого были вся артиллерия, оружие и средства передвижения казацкого войска.

Продолжая дело своих предшественников, Петр Сагайдачный прежде всего пошел войной на татар и турок, совершив целый ряд удивительных подвигов. В «Діаруті Хотинского похода» Яков Собеский — современник Сагайдачного, который не раз с ним общался и хорошо знал его — писал: «…Много раз совершал он морских походов на лодках во главе запорожского войска и всегда судьба способствовала ему: он всегда возвращался со славой…»

Так, в 1607 году Сагайдачный опустошил два мусульманских города, Очаков и Перекоп.

В 1608 и в начале 1609 года совершил нападение на берега Анатолии и уничтожил там все огнем и мечом.

В 1612-13 он вмешался во внутренние дела княжеств Молдавии и Волонії, которые были вассалами Турции, и в то же время постарался расположить свои войска в королевских имениях в Польше, беря с них необходимое для своего войска продовольствие.

В 1613 г. Сагайдачный дважды выходил с казаками на Черное море, «принес много вреда татарам, опустошил несколько городов в Херсонесе Таврическом». Тогда против него турецкий султан Ахмет И выслал немалую армаду из галер и чаек к Очаковского порта, вблизи которого казаки по обычаю возвращались обратно на Запорожье. Однако сечевики ночью напали на беспечных турок в самом порту и разгромили их, а о своей победе немедленно сообщили польский сейм и, кроме того, коронному гетману С. Жолкевскому.

Тому же, в 1613 года Сагайдачный напал на татар, которые во время его отсутствия вторглись в запорожские земли и одержал над ними блестящую победу на берегу Самары.

В 1614 года Сагайдачный с 2000 казаков снова выплыл в море. Дорогу сечевикам на этот раз показывали так называемые потурнаки, то есть украинские пленники, которые невольно приняли мусульманскую веру, но потом убежали из плена и вернулись на Украину. Прекрасно зная все вкази в Турецкие прибрежные города, они управляли казацкой флотилией. Запорожцы пристали к богатой и добреукріпленої гавани Сінопу, разрушили там крепость, вырезали гарнизон, захватили арсенал, сожгли несколько мечетей, судов, истребили много жителей, освободили всех рабов-христиан и, нанеся туркам убытков в целом на 40 миллионов злотых, спешно направились в море.

Весть о взятии казаками Сінопу произвела на турок ошеломляющее впечатление. После этого султан сразу же отправил в море румелійского беглербека Ахмет-пашу и приказал встретить и истребить казаков. Уследівши угрозу, они решили пробиться сквозь турецкие галеры и пойти вверх по Днепру. Запорожцы оборонялись мужественно и самоотверженно, однако на этот раз определенное преимущество было на стороне их противников. Уступая им в силе и боевом снаряжении, казаки в конце концов не выдержали натиска и потерпели поражение. Часть из них была убита, часть потоплена, и лишь незначительное количество прорвалась вперед и направилась к Черкасс и Канева. 20 казацких пленников были доставлены в Царьград и там жестоко казнены в присутствии жителей Сінопу, прибывших в столицу с известием о опустошения города казаками.

После казни пленных казаков турецкое правительство направил в Польшу послов с сообщением, что он двинется войском на казацкую землю, чтобы раз и навсегда положить конец их выходам в море и набегам на турецко-татарские владения. Но в Польше расценили выполнения этого плана как нарушение существующего между турками и поляками мира и ответили, что против казаков выступит сам гетман Жолкевский, а турки могут расположиться у Днепровского лимана и уничтожать тех, кто будет убегать в открытое море.

И несмотря на это, весной следующего 1615 года гетман Сагайдачный с казаками снова всплыл в Черное море на 80-ты чайках, достиг Константинополя и поджег у него 2 пристани — Мізевну и Архіоки. В устье Дуная между казаками и переслідувавшим их турецким флотом состоялся жестокий бой, в котором турки потерпели сокрушительное поражение: они потеряли все свои суда. Поэтому казаки благополучно поднялись вверх по Днепру и прибыли на Запорожье.

В 1616 году Сагайдачный с 2000 казаков получил Кафу, в которой изнывал много рабов-христиан, которые были освобождены и присоединены к казацкой флотилии. От Кафы Сагайдачный снова направился к Сінопу и далее к Трапезунду и взял приступом оба города.

Удивительная смелость, быстрота и разрушительность всех казацких походов на Крым и Турцию трудно исчерпывающе описать и можно объяснить лишь тем, что во главе запорожцев стоял такой гениальный предводитель, как Петр Конашевич Сагайдачный. Подобных успехов казаки к Сагайдачного и после него, никогда не имели. Своими неожиданными и храбрыми набегами они буквально подняли на ноги весь Крым и Турцию.

Время Сагайдачного — это разгар борьбы православие¢я с унией и католичеством.

Политика польского короля Сигизмунда III до сих некатоликов была жестокой. Трудно приходилось от той политики всем подданным польско-литовского государства православной веры. Положение православного населения в Польше тем более было тяжелым, что оно состояло преимущественно из простого народа, который находил поддержку в так называемых церковных братствах, и низшего духовенства. Высший же класс, соблазненный польской культурой, ополячувався, а высшее духовенство 25 лет не мало в себя главы православной церкви — митрополита, поскольку польское правительство этого не позволял.

В то время, когда старая ведущий слой украинского общества, магнаты и шляхта, понемногу сходит со сцены через массовую дезерцію своих членов к польско-латинского лагеря, а в мещанства уже не хватало сил самим выносить бремя борьбы за церковь и народность, выступает новая общественная сила, новая прослойка, которая вышла из колонна украинского народа, — казачество — и перенимает на себя задачу быть главной опорой православной церкви и украинской народности.

Сагайдачный делает казацкую дело не сословной, а общенародной: со времени его гетманства казаки выступают защитниками всей украинской земли и в то же время берут под свою оборону православную веру, которую католичество и уния старались стереть с лица земли. Сагайдачный добился того, что в Украине 1619 года с¢появился собственный митрополит и 6 епископов.

Следует отметить, что именно в то время Сагайдачный не был гетманом: он не имел широкой популярности в массе казачества. Особенно же были настроены против него так называемые випищикы, которых он на основе соглашения с правительством вычеркнул из реестра. Использовав момент, когда Сагайдачный пошел с частью войска в поход под Перекоп (1620) казаки сбросили его с гетманства и выбрали на его место Иакова Бородавку. Однако Сагайдачный остался полковником и, как лицо влиятельная и авторитетная, за пониманием с киевским Богоявленським братством, помог перевести восстановления иерархии.

В июне 1619 года возвращался из Москвы Иерусалимский Патриарх Феофан, который 23 числа рукоположил там Филарета Никитича в Патриархи Всероссийские. Из Москвы Феофан держал путь в города Украины. Когда он из Путивля доехал до Густынского монастыря, близ г. Прилук, то там его встретил гетман Сагайдачный и сопроводил до Киева

Для встречи высокого гостя до Киева съехалось много народа и духовенства. Казалось, сама Русская земля сочувствовала такой события своим землетрясением, что именно тогда произошло на Украине.

Как только патриарх приехал в Киев, состоялось совещание представителей из всех частей Украины и Белоруссии. Здесь было намечено кандидатов на митрополичью и на епископские кафедры. Сагайдачный принимал участие в этом совещании, которое носила характер своего рода национального конгресса.

Сагайдачный обратился к патриарха Феофана с просьбой посвятить митрополита для города Киева.

Однако патриарх Феофан, остерегаясь польского короля и иезуитов, а также не имея на то разрешения Константинопольского патриарха, которому издавна была подчинена Киевская митрополия, долго колебался.

Однако тогдашние события в Польше помогли Сагайдачному склонить на свою сторону патриарха и осуществить свои намерения.

Для гетмана Сагайдачного это был чрезвычайно благоприятный момент, и он им полностью воспользовался. 6 октября патриарх Феофан со своими сопровождающими Митрополитом Неофітом и стагангським Епископом Авраамієм возвел игумена Михайловского монастыря Иова Борецкого Киевским Митрополитом, игумена Межигорского монастыря Ісайю Копинського — епископом перемишльським, грека Авраамія — епископом туровским и пинским, архимандрита Трахтимировского монастыря Ієзекіїля Курцевича — епископом Владимирским, архимандрита братского Праздник-Духовського Виленского монастыря Лилетія Смотрицкого — архиепископом полоцьким, игумена чернецкого Исаакия Борисковича — епископом Луцким и Острожским.

При посвящении митрополита и епископов им было возвращено много православных церквей, монастырей и земель, одібраних ранее в православных униатами и католиками.

В то время, когда на Украине произошла такая важная, выдающаяся и чрезвычайная по своим последствиям событие, турки, разгромив поляков под Цецорой, на этом не остановились: они собрали новые, еще более грозные силы, чтобы во второй раз двинуться на Польшу. В свою очередь, и польское правительство решил подготовиться к отпору, для чего собрал совет в Варшаве, куда были приглашены также «великого и доброго делом Сагайдачного», как называет его польский летописец Йоахим Єрлич.

Но Сагайдачный не сразу согласился ехать в Варшаву. Он увидел всю выгоду своего положения и сперва уклонился от любой помощи полякам. Тогда они начали действовать на него через патриарха Феофана, который еще до сих пор находился в Киеве. Патриарх Феофан «широкими словами» сказал и убеждал Сагайдачного, чтобы он изо всех своих сил «оказывал кровавый наступление на врага Божьего и христианского». Только после этого Сагайдачный вызвался помочь полякам, и то при условии, если патриарх Феофан и королевский посол Бартоломей Обілковський будут гарантировать, что король будет поддерживать нововисвячених православных митрополита и епископов. И только когда король согласился удовлетворить требование Сагайдачного, тогда и он со своей стороны согласился ехать в Варшаву. Это свидетельствует о мудрости и дальновидности гетмана Сагайдачного и как политика, и как «хранителя православия» в Украине.

В Варшаве Сагайдачному обнаружили большое уважение и прислушивались к больших советов. Сам король обратился к гетмана со словами: «Я посылаю сына к Хотин и поручаю его тебе».

Однако Сагайдачный не довольствовался лишь одним любезным приемом короля и выдвинул перед поляками условия, которые просил рассмотреть здесь же в столице, в его присутствии. Эти условия были такие:

1) отмена должности казацкого старшего, назначаемого казаками польским правительством;

2) официальное признание власти украинского гетмана над Украиной;

3) отмена отягчающих распоряжений относительно казачества;

4) предоставление населению Украины свободы вероисповедания.

Вот и видолана возможность для Сагайдачного наконец осуществить свои давние мечты о судьбе Украины и ее народа.

Когда все эти условия были приняты и утверждены, только тогда Сагайдачный поспешил в Киев и отпустил оттуда в Єрусалим патриарха Феофана.

Торжественным было прощание народа с патриархом, с большой грустью и плачем провожало его населения Киева. После проводов в Киеве окончательное прощание с патриархом произошло на границе русской земли, в Буше.

Известный украинский ученый XIX ст. М.М. Максимович отмечал, что если бы Сагайдачный осуществил лишь два дела — поддержал Киевскую школу и возобновил православную митрополию, — то и этого было бы достаточно, чтобы обессмертить свое имя. Конечно, это было самое важное дело в жизни великого гетмана, и не последняя.

Даже очень болен, гетман Сагайдачный, как человек высоких моральных качеств, не мог не заботиться о дальнейшей судьбе родного края и родного народа. Последние 5 месяцев жизни он посвятил внутренним делам Украины.

Со всем казацким войском Сагайдачный поступил в Киевское богоявленское братство, взяв его таким образом под свою опеку. В своем завещании он выделил на него несколько тысяч злотых, а также несколько тысяч на обновление Богоявленского монастыря и содержание его школы.

В то же время гетман обновил еще некоторые церкви, соорудил новую в Киеве при Фроловском монастырю, послал 15 000 золотых червонцев братской школе во Львове, оставил денежные вклады другим монастырям, церквам, школам на Украине. Традицию, заложенную Петром Сагайдачным, — заботиться при Киевскую братскую школу, продолжали и другие гетмана Войска Запорожского и Украины.

После этих благотворительных дел Сагайдачный уладив личные дела и назначил опекунами своего имущества и «душа-приказчиками» митрополита Иова и преемника в гетьманстві Олифера Остаповича Голубя.

О времени кончины Сагайдачного есть разные показания. Например, Червоноруський летопись сообщал, что гетмана застрелен турки в 1620 году под Хотином, а тело его похоронили в Киеве. А Митрополит Евгений в своем произведении «Краткие сведения о начале Киевской духовной академии» подает свидетельства, будто Сагайдачный умер в 1629 г.

Но на самом деле это произошло 10 — 20 апреля 1622 г. от ран, полученных в Хотинской битве 1621 г. На ведущем недели 1622 года целый Киев с большой торжественностью прятал казацкого героя в братской церкви на Подоле. Над его могилой студенты Богоявленской братской школы говорили жалобные стихи, сочиненные ректором Касіяном Саковичем, в которых прославляли заслуги покойного перед родным краем и перед православной. Похоронен гетман в Киево-Братском монастыре.

Жизнь человека, а тем более такой, что оставила после себя заметный и очень весомый след в истории, является, безусловно, интересным и полным еще нераскрытых тайн как для современников, так и для потомков.

Время, когда Сагайдачный выступил на политическую арену, был очень сложным для Украины: то было время тяжелых испытаний и борьбы украинского народа за освобождение из-под гнета Речи Посполитой и образования собственного государства. То было время обострения классовой борьбы в Украине в связи с усилением польского крепостнического, национального и религиозного гнета; то было время многочисленных казацко-крестьянских восстаний, как следствие противопоставление польской власти и украинцев. То было время, когда друг друга непрестанно меняли казацкие главари, не долго оставаясь на этой должности. Поэтому, когда Сагайдачный занял высокую должность гетмана, перед ним стал целый ряд очень ответственных задач: он взял в свои руки не только гетманскую булаву — от него зависела в то время судьба всей Украины.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий