ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
краткая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КРАТКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: «Философия права»
(название дисциплины)
для направления:
5380100-Юриспруденция(код и название)
Ташкент – 2004
Программа обсуждена и рекомендована
Учебно-методическим Советом Ташкентского государственного юридического
института Протокол №6 от «26» февраль 2004г.Составитель: доктор
философских наук, доцентСафар
АбдухаликовОтветственный редактор: Заслуженный юрист Республики
Узбекистан, доктор юридических наук,
профессор М.Х.Рустамбоев
Рецензенты: доктора
юридических наук, профессораХ.Б.Бобоев, З.М.Исламов, Х.Т.Одилкарыев, Ж.У.Ташкулов,
М.Файзиев, доц. Ф.Тохиров,
доктора философских наук, профессораН.Маматов, С.Мамашокиров, Б.Туйчиев, Б.Тураев,
М.Холматова, доктор политических
наук, профессор И.ЭргашевВ связи c независимостью в Республике Узбекистан осуществляются
определенные изменения в системе высшего образования. Изучение философии права
введено в систему общеобязательных юридических дисциплин для студентов
магистратуры по направлению юриспруденции. Автор разработал не все, но некоторые
существенные вопросы, учитывая и корректируя опубликованные учебники и учебные
пособия. Составил краткую примерную учебную программу для учебных пособий.Некоторые философские вопросы
уголовного права введены проф. М.Х.Рустамбаевым.Данная примерная краткая учебная
программа рекомендована для студентов магистратуры юридических факультетов и
институтов.Ó Ташкентский
государственный юридический институт, 2004 г.I. ПРЕДИСЛОВИЕ.
1.1. Цель и задачи преподавания
науки.В процессе глубокого преподавания
специальных дисциплин студентам – магистрантам важные значение имеет философии
права. Через эту науку у студентов появляется возможность связать изучение
юридических наук с философским анализом права и его закономерностями.Задачами дисциплины «Философия права»
являются следующие:а) определение сущности, качественных
признаков и критериев права, единство и различие права и закона, философских
корней правовых взглядов;б) анализировать системаобразующих
субстанциональных элементов правового бытия (правовой жизни);в) раскрытие субстанциональных,
универсальных, структурных, детерминационных и функциональных закономерностей –
всеобщих взаимодействий правового бытия;г) объяснение путей познания правовых
ценностей и обучение научных методов познания права.1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам по
учебной дисциплине в соответствии с ГОС.Каждый студент, обучающийся в
магистратуре по специальности юриспруденции должен глубоко знать философию
права, анализировать правовое бытие и его закономерности. Место и роль права в
обществе имеет важные значение. Оно расширяет научное мировоззрение студентов.С этой целью поставлены следующие
требования к знаниям учёбе и навыкам студентам:а) доскональное основание тем лекции
и семинарских занятий включенны в программу;б) эффективное использование
самостоятельной формы обучения. В самостоятельном изучении наук проблемные
вопросы даются в связи с диссертационной темой студентов.в) активное участие на лекциях и
семинарских занятиях, запись содержания лекций тетрадях и дополнять их
используя основную рекомендованную литературу.г) полностью использовать литературу
включенную в план во время подготовки семинарских занятий, обобщение
поставленных вопросов на уровне требования.1.3. Связь предмета с другими науками
в учебном плане.Глубоко изучаются юридические науки в
системе образования магистратуры по специальности. Поставленные вопросы в этих
науках выполняют задачи как объектами преподавания философии права.
Следовательно, философия права изучается в связи с юридическими науками. Но
темы в философии права не является темой для отраслевых юридических наук,
которые охватывается отдельные правовые вопросы. А в философии права изучается
общие картины и взаимодействия права в связи с её своеобразными, отдельными
вопросами.1.4. Применение компьютерных, информационных и других
современных технологий обучения.Изучение дисциплины осуществляется
посредством использования традиционных и передовых методов преподавания :
полемики, экспресс опросов, тестовых опросов, программного обучения,
проведения «круглых столов», деловых игр, коллоквиумов, проблемного обучения,
использования технических средств обучения и др…II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.
Введение
Тема: Предмет, структура и функции
философии права.Введение в научный оборот термина
«философия права» и изменение ее предмета исследования в ходе истории.Объект и предмет философии и права.
Отношение к бытию человека как правовое существо как основной вопрос философии
права. Философии права как наука изучающая правовое бытие в целостном виде и
наиболее общих законов правового бытия как предмета.Логическая структура философии права. Цель изучения
правовых взглядов – поиск их философско-методологических основ. Правовая
онтология. Правовая диалектика. Правовая гносеология и аксиология .Полемика о методологии познания
права. Философские и нефилософские методологические уровни познания права.
Место философии права в системе методологии права. Соотношение философии права
с теорией государства и права находящихся в системе нефилософского уровня
методологии права. Относительность методологического характера юридических наук
в познании права. Зависимость использования методов познания права от
определенных пониманий и методологии.Зависимость легистического и
юридического подхода к праву в юриспруденции от их философского понимания.
Проявления понимания действительности как содержания абстрактного мышления, а
понятия- суждения умозаключения как её формы, и стиль мышления её сущности.
Виды стиля мышления. Диалектический стиль мышления и её этапы.
Стихийно-диалектическое, идеалистическо диалектическое, материалистическо –
диалектическое и диалектико-культурное понимание права как философской основы
легистического и юридического подхода к праву.Связь философии права с философией и
социальной философией. Система юридических наук и место философии права.
Проявление юридико-мировоззренческих и методологических функций философии права
через юридические науки.Правовая идеология и философия права.
Значение философии права в формировании демократического гражданского общества.ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ
ВОЗЗРЕНИЙ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ.Тема – 1. Философские корни правовых взглядов в
древности и средневековье.
Понимание права в Древнем Востоке:
верховенство религиозно-мифологических мировоззрений и начало наивно-светских
взглядов.Выражение в памятниках Древнего
Египта вопросов правопорядка через мифологические божественные образы.Разработка законов народов Древнего
Востока и евреев опираясь на религиозной мифологии. Обожествление правовых норм
в учениях «Авесты» в Иране и Центральной Азии.Теология как сильный фактор в
определении законов в Древней Индии. Религиозно-мифологическая форма изложения
прав и обязанностей в эпических произведениях «Веде», «Упанишаде», «Рамаяне»,
«Махабхарате». Превосходство брахманизма в законах Ману. Критика божественности
закона и начало наивно-светского подхода к праву в школах Чорвака-локаята и
буддизма.Трактовка правовых норм в Древнем
Китае во взглядах Конфуция опираясь на божественность морали. Во взглядах Лао
Цзи выдвижение естественности права и естественного равенства. Выступления Хан
Фея против религиозной мистики в своем легистическом подходе к праву.Обоснование права Древнем Востоке в
связи с религиозной моралью. Обычное право как основной источник. Опора на
религиозную концепцию в судебной практике.Периодизации в Древней Греции
философских и правовых взглядов. Мифологические подходы к праву в поэмах Гомера
и Гессиода. Взгляды семьи мудрецов и начало очищения от мифологического подхода
к праву в законах Салона.Идеи о равенстве Пифагора и Фалси
Халкидонского.Начало стихийно-диалектического
подхода к действительности в учениях Гераклита. Об источнике божественных
законов для человеческих законов.Превосходство натурфилософских
подходов в правовых взглядах Демокрита.Выбор как мера человеческих знаний в
подходах софистов, идея в учениях Платона и человека в политико-правовых
учениях Аристотеля. Переход Эпикура от атомистических воззрений к договорной
интерпретации права. Выдвижение стоиков фаталистических концепций естественного
права.Опора римлян Лукреция и Цицерона на
светское, а правоведы как Марициан на божественное содержание воззрений греков
о естественном праве.Превращение христианства в
государственную религию. Синтезирование идей Платона и Аристотеля в
первоначальном христианстве. Синтезирование Аврелия Августина неоплатонизма с
христианством. Спор номиналистов и реалистов об универсии.Теологическое и философско-правовые
воззрения Фомы Аквинсокого. Классификация законов. Его взгляды о
государственной и церковной власти. Формирование в средневековой Европе
церковных (католических прав) законов из обычного права.Ослабление католического права в
Европе в период Возрождения. Превосходство легистических, субъективно
идеалистических направлен-ности в политико-правовых взглядах Николо Макиавелли.Религия ислама и связь философских и
правовых воззрений мыслителей Центральной Азии в средневековья. Общие черты
суфизма и шариата .Наличие пантеизма во взглядах Фарабия,
Беруни, Ибн Сина и Навои.Онтологическое и
социально-философские воззрения Абу Наср Фароби как предпосылка в формировании
его правовых взглядов. Логическая установка в философских взглядах Абу Райхана
Беруни, означавшее переход от первопричины к географической среде и от неё к
человеческой общности и договору. Ибн Сина о человеческих общинах и
потребностях к справедливому закону. Взгляды А. Навои о справедливом государе и
справедливом порядке.ТЕМА 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ПОНИМАНИЯ ПРАВА
В НОВОЕ ВРЕМЯ.В XVII-веке и начале XVIII века
первоначальные философские точки зрения в понимании права в странах Европы.
Начало превращения философии эпохи Возрождения в Западной Европе
натурфилософский, механический характер на основе расширения производства,
достижений естествознания и открытий. Распростронение в юриспруденции концепции
естественного права и позивитизма.Общественные изменения в XVII веке в
Голландии. Естественный подход к праву Г.Гроция. Пантеистическая сущность
естественно-правовых взглядов Б.Спинозы.Англия в новое время. Постановка
опыта Ф.Бэконом как основа познания правовых явлений. Выдвижение представителей
дворян и церкви патриархальную концепцию власти по отношению к новым взглядом в
юриспруденции. Механический характер правовых взглядов Т.Гоббса. О свободе
суверенной власти. Т.Гоббс как родоначальник буржуазного юридического
позитивизма.Борьба индепедентов в Англии за
свободу вероисповедания.Сенсуализм Дж.Локка. Его переход от
общественного договора к огосударствлению естественных прав. Деистический смысл
понимания Дж.Локка как механическим состоянии правовых явлений.Борьба С.Пуфендорфа, Х.Томазий,
Х.Вольфа за очистку юриспруденции от христианства в Германии в эпохи
просвещения.Понимание Дж.Вико в эпохи Просвещения
в Италии юридических законов в связи от фазы истории человечества.Первоначальные философские точки
зрения в понимании права в ХVIII веке и начала XX веке в странах Европы.
Субъективно- идеалистический характер правовых взглядов Ч.Беккериа.Полубожественный и светский характер
политических и правовых взглядов Ф.Терокоповича, Н.Татищева, И.Т.Поселекова,
М.М.Хербатова в России.Начато превращение светским
характером политических и правовых взглядов А.Н.Радищева и других
просветителей.Выдвижение концепции естественного
права просветителей в борьбе против абсолютизма в Франции в первой половине
XVIII-века.Деистический характер правовых
взглядов Ф.М.Вольтера. Основание Ш.Л.Монтескьё географического направления в
социологии. Его утверждение в деистическом позиции в области мировоззрении.
Деистический и механистический характер правовых взглядов Ш.Л.Монтескьё.
Светская общность в философском и правовом воззрении Д.Дидро. Выдвижение
Г.Гельвецием поиска права в общественной среде. Взгляды А.Гольбаха о
естественной причинности в праве. Пантеистический характер правовых взглядов
Ж.Ж.Руссо.Первоначальные понимании в правовых
взглядах в Европе в конце XVIII –XIX веков.Общественно-политическое
обстоятельство в Германии в первой половине XIX века. Две ступеньки учения
И.Канта. Его выводы о легитимности законов из проявления воли личной свободы
соответствующего по нравственным правилам и внутренней императивности людей в
его объективно идеалистических взглядах о «вещи в себе» и «вещи для нас»,
априорном и апостериорном знании, императивных правилах.Вопросы субъекта и его активности в
философских и правовых взглядах И.Фихте.Составление исходной основы идеализма
и диалектики философского учения в правовом взгляде Г.Гегеля. Три ступени
познания: логика, философия природы и философия духа. Переход абсолютного духа
от субъективного (антропология, феноменология, психология) духа к объективному
(право, мораль и нравственность) духу в философии духа. Объективный дух как
объективизации своей свободы абсолютного духа выход из субъективности.
Абстрактное право, мораль и нравственность как формы идеи права.Возникновение исторической школы
права в Германии в конце XVIII века.Либерализм в политико-правовых
взглядах в Западной Европе в первой половине XIX века.Позитивистское учение О.Конта. Г.
Спенсер и «социал дарвинизм». Влияние их учений на юриспруденцию.Разнообразность исходных философских
корней правовых взглядов М.Сперанского. Н.Карамзина, П.Пестальа и Н.Муравьева.Продолжение Р.Ф.Йеринга
формально-догматического направления в юридическом позитивизме. Социологический
подход Л.Гумпловича к государству и праву. Первоначальные философские корни
правовых взглядов Р. Штаммлера, Ж. Остина и Ф.Ницше.Философские корни правовых взглядов в
России и Туркестане во второй половине XIX века и начале XX века.Возникновение
диалектико-материалистического понимания права.ТЕМА 3. ФИЛОСОФСКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ XX ВЕК.Общественные изменения в ХХ веке. Необходимость
рассмотрения стиля мышления в научной жизни. Существование традиционного
подхода к праву и формирование новых пониманий.Неопозитивистский – легистический
подход к праву и его субъективно-идеалистическое понимание. Неопозитивизм как
философское течение. Позитивизм и его этапы. Виды неопозитивизма.Юридический позитивизм как отрасль
позитивизма. Часть юридического позитивизма: этатический позитивизм,
феноменология права и антропологический позитивизм. Жон Остин и юридический
позитивизм. Этатический позитивизм как этап юридического позитивизма.
«Юриспруденция понятий» как формально-догматическая юриспруденция.
«Юриспруденция интересов».Классический юридический позитивизм.
Нормативизм или чистое учение о праве
Г.Кельзена.Аналитическая юриспруденция и учение
Г.Харта как проявление логического позитивизма.Феноменология права и её проявление:
социологическая юриспруденция, правовой реализм и экзистенциалистическая
концепция права.Социологическая юриспруденция и её
направления. Австро-германская юридическая социология «живое право». Взгляды
Е.Эрлиха о «живом праве». Юридическая социология французского солидаризма и
институтционализма. Идея солидаризма Л.Дюги. Концепции институтизации М.Оруи.
Инструментально прагматический подход или Американская социологическая
юриспруденция. Р.Паунд об общественном контроле.Правовой реализм: прагматический
позитивизм.Экзистенциалистическое понимание
права.Антропологический позитивизм:
психологическая концепция права.Объективно-идеалистическое и
теологическое понимание права. Неокантианская концепция права. Неогегельянское
направление в праве. Онтологическая концепция Р.Марчича.Религиозное понимание права.
Концепция «возрожденного естественного права».Материалистическо легистическое
понимание права в период социализма Советов и её ограниченность.ТЕМА 4. ДИАЛЕКТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ ВОЗНИКШЕЕ
В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И.А.КАРИМОВА КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВАПринципы диалектического подхода к
действительности. Общество и его своеобразная специфика диалектического
развития. Гражданское общество.Выдвижение И.А.Каримовым определяющей
роли культуры в обществе. Культурное бытие основа существования и развития
социального бытия (общества). Четыре корреляционно-функциональных закона
вытекающих из культурного бытия: закон материальной основы, закон социальной
основы, законы управления и регулирования, закон гносеологической основы. Место
правового государства в системе закона управления и регулирования как одна из
корреляционно-функциональных законов. Выполнение закона регулирования правовой
культуры в системе культурного бытия. Закон социальной основы и право.Две концепции закона определяющий
роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и его
методологическое значение в изучении права.Определение исторических типов
культурного бытия разнообразности цивилизаций. Закономерности зависимостей
юридических норм от уровня цивилизаций.Системаобразующие субстанциональные
элементы корреляционно-функциональной целостности культурного бытия. Человек
как главный субстанциональный элемент субстрат культурного бытия и
культурность права. Осознанная потребность и интересы человека как мотив
возникновения культурного бытия. Потребность и интерес к праву.Гносеологические основы возникновения
культурного бытия и право.Общественная деятельность как способ
существования культурного бытия. Результаты общественной деятельности и
юридические законы.Постановка И.А.Каримовым вопроса об
основном содержании и сущности выбранного пути перехода к нормально-культурному
развитию с путём эволюции и необходимость его философско-методологического
обоснования: субстанциональные законы культурного бытия и юридические законы.
Закон опережающего кругооборота культурного бытия или основное диалектическое
направлении развитии общественной, в т. ч. правовой жизни. Возвышение
общественных потребностей как общественного культурно-субстанциональный закон и
общественный, в т. ч. правовой прогресс. Закономерность зависимости
общественного, в т.ч. правового прогресса от культурного бытия. Основная цель
государства Узбекистана и деятельности Президента И.А.Каримова – установление
культурных, в т. ч. правово-культурных ценностей.ЧАСТЬ II. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ
ТЕМА – 1. СУЩНОСТЬ ПРАВА: ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЯДРО
ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ. КРИТЕРИИ ПРАВА.Понятие правовой онтологии. Правовая
онтология как составная часть философии права. Концепции о правовой культуре и
их односторонности. Правовая культура как составная часть, составляющая
сущность правовой культуры. Правовая культура как человек и им обработанная
часть моментов правового предполагающего принуждения и соглашения в целях их
гарантирования. Правовая культура исходная начала диалектико-культурного
понимания права.Зависимость правовых процессов,
тенденций от характера и уровня правовой культуры – ядро правовой жизни.Право как момент общественных
отношений. Качественное свойства право как вид отношений: равенство,
справедливость и свобода, и диалектическая связь между ними.Разнообразность и общность
определений права. Право-это равенство, справедливость, свобода между
субъектами, предполагающих основные связи – моменты общественных отношений на
уровне принуждения и соглашения и их гарантирования.Право как диалектическое единство
дозволения и запрета. Естественные права и достигаемые права и их
объективность. Право и закон. Функционирования позитивного права как форма по
отношению к объектному содержанию права.Классификация права и его зависимость
от структур общественных отношений.Различие правового от неправового.
Проблема определения критериев право. Общий интерес и правового.ТЕМА 2. СТРУКТУРА ПРАВОВОГО БЫТИЯ (ЖИЗНИ):
СИСТЕМАОБРАЗУЮЩИЕ СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО БЫТИЯ.Соотношение понятий «правовое бытие»
и «правовая жизнь», «правовая сфера» и «правовая система». Споры в научной
литературе по разделению составных частей правовой жизни. Правовое бытие и
проблемы её формы существования. Правовая материя, пространства и время.
Проблемы существования правовой жизни (бытия).Субстанциональные элементы правовой
культуры как системообразующие субстанциональные элементы правового бытия.
Правовые явления, которые непосредственно возникают в связи с
субстанциональными элементами правового бытия.Человек и его общности как правовое
существо. Проявление человека и его общностей как главной, интеграционный субстанциональный
элемент – субъект-субстрат правового бытия. Субъект права, его две стороны –
правоспособности и дееспособности, и их диалектическая связь.Правовая потребность и интерес как
мотив (причина) и источники первого порядка возникновения правового бытия.
Соответствие и примирение интересов.Правосознание, правопознание,
правовая оценка, правовая цель и план как гносеологические основы правового
бытия.Правовая деятельность как способ
существования правового бытия. Творчество права и реализации её результатов как
этапы правовой деятельности. Результаты правотворчество юридические нормы,
группа, институты как официальный источник правовой жизни. Место и роль
государство в творчестве и реализации право. Взаимодиалектическое отношение
законодательной, исполнительной и судебной власти. Своеобразная видимость
системообразующих субстанциональных элементов правового бытия в отраслях права.
Субстанциональные элементы существования и совершенствования уголовного права.
ЧАСТЬ III. ПРАВОВАЯ ДИАЛЕКТИКА.
ТЕМА 1. ЗАКОНЫ СУБСТАНЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО
БЫТИЯ.Понятия правовой диалектики. Учение
правовой диалектики как составная часть философии права. Классификация
объективных юридических закономерностей. Единство и различие между
закономерностей развития и функционирования правового бытия.Генетическое одно целое
системообразующих субстанциональных элементов правового бытия как закон
субстанциональной целостности.Объективные юридические законы и
зависимость правовых тенденций от характера и уровня этих законов. Стихийность
и планомерность в праве.Проявление закона взаимного перехода
количественных и качественных изменений диалектики через закона
субстанциональной целостности правового бытия. Количественное и качественное
единство в правовом бытие как мерило его существования. Закон субстанциональной
целостности правового бытия как составляющий механизм изменения в правовой жизни.
Проявление данного закона в уголовном праве.Относительно качественно разделение
субстанциональных элементов правового бытия на три этапа. Закон
субстанционального опережающего кругооборота правового бытия. Закономерные
процессы в данном кругообороте порождающего первый этап второго, второе
третьего и обеспечивающего третьего существования первого. Составляющего корень
данного закона эволюционного, нормального, культурного развития правового
бытия.Проявление закона единства и борьбы
противоположностей в законе субстанциональном опережающем кругообороте
правового бытия. Противоречие между правовыми потребностями и правореализаций
как основной источник субстанционально опережающего кругооборота правового
бытия.Дозволения и запрет в праве,
объективности их упорядочения. Диалектика соответствия дозволения и запретов в
праве.Прорастание на уровень конфликта
несоответствия между нормами дозволения и запретов в праве.Конфликт между правовыми
потребностями и правореализацией как основной вид юридических конфликтов.
Происхождение юридических конфликтов в материальной, социальной,
политико-правовой и духовной жизни общества. Общие пути разрешения юридических
конфликтов.Правонарушения как вид разрушения
единство дозволения и запрета. Причины правонарушений и пути их предотвращения.
Место совершенствования законов и правового воспитания в предотвращении
правонарушений.Закон возвышения правовых
потребностей и направленность правового прогресса на основе диалектического
отрицания.Проявление субстанциональных законов
опережающего кругооборота правового бытия и возвышения правовых потребностей в
уголовном праве.ТЕМА 2. УНИВЕРСАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО БЫТИЯ.
Проблемы сущности и явлении в системе
универсальной взаимодействии правового бытия. Критика марксистских воззрений о
сущности права.Сущность права и закон. Правовые
явления как проявления сущности права. Классификация правовых явлений.
Диалектика взаимозависимости сущности и явления в праве.Диалектика перехода от правовых
явлений к их сущности первого порядка, и от него к сущности второго порядка и
затем к сущности третьего порядка. Первичные и вторичные, властные и
подвластные юридические явления. Правовые явления институты и случаи, связанные
и несвязанные с процессом. Значения использования от диалектики сущности и
явления права.Моменты отдельного, общего и
всеобщего в системе универсального взаимодействия правового бытия. Диалектика
отдельное, общее и всеобщее в праве. Верховенство общих сторон и связей права в
отдельных правовых явлениях. Не повторяемость отдельных сторон и свойств в
правовых явлениях. Отражение тех или иных сторон отдельных явлениях общих
правовых сторон и связей.Общие и своеобразные черты созидание
системы правового бытия в Независимой Республики Узбекистан.Проявление диалектики правового
отдельного, общего и всеобщего во взаимодействии международных правовых актов,
конституционных норм и отраслевых правовых норм.Методологическое значение познания
универсальных связей правового бытия.ТЕМА 3. СТРУКТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОГО БЫТИЯ.
Значения познания структурных
взаимодействий правового бытия. Взаимодействие бытия и правового бытия как
взаимодействия целого и элемента. Взаимодействие социального бытия и правового
бытия как взаимодействия части и элемента. Взаимозакономерное соотношение
«вертикальных» и «горизонтальных» связей в дифференциации правовой системы.Содержание и формы права.
Диалектическое единство содержании и форма права. Диалектика естественного и
позитивного права. Диалектика объективного и субъективного в праве. Внутренние
связи общих и отраслевых прав. Определяющая роль содержание права и
относительная самостоятельность форм права. Методологическое значение познания
содержания и форма в праве. Диалектика содержания и форма в уголовном праве.Система и структура в праве. Уровни
системности в праве. Место упорядочности в структуре праве. Значение в
законодательной технике системно-структурного похода к праву.ТЕМА 4. ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО БЫТИЯ.
Детерминационные взаимодействия
права. Концепция правового детерминизма. Правовой детерминизм как принцип
правопознания. Правовой детерминизм как составной части правовой диалектики.Причина и следствие в праве.
Диалектика взаимозависимости причина следствие в праве. Правовая причинность
как момент закономерных общих связей в правовой действительности. Момент
передачи информации. Разнообразность причинных связей в праве. Причинность и
целесообразность в праве. Критика марксистских, идеалистических и
метафизических воззрений о причинности. Методологические значение принципа
правовой причинности для правовой теории и практике.Необходимость и случайность в праве,
и их своеобразие. Момент обязательности в правовой необходимости. Случайные
правовые явления как формы проявления и дополнения правовой необходимости.
Причинная обусловленность правовых случайных явлений. Критика идеалистических и
антидиалектических воззрений о правовой необходимости и случайности.
Методологическое значение изучения необходимых и случайных связей права для
теории и практики.Диалектика возможности и
действительности в праве. Правовая возможность как момент развития правовой
действительности. Правовая действительность как проявление правовых
возможностей. Диалектика возможности и действительности в праве.
Разнообразности правовых возможностей. Момент вероятности в правовой
действительности. Переход возрастания от субъективного права к объективному
праву. Роль субъективных факторов в превращении правовых возможностей к
правовой действительности. Значение познания диалектики возможности и
действительности в праве для теории и практики.Детерминационные взаимодействие в
уголовном праве.ТЕМА 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОГО БЫТИЯ.
Корреляционно-функциональное место
правовой жизни в системе обществе. Потребность правового регулирования сферы
общественной жизни материальной, социальной, политико-правовой и духовной.
Общность и различие философского анализа права от легистического, т.е. анализа
её в системе функционирования общественных норм.Определяющей роли социальной основы
закона в системе корреляционно – функциональных законов и его возникновение и
функционирование как фактор и предполагающая связь существования прав человека.
Проявления закона социальной основы как созидателя и носителя-субъекта права.Человек, его общности и права.
Проблемы познания моментов правового
в политической жизни. Зависимость правового регулирования политической жизни от
закона субстанционального опережающего кругооборота политический культуры как
ядро политической жизни. Взаимодействие государства и права. Основные части
правового государство.Основная часть материальной жизни:
зависимость от юридического регулирования хозяйственной жизни от закон
субстанционального опережающего кругооборота хозяйственной культуры.Важная часть материальной жизни:
зависимость правового регулирования экожизни от закона субстанционального
опережающего кругооборота экокультуры.Духовная жизнь: зависимость правового
регулирования религиозной жизни от субстанциональных законов существования
религиозной культуры. Функциональное взаимодействия морали и право.
Функционирование юридических основ эстетической и научной жизни, системы
обучения – воспитания и средств информации.ЧАСТЬ 4. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И
АКСИОЛОГИЯТЕМА 1. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И ПУТИ ПОЗНАНИЯ ПРАВОВЫХ
ЦЕННОСТЕЙ.Правовая гносеология и её аспекты.
Правовая гносеология и аксиология как составные части философии права.
Диалектический путь познания права. Истинность и достоверность в праве. Идея,
проблема, гипотеза, теория, научное предвидение как формы научного познания
права.Взаимоотношение диалектики,
философских и частных методов в юридических науках. Самостоятельные и
несамостоятельные методы научного познания права. Юридико-технические методы,
методы созидания права и методы применения права.Правовая концепция об общем интересе
основа аксиологического подхода к праву. Естественно-правовая и юридико-либертарная
аксиология. Диалектический путь познания правовых ценностей как определения
свойств правовых явлений. Проявление ценностей правовых явлений через
эффективность правовых явлений. Критерии эффективности права и общие условия
его функционирования.ТЕМА 2. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ: КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ.Конкретно-социологические
исследования права как составная часть юриспруденции. Разделение на две части
программ конкретно-социологических исследований.Методологическая часть программ
исследавания. Разработка концепции исследования. Интерпретация основных
понятий. Гипотеза исследования.Процедурная часть программ
исследования. Разведывательный, описательный и экспериментальный план.
Классификация методов. Требования проверяющий истинности процедуры.Методы собрания эмпирических данных.
Метод наблюдения и её виды. Качественный и количественный анализ. Использование
от статических данных.Изучение документов. Социологический
анализ юридических документов, судебной практики, неюридических документов,
художественной литературы и документов прессы. Количественный анализ
документов.Метод опроса. Выбор это проведение
опроса по выбранному исследуемому объекту. Составление анкет и техника её
распространения. Интервью и её виды.Методы анализа эмпирических фактов.
Классификация эмпирических данных. Анализ количественных данных. Анализ
естественных данных. Разделение данных на простые и сложные группы. Важность
определения упорядочности в классификации.Методы анализа эмпирических
зависимостей. Функциональный тип зависимостей. Статический тип зависимостей.
Принципы совместного появления событий и ковариации. Коэффициенты корреляции.
Составление диаграммы. Дисперсионный анализ. Эксперимент. Эксперимент
разработки законов. Лабораторный эксперимент. Проверка гипотез. Моделирование.
Причинное, структурное и гипотетическое объяснение.Научное и практическое значение
социологических исследований в юриспруденции.
III. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ИЛИ СЕМИНАРСКИХ
ЗАНЯТИЙ, ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, РАСЧЕТНО ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ (РЕФЕРАТ), КУРСОВЫХ
РАБОТ (ПРОЕКТОВ)3.1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.1. Предмет, структура и функции
философии права.2. Философские корни правовых
взглядов в древности и средневековье.3. Первоначальные философские
корни понимания права в новое время.4. Философско методологические
основы понимания права в новейшее время (ХХ век).5. Диалектико-культурное
понимание истории как новая социально-философская методология исследования
права.6. Сущность права: правовая
культура как ядро правовой жизни.7. Структура правовой жизни
(бытия): системаобразующие субстанциональные элементы правового бытия.8. Субстанциональные законы
развития правового бытия.9. Универсальное взаимодействие
правового бытия.10. Структурные взаимодействия
правового бытия.11. Детерминационные
взаимодействия правового бытия.12. Закономерности и
функционирования правового бытия.13. Правовая гносеология и
диалектический путь познания правовых ценностей.14. Правовая гносеология:
конкретно-социологические исследования в юриспруденции.3.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ (КОНТРОЛЬНЫХ) КУРСОВЫХ
ЗАДАНИЙ.1. Общность и различие между
юридической социологией нормативизма и «живое право».2. Правовая культура как ядро
правовой жизни.3. Различие
диалектико-культурного понимания права от его материалистического понимания.4. Качественные свойства права и
диалектическая связь между ними.5. Проблема критериев права.
6. Уровни методологии познания
права.7. Сущность диалектического понимания
права.8. Структура правового бытия.
9. Правовая практика и её место
в познании права.10. Диалектика объективного и
субъективного в праве.11. Правовая действительность как
способ существования правового бытия.12. Правовая потребность как мотив
возникновения правового бытия.13. Человек и его общности как
главный субстанциональный элемент правового бытия.14. Верховенство
корреляционно-функциональных законов общества в правовой жизни.15. Своеобразие проявления
субстанциональных законов развития общества в правовой жизни.16. Функционирования результатов
правотворчество как источник и средства в правовой жизни.17. Проявление закона взаимного
перехода количественных и качественных изменений в законе субстанциональной
целостности правового бытия.18. Проявления закона единства и
борьба противоположностей в законе субстанциональном опережающем кругообороте
правового бытия.19. Закон возвышения правовых
потребностей и направленность правового прогресса на основе отрицания-
отрицания.20. Диалектика сущности и явления
в праве.21. Диалектика всеобщего, общего и
отдельного в праве.22. Диалектика целое и части в
праве.23. Диалектика содержания и форма
в праве.24. Система и структура в праве.
25. Диалектика необходимости и
случайности в праве.26. Диалектика причины и следствия
в праве.27. Диалектика возможности и
действительности в праве.28. Кругооборот в хозяйственной
жизни и функционирование хозяйственного права.29. Субстанциональный кругооборот
экожизни и функционирование экоправ.30. Закон социальной основы и
классификация прав человека.31. Кругооборот в политической
культуре и регулирование политической жизни.32. Мораль и право, их
диалектическое взаимодействие.33. Религиозная жизнь и право.
IV. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО СЕМЕСТРАМ.
Семестр | Трудоёмкость | Распределение объёма учебной нагрузки по видам аудиторных занятий (в час) |
Самообразование | |||||
Всего | Лекции | Практические занятия |
Лабораторные занятия |
Семинары | Курсовая работа |
|||
1-семестр | 64 | 64 | 30 | — | — | 24 | — | — |
Всего: | 64 | 64 | 30 | — | — | 24 | — | — |
V.
КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ.
5.1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО СЕМЕСТРАМ
Семестр | Вид контроля | % | Максимальный балл (100 %) |
Проходной балл (55%) |
1-семестр | Текущий | 40 | 24,00 | 13,2 |
Промежуточный | 30 | 18,00 | 9,9 | |
Итоговый | 30 | 18,00 | 9,9 | |
Всего (текущий и промежуточный) | 70 | 42,00 | 21,1 | |
Всего (итоговый) | 30 | 18,00 | 9,9 | |
Всего | 100 | 60,00 | 31,0 |
5.2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Неудовлетворительно (меньше 55%) |
Удовлетворительный (55-70%) |
Хорошо (71-85%) |
Отлично (86-100%) |
||||
балл | балл | балл | балл | ||||
min | max | min | max | min | max | min | max |
0,00 | 32,99 | 33,00 | 42,59 | 42,6 | 51,59 | 51,6 | 60,00 |
VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
% | Название занятий | Лекция (час) | Семинар (час) | |||
1. |
КИРИШ. Предмет, структура и функция философии права. |
2 | 2 | |||
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ КОРНЕЙ. |
||||||
2. | Философские корни правовых взглядов в древности и средневековье. |
1 | 2 | |||
3. | Первоначальные философские корни понимания права в новое время. |
1 | 2 | |||
4. | Философско-методологические основы понимания права в новейшее время (ХХ век). |
2 | 2 | |||
5. | Диалектико-культурное понимание истории возникшее в связи с деятельности И.А.Каримова как новая социально-философская методология исследования права. |
4 | 4 | |||
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ |
||||||
6. | Сущность права: правовая культура как ядро правовой жизни. Критерий правового |
1 | 2 | |||
7. | Структура правовой жизни (бытия): системаобразующие субстанциональные элементы правового бытия. |
2 | 4 | |||
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРАВОВАЯ ДИАЛЕКТИКА. |
||||||
8. | Законы субстанционального развития правового бытия. | 2 | 2 | |||
9. | Универсальные взаимодействие правового бытия. | 2 | 2 | |||
10. | Структурные взаимодействие правового бытия. | 2 | 2 | |||
11. | Детерминационные взаимодействие правового бытия. | 2 | 4 | |||
12. | Закономерности функционирования правового бытия | 2 | 4 | |||
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ. |
||||||
13. | Правовая гносеология и путь познания правовых ценностей. | 1 | 2 | |||
14. | Правовая гносеология: конкретно-социологические исследования в юриспруденции |
2 | 4 | |||
Жами | 26 | 38 |
7. ЛИТЕРАТУРА.
7.1.1. Конституция Республики
Узбекистан. – Т. : «Ўзбекистон», 2003г.
7.1.2. Каримов И.А. Узбекистан: свой
путь обновления и прогресса. – Т.: «Ўзбекистон».1992г.
7.1.3. Каримов И.А. Наш путь – путь
независимый государственности и прогресса. – Т.: «Ўзбекистон», 1994 г.
7.1.4. Каримов И.А. Основные принципы
общественно-политического и экономического развития Узбекистана. – Т.:
«Ўзбекистон», 1995г.
7.1.5. Каримов И.А. Узбекистан по
пути углубления экономических реформ. – Т. «Ўзбекистон», 1995г.
7.1.6. Каримов И.А. Узбекистан на
пороге ХХ1 века: угроза безопасности, условия и гарантия прогресса. – Т:
«Ўзбекистон», 1997г.
7.1.7. Каримов И.А. Идеология – это
объединяющий флаг науки, общества, государства. Т: «Ўзбекистон», 1998 г.
7.1.8. Каримов И.А. Миллий истиєлол
мафкураси –халє эътиєоди ва буюк келажакка ишончдир («Фидокор» газетаси мухбири
саволларига жавоблар).- Т:«Ўзбекистон», 2000 (на узбекском языке).
7.1.9. Каримов И.А. «Справедливость в
приоритете закона». Доклад на VI-сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики
Узбекистан. «Народное слова» 30 августа 2001 года.
7.1.10. Каримов И.А.
Узбекистан, устремленный в ХХ1 век. –Т: «Узбекистан», 1999г.
7.2. Дополнительная литература
7.2.1. Абу Наср ал Фароби. «О
взглядах жителей добродетельного города». – Т: «Шарє», 1997 (на узб. языке).
7.2.2. Азизхыжаев
А.А. «Государственность и духовность» Т: «Шарє», 1997 (на узб. языке).
7.2.3. Абдуллаев Е.В. Очерки культуры
доисламской Центральной Азии: Религия, философия, право. – Т.: «Мир экономика и
права». 1998г.
7.2.4. Алексеев С.С. Право:
азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования. – М.: «Сатут», 1999г.
7.2.5. Аристотель. Политика. – М.:
1911г.
7.2.6. Абдухоликов С. Свобода
совести: проблемы методологии. – Т.: «Фан», 1997г. (на узб. языке).
7.2.7. Абдухоликов С. Свобода совести
и философия права // Жур. «Ѕаёт ва єонун» 1977 №11 (на узб.языке).
7.2.8. Абдухоликов С. Стиль мышления
и свобода советы // Жур «Ѕаёт ва єонун».
1977г. №12 (на узб. языке).
7.2.9. Абдухолиєов С. Философия права и юридическая
социология // Жур. «Ѕаёт ва єонун».
1999г. №5 (на узб. языке).
7.2.10. Абдухаликов С. Главный критерий развитии
общества // Жур. «Тафаккур». 1998, №4 (на узб. языке).
7.2.11. Абдухоликов С.
Философско-правовая методология совершенствования закона о свободе совести //
Жур. «Єонун
химоясида ». 1999 №23
(на узб. языке).
7.2.12. АбдухоликовС. Особенности методологических
основ юридической политики и религии в Республики Узбекистан. // «Поиск».
Научный журнал Министерства образования и науки Республики Казахстан. 2001. №2.
7.2.13. Абдухоликов С. Критика
методологических основ исследования в области общественных наук. // Жур. Халє таълими. 2002. № 1 (на узб. языке).
7.2.14. Абдухоликов С. Правовое
бытие: ее универсальные взаимодействие и религиознная жизнь. //Жур. «Ѕаёт ва єонун», 2002. №1.
7.2.15. Абдухоликов С. Социально
философская идеология независимости Узбекистана и история культуры.-Т.:
«Научно-просветительская ассоциация интеллигенции Узбекистана», 1993 (на узб.
языке).
7.2.16. Абдухолиєов С.
Диалектико – культурное понимание истории. // Мустаєил Ўзбекистон: фалсафа
фанларининг долзарб муаммолари. VII –Т.: «Фан», 2000
7.2.17. Абдухолиєов С. Проблемы методологии прав свободы
совести граждан Республики Узбекистан. Автореферат на соис. уч. ст. доктора
философских наук.- Т: 2002.
7.2.18. Баскин Ю.Я. Очерки философии
права.-М.: “Юрист”, 1998.
7.2.19. Беккериа Ч.О. О преступлениях
и наказаниях.-М.: 1995.
7.2.20. Бобоев Щ. Амир Темур и его взгляды.-Т.:
“Ўзбекистон”, 1992.
7.2.21. Власть и право.-М.: 1990.
7.2.22. Гаджиев К. Концепция гражданского общества.
//Вопросы философии. 1991 г., №7.
7.2.23. Гегель Г.В.Ф. Философия
право.-М.: 1990.
7.2.24. Гельвеций К.А. О
человеке.-М.: 1998.
7.2.25. Даев В.Г. Взаимосвязь
уголовного права и процесса.-Л.: 1982.
7.2.26. Гревцев Ю.И. Очерки теории
социологии права.-СПб., 1996.
7.2.27. Желтова В.П. Экзистенциалисическая
философия права. Автореф. дисс. канд. филос. наук.-М.: 1969.
7.2.28. Жалолов А.
Мустаєиллик масъулияти.-Т.: “Ўзбекистон”, 1996.
7.2.29. Жумаев Р.З. Политическая
система Республики Узбекистан: становление и развитие.-Т.: “Фан”, 1996.
7.2.30. Зарипов С.З. Правовой
механизм профилактики преступлений.-Т.: “Ўзбекистон”, 1990.
7.2.31. Исламов З.М. Общество.
Государство. Право.-Т.: “Адолат”, 2001.
7.2.32. История политических и
правовых учений.-М.: “Юридическая литература”, 1998.
7.2.33. История политических и
правовых учений. ИНФРА-М.: 1996.
7.2.34. Казимурчук В.П. Право и
методы его изучения.-М.: “Юридическая литература”, 1965.
7.2.35. Кальман Кульчар. Основы
социологии права.-М.: “Прогресс”, 1981.
7.2.36. Кант И. Критика чистого
разума.-М.: “Мысль”, 1994.
7.2.37. Карбонье Ж. Юридическая
социология.-М.: “Прогресс”, 1986.
7.2.38. Кельзен Г. Общее учение о
праве.-М.: 1987.
7.2.39. Керимов Д.А. Философские
проблемы права.-М.: 1972.
7.2.40. Керимов Д.А. Философские
основания политико-правовых исследований.-М.: “Мысль”, 1986.
7.2.41. Керимов Д.А. Основы философии
права.-М.: 1992.
7.2.42. Каракетов Ю., Усмоналиев М.
Криминология.-Т.: 2001.
7.2.43. Козлов В.А. Проблемы метода и
методологии в общей теории права.-Л.: 1989.
7.2.44. Козлов В.А., Суслов Ю.А.
Конкретно-социологические исследования в области права.-Л.: 1981.
7.2.45. Кокарев Л.Д., Кузнецов Н.П.
Уголовный процесс: доказательство и доказывание.-М.: 1985.
7.2.46. Конфуций. Беседы и
высказывания.-М.: “Наука”, 1985.
7.2.47. Кудрявцев В.Н., Казимирчук
В.П. Современная социология права.-М.: “Юристь”, 1996.
7.2.48. Кудрявцев В.Н. Причинность в
криминологии.-М.: 1968.
7.2.49. Лапаева В.В.
Конкретно-социологические исследования в праве.-М.: 1987.
7.2.50. Ли Д.А. Преступность как
социальное явление.-М.: 1997.
7.2.51. Лукич Р. Методология
права.-М.: “Прогресс”, 1981.
7.2.52. Малахов В.П. Философия
права.-М.: “Академический проект”, 2002.
7.2.53. Малинова И.П. Философия
правотворчества.-М.:1994.
7.2.54. Малинова И.П. Философия права
(от метафизики конвенция герменевтике).-М.: 1996.
7.2.55. Марцев А.И. Диалектика и
вопросы теории уголовного права.-Красноярск, 1990.
.2.56. Маткаримова Г. Права женщин:
миф и реальность.-Т.: 1998.
7.2.57. Миренский Б.А.
Методологические основы и методы совершенствования законодательства. Нукус:
“Каракалпакистан”, 1990.
7.2.58. Методологические и
теоретические проблемы юридической науки.-М.: 1986.
7.2.59. Методологические проблемы
советской юридической науки.-М.: “Наука”, 1980.
7.2.60. Методологические проблемы
юридической науки.-Киев: “Наукова думка”, 1990.
7.2.61. Методологические проблемы
правоведения.-М.: 1994 г.
7.2.62. Монтеське Ш.О. О духе
законов.-М.: “Юридическая литература”, 1979.
7.2.63. Муєимов З.
Мовароуннаѕр фикѕ мактаби.-Самарєанд: “Зарафшон”, 1997.
7.2.64. Неновски Н. Право и ценность.-М.:
1987.
7.2.65. Нерсесянц В.С. Гегелевская
философия права: история и современность.-М.:1974.
7.2.66. Нерсесянц В.С. Гегелевская
диалектика права: этатизм против тоталитаризма.// Вопросы философии. 1975, №11.
7.2.67. Нерсесянц В.С. Гегель.-М.: 1979.
7.2.68. Нерсесянц В.С. Философия
права.-М.: “Норма”, 1998.
7.2.69. Нур Фарахат М. Юридический
позитивизм (Критический анализ). Автореф. дисс. …канд. юрид. наук.-М. 1975.
7.2.70. Овчинникова З.Л. Философские
проблемы государства и права.-М.: 1989.
7.2.71. Одилєориев Ѕ.Т.
Ўзбекистоннинг янги Конституцияси ва ѕокимиятлар бўлиниши принципи.-Т.: 1993.
7.2.72.
Одилєориев Ѕ.Т. Ўзбекистон Республикасининг Єонун чиєариш жараёни.-Т.:
“Адолат”, 1995.
7.2.73. Осипов
И.Д. Философия преступления.-СП.: 2000.
7.2.74. Отахўжаев
Ф.М. Никоѕ ва унинг ѕуєуєий тартибга солиниши.-Т.: “Ўзбекистон”, 1995.
7.2.75. Платон. Государство.-М.:
“Наука”, 1983.
7.2.76. Платон. Законы.-М.:
“Юридическая литература”, 1986.
7.2.77. Поздняков Э.А. Философия
государства и права.-М.: 1995.
7.2.78. Поликарпова Е.В. Учение Канта
о праве и государстве. Автореф. Дисс. …канд. филос. наук.-М.: 1973.
7.2.79. Поппер К. Открытое общество и
его враги.-Т.1-2.-М.: 1992.
7.2.80. Право и идеология: проблемы
исторических взаимосвязей. СП.-М. 1991.
7.2.81. Пўлатов Ѕ. Сизни
яхши кўрар эдим, одамлар.-Т.: “Фан”, 1994.
7.2.82. Рахимов Ф.Щ. Теоретические и практические
проблемы создания демократического правового государства в Республике
Узбекистан. Автореф. дисс. …юрид. наук.-Т.: 2001.
7.2.83. Раѕмонєулов Ѕ.Р.
Фуєаролик: ѕуєуєлар, эркинликлар, бурчлар.-Т.: “Ўзбекистон”, 1991.
7.2.84.
Раѕмонєулов Ѕ.Р., Раѕманов А.Р. Права человека: история и современность.-Т.:
1998.
7.2.85. Рустамбоев
М.Ѕ. Преступления против личности.-Т.: 1998.
7.2.86.
Рустамбоев М.Ѕ., Абдухолиєов С. Ѕуєує методологияси: ѕуєуєни тушуниш бўйича
изланишлар. (Жиноят ѕуєуєи фани ва виждон эркинлиги ѕуєуєлари асосида).
1-китоб.-Т.: 2003.
7.2.87.
Рустамбоев М.Ѕ., Абдухолиєов С. Ѕуєує методологияси: тарих ва ѕуєуєни диалектик
маданий тушуниш асослари. (Жиноят ѕуєуєи фани ва виждон эркинлиги ѕуєуєлари
асосида). 2-китоб.-Т.: 2003.
7.2.88. Саидов
А., Таджихонов У., Тошєулов Ж. Мустаєиллик ва ѕуєуєий мафкура.Т: 1995.
7.2.89. Семитко А.П. Правовая
культура общества: сущность, противоречия, прогресс.-Свердловск: “Урал”, 1990.
7.2.90. Старченко А. Философия права
и принципы правосудия в США.-М.: “Высшая школа”, 1969.
7.2.91. Спридинов Л.И. Социология
уголовного права.-М.: “Юридическая литература”, 1986.
7.2.92. Социальные отклонения.
Введение в общую теорию.-М.: “Юридическая литература”, 1984.
7.2.93. Таллер Р.И. Философия как
логика и методология познания права.-Саратов, 1989.
7.2.94. Тилле А.А. Время,
пространство, закон.-М.: 1989.
7.2.95. Тыраев Б. Пространство,
время, развития.-Т.: “Фан”, 1994.
7.2.96. Тихонравов Ю.В. Основы
философии права.-М.: “Вестник”, 1997.
7.2.97. Тожихонов У.,
Саидов А. Ѕуєуєий маданият назарияси. 2 томлик. Т.1-2.-Т.: 1998.
7.2.98. Тошєулов
Ж. Правовое государство-независимость, нация, экономика, идеология, политика.
Том 4.-Т.: “Адолат”, 1994.
7.2.99. Тылаганов А.Т. Давлат
ѕокимияти ва ўз-ўзини бошєариш органларининг фаолиятини ташкил этиш.-Т.:
“Университет”, 1996.
7.2.100. Тўйчиев
Б. Сиёсий маданият-маънавий єадриятларнинг алоѕида тизими. //Халє ва
демократия. 1992 й., № 7,8.
7.2.101. Файзиев
М. Ўзбекистон Конституциясининг моѕияти. -Т.: “Адолат”, 1998.
7.2.102. Файзуллаев О.Ф. Мировой фонд
методов научных исследований, его развития и внедрение в Республике Узбекистан.
//Общественные науки в Узбекистане. 1995 г., № 10, 12.
7.2.103. Философия. Часть вторая:
Основные проблемы философии.-М.: “Юристь”, 2003.
7.2.104. Философия права Гегеля и
современность.-М.: 1977.
7.2.105. Философские проблемы
государства и права.-Саратов, 1988.
7.2.106. Философские проблемы субъективного
права.-Ярославь, 1990.
7.2.107. Ѕусанов
О.Т. Ўзбекистон Республикасида давлат органлари.-Т.: “Шарє”, 1996.
7.2.108. Ѕусанов
О.Т., Каримова О. Инсон ѕуєуєлари.-Т.: “Ўзбекистон”, 1997.
7.2.109. Четвериков В.А. Современные
концепции естественного права.-М.: 1988.
7.2.110. Чичерин Б.Н. Философия
права.-М.: 1900.
7.2.111. Цицерон. О государстве.-М.:
“Планета”, 1990.
7.2.112.
Шораѕметов Ш.Ш. Ўзбекистон Конституцияси ва суд ѕокимияти.-Т.: “Адолат”, 1996.
7.2.113.
Шермуѕаммедов С. Фалсафа фани янгиланишининг баъзи муаммолари.-Т.: “Фан”, 1996.
7.2.114. Щегорцов В.А. Социология правосознания.-М.:
“Мысль”, 1981.
7.2.115. Юридическая
конфликтология.-М.: 1995.
7.2.116. Явич Л.С. Сущность
права.-Л.: 1985.
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Предисловие……………………………………………………………3
2. Программа дисциплины………………………………………………5
3. Примерный перечень тем практических или семинарских
занятий, лабораторных работ, расчётно-графических работ (рефератов, курсовых
работ, проектов)……………………………………..…….…………………20
4. Объём учебной нагрузки по семестрам………………………………22
5. Контроль успеваемости………………………………………………..22
6. Тематический план знятий…………………………………………….22
7. Литература……………….……………………………………………..24
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
краткая учебная программа
Редактор: Неклесса Г.
Коррректор: Мирзажонова Н.
Техник редактор: Мирзалиев М.
Компьютерная верстка: Нурлибаев Ф.
Подписано в печать: . Усл. печ.
л: Тираж: . Заказ:№
Отпечатано в
типографии ТГЮИ
Ó Ташкентский
государственный юридический институт, 2004 г.
г.
Ташкент, Сайилгох 35.