Глава
1. Любовь – искусство?В своей работе
«Искусство любить» Эрих Фромм рассуждает о любви как об исключительной
способности человека, которая дается не так легко, как это кажется сначала.Часто люди подменяют
понятия «любить» и «быть любимым» и стремятся решить для себя вопрос как
сделать, чтобы их любили. Каждый находит свой ответ на этот вопрос. Женщины
тщательно следят за своей внешностью, мужчины добиваются власти и денег.Для многих любовь сама по себе не представляет
большой сложности, и основная проблема сводится к поиску объекта любви. То есть
человека, чьи моральные и физические качества будут соответствовать
существующему «привлекательному» образу, заданному временем. Причем
немаловажное значение имеет и вероятность ответного интереса со стороны данного
объекта. Т.е., «влюбляются друг в друга тогда, когда каждый из двоих чувствует,
что нашел наилучший из имеющихся на рынке объектов с учетом своей собственной
обменной ценности».Любовь – это искусство. И, как и всякое
другое искусство, оно предполагает обучение или овладение. Процесс овладения
включает в себя две части: теорию и практику. При изучении необходима полная
отдача человека этому искусству.Глава 3. Любовь и ее разложение в
современном западном обществе.Любовь в современном западном обществе
довольно редкое явление. Ее стали заменять различные формы псевдолюбви.
Психиатры рассматривают их как неврозы. Наиболее часто встречающиеся формы
псевдолюбви – следующие.1. Человек в
современном мире пытается в любви найти спасенье от одиночества. И, таким
образом, двое любящих людей объединяются против окружающего мира, образуя
«команду». В таких случаях любовь и близость являются лишь видимостью. Это
эгоизм вдвоем одна из патологий форм любви.2.
Один или оба любящих людей привязаны к образу одного из родителей и, уже,
будучи взрослыми, они переносят на своего партнера те чувства, страхи, надежды,
которые они питали к отцу или матери.3. Невротическое
расстройство, основанное на ситуации, когда родители равнодушны друг к другу,
еще более сложно. Близкие ребенку люди поддерживают спокойную атмосферу в доме,
стараясь не ссориться, и маленький человек ощущает недосказанность, которая и
исключает близкие доверительные отношения с родителями.4. Существует и такая
псевдолюбовь, которую многие воспринимают как «великую». Это любовь
идолопоклонническая. Она зарождается, когда незрелая личность, не осознавая
своей индивидуальности, создает из любимого человека кумира, боготворит его,
растворяется в нем. Но часто кумир не выдерживает на своем пьедестале долго,
что приводит любящего его человека к разочарованиям и поиску нового кумира.
Нередко обе стороны видят друг в друге «божество», и тогда их любовь
представляет собой страсть вдвоем.Сущность
«сентиментальной любви» состоит в отсутствии реальных отношений с конкретным
человеком, перенесение переживаний в мир фантазий. Это переживание в мечтах,
при прочтении любовного романа или просмотре фильма о любви. В реальности же
люди не способны преодолеть отчуждение.Смещение любви во
времени – одна из разновидностей сентиментальной любви, когда пара наслаждается
воспоминаниями о прошлом (знакомство, первое свидание и т.п.) или мечтает о
будущем, подменяя этим действительность.5. Использование
проективных механизмов более тяжелая форма невротической любви. Человек,
пытаясь переделать, откорректировать партнера, отвлекается от своих проблем и
недостатков. Он предпочитает «ломать» партнера, нежели развивать свою личность.
Проецирование собственных желаний на детей также тяжело сказывается и на детях,
и на родителях.Необходимо отметить,
что любовь не должна непременно исключать конфликты. Настоящие конфликты не
оказывают на любовь пагубного воздействия. Они вносят ясность в отношения, что
способствует укреплению взаимопонимания и близости.Любовь возможна лишь,
если каждый из двоих живет в гармонии с самим собой. Лишь в этом случае пара
составляет единое целое, союз двух самодостаточных личностей.