Духовное развитие

Дата: 12.01.2016

		

Российский
Государственный Социальный Университет

Академический
Институт Социального Служения

Факультет
ювенологии и семьеведения

Научный проект

Духовное развитие

Выполнил:

Москва 2006

Введение

Вот я и дети, которых дал мне Бог.

Евр. 2, 13

Вот
наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.

Пс. 126,3.

Нелегко
христианину жить сегодня в миру, пол­ном соблазнов, нехристианских обычаев,
когда нет рядом носителей Духа
Божия.                                                                                                                             
                                                                   

Трудности
связаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только за
себя, но и за свою семью — супругу и детей.  

Иные
думают, что вдвоем легче идти по пути к спасению. Да, но только в том случае,
если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона:
«Двоим лучше, нежели од­ному» (Еккл, 4, 9). Но так бывает далеко не все­гда, и
в жизни довольно часто мы сталкиваемся с тем, когда, по словам Господа, врагами
человека становятся домашние его (Мф. 10, 36).

Есть ещё
одно обстоятельство.

Если о
жизни в монастыре повествует богатая святоотеческая литература, которая с
исчерпываю­щей полнотой описывает путь иноков, то духов­ный опыт мирян, и в
частности, опыт воспитания детей, отражен в ней значительно беднее.

Какова
должна быть основная цель воспитания ребенка?

Некоторые
матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли
здоровыми. Другие родители стараются более все­го дать хорошее образование.
Третьи — прилагают усилия, чтобы развить в чадах природные дарова­ния, и
мечтают увидеть в них талантливых музы­кантов, художников или ученых.

Иное должно быть на первом месте у
родите­лей-христиан. Они прежде всего обязаны забо­титься о том, чтобы дети
выросли в непоколеби­мой вере, живыми членами Церкви, чтобы в душе их
изобразился. Христос (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога,
а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37—40), и целью своей жизни
ставили стяжание Духа Свято­го Божия» (из слов преподобного Серафима).

Если достигнут родители того, то
все осталь­ное: и образование, и развитие дарований, и здо­ровье, — все
приложится само собой, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и
правды Его, и это все приложится вам»  (Мф. 6, 33).

Преподобный Серафим говорил одной
матери: «Матушка, матушка. Не торопись учить детей-то по-французски и
по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».

Как достигнуть этого, как
«приготовить душу» детей?

При решении всякой задачи следует,
как гово­рят мудрецы, искать идеального решения. «По­ставьте себе идеал как
можно выше и стремитесь его достичь», — советует один из философов. И хотя бы
такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни,
все же к нему надо стремиться по мере сил и возможностей.

В самом важном для родителей деле
— деле ду­ховного воспитания детей следует также бояться той «теплохладности»,
которая ненавистна Госпо­ду (Откр. 3, 15). И даже если указания отцов Церкви и
опыт благочестивых мирян будут рас­ходиться с современными взглядами — не
станем отвергать эти указания и этот опыт.

Не будем повторять тех, которые
некогда гово­рили, слушая Христа: «Какие странные слова! кто может это
слушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого Апостола: «Если кто из вас
думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3,
18).

Образование и трудовые навыки

А что сверх всего этого, сын мой, того берегись:
составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.

Еккл. 12, 12

В условиях современной жизни
родителям не­легко влиять на светское образование детей: для младшего и
среднего возраста программа стандарт­на и дается государством.

Было бы бесполезно обсуждать — что
из этой программы образования является действительно необходимым и что ненужным
балластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом,
реагируя на него так, как делали это христиане первых веков — времен господства
язычества.Вопрос для родителей состоит только в том — нужно ли дополнять
чем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания).

Этот вопрос следует решать строго
индивиду­ально — в зависимости от склонности ребенка.

В общем случае — этого делать не
надо, и все свободное время, которое остается у школьников и их родителей,
употреблять на дополнение свет­ского образования духовным (изучение Священно­го
Писания, истории Церкви, жизни святых отцов и богослужения).

Нужно помнить, что всякое светское
дополне­ние школьного образования будет отнимать время и силы и отразится
ослаблением духовного разви­тия, о значении которого для души ребенка гово­рить
излишне. И не будут ли подобные — допол­нительные к школе занятия (светскими
науками) теми «заботами житейскими», которыми не следу­ет отягчать свои сердца
по заповеди Самого Гос­пода (Лк. 21, 34).

Вспомним также слова Премудрого
Соломона, который говорит, что «много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12,
12). Из этих слов видно мне­ние Соломона, что приобретение истинной мудро­сти
не зависит от количества прочитанных книг. О том же пишет епископ Феофан
Затворник: «Пусть считается главным — изучение веры, пусть лучше время
назначается на дела благочестия и в случае столкновения преимуществуют
последние над уче­ностью».

Но для некоторых детей могут быть
сделаны исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства проявляются
определенные склонности, например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природы
и т. д. В этом случае родителям надо способствовать развитию в ребенке
соответствую­щих, данных ему от Бога, талантов и искать со­ответствующих
учителей. Занятия с последними подготовят ребенка для будущей специальности.

Другое дело с развитием в ребенке
специальных трудовых навыков. Этой стороной образования в интеллигентных семьях
обычно пренебрегают.

Выше (см. главу «Спасение душ
родителей бо­лее всего зависит от детей») уже говорилось о не­обходимости
приучения детей с самого раннего возраста к труду и привычке по возможности са­мим
обслуживать себя. Воспитывая детей, родите­ли могут постепенно развивать у них
специальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни им пригодятся,
будут облегчать жизнь, сде­лают их более полезными членами общества, а может
быть, и дадут кусок хлеба в трудные мину­ты жизни или в тяжелые годины.

Как правило, каждая мать должна
научить своих дочерей уменью шить простые платья и белье, вя­зать и производить
перешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем,
быть обучена уменью готовить пищу и хорошо раз­бираться в сортах и качестве
продуктов питания.

Для мальчиков очень важно овладеть
начатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонте­ра, переплетчика и
т. п.

Девочек можно научить
художественному ши­тью и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезно
приобрести начатки знаний и на­выков в области медицины, как-то: уменья пере­вязывать
и бинтовать раны, оказывать первую по­мощь в несчастных случаях и т. п.

Если в распоряжении семьи имеется
клочок земли, то всех детей следует приучать к практике огородного дела и
садоводства.

Чем глубже знания удается дать
детям по ка­ким-либо из вышеперечисленных профессий, тем лучше: родители могут
быть спокойны за дальней­шую участь своих чад в практическом отношении. Они
всюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.

А в заключении я хотел бы привести
слова одной матушки:

«Учитывая современную обстановку,
важно про­являть осторожность в требованиях к детям, кото­рые могут в ряде
случаев давать не положитель­ные, а отрицательные результаты,

Ребенок встает утром в школу с
трудом, как это наблюдается у большинства детей. Никакой физ­зарядки он не
делает, но родители следят, чтобы он встал на молитву. Так пусть же молитва
крош­ки будет проста, но горяча, идущая от сердца: «Господи! Я иду в школу!
Помоги мне быть вни­мательным, прилежным, сообразительным. Сохра­ни меня от
злых людей, от бед, от ошибок. По­шли мне, Господи, ангела святого, чтобы он
мне помог и хранил меня. Я иду по Твоей воле, так благослови же меня, Господи!»
И перекрестясь благоговейно, пусть бежит малыш с сознанием, что идет исполнять
дело, порученное ему Богом.

Но что мы нередко наблюдаем на
деле? Малыш наспех твердит заученные, непонятные ему молит­вы, небрежно
крестится, кладет поклоны и косит­ся на часы. «Ах, как длинна эта молитва!» —
ду­мает он. Но сократить нельзя, его слушает бабуш­ка. Вдруг телефонный звонок.
Бабушка уходит, какое счастье! Можно уйти поскорее, чтобы по­резвиться с
ребятами лишние минуты на школь­ном дворе. Малыш упустил длинный ряд поми­нальных
молитв и имен, но зачем ему они? Он не знал этих людей, имена которых ему
велено про­износить, так не все ли равно для крошки, что ждет за гробом их
души? «Да притом же они и так в раю, ведь бабушка говорит, что они были хорошие
люди», — рассуждает он. В школе ребята с аппетитом завтракают сосис­ками,
колбаской и т. д. А наш малыш смотрит на | них с завистью и с осуждением:
«Греховодники! А ведь сегодня пост!» Постепенно недоброжелатель­ство к
товарищам, рожденное завистью и осужде­нием, растет у малыша. Он охотно дерется
с то­варищами и слывет за «нервного» и «недотрогу». Но проходит некоторое
время, и вот малыш уже дома не всегда и не сразу слушается родителей. Его
наказывают, и он боится уже этих наказаний. Приходится ему скрывать свои
поступки: опозда­ния, лень, шалости; приходится обманывать мать, отца и др. Так
за чем же дело стало? Он вскоре купит себе в буфете сосисок, ведь «они» не
узнают, а Бог? «Да я покаюсь на исповеди, скажу в общем: «не
слушался», ну и все. Батюшка отпус­тит, и Бог простит».

Так понемногу внутренне дитя
«отделывается» от строгости и подвигов веры и начинает чувство­вать себя бодрее
и веселее. А кто как не родите­ли виновны в том, что иго стало ребенку непо­сильным,
и он стремится его сбросить? Что молитве-то настоящей его не научили? Молитва
есть беседа души с Богом, как с любящим Другом, а нашему сыну религия и Бог
были преподносимы как бесконечные ограничения, томления и страда­ния. Вера,
которая должна бы его окрылять и де­лать счастливейшим из людей, она стала с
детства его бичом, отнимающим радости жизни.

Подросток становится мрачен,
озлоблен и скры­тен; отказывается вскоре от всех внешних прояв­лений веры: от
постов, от молитв, от церкви и т. д. Ужас родителей нельзя передать, но этого
сле­довало ожидать, с того дня, как они увидели скуку и тоску в глазах ребенка
в ответ на их призыв к молитве, церкви и т. д.

Книга толкует о благодатных
утешениях, кото­рые должны заменять верующей душе земные бла­га. Но ведь до
благодатных-то утешений надо до­расти! Дух-то Божий надо стяжать! Надо побороть
в себе дурные наклонности, а борец-то должен быть прежде всего С УМОМ! А ума-то
как раз у дитяти нет. Поэтому «иго» религии его тяготит и сломит, если оно
возложено на него с детства не осторожной и мудрой, а только лишь строгой и
требовательной рукой.

Надо бояться «пересолить» больше,
чем недосо­лить. Не всякой душе дано с детства ощущать ве­яние Духа Святого.
Насильно благодать душе не привьешь. Если тот, кому даны четыре таланта,
чувствует Бога и отраду пребывания с Ним с мла­денчества, то тот, кому даны лишь
два, почувству­ет эту благодать лишь на краю могилы, свершив уже свой жизненный
путь, полный подвига. Так не надо нагружать дитя всеми внешними форма­ми
религии, чтобы отрок не отбросил свои «два таланта», не закопал их, решив, что
пять ему все равно не приобрести, так стоит ли стараться при­обретать четыре?
Но Господь дал второму ту же награду, что и первому, потому что у Него нужны
всякие сосуды — и глина, и металл, и фарфор, и хрусталь. Так и у всякого своя
мерка на молитву, лишь бы она шла от сердца и горела любовью к Богу, чтобы
религия была юной душе отрадой, опорой, руководством в жизни, а не тяжким бре­менем,
мешающим идти. Помоги Бог воспитате­лям, поистине мудрость змеиная нужна им, о
чем да просят они Бога усердно и горячо. Нельзя подходить всегда лишь
схематично к вопросу воспи­тания детей. Надо учитывать наследственность и то,
что сами родители — грешные люди. А книга написана так, как будто родители уже
святы и должны быть святы их плоды. Но на самом-то деле родители сами без конца
падают (греховно), и дети с пеленок видят вокруг себя грех.

Не услышим ли мы голос Господа: «Сначала вынь бревно
из своего глаза..?»

Поэтому основное внимание
родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на вос­питание себя
самого. Кто себя не сумел воспи­тать, как сумеет воспитать другую душу? До семи
лет, пока ребенок слов не понимает, его можно заставлять силой повиноваться, то
есть применять наказание. Но в отроческом возрасте надо дей­ствовать лишь
убеждением, иначе будет одно зло: кончится дружба между воспитателями и детьми,
кончится и влияние старших. Надо твердо по­мнить: «Насильно мил не будешь».
Если ребенок не любит отца и мать, то зря они стараются по­добрать ему книги,
общество и т. п. Он ускольз­нет от их влияния. Поэтому прежде всего надо беречь
любовь и уважение к себе детей. Потеряв это — потеряешь и детей. Можно зачастую
и сде­лать ослабление к своим требованиям, то есть быть снисходительным и
прощать, как и Христос прощает нас.

Бог есть Любовь. Если нарушен этот
прин­цип — нарушено все в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты,
духовное чтение, молитвословия и т. п. Нет любви в семье — зна­чит нет среди
нас и Бога. А любовь не раздража­ется, не гордится, не ищет своего. А в какой
семье нет подобного греха? Дети все чувствуют, чув­ствуют и уход благодати из
семьи. Остается внеш­нее, без внутреннего содержания. Соль, потеряв­шая силу.

Слава Богу, что у нас есть
Таинство покаяния, после которого можно начинать все сначала. Прежде всего надо
воззвать к Богу, попросить Его от всей души помочь подняться из той пропасти, в
которой мы находимся. А с ребенком — идти нога в ногу: вникать в его желания,
объяснять их ему, помогать разобраться в картине, в книге, в жизни, указать, к
чему что ведет, ибо грех в жиз­ни часто украшен в красивую, обольстительную
оболочку, а потому сильно влечет немудреную, простую душу ребенка.

Будем же стараться, чтобы из наших
семей ни­когда не ушла Любовь.»

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий