Формирование эстетической культуры студенчества: вопросы и противоречия
Файзуллин А.Ф.
Противоречия в осуществлении целей и задач эстетической
культуры и эстетического воспитания, хотим мы того или нет, действительно существуют.
Связаны они прежде всего с наличием ряда недостатков и упущений в организации этого
процесса. Тогда, может быть, лучше говорить о преодолении не противоречий, а недостатков
и упущений в эстетическом воспитании? Думается, что речь не идет только об определенных
субъективных недостатках и упущениях в постановке, организации и проведении эстетико-воспитательной
работы, а также о противоречивых устремлениях людей и интересах классов, социальных
групп в сфере эстетической культуры, о различных культурно-эстетических предпочтениях,
ценностях и т.д., хотя все это тоже весьма важно выявить и проанализировать. Речь
идет о существовании определенных объективных и субъективных обстоятельств, противоречивых
по своей природе несоответствий между потребностями и возможностями, между реальными
потенциями и практической их реализацией, а также между теорией эстетической культуры
и практикой эстетического воспитания, между тем, что мы говорим, что провозглашаем,
какие цели и задачи ставим, и как их конкретно реализуем и реализуем ли вообще.
Настало время искать пути и средства разрешения этих противоречий, причем не только
в теории, но, самое главное, и на практике. Все дело в том, насколько мы сегодня
готовы, насколько способны создавать необходимые условия для нормального развития
и функционирования эстетической культуры людей, всего общества.
Какие же противоречия конкретно мы видим в осуществлении
целей и задач эстетической культуры и эстетического воспитания, и что можно было
бы предложить для их преодоления?
Первая и самая основная группа противоречий, которую мы
намерены здесь рассмотреть, это противоречия между тем, что говорится или обосновывается
в теории, провозглашается в политике и тем, что есть на практике, в реальной действительности.
Раздвоенность здесь во многом существует весьма значительная, она оказывала и оказывает
самое сильное воздействие на результативность и эффективность культурно-эстетической
работы.
Другая группа противоречий в осуществлении целей и задач
эстетической культуры и эстетического воспитания на современном этапе это противоречия
между более высоким уровнем общей культуры развития людей, новыми решаемыми проблемами
и во многом устаревшими формами эстетического развития людей. В большинстве случаев
в эстетико-воспитательной работе применяются почти те же формы, какие применялись
20, 30, а то и 40 лет назад без какой-либо их трансформации в соответствии с современными
условиями, требованиями и возможностями, национальными традициями и т.д. Это во
многом обесценивает и снижает результативность работы по эстетическому воспитанию.
Проблема поиска и внедрения новых форм культурно-эстетической, воспитательной работы
имеет особое значение для молодежи, студенчества, что объясняется его тягой к новому,
оригинальному, интересному.
Еще одна группа противоречий связана с существующими и
все более обостряющимися в связи с переходом к рыночным отношениям несоответствиями
между растущими материально-культурными и духовными потребностями людей и все более
низкими возможностями их «реализации». Данная проблема имеет два аспекта. Один из
них связан с более рациональным и полным использованием тех скромных возможностей,
которыми мы все же располагаем. Другой аспект рассматриваемой группы противоречий
это важная, с точки зрения достигнутой степени, реализация (или, наоборот, нереализация)
заложенных в основу демократического общества принципов справедливости, определенного
равенства и в сфере эстетической культуры. Проявляется этот аспект в предоставлении
и формировании для широких социальных слоев реальных условий и возможностей для
так называемого потребления эстетических ценностей, особенно престижных, которые
всегда пользовались и пользуются повышенным спросом.
Еще большую важность проблема социальной справедливости
приобретает в связи с необходимостью создания условий и возможностей для проявления
эстетических творческих способностей, умений и навыков, шире возможностей понимать
красоту (как принято говорить жить и творить по «законам красоты») не как привилегии
каких-либо избранных групп, а как всеобщего права. Хотя нужно отдавать себе отчет
в том, что в условиях перехода к рынку, приватизации, постоянно растущих цен, в
том числе, и на культурные услуги, достижение справедливости, какого-либо равенства,
доступности в сфере эстетического творчества и его потребления становится все более
проблематичным. Реальность состоит в том, что, очевидно, от общества, государства
все меньше можно будет ожидать помощи и поддержки в этом вопросе и все больше надо
будет рассчитывать на себя, на свои способности и возможности.