Французские философы-просветители XVIII века об общественном прогрессе и цивилизации

Дата: 13.02.2016

		

План:

1) Французское Просвещение XVIII века и его основные черты.

2) Идея общественного прогресса.

3) Понятие цивилизации

4) Представления о государстве.Теория разделения властей.

 1) Французское Просвещение и его основные черты.

18 столетие в истории Европы известно под названием «века Просвеще-

ния».В первую очередь,это был век Вольтера,Руссо,Дидро,Монтескье,Кон-

дорсэ,француских философов,развивавших цельную и достаточно стройную

философскую концепцию — концепцию Просвещения.

В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений,кото-

рые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветите-

лей на общество и общественное развитие.

* Важнейшим элементом,основной философии Просвещения было убеждение в

том,что все существующее в мире не только может,но и должно быть

объяснено на основе разума,т.е. рационалистически.Просветители явля-

лись прямыми наследниками «научной революции 17 столетия»,связанной

с открытиями Ньютона,Декарта,Галилея.Смысл ее может быть прекрасно

передан знаменитой фразой Галилея:»Природа,синьор,насмехается на ре-

шениями и повелениями князей,императоров и монархов и по их требова-

нию не изменила бы ни на йоту свои законы и положения«.Деятелям »на-

учной революции 17 в.» было введено понятие научного закона как объ-

ективной и независимой от желания человека связи между явлениями

природы.Просветители распространили это понятие и на общество.По

мнению философов Просвещения,не только природа,но и общество должно

быть подвергнуто беспристрастному научному анализу,осмыслено рациона-

листически,с точки зрения действующих в обществе законов,

* Важнейшим законом развития общества философы — просветители считали

то,что оно развивается от менее развитых форм к более развитым,т.е.

по пути прогресса.Именно просветителями была введена в философский

оборот идея общественно — исторического прогресса,

* Рационализм в сочетании с идеей общественно — исторического прогрес-

са служил в теориях просветителей обоснованием для критического ана-

лиза существующей общественной действительности.Критерием разумности

существующих общественных институтов служило прежде всего их соот-

ветствие требованиям разума,естественным правам человека (к ним от-

носились независимость личности и признание свободы человека),идее

прогресса.Современный общественный порядок порицался просветителя-

ми.Они критиковали абсолютную власть монарха,сословный строй,ограни-

чение личных прав и свобод,религиозные суеверия и невежество.Просве-

тители сформулировали стройную концепцию реформ,охватывающих все

сферы общественной жизни,направленную на достижение так называемого

«общественного блага»,общественного строя,при котором удовлетворяют-

ся потребности каждого члена общества,

* Осуществление этой программы реформ они связывали главным услови-

ем:Просвещением общества,распространение в различных его слоях науч-

ных знаний,норм морали,искоренение суеверий и невежества.Публикация

знаменитой «Энциклопедии» под руководством Дени Дидро рассматрива-

лась как первый шаг к просвещению общества,

* Особые требования предъявляли просветители к верховной власти.Они

по-разному трактовали вопрос о происхождении государства, но были

одинаково убеждены в необходимости установления власти просвещенных

правителей,которые на основе общих философских доктрин разрабатывают

программу конкретных политических действий и реформ.

Сказанного достаточно,чтобы понять,почему именно Просвещение стало

идейной основой Французской революции 18 века,направленной против

«старого порядка»:абсолютизм короля,сословного строя,бесправия
кресть-

ян,революции,выдвинувшей знаменитый лозунг «свободы,равенства и братс-

тва».

Теперь разберем подробнее отдельные аспекты воззрений философов —

просветителей.

 2) Идея общественного прогресса.

Идея общественно — исторического прогресса в определенном смысле бы-

ла ядром философии просвещения.

 1Далее необходимо включить материал о:

 а) понятий общественно-исторического прогресса у Кондорсэ,

 б) критерии общественно-исторического прогресса у просветителей и

дать их оценку с точки зрения последующего исторического опыта и сов-

ременных представлений (см.вопрос о «понятии и критерии
общ.ист.прог.»)

 3) Понятие цивилизации.

Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие циви-

лизации.По их мнению,цивилизация представляла собой,с одной сторо-

ны,определенный этап в развитии человеческого общества,следующий за

дикостью и варварством,с другой ,- всю совокупность достижений челове-

ческого разума т их воплощений в общественной жизни различных народов.

Употребляя термин Цивилизация в первом его значении,они подчеркива-

ли,сто цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отлича-

ют:возникновение пашенного земледелия,появление государства и писанно-

го права,городов,письменности.

Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого ра-

зума,они имели в виду признание естественных прав человека,уважение

его прав и свобод,осознание верховной властью ответственности перед

обществом,открытия науки и философии.

4) Представления о государстве.Теория разделения властей.

Большое значение просветители придавали государству.Напомним,с поли-

тикой государства они связывали надежды на успех общественных преобра-

зований и достижение «общего блага».

В философии Просвещении развивались различные варианты теории об-

щественного договора.Многие просветители разделяли концепцию Дж.Локка

(необходимо подробно рассказать о ней — см.вопрос «теория общ.до-

гов.).Своеобразный вариант теории общественного договора разработал

Руссо (необходимо подробно рассказать о взглядах Руссо — «теория
о.д.»)

В рамках общей концепции Локка развил свою знаменитую теорию разде-

ления властей Шарль Монтескье (1689-1755).В трактате «О духе законов»

он утверждал,что идеальный государственный строй должен быть построен

на основе принципа разделения властей,т.е. независимости в своих сфе-

рах трех ветвей власти — законодательной,исполнительной и судебной.По

его мнению,такое разделение властей устанавливает их равновесие,не да-

ет простора для злоупотребления ,гарантирует соблюдение норм «общего

блага».Законодательная власть,опирающаяся на народное представитель-

ство,уравновешивает исполнительную власть короля и при это обе они

признают независимость третьей,судебной,власти.

Теория разделения властей,восходящая к некоторым идеям Аристоте-

ля,является важнейшим элементом современной представительной демокра-

тии.

 Основные понятия:

Просвещение,рационализм,теория разделения властей,общественный дого-

вор,«общее благо».

 Вопросы и задания:

1) Дайте определение основным понятиям темы.

2) Какие представления лежали в основе философии Просвещения?

3) Почему философия Просвещения явилась идейной основой Французской

революции 18 века?

4) Какие представления Просвещения отвергаются современным обществоз-

нанием? Используйте материал предыдущих тем.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий