Порядок и хаос

Дата: 13.02.2016

		

Хорхе Анхель Ливрага

Сегодня
мы будем говорить о хаосе и о порядке. Во всем мире, во всех древних религиях и
воззрениях существовало объяснение такого понятия, как хаос.

Например,
в «Теогонии» Гесиода мы видим, что хаос породил всех богов, то есть из хаоса
происходят все известные нам греческие божества — от громовержца Зевса до
Гекатонхейров, имеющих много форм.

В
Китае хаос изображали в виде круга или яйца, из которого возникает всё —
возникает из пустоты этого круга, из окружности, точнее даже, из нефритового
кольца, которое вы много раз видели в музеях.

В
Древней Индии говорится о великих циклах хаоса — Пралайях либо Маха-Пралайях. В
течение Маха-Пралайи спит жизнь, спит все, и, согласно древним книгам, не
существует ни моря, ни земли, ни звездного неба. Более древние тибетские
тексты, например созданная еще до Будды Книга Дзиан, говорят о том же. Вначале
не существовало ничего, все было в состоянии ожидания; две первопричины как
своего рода первая пара зачинают всё: Пракрити, или Мулапракрити (первичная
материя), и Пуруша (дух).

Мы
встречаем хаос и в еврейской Каббале, где говорится об Адаме Кадмоне — не об
Адаме и Еве, а о первом Адаме, об Адаме Кадмоне, первом, кто возникает из
Хаоса; в Сефер Иецира также вначале рождается Кетер, Корона, как инициатор,
причина всего проявленного — Малкута и Шекини.

В
представлении жителей древнего Шумера, Вавилона и всех народов, населявших
восточные горы и область между Тигром и Евфратом, хаос — это некий огромный
предмет или большой диоритовый камень, который возник из черных, неведомых вод,
и этим водам невозможно дать определение.

Вы
знаете также, что в библейском Ветхом Завете, который христиане заимствовали у
евреев, говорится, что вначале ничего не было, и Бог создал землю и небеса.

Даже
народы доколумбовой Америки, для нас немного экзотические и малоизвестные, и в
«Пополь-Вухе», и в «Чилам Баламе» также упоминают хаос как исток всех вещей; во
всех дошедших до нас книгах и кодексах хаос описывается как противоположность
космосу, то есть порядку, который должен возникнуть.

Вы
также знаете, что, по Платону, хаос предшествует каждому проявлению. Вслед за
ним приходят чистые, абстрактные и абсолютные архетипы, они постепенно, шаг за
шагом опускаются в материю, пока не создадут Вселенную и человека. Эту идею
повторят Плотин и Маркион в неоплатоническом учении о Макрокосме и микрокосме:
Макрокосм, Вселенная, возникает из хаоса и дает начало микрокосму — малой
жизни, или человеку, образу и отражению Вселенной.

Подобные
воззрения бытовали даже у североамериканских алгонкинов: Маниту, бог молнии и
неба, появился из темной беззвездной ночи или из пасти волка.

Понятие
хаоса встречается и у народов Северной Европы. В германской мифологии и у
скандинавов хаос — начало всех вещей. Они пытались придать ему какой-то образ,
но трудно дать образ тому, что невообразимо, описать то, что не поддается
описанию, и поэтому они называют его Гимнунгагап. Это нечто подобное огромной
застывшей бездне, где все существует в потенциале, а не в реальности; это
бездонная пропасть, полная смерзшейся пыли с глыбой льда в самом центре. Глыбу
эту лижет существо, напоминающее корову, лижет до тех пор, пока не придаст
облик первичным элементам, которые должны воплотиться.

Даже
сегодня в английских деревнях рассказывают о Хампти Дампти — персонаже, голова
которого, столкнувшись со стеной, разбивается на тысячу кусков, и из этих
кусков потом рождаются гномы и многие другие сказочные существа. То же
происходит с индусским божеством Падма-пани, чья белая голова рассыпается на
множество цветов и оттенков, уравновешивающих вселенную.

В древних традициях хаос — начало всего.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий