Понятие труд. Здесь мы приведем основные подходы к определению труда
Карл
Маркс определяет труд, как универсальную сознательную деятельность человека, в которой
он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения
сущностных потребностей.
Также,
Маркс определяет труд как процесс, совершающийся между человеком и природой, в
котором человек, собственно деятельностью, опосредует, контролирует и
регулирует обмен между собой и природой.
Такое
определение, скорее философского характера. нежели социологического.
Американский
ученый Вотсон определяет труд, как выполнение задачи, которая позволяет людям
производить средства к существованию, в пределах окружающей среды, в процессе
которого люди самоосуществляют, саморегулируют себя.
Таким
образом, труд понимается как процесс деятельности человека, направленный на
самореализацию и получение определенной выгоды.
Отечественный
социолог Верховин, дает определение трудовой деятельности.
Трудовая
деятельность, в его понимании, это относительно жестко фиксированный в
пространстве и времени, целесообразный ряд операций и функций, совершаемых
людьми, как правило, в рамках производственных организаций. В результате
трудовой деятельности осуществляется производство: 1) товаров, 2) оказание
услуг, 3) разработка научных идей, 4) аккумуляция информации.
Любую
трудовую деятельность, считает Верховин, можно разложить на следующие
компоненты:
1)
сам набор трудовых операций;
2)
набор качеств субъекта труда;
3)
нормативная структура трудовой деятельности.
Таким
образом, труд это процесс человеческой деятельности, ограниченный
определенными пространственно-временными рамками, и имеющий специфические
компоненты и характеристики.
Карл
Маркс определяет процесс труда, как процесс приложения к сырью и материалам
человеческой рабочей силы, с целью создания продукта труда, который обладает
определенными полезными свойствами.
Процесс
труда имеет следующие компоненты:
1.
Предмет труда то, на что направлен процесс трудовой деятельности.
2.
Средство труда те инструменты, при помощи которых оказывается воздействие на
предмет труда.
3.
Результат (продукт) труда оббъект, который обладает требуемыми полезными
свойствами.
Характеристиками
трудовой деятельности можно обозначить:
1.
Содержание труда, те операции, которые человек выполняет в процессе трудовой
деятельности. В них входит уровень сложности труда, степень самоорганизации
человека, степень многообразия трудовых функций. Уровень сложности труда
определяется уровнем образования и навыков, времени подготовки работников,
необходимых для выполнения трудовых операций. Степень самоорганизации человека
в процессе труда зависит от характера регламентированности его трудовой деятельности
и степени его самостоятельности в процессе труда. Степень многообразия трудовых
функций зависит от характера выполняемых функций либо стереотипных, заданно
повторяющихся, либо носящих творческий характер.
2.
Условия труда внешние факторы, оказывающие влияние на трудовую деятельность
человека. Это технико-технологические условия труда, тяжесть труда,
санитарно-гигиенические, материально-бытовые и социально-психологические
условия труда.
3.
Организация труда система рационального соединения средств производства и
рабочей силы, в целях производства определенной продукции. В нее входят степень
кооперации в труде, подбор и расстановка кадров, форма оплаты и материального
стимулирования труда, планирование и учет труда.
СОЦИАЛЬНЫЕ
ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА.
Общественный
труд выполняет следующие функции:
1.
Производство общественного богатства.
2.
Формирование и развитие общества.
3.
Удовлетворени человеческих потребностей.
4.
Формирование и развитие самого человека.
ТРУДОВОЕ
ПОВЕДЕНИЕ.
Под
трудовым поведением понимается совокупность способов осуществления трудовых
функций.
Каждый
человек по-своему относится к выполнению своих трудовых функций.
Трудовое
поведение регулируется действием определенных норм и ценностей. Работник может
рассматривать свою трудовую деятельность, как самоценность и средство
реализации ценностей.
Трудовое
поведение регламентируется определенными нормами, такими как юридические нормы,
технологические нормы и профессионально-должостные нормы. Юридические нормы
закреплены в трудовом законодательстве,профессионально-должостные нормы
записаны в должостных инструкциях.
Также,
необходимо введения понятия имплицитного контракта. Это такое негласное
соглашение между работником и работодателем, которое определяет тот вклад,
который делает в него каждая из сторон. И та и другая сторона имеют свои
ресурсы и мотивы. Так, со стороны работника, в качестве ресурсов выступают его
знания и умения, а со стороны работодателя капитал.
Со
своей стороны, работник вкладывает в имплицитный контракт физические и
интеллектуальные усилия. Также, работник может терпеть определенные издержки в
процессе трудовой деятельности, такие как потрея времени, здоровья, потеря
части своей автономии, всилу подчиненности работодателю и зависимости от него.
Кроме
этого, работник претендует на определенное вознаграждение, в виде заработной
платы, возможности получения удовлетворения в труде, самореализации, повышении
статуса, а так же безопасности в виде стабильности трудоустройства.
Формы
трудового поведения работника:
1)
сопротивление изменениям и нововведениям это рациональная форма реакции.
Работник может сопротивляться каким либо нововведениям в трудовой процесс,
сделанных работодателем, даже если эти нововведения направлены на улучшение
условий труда и повышение эффективности труда. Это сопротивление обусловлено
тем, что работник может воспринимать эти нововведения, как нарушение его
определенных прав, закрепленных в имплицитном контракте.
Формы
трудового поведения:
2)
приспособление, защита: (уход с работы, отсутствие на рабочем месте,
отчужденные формы активности)
3)
Девиантное поведение (обман, жульничество, деструктивные психологические формы
реакции, саботаж)
4)Манипуляция
правилами осуществляется уход от формальных правил, во имя достижения целей.
Трудовые
ориентации то значение, которое человек придает своей трудовой деятельности
и, исходя из которого, он действует и думает, относительно своей трудовой
деятельности.
Ценностное
отношение к труду:
Определяется
культурой, так, например, в Греции ценностью был отдых, безделье. В
православной культуре труд понимается как средство отвлечения от греховных
мыслей. В католичестве труд кара за первородные грехи человека, а в
протестантизме труд необходимое условие земной жизни, а успех в труде
пропуск в жизнь загробную.
Карл
Маркс предложил понятие отчужденног труда, которое наступает при условии
отчуждения от продукта собственного труда, от сотрудников и от самого процесса
труда.
Энтони
предложил критический анализ марксистского понимания отчуждения, говоря, что
Маркс рассматривал отчуждение труда, как абсолютный, объективный процесс, не
задумываясь о том, как сам человек относится к своему труду, и вообще, вся
идеология Маркса была трудоориентирована.
Отчуждения
от труда можно замерить такими объективными критериями, как степень безвластия,
внерабочее общение сотрудников.
Сейчас,
труд разделился на работу, дающую человеку внутреннее удовлетворение и на ту,
котороае дает удовлетворение внешнее. Первая обеспечивает выполнение сложных
задач, человек самовыражается в труде. Вторая предполарает, что работа не
является самоцелью, а лишь средством удовлетворения других потребностей и
человек самореализуется вне работы.
Лохвуд
и Гудтропп предлагают 4 вида трудовых ориентаций:
1)
инструментальная
работа
имеет значение, как средство получения дохода; четко разделены труд и досуг,
работник включен в организацию исключительно по рассчету и характерно слабое
личностное участие в труде.
2)
бюрократическая
Труд
производится во имя карьеры, нечетко разделены отношения работы и
непроизводственной сферы, работник включен в организацию, на основании чувства
долга, личностное же участие в труде зависит от статуса работника.
3)
солидаристическая
Экономическое
значение работы органичено групповой лояльностью, характерны взаимоотношения с
коллегами и вне трудовой сферы, включенность в организацию идет на моральных
основаниях, вследствие идентификации с фирмой, характерна сильная эмоциональная
включенность в трудовой процесс.
4)
профессиональная
человек
ориентирован на сам процесс работы, и удовлетворен содержанием работы, глубоко
включен в процесс труда.
В
социологическом анализе трудовых ориентаций, результат зависит от характера
социальной ситуации. Инструментальных ориентаций придерживаются работники
ручного труда, бюрократических т.н. «белые воротнички»,
солидаристических работники традиционных профессий.
Удовлетворенность
трудом эмоциональное состояние, в котором выражается степень соответствия
между теми требованиями, которые человек предъявляет к своей работе и ее объективными
характеристиками. Выделяют общую и частную удовлетворенность трудом. Общая
удовлетворенность характеризуется удовлетворенностью работой в целом, а частная
степенью удовлетворенности конкретными аспектами работы, например зарплатой.
Херцберг
предложил двухфакторную теорию трудовой мотивации. В 60-е годы, эмпирические
исследования инженеров и служащих промышленных предприятий показали, что
удовлетворенность и неудовлетворенность трудом, имеют различные состояния.
Неудовлетворенность вызывают «гигиенические факторы», такие как,
политика компании, стиль руководства, зарплата, безопасность, наличие гарантий
и страховок, отношения с коллегами. Состояние удовлетворенности вызывают
«мотиваторы», такие как, содержание труда, сознание своих достижений,
признание достижений окружающими, чвство ответственности, самоорганизация в
труде, самореализация в труде. Эту теорию критикуют за абстрактный (общий)
подход к работнику.
Удовлетворенность
трудом формируется, в основном, под влиянием сознания. Но она рассматривается
не только как индивидуальное явления, но, как зависимое от культуры общества,
от тех требований, которые предъявляются к труду. На удовлетворенность работой
у служащих оказывают влияние творческий характер труда, возможность
использования своих умений и навыков, перстиж профессии, степень
контролирования трудового процесса, возможность интегрирования в группе.
Неудовлетворенность же вызывают частичность и бесполезность работы.
Взаимоотношние
работы и непроизводственной сферы важный аспект понимания трудового
поведения. Непроизводственная сфера задает тот спектр потребностей в товарах и
услугах, который реализуется в сфере труда. Это сфера формирования трудовых
ориентаций, потребностей, это взаимодействие идет через мировоззрение человека.
Лохвуд
и Гоулдпорт полагают, что у работников квалифицированного труда мировоззрение
близко к мировоззрению среднего класса.
Стенли
Паркер раскрывает связь труда с досуговой сферой: сущсетвует три типа
взаимодействия работы и непроизводственной сферы:
1)
расширение ( работа расширяет свои пределы в досуг), 2) нейтральное ( для
рутинного, нефизического труда), оппозиция ( отдых, компенсация в досуговой
сфере).