Украинская литература 60—90-х гг.

Дата: 12.01.2016

		

Е. Кирилюк

Общие
для Украины и России социально-экономические и политические условия после
реформы 1861 были таковы: капиталистические силы получили возможность более
свободного развития, углубляя классовую диференциацию в среде крестьянства,
создавая условия для дальнейшего роста рабочего класса и выхода его на
историческую арену. Наряду с этим еще давали себя чувствовать остатки
крепостничества, феодализма и в связи с этим ужасающее обнищание деревни и
протест угнетенных крестьянских масс. В народных массах и в части дворянской
интеллигенции зарождались национально-освободительные стремления. Своеобразная
особенность украинского исторического процесса определялась колониальным
положением Украины в условиях царизма. Политика украинского буржуазного и
помещичьего класса была внутренне противоречива. Поддерживая царизм, многие
украинские буржуа и помещики одновременно были носителями идей национализма.
Такова была социально-историческая атмосфера, в которой формировался этап
развития украинской литературы данной эпохи.

В
«Критических заметках по национальному вопросу» Ленин, говоря о
досоциалистическом классовом обществе, подчеркивал, что «в каждой национальной
культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической  и
социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая
масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и
социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в
большинстве черносотенная и клерикальная) — притом не в виде только
„элементов“, а в виде господствующей культуры» (т. XVII, ст. 139). В У. л.
эпохи промышленного капитализма мы различаем, с одной стороны, литературу
демократическую и, с другой стороны, литературу, проникнутую идеями
буржуазно-помещичьего класса.

Одной
из причин, тормозивших свободное развитие У. л. данной эпохи, являлся ряд
распоряжений царского правительства [1863, 1876], направленных к ограничению
печатания книг на украинском языке, ограничению, иногда сводившемуся почти к
полному их запрещению. В У. л. эпохи капитализма начинают играть видную роль
писатели Западной Украины, находившейся в почти таких же колониальных условиях,
но в составе другого государственного организма — австро-венгерской монархии
(І. Франко и друг.). В эту же эпоху более широко развивается украинская
периодика, особенно заграничная. Первый толстый журнал «Основа», издававшийся в
Петербурге с начала 1861 и сыгравший значительную роль в развитии украинской
буржуазной литературы, стимулировавший творчество ряда начинающих писателей (А.
Свидницький, С. Руданський и др.), в конце 1862 прекратил свое существование.
Ряд украинских писателей печатался в заграничных украинских журналах: «Правда»
(Львов, 1867—1879), «Зоря» («Заря», Львов, 1880—1897). Оба журнала были
органами украинской националистической буржуазно-клерикальной партии
«народовцив» (нельзя их смешивать с народниками). В 70—90-х годах некоторые
произведения украинских писателей выпускались в Женеве (Швейцария)
издательством, организованным политическим эмигрантом, либералом-националистом,
видным украинским ученым М. Драгомановым.

Если
в предыдущую эпоху разложения феодально-крепостнического строя ведущую роль в
У. л. играла поэзия, в частности произведения гениального революционного поэта
Т. Г. Шевченко, то в эпоху капитализма более широкое развитие получила проза.
Один из видных представителей ее, Анатоль Свидницький (1834—1871), приобрел
известность своей большой повестью «Люборацькі» (Люборацкие). В искаженном виде
эта повесть была напечатана (спустя 14 лет после смерти автора) в журнале
«Зоря» [1886], а вслед за тем — отдельным изданием. Спустя еще 15 лет
произведение Свидницького было напечатано полностью. В этой повести из жизни
украинского духовенства Свидницький стремился показать отрыв молодежи от
старшего украинофильского поколения. Реалистический характер повести особенно
ярко сказывается на изображении быта. Свидницький воспроизвел быт
провинциального духовенства с такой откровенностью, которая явно шокировала  западноукраинских
клерикалов. Особенную художественную ценность представляют эпизоды повести,
посвященные старой духовной школе — бурсе, напоминающие по своему характеру
«Очерки бурсы» Помяловского.

Незначительное
место в У. л. занимают романтические произведения Олексы Стороженко
[1805—1874], видного царского чиновника, занявшегося на склоне лет, в 50—60-е
гг., литературной деятельностью, сначала на русском яз. (на украинские темы), а
затем почти исключительно на украинском яз. [наиболее известные: «Матусине
благословення» (Матушкино благословение), «Закоханий чорт» (Влюбленный чорт),
«Голка» (Иголка), «Марко проклятий» и др.]. О. Стороженко печатался в «Основе»,
а затем в 1863 издал два тома своих произведений «Українські оповідання»
(Украинские рассказы). Произведения Стороженко в жанре легенды и анекдота
написаны под большим влиянием его предшественника Г. Квітки и в особенности
раннего творчества Гоголя (это влияние наиболее заметно на повести «Марко
проклятий», напоминающей «Страшную месть» Гоголя). По своей идейной
направленности они консервативны.

Выдающуюся
роль в украинской прозе эпохи капитализма сыграл И. С. Нечуй-Левицький. Его
значение прежде всего — в расширении тематики. Он писал на темы не только из
жизни крестьянства, но и других социальных групп — мелкой и средней буржуазии,
интеллигенции, духовенства и т. д. Левицький культивировал жанр
семейно-бытового романа. Не все произведения Левицького представляют для нас
одинаковую художественную ценность. Большое познавательное значение имеют
произведения, написанные на протяжении только первых двух-трех десятилетий его литературной
деятельности. Начиная с первых своих произведений, печатавшихся в львовском
журнале «Правда» в 1868, Левицький выступал как реалист, использовавший
достижения реализма в русской (гл. обр. Тургенев, Григорович) и
западноевропейской (Диккенс и др.) литературах. В повести из крестьянской жизни
«Микола Джеря» (Николай Джеря, 1878) Левицький отобразил некоторые существенные
черты крепостного быта: непосильную помещичью эксплоатацию, жестокую расправу
крепостников с непокорными крестьянами, протест крепостных. Ряд произведений
посвящен крестьянству, уже освобожденному от крепостничества. В них Левицький
идеализировал реформу, а поэтому не смог с достаточной реалистической полнотой
и глубиной отобразить жизнь пореформенного крестьянства («Кайдашева сім’я» —
Семья Кайдаша, «Бурлачка»). Писатель обращал главное свое внимание на
воспроизведение бытовых сторон крестьянской жизни. Особенно замечательны его
юмористические рассказы под заглавием «Баба Палажка и баба Параска» (Баба
Пелагея и баба Прасковья), отражающие безысходную темноту, забитость, удушающую
затхлость, косность, атмосферу идиотизма отсталой деревенской жизни.

В
творчестве писателя чертой, ценной в познавательном отношении, является
отображение процесса капиталистического развития  Украины. В повести «Микола
Джеря» показана ужасающая эксплоатация на заводах и фабриках, возникших еще во
времена крепостничества; подобные картины из жизни рабочих в последующий,
пореформенный, период даны в повести «Бурлачка». Идейно-художественная ценность
творчества Левицького значительно снижается националистической тенденцией,
проходящей почти сквозь все произведения писателя. Критика помещиков-крепостников,
первых капиталистических предпринимателей велась в узконационалистическом
плане. Писатель направлял стрелы своей критики исключительно против
представителей господствующих классов других национальностей. В ряде других
произведений писатель явно идеализировал представителей украинской буржуазной
интеллигенции («Причепа» — Привязчивый человек, «Хмари» — Тучи и др.). Один из
положительных героев романа Левицкого «Хмари» Радюк развертывает программу
буржуазно-капиталистического развития Украины по европейскому образцу. Все это
свидетельствует о том, что писатель принципиально не только не возражал против
капиталистического развития, но определенно защищал преимущественную роль в
этом развитии украинского капитала, украинской буржуазии. Значительно меньшую
ценность представляют произведения Левицького, написанные из жизни
интеллигенции, мещанства, духовенства [«Причепа», «Хмари», «Старосвітські
батюшки та матушки» (Старосветские батюшки и попадьи), «Над Чорним морем» и
др.], проникнутые все той же идеей национализма, хотя в этих произведениях мы
встречаем ряд ценных в познавательном отношении бытовых эпизодов.
Отличительными чертами реализма Левицького являются: четкое воспроизведение
быта некоторых социальных групп, пространные описания, красочные пейзажи и
портретность. Необходимо отметить ограниченность реализма писателя бытовой,
этнографической стороной современной ему жизни, неполное отражение наиболее
существенных сторон действительности.

Близкий
к Левицькому по своей националистической направленности Олександр Кониський
(1836—1900, псевдонимы: Перебендя, Верниволя, Переходовець, Полтавець, Маруся
К.) выступал с малоталантливыми стихами и прозаическими произведениями.
Кониський известен также и как критик, в частности как автор первой пространной
хроники-биографии Т. Шевченко [Львов, 2 т., 1898—1901], написанной в
националистическом духе и содержащей в себе много искаженных фактов. Эпигоном
Левицького был Борис Грінченко [1863—1910], автор многочисленных, но бессильных
в идейно-художественном отношении произведений. Из третьестепенных литераторов,
выступавших в эпоху капитализма, нужно отметить: Ганну Барвінок (псевдоним
Олександры Куліш, жены писателя, 1828—1911) и Данило Мордовець (Мордовцев,
1830—1905), — последний известен также как автор многочисленных произведений на
исторические темы на русском яз. — и др.

Совершенно
отличной от упомянутых писателей является фигура выдающегося в У. л. 70—80-х
гг. писателя Панаса Мирного. Ранний период его творчества приближает его к
лучшим представителям критического реализма. Главной задачей писателя являлось
отображение характерных черт капиталистической эпохи и в особенности остатков
крепостничества: новых форм эксплоатации и порабощения крестьянства, роста
буржуазии в городе и на селе. В большом романе из крестьянской жизни «Пропаща
сила» (Погибшая сила), написанном в 1872—1874, писатель дал, по выражению І.
Франко, «почти столетнюю историю украинского села Левобережной Украины». Роман
был издан за границей, в Женеве, в 1880 под названием «Хіба ревуть воли, як ясла
повні»; полностью напечатан только в 1925. Главный персонаж романа — Чипка,
крестьянин-бедняк, подпасок, упорным личным трудом выбивающийся в середняки,
протестант, восстающий против проведения крестьянской реформы в интересах
помещиков. В реалистическом показе причин, вызывающих протест Чипки, — главное
достоинство произведения. Меньшую ценность представляют образы Грицька, Христи,
Гали и Мотри. Центральным крупным произведением в творчестве Мирного является
роман «Повія» [Проститутка (1883—1884), полностью в 4 частях напечатан только в
1928], в котором писатель с большой художественной силой раскрывал противоречия
послереформенной эпохи. Главная героиня романа крестьянка-беднячка Христя
проходит тяжелый жизненный путь: из деревни ее выгнал, отобравши землю, кулак
Грицько Супрун. В городе она попала в лапы к Загнибіде (тип «чумазого»,
нарождавшейся городской буржуазии). Обманутая чиновником Проценко, Христя стала
в конце концов проституткой. В романе имеется целая галлерея типичных
представителей буржуазии и дворянства: Супрун, Здир, Загнибіда, Колісник,
Лошаков, Рубець и др. Мирний глубоко и беспощадно изобличил хищнические способы
обогащения «чумазых» и обуржуазившихся потомственных дворян. По своему
изобличительному характеру творчество Мирного в его лучших произведениях
70—80-х гг. относится к критическому реализму. Но произведения его
бесперспективны, выхода из создавшегося положения писатель не находил. С точки
зрения художественных средств и языка произведения Мирного представляют
значительную ценность, начиная новый этап в развитии украинского литературного
языка в прозе. Произведения Мирного имели известное влияние на раннее
творчество выдающегося писателя-реалиста и революционного демократа М.
Коцюбинського.

Поэты,
выступавшие в послереформенную эпоху, находились под большим влиянием
поэтических форм Шевченко, но многие плохо подражали его гениальному творчеству
и не смогли подняться до революционности великого поэта.

Степан
Руданський [1833—1873] начал писать в конце 50-х гг. Первые стихотворения были
напечатаны в журнале «Основа»,  среди них популярный романс «Повій, вітре, на
Вкраїну» (Повей, ветер, на Украину). Писал С. Руданський немного, выступая гл.
обр. как поэт-лирик; он создал своеобразный жанр народного стихотворного
анекдота — «Співомовок»; известен как переводчик («Слово о полку Ігоревім»,
отрывки «Илиады»). Романтические произведения писателя, пользовавшиеся успехом,
не отличались большой художественной силой. Некоторые произведения Руданського
проникнуты национализмом.

Поэт-лирик
Яків Щогілів [1824—1898] начал печататься еще в 1843, но в 40—70-х годах
выступал с поэтическими произведениями лишь эпизодически. Два больших сборника
его стихов были изданы в последние годы его жизни: «Ворскло» [1883],
«Слобожанщина» [1898]. Щогілів — реакционный романтик, был типичным
представителем «парнасцев», культивировавших «чистое искусство» в украинской
поэзии.

Леонід
Глібов [1827—1893], выступавший и как поэт-лирик (большой популярностью
пользовался его романс «Стоіть гора високая…»), стал более известен как
баснописец. На Глібова имели большое влияние баснописцы Гребінка и Крылов. В
частности у Крылова Глібов заимствовал темы, фабулы, а иногда и форму его
басен. Реалистическая направленность творчества Глібова наиболее сказалась в
таких баснях, как «Вовк і кіт», «Вовк і ягня», «Вовк і мишеня», «Лисиця і
ховрах», «Щука», «Танці», «Кіт і баба» и др. С художественной стороны
произведения Глібова представляют собой выдающееся явление в классической литературе.
Язык басен — гибкий, образный, близкий к народному разговорному языку.

Необходимо
еще отметить Івана Манжуру [1851—1893], разночинца, скитальца-неудачника.
Первая небольшая книжка его произведений под названием «Степові думи та співи»
(Степные думы и песни) вышла в 1889. Некоторые стихотворения І. Манжуры
проникнуты демократической настроенностью. Характерны в этом отношении стихи
«Декому», «Бурлака», «Воснянка» (последнее стихотворение является переработкой
народной песни: «Та вже весна, та вже красна…»). Выступала с
националистическими стихами Олена Пчілка (псевдоним Ольги Косач, 1852—1930),
мать известной украинской поэтессы Леси Українки (см.), творчество которой
широко развернулось в последующий период У. л. Первый сборник стихов О. Пчілки
— «Думки-мережанки» [1886]. Литературные произведения Пчілки особенной
идейно-художественной ценности не представляют. Как переводчик известен Петро
Байда (псевдоним Ніщинського, 1832—1896). Его перевод «Одиссеи» Гомера
напечатан во Львове в 1889—1892.

Наиболее
выдающейся фигурой в украинской поэзии второй половины XIX столетия является
Павло Грабовський [1864—1902] — лучший продолжатель революционных традиций
Шевченко. Буржуазно-националистическая критика замалчивала Грабовського. За
революционную деятельность Грабовський  неоднократно подвергался арестам, был
осужден на каторгу и ссылку.

Свою
лит-ую деятельность Грабовський начал в тюрьме. Произведения его пересылались
за границу и печатались во львовских украинских журналах и отдельными
изданиями. Оригинальные лирические произведения собраны в двух сборниках:
«Пролісок» [1894], «З півночі» (1896, первая часть сборника, во второй части —
переводы). Мировоззрение Грабовського сформировалось под влиянием
революционно-демократической литературы. Большое влияние на поэта оказали
Чернышевский, Шевченко, Некрасов и др.; произведения Грабовського народнически
окрашены, но было бы неправильным характеризовать мировоззрение поэта как
исключительно народническое. Переписка Грабовського с поэтом П. Ф.
Якубовичем-Мельшиным свидетельствует о его постепенном разрыве с
народничеством. Грабовський выражал восторг по поводу того, что марксисты
разбили иллюзии народников. Якубович характеризовал взгляды Грабовського как
марксистские, обвиняя его в «нетерпимой, самодовольной, нахальной
ортодоксальности». Безусловно поэт не был даже и в последние годы своей жизни
марксистом. Оставаясь крестьянским революционным демократом, он искренне рвал с
народничеством и поэтому во многих своих поэтических произведениях стоял
значительно выше идеологов народничества. Поэзия Грабовського носила ярко
выраженный реалистический характер. Поэт показывал угнетенность, обнищание
трудящейся части крестьянства после реформы 1861, резко выступая против
существующего капиталистического строя, призывая к революционной борьбе против
царизма. Иногда ощущались у него и националистические нотки. В основном же,
отражая влияние революционных идей Шевченко и Некрасова, Грабовський продолжал
революционно-демократическую линию в украинской поэзии, воплощал идеи
революционной борьбы в яркие художественные образы. Грабовський использовал в
своей лирике народно-поэтические формы, оплодотворив их достижениями мировой
классической поэтической культуры.

Грабовський
переводил многих иностранных поэтов. Три сборника стихов целиком составлены из
поэтических переводов: «Твори Івана Сурика» (Львов, 1894) — перевод
стихотворений И. Сурикова, «З чужого поля» (Львов, 1895), «Доля» (Львов, 1896)
и часть сборника «З півночі» (Львов, 1896). Переводил Грабовський не только с
наиболее распространенных европейских языков, но и польских, грузинских,
армянских, финских, эстонских поэтов. Важно отметить его переводы
поэтов-демократов: Томаса Гуда, Гервега, Гейне, Фрейлиграта, Барбье и др. В
критических статьях Грабовський выступал последователем эстетики Чернышевского,
защищая идейную направленность, тенденциозность искусства. Творчество
Грабовського относится к лучшей, подлинно демократической части украинского литературного
наследства. Советская литературная критика приступила к тщательному
исследованию поэзии Грабовського. Лучшие  его произведения изучаются теперь в
украинской советской средней и высшей школе.

Изменения
в социально-экономической и политической структуре, связанные с новой
капиталистической эпохой, рост нового зрителя в городе и в деревне
стимулировали развитие украинского театра. Выдвинулись такие видные театральные
деятели, драматурги и актеры, как І. Тобілевич, О. Саксаганський, М.
Кропивницький, М. Садовський, М. Заньковецька, М. Старицький и др. Громадную
роль в развитии украинской театральной культуры сыграл русский реалистический
театр, в особенности драматургия Островского.

М.
Старицький (1840—1904) выступал и с драматургическими произведениями. Еще в
70-х годах он написал водевиль «Як ковбаса та чарка, то минеться сварка» (Если
есть колбаса и рюмка, то пройдет ссора) — типичная пьеса украинского бытового
буржуазно-помещичьего репертуара. Пользовались популярностью и его мелодрамы:
«Ой, не ходы, Грицю…», «Цыганка Аза», «Не судилося» и др. Как драматург
Старицький не давал реалистического отображения действительности. Он стремился
дать прежде всего театральный эффект. Для его мелодрам характерны напряженное
действие, красочные массовые сцены, эффектные коллизии и развязки. Жизненная
бытовая реальность меньше всего интересовала драматурга. Познавательное значение
пьес Старицького весьма ограничено, но их драматургические свойства заметно
влияли на дальнейшее развитие украинской драматургии, в частности — на М.
Кропивницького. Кропивницький [1841—1910] как драматург являл следующий этап в
развитии украинской драматургии. Он не только продолжал линию романтической
мелодрамы и водевиля, но и давал более близкое к жизненной правде бытовое
отображение современной ему жизни. Наиболее известные его пьесы: «По ревізії»,
«Пошились у дурні» (Остались в дураках), «Глитай або ж павук» (Мироед или
паук), «Дай серцеві волю, заведе у неволю», «Поки сонце зійде, роса очі виїсть»
и др.

Совершенно
отличную реалистическую линию в украинской драматургии вел весьма талантливый
буржуазный драматург Іван Тобілевич [1845—1907] («Карпенко Карий»). Уже первая
его пьеса «Бурлака» [1883] по-новому трактовала старый традиционный любовный
сюжет. Образ старшины-кулака Михаила Михайловича содержит в себе много подлинно
правдивых реалистических черт. В отображении жизни пореформенного села Тобілевич
первый в украинской драматургии выступал не как романтик, а как реалист.
Правда, творческий путь Тобілевича несомненно противоречив. Тобілевич не мог
сразу оторваться от господствовавшей в 70—80-х годах в украинском театре
мелодрамы и писал такие пьесы, как «Лиха искра поле спалить і сама щезне» (Злая
искра поле сожжет, а сама исчезнет), «Бондарівна» и др., но и тут дарование не
изменяло Тобілевичу: драматург выступал как оригинальный художник. Так, в
исторической пьесе «Сава Чалий»  Тобілевич выразил значительное по своему
реалистическому характеру содержание, отразив героическую борьбу украинского
народа против польской шляхты. Особенную художественную ценность имеют пьесы
Тобілевича из современной автору жизни: «Мартин Боруля» [1886], «Сто тисяч»
[1890], «Хазяїн» [1900], «Суєта» [1903] и ряд других его пьес. Созданный
Тобілевичем образ Мартина Борули, украинского буржуа, стремящегося к
дворянству, напоминает нам классический образ мольеровского Журдена («Мещанин в
дворянстве»). В комедии «Сто тисяч» дана галлерея образов — типов «чумазых» —
типов новой буржуазии, выраставших в эпоху капитализма. Главный персонаж пьесы
Тобілевича — деревенский кулак Калитка, норовящий стать крупным
землевладельцем. Калитка стремится к быстрому обогащению. Он не удовлетворяется
одними только обычными для него методами эксплоатации, идет на удочку
плутовской финансовой махинации. Еще более широкая и глубокая жизненная картина
развертывалась перед зрителем в пьесе «Хазяїн», в которой автор вскрывал
хищнические методы сколачивания аграрного капитала путем ограбления
крестьянства и сельскохозяйственного пролетариата. В этой пьесе Тобілевич
проявил себя большим художником-реалистом. Он беспощадно критиковал отдельных
типичных представителей украинского капитала, оставаясь на классовых позициях
либеральной буржуазии. Классовая позиция автора ясно сказалась в характеристике
«положительных» персонажей пьесы: либерала Золотницкого, помещика-дворянина,
учителя гимназии Калиновича, дочери крупного буржуа Пузиря, интеллигентки Сони,
к которым автор относится сочувственно: симпатии Тобілевича на стороне
культурной, либеральной буржуазии. В украинской драматургии Тобілевич является
представителем критического реализма. Пьесы его сохранили для нас огромную
познавательную ценность; Тобілевич несомненно испытал известное влияние
драматургии Островского, но сумел воплотить прекрасное знание эпохи украинской
жизни в типических характерах. Автор «Ста тисяч», «Хазяїна» — новатор в области
сценического языка: диалог его пьес яркий, красочный, индивидуализированный.
Декоративная сторона его пьес строго  отвечала всему идейно-художественному
комплексу драматургического произведения. Драматургия Тобілевича — это целая
эпоха в развитии украинского театра. Дореволюционный украинский театр не мог
поднять драматургию Тобілевича на должную высоту. Лучшие реалистические пьесы
Тобілевича зазвучали по-новому только на сцене украинского советского театра,
выявляя в нем свою полноценность.

Западная
Украина составляла часть другого государственного организма — австро-венгерской
монархии. Но социально-экономические условия ее жизни были во многом схожи с
условиями Восточной Украины. Так же, как и в России, давали себя чувствовать
остатки крепостничества. Но политические и культурные условия во многом
отличались от условий восточной Украины, входившей в состав царской России —
«тюрьмы народов».

Еще
в середине XIX ст. там существовала украинская периодика — «Вечорниці», «Ніва»,
«Русалка», «Мета». Писателей на этой небольшой территории было больше, чем на
всей Украине, но талантливых сил западно-украинская литература мало выдвигала.
Специфическая западноукраинская рутина, консерватизм не дали возможности выйти
на широкий литературный путь безусловно талантливому и оригинальному писателю
Осипу Юрию Федьковичу [1834—1888]. Он начал писать на немецком языке, но вскоре
(в 1859) перешел на украинский язык. Первые поэтические произведения
Федьковича, отражавшие несомненное влияние Шевченко, имели успех. Но выбиться
на самостоятельный творческий путь Федькович не смог, оставшись романтиком,
усвоившим слабые стороны творчества Шевченко, не понявшим ее могучей идейности,
ее революционной направленности. Из крестьянской среды выдвинулся весьма
талантливый писатель Іван Франко (см.), ставший одним из крупнейших классиков
украинской литературы. Произведения Ів. Франко конца семидесятых и начала
восьмидесятых годов принадлежат к лучшим классическим образцам критического
реализма в украинской литературе. Первые, слабые по содержанию и языку,
поэтические опыты отражали влияния как крупнейших украинских писателей, так и
западноевропейской литературы. В дальнейшем Франко-поэт преодолел эти влияния,
стал боевым политическим лириком, крупным мастером художественной формы,
творцом прекрасного, отчеканенного языка. В конце восьмидесятых годов у Франко
начали появляться упадочнические, пессимистические настроения. Как прозаик
Франко выдвинулся на одно из первых мест в украинской классической литературе.
Его рассказы и повести 70—80-х гг. отражали основные характерные особенности
эпохи: рост капитализма на Западной Украине, положение крестьянства и рабочего
класса. Он резко выступал против господствовавшего строя, но не был настолько
последователен, чтобы стать на путь революционной борьбы. Франко известен также
как крупный ученый, особенно в области древней литературы, фольклорист, критик,
историк литературы. Творчество  Івана Франко имело огромное влияние на
дальнейшее развитие У. л.

Отличительной
чертой украинской литературы 60—90-х гг. является развитие реалистического
направления, в особенности критического реализма, в основных произведениях Ів.
Франко, П. Мирного, П. Грабовського, І. Тобілевича и др.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий