Государственное образование: органы, образовательная политика в разные периоды развития государства: от Древней Руси до наших дней

Дата: 12.01.2016

		

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт социального менеджмента

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра государственного, муниципального управления и
социальной инженерии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «История государственного управления России»

На тему: «Государственное образование: органы,
образовательная политика в разные периоды развития государства: от Древней Руси
до наших дней»

Выполнил:

Студентка 3 курса
заочного отделения

Специальности
«ГМУ»

Васильева Е.Ю.

_______________

Руководитель

Байнова М.С.

г. Москва, 2009г

Содержание:

1. Образование в России до XVIII в

2. Система образования русского
государства

2.1 Период самодержавия XVIII – XIX вв

2.2 Период выдающихся научных
открытий (конец XIX–начало XXв)

2.3 Образование РСФСР в первое
послеоктябрьское десятилетие

2.4 Система образования в СССР

Литература

1. Образование в России до XVIII в

Учить на Руси
стали при Владимире Святом. В ХI в. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков «из
лучших людей» и поповичей. На Руси за короткий срок была сформирована
образовательная система с достаточно сложным содержанием. Основы содержания
образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва
ли не до конца XVII в.

В XIV в. на Русь начали
ввозить бумагу. С ее появлением книг стало больше и они стали дешевле. Возрастает
потребность общества в грамотных людях. В 1551г на Стоглавом соборе было
принято решение об открытии в Москве и других городах «книжных училищ» при монастырях,
церквях. По инициативе И.Грозного и при поддержке церкви возникает
книгопечатание. В 1563-1564гг в Москве на Печатном дворе (казенная типография)
И.Федоров с П.Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». А в 1565г
был издан «Часловец» — первая русская книга для обучения грамоте.

Из смутного
времени (конец XVI — начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным.
В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные,
элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не
только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были
грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается
среди крепостных. Возрождаются государственные школы: правительственная и школы
при приказах, при Оружейной палате (1665), создаются греко-латинские школы. В 1687г
открывается Славяно-греко-латинское училище, ставшее первым ВУЗом России —
академией. Прием туда был разрешен для всех сословий.        

В
XVIII-середине XIX вв.
были
заложены основы современного европейского образования в России.

Реформы Петра I носили не только
политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение
российской школы к европейской культуре. Главное отличие школ петровских времен
от прежних – светский характер обучения и соединение его с практикой.

Петром I создается сеть школ:
начальные — цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские;
средние и высшие — школа математических и навигационных наук, иноязычные,
медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. В губерниях
было открыто 42 светских цифирных школы, где 2000 детей изучали арифметику и
начала геометрии. Дети духовенства обучались в епархиальных школах, а дети
солдат – в гарнизонах. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с
университетом и гимназией.

Новым явление
стало зарождение общеобразовательной школы. Стала формироваться сеть закрытых
учебных заведений для дворянских детей и детей купцов.

В 1755г по
инициативе Ломоносова открылся Московский университет. Обучение там было
доступно для детей всех сословий.

Большую заботу о
развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II.

Однако действия всех
правителей носили характер личной инициативы. До определенного момента (до
1802г) не было никаких законодательных документов, регулирующих деятельность
системы образования и управления данной системой.

2. Система образования русского
государства

В конце XVIII-начале XIX в России законодательно
оформилась
сословная система образований. В 1802г было учреждено Министерство
народного просвещения,
а с 1804г по распоряжения Александра I страна была разделена на 6 учебных округов. Центрами
округов стали университеты, при них в губернских городах
открывались гимназии, а в уездных – училища. Открывались
специализированные учебные заведения: кадетские корпуса, Техническое училище,
Строгановское училище, Педагогический институты, медико-хирургическая академия
и т.д. Низшей ступенью образования стали одногодичные приходские училища, в
которых обучались государственные крестьяне. Образцовым учебным заведением был Царскосельский
лицей
, программа в нем практически соответствовала университетской.

Стали появляться
женские гимназии (средние учебные заведения), в которых обучение длилось 7-8
лет. Но поступать в университеты женщинам было запрещено; в 70-80гг их
допустили туда на правах вольных слушательниц. А в 70-е годы на частные
пожертвования были организованы высшие женские курсы с университетской
программой в Москве, Казани, Киеве, Петербурге.

К концу 50-гг
годов всего 6% населения России умело читать и писать. Ситуация стала меняться
к лучшему после 1864г, когда был принято «Положение о народных училищах».
В этом же году открылись учительские семинарии (педучилища), получили
распространение 3-х годичные земские школы, крестьянские школы грамотности.

Однако, в 1866г,
когда пост Министра народного просвещения занял Толстой Д.А., либеральный дух
реформ пропал. Началась борьба с реформами предшественника: был введен институт
инспекторов народных
училищ с полицейскими функциями, во главе
Советов училищ были поставлены предводители дворянства, не имеющие ничего
общего с педагогикой. Земские школы противопоставили церковным
школам, на развитие которых с 1884г отпускались значительные средства из
бюджета.

Средним звеном
образования считались гимназии и прогимназии двух типов: реальные и
классические. Однако в 70-е годы исключение из гимназий достигло 60% детей,
вершиной борьбы в 1887г стал циркуляр «о кухаркиных детях», который имел место
для широкого толкования и лишал среднего образования большое количество детей.

Конец
XIX – начало XX вв..

В это время большинство
крестьян еще остается неграмотным. В 80-90-е годы возрастает количество
воскресных школ. Основным звеном начального образования были государственные,
земские и церковно-приходские школы с 2-3 летним обучением.

Средними учебными
заведениями оставались гимназии, реальные и коммерческие училища. При этом в
университет можно было поступить только из гимназии. Государственных гимназий
(женских и мужских) было очень мало. Высокая плата за обучение делала его
недоступным для больших слоев населения. С 1896г на средства торговой и
промышленной буржуазии стали создаваться коммерческие училища.

К 1897г в стране
21% населения умел читать (при этом среди женщин число грамотных было ниже,
около 13%).

После
революции 1905-1907гг
в развитии
образования наступил период реакционных мер: была упразднена
университетская автономия, прекратили прием женщин – вольных слушательниц, на
преподавателей составлялись политические характеристики, многие подверглись
увольнению, а студенты – исключению, запрещалось вести прогрессивное
образование.

В тоже время, в
Москве открываются Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея.
Возрастает число общественных и частных библиотек. Благодаря отмене цензуры (в
ходе революции 1905г) возрастает число газет. В 1912г ежедневно выпускалось
1131 газета на 24 языках. Крупные успехи произошли в биологии и медицине. Нобелевскими
премиями за выдающийся вклад в развитие науки были отмечены И.И. Мечников
(1908г – «пожирающие клетки»), И.М. Сеченов (1904г – за научные исследования нервной
системы человека).

И.П. Павлов
выпускает труды по условным рефлексам, К.А, Тимирязев исследует явление
фотосинтеза, Мичурин создает новые сорта методом гибридизации, В.И. Вернадский
способствует появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии, А.С,
Попов открывает радио (1895г), А.Н. Лодыгин — лампу накаливания и т.д. В это
время закладываются основы российского самолетостроения. В 1916г. в своей книге
Жуковский Н.Е. излагает основы аэродинамики, а по проекту Сикорского И.И. в
1913г был построен первый самолет-биплан с двумя крыльями). Происходят научные
открытия К.Э. Циолковского.

В целом, именно
это время, этот период истории является периодом выдающихся научных
открытий.

Образование
в первое послеоктябрьское десятилетие

После революции
1917г ситуация в стране была сложной. Это время коренных реформ всех сфер
России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к
национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила
развитие система массового женского образования, профессионального и высшего.
Расширяется сеть высших учебных заведений

В конце
1917-начале 1918г был принят Декрет об отделении церкви от государства и
школы от церкви
, а также Декрет о национализации всех учебно-воспитательных
учреждений
и передаче их в ведение Наркомпроса. Общее руководство
народным просвещением, согласно Декрета ВЦИК и СНК РСФСР, было возложено на Государственную
комиссию по образованию
, которую возглавил Луначарский.

Реорганизация
образования началась с упразднения гимназий, реальных училищ,
церковно-приходских и земских школ. На их месте, согласно Положения ВЦИК «О
единой трудовой школе РСФСР», предусматривалось обучение всех детей от 8 до 17
лет в школах 1 и 2 ступени. Срок обучения был 5 лет и 4 года.

В 1919г был принят
декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России», по которому
все граждане от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязаны были
обучаться. На время обучения рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением
заработной платы. Процесс обучения контролировала ВЧК совместно с Наркомпросом.
Создавалась кружки, пункты ликбеза, общественные организации. В 1923 году
организовалось добровольное общество «Долой неграмотность!», председателем был
Калинин.

В середине 20-х
годов правительство приняло закон о всеобщем начальном обучении.
По данным переписи 1926 года, численность грамотного населения в возрасте
старше 9 лет составляла 51,1%, причем в РСФСР – 55%.

К середине 20-х
годов школьное образование представляло собой следующую систему: начальная 4-х
летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской
молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной
школы, школа II ступени (5-9 классы) с профессионализированными 8-9 классами
в ряде школ. Профессионально-техническое образование находилось в ведении
Главпрофобра.

В Высшей школе в
это время был проведен ряд преобразований: зачисление студентов проводилось без
экзаменов и без документов об образовании, преимущества были при поступлении у
молодежи из рабочих и крестьян; отмена платы за ВУЗ, установление денежных стипендий
для нуждающихся студентов; с 1919г созданы рабфаки; Наркомпрос разрешает
пополнять студенческую кассу доходами от кооперативов с целью помочь выйти высшей
школе их финансового кризиса; в качестве обязательных предметов вводятся
исторический материализм, история пролетарской революции, экономическая
политика диктатуры пролетариата, история Советского государства и права.

В стране создается
широкая сеть библиотек (их реквизируют и национализируют) и клубов. В декабре
1918г ВЦИК образует Государственное издательство. За 3 года
национализируются более 1 000 типографий, бумажных фабрик и т.д. Вместо
частных, появляются государственные, ведомственные, партийные издательства.

В 1918-1920гг было
открыто свыше 40 самостоятельных институтов (в их числе аэрогигродинамический,
рентгенологический, радиологический), входящих в состав Академии научных
институтов и ВУЗов.

Для централизации
и планирования развития науки, в 1918г при Наркомпросе создается Отдел
мобилизации науки
, затем — научный отдел. При ВСНХ в марте 1918г
образован научно-технический отдел (НТО), в котором к концу 1919г работало
свыше 200 академиков и профессоров, 300 инженеров и 240 других специалистов. В
составе НТО было 12 НИИ, несколько технических бюро, издавался журнал.

В 1929г была
создана Всероссийская Академия сельхоз. наук (ВАСХНИЛ) и 12-ю институтами,
создана Белорусская Академия наук.

В 1918г Совнарком
РСФСР утвердил положение о Социалистической академии общественных наук,
в 1920г открылся Институт научной методологии. В 1925г РАН стала
именоваться Академией наук СССР.

В
1930г было приято постановление
XVI съезда ВКП(б) « о
введении всеобщего обязательного начального образования для детей в СССР»,
а в 1937г началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжился
рост 10-летних школ. Была создана единая для всех политехническая школа. В
республиканских школах занятия велись на родном языке, но русский был
обязательным к изучению.

Согласно переписи населения
от 1939г, процент грамотного населения старше 9 лет достиг 81,2% (мужчины –
90,8%, женщины – 72,6%).

В 1940г в СССР
работало 460 ВУЗов, а концу второй пятилетки страна вышла на 1-е место в мире
по количеству студентов и учащихся.

В 1941г прием
студентов в ВУЗы был сокращен вдвое, срок обучения составлял 3-3,5 года. К
концу войны за счет прима в ВУЗы большого числа женщин, численность студентов
приблизилась к довоенной.

После войны страна
продолжила переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Также
большая часть молодежи получала образование через систему
профессионально-технического обучения. В 1945-1949гг в стране было открыто 160
новых ВУЗов, широкие масштабы стало приобретать вечернее и заочное обучение.
Возрастает количество денег, выделяемых бюджетом на образование.

В 1946г Всесоюзный
комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего
образования СССР.

К 1937 году в
стране было 867 НИИ и их филиалов, где работало 37600 научных сотрудников. В
1950г в ЦК ВКП (б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений.

Начиная с 50-х
годов, главной целью школьного образования стало «укрепление
связи школы с жизнью». В 1955-1956гг были введены новые учебные планы. С
принятием закона « Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии
системы народного образования СССР»
в 1958г по стране вводилось обязательно
всеобщее 8-летнее образование. Полное среднее образование увеличивалось с 10 до
11 лет. При этом школьники старших классов должны были совмещать учебу и
работу. В 1958г вместо ремесленных и ФЗШ и училищ появилась единая сеть ПТУ со
сроком обучения от 1 до 3 лет.

В 1974г Сессией ВС
РСФСР было принято постановление « О мерах по завершению перехода ко
всеобщему среднему образованию в РСФСР».

В 1983-1984гг были
сделаны попытки провести комплексную реформы школы: перепрофилирование ее в
связи с потребностями экономики, однако в 1985-1986гг реформа была свернута.

В это время
происходит дальнейшее расширение системы ВУЗов. К 1985г в стране насчитывается
уже 69 университетов. Создаются новые научные учреждения, расширяется сеть
Академии наук СССР, в стране действует около 250 НПО.

Советская власть
провозгласила всеобщее право на образование, что объективно требовало
строительства единой, общеобразовательной, трудовой и политехнической школы. В
советский период
отечественной истории у нас в стране была единая
достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей
выдвинуться в разряд самых просвещенных государств.

Литература

1.        
Байнова М.С. «История государственного управления России».

2.        
Деревянко А.П. «История России с древнейших времен до
начала XXI века».

3.        
Ключевский В.О. «Русская история»

4.        
Платонов С.Ф.«Лекции по русской истории»

5.        
Байнова М.С. Лекции по истории государственного управления
России (октябрь 2009г).

6.        
«Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под
редакцией Орлова А.С, Полунова А.Ю., Щетинова Ю.Н.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий