Стратегическое управление развитием региональных экономических систем
Введение
Тема контрольной работы «Стратегическое управление развитием региональных экономических систем».
В работе раскрыта сущность стратегического управления региональной экономической системой, исследованы тенденции его развития; приводятся различия стратегий развития региональных систем; предложен новый подход к определению сущности стратегического регионального управления; очерчены приоритеты развития и категории стратегического регионального управления; рассматривается концепция стратегического развития региональных систем на примере Винницкой области.
Стратегическое управление является основой стабильного развития и обеспечения устойчивости экономической системы и уже более двух десятилетий одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах. За этот период по данной проблематике написан не один десяток монографий и учебников, издаются специализированные журналы, сформировались научные школы и направления.
Новые экономические условия заставляют исследователей и практиков в нашей стране искать адекватные формы, методы и инструменты стратегического управления в регионе, в частности пытаться, исходя из опыта зарубежных стран, применять к региональным системам принципы и методы стратегического управления, реализованные на уровне предприятий. Мы понимаем, что прямую аналогию между региональной социально-экономической системой и хозяйственной системой, каковой является корпорация, проводит сложно, но изучение зарубежной теории и методики стратегического управления и планирования необходимо для разработки отечественной концепции стратегического управления, адаптационной методологической работы на уровне региональных исследований.
Цель работы состоит в разработке теории и методологии стратегического управления региональными экономическими системами в Украине, что предполагает совершенствование системы стратегического регионального управления, развития региональных систем, а именно Винницкой области.
Основы современной теории и методологии стратегического управления начали формироваться со второй половины XX в. Огромный вклад в этот раздел науки управления внесли Ф. Абрам, С. Аджирис, И. Ансофф, П. Друкер, Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, Т. Питерс, Г. Портер, К. Прахалад, Г. Саймон, П. Сенге, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Хофер, А. Хеке, Э. Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс. Их работы положили начало классической теории стратегического планирования, а затем и стратегического управления. Среди родоначальников стратегического управления не только теоретики. Отдельно следует отметить деятельность консалтинговых фирм, прежде всего «Бостон Консалтинг Групп», «Мак Кинзы», «Артур Д. Литл», чьи названия стали брэндами благодаря разработанным и используемым этими фирмами новым инструментам стратегического управления и планирования.
Попытка обобщения и осмысления проведенных исследований в сфере стратегического управления сделана Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Д. Лэмпелом в книге «Школы стратегий». Они назвали десять основных научных школ, которые разделили на три группы и дали определения описанным парадигмам, а также принципиальное видение их сторонниками стратегического управления как процесса. Безусловно, возникновение и формирование школ стратегий связаны преимущественно с разными этапами развития стратегического управления. В последние годы, из-за перехода от стратегического планирования к стратегическому управлению, все большую значимость приобретают эмпирические исследования стратегических процессов на микро-, мезо и макроуровнях.
Стратегическое управление развитием региональных экономических систем
Общая тенденция в развитии стратегического управления состоит в переходе от управленческой функции «планирование» к управленческой функции «организация». Определенный сдвиг ориентир в пользу организации проявляется не только в повышении интереса к системной теории и гибким организационным формам, но и в структурной переориентации стратегического управления, которое основывается преимущественно на концепции ключевых компетенций. Последняя представляет собой коллективную конструкцию, охватывающую множество отдельных компетенций и формирующую целостную, общефирменную способность решать стратегические задачи. Сторонники данного подхода считают, что стратегическое управление полностью должно превратиться в управление ключевыми компетенциями.
Регион можно считать реально существующим, если он создает организационную основу для экономики. В общем значении можно допустит, что экономический регионализм представляет собой совокупность процессов воспроизводства, базирующихся на специфике территориальной структуры экономики, культурных форм, природных и трудовых ресурсов. Становление целостных механизмов и структур воспроизводства в процессе развития формируют регионы разного уровня сложности, которые могут локализоваться на тех или иных участках территории.
Цели региональной политики соотносятся с меняющейся системой ценностей. В связи с переходом к информационной цивилизации общество движется к общечеловеческим ценностям. Региональная политика оптимальная только в том случае, когда граждане имеют правовое равенство, когда их социокультурный, экономический и политический статусы не зависят от места их проживания (в регионе, центре или провинции); равенство касается самых разнообразных сфер социального пространства.
Расхождения систем управления на уровне фирм и регионов обусловлены составом, структурой, количеством и характеристикой используемых в них социальных средств, которые собственно являются объектом и предметом управленческой деятельности. Таким образом, по-разному реализуется и стратегическое управление. Для региональных систем, построенных на социальных процессах жизнедеятельности людей в рамках экосистемы, стратегическое управление является основой. Организации (фирмы) функционируют, прежде всего, в региональной системе как ее элементы, и поэтому стратегия их развития в значительной степени определена стратегией развития региона.
Для региональных социально-экономических систем содержание стратегического управления состоит в сохранении жизни населения в рамках территориальных границ экосистемы с учетом природно-географических, климатических и исторически сформированных экономических особенностей территории. В соответствии с этим должно формироваться стратегическое управление удовлетворять необходимые потребности человека путем обеспечения необходимых условий жизнедеятельности. В то же время стратегия организации направлена на сохранение и развитие процессов производственно-хозяйственной деятельности. В отличие от стратегического управления региональными социально-экономическими системами, решения стратегического менеджмента всегда экономически интерпретируются и должны быть экономически обґрунтованими.
Таким образом, стратегическое управление, определяющее существование социально-экономических систем в перспективе во взаимосвязи с динамикой окружающей среды, свойственно любой экономической системе, однако его целевая направленность, содержание, прогнозные и временные интервалы могут существенно разниться. Кроме того, стратегическое управление, в отличие от других типов управленческой деятельности в системе управления, обязательно учитывает связи социально организованных систем с окружающей средой и критериальную оценку стратегических управленческий решений.
В современных условиях региональное стратегическое управление проводится в рамках нового управленческого подхода, в котором государство и регионы рассматриваются не как субподчиненные системы власти, а как системы с распределенными центрами управления, которые ориентируются на собственные интересы и цели. Принципиальная новизна данного подхода делает его трудным для внедрения в практику управления, особенно в регионах с сильными традициями директивно-иерархического управления. Технологии стратегического планирования в регионе относятся к новому поколению социально-гуманитарных технологий управления социальными, экономическими и культурными изменениями. Современный опыт регионального стратегического планирования в европейских странах, США, Канаде и ряде развивающихся стран показывает высокий уровень эффективности такого планирования.
В условиях глобализации социально-экономических процессов региональное стратегическое управление необходимо совершенствовать по следующим приоритетным направлениям.
1. Отход от иерархических и многоступенчатых структур управления и акцентирование внимания на моделях «матричного» и «сетевого» типов, что позволяет перейти от чисто технократического подхода к решению социально-экономических проблем.
2. Уменьшение количества властных институтов и подразделений, действующих на постоянной и жестко регламентированной основе. Развитие временных проектных организаций и творческих коллективов, действующих с единой целью и поставленными задачами.
3. Развитие форм перекрестного финансирования и объединение проектов и программ, что позволяет согласовывать как life и убыточные проекты, снижать расходы.
4. Внедрение таких методов управления, как делегирование полномочий, разделение рисков между отдельными подразделениями организации, стимулирование и поощрение способностей и возможностей работников.
5. Учет и разграничение интересов всех заинтересованных сторон и участников конкретного проекта с помощью коллективного принятия решений, повышение объективности таких решений с использованием экспертных методов и метода обратной связи при их реализации.
Современной теорией и практикой выработан ряд общих положений методологии стратегического управления региональной системой, которые позволили сформулировать понятие, сущность и принципы регионального стратегического управления.
Региональная стратегия это управление политическим, социальным и перспективным экономическим развитием региона, осуществляемым органами эго законодательной и исполнительной власти. Региональная стратегия отличается, во-первых, вот территориальной стратегии, реализующей политику государства и межгосударственных структур в отношении крупных экономико-географических районов, не имеющих собственного юридического статуса, и, во-вторых, от районной и муниципальной стратегий.
Региональное стратегическое управление предполагает экономические, политические, социальные отношения исполнительной власти региона с центральными органами государственной власти; с местными представительствами центральных органов; с органами власти других государств; с органами местного самоуправления; с юридическими лицами разного организационно-правового статуса и их ассоциаций; с населением, политическими партиями и общественными движениями.
Региональное стратегическое управление, на мой взгляд, направлено на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включает диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии. Оно рассматривается как национальная совокупность взаимозависимых управленческих процессов, а именно:
— анализа внешней и внутренней среды региона;
— установления системной функции (миссии) региона и целей стратегии развития;
— выбора стратегии функционирования и развития;
— реализации стратегии развития региона;
— оценки и контроля за реализацией стратегии развития.
Конечная цель реализации стратегии управления определение возможностей развития региона в условиях изменения свойств, характеристик, параметров внешней и внутренней среды региона, формирование новых рыночных отношений, выявление, с помощью каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер эти возможности и потенциал могут быть реализованы.
С позиций системного подхода региональное стратегическое управление как целенаправленная деятельность местных органов государственной власти включает следующие виды стратегий:
— политическую, ориентированную на укрепление регионализма, согласование и взаимодействие всех уровней власти (региональной, муниципальной), предупреждение и решение этнических, конфессионных, классовых и других социальных конфликтов;
— социально-экономическую, направленную на увеличение валового регионального продукта, устойчивое развитие экономического потенциала региона, обеспечение его безопасности и сбалансированности рынка труда, сглаживание отличий в уровнях и качестве жизни между разными регионами и группами населения, создание условий для эффективного труда и развития личности во всех социальных группах;
— демографическую, связанную с рационализацией естественного прироста населения и его миграцией как на межрегиональном, так и на внутрирегиональном уровнях;
— научно-техническую и образовательную, направленную на формирование и развитие региональных центров создания и широкого внедрения критически важных технологий;
— экологическую, цель которой рациональное использование природных ресурсов при уменьшении выбросов в окружающую среду, безопасной утилизации отходов, снижение естественного кругооборота веществ и регенерационных механизмов природы;
— земельную, направленную на рациональное использование ограниченного земельного фонда на основе оптимального размещения производств, коммуникаций, мест расселения;
— конкурентную, направленную на развитие конкурентных преимуществ региона, которые обеспечат дополнительный приток на данную территорию высококвалифицированных работников и капиталов, которые будут способствовать ее развитию.
Система стратегического управления функционированием и развитием региональной социально-экономической системы должна отвечать специфике региона, учитывать его особенности и функциональную аналитический при определении общей модели развития, приоритетных направлений, целей и задач развития.
Сущность и содержание регионального стратегического управления наиболее полно раскрываются через совокупность основных понятий стратегического управления, классификация которых приведена на рисунке.
1. Разделы стратегического управления включают главные теоретические составляющие: основы стратегического управления, стратегическое планирование, управление и контроль за реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы (подразделы), состав которых еще нельзя полностью признать в теории управления.
2. Методология исследования совокупность общих и специальных методов исследования, применяемых в стратегическом управлении: системный анализ, STEP и SWOT-анализы, целевое управление и др.
3. Этапы стратегического управления сложные элементы процессов исследования, разработки и реализации стратегии, которые включают диагностический анализ, формирование разделов стратегического плана по подсистемам и управление изменениями в регионе.
4. Подсистемы региона наиболее важные структурные элементы, взаимодействующие между собой.
5. Стадии жизненного цикла региона отражают основные этапы развития организации: зарождение, рост, зрелость и трансформацию. Их выделение нельзя путать со стадиями жизненного цикла продукции и услуг.
6. Стратегии регионального развития виды обобщающих моделей регионального развития.
7. Стратегии развития региона представлены в трех вариантах пессимистический, реалистический и оптимистический.
Особенность предложенной системы регионального стратегического управления состоит во внедрении элементов конвергенции в системе «государство регион», которые используются при описании интегрирующих процессов. В основе регионального интеграционного развития лежат общие тенденции и императивы научно-технического и социально-экономического прогресса. Они обусловливают сближение, то есть конвергенцию, региональных экономик, их особенностей (см. рис. 1).
Большое значение в стратегическом управлении имеют пять составляющих:
— выявление проблем управления;
— формулирование целей управления;
— выбор базовых стратегий;
— реализация стратегий;
— управление изменениями.
1. Выявление проблемы управления позволяет установить долгосрочные направления развития и цель региона занятий определенные позиции на национальном рынке.
2. Формулирование целей управления состоит в определении направлений развития региона. Идеален тот случай, когда поставленные руководством задачи включают достижение долгосрочных целей. Такие цели показывают руководству что необходимо делать, чтобы регион занял такое положение, которое позволило бы ему хорошо работать в течение длительного времени. Краткосрочные цели связаны с результатами, которые руководство хочет получить в ближайшее время.
3. Выбор базовых стратегий предусматривает решение главной управленческой проблемы: как достичь необходимых результатов с учетом состояния региона и его перспектив. Стратегия это образ действий, которые должны выполнять руководители для достижения генеральных целей. Разработка стратегии начинается с анализа внутреннего и внешнего состояния региона. Неправильные результаты анализа или их отсутствие значительно повышают риск того, что начнутся непродуманные действия, которые будут иметь долговременные последствия.
4. Реализация стратегии состоит в том, чтобы запустит ее и получить необходимые результаты в запланированное время. Реализация стратегии это в основном практическая административная задача, включающая в себя следующие аспекты:
— совершенствование структуры управления регионом, способным успешно использовать стратегию;
— разработку финансового плана, направляющего ресурсы в самые важные для стратегического успеха отрасли;
— проведение поддерживающей стратегической политики и введение практики постоянного совершенствования;
— создание соответствующей мотивации для граждан региона, которая стимулировала бы достижение поставленных целей;
— согласование системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей;
— создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии;
— формирование такой внутренней системы поддержки, которая позволяла бы персонала отраслей экономики эффективно выполнять свою стратегическую функцию;
— введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления продвижением стратегии вперед и постоянного улучшения ее реализации.
5. Управление изменениями обусловлено появлением новых обстоятельств и необходимостью проведения корректирующих действий. Могут использоваться изменения долгосрочных направлений развития, сужение или расширение управленческого видения будущего курса отраслей экономики и сфер деятельности. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Стратегия может трансформироваться в результате корректирования долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды.
Среди стратегических операционных целей и первоочередных задач, на выполнении которых сосредоточились как представители власти, бизнеса, так и отдельные общины области, отметим развитие кластеров специфических объединений, деятельность которых должна предоставить новые возможности для экономики. Кластеры являются одной из распространенных в мире моделей успешного развития экономики страны на уровне регионов. В Украине также обратили внимание на такую модель сотрудничества. В экономических источниках можно встретить несколько определений понятия «кластер». В контексте нашей областной стратегии можно сказать, что кластер это объединение предприятий и других субъектов хозяйствования, которые размещены в одном регионе, технологически связаны друг с другом или взаимозависимы на определенном рынке, а также имеют цель совместное производство и реализацию инновационной продукции.
Поиск путей успешной реализации стратегии также непрерывный процесс. Одни стратегические задачи решаются легко, а другие никак не могут автомобиль продается. Реализация стратегии возможна при совместном влиянии всей совокупности управленческих решений и поэтапных действий, выполняемых разными целевыми группами и отдельными лицами. Пересмотр финансовых планов, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения, совершенствование учебного процесса, культурные мероприятия все эти и другие действия являются типичными получения инструментами, используемыми для реализации стратегии развития региона.
На региональном уровне точкой отсчета для реализации стратегического управления служит концепция социально-экономического развития, выполняющая следующие функции: формирования определенной системы ценностей, определения стратегических целей и приоритетов развития, консолидации общества и мобилизации ресурсного потенциала для реализации поставленных целей, расчета средств для их реализации. Концепция основывается на идее развития, которая опирается на советов организационно-управленческих принципов:
— принцип стратегического управления, основанный на программно-целевом подходе;
— принцип системности управления и комплексности социально-экономического развития региона;
— принцип мобилизации ресурсов, связанный с рыночным механизмом стимулирования хозяйственной деятельности;
— принцип согласованности интересов органов государственной власти, бизнеса и общественных институтов в долгосрочном аспекте;
— принцип легитимности принятие основной массой населения стратегии регионального развития, представленной в концепции.
В концепции формулируются основная идея и единая стратегия развития с учетом разных интересов и позиций. Система ценностей концепции основана на рассмотрении индивида как полноправного субъекта общественных отношений, обусловленных культурным климатом, общественно-политической, экологической и экономической обстановкой в регионе. Эти факторы определяют пределы жизнеспособности системы ценностей концепции. Именно такие принципы могут быть применены при разработке системы стратегического управления на региональном уровне. В украинских условиях они могут выступать точкой отсчета в выборе стратегии социально-экономического развития регионов.
Приведем пример реализации стратегии регионального управления с использованием оценивания социально-экономической ситуации в Винницкой области, которое выполнено в соответствии с принципами SWOT-анализа (в SWOT-анализ Винницкой области включены только базовые элементы экономического комплекса области, поэтому он подлежит ежегодному уточнению и детализации) (см. табл. 1).
стратегический управление регион социальный
Таблица 1. SWOT-анализ социально-экономической ситуации в Винницкой области
Факторы |
Сильные
стороны
|
Слабые
стороны
|
Благоприятные
возможности
|
Потенциальные угрозы |
1. Демографы-
ческие и соц-
альные черты
|
Высокая толе- | Сложная демо- | Развитие граж- | Усиление где- |
рантность насе- | графическая си- | данского обще- | мографическо- | |
ления к ново- | туация, прогноз | ства; | го кризиса; | |
введениям; вот- | уменьшения | развитие ку- | появление но- | |
носительная по- | имеющегося | рортного би- | вых центров | |
литическая ста- | населения; | са на основе | концентрации | |
бильность | большая судьба | принятия закона | использования | |
населения пен- | в признании ку- | рабочей силы; | ||
сионного воз- | рорта Хмельни- | несоответствие | ||
раста; | ка курортом го- | подготовки | ||
высокий уро- | сударственного | специалистов | ||
вэнь безработи- | значения | потребностям | ||
данные в сельской | экономики; | |||
местности; | сохранение | |||
низкий уровень | диспропорций | |||
правовой защи- | в развитии | |||
щенности насе- | районов | |||
ления | ||||
2. Промышлен-
ный потенциал
|
Высокая кон- | Преобладание | Увеличение ко- | Отсутствие |
центрация | предприятий с | личества пред- | стратегическо- | |
предприятий | технологиями | приятий с высо- | го планирова- | |
пищевой о- | 2-го и 3-го по- | котехнологич- | ния на уровне | |
мышленности; | колотый; | ными производ- | области; | |
достаточно раз- | высокая изно- | ствами; | нестабильность | |
витые транс- | шенность ос- | рост объемов | законодатель- | |
портная инфра- | новных фондов; | ПИИ; | ства об инве- | |
структура и | несбалансиро- | снижение уров- | стициях; | |
предпринима- | ванная структу- | ня безработицы; | рост теневого | |
тельская сеть; | ра промышлен- | предоставление | сектора экономи- | |
существует из- | ного комплекса | государствен- | мики; | |
лишек энерго- | области; | ной помощи для | отсутствие | |
генерируйте | высокие техно- | диверсифика- | стратегических | |
мощностей; | логические по- | ции избыточных | решений по | |
есть разведан- | тери энергети- | мощностей са- | Ладыжинской | |
ные промыш- | ки; | харной и спир- | тэс | |
ленно приключений- | низкий уровень | товой отраслей; | ||
ные затежи по- | подготовки | создание госу- | ||
лезных иско- | бизнес- | дарственной | ||
паемых; | проектов; | системы науч- | ||
научный мо- | отсутствие сети | но-технической | ||
циал высшей | поддержки ин- | информации; | ||
школы готов к | новаций в о- | формирование | ||
участию в ин- | мышленности | международных | ||
новационной | транспортных | |||
деятельности | коридоров на территории обл. |
На основе изложенного и таблицы сформулируем стратегические цели Винницкой области.
1. Винницкая область регион с высоким инновационным потенциалом важных для человека технологий.
Аграрная направленность промышленности, большая часть сельского населения являются определяющими особенностями области, благодаря чему в нее есть преимущества перед другими регионами Украины, и имеют большое значение для создания благоприятного инновационно-инвестиционного климата.
2. Винницкая область область с высоким уровнем человеческого потенциала и цивилизации села.
Эта область, в которой сельское население преобладает над городским, по индексу человеческого развития стоит на 4-м месте в Украине. В период перехода к инновационной модели развития особое значение приобретают уровень образованности населения, социальная среда и финансирование человеческого развития. Этот фактор необходимо использовать как преимущество для повышения общего уровня цивилизационного развития села, в том числе уровня жизни. Поднятие культурно-образовательного уровня села области до городского, усиление активности общественной деятельности создадут условия для успешного внедрения новых аграрных технологий и сохранения существующих ценностей сельских общин. Важное значение приобретает устранение региональных диспропорций в развитии отдельных регионов. Это требует разработки и внедрения механизмов координации средне и долгосрочной политики областных органов исполнительной власти относительно конкретной территории, с одной стороны, и между ними и органами местного самоуправления и администрацией в согласовании стратегических целей и приоритетов развития с другой.
3. Винницкая область центр реализации новой энергетической стратегии. Здесь зафиксированы значительные диспропорции в энергетической отрасли.
При общем спаде объемов производства на 50% в 2010 г. до объемов производства 1990 г. произошло разбалансирование экономического комплекса области. Энергогенерируюшие мощности использовались на 15-20%, мощности спиртовых заводов на 60%. В Винницкой области энергоемкость производства несколько выше, чем в среднем по Украине, и составляет 0,8 т условного топлива на 1 тыс. грн. ВВП против 0,7 по Украине.
Область имеет в 4 раза больше энергогенерирующих мощностей, чем он так же компактен электроэнергии. Однако себестоимость электроэнергии Ладыжинской ТЭС самая высокая в Украине. В то же время энергоемкость производства базовых отраслей промышленности и сельского хозяйства выше, чем в среднем по Украине. Для выполнения задачи снижения энергоемкости производства промышленный и сельскохозяйственный секторы области должны перейти на более дешевые виды электроэнергии и обеспечить минимизацию ее потерь в пределах области. С учетом аграрной направленности области, такие виды генерации могут базироваться на использовании биотехнологий и утилизации отходов. Энергетический потенциал определяется следующими технологическими направлениями: анаэробное брожение навоза, сжигание отходов АПК и других отраслей, использование агрокультур для получения спиртового топлива путем ферментации, превращение биомассы в газообразные и жидкие виды топлива с помощью термохимических технологий, производство из растительных культур масел и заменителей дизельного топлива. Все это дает возможность поставит перед областью новую стратегическую цель создать условия для перехода на новейшие биотехнологии в производстве топлива и электроэнергии.
4. Винницкая область регион устойчивого экономического развития и коллективного предпринимательства.
Имея в хозяйственном комплексе большую долю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, экономика области должна быть максимально сориентирована на индивидуальные запросы рынка, следует заниматься не просто тиражированием товара рынку нужен товар, «сшитый по фигуре». Однако организационные структуры в сельскохозяйственном производстве области основаны преимущественно на разрозненных самостоятельных предприятиях. Исходя из того, что в настоящее время уже совершается переход от централизованной иерархии организации производства к иерархии кооперативного характера, организационные структуры сельскохозяйственного производства фактически должны пройти этап централизованной иерархии к сетевой кооперативной структуре. Управление из центра заменяется координацией действий внутри предпринимательских объединений (групп).
Выводы
Подводя итоги, можно утверждать, что стратегическое управление состоит в обосновании и разработке стратегии развития региональной социально-экономической системы, определении ее количественных характеристик и управлении процессом ее реализации. Обшей целью развития хозяйства каждого региона является повышение жизненного уровня населения. Это основной принцип новой стратегии экономических преобразований в регионе в отличие от отраслевого и ведомственного, которые доминировали в прошлом. Экономической базой социальных приоритетов стратегии регионального развития является заинтересованность регионов в повышении эффективности производства и решении социальных и других проблем.
Использованы источники
1. Калетник ГМ. Развитие рынка биотоплива в Украине. К, «Аграрная наука», 2008,464 с.
2. Ansоff I. Н. Implanting strategic management. N. J., Prentice Hall International, 1984.
3. Карлоф Бы. Деловая стратегия. М., «Экономика», 1991.
4. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб., «Питер», 2001.
5. Портер М. Международная конкуренция. М., «Международные отношения», 1993.
6. Саймон Г. А., Смитбург Д. В., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. М., «Экономика», 1995.
7. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб., «Питер», 2000.
8. Геец В. М., Панченко Есть. Г., Либанова Е. М. и др. Переходная экономика. Монография. К., «Высшая школа», 2003, 591 с.
9. Мазур А. Г. Управления в региональных экономических системах: теория, методология, практика. Винница, ООО «Консоль», 2003, 408 с.
10. Львов Д. С Гранберг А. Г., Егоршина А. П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М., «Экономика», 2004.
11. Панасюк Бы. Я. Прогнозирование и регулирование развития экономики. К., «Полиграфкнига», 1998, 304 с.
12. Официальный сайт Винницкой областной государственной администрации. Стратегия экономического и социального развития Винницкой области на 2005-2015 годы, (http://www.vin.gov.ua/web/ vinoda.nsf/web_alldocs/DocJ2AHQ).
13. Козловский С. В. Стратегический анализ развития региональных экономических систем. Электронное профессиональное издание «Эффективная экономика» № 4,2010.