Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии

Дата: 13.02.2016

		

ВВЕДЕНИЕ

Большую работу по систематизации всей
предшествующей философии проделали Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель
(384- 322 гг. до н.э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает
наиболее всесторонний характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому
периоду в развитии древнегреческой философии.

Изучение онтологии и гносеологии Платона
впервые ставится вопрос об отношении бытия и мышления, материально-чувственного
и идеально-существенного мира. И Платон решает этот вопрос однозначно,
утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Поэтому следует
признать, что им была положена основа идеалистической линии в философии,
которая в античной философии получила свое дальнейшее развитие у Аристотеля и
неоплатоников, а наиболее ярко представлена в средневековой философии.
Материализму же, как философскому течению, предстояло сформироваться лишь в
философии Нового времени, в XVII-XVIII
вв. Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384-322 гг. до
н.э.).

Целью данной контрольной работы является
рассмотреть в философской системе Платона и Аристотеля, как систематизаторов
древнегреческой философии.

Для определения данной цели были
поставлены следующие задачи:

· 
Рассмотреть
основные части философского знания Платона;

· 
Рассмотреть
основное содержание философского учения Аристотеля.

Для удобства рассмотрения данной темы
данная работа была разбита на разделы, и подразделы, где каждый вопрос был
рассмотрен отдельно.

1. Платон

1.1 Онтология

Платон, также как и элеаты,
характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое,
недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие
от элеатов, бытие у Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Но, в
отличие от Демокрита, это множество бытии Платон называет видами, идеями
(эйдос) или сущностями. Вид, идея, сущность часто употребляются Платоном как
тождественные понятия.

Итак, бытие у Платона есть вид, идея,
сущность. Платон впервые в истории философии проводит четкое различие между
сущностью и явлением, между тем, что существует поистине и тем, что существует,
но не имеет истинного бытия. «Прежде всего надо различать: что всегда
существует и никогда не становится, и, что всегда становится, но никогда не
существует», — пишет Платон в диалоге «Тимей». Одно из важных положений
платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир
идей и мир чувственных вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл
мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей — идей.
Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно
воспринимаемого мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются
и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая
делает вещь именно этой вещью. Например, деревья существуют потому, что есть идея
дерева, стол — потому, что существует идея стола. Предметы искусства создаются
потому, что имеется идея прекрасного.

Противопоставляя идею (сущность) вещам
(явлениям), Платон должен был как-то объяснить наличие связи между ними.
Однако, Платон не дал однозначного объяснения характера этой связи. Иногда он
рассматривал чувственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу
подражания им, иногда как «причастные» идеям. В ряде высказываний он говорит,
что идеи — это образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся подобиями,
так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподобление им.
Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для
объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи.
Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все
чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую
форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы
только возможность, а не действительность.

Этот подход к объяснению чувственного
мира заимствовал у Платона Аристотель. Для него материя — это также первичный
материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть
превращает ее из возможности в действительность, форма. Таким образом,
Аристотель заменяет понятие идеи на понятие формы. Согласно Аристотелю, форма —
это активное начало, начало жизни и деятельности. Аристотель дает понятию
сущности другое истолкование. Сущность — это единичное, обладающее
самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос «что есть вещь?» и
представляет собой субстанцию вещи. Аристотель делит сущности на низшие, те что
состоят из материи и формы (таковы все существа чувственного мира), и высшие,
чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи
форму, перводвигатель, который служит источником движения всего Космоса.

Внесенное
Платоном новшество о множественности бытия идей поставило перед ним задачу
объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира идей. Чтобы решить
этот вопрос, Платон обращается к понятию единого, но истолковывает это понятие
иначе, чем элеаты. Единое, по Платону, само по себе не есть бытие. Оно выше
бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое выше всякого
существования и всякой множественности. Но без его объясняющей силы невозможны
и сами идеи, ибо невозможна даже и множественность. Ведь каждое из многих тоже
есть нечто единое, а, значит, оно, тем самым причастно единому. Это единое
отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря
которому, все имеет свое бытие. Само же высшее благо располагается по ту
сторону всякого бытия, трансцендентно, следовательно, недоступно разуму. О нем
самом нельзя ничего сказать, кроме отрицания, указывающего только на то чем оно
не является.

У последователей Платона — неоплатоников
Плотина, Порфирия — понятие Единого приобретает центральное значение: Единое
характеризуется ими как божественное начало, первопричина всего сущего, высшая
истина, высшее благо и высшая красота. Бытие целиком зависит от божественного
первоначала. Плотин устанавливает целую лестницу постепенного снижения
первоначала: божественное первоначало, божественный ум, божественная душа и,
наконец, природа. Природа создается из материи путем проникновения в нее обожествленного
первоначала. Сравнивая это первоначало со светом, Плотин уподобляет материю
тьме. На вершине лестницы стоит божественное первоначало, наиболее яркий свет,
внутри материи — тьма. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее
света, путем эманации (истечения, излучения) божества. Единое первоначало в
божественном уме дробится, теряет свое единство, переходит в множественность
умов. Эти умы Плотин истолковывает как идеи, формы. Следующей стадией эманации
божественного света является мировая душа, в свою очередь, подразделяющаяся на
отдельные души. И, наконец, последняя стадия дробления света — это природа. Это
схема в последующем была заимствована христианской философией и получила свое
развитие в системе Августина Аврелия.

1.2 Космология

С учением о бытии в системе Платона
тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством
Космоса из первобытного Хаоса. Творца мира Платон называет божественным
демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный демиург был добр и
пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Застав все в нестройном и
беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что
последний всячески лучше первого. Далее он пришел к мнению, что неразумное
творение не будет прекрасно, вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Таким
образом, Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевленное и поистине
одаренное умом (рассказывает Платон в «Тимее»). Кроме мировой души Платон
признавал существование звезд, человеческих душ, душ животных и растений. Он
был убежден, что небесные тела — это видимые боги, обладающие телом и душой.

1.3 Теория познания

Теория познания Платона опирается на его
учение и о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен.
Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не
погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и
начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого
путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть
процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые
она уже когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же —
это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс
припоминания.

Только мышление дает знание идей.
Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс
познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную
речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. На
этом принципе была построена работа созданной Платоном Академии.

Представления Платона о процессе
познания наиболее развернуто изложены в мифе о «Пещере». Человеческое познание,
говорится в этом мифе, подобно тому, что видят узники, сидящие в пещере спиной
к истинной прекрасной жизни. Тени, пробегающие перед ними — это жалкие проекции
людей, вещей. Участь большинства людей, придерживающихся установившегося
житейского опыта, — пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обладать
лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить
свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона,
такой подход по силам только мудрецам — философам. Задача философии направить
духовную деятельность человека на абсолютные ценности, на запредельное
идеальное бытие. Философия стремится постигнуть самое существенное, наиболее
общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой
жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей трансцендентной
действительности, царства идей, в рассмотрении с этих сверхчувственных позиций
всех природных вещей и человеческих дел. Таким образом, теория познания Платона
проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим
трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее
самой.

1.4 Этика

Онтология, космология и теория познания
в учении Платона носят подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в
качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной
части этого учения — нравственно-этической. Платон считает, что условием
нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в
принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1)
разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Разумная часть —
основа добродетели мужества, преодоления чувственности — это добродетель
умеренности, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души,
под руководством разума, дает начало Добродетели и справедливости.

Платоновская этика ориентирована на
самосовершенствование личности, на создание совершенного общества —
государства. Платон общественное, государственное начало ставит над
индивидуальным, личным. Поэтому этика Платона органически сочетается с
концепцией государства. В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей
на три типа: носители добродетели мудрости философы должны стоять во главе
государства, управлять им. Мужество — добродетель стражей, задача которых
защита государства от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего
сословия должно быть благоразумие, т. е. добросовестное выполнение своих
производственных функций. Справедливость не относится Платоном к какому-то
одному из сословий, а характеризуется им как некая общегосударственная
добродетель. Помимо этих четырех добродетелей Платон особо подчеркивает
значение благочестия — религиозности, почитания божеств. Идеальное государство
Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах
благочестие, бороться против неверия и безбожия.

Укреплению идеального государства, по
Платону, должна служить строгая система воспитания и образования. Платон
предложил такую систему образования и воспитания, которая, по его мнению,
обеспечивала бы достаточную профессиональную и физическую подготовку всех
сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Например,
совокупность гимнастики, музыки и математики — это обязательный круг
образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могли, кроме того,
обучиться диалектике. Но после овладения диалектикой они переходят в другую
профессиональную группу — философов-правителей.

Изучение онтологии и гносеологии Платона
позволяет нам сделать вывод, что в его учении впервые ставится вопрос об отношении
бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного мира. И
Платон решает этот вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над
чувственно-воспринимаемыми вещами. Поэтому следует признать, что им была
положена основа идеалистической линии в философии, которая в античной философии
получила свое дальнейшее развитие у Аристотеля и неоплатоников, а наиболее ярко
представлена в средневековой философии. Материализму же, как философскому
течению, предстояло сформироваться лишь в философии Нового времени, в XVII-XVIII
вв. Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384-322 гг. до
н. э.). Аристотель в молодости входил в кружок Платона. Несколько лет (с 343 по
340 гг. до н. э.) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340 г.
до н. э. основывает свою философскую школу в роще Ликея (ликей — лицей). Обучал
на ходу. Учителя и ученики ходили кругами по аллее — перипатетики.

2. Аристотель

Аристотель — мыслитель-энциклопедист,
оставил сочинения по всем важным областям знания.

Аристотелю принадлежит заслуга впервые
провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области
исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и
творческими науками.

Теоретические: метафизика — изучает
первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика — изучает состояние
тел и определенные «материи»; математика — абстрактные свойства реальных вещей.

Практические: этика — наука о норме
поведения людей; экономика; политика.

Творческие науки, связанные с деятельностью
творцов: поэтика — теория стихосложения; риторика — теория ораторского
искусства и искусства ремесла.

2.1 Онтология

Основное содержание философского учения Аристотеля
изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и
Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного.
Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то,
что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от
чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон,
толкование. Сущность -это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она
отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает
предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

Аристотель делит сущности на низшие и
высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также
как и у Платона, — это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи
актуальное состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность
форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма,
согласно Аристотелю, — это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие
сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто
иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую,
лишенную материи форму — Перводвигатель, который служит источником жизни и
движения всего Космоса.

В соответствии с учением о сущности,
Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель выделяет четыре вида
причин.

1.Материальные,
то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2.Формальные, в
которых форма проявляет себя, образуя

сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3.Действующие или
производящие — рассматривающие источник движения и превращения возможности в
действительность,

энергетическая база формирования вещей.

4.Целевая или
конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

5.Аристотель
всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может
произойти превращение потенциального в пунктуальное.

Телеологизм Аристотеля находит свое
высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе. Указав, что
движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что
приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может
находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного
двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании
других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, первый
двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая форма — цель.

2.2 Учение о душе

Душа является формой по отношению к
материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа — это
проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и
человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная
душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ.
У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление
к приятному и избеганию неприятного.

Разумной же душой обладает только
человек. Аристотель определяет разумную душу как такую часть души, которая
познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от
тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи
вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет
сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в
мире.

2.3 Учение о человеке

Главное отличие человека от животного,
по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни.
Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование
определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к
восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость,
писал Аристотель в своей работе «Политика». Центральное понятие аристотелевской
этики — добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида:
дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Дианоэтические
возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря
привычки. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели:
мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

Добродетелью обладает не каждый человек,
а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой
деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее
наслаждение не в потреблении материальных благ, не в почестях, не в
деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом
процессе теоретической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучащим в
этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию
поведения. «Середина — принадлежность добродетели».

Так же как и у Платона аристотелевское
учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству
личность. Согласно Аристотелю, человек есть политическое животное. Человек
родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к
«совместному сожительству». Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего,
добродетели, применяемые и осуществляемые в общественной жизни, постольку
центральное место он отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть
лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть
проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя,
прежде всего, политическим общественным существом. Справедливость
рассматривается Аристотелем в связи с понятием «равенство». Он строго различал
проявление справедливости среди равных и среди неравных. Справедливость, по его
мнению, состоит в равенстве, но не для всех, а для равных, а неравенство также
представляется ему справедливостью, но опять-таки не для всех, а лишь для
неравных. Неравенство — это нормальное состояние людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из
всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

В
философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре основные части
философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.

Платон, также как и элеаты,
характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное,
неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но
в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. И здесь он близок
Демокриту. Но, в отличие от Демокрита, это множество бытии Платон называет
видами, идеями (эйдос) или сущностями. Вид, идея, сущность часто употребляются
Платоном как тождественные понятия.

Итак, бытие у Платона есть вид, идея,
сущность. Платон впервые в истории философии проводит четкое различие между
сущностью и явлением, между тем, что существует поистине и тем, что существует,
но не имеет истинного бытия. «Прежде всего надо различать: что всегда
существует и никогда не становится, и, что всегда становится, но никогда не
существует», — пишет Платон в диалоге «Тимей». Одно из важных положений
платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир
идей и мир чувственных вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл
мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей — идей.
Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого
мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и
воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая
делает вещь именно этой вещью. Например, деревья существуют потому, что есть
идея дерева, стол — потому, что существует идея стола. Предметы искусства
создаются потому, что имеется идея прекрасного.

С учением о бытии в системе Платона
тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством
Космоса из первобытного Хаоса.

Теория
познания Платона опирается на его учение и о душе. Платон считал, что человек,
как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает,
его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова
как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере.

Аристотель — мыслитель-энциклопедист,
оставил сочинения по всем важным областям знания.

Аристотелю принадлежит заслуга впервые
провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области
исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и
творческими науками.

Основное содержание философского учения
Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для
элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного,
неподвижного.

Однако Аристотель не отождествляет бытие
с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное
существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате
Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность -это
единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что
есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не
позволили ему слиться с другими. Душа является формой по отношению к материи,
однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа — это проявление
активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек.
Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа»
ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У
животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к
приятному и избеганию неприятного.

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. 
Аристотель.
Метафизика \ Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т.1.

2. 
Канке
В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. 2- е
изд. Перер. И доп. М.: 1998 С. 30-43.

3. 
Радугин
А.А. Философия: курс лекций. — 2-е изд. Перер. И доп. – М., 2003, С.44-51.

4. 
Платон.
Сочинения: в 3- х тт. – М., 1971.

5. 
Философия.
Учебник для высших учебных заведений. Ростов н\Д. 1996 г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий