Содержание
Биография…………………………………………………………………………2
Творчество
Платона………………………………………………………………2Красота
в основе познания………………………………………………………3О
Красоте и о Любви……………………………………………………………6Заключение……………………………………………………………………….8
Список
литературы………………………………………………………………10
Биография
ПЛАТОН
(Plato) 428 или 427 г. до н. э. – 348 или 347 г. до н. э.Древнегреческий
философ Платон родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое
происхождение (по отцу, Аристону, он считался потомком последнего афинского
царя Кодра, а по матери, Периктионе, был в родстве с законодателем Солоном).
Пройдя с помощью лучших учителей полный курс тогдашнего воспитания (грамматика,
музыка, гимнастика), Платон занялся стихотворчеством, которое оставил, когда
около 407 г. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных
учеников. Во время суда над «мудрейшим из эллинов» Платон был в числе его
учеников, предложивших за него денежное поручительство. После смерти Сократа
уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 г. отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал
собственную школу – Академию платоновскую. В 367 и 361 гг. вновь посетил
Сицилию (в 361 г. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего,
выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка,
как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась
полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал
лекции.Творчество
ПлатонаПочти
все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт
Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными
достоинствамиТворчество
Платона принято разделять на три периода:В
ранний период (от казни Сократа до основания Академии около 386 г. до н. э.), в так называемых сократических диалогах «Хармид», «Лисид», «Лахет», «Евтифрон», «Гиппий
большой» и др. Платон воспроизводит сократовский метод обучения и ставит вопрос
об основных понятиях полисной этики (благоразумия, дружбы, мужества и т. д.).
Памяти суда над Сократом посвящается в этот период «Апология Сократа» и диалог
«Критон». В годы основания Академии Платон выступает с резкой критикой
софистической риторики («Горгий», «Протагор»).Во
втором периоде он разрабатывает свое учение об идеях (эйдосах) (диалоги
«Менон», «Пир», «Федр», «Федон») и на его основе создает утопию идеального
государства («Государство»). Платон надеется на возможность осуществления своей
программы и в 366 г. до н. э. едет в Сицилию к тирану Дионисию II, чтобы
склонить его на свою сторону и добиться претворения в жизнь своего
политического замысла. Поездка оканчивается неудачей. Платон возвращается в
Афины и продолжает преподавать в Академии.В
последний период он не оставляет своих политических планов и снова
разрабатывает тему государства («Законы»). К этому же времени относится
космологическая мифология Платона («Тимей»). Практическое участие в политике
выражается теперь в его переписке с участниками аристократического мятежа в
Сицилии, поднятого в 358 г. до н. э. учеником Платона Дионом. В письмах к
сторонникам Диона (письма VII, VIII) Платон предлагает им провести необходимые,
по его мнению, государственные реформы. Однако и эти советы, так же как советы
Дионисию II, не были осуществлены.Красота
в основе познанияКрасота,
к которой Платон стремился как художник, стала являться ему отрешенная от
всякой внешней формы, или, вернее, он сам старался отрешить ее от формы,
проникнуть в ее общую сущность, найти, познать ее в полной отвлеченности.
Началось стремление к идеалу, то есть к призраку. Богатые краски жизни,
осязаемая материя, разнообразие явлений все, чем полна наша жизнь, стало
казаться Платону злом, за которым скрыта, как под паранджой, истина мира,
нетленная, неизменная, вечная красота. Но Платону было необходимо узнать природу
зла. Если зло вечно, то, вероятно, оно естественно, а если оно естественно, то
оно не является злом, ведь естество – прекрасно. Платон убеждает себя, что зло
– всего лишь свойство материи. Он верил в действительное существование идеи
отдельно от явления. Идеализм сразу поднялся на небывалую поэтическую высоту
вымысла и вместе с тем сразу дошел до полного отрицания самых элементарных
свидетельств простого человеческого опыта. Создалась единая, фантастическая
картина мира идеи, “мировая душа”, звезды и солнца, живущие своей жизнью и
мыслящие в бесконечном пространстве. Все это культивируется в голове Платона,
начинает жить и дышать, все это производит такое впечатление, как будто бы оно
действительно существовало, и все это только потому, что Платон верит в свое
создание. Д. И. Писарев так пишет в своей работе “Идеализм Платона”: “Платонизм
есть религия, а не философия, и вот почему он имел такой громадный успех в
мистическую эпоху падения язычества”.Платон
совместил общество и личность, небесное и земное, тело и душу. Он считал, что
“прекрасный материальный космос управляется законами, находящимися вне его, за
его пределами. Они составляют особый надкосмический мир и называются миром
идей”. “Идея” по-гречески означает нечто видимое. Значит, платоновские
идеи, в которых отражена вся космическая жизнь, материальны. Но увидеть их
можно не физическим, а мысленным зрением. Его идеи определяют жизнь
материального мира. Они образцы, модели, по которым строится вся
“множественность вещей”, образованных из бесформенной, бесконечной материи.
Сама материя ничего не может породить. Она только “кормилица” или
“восприемница”, принимающая идущие от идей свет, энергию. Сила света оживляет
темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую форму по образцу вечных
и прекрасных форм, недоступных для человеческих чувств. Идеи прекрасны, так как
они вне времени, которое разрушает материальное, старит их. Мир идей находится
вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея
идей — это добро, некое благо, уравненное к красоте. Это и есть, по Платону,
начало всех начал.В
эстетике Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела,
души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём
принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от
любви, а любовь – от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и
слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в
себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у Платона правителем и
вообще источником жизни для всего живого.Душа
человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя
лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а
кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и
инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница)
получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек
вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе
как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для
человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира
«отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту,
любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то
утерянные ею, вновь начинают расти.Отсюда
— важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе,
людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа
постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств,
далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться
по «золотой лестнице» к миру идей.О
Красоте и о любвиКогда
кто-нибудь смотрит на здешнюю красоту, припоминая при этом красоту истинную, он
окрыляется, а окрылившись, стремится взлететь; но, еще не набрав сил, он
наподобие птенца глядит вверх, пренебрегая тем, что внизу, это и есть причина
в его неистового состояния. Из всех видов исступленности эта наилучшая уже по
самому своему происхождению, как для обладающего ею, так и для того, кто ее с
ним разделяет. Причастный к такому неистовству любитель прекрасного называется
влюбленным. («Федр»)Благодаря
памяти возникает тоска о том, что было тогда… Красота сияла среди всего, что
там было; когда же мы пришли сюда, мы стали воспринимать ее сияние всего
отчетливее посредством самого отчетливого из чувств нашего тела зрения, ведь
оно самое острое из них. («Федр»)Не
есть ли… любовь не что иное, как любовь к вечному обладанию благом?…Ну, а если
любовь это всегда любовь к благу, …то каким образом должны поступать те, кто
к нему стремится, чтобы их пыл и рвение можно было назвать любовью? Что они
должны делать?Они
должны родить в прекрасном как телесно, так и духовно… Дело в том, Сократ, что
все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают
известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же
она может только в прекрасном, но не в безобразном…Те,
у кого разрешиться от бремени стремится тело… обращаются больше к женщинам и
служат Эроту именно так, надеясь деторождением приобрести бессмертие и счастье
и оставить о себе память на вечные времена. Беременные же духовно… беременны
тем, что как раз душе и подобает вынашивать. А что ей подобает вынашивать?
Разум и прочие добродетели. Родителями их бывают все творцы и те из мастеров,
которых можно назвать изобретательными. Самое же важное и прекрасное это
разуметь, как управлять государством и домом, и называется это уменье
рассудительностью и справедливостью.Он
(человек-философ) радуется прекрасному телу больше, чем безобразному, но
особенно рад он, если такое тело встретится ему в сочетании с прекрасной,
благородной и даровитой душой: для такого человека он сразу находит слова о
добродетели, о том, каким должен быть и чему должен посвятить себя достойный
муж, и принимается за его воспитание. Проводя время с таким человеком, он
соприкасается с прекрасным и родит на свет то, чем давно беременен. Всегда помня
о своем друге, где бы тот ни был далеко или близко, он сообща с ним растит
свое детище, благодаря чему они гораздо ближе друг другу, чем мать и отец, и
дружба между ними прочнее, потому что связывающие их дети прекраснее и
бессмертнее.Вот
каким путем нужно идти в любви самому или под чьим-либо руководством: начав с
отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам,
подниматься ради самого прекрасного вверх от одного прекрасного тела к двум,
от двух ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от
прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к
тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же
это Прекрасное. («Пир»)Заключение
Красота
жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть
подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, т. е.
подражание подражанию. Поэтому Платон изгонял Гомера (хотя и ставил его выше
всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть
творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. Платон изгонял из своего
государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только
военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и
приличие являются необходимым условием красоты.Не
отвергая богов традиционной мифологии, Платон требовал философского очищения их
от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым
для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по
Платону, – это символ; в мифологической форме он излагал периоды и возрасты
космоса, космического движение богов и душ вообще и т.д.Историческое
значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал
основные принципы объективного идеализма. Идеи Платона послужили исходной
основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.Итак,
красота у Платона это – взаимопронизанность идеального и материального, в
которой уже трудно различать эти два начала и различать можно только в порядке
научного и тоже пропедевтического построения. Это и есть весь Платон, то есть
вся платоновская эстетика, взятая в своей основной и наиболее яркой тенденции.
За пределы этого синтеза идеального и материального Платон так и не вышел до
самого последнего конца. Однако содержание его многочисленных произведений
указывает на то, что в этом синтезе он выдвигал то одни, то другие моменты,
давал эти моменты то в одной, то в другой комбинации, часто об одном молчал, а
о другом говорил очень подробно, поступая совершенно наоборот в других
произведениях, то давал весьма подробные характеристики и весьма яркую
аргументацию для одних случаев и, наконец, избегая, игнорировал и снижал
характеристики и аргументацию других моментов в своей эстетике. Эта намеренная
неопределенность, это огромное богатство его методов, его терминологии и его
тематики, конечно, весьма затрудняет всякую группировку его произведений,
основанную на единстве логического принципа, но преобладание одного принципа над
другим на фоне общего эстетического мировоззрения большей частью ощущается
достаточно ясно; и наличие всяких других моментов наряду с главным не только не
мешает группировке произведений Платона, но, пожалуй, делает ее гораздо более
богатой, чем просто логика и чем просто хронология.Нужно
всегда помнить, что Платон и его эстетика – это вовсе не только одна философия,
но, кажется, еще гораздо больше – беллетристика, риторика и вообще
художественное творчество. Принимая все это во внимание, мы со своей группировкой
произведений Платона, кажется, не попадем в метафизику почти неизвестной нам
хронологии его произведений и, кажется, будем в состоянии оставаться на почве
платоновской эстетики как цельного творчества.Список
литературы1.
Большая советская энциклопедия. В 30 тт.2.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.3.
Интернет-ресурсы:4.
http://www.newacropol.ru/5.
http://www.wikiznanie.ru/6.
http://www.gumer.info/