Чему нас может научить йога?

Дата: 13.02.2016

		

Правительство РФ

Государственный университет – Высшая Школа Экономики

Кафедра философии

Реферат

На тему: «Чему нас может
научить йога?»

Выполнила
студентка

1 курса 181
группы факультета психологии

Халимоненко
Анастасия Сергеевна

Преподаватель

Носачев
Павел Георгиевич

— 2010-

Введение

Тайны и чудеса нашей жизни способны продемонстрировать нам, что
мир гораздо, неизмеримо больше наших представлений о нем. Для того чтобы
обнаружить сокрытое, строгой логики может и не хватить, обязательным атрибутом
должны быть ослепительные прозрения – наития. Тот, кто следует за своей мечтой,
отгадкой или решением какой-либо личной проблемы, нуждается в поддержке извне,
в своем собственном тайном Пути. Человеческий дух с незапамятных времен,
находится в вечном поиске этих источников, которые могут помочь в объяснении
тайн бытия и которые способны изменить восприятие мира человеком. В современном
мире большая часть этих учений утеряны безвозвратно, но некоторые все же
удалось сохранить до наших дней: различные духовные и физические практики,
науки, религии, и т.д. Одним из таких «подарков» древних является йога.

Йога – это некая часть основы всех существующих ныне источников и
повседневной жизни. Её можно встретить практически во всех религиях, ритуальных
практиках и эзотерических упражнениях. Йо́га — понятие в индийской
культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и
физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и
нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради
достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком
смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии
индуизма[1].

Как утверждают некоторые источники, родина йоги — древнейшая на
Земле цивилизация — Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад
на материке, соединяющим Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она
исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды донесли
йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога
попала в Индию и Египет.

Археологические находки позволяют
с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до
н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах,
найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция
говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическую
историю йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнему
Египту, а от него — к еще более отдаленным легендарным цивилизациям —
Атлантиде, Арктиде и некоторым другим[4].

На сегодняшний день, воздействие йоги на человеческое сознание,
остается мало изученным и спорным. Это связанно с тем, что методология
современной науки пока недостаточно совершенна и не может дать истинную и
адекватную оценку изменениям происходящим в человеке, которые проявляются даже
на основных, базисных практических и теоретических занятиях. Неопределенность и
неизвестность затрагивает не только йогу, но и многие другие смежные с ней
науки, например экстрасенсорику, астрологию или уфологию. Но парадокс состоит в
том, что именно понимание и дальнейшее изучение йоги, может ответить на многие
вопросы, и дать правильное направление для познания других спорных дисциплин.
Но не зависимо от количества белых пятен, многие люди проявляют интерес к йоге,
тем самым подтверждая её актуальность в современном мире.

Йога – одно из шести основных направлений индийской философии.
Существуют частные случаи:

· 
Hatha Yoga (Хатха-йога), направленная в основном на развитие физических и
физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми
ступенями Патанджали;

· 
Raja Yoga (Раджа-йога), рассматривающая развитие высших психических функций
человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;

· 
Karma Yoga (Карма-йога), связанная с гармоническим развитием социальных,
общественных отношений личности;

· 
Bhakty Yoga (Бхакти-йога), связанная с совершенствованием человека в
эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;

· 
Jnana Yoga (Джнани-йога), связанная с развитием мышления человека,
расширяющая границы и возможности его познания.

Менее известны такие пути, как lapa yoga (лапа-йога), mantra
yoga
(мантра-йога), Tantra Yoga тантра-йога, а также тибетская йога:
Respy Yoga (йоги респы), Lun-gom-pa Yoga (йоги лун-гом-па).

В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией
и распространялась в форме дзен-буддизма[2].

За время существования йоги, возникло множество значений этого термина.
Например одно из таких толкований: «достижение того, что было прежде
недостижимо». Данная идея говорит нам о том, что в мире существует нечто
непостижимое человеческому разуму, и что при желании этого можно достичь. Йога
– это и есть средство достижения этого нечто, она позволяет выйти за пределы
нашего разума. Другими словами йога – это любое изменение сознания.

Йога стремится к тому, что бы человек, увлеченный в чем-то, будь
это работа по дому или любимое хобби, присутствовал в каждом своем действии, в
каждый момент, и это присутствие было истинным.

Восемь ступеней йоги

Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.
Но что бы достаточно точно пояснить это определение обратимся к историческим
корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения
йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали
(11-1 век до н.э.) [1].

Патанджали
— основатель философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н. э.
Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы)
для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого
духа с Богом, обретения состояния Просветления или «Маха Самадхи», нирваны.
Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом
отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских
учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию. Патанджали
представил свою работу в стиле Сутры. Некоторые исследователи отождествлют его
с другим Патанджали, лингвистом, автором обширного комментария к знаменитой
индийской грамматике Панини, озаглавленного «Махабхашья». Полагают,
что Патанджали жил во II в. до н.э. и был современником Катьяяны. В индийских
памятниках встречаются легендарные подробности его биографии: так,
рассказывается, что Патанджали упал с неба в виде змейки в ладонь Панини, что,
очевидно, основано на народной этимологии имени Патанджали (pat = падать, añjali
= ладонь). Он выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих
знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. Патанджали в «Йога-сутрах»
уделяет большое внимание всем аспектам человеческого существования, включая
отношения с окружающими, поведение, здоровье, дыхание и путь медитации [4].

В оригинальном
учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей[3]:

· 
яма

· 
нияма

· 
асана

· 
пранаяма

· 
пратьяхара

· 
дхарана

· 
дхьяна

· 
самадхи

Эти восемь этапов называются восьмеричным путем и являются некой
пирамидой личностного роста и самосовершенствования. Фундамент пирамиды
составляют психологические качества человека: характер, ценности, моральные
принципы и нормы поведения в межличностном общении, а путь к вершине проходит
через совершенствование физического тела, самообладание, отречение от чего-либо,
и через достижение удивительных способностей и особых состояний сознания[3].

Яма, это, то с помощью чего мы
общаемся, противоположность вербальных и невербальных барьеров, квинтэссенция
слов Конфуция: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к
тебе». К пяти ямам относятся:

· 
Ахимса – (ненасилие) всякий вред живому существу или природе в
целом, укрепяет иллюзорное, неправильное восприятие мира, следовательно, никому
и ничему нельзя причинять вред.

· 
Сатья – (правдивость) навсегда отказавшись от неправды, мы
наделяем свое слово уверенность и магической силой, поэтому, достаточно лишь
сказать о чём-то с полной уверенностью, чтобы это произошло на самом деле.

· 
Астейя – (неворовство) нужно заслужить то, что имеешь, и когда
делаешь что-то не волноваться о результате: “Пусть приходит то, что приходит
само”.

· 
Брахмачарья – (воздержание) полный контроль над собственными
естественными потребностями и желаниями.

· 
Апариграха – (непринятие/нестяжательство) нам ничего не
принадлежит, непривязанность к непринадлежащему нам, и непривязанность, к тому
что мы считаем своей собственностью.

Нияма – это самосовершенствование
характера, с помощью нее мы учимся избегать конфликтов с самим собой, понимать
себя и свою сущность. К пяти ниямам относятся:

· 
Шауча – (чистота), внешняя: чистота тела и энергетических каналов,
внутренняя: чистота души, очищение разума от тревожащих эмоций и мыслей

· 
Сантоша – (удовлетворенность), скромность во всем, довольствование
тем, что имеешь.

· 
Тапас – (самообуздание), усилие, направленное на то, чтобы делать
лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен. Сохранение физического
здоровья

· 
Свадхьаяя — (самопознание), самообразование, самообучение: чтение
древних текстов, повторение мантр.

· 
Ишварапранидхана – достаточно знать, что ты сделал все, что было в
твоих силах.

Асаны – это позы, которые
используются в йоге. Это третий этап познания. Способность к концентрации
формируется вместе со способность понимать свое тело, поэтому Асаны позволяют
объединить духовное и физическое в человеке, войти в понимание с самим собой.

Пранаяма дословно переводится, как
«расширение жизненной энергии». Она заключается в технике дыхательных
упражнений, которые оказывают положительное воздействие на весь организм в
целом. Пранаяму можно практиковать в повседневной жизни, например, для снятия
стресса в экстремальных ситуациях, или можно включить в программу занятий
йогой.

Яма, Нияма, Асаны и Пранаяма, помогают человеку в
сомосовершенствовании тела и духа. Благодаря этим четырем ступеням, человек становится
готовыми ко второму этапу практики йоги: знакомству со своими эмоциаональным
фоном, со своим характером, мыслями и переживаниями, позволяет достичь высшего
состояния сознания.

Второй этап начинается с Пратьяхары – концентрация на самом
себе, отвлечение от окружающего мира. Пратьяхара позволяет сфокусироваться на
волнующей человека проблеме объективно посмотреть на свои действия и поступки,
присмотреться к самому себе, что так же помогает избавиться от лишних мыслей
мешающих личностному росту. Пратьяхара является подготовительным этапом для
овладения Дхараном.

Дхарана – концентрация на
каком-либо ментальном объекте, будь то энергетический центр в теле, звук, образ
божества или какой либо цвет. Дхарана позволяет человеку овладеть собственным
разумом, замедлить мышление и освободиться от блуждающих мыслей, которые мешают
сосредоточиться. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем
внимание на одной точке.

Дхьяна — медитация или созерцание.
Дхьяну часто путают с Дхараной. Да, они действительно похожи, но между ними
есть очень тонкое различие: в то время как дхарана предполагает
однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором
фокус как таковой отсутствует. На этой стадии ум уже успокоен Дхараной и в
своей безмятежности не рождает мыслей.

Самадхи – заключительный этап,
который предпологает достижение особого состояния сознания, Патанджали
описывает Самадхи как состояние блаженства. Человек выходит за границы
собственного я, происходит единение человеческой души с окружающим миром,

йога философия индуизм эзотерический

Девять препятствий на пути йоги

Девять препятствий, описанных Патанджали, это болезнь, апатия,
сомнения, поспешность или нетерпение, вялость или утомление, рассеянность,
невежество или гордыня, неспособность сделать новый шаг и потеря уверенности.
Они проявляются в виде таких симптомов, как жалость к самому себе, негативизм,
физические проблемы и нарушение дыхания.

Въядхи (болезнь) – затуманивает
сознание, мешает сосредоточтиться, и что бы продолжать практиковать йогу,
человеку необходимо поправить свое здоровье.

Стьяна (тяжесть и апатия) — может
быть вызвана перееданием, неправильным питанием, холодом или самой природой
ума.

Саншая (сомнение) — постоянное
ощущение неуверенности, мешает прогрессу в йоге.

Прамада (поспешность) – мы делаем
что-то думая, что торопясь мы продвигаемся вперед, но из-за прамады мы все
дальше отдаляемся от поставленной цели.

Аласья (вялость, утомленность) —
проявляется в таких мыслях, как: «Наверное это мне не по силам». Это недостаток
энтузиазма, который может свести на нет все практики йоги, и вызванные ими в
человеке изменения.

Авирати (рассеянность) – возникает,
когда наши чувства берут вверх над разумом, выбивая нас из колеи жизни, и уводя
наше сознание в неверном направлении.

Бхрантидаршана (невежество и гордыня)
– это самая большая опасность из всех выше перечисленных. Бхрантидаршана
посещает тех, кто вообразил, что увидел все, что можно было увидеть, и знает
все, что можно знать. Бхрантидаршана – это иллюзия вершины к которой стремится
человек, она заставляет человека уверовать в ложною истину и отречься от
начатых дел.

Алабдхабхумикатва – это
следующий шаг после Бхрантидаршаны. Человек раскрывший иллюзию, которая давала
ему уверенность в том, что он добился успеха, видит, что осталось еще очень
много сделать, теряет веру в себя, разочаровывается и поддается переменам
настроения.

Анавастхитатвани — если вы
осознаете, что питали иллюзии, и начинаете смотреть в лицо реальности, то для
вас существует, к сожалению, большая вероятность показаться себе меньше и
ничтожнее, чем вы есть на самом деле. А это приводит к потере уверенности в
себе к последнему препятствию, описываемому Патанджали [4].

Подводя черту, хотелось бы уточнить, что Патанджали описывая
опасности и сложности в познании йоги, говорил, что не все они должны быть
именно в этом порядке, и не обязательно все из нас столкнутся со всеми из них.
Патанджали, показал людям, что на каком бы этапе йоги человек не находился, он
не должен считать, что это конец пути и предел совершенства, он должен идти
дальше и верить, что с каждым днем он немного лучше чем вчера.

Заключение

Йога – это то немногое, что осталось нам от древних цивилизаций,
покрытое пылью веков, знание, которое никогда недолжно исчезнуть. Йога учит нас
быть в гармонии с миром и с самим собой, дает нам то душевное спокойствие,
которого нам так не хватает, в современном обществе. Хотя практика йоги и
строго индивидуальна, она способствует эволюционному развитию не только
отдельных людей, но и целых коллективов. Это особенно актуально сейчас, когда
большие массы людей тянутся к духовности, к развитию самосознания. Современные
условия — возвращение человеку его прав, открытость и гуманизация общества —
упрощает, способствует внедрению принципов йоги в образ жизни каждого человека.
Йога открыта для всех. Каждый может взять из нее столько, сколько сможет. Йога
– это не внешний опыт. Это нечто такое, что мы ощущаем внутри себя, в самой
глубине своего естества.

Используемая литература

1. 
Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г.
Кузнецова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — XVI, 731с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).

2. 
Knut A. (Editor) Jacobsen Theory And Practice of Yoga: Essays in
Honour of Gerald James Larson. — Brill Academic Publishers, 2005. — ISBN
9004147578 (Studies in the History of Religions, 110)

3. 
Коэльо Паоло, Дневник мага. – М.: Издательство Астрель, 2010. —
288с.

4. 
Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия:
учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Университетская книга; Логос, 2007. — 432 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий