Ведическая философия

Дата: 13.02.2016

		

Содержание

Введение

1. Что такое Веды

1.1. Цель Вед

1.2.Происхождение Вед

2. Веды — высшая культура человека.
Ведическая наука

3. Аспект Абсолюта: Бхагаван

4. Строение Вселенной

5. Методы получения знания

Заключение

Список литературы

веда бог человек культура

Введение

Ведическая философия
— древнейшая философия мира. Она так же является самой совершенной, так как
объясняет природу живых существ, указывая самым разумным из них — человеку, тот
путь, следуя которым он достигнет совершенства жизни.

В чем же заключается
совершенство? Кто мы? Откуда мы? Почему здесь? В чем смысл жизни?

На все эти вопросы
удивительно ясно и логически обосновано отвечает ведическая философия.

1. Что такое Веды?

Веда
переводится как «знание». Веда означает «истинное знание»,
«полное знание», «совершенное знание». Почему полное,
истинное знание? Потому что Веда дает знание Природного Закона, то есть
совокупности всех законов мироздания. Зная эти законы можно получить ответ на
любой вопрос, можно знать обо всем, и в прошлом, и в будущем. (Аналогия: зная
закон изменения какой-либо величины, например синусоиду, можно получать
значение величины в любой момент времени, точно так же обладая полным знанием
законов Природы можно иметь информацию о пути развития мироздания, которое
подчиняется Законам природы).Ведическая литература: Бхагавад-Гита, Шримад
Бхагаватам, Махабхарата, Шри Ишопанишад, Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-лила, Шри
Чайтанья-чаритамрита Мадхья-лила.Некоторые ученые утверждают, что только
первоначальные четыре Веды — Риг, Атхарва, Йаджур и Сама — являются подлинной
ведической литературой. Однако ни сами Веды, ни самые известные ведические
учителя, включая Шанкару, Рамануджу и Мадхву, не разделяют этого мнения. К
ведической литературе относятся также Махабхарата (содержащая Бхагавад-гиту),
первоначальная версия Рамаяны, Пураны, а также такие непосредственно
примыкающие к ней произведения, как Самхиты и комментарии великих учителей,
которые веками определяли ход развития ведической мысли. В любом случае, для
того, чтобы иметь право называться ведическим, произведение должно утверждать
ту же цель, что и тексты самих Вед. Ведические Писания (шастры) составляют
гармоничное целое с гармоничным итогом (сиддханта).Следовательно, мы можем
относить к подлинной ведической литературе любые работы, которые основываются
на ведической сиддханте без искажения ее смысла, даже если такая работа не
является оригинальным Писанием. Фактически, ведическая традиция предполагает
появление новых авторитетных работ, передающих послание Вед так, как того
требуют место, время и обстоятельства. Однако, чтобы претендовать на
подлинность6 эти дополнения к ведической литературе должны строго следовать
учению Вед, Пуран и Веданта-сутры. Ведическая литература не мертва и не
архаична. И тем не менее, любая литература, древняя или современная, не должна
считаться ведической, если она отклоняется от ведической сиддханты. Поэтому
буддизм, джайнизм и сикхизм, хотя они, несомненно, выросли из ведической
литературы, нельзя рассматривать как ведические учения. Даже концепция индуизма
противоречит выводам ведической литературы. Ведические Писания очень велики по
объему. Только одна Риг-веда содержит 1017 гимнов, Махабхарата состоит из
110.000 шлок, а восемнадцать основных Пуран содержат сотни тысяч стихов.

1.1 
Цель Вед

Основное назначение
ведической литературы — поведать науку духовного самопознания (самореализации),
тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше). Бхагават-гита
называет знанием «признание важности самореализации и философский поиск
Абсолютной Истины« [Бхагавад-гита 13.12] через »осознание того, что
рождение, смерть, старость и болезни есть зло» [Бхагавад-гита 13.9].
Ведическая литература бескомпромиссно отстаивает представление о том, что
несмотря на все видимые удовольствия, материальная жизнь означает страдания.
«От самой высшей планеты материального мира и до самой низшей — все они
есть место страданий, где повторяются рождение и смерть»[Бхагавад-гита
8.16]. Кроме повторяющихся страданий рождения, смерти, старости и болезней,
ведические Писания говорят также о трех других видах страданий: страданиях,
приносимых телом; страданиях, причиняемых другими живыми существами и
страданиях, приносимых природными условиями. Ведические учителя утверждают, что
даже если эти страдания отсутствуют, никто не может обрести счастья в этом
материальном мире — силы времени и смерти вынуждают каждого покинуть свое
место. На санскрите Землю называют Мритйулока — обитель смерти. Ее также
определяют эпитетом духкхалайам — место страданий и ашашватам — преходящая
[Бхагавад-гита 8.15]. Веды утверждают, что цель человеческой жизни не в том,
чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобы
бороться за вечное счастье. Для людей, которые следуют ведической формуле,
жизнь означает возможность победить смерть. По ведическим представлениям,
человек отрицает жизнь как раз тогда6 когда отождествляет себя с иллюзорным
материальным телом и полагает, что материальный мир является единственной
реальностью. Такие люди упускают возможность, представленную человеку —
возможность вопрошать о Высшем. Веды описывают освобождение как особую
привилегию, которая дана человеку, но не низшим видам жизни, и убеждают людей
избрать этот путь. Поэтому человеческое тело сравнивается с кораблем, на
котором можно пересечь океан перевоплощений. Опытный учитель, изучивший Веды,
подобен капитану, а ведические гимны попутному ветру. Человек, который не
пересекает океан и не достигает вечного освобождения, Веды называют неразумным,
ибо любое знание, которое не ведет к избавлению от страданий, ведическая философия
считает бессмысленным. «Тот, кто не решает проблем жизни, как подобает
человеку, и кончает свои дни, как кошка или собака, не постигнув науки
самореализации — несчастнейший из людей»[Брихад-аранйака Упанишада
3.8.10].

1.2 
Происхождение Вед

Брихад-аранйака
Упанишада [2.4.10] сообщает: «Риг-веда, Сама-веда, Йаджур-веда,
Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие, как Махабхарата) и
Пураны — все это дыхание Абсолютной истины. Они изошли из Верховного Брахмана
безо всяких усилий с Его стороны, с той же легкостью, с какой дышит
человек». Согласно ведической традиции, Веды абсолютны и авторитетны.
Чтобы понять их, нет нужды прибегать к другим источникам — все необходимое
содержится в них самих. Этот принцип исходит из уст Самого Шри Кришны в
Бхагавад-гите [3.15]: брахма-кшара-самудбхавам — «Веды исходят
непосредственно от непогрешимой Верховной Личности Бога». Комментатор
Шридхара Свами [Бхавартха-диппика 6.1.40] отмечает, что Веды являются высшим
авторитетом, так как они произошли от Самого Нарайаны. Джива Госвами говорит,
что ведическое Писание Мадхйандина-шрути приписывает происхождение всех Вед
дыханию Верховного существа. Наконец, Атхарва-веда утверждает, что Кришна,
который на заре творения обучил Брахму, распространял ведическое знание в былые
времена. Итак, мы видим, как сами ведические Писания говорят о своем
происхождении. Слово апаурушейа, которым они определяют себя, означает, что они
произошли не от какого-то материально обусловленного человека, а от Самого
Всевышнего, то есть из источника, трансцендентного к двойственности этого мира.
На заре творения ведическое знание было передано Брахме. Потом Брахма наставил
в нем Нараду, чья реализация появилась в форме ведической литературы.
Первоначально существовала только одна Веда, и читать ее не было необходимости.
Люди были настолько разумны и имели такую хорошую память, что могли понять ее,
лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Они могли сразу же постичь смысл
сказанного. Но 5000 лет назад Вйасадева записал Веды для людей этого века,
Кали-юги. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, их память ослабеет,
а разум притупится. Он разделил Веды на четыре части: Риг, Саму, Атхарву и
Йаджур, и поручил эти части своим ученикам. Потом он принял во внимание людей,
не обладающих сильным разумом: стри (женщин), шудр (рабочих) и двиджа-бандху
(тех, кто родился в семье брахмана, но не имеет качеств брахмана). Для них он
составил Махабхарату, назвав так историю Индии, и восемнадцать Пуран. Затем
Ийасадева обобщил все ведическое знание для ученых и философов в Веданта-сутре,
означающем конец Вед. И все же он не чувствовал удовлетворения. И тогда, по
указанию его духовного учителя Нарады, он написал совершенный комментарий к
Веданте — Шримад-Бхагаватам. В Веданта-сутре содержится только намек на то, что
такое Брахман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина — это то, из чего все
исходит».Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова природа
Абсолютной Истины? Это разъясняется в Шримад-Бхагаватам.

2. Веды — высшая
культура человека. Ведическая наука

Ведическая цивилизация,
судя по писаниям, находилась на более высоком уровне развития, чем современное
общество. Санскритский корень «веда» прекрасно сохранился в русском
языке: ведаю, разведка, проповедывать и т.д. В переводе с санскрита Веда
означает знание. О каком же знании идёт речь. С позиции существующей
эволюционной теории, мы сейчас должны находиться на вершине развития
человеческого общества. Однако, согласно Ведичеким произведениям, в далёком
прошлом на планете существовали цивилизации, величие которых нам даже не
представимо. Более того, чем глубже мы погружаемся в прошлое, анализирую
соответствующие манускрипты и летописи, тем более совершенное общество встаёт
перед нашими глазами. Детальные исследования Ведических текстов были проведены
в Бомбее в 1975 г., после чего ранее предсказанные сенсации не заставили себя
ждать. Серия крупных «взрывов» произошла в физике, когда
обнаружилось, что субатомный уровень, над изучением и классификацией которого
бьются сегодняшние исследователи, детально объяснён в Ведах ещё пять
тысячелетий назад. Это неоспоримый факт, который весьма трудно оставить без
внимания. Например, Бхагавата-пурана сообщает следующее: «Парам-ану —
мельчайшая частица материального космоса, которая неделима и не образует отдельного
тела. Она, невидимая для глаза, существует всегда, даже после уничтожения всех
форм. Материальное тело — не что иное, как определённая комбинация таких
парам-ану. Однако, обыкновенный человек склонен неправильно понимать его
природу». (Бхагавата-пурана 3.11.1) В том же произведении представлены
различные шкалы времени, начиная с атомной. Теория относительности и квантовая
физика могут быть существенно дополнены информацией из санскритских текстов.
Ариям были хорошо известны такие понятия, как сверхпроводимость, ядерное и
плазменное оружие (брахмастра), не говоря уже об электрическом токе.Махабхарата,
древний исторический эпос, описывает применение ядерного оружия: «Это
было, будто все стихии стали вдруг выпущены на свободу. Нечто, слепящее как
солнце, вращалось по кругу. Сжигаемый жаром этого оружия, мир шатался, как в
лихорадке. Слоны загорались от жара и дико носились туда и сюда в поисках
защиты от ужасной силы. Вода в море стала горячей, звери погибали, враг был
скошен, а неистовство огня валило деревья рядами, будто при лесном пожаре.
Слоны отчаянно трубили и на большом пространстве падали мёртвыми на землю.
Лошади и боевые колесницы сгорали на месте. Таким образом, тысячи вражеских
колесниц были уничтожены, потом глубокая тишина опустилась на море. Начали дуть
ветры, и земля осветилась. Открылось ужасное зрелище. Трупы павших были
изувечены страшным жаром так, что они более не походили на людей. Никогда до
этого мы не видели такого ужасного оружия и не слышали о нём».
(Дрона-парва) Ведические произведения содержат большое количество описаний
различных видов оружия, начиная от примитивных камнетёсов (сарватобхадра),
стенобитных механизмов (удгхатима), от всевозможных устройств, мечущих стрелы с
огромной скоростью (сара-янтра), и кончая поражающим оружием, действие которого
сегодня не имеет аналогов.Десятая песнь Шримад Бхагаватам описывает
всевозможные битвы с применением оружия необычайной силы. В битвах принимали
участие как далёкие предки населявшие нашу планету, так и представители других
миров. «…Тогда Бхаумасура пустил в ход огневое оружие, известное под
названием шатагнхи, которое могло одним ударом убить сотни воинов».Существовали
виды оружия, аналогичные по своему действию разбушевавшимся природным стихиям.
«…На брахмастру он (Васудева) ответил другой брахмастрой, а на воздушное
— горным оружием. С одной стороны применялась вайавья-астра, оружие, вызывающее
на поле сильнейший ураган, в ответ с противоположной стороны тут же применялось
так называемое «горное оружие», которое, подобно скале, преграждает
путь потокам воздуха и обезвреживает их…» Оружие шиваджвара описывается
как жар, равный двенадцати кратному жару солнца, а оружие нарайанаджвара
представляет из себя нестерпимый холод. «К тому времени уже почти все
воины Шалвы были убиты, но когда он увидел, что Васудева прибыл на поле боя, он
пустил в ход страшное оружие (астру) необычайной силы, которое с рёвом полетело
по небу, подобно огромному метеору. Оно ослепительно сияло, освещая всё
небо…» Разумеется, ни о какой примитивности наших предков не может быть
и речи. Это были очень высокоразвитые существа, по сравнению с которыми мы
выглядим подобно младенцам, по меньшей мере, в техническом отношении.
«Город Праджьетишапура был неприступен со всех сторон. С севера, юга,
запада и востока поднимались четыре громадных крепости, защищённые мощными
военными силами. Стены города окружал ров, заполненный водой, далее проходили
провода под высоким напряжением. Следующее укрепление представляло собой завесу
анилы, газообразного вещества. За ним была натянута цепь колючей проволоки —
работа демона по имени Мура…» (Бхагавата-пурана, 10 песнь) В Ведической
литературе существует много упоминаний о летающих машинах. В основном они
называются виманы. Виманы в Ведах подразделяются на две категории: 1) механические
машины, изготовленные по типу аэропланов и летающие с помощью крыльев, подобно
птичьим; 2) сложнейшие машины, не поддающиеся чёткой классификации, обладающие
неограниченными возможностями. Машины первой категории описаны в основном в
средневековых трудах на санскрите наряду с другими разного рода автоматическими
устройствами и военными машинами. Например, Бходжа описывает летательный
аппарат из лёгкого дерева, который выглядел, как птица с двумя крыльями.
Движущая сила аппарата обеспечивалась огненной камерой с ртутью, установленной
на нём, а также взмахами крыльев машины.Аппараты второй категории описаны в
древних книгах, таких как Ригведа, Махабхарата, Рамаяна, пураны, и их описания
во многом напоминают современные описания НЛО.Основной санскритский труд,
включающий классификацию кораблей всех видов, называется Виманика-шастра. Это
произведение приводит также все виды технологий, которые известны и сегодня,
такие как телефон и телевизор, правда, работающие по совсем иным, неизвестным
сегодняшней науке принципам. Вот как описан виман в Рамаяне: Корабль царя
ракшасов (вид демоничных существ) Раваны был прекрасен. Стены его блистали,
усыпанные бриллиантами, а окна были искусно инкрустированны золотом. Корабль
мог летать по любой траектории, независимо от направления ветра, подчиняясь
лишь желанию пилота. Он мог неподвижно стоять в небе на любой высоте, напоминая
при этом огромную сверкающую гору. Корабль имел симметричную конструкцию, башни
большой художественной работы венчались куполами, похожими на горные вершины.
Виман мог менять свой внешний облик с помощью различных приспособлений.
Приземлившись, он мог замаскироваться под гору, освещённую взошедшей Луной.
Внутри этот прекрасный корабль повторял дворцовые покои с залами, комнатами,
плавательными бассейнами и т.д. Когда речь заходит о наших предках, по традиции
напрашивается образ примитивной человекообезьяны с увесистой дубинкой в руках.
Однако, Ведические произведения рисуют совершенно иную картину: «Говорят,
что когда великий гадхарв Вишвасу увидел, как твоя дочь играла с мячом на крыше
дворца (хармьи), он оцепенел, потеряв от любви голову, и выпал из своего
воздушного корабля. Она и впрям была прекрасна: колокольчики на её ногах нежно
звенели, а её глаза всё время находились в движении, следя за полётом
мяча». (Бхагавата-пурана 3.22.17) Из данного стиха следует, что в те
времена были небоскрёбы. Дословный перевод слова хармья — «очень высокий
дворец». Отсюда можно заключить и то, что личные аэропланы существовали и
несколько тысячелетий назад. Описываются даже целые летающие города, занимающие
по площади несколько квадратных миль. Например, Хастинапур — небесный
движущийся город, был прекрасно вооружён и неуязвим для внешних
врагов…Математика, механика и связанные с ними технические дисциплины могут
аналогичным образом быть подняты на новую ступень благодаря Ведическим
писаниям. На санскрите машина называется словом «янтра», которое
объясняется в Ведической литературе как «приспособление, которое
контролирует и направляет движение предметов в соответствии с их
особенностями». Существует очень много видов янтр. Самым простым примером
может быть тайла-янтра — колесо, толкаемое быком по кругу и давящее масло из
семян. Технические приспособления древних ариев до сих пор поражают нас уровнем
инженерного мастерства. Существует достаточно много правдоподобных описаний
роботов, которые содержались при царских дворцах, таким, например, как поющие и
танцующие птицы, неотличные от живых, часы с движущимися фигурками, различные
астрономические модели, показывающие движение планет.Известны роботы,
оформленные в виде мужских и женских фигур и выполняющие различные функции.
Сделаны они были в основном из дерева, но идеально покрыты, подобно
человеческой коже. Движение их обеспечивалось системой болтов, железных стержней,
пружин и пазов. Такие фигуры играли на музыкальных инструментах, обслуживали
гостей, разливали напитки по чашкам и совершали другое подобное обслуживание.
Янтрапуруши, или человекомашины могли вести себя в точности как живые люди. В
Бхагайа-васте описывается, как один художник посетил дом янтрачарьи, или
учителя механической инженерии. Там его встретила механическая девочка, которая
омыла ему стопы и была неотлична от человека до тех пор, пока он не обнаружил,
что она неспособна говорить. Однако, известны и говорящие и иначе, совершенно
фантастически звучащие роботы. Сможем ли мы сегодня, даже имея в распоряжении
современную компьютерную технику, повторить подобный уровень изобретательского
мастерства? Можем ли мы считать технический уровень, описанный в Ведах, реально
существовавшим на Земле? Являются ли санскритские тексты единственным
доказательством величия прошлых цивилизаций? Чтобы ответить на эти вопросы,
достаточно бегло проанализировать наиболее известные археологические памятники
древности. Например, в Индии, в Дели находится металлическая колонна, известная
всему миру как «столб Индры». В течении нескольких тысячелетий она
противостоит влиянию атмосферных осадков, не имея и следа ржавчины. Колонна
изготовлена из атомарного железа без примеси углерода и серы на молекулярном
уровне. В наше время возможно получение такого идеально чистого железа методом
напыления только в космических условиях и только в небольших количествах.
Высота «столба Индры» над поверхностью Земли соответствует трёхэтажному
дому, более того, столб уходит под Землю на несколько десятков метров. Каким
образом, с помощью каких механизмов было изготовлено это чудо? Веды могут дать
нам колоссальное знание, как в материальном, так и в духовном плане. Величайшая
культура людей, которые могли даже простую бронзу превратить в золото, будучи
возрождённой, несомненно спасёт наше больное общество. В последующих статьях мы
продолжим рассмотрение примеров достижений Ведической цивилизации в различных
областях науки, культуры, религии.

3. Аспект Абсолюта:
Бхагаван

Постигнув высшую душу,
человек обретает видение совершенной формы в своем сердце. Если йог-мистик
стремится постичь Истину, оставив все желания, порожденные предыдущей
деятельностью, то к нему приходит понимание, выраженное в Шримад Бхагаватам
2.2.6:«Человек должен служить всемогущей Сверхдуше, пребывающей в его сердце.
Она – Всемогущая Личность Бога, вечная и безграничная, поэтому она является
высшей целью жизни, и, поклоняясь Ей, можно устранить причину обусловленности
своего существования».Так, постепенно, медитация йога на высшую душу,
превращается в преданное служение. В преданном служении йогу в сердце является
изначальная Личность Бога. Именно взаимоотношения с Богом являются причиной
проявления безграничного блаженства, которое в ведах описывается словом
«ананда».

Бхагаван

Веды описывают Бога
словом «Бхагаван». Это слово объясняется в Вишну Пуране (6.5.47):«Бхагаван это
Тот, кто обладает всей силой, всей красотой, всем богатством, всем знанием,
всей славой и всем отречением».Также мы ниже приведем отрывок из книги «Джаива
дхарма», в которой приводится беседа муллы и преданного Кришны
(вайшнава):«Услышав этот вопрос от муллы, вайшнав улыбнулся и сказал: «Тот,
кого ты зовешь Аллахом, мы зовем Бхагаваном. Эти два имени относятся к одной и
той же Верховной Личности Бога. Его зовут разными именами в Коране, Пуранах, на
разных языках в разных странах. Имени, которое лучше всего отражает качества
Верховной Личности Бога, должно быть отдано предпочтение. Именно по этой
причине мы отдаем предпочтение имени Бхагаван, а не Аллах, Брахман, Параматма и
другим. Слово Аллах значит «Тот, выше кого нет никого». Однако мы не считаем
верховенство Бога самым высшим качеством. Мы считаем самым высшим качеством то,
которое изумляет нас в высшей степени. Бог очень большой, — это удивительно. Но
прямо противоположное, быть самым маленьким, это также удивительно. Поэтому имя
Аллах не описывает в полной мере изумительных качеств Бога. Однако слово
Бхагаван относится ко всем удивительным качествам, о которых может знать
человек. Все качества отражаются одним словом. Быть самым большим и в то же
время самым маленьким, это одно из чудесных проявлений Бхагавана. Другой
признак Бхагавана состоит в том, что Он является господином всех энергий. То,
что невозможно для человека, с легкостью осуществляется непостижимыми энергиями
Бога. Именно в результате деятельности своих непостижимых энергий Он имеет
форму, и в то же время лишен ее. Если мы отрицаем форму Бога, мы отрицаем
существование непостижимой энергии Бога. Благодаря своим непостижимым энергиям
Он обладает формой, вечно наслаждаясь играми со своими преданными. Аллах и
Брахман лишены формы, поэтому у них отсутствуют эти удивительные аспекты.
Бхагаван – вместилище всей славы и всех благоприятных качеств. Его игры сладки,
подобно нектару. Бхагаван удивительно красив. Освобожденные души не могут
отвести свой взор от Его красоты. Бхагаван обладает всем знанием. Он чист и
совершенен. Являясь творцом, Он никак не затрагивается материей. Он независим.
Слово Бхагаван значит «обладатель шести достояний». По отношению к аспекту
Параматмы Бхагаван обладает двумя отличительными признаками: 1. богатство и 2.
сладость. Черта сладости является лучшим другом духовных душ. Он Господь нашего
сердца. Он Кришна или Чайтанья.»В завершение этого отрывка следует отметить,
что Бхагаван уже включает в себя все те качества, которые присущи Брахману и
Параматме. Но Бхагаван также обладает уникальными качествами, которые присущи
только Ему. По этой причине постижение Бхагавана является пределом совершенства
самоосознания.В одном Ведическом стихе даётся следующее описание Абсолютной
истины:«Качествами Бхагавана обладают многие, но Кришна – величайший из всех,
ибо никто не может соперничать с Ним. Он – Верховная Личность, и Его тело вечно,
исполнено знания и блаженства. Он – изначальный Господь Говинда, причина всех
причин» (Брахма самхита 5.1).В материальном мире мы обладаем телом, являющимся
временным, полным страданий и невежества. Однако в выше упомянутом стихе
описывается тело Абсолюта. Оно прямо противоположно материальным телам. Его
тело вечно, полно знания и блаженства.

Сат

Слово сат указывает на
аспект вечности. Считается, что личность, которая осознала аспект брахмана,
познала аспект сат, или вечность. Поэтому на этой стадии человек более не
отождествляет себя с материей, что делает его невозмутимым и бесстрашным. Он
осознаёт своё «Я» как вечную частичку этого сат, и пребывает в полном
равновесии. Этот уровень является началом духовного самоосознания, и тот, кто
достиг его, считается самореализованным человеком.

Чит

Данный термин указывает
на аспект знания. Тот, кто постигает параматму в своём сердце, поднимается на
этот уровень. Существует много видов знания, однако изначальное знание
заключается в понимании того, что источником всего является Бог как личность.
Любое другое знание является следствием этого знания. На эту ступень могут
возвысится те, кто уже достиг понимания сат, или же йоги, достигшие
совершенства в практике медитации на Сверхдушу.

Ананда

В переводе это слово
значит «блаженство». На этот уровень человек поднимается, осознав бхагавана. В
Ведах говориться, что когда человек осознаёт Верховную личность Бога,
вместилище всех наслаждений, он действительно достигает трансцендентного
блаженства. Абсолютная личность в избытке обладает шестью богатствами, и, когда
человек обращается к Нему, Он может даровать любое из них. Слуга царя
наслаждается так же, как и сам царь. Постигнув истинную природу Абсолюта,
личность начинает заниматься служением Ему и обретает возможность общаться с
Ним. Этот уровень постигается бхакти-йогами, или теми, кто в процессе своего
постепенного развития в йоге, достигают платформы бхакти-йоги.Веды утверждают,
что человек, познавая аспект чит, автоматически осознаёт и аспект сат. Личность
же, постигшая аспект ананда, естественным образом познаёт два предыдущих
аспекта (сат и чит). Человек, обладающий 100 кронами, имеет, как 10, так и 40
крон. Также и тот, кто осознал высшее проявление Абсолюта, постигает все
остальные Его аспекты.«Всякий, знающий Кришну как Верховную Божественную
Личность, и не сомневающийся в этом, знает всё, и потому он полностью отдаёт
себя преданному служению Кришне» (БГ 15.19).Ведические писания недвусмысленно
говорят о естественном стремлении каждого живого существа к Богу. Однако трудно
увидеть это стремление в жизни человека, желающего иметь хороший дом, красивую
супругу, сильное тело и другие материальные блага. Тем не менее, связь
очевидна. Стремление к Богу у живого существа, лишённого знания о духовном,
проявляется в его желании быть вечным, иметь знание и пребывать в блаженстве:

1. 
Каждый из нас пытается быть здоровым. Одни (из
категории более разумных) начинают эту заботу заблаговременно, другие же
проявляют эту заботу, как только их состояние ухудшается. Все оздоровительные
заведения, попытки создать наиболее эффективные лекарства есть ни что иное, как
проявление нашего стремления к вечности.

2. 
Мы можем видеть, как любой человек проявляет
стремление к тому или иному роду знания. Каждый из нас пытается узнать всё о
чём-то или же что-то обо всём. Таким образом, стремление к знанию является
одним из принципов в нашей жизни.

3. 
Не трудно прийти к заключению, что человек совершает
деятельность для того, чтобы получить наслаждение. И даже выше упомянутое
здоровье, знание и любые формы их проявления являются, в конечном итоге, ничем
иным, как попыткой обрести счастье (блаженство).

Таким образом, если мы
рассмотрим стремления человека в его повседневной жизни, то обнаружим все те же
изначальные «импульсы» к действию, в основе которых лежит стремление достичь
вечности, знания и блаженства. На этой основе мы можем понять то, каким образом
каждый в своей жизни ищет Кришну, источника всех трёх аспектов.Не постигнув
наивысший аспект, аспект ананды, человек, вставший на путь духовного совершенства,
будет испытывать незавершённость своей практики. Это чувство незавершённости и
является тем фактором, который побуждает йога стремиться к познанию наивысшего
проявления Бога.

Слова Бог и Кришна
равнозначны

Если мы рассмотрим
понятие Бога в монотеизме, то придём к заключению, что Бог – это наивысшая
личность, являющаяся источником всего сущего и обладающая абсолютной властью.
Это значит, что Он обладает всей силой, всей мудростью. В Ведах Бог
определяется словом бхагаван, что значит личность, обладающая силой, знанием,
красотой, славой, богатством и отречением в полной мере. Иначе говоря, если
перед нами стоит личность, обладающая всеми богатствами во вселенной,
являющаяся самой сильной во всём творении, и т.д. со всеми другими своими
качествами, её можно назвать Бхагаваном. Эти шесть качеств привлекают абсолютно
всех. Кто-то может привлекаться всеми шестью сразу, кто-то только некоторыми из
них. Поэтому Бхагавана называют Кришной, что в переводе значит всепривлекающий.
Таким образом, слова Бог и Кришна суть одно.

4. Строение Вселеной

Веды, как и другие
священные писания мира, признают, что этот мир был сотворен в определенный
момент времени. Подробности этого процесса, которыми пестрят целые тома
ведической литературы, заставят призадуматься даже скептиков.У каждого
сотворенного объекта есть четыре причины: это вещественная причина (например,
кирпичи дома), действенная причина (каменщики, кто этот дом строит), смысловая
(целевое использование этого дома или желание хозяина, того, кто платит за
него) и конструктивная (архитектор, который проектирует этот дом в зависимости
от потребностей и возможностей хозяина). В отношении вселенной Веды также
рассматривают каждую из этих причин, устанавливая ее роль в творении мира.

Вещественной причиной
этого мира является материальная энергия Бога, состоящая из пяти грубых
элементов, или первооснов материи: 1) эфир; 2) воздушная среда; 3) огненная
стихия (куда входит и электричество); 4) жидкообразная энергия (водная стихия и
все текучие состояния материи) и наконец, 5) твердая материя, называемая для
простоты «землей». Говорится, что из этих первоэлементов состоят даже атомы.
Также существуют три тонкие материальные энергии, известные под названиями
манас (ум), буддхи (разум) и аханкара (ложное эго).Действенной причиной
творения является материальная природа, создающая все виды жизни и различные
условия существования с помощью трех гун – благости, страсти и невежества.

Также у сотворенного мира есть и смысловая причина. Цель или смысл мироздания
состоит в том, чтобы дать живому существу (душе) возможность исполнить свои
желания и, пресытившись материальными удовольствиями, постичь свое изначальное
положение и вырваться из тьмы этого мира. Иначе говоря, мы все также являемся
причиной этого мира.

И наконец, конструктивной причиной этого мира Веды провозглашают, Верховную
Личность Бога, Верховного повелителя и Творца всего сущего. Дело в том, что Бог
не должен делать ничего Сам; для этого у Него существует масса слуг и
помощников. Иначе говоря, Бог действует посредством Своих энергий. Желая
творить, Господь просто бросает взгляд на Свою материальную энергию. В тот же
миг материальная энергия, которая до этого пребывала в пассивном состоянии, как
бы пробуждается к действию, что тянет за собой целую череду появления вторичных
продуктов: материальных элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля) и их
производных функций (в виде звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха).
Также внутри вселенской формы Господа проявляются органы восприятия этих тонких
субстанций (органы слуха, тактильные органы, глаза, язык и нос), а также
элемент, объединяющий их все (материальный ум), наряду с разумом (функциями
которого являются сомнения, заблуждение, правильное понимание, память и сон) и
ощущением своей непричастности к Богу (ложное эго). Гуны материальной природы
обусловливают живое существо, заставляя его принять эти элементы материальной
природы как единственную реальность. Таким образом, материальная энергия
действует как причина и следствие материального проявления, скрывая от нашего
взора духовную реальность.Вселенная развивается следующим образом. После
первичного творения, кратко описанного выше, начинается второй этап творения,
который заключается в создании различных условий жизни для живых существ,
находящихся под влиянием тех или иных сочетаний гун природы. Вселенная в
представлении Вед – это яйцевидное тело, полое внутри, с оболочкой из семи
первоэлементов: воздуха, огня, воды, земли, ума, разума и ложного эго. Иногда
говорят, что в эти элементы включена также махат-таттва – изначальное состояние
материи, где нет дифференциации энергии, а также эфир, или пространство. Внутри
каждой оболочки протекает своя особая деятельность. Каждая оболочка таит в себе
различные соблазны, и тот, кто пытается покинуть материальную вселенную и достичь
освобождения, должен преодолеть все искушения, чтобы его путь завершился
успехом. Наполовину это яйцевидное тело заполнено водой, и на этих водах, на
ложе в виде гигантского змея возлежит Сам Господь в четырех-руком облике
Гарбходакашайи Вишну. Из его пупка вырастает вселенский лотос, в бутоне
которого зарождается Брахма, первое живое существо в мироздании. Брахма –
вторичный творец этого мира. Тело его соткано из чистого разума; т.е. в его
теле нет кровеносных сосудов, внутренних органов и т.п. После ста лет медитации
Брахма слышит звук, которому суждено стать основой для создания всего
космического порядка. Этот звук побуждает Брахму встать на путь аскезы. Аскеза,
согласно Ведам, является источником любой силы, поэтому человеку, если он хочет
добиться чего-то в жизни, будь то духовное или материальное, необходимо
ограничивать себя в чувственных наслаждениях и направлять свое внимание внутрь,
в глубины своего сознания. Брахма совершал аскезу и затем услышал еще один
звук, в который были вложены все ведические мантры и гимны. Этот звук исходил
непосредственно из духовной обители Господа Кришны и был ничем иным, как звуком
флейты Господа. В этом звуке, как в семени дерева, была заложена информация о
процессах творения, а также о способах освобождения из оков материи. Так Брахма
получил посвящение в духовную и материальную науку и стал творить.В разных
частях ведических писаний мы находим подробные описание процесса творения.
Некоторые из них разнятся между собой, что говорит о том, что творение не
происходит один раз в истории, но повторяется снова и снова, каждый раз с
некоторыми вариациями. Наша вселенная, какой ее сотворил Брахма, делится на три
большие части: это высшие планетные системы, средние (куда входит Земля) и
низшие (демонические системы и адские миры). Условия жизни на этих планетах
также разнятся: шесть земных месяцев составляют день на высших планетах, а
миллионы лет в аду равняются одной земной секунде. На высших планетах живут
полубоги, предки (человечества) и великие мудрецы, хранители вселенной. На
планетах земного типа живут существа, имеющие человеческий тип тела, а на
адских планетах живут свирепые ямадуты, которые пытают грешников. Также, сразу
под уровнем земных планет, находятся демонические планеты, где живут существа,
похожие на людей, тела которых состоят из особых сплавов металлов (подобно
тому, как в нашем теле также существуют металлы). Иногда вселенную также делят
на четырнадцать уровней: семь высших, называемых Бхур, Бхувар, Свар, Махар,
Джана, Тапа и Сатья, и семь низших – Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала,
Расатала и Патала. Высшие планетные системы начинаются с Солнца, которое,
согласно «Шримад-Бхагаватам», располагается в центре вселенной. Выше Солнца
находятся планетные системы, где обитают те, кто совершал суровую аскезу. Над
ними, райскими планетами, одна за другой располагаются звезды, где живут
мудрецы, обладающие духовным знанием. Выше всех расположена Сатьялока, планета
Брахмы, у обитателей которой тела созданы из тонкоматериального элемента
(манаса, или «ума») и чистого разума. Вселенная периодически создается и так же
периодически разрушается. Различают частичное и полное уничтожение вселенной.
Частичное происходит в конце дня Брахмы, когда Брахма ложится спать, а полное –
в конце жизни Брахмы, когда вселенная разрушается полностью. После этого
начинается новый цикл творения. Все происходящее здесь, в этом мире, — есть ни
что иное, как сон Маха-Вишну, Верховного Господа, первой из пуруша-аватар Шри
Кришны. Вселенные – это лишь пузырьки, исходящие из пор на теле Маха Вишну.
Таково величие Бога, прославляемого в Ведах.

5. Методы получения
знания

Любое философское
учение имеет два основных раздела знания. Один из них гносеология, что значит
методология познания. Этот раздел весьма важен, поскольку всё последующее знание,
которое будет получено и представлено философом в дальнейшем, зависит от
методов его получения.Веды перечисляют три метода познания, которыми можно
воспользоваться для обретения информации:

· 
Пратйакша
– непосредственное чувственное восприятие

· 
Анумана
– рассуждение, умозаключение

· 
Шабда
– устное свидетельство

Пратйакша

Ведическая литература
перечисляет пять чувств, с помощью которых человек получает информацию об
окружающем его мире:

· 
Слух

· 
Осязание

· 
Зрение

· 
Вкус

· 
Обоняние

Ум в Ведах называется
шестым чувством. Он является центром деятельности чувств, поскольку именно он
получает информацию от них.

Когда чувство
соприкасается с объектом, оно сразу же передаёт эту информацию в центр, который
называется умом. Таким образом, ум через чувство получает параметры объекта.
Иначе говоря:

· 
Ухо
даёт информацию о звуковой характеристики объекта (громкость, частота)

· 
Осязание
даёт информацию о (1) твёрдости и (2) температуре объекта

· 
Зрение
даёт информацию о (1) форме и (2) цвете объекта

· 
Вкус
даёт информацию о вкусовых качествах объекта

· 
Обоняние
даёт информацию о запахе объекта

Получение информации о
параметрах объекта с помощью пяти чувств и называется «пратйакша», метод
получения знания через непосредственное чувственное восприятие.

Анумана

Слово анумана состоит
из двух частей, ану и мана. Мана означает ум, ану значит следовать. Таким
образом, анумана переводится как рассуждение, умозаключение.«Попытку ума
узнать, что находиться за пределами воспринимаемого чувствами, называют
ануманой – логическими умозаключениями» (Тень и реальность, стр. 77).Имея
информацию, полученную извне через пратйакшу, ум начинает анализ. В процессе
анализа полученных данных, сравнения их с предыдущими данными и выводами,
человек приходит к новым заключениям. Эта новая информация может быть очевидной
или туманной, конкретной или абстрактной. Однако, независимо от вида, эта
информация для индивидуума является новой. По этой причине Веды выделяют данный
метод получения знания в отдельную категорию.Причиной появления ануманы
является ограниченность чувств человека. К примеру, вы находитесь дома, и до
вашего слуха доносится странный звук. «Что это?» спрашиваете вы себя. «Похоже
это слон. Однако слона здесь быть не может, они обитают в Индии и Африке, а не
у нас. Может быть, это был сигнал автомобиля?». Так, вы пытаетесь найти ответ
на свой вопрос.Пытаясь обнаружить природу звука, ум по очереди обращается к
трём формам мышления:

· 
Рефлективное
(я слышал звук)

· 
Творческое
(его мог произвести слон или автомобиль)

· 
Критическое
(но ведь слоны обитают в Индии и Африке, а не у нас)

Эти три формы мышления
составляют ануману, то есть метод получения знания посредством логических
умозаключений.

Шабда

Санскритское слово
шабда переводится как звук, голос. Если мы говорим о шабде как о методе
получения знания, это переводиться как «устное свидетельство».К этой категории
относится информация из достоверного источника, которую человек принимает на
веру. Он принимает информацию такой, какой она представлена ему, не убирая или
добавляя что-либо от себя.

Заключение

Несмотря на кажущееся
разнообразие философских и религиозных школ, все они имеют поразительное
сходство, составляющее их главенствующую основу, которая как раз и создала
Индию и ее народ такими, какие они есть сегодня, резко отличающиеся от всего
мира. Контраст вопиющей нищеты и сказочного богатства, утонченной философии и
разврата, изощренной жестокости и трепетного нежного отношения к животным и
растениям, высокой образованности и глубокой отсталости. Недаром Индию называют
страной контрастов.

Список литературы

1. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.

2. Антология мировой философии. М., изд. «Мысль»,
1969.

3. Книга для чтения по истории философии. Под ред.

4. Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. М., изд.
«Наука», 1969.

5. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина,
Т.Ю. Сидориной, В.П.

 Филатова. – М.: Русское слово, 1997. –
432 с.

6. Сатисчандра Чаттерджи, Дхирендрамохан
Датта «Древняя индийская философия». Перевод с англ. под ред. В.И. Кальянова. Издательство
иностранной литературы. М. – 1954.

7. «Глоссарий санскритских и восточных
терминов» в Интернете.

8. Философия: конспект лекций: учеб.
пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ,
2008. – 352 с.

9. Философия: Учебник. 2-е изд.,
перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. — М.:
ТОН — Остожье, 2001. — 704 с.

10. Введение в философию: Учеб. пособие
для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:
Республика, 2003. — 623 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий