Введение
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения
человека стало одним из самых популярных направлений исследовательской
деятельности психологов. И, конечно, это не научная мода, а специфическая
реакция психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия
в «цивилизованном» двадцатом и двадцать первом веке. Невозможно сегодня
представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных
новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или
насилия. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детской
преступности и ассоциальности.
Особенности проявления агрессии у подростков
Несмотря на возросший интерес к проблемам детской агрессивности и
значительное количество исследований, посвященных этой тематике, некоторые
вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.Для определения степени выраженности той или иной формы проявления
агрессии, использовался тест Басса-Дарки. Кроме определения степени
выраженности какой-либо формы агрессии данная методика позволяет определить
степень агрессивности и враждебности подростков.Для определения направленности личности использовался теста Б. Басса.
Опросник позволяет вывить одну из трех личностных направленностей:1. направленность на себя («Я»);
2. направленность на дело («Д»);
3. направленность на общение («О»).
По итогам диагностики выраженности агрессивности у подростков было
выявлено, что у 61,5% подростков уровень агрессии не превышает нормальный и 37,5%
подростков имеют уровень агрессии, превышающий нормальные показатели.На следующем этапе исследования проводилась диагностика
направленности личности. На основании полученных результатов испытуемые были разделены
на три группы, в зависимости от направленности личности:1 группа – 26,6% подростков с направленностью личности на дело –
«Д»;2 группа – 34,4% подростков с направленностью личности на общение
– «О»;3 группа –39% подростков с направленностью личности на себя – «Я».
Сопоставив результаты двух диагностик, нами был сделан вывод о
том, что среди подростков с высоким уровнем агрессивности 87,5% имеют
направленность личности на себя («Я»), 12,5% на дело («Д»). Подростков с
высоким уровнем агрессивности не выявлено в категории с направленностью
личности на общение («О»).Если же говорить об особенностях проявления агрессивных форм
поведения у подростков с различной направленностью личности, то можно указать
на следующее:Для подростков с направленностью личности на «Я» характерно
доминирование таких показателей как «вербальная агрессия», «физическая
агрессия» и «подозрительность». Наименьшую выраженность получили показатели
«негативизм» и «чувство вины», что, в общем, может свидетельствовать об
отсутствии отрицательной установки по отношению к другим людям, однако и о
недостаточной критичности к своим поступкам, совершаемым в их отношении.Индекс враждебности у данной категории подростков составляет 13
баллов, что превышает нормальные показатели на 3 балла.Индекс агрессивности составляет 26,52 балла, что превышает верхние
границы показателя нормы на 1,52 балла.Для подростков с направленностью личности на дело («Д») характерно
доминирование таких показателей как «чувство вины», «вербальная агрессия» и
«подозрительность».Наименее выраженным показателем у данной категории подростков
является «негативизм», что говорит об отсутствии отрицательной установки в
восприятии других людей.Индекс враждебности у группы подростков с направленностью личности
на дело в целом составляет 8 баллов, что соответствует норме.Индекс агрессивности составляет 14,4, что соответствует норме.
Для подростков с направленностью личности на общение («О»)
характерно доминирование такого показателя как «чувство вины», что говорит о
нежелании причинить боль другому, ориентации на взаимопонимание,
доброжелательное общение. Кроме того, очень низкий показатель по шкале. негативизм.
свидетельствует об общем положительном настрое по отношению к другим людям,
способности доверять им и принимать их точку зрения.Индекс враждебности составляет 5,27 балла, что не превышает
нормальные показатели.Индекс агрессивности составляет 8,39 балла, что так же не
превышает нормальные показатели.Развитие исследовательских способностей детей
Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется особой
чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью
дошкольника. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе,
проявляя любознательность и желание экспериментировать. Спонтанно проявляющаяся
поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может
привести к появлению психического новообразования, именуемого
исследовательскими способностями.Несмотря на наличие большого количества серьезных исследований по
проблеме способностей, проблема диагностики и развития исследовательских
способностей остается не разрешенной. Более того, многие ученые считают не
правомерной постановку данной проблемы у дошкольников, полагая, что эти
личностные свойства формируются на более поздних этапах. Это обусловило выбор
темы исследования.Под исследовательскими способностями мы понимаем
индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность и
качественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новой
информации.Согласно подходу А.И. Савенкова, структуру исследовательских
способностей составляют: поисковая активность, являющаяся мотивационным
компонентом исследовательских способностей, конвергентное и дивергентное виды
мышления, являющиеся основными механизмами осуществления исследовательской
деятельности.В основе поисковой активности лежит
ориентировочно-исследовательский рефлекс, выявленный русским физиологом И.П. Павловым.
Поэтому потребность в поиске, исследовательском поведении является врожденной,
но у различных субъектов она развита в разной степени. Это связано с тем, что
при рождении индивид обладает только предпосылками к развитию этой потребности,
а окончательно она формируется в процессе индивидуального развития и
социального общения.Соответственно этому пониманию мы выделили и обосновали следующие
психологические особенности развития исследовательских способностей детей
старшего дошкольного возраста:– в структуре мотивации доминируют мотивы «бескорыстной
любознательности», склонности к экспериментированию. Другие мотивы (широкие
социальные, процессуальные и другие) находятся в подчиненном положении; – интеллектуально-творческий
компонент характеризуется доминированием наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления над относительно слабо представленным
словесно-логическим мышлением, что определяет характер исследовательского
поиска ребенка: дошкольник может логически правильно рассуждать, делать выводы
и умозаключения, когда решает понятные, интересные для него исследовательские
задачи и при этом наблюдает доступные его пониманию факты;– особенности проявления поведенческих характеристик:
стремления к самостоятельности, настойчивости. В старшем дошкольном возрасте
поведение ребенка характеризуется ситуативностью, неустойчивостью, непроизвольностью.
Это определяет характер процесса и развития исследовательского поиска: его
стремительность, ситуативность, кратковременность и связь с интересом к
деятельности.На основе выделенных психологических особенностей
исследовательской деятельности ребенка мы разработали и апробировали модель
развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в
развивающей среде дошкольного учреждения. Ее особенностью является то, что она
позволяет решать задачи развития исследовательского потенциала детей в единстве
с осуществлением общеобразовательных задач – усвоением необходимых знаний,
умений и навыков, предусмотренных традиционной программой, и включает в себя
следующие элементы:мониторинг развития исследовательских способностей ребенка;
развитие исследовательских умений и навыков в образовательной
деятельности;организацию самостоятельной исследовательской практики;
специальные занятия по развитию интеллектуально–творческого
потенциаладетей.
Основными принципами, которыми мы руководствовались при разработке
модели, являются:высокая степень самостоятельности ребенка в процессе обучения;
активные методы обучения исследовательского характера;
принцип открытости заданий;
безоценочность суждений со стороны взрослых;
гибкое сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.
Разработанная модель развития исследовательских способностей детей
старшего дошкольного возраста включает в себя комплекс занятий по основным
направлениям работы с детьми в дошкольном учреждении – «Мир природы», «Социальный
мир», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность», «Конструирование и
аппликация». Оптимальной структурой занятий является сочетание традиционного
изложения материала с элементами исследовательской деятельности. Кроме этого
она предполагает специальные занятия по развитию интеллектуально-творческого
потенциала детей.В содержательном отношении разработанные занятия были оснащены
специально разработанными заданиями, которые обеспечивают поступательное
развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в
образовательной деятельности. Большое внимание отводилось приемам развития
умений видеть проблемы («Посмотрите на мир чужими глазами», «Тема одна –
сюжетов много» и другие); выдвигать гипотезы («Поиск причин событий»); классифицировать
(«Четвертый лишний», «Классификация с явными ошибками); задавать вопросы (игра
«Угадай») и другие.Для организации самостоятельной исследовательской практики детей
была разработана программа проведения детских исследований по блоку «Мир
природы». Тематика исследований соответствовала программному материалу: «Снег»,
«Вода», «Комнатные растения», «Домашние и дикие животные».Особенности людей юношеского возраста
Любовь и основанные на ней отношения играют особую роль в жизни
человека. С одной стороны, любовь интуитивно понятна практически каждому
взрослому человеку, а с другой определения феномена любви и до настоящего
времени вызывает множество затруднений у исследователей (Kelley and Berscheid,
Regan and Berscheid).Исследования психологии любви обусловлены запросом,
сформировавшимся в современном обществе. В настоящее время существует множество
телепрограмм, отдельных рубрик в СМИ посвященных обсуждению проблем любви и
близких взаимоотношений, а также Интернет-сайтов предлагающих психологические
консультации по вопросам любви, секса и семейных отношений. Такой острый
интерес обусловлен тем, что потребность в любви относится к базовым
потребностям человека.В психологии лучше изучены материнская любовь и привязанность
ребенка матери (Дж. Боулби и М. Эйнворт), которая в дальнейшем служит
опытом для построения эмоциональных отношений человека с миром.Наше исследование посвящено рассмотрению особенностей любви и
романтической привязанности у людей юношеского и зрелого возраста по отношению
к лицам противоположного пола.Вслед за Э. Бершид, любовь понимается нами как особое
состояние человека по отношению к другому, предполагающее особые отношения и
общение с ним, сопряженное с сексуальным влечением. Мы операнациолизируем
любовь через романтическую привязанность и стили любви. Привязанность
характеризует эмоциональный аспект любви и устойчивые паттерны поведения в
отношении партнера, мало осознаваемые человеком. Стиль любви включает в себя
когнитивно-поведенческие проявления любви, то есть когнитивные оценки себя,
своего состояния и своего партнера, установки на отношения с партнером и
поведенческие проявления по отношению к нему.Актуальность исследования: любовь оказывает значительное влияние
на формирование личности в юности и развитию – в зрелости, способствует
сохранению и поддержанию психологического здоровья и социальной
адаптированности (Э. Эриксон, А. Маслоу, О. фон Кернберг, И.С. Кон,
А.А. Кроник и Е.А. Кроник). В настоящее время существует потребность
в установлении закономерностей в новых эмпирических данных относительно
переживания любви на разных возрастных этапах, в частности юности и зрелости,
чтобы расширить теорию и обеспечить сферу практического применения
теоретических знаний в психологической практике.Целью нашего исследования является изучение
возрастно-психологических и половых особенностей романтической привязанности и
стилей любви. Мы предположили, что существуют различия в переживании
романтической привязанности и стилях любви по отношению к партнеру в юношеском
и зрелом возрасте между мужчинами и женщинами.Исследование проводилось с 2005 по 2008 год, в нем приняли участие
230 человек в возрасте от 17 до 45 лет, средний возраст 26,8 года. Юноши и
девушки, мужчины и женщины представлены в выборке в равном соотношении.Мы использовали следующие методы: Attitudes аbout Love and Sex
(.Colors of Love.) авторов C. Hendrick и S. Hendrick, 1986/1990 (методика
Установки любви и секса или «Цвета любви»), Multi-Item Measure of Adult
Romantic Attachment (MIMARA) авторов K.A. Brennan и P.R. Shaver, 1995
(Опросник измерения романтической привязанности у взрослых). Полученные данные
были обработаны с помощью пакета Statistica 6.0.Среди полученных результатов хотелось бы отметить следующие: с
помощью критерия Н – Крускала-Уоллиса нами выявлены достоверно значимые
различия между юношами, девушками, мужчинами и женщинами зрелого возраста в
романтической привязанности. В отношении таких параметров романтической
привязанности, как стремление к сближению, амбивалентность и ревность / страх
быть оставленным, в большей степени выражены половые различия. Потребность в
эмоциональной близости в отношениях в большей степени выражена у девушек и
женщин (Н=23,62 при р=0,0000), и в меньшей степени у мужчин зрелого возраста.
Также для девушек и женщин в большей степени характерна и амбивалентность
чувств по отношению к партнеру, чем у юношей и мужчин (Н=27,17 при р=0,000).
Наивысшая степень выраженности амбивалентности имеется у девушек и наименьшая –
для мужчин зрелого возраста. Подобные различия наблюдаются и в отношении такого
параметра привязанности как, ревность/ страх быть оставленным (Н=18,93 при
р=0,0003). Ревность/ страх быть оставленным в меньшей степени характерен для
мужчин зрелого возраста и юношей, чем для женщин и девушек. У девушек он
достигает наибольшей выраженности.Возрастно-психологические различия существуют в интенсивности
проявления следующих параметров романтической привязанности: доверие и
«срастание» с партнером. Большая степень доверия характерна для юношей и
девушек и наименьшая для женщин и мужчин (Н=10,39 при р=0,02). В наибольшей
степени недифференцированность личностных границ выражена у девушек и юношей и
в наименьшей в женщин и мужчин зрелого возраста (Н=14,11 при р=0,003).Нами были выявлены также возрастно-психологические и половые
различия по стилям любви. Стиль любви мания, то есть любовь-одержимость, имеет
достоверно значимые различия в большей степени обусловленные половой
принадлежностью (Н=11,17 при р=0,01). В большей степени любовь-одержимость
выражена у девушек и женщин, а в наименьшей у юношей. В наибольшей степени
стиль самоотверженной любви характерен для женщин и мужчин зрелого возраста,
чем для юношей и девушек (Chi-Square=10,72 при р=0,01).Таким образом, наша гипотеза о наличии возрастно-психологических и
половых различиях в романтической привязанности и стилях любви у юношей и
девушек и мужчин и женщин зрелого возраста подтвердилась. К особенностям
романтической привязанности женщин и девушек относятся большая степень
эмоциональной вовлеченности в отношения, стремление к большей близости,
противоречивость чувств, страх быть оставленной / ревность, что находит сво.
отражение в преобладании любви-одержимости. Для мужчин характерней сохранение
личностной автономности, эмоциональной стабильности и слабая выраженность страха
быть оставленным. Психолого-возрастные различия романтической привязанности
проявляются в большей степени открытости и доверии, и нечеткой дифференциации
личностных границ в отношениях у лиц юношеского возраста.У мужчин и женщин зрелого возраста в большей степени выражена
самоотверженная любовь, которая характеризуется глубокими душевными нотками и
переживаниями и выраженной страстью. Для доминирования самоотверженного стиля
любви необходима определенная степень личностной зрелости, которая способствует
интеграции в любви эротического и сексуального компонентов (З. Фрейд).
Данный стиль также предполагает контроль над собственными эмоциями и
потребностями и концентрацию на личности партнера и его благополучии.Выявленные нами возрастно-психологические и половые различия
необходимо учитывать в консультировании по проблеме любви и отношений
основанных на ней.
Заключение
Таким образом, развитие исследовательских способностей детей
старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях сотрудничества со взрослым
и детерминировано спецификой развития мотивационных (доминируют мотивы
«бескорыстной любознательности», склонности к экспериментированию, широкие
социальные мотивы находятся в подчиненном положении),
интеллектуально-творческих (особенности наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления) и поведенческих характеристик.Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что
направленность личности в той или иной степени определяет как степень
агрессивности, так формы проявления агрессивного поведения у подростков. Кроме
того, при рассмотрении различий в проявлении форм агрессии была обнаружена
высокая степень агрессивности и враждебности у подростков с направленностью
личности на себя («Я»). Исходя из этого, следующий этап нашей работы будет заключаться
в коррекции агрессивности испытуемых с данной личностной направленностью.Список литературы
1.
Савенков А.И.
(2004) Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб.:
Питер, 2004.2.
Павлов И.П.
(2006) Мозг и психика: избр. психол. труды / Под ред. М.Г. Ярошевского.
М.: Ин-т практической психологии, 2006.3.
Боулби
Дж. Привязанность / Под ред. Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2006.4.
Кернберг О.Ф. Отношения
любви (норма и патология). М.: Независимая фирма «Класс», 2007.5.
Кон И.С. Введение
в сексологию. М.: Медицина, 2009.6.
Кроник А.А.,
Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых
отношений. М.: Мысль, 2009.7.
Brennan K.A. and Shaver P.R. Multi-Item Measure of Adult
Romantic Attachment (MIMARA) / Handbook of Family Measurement Techniques / Ed.
by J. Touliatos, B.F. Perlmutter, M.A. Straus. Vol.3. Instruments and
Index. Sage Publications, Inc. Thousand Oaks. London. New Dehli, 2008. P. 179–182.8.
Hendrick C., Hendrick S.S. A Theory and Method of Love //
J. of Personality and Social Psychology – 2006, №50, 392–402.9.
Hendrick C., Hendrick S.S. A relationship-specific version of
the Love Attitude Scale // J. of Social Behavior and Personality. 1990.
Vol. 5. P. 239–254.10.
Regan P.C., Berscheid E. The Psychology of Interpersonal
Relationships. Prentice Hall, 2009.