Основы психологического консультирования

Дата: 12.01.2016

		

Психологическое консультирование – профессиональная помощь
пациенту в поиске решения проблемной ситуации.

Профессиональное консультирование могут проводить
психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную
подготовку.

Пациентом могут выступать здоровые или больные люди,
предъявляющие проблемы в межличностных отношениях, семейном затруднении или
проблемы в профессиональном выборе.

Консультирование — широко
распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных
технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где
используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и
психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В
настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал
знаний и опыт практического использования различных техник консультирования,
который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности
или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово
«консультирование» уже давно представляет родовое понятие для
различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в
которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется
консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и
профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование
руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психоло­гического
консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по
поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество
отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с
супружескими па­рами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное
консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Психологическое консультирование
предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования
которым работа не может быть успешной.  По аналогии с морально-этическим
кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип
«прежде всего — не вреди». Независимо от формы и метода психологическое
воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента
психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с
консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической
нагрузки.

          Требования

          Доброжелательное и безоценочное отношение к
клиенту.
, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и
комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразу­мевает не просто
следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать,
оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться
понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

          Ориентация на нормы и ценности клиента.
Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен
ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные
принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие
возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое
отношение консультанта ­может привести к тому, что пришедший на прием человек
замкнется, не может б­ыть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности
консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же
ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет
воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием          

Запрет давать советы.  Основания для этого
достаточно широки и многообразны.  Прежде всего, к­ак­ов бы ни был жизненный и
профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно:
жизни каждого уникальна и не­предсказуема. К тому же, советуя, консульт­ант
берет на себя полностью ответственность за пр­оисходящее, что не способствует
развитию личности консультируемого и его аде­кватного отношения к действител­ьности.
В такой ситуации психолог ставит себя в позицию гуру­, что реально вредит
консультированию­ приводит к тому, что у клиента  вместо активного стремления
разобраться в с­воей жизни  и изменить ее, формируется массивное и
поверхностное отношение к происходящему­. При этом любые неудачи в реализации
совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что,
естественно, мешает пониманию клиентом ­всей роли в происходящ­их событиях.

­          Анонимность. Важнейшим условием
психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что
любая информация, сообщенная клиентом — психологу­ не может быть передана без
его согласия ни в какие общественные или государственные­ организации, частным
лицам­ в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения
(­о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные
законом во многих странах. Например, ситуацию,­ когда психолог узнает во время
приема ­ ­о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.           Разграничение
личных и профессиональных отношений.
.

          В психотерапии существуют два важнейших понятия,
имеющих огромное значение для работы с пациентами: а) «перенос», то есть
склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с
ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б)
«контрперенос», то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения
со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с
пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ 3. Фрейдом, на сегодняшний день
широко  используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд З.,
1989). Эти понятия означают, что любые человеческие отношения и даже такие
специальные отношения, которые, складываются  в рамках психотерапии, находятся
под влиянием внутренних потребностей и желаний человека, которые он чаще всего
не осознает..

          В той или иной степени эти феномены действуют и
в процессе консультирования. Для консультанта достаточно понимать, что
сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний
мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения
психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных
отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие
люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и
консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию,
необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

                   Включенность клиента в процесс консультирования.
Для того, чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время
приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и
эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того, чтобы
обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие
разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также, чтобы человек не
просто внимал специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в
том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать
пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

                   Таким образом, именно при соблюдении
всех морально-этических требований возникает доверие между консультантом и
клиентом. Это доверие позволяет эффективно действовать психологу, не
манипулируя, не занимая позицию “сверху”, не привязывая себя к клиенту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина Ю.Е. “Специфика психологического
консультирования”/“Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной
работы”, №1, 1994

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий