Отношения в семье между родителями и подростками

Дата: 12.01.2016

		

Если вас заинтерисовала эта дипломная работа.

Напишите запрос и вы получите оснальные 90% работы.

[email protected]

Казань — 87 Р.Зоге 5-36 МАКСИМ.

ВВЕДЕНИЕ

Семье принадлежит
основная роль
в формировании
нравственных
начал, жизненных
принципов
ребенка.

Семья создает
личность или
разрушает ее,
во власти семьи
укрепить или
подорвать
психическое
здоровье ее
членов. Семья
поощряет одни
личностные
влечения,
одновременно
препятствуя
другим, удовлетворяет
или пресекает
личные потребности.
Семья структурирует
возможности
достижения
безопасности,
удовольствия
и самореализации.
Она указывает
границы идентификации,
способствует
появлению у
личности образа
своего “Я”.

От того, как
строятся отношения
в семье, какие
ценности, интересы
выдвигаются
у ее старших
представителей
на первый план,
зависит, какими
вырастут дети.
Климат семьи
оказывает
воздействие
на моральный
климат и здоровье
всего общества.
Ребенок очень
чутко реагирует
на поведение
взрослых и
быстро усваивает
уроки, полученные
в процессе
семейного
воспитания.
Перевоспитать
ребенка из
проблемной
семьи практически
невозможно.
Ребенок усвоил
определенные
правила, и общество
будет расплачиваться
за подобные
пробелы в воспитании.
Семья подготавливает
ребенка к жизни,
является его
первым и самым
глубоким источником
социальных
идеалов, закладывает
основы гражданского
поведения.

Родители
— первые воспитатели
— имеют самое
сильное влияние
на детей. Еще
Ж.-Ж. Руссо утверждал,
что каждый
последующий
воспитатель
оказывает на
ребенка меньше
влияния, чем
предыдущий.
Родители являются
предыдущими
по отношению
ко всем остальным;
воспитателю
детского сада,
учителю начальных
классов и
учителям-предметникам.
Им самой природой
отдано преимущество
в воспитании
детей. Обеспечение
семейного
воспитания,
его содержательные
и организационные
аспекты являются
вечной и очень
ответственной
задачей человечества.

Глубокие
контакты с
родителями
создают у детей
устойчивое
жизненное
состояние,
ощущение уверенности
и надежности.
А родителям
приносят радостное
чувство удовлетворения.

Проблема
отношений
родителей и
детей — сложная
и парадоксальная.
Сложность ее
— в скрытом, интимном
характере
человеческих
отношений,
щепетильности
“внешнего”
проникновения
в них. А парадоксальность
в том, что, при
всей ее важности,
родители ее
обычно не замечают,
ибо не имеют
для этого необходимой
психолого-педагогической
информации.

Родители,
как правило,
не видят ни
процесс развития
отношений между
ними и детьми,
ни их последовательность
и логику, а начинают
бить тревогу
только после
возникновения
тревожной
конфликтной
ситуации. А
конфликт в
отношениях
родителей и
детей крайне
редко возникает
случайно и
внезапно.

В здоровых
семьях родители
и дети связаны
естественными
повседневными
контактами.
Это такое тесное
общение между
ними, в результате
которого возникает
душевное единение,
согласованность
основных жизненных
устремлений
и действий.
Природную
основу таких
отношений
составляют
родственные
связи, чувства
материнства
и отцовства,
которые проявляются
в родительской
любви и заботливой
привязанности
детей и родителей.

К сожалению,
ускоренный
темп современной
жизни, ее урбанизация
наряду с постоянно
повышающейся
ответственностью
и жесткостью
социально
ролевых предписаний,
неблагоприятными
тенденциями
в социально-психологической
динамике развития
семьи, недостаток
нравственно-этических
начал в отношениях
взрослых, низкая
социально-психологическая
культура общения
приводят к
нарушениям
отношений между
родителями
и детьми. Одностороннее
доминирование
матери приводит
к снижению роли
отца в семье,
и он не способен
своевременно
разрешать
личностные
проблемы развития
своих детей.
Все это отрицательно
влияет на воспитание
детей и формирование
их личности.
Поэтому мы и
решили рассмотреть
проблемы
взаимоотношений
между родителями
и подростками
в семье, считая
эту тему весьма
актуальной
в современных
условиях.

Проблема
детско-родительских
отношений
определяется
всем многообразием
взаимоотношений
детей и родителей,
теми нарушениями
в детско-родительских
отношениях,
которые могут
оказывать
существенное
влияние на
благополучие
ребенка в семье
и его дальнейшее
развитие.

Особенности
внутрисемейных
отношений
изучали А. И.
Захаров, А. С.
Спиваковская,
А. Я. Варга, Э. Г.
Эйдемиллер,
Ю. Гиппенрейтер,
М. Буянов, 3. Матейчек,
Г. Хоментаускас,
А. Фромм, Р. Снайдер
и другие.

Огромный
вклад в изучение
детско-родительских
отношений внес
А. С. Макаренко,
который разработал
важнейшие
вопросы семейного
воспитания.
В “Книге для
родителей”
Макаренко
показывает,
что семья является
первичным
коллективом,
где все являются
полноправными
членами со
своими функциями
и обязанностями,
в том числе и
ребенок.

Немалый
интерес представляют
работы Э. Арутюнянц,
в которых воспитание
и детско-родительские
отношения
связаны с анализом
семейной структуры.
Она выделила
3 варианта семьи:
традиционная,
детоцентрическая
и супружеская.

А. Е. Личко,
изучая проблемы
внутрисемейных
отношений,
выделил неблагополучные
ситуации в
семье (гиперопека,
безнадзорность,
ситуация, создающая
“кумира в семье”,
ситуация, создающая
“золушек” в
семье).

В целом, можно
сказать, что
проблемы
детско-родительских
отношений
изучаются
многими учеными,
которые освещают
данную проблематику
с разных аспектов.

Целью работы
является исследование
взаимоотношений
детей и родителей
в семье.

Объект
исследования
~ подростки и
их родители.

Предмет
исследования
— особенности
взаимоотношений
родителей и
детей.

Гипотеза:
родительское
отношение
определяет
отношение
подростка к
родителям,

Исходя из
цели работы,
автором были
поставлены
следующие.

Задачи:

1. Провести
литературный
анализ по проблеме
взаимоотношений
родителей и
детей.

2. Исследовать
отношения между
детьми и родителями
в семье.

3. Выявить
взаимосвязь
между родительским
отношением
и отношением
ребенка к родителям.

4. Разработать
практические
рекомендации
для родителей.

Задачи решались
с помощью следующих
методик
исследования
:

    Тест — опросник
    Шкала тревожности.

    Тест — опросник
    Басса-Дарки.

    Тест – опросник
    родительского
    отношения А.Я.
    Варга и В.В.
    Сталина.

Исходя из
поставленных
задач, мы построили
следующую
структуру
работы. Первая
глава посвящена
теоретическому
аспекту данной
работы. В ней
дан анализ
литературы,
посвященной
проблемам
взаимоотношений
детей и родителей
в семье.

Вторая
(практическая)
глава посвящена
конкретному
психологическому
исследованию,
которое направленно
на выявление
отношений между
родителями
и детьми в семье.

Заключение
содержит выводы,
сделанные на
основе имеющихся
материалов,
о влиянии
родительского
отношения на
отношении
подростка к
родителя.

ГЛАВА
II.

Описание
методик исследования
и его организация

2.1. Описание
диагностических
методик

В нашем исследовании
мы использовали
как вербальные,
так и графические
методы диагностики,
основываясь
на том, что в
вербальных
методиках может
быть снижен
уровень достоверности
результатов,
так как велико
желание подростка
приукрасить
действительность
и показаться
лучше, чем он
есть на самом
деле. В качестве
вербальных
методик мы
использовали
личностные
вопросники.

По личностным
опросником
мы понимаем
совокупность
методических
средств для
изучения и
оценки отдельных
свойств и проявлений
личности. Каждая
из методик
представляет
собой стандартизированную
анкету, состоящую
из набора
предложений,
с содержанием
которых испытуемый
(информант)
может либо
согласиться,
либо не согласиться.
Вопросы в анкете
сформулированы
таким образом,
чтобы, отвечая
на них, испытуемый
сообщал экспериментатору
о своем самочувствии,
о типичных
формах поведения
в различных
ситуациях,
оценивал свою
личность с
различных точек
зрения, освещал
особенности
своих взаимоотношений
с окружающими
и т.д. Личностные
опросники
позволяют
получить информацию,
характеризующую
личность испытуемого
в широком диапазоне
— от особенностей
его физического
и психического
состояния до
его морально-этических
и общественных
установок.
Такие опросники
создаются на
базе одной или
нескольких
шкал установок.
Вопросы группируются
таким образом,
чтобы ответы
на них позволяли
оценить какое-либо
свойство или
состояние
индивида. Эти
сгруппированные
вопросы, получившие
название шкал,
различаются
между собой
по наименованию
свойства личности
(шкалы тревожности,
лидерства,
агрессивности
и др.). Полученные
непосредственно
после опроса
данные переводятся
с помощью специальных
статистических
процедур в
стандартизированные
баллы, изображаемые
обычно в виде
графика. Основным
недостатком
личностных
опросников
является то,
что испытуемые,
в большей или
меньшей степени,
понимая показательную
ценность ответов,
могут отвечать
на вопросы с
учетом требований
ситуации опроса
и ожиданий,
приписываемых
ими лицу, осуществляющему
опрос, т.е. вольно
или невольно
искажать сообщаемые
о себе сведения.
[19,251]

2.1.1.Дигностика
тревожности
у подростков

Тревожность
— склонность
индивида к
переживанию
тревог, характеризующаяся
низким порогом
возникновения
реакции тревоги;
один из основных
параметров
индивидуальных
различий. Тревожность
обычно повышена
при нервно-психических
и тяжелых
соматических
заболеваниях,
а также у здоровых
людей, переживающих
последствия
психотравмы,
у многих групп
лиц с отклоняющимся
поведением.
В целом тревожность
является субъективным
проявлением
неблагополучия
личности. Современные
исследования
тревожности
направлены
на различение
ситуативной
тревожности,
связанной с
конкретной
внешней ситуацией,
и личностной
тревожности,
являющейся
стабильным
свойством
личности, а
также на разработку
методов анализа
тревожности
как взаимодействия
личности и ее
окружения.
[19,407]

Для выявления
уровня тревожности
у подростков
нами была
использована
методика «Шкала
тревожности»,
разработанная
по принципу
«Шкалы социально-ситуативной
тревожности»
Кондаша (1973). Особенность
шкал такого
типа состоит
в том, что в них
человек оценивает
не наличие или
отсутствие
у себя каких-либо
переживаний,
симптомов
тревожности,
а ситуацию с
точки зрения
того, насколько
она может вызвать
тревогу. Преимущество
шкал такого
типа заключается,
во-первых, в
том, что они
позволяют
выявить области
действительности,
объекты, являющиеся
для школьника
основными
источниками
тревоги, и,
во-вторых, в
меньшей степени,
чем другие типы
вопросников,
оказываются
от особенностей
развития у
учащихся интроспекции
(самонаблюдения).

Бланк методики
содержит инструкцию
и задания, что
позволяет
использовать
ее в групповых
опросах. (См.
Приложение
1.)

Методика
включает ситуации
трех типов:

1) Ситуации,
связанные со
школой, общением
с учителями;

2) Ситуации,
актуализирующие
представление
о себе;

3) Ситуации
общения.

Соответственно,
виды тревожности,
выявляемые
с помощью данной
шкалы, обозначены
так: школьная,
само оценочная,
межличностная.
Данные о распределении
пунктов шкалы
представлены
в табл.1.

Таблица 1

Распределение
пунктов шкалы
тревожности

Вид
тревожности

Номер пункта
шкалы

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий