Департамент
Образования
Города Москва
Московский
Городской
Психолого-Педагогический
Университет
Московский
Социально-Педагогический
Колледж
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
Тема: Особенности
социализации
современного
подростка
Автор: Калинин
И.В.
0314
Социальная
педагогика
Курс 3
Группа 32
Научный
руководитель:
Рассказова
А.Л.
Москва 2004
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава
1 Проблемы
современной
социализации
подростков………..5
1.1
Понятие
социализации……………………………………………..5
1.2
Особенности
современной
социализации………………………..10
1.3
Особенности
социализации
современного
подростка…………..13
Роль факторов
семейного
воспитания,
школы, группы
сверстников
и средств массовой
информации
в социализации
подростка………………………………………………………..….15
Глава 2
Исследование
влияния факторов
семейного
воспитания,
школы, группы
сверстников
и средств массовой
информации
в социализации
подростков.……………………….….33
2.1 Диагностика
зависимости
социализации
подростков
от её
факторов………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………….….37
Библиография………………………………………………………….40
Приложения……………………………………………………………41
Введение
Актуальность
Одним из
основных звеньев
социализации
детей и подростков
является семья,
хотя и отмечается
некоторое
падение ее
воспитательной
роли в связи
с происходящими
в семье коренными
изменениями.
Российская
семья сегодня
переживает
ситуацию, когда
изменение
социальных
условий, смена
одних общественно-экономических
отношений на
качественно
противоположные
происходят
не плавно, а
скачкообразно.
Такая ситуация
вызывает естественную
в подобных
случае растерянность
населения,
озабоченного
поиском своего
места в новой
общественно-экономической
структуре.
Переход от
традиционной
патриархальной
семьи к современной,
основанной
на равенстве
супругов, привел
к снижению
авторитета
отца, утрате
согласованности
воспитательных
воздействий
родителей.
Распространены
стали также
семьи с одним-двумя
детьми, для
которых характерен
детоцентризм,
а отсюда эгоцентризм
детей.
Одна из крупнейших
и острейших
проблем семьи
проблема разводов.
Наряду с неполными
семьями, велико
число нестабильных,
конфликтных
семей. В целом
по стране из-за
разводов каждый
год свыше 700 тыс.
детей остается
без одного
родителя, 500 тыс.
рождается вне
брака (эти цифры
неуклонно
растут). Во многих
семьях раздоры
порождают
цинизм, полную
безответственность.
Около 60% детей
в таких семьях
сироты при
обоих родителях.
Каждый шестой
хронический
алкоголик из
почти пятимиллионного
их состава
женщина, 80% детей,
содержащихся
в детдомах,
это сироты при
живых родителях.
Все это крайне
отрицательно
сказывается
на социализации
подростков.
Проблему
социальной
ориентации
и выбора дальнейшего
жизненного
пути целесообразно
рассматривать
для подростков
в возрасте 15
лет, когда они
завершают
обучение в
основной
общеобразовательной
школе (9 классов),
выясним, что
же является
факторами,
определяющими
выбор девятиклассников.
Прежде всего
отметим, что
у девятиклассников
достаточно
велика при
определении
дальнейших
образовательных
планов роль
фактора успеваемости.
Если практически
все подростки,
обучающиеся
на “4” и “5”, намереваются
продолжить
обучение в
десятом классе,
а среди тех,
кто успевает
в основном на
“4” таковых —
3/4
контингента,
то среди успевающих
на “3” и “4” или
в основном на
“3” таковых
соответственно
48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся
в основном на
три и 31,4% вообще
имеющих тройки,
не склонны к
дальнейшему
обучению в
школе.
Цель
Выявить роль
семьи, школы,
группы сверстников,
СМИ в социализации
современного
подростка.
Объект
Социализация
современных
подростков.
Предмет
Роль факторов
семьи, школы,
группы сверстников
и СМИ в социализации
современных
подростков.
Гипотеза
Ведущим
фактором, влияющим
на социализацию
подростков,
являются СМИ.
Задачи
1.) Изучение
литературы
по предмету
исследования.
2.) Выявление
особенностей
современной
социализации.
3.) Анализ
особенностей
социализации
современного
подростка.
4.)
Описание
факторов, влияющих
на социализацию
современного
подростка.
5.) Выявление
роли ведущего
фактора в
социализации
подростка.
Глава 1. Проблемы
современной
социализации.
1.1 Понятие
социализации.
Понятие
«социализация»,
ориентированное
на такие фундаментальные
категории, как
«общество»
и «индивид»,
непосредственно
связано с рядом
проблем как
практического,
так и общетеоретического
характера, что
обусловливает
внимание к нему
не только в
рамках педагогики,
но и других
наук, прежде
всего в философии
и психологии.
Остановимся
на философских
и психологических
основаниях
построения
теории социализации,
что необходимо
для осмысления
ее педагогических
аспектов.
Философия,
исследуя
противоречивое
единство индивида
и общества,
решая вопросы
возможного
преобразования
социальной
среды и личности,
характеризует
формы социальности
личности, их
конкретные
исторические
воплощения,
рассматривая
процессы воспитания
в качестве
возможного
агента социализации.
Однако, обращаясь
к данной проблеме,
представители
различных
направлении,
в качестве
определяющих,
выделяют различные
понятия.
Представляется
существенным
наличие следующих
понятий в рамках
экзистенциализма,
прагматизма
и диалектического
материализма.
В системе
взглядов прагматизма
таковым, например,
становится
опыт.
Так, автор
«философии
действия»
Дж.Дьюи всю
окружающую
человека реальность
отождествляет
с «опытом»
(Дьюи: 1999). Он полагает,
что социальный
опыт никогда
не дан человеку
изначально,
как нечто
определенное:
все объекты
познания формируются
познавательными
умениями и
усилиями в ходе
решения возникающих
задач. Таким
образом, «посредством
деятельности»,
в процессе
которой дети
приобретают
знания и навыки,
требуемые для
лучшего выполнения
социальных
задач, и в определенных
социальных
условиях происходит
воспитание.
Для представителей
экзистенциализма
наиболее актуально
понятие диалогового
общения.
По Г.Марселю
(Марсель: 1995), основная
социальная
деятельность,
в которой происходит
воспитание
индивида, –
диалоговое
общение, а также
творчество
и самопереживание.
Философия
диалектического
и исторического
материализма
в качестве
основы процесса
воспитания
как составляющей
социализации
выделяет социальную
активность
самого субъекта.
Важным для
нашего исследования
является рассмотрение
духовных ценностей
личности,
проявляющихся
при осуществлении
различных видов
деятельности,
в связи с процессом
социализации.
Согласно этой
концепции,
духовное освоение
предстает как
субъект-объектное
отношение,
увязывающее
человека и мир
в единую мировоззренческую
систему «мир
– человек».
Наиболее
четкое определение
процесс включения
человека в
общество получил
в рамках социологии,
где было разработано
понятие социализации,
а также введены
понятия институт
социализации,
агент социализации,
социальное
действие и др.
(Э.Гиддингс,
М.Вебер и др.)
В последнее
время все более
популярными
становятся
исследования
процессов
социализации
в русле культурологических
концепций,
которые анализируют
духовную составляющую
процессов
социализации.
Духовное освоение
мира понимается
в этих концепциях
как субъект-субъектные
отношения, как
«творческий
процесс опредмечивания
и распредмечивания
сущностных
сил человека»,
в ходе которого
«происходит
преобразование
природной
предметности
в социальную»
(Философский
словарь: 1983),
самоутверждение
человека в мире
как активного,
деятельного
существа (См.
работы М.С. Кагана,
Л.Н. Когана, Л.
Кольберга, В.Е.
Давидовича
и др.).
В психологической
парадигме
особо делается
акцент на таких
понятиях, как
социальная
роль, социальное
поведение,
внутренние
и внешние регуляции
(социального)
поведения,
социальная
ситуация развития,
механизмы
социального
становления
личности (механизмы
социализации),
этапы социализации
и др.
Подвергая
анализу процесс
приобретения
индивидом
опыта, психология
уделяет особое
внимание внутренним
процессам
психики человека,
а также факторам,
имеющим влияние
на нее.
Внутренние
процессы человеческой
психики складываются
на основе
интерпсихических,
межличностных
процессов (по
Л.С.Выготскому).
Индивид формирует
свой внутренний
мир посредством
усвоения,
интериоризации
исторически
сложившихся
форм и видов
социальной
деятельности
и, в свою очередь,
выражает,
экстериоризирует
свои психические
процессы. Для
каждого возраста
сочетание
внутренних
процессов
развития индивида
с внешними
условиями имеет
свою специфику.
Таким образом,
«индивидуальное»
и «социальное»
оказывается
связанными
друг с другом
(Выготский,
1996). Для обозначения
процесса овладения
индивидом
социальным
опытом, формами
поведения и
деятельности,
становящимися
содержанием
его психической
жизни, Л.С. Выготским
было введено
понятие социальная
ситуация развития.
По выделению
различных
механизмов
социализации
на междисциплинарном
уровне можно
выделить следующие
концепции
социализации:
психоаналистическую,
интеракционистскую,
культурологическую.
В психоаналистической
концепции
(Бехтерев В.М.,
Кон И.С. и др.):
процесс социализации
понимается
как усвоение
некоторой
системы жизненно
необходимых
социальных
ролей (См. И.С.Кон,
1980).
Такая позиция
близка и интеракцианистской
концепции (Дж.
Г.Мид, У.М.Уэнтворт
и др.), которая
рассматривает
социализацию
как усвоение
индивидом
социальных
норм в процессе
интеракции
(межиндивидных
взаимодействий)
(См. Мид: 2000), т.е. как
интерсубъектный
процесс.
Социальная
роль трактуется
как совокупность
заранее данных
(созданных
обществом)
правил и ожидаемых
способов поведения
и общения, которые
соответствуют
определенному
месту человека
в группе и обществе.
Исходя из
того, что социализация
представляет
собой сложный,
состоящий из
нескольких
последовательно
проходящих
этапов, процесс,
авторы психоанализа
выделяют следующие
этапы социализации:
психогенетический,
образно-символический,
интеллектуально-концептуальный
(См., например,
К. Блага и М. Шебек
(Блага и Шебек:
1991).
На психогенетическом
этапе у ребенка
путем проб и
ошибок вырабатываются
привычные
шаблоны удовлетворения
потребностей.
На образно-символическом
этапе образы,
возникающие
при блокаде
привычного
акта, связываются
с неким жестом,
звуком и т.п. и
последние
приобретают
значение символа.
Ителлектуально-концептуальный
этап характеризуется
тем, что посредством
символов ребенок
начинает управлять
своим и чужим
поведением
и приобретать
новые значения
через комбинации
существующих
значений.
Содержательная
сторона процесса
социализации
раскрыта в
диспозиционной
теории регуляции
социального
поведения
В.А.Ядовым, который
представил
иерархию диспозиций,
синтезирующих
систему внутренних
и внешних регуляций
индивида в
зависимости
от степени его
включенности
в систему
общественных
отношений.
Процесс социализации
с этих позиций
можно охарактеризовать
как процесс
развития
саморегуляции
и становления
самосознания
и активной
жизненной
позиции (См.
Ядов: 1998 ). Самореализация
в этой концепции
рассматривается
в рамках развивающегося
взаимодействия
индивида, коллектива
и общества.
Механизмы
социального
становления
личности обычно
делят на группы
с учетом того,
кто выступает
субъектом их
использования
– сам индивид
или его окружение.
К первой
группе относятся
механизмы
социализации,
опирающиеся
на самого индивида,
включенного
в деятельность.
Сюда можно
отнести подражание,
идентификацию,
симпатию, увлечение,
творчество,
преобразование
и т.п.
Ко второй
группе относятся
механизмы
социализации,
используемые
окружением
индивида с
целью оказания
влияния на
него: убеждение,
внушение, различные
механизмы
социального
воздействия
(приказ, принуждение)
и т.д. (Мудрик:
2000, с.12).
Характеристика
ведущих концепций
социализации
представлена
в таблице:
социализации
идеи
социализации
Ключевые
понятия (термины)