Эта
работа не является
составлением
бесконечных
рядов отдельных
особеностей
темперамента
и характера
и сопоставлением
научных измерений
и экспериментов,
она
также не претендует
на какое-то
открытие или
нововвидение
(которое нас
ожидает в самом
близком будущем).
Психология
которой будет
пользоватся
наше исследование
всецело филосовская,
хотя своеобразность
метода,
вызванная
своеобразностью
рассматриваемой
темы, заставляет
нас исходить
из самых тривеальных
данных опыта.
В
силу нашей
профессии
(инжинерной)
хотелось бы
характер полов
представить
в более доступной
нам форме,
с
которой мы
познокомимся
ниже.
Короче
говоря целью
этого реферата
является попытка
свести все
противоположность
между мужчиной
и женщиной
к единому общему
принцыпу.
В
этом именно
пункте предпологаемая
литература
(Отто Вейнингер
“Пол и характер”,
Эрих
Фромм ”Душа
человека”) от
всех других
работ подобного
рода.
Она
всячески избегает
погружения
в идиллическое
созерцание
явлений,
а
упорно и решительно
стремится к
своей конечной
цели.
Не
громоздя отдельных
наблюдений
друг на друга,
она
сводит духовные
различия между
полом в одну
обшую систему;
она
трактует не
о женщинах,
а о женшине.
Правда
она берет своей
исходной точкой
все самое
повседневное
и поверхностное,
но
только для того
чтобыдать
истолкование
конкретному,
единичному
опыту.
Это
исследование
производит
суровое даже
оскорбительное
впечетление,
оно
особенно
антифеминистично.
До
начала анализа
мне бы хотелось
привести несколько
психологических
понятий для
общего представления
рассматриваемого
предмета.
В
психологии
понятие характер
(от греч.
Character
-“чеканка”,
”печать”)
озночает
совокупность
устойчивых
индивидуальных
особенностей
личности,
складываюшихся
и проявляюшихся
в деятельности
и обшении,обусловливая
типичные для
нее способы
поведения.
Характер
качество
личности,
обобшаюшее
наиболее
выраженные,
тесно
взаимосвязанные
и поэтому
отчетливо
проявляюшиеся
в различных
видах
деятельности
свойств личности.
Характер
– “Каркас” и
подструктура
человека, наложенная
на ее остовные
подструктуры.
Характером
можно считать
не все особенности
человека,
а только
сушественные
и устойчевые
.
Характерология
отрасель
психологии
личности,
иногда
рассматривается
как самостоятельная
психологическая
наука в стволе
индивидуальной
психологии
дерева психологии
дерева психологической
науки,предмет
которой характер.
Ученье
о характере
– характерология
имеет длительную
историю своего
развития
.Важнейшими
проблемами
характерологии
на протижении
веков было
установление
типов характера
и их определения
по его проявлению
с целью прогнозировать
поведение
человека в
различных
ситуациях.
Уже
Аристотель
и Платон предлагали
определять
характер человека,
отыскивая
в его внешности
черты сходства
с каким-нибудь
животным, а
потом отождествляли
его характер
с
характером
этого животного.Наиболее
известной
стала физиогноместическая
система Иоганна
Каспера Лафонтера,
считавшего
основным путем
познания
человеческого
характера
изучение
строения головы,
конфигурации
черепа, мимики
и т.д. До последнего
времени научная
психология
неизменно
отвергала
хиромантию
однако изучение
эмбриального
развития пальцевых
узоров в связи
с наследственностью
дало новый
толчок к возникновению
новой отрасли
знания-дерматоглифики.Было
в частности
показано,что
формирование
рисунка ладоней
каждого человека,
как и
развитие мозга,
происходит
на 3-4 месяце
внутри -утробного
развития и
обусловлено
одним и тем
жевлиянием
генного набора
родителей или
хромосомными
отклонениями
плода.Поэтому
хиромантию
следует рассматривать
скорее как
анатомическую
или физиологическую
особенность
организма
и она может
поставлена
в один ряд с
конституционным
направлением
характерологии,
ярким
представителем
которого был
Э.Кречмер.
Кречмер
рассматривал
характер в
связи со строением
тела как психическую
конституцию
человека,соответствующую
его телесной
конституции
и объяснял
характер,в
конечном счете
врожденными,
прежде
всего эндокринными
факторами .
Один
из гениальных
и загадочных
немецких
психологов
20 в Отто Вейнингер
имеет отличное
от выше перечисленного
мнение,
хотя
начнем сначала.
Сушествуют
два понятия,
пренадлежашие
к самым древним,
с которыми
человечеству
приходилось
с самого начала
кое-как перебиваться
в своей духовной
жизни.
Я говорю
о понятиях
женщины и
мужчины.
Кому
не приходило
в кругу ли друзей,
в научном
или обшественном
собрании слушать
или самому
затевать горячие
споры в которых
“мужчины”
и “женщины”
с безнадежным
постоянством
противопостовляются
друг другу,
подобно
белым и красным
шарам,
которые
лишены всяких
различий между
собой в пределах
одного цвета!
Не было
никогда попытки
исследовать
спорные пункты
с точки зрения
индивидуальной
созданности
каждого из
них,
а так
как каждый
обладает
индивидуальным
опытом,то всякое
соглашение,
естественно
оказывается
немыслемым,как
и во всех случаях,
где различные
вещи обозначаются
одним словом,
где
язык и слово
не покрывают
друг друга.
Неужели
“женщины” и
“мужчины”,
предстовляя
собою две совершенно
различные
группы,
являются
в пределах каждой
группы чем-то
однообразным,совподающим
во всех пунктах
со всеми прочими
представителями
этой группы?
На этом
и покоится
большей частью
бессознательно
все рассуждения
о различиях
между полами.
Нигде
в природе мы
не наблюдаем
такого резкого
разграничения;
мы видим,
например,постепенные
переходы от
металлов к
неметаллам,от
химических
соединений
к смесям;
мы находим
так же промежуточные
формы между
животными
и растениями.
Исходя
из приведенных
аналогий,мы
и в данном случае
признаем совершенно
невероятным
предположение,что
природа провела
разную грань
между всеми
сушествами
мужского рода
с одной
стороны и
сушествами
женского рода
с другой;
в связи
с этим невозможно
охарактерезовать
какое-либо
существо,как
нечто стояшее
по ту или другую
сторону этой
пропасти.
К бесконечным
спорам о женском
вопросе неоднократно
привлекали
анатома в
качестве
верховного
судьи Он должен
был разрешить
спорное разграничение
между врожденными,
а потому
и неизменными
свойствами
мужского и
женского душевного
склада и свойствами
приобритенными.
Так,
автор
присоединялся
к тем исследователям,
которые
в новейшее
время подвергли
рассматрению
явления относяшиеся
к разбираемой
мною теме;
но тут
же считаю долгом
оговорится,что
исходной точкой
этого исследования
избран установленный
историей развития
(эмбриологией)
факт
половой
недифференцированности
первоначального,
эмбрионального
строения человека,
растений
и животных.
Так у
пятинедельного
человеческого
зародыша нельзя
еще никак
распознать
того пола,
в который
он впоследствии
разовьется.
Только
после истечении
пяти недель
начинаются
здесь те процессы,
которые
к концу третьего
месяца беременности
завершаются
односторонним
развитием,
первоначально
обеим полам
строения;
в дальнейшем
же течении
своем этот
процесс приводит
к выработке
всего индивидуума
в каком нибудь
определенном
направлении.
Этим
бисексуальным
строением
всякого зародыша,
принадлежащего
даже к категории
высших организмов,
объясняется
тот факт,
что
признаки другого
пола всегда
остаются и
никогда вполне
не исчезают,
хотя
бо даже и у вполне
одно-
полого
индивидуума
растительного,
животного,
или
человеческого.
Половое
дифференцирование
никогда не
бывает вполне
законченным.
Все
особенности
мужского пола
хотя и в слабом,
едва
развитом
состоянии,
можно
найти и у женского;
и наоборот,
все
половые признаки
женщины в своей
совокупности
содержатся
и в мужчине,
хотя
в очень неоформленной
форме.
В таких
случаях обыкновенно
говорят,
что
они находятся
в “рудиментарном”
состоянии.
Для
подтверждения
нашей мысли
возьмем в качестве
примера,
человека
который и в
дальнейшем
изложении
явится предметом
нашего исключительного
интереса.
У самой
женственной
женщины имеется
на тех местах,
где у
мужчины растет
борода,легкий
пушок непигментированных
мягких волосков;
точно
также у самого
мужественного
мужчины находятся
под сосцами
комплексы
молочных желез.
Все
эти явления
особенно точно
исследованны
в области половых
органов и их
выводных путей
;все они в один
голос говорят
о сущуствовании
полнейшего
параллелизма
между признаками
обоих полов
в их рудиментарном
состоянии.И
вот следует
заранее принять,что
сушествуют
среди животных
крайние самцы
с самым незначительными
остатками
женственности
крайние самки
с совершенно
незаметной
мужественностью
и в центре между
этими двумя
типами некоторая
гермафрадитная
форма,тем не
менее,между
этими тремя
точками нет
пустоты,
совершенно
не заполненой.
Нас
специально
занимает
человек.Относите-
льно человека
можно сказать
следуюшее:сушествуют
бесчисленные
переходные
степени ьежду
мужчиной и
женщиной,так
называемые”промежуточные
половые формы”.
Как
физика говорит
об идеальных
газах т.е о
таких,которые
подчиняются
закону Бойля-Гей
Люсака (в
действительности
ему не подчиняется
ни один газ)
чтобы,исходя
из этого
закона,установить
всевозможные
уклонения от
него,в данном
конкретном
случае,так
и мы можем
принять идеального
мужчину М
и идеальную
женщину Ж,
как
типичные половые
формы,которые
в действитель
–ности не
существуют.
Исследуя
свойства
абсолютно
твердого и
абсолютно
упругого тела
научная физика
отлично сознает,
что
действительность
не может представить
ей ни одного
случая,в котором
ее выводы могли
бы найти полное
потверждение;
эмперические
данные,
промежуточные
стадии между
этими двумя
состояниями
тела служат
для нее лишь
исходной точкой
для отыскания
типи -ческих
свойств и эти
же стадии при
обратном
направлении-от
теории к практике
рассматриваются
и исчерпываюше
обсуждаются,как
некоторые
смешанные
формы.
Точно
также сушествуют
только всевозможные
ступени между
совершенным
мужчиной и
совершунной
женщиной,
только
известные
приближения
к ним,сами же
они наглядно
никогда не
могут быть
даны.
Следует
обратить внимание
на то что речь
идет здесь не
просто о бисексуальном
предрасположении,
а о постоянно
действуюшей
двуполости.
Посленяя
не должна
ограничиватся
одними только
средними половыми
формами, физическими
или психическими
гермофрадитами,как
это делалось
до сих пор во
всех исследованиях
подобного
рода.
В этой
форме,
следовательно,
автор
выражает новые
мысли.
И
так мужчина
и женщина
являются как
бы двумя субстанциями,
которые
в самых разнообразных
соотношениях
распределены
на все живые
индивидуумы,
причем коэффицент
каждой субстанции
никогда не
может быть
равен нулю.
Можно даже
сказать,
что в
мире опыта нет
ни мужчины,ни
женщины,
а есть
только мужественные
и женственные.
Поэтому
индивидуум
А или В не следует
просто обозначать
именем “мужчина”
или “женщина”
,а нужно
указать сколько
частей того
и другого содержит
в себе каждый
из них,
напр.,
как:
а
М
b
М
0
а
1
0
b
1