Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста

Дата: 12.01.2016

		

Министерство
образования
РФ

Тюменский
государственный
университет

Высшая
педагогическая
школа

Кафедра
возрастной
и педагогической
психологии

Допустить к
защите в ГАК
Зав.каф. возрастной
и педагогической
психологии.
Доктор психологических
наук, Профессор,

_______________ Атаханов
Р.А.

«____» ___________ 2002 год.

Ковалёв
Роман Алексеевич

Психолого-педагогический
аспект формирования
будущего семьянина
у детей дошкольного
возраста

(Выпускная
квалификационная
работа)

Научный руководитель

к.п.н., доцент

_____________ Голиков Н.А.

Автор работы

_____________ Ковалёв Р.А.

Рецензент

Директор
Социально-педагогического
колледжа № 2,
к.п.н.

_____________ Плотников
А.Д.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические
основы влияния
семейной атмосферы
на формирование
у детей позитивных
представлений
о семье……….….6

1.1 Возникновение
и развитие
семейно-брачных
от­ношений.…………6

1.2 Формирование
у дошкольников
представлений
о семье………….12

Глава II.
Изучение характера
взаимоотношений
в семье

и
их влияния на
готовность
к семейной
жизни……………………..28

2.1 Изучение
характера
взаимоотношений
в семье……………………28

2.2 Выявление
позитивных
качеств личности
ребёнка, направленной
на успешное
выполнение
социальной
роли семьянина
…………………..37

Заключение……………………………………………………………43

Литература………………………………………………………………46

Приложения…………………………………………………………….51

Введение

Семья — одна из
величайших
ценностей,
созданных
человечеством
за всю историю
своего существования.
Ни одна нация,
ни одна культурная
общность не
обошлась без
семьи. В ее
позитивном
развитии, сохранении,
упрочении
заинтересовано
общество,
государство,
в прочной, надежной
семье нуждается
каж­дый человек
независимо
от возраста.

Актуальность
темы. В последние
годы проблема
подготовки
подрастающего
поко­ления
к семейно-родительской
деятельности
актуализировалась
в связи с тем,
что современная
ситуация в
России (экономический
кризис, нагнетание
социальной
и политической
напряженности,
межэтнические
конфликты,
растущая материальная
и социальная
поляризация
общества и
т.д.) обострила
положение
семьи. Но именно
семья, являясь
для ребенка
первым и наиболее
значимым проводником
социального
влияния, «вводит»
его во все
многообразие
родственных
отношений,
домашнего быта,
вызывая те или
иные чув­ства,
действия, способы
поведения,
оказывая влияние
на формиро­вание
привычек, черт
характера,
психических
свойств. Всем
этим «багажом»
ребенок пользуется
не только в
настоящей
жизни: мно­гое
из усвоенного
в детстве определит
его качества
будущего семья­нина.
Молодожены,
создавая свое
гнездо, формируя
его уклад, стиль
семейной жизни,
воспитывая
первенца, в
качестве образца
(или антиобразца,
если «не повезло»
с родителями)
берут, как правило,
свой родной
дом как источник
социального,
эмоционального,
по­знавательного
опыта. В ряде
исследований
(С.И. Голод, Т.М.
Баринова, М.С.
Мацковский,
Э.К. Васильева)
предприняты
попытки изучить
те пред­ставления
детей о семье,
которые складываются
у них стихийно.
Было выявлено,
что эти представления
отличаются
фрагментарно­стью,
неточностью,
бедностью
эмоциональной
«окраски», а
зачас­тую не
соответствуют
действительности
Надо сказать,
что столь низкий
уровень знаний
детей о семье
не должен вызывать
удивле­ния,
поскольку в
общеобразовательных
программах
для дошколь­ных
учреждений
этой важнейшей
области социального
мира не уделяется
должного внимания.

Практическая
значимость

работы заключается
в создании
набора методик
для определения
характера
взаимоотношений
в семье и развития
качеств личности
дошкольника
как успешного
будущего семьянина.

Объект исследования
— процесс формирования
будущего семья­нина

Предмет исследования
– стиль воспитания
детей в семье,
уровень взаимоотношении
супругов

Гипотеза
формирование
у детей дошкольного
возраста качеств
личности направленных
на выполнение
социальной
роли будущего
семьянина
зависит от
гармоничных
супружеских
и родительско–детских
отношении в
семье. Супружеские
отношения
являются одним
из главных
факторов, влияющих
на психологический
микроклимат
в семье. Следовательно,
они обусловливают
стиль воспитания,
характер системы
отношений
“родители –
ребенок” что,
в свою очередь,
определяет
будущее ребёнка
как семьянина.

Исходя из данной
гипотезы мы
определили
цель исследования
– выявить влияние
семейной атмосферы
на формирование
у детей полноценных
представлений
о семье, семейной
экономике, на
соответствующую
гендеру половою
идентификацию
ребен­ка.

Задачи
исследования:

1.Уточнить
влияние семейной
атмосферы на
формирование
у детей полноценных,
положительно
окрашен­ных
представлений
о семье,
выявить педагогические
и социальные
условия эффективного
выполнения
современной
семьёй функции
в подготовке
детей к реализации
социальных
функций семьи.

2. Изучить особенности
взаимоотношений
в семье в экспериментальной
группе

3. Изучить степень
сформированности
интересующих
нас личностных
качеств детей.

Методы исследования:

В работе
использовались
следующие
методы:
критический
анализ
научной литературы
по исследуемой
теме, анализ
документации,
эмпирические
исследования,
включающие
анкетные опросы,
тестирование
и интервьюирование.

.

Глава 1.Теоретические
основы влияния
семейной атмосферы
на формирование
у детей позитивных
представлений
о семье

1.1
Возникновение
и развитие
семейно-брачных
от­ношений
Проблемы
возникновения
и развития
семьи, семейно-брачных
от­ношений,
роли семьи в
жизни общества
и каждого индивида
в от­дельности
на протяжении
многих веков
занимали лучшие
умы чело­вечества.
Тем не менее
эти проблемы
не являются
сегодня доско­нально
изученными:
в них остается
много спорных
вопросов.
Обще­признанным
считается
взгляд на семью
как на продукт
длительного
исторического
развития. За
долгую историю
своего существования
она изменялась,
что связано
с развитием
человечества,
с совершенст­вованием
форм общественного
регулирования
отношений между

полами. Некоторые
из этих форм
были свойственны
отдельным
пле­менам, другие
имели более
широкое распространение.
Общим была их
зависимость
от определенного
уровня социально-экономического
развития общества

Половые отношения
в первобытном
человеческом
стаде носили
животно-подобный
характер. Они
проявлялись
в неупорядоченных
половых связях,
в которые вступала
женщина с любым
мужчиной (и
наоборот, мужчина
с любой женщиной)
этого стада.
Такие от­ношения,
будучи сопряжены
с конфликтами,
драками и другими
негативными
проявлениями,
вносили дезорганизацию
в жизнь пер­вобытного
стада, для выживания
которого требовались
сплочен­ность
и единство в
обеспечении
условий существования.
В резуль­тате
сложилась
объективная
потребность
— ввести общественные
санкции, направленные
на упорядочение
половых отношений.
Появились
запреты, всякого
рода «табу»,
которые сдерживали
бес­порядочное
удовлетворение
половых инстинктов.
Важнейшим из
этих запретов
стал запрет
на половые
связи между
кровными
род­ственниками
(предками и
потомками,
родителями
и детьми), в
ре­зультате
чего стал
формироваться
род. Таким образом,
в перво­бытном
обществе складываются
первые механизмы
(табу, обычаи)
социального
регулирования
сексуальных
отношений между
муж­чиной и
женщиной,
направленные
на поддержание
непрерывности
жизни. Иными
словами, возникают
брачные отношения
между по­лами.

Возникновение
родовой общины
и функционирование
группо­вого
брака привели
к новой угрозе
для выживания
людей: росту
числа неполноценных
детей как результата
кровного родства
отца и матери,
автономному
существованию
каждого рода,
ограниче­нию
социальных
связей с другими
общинами. Для
устранения
этих негативных
явлений появилась
более строгая
форма брачных
от­ношений
— экзогамия,
запрещающая
половые связи
внутри одного
рода. Групповой
брак превратился
в союз двух
родов, но не
привел к созданию
семьи: дети
принадлежали
всему роду и
воспитывались
его сообществом.

По мере социального
расслоения
общества групповой
брак ви­доизменился
и принял форму
полигамии
(многобрачия),
когда одно лицо
имеет брачные
отношения с
несколькими
или многими
лица­ми противоположного
пола. В историю
человечества
вошли две формы
полигамии:
полиандрия
(многомужество)
и полигиния
(много­женство).
Пережитки
второй формы
(полигинии)
сохранилась
и по сей день
в некоторых
странах Востока
в форме семьи
гаремно­го
типа.

Для позднепервобытной
общины характерно
усложнение
хозяй­ственной
деятельности,
социальных
связей, что
привело к дальнейшему
упорядочению
брачных отношений:
они приняли
форму моногамного
парного брака,
который отличался
большей прочно­стью
по сравнению
с групповым
браком. Парный
брак знаменует
начало домашне-семейного
воспитания,
которым занимаются
роди­тели, другие
члены рода.
Возникает
хозяйственная
ячейка, состоя­щая
из мужа, жены,
детей, но основным
кормильцем
постепенно
становится
мужчина. Поэтому
половые отношения
начинают
регу­лироваться
не только
социальными,
но и экономическими
факто­рами:
жена, дети не
могут обойтись
без мужа и отца.
Верность же­ны
обеспечивалась
ее подчинением
власти мужа
(патриархальный
уклад). Постепенно
меняется и сам
характер брака:
его целью ста­новится
создание семьи,
содержание
и воспитание
детей (а не толь­ко
регулирование
половых отношений,
как это было
ранее). Семья
усиливала
чувство личной
ответственности
взрослых за
воспитание
детей, укрепляла
новые оценочные
категории:
авторитет
родите­лей,
супружеский
долг, честь
семьи.

На Руси переход
к семье, состоящей
из супругов
и детей, завер­шился
в УШ — 1Х вв. На первом
этапе семья
была многодетной,
что гарантировало
ее хозяйственную
надежность.
Дом, семья
станови­лись
начальной
образовательной
школой для
детей, своеобразной
«домашней
академией»(5,с.123)
где учили трудиться,
заботиться
друг о друге,
передавали
«по наследству»
мальчику от­цовскую,
девочке — материнскую
профессию, а
заодно и их
миро­воззрение,
стереотипы
поведения,
готовили к
выполнению
роли родителей.

Моногамия
оказалась
устойчивой
формой семьи:
шли столетия,
менялись
экономические
уклады, а моногамия
сохранилась.
Уста­новление
моногамии,
единобрачия
не следует
объяснять лишь
до­стижениями
социально-экономического
характера
человечества.
В этом процессе
свое достойное
место занимают
мораль и нравствен­ное
развитие живущих
на земле людей,
рост их эстетической
куль­туры,
усиление роли
религии, поддерживающей
святость брака:
«Браки заключаются
на небесах».

За многовековую
историю человечества
сложился идеал
воспи­тания.
Люди всегда
мечтали о совершенном
человеке, полноценном
члене общества.
У такого идеального
человека много
характери­стик,
одна из важнейших,
причем вневременная,
— быть «добро­порядочным
отцом или матерью
семейства»
Да, «качество»
родителей
предопределяет,
какова будет
семья, а нормальная
жизнедеятельность
этого удивительно
своеобразного
и пластичного
организма
является необходимым
условием выжива­ния
государств,
народов, человечества
в целом.

В СССР пытались
решить проблему
воспитания
семьянина
дважды. Первый
раз путем введения
«родительского
всеобуча»,
второй раз —
школьным курсом
«Этика и психология
семейной жизни».
Обе попытки
за­кончились
неудачей, а
проблема осталась
нерешенной.
Между тем от
решения этой
проблемы зависит
социальное
благополучие
об­щества,
счастье каждого
его члена. В
перспективе
предполагается
вести последо­вательную
подготовку
к семейной
жизни подрастающего
поколе­ния
во всех звеньях
системы образования,
начиная с дошкольного
учреждения.

Стили
семейного
воспитания.

Семья — важнейший
институт
социализации,
т.к. является
средой существования,
развития человека
от самого рождения
и до смерти.
Стиль семейной
социализации
связан с национальной
культурой,
традициями,
а в их рамках
— с социальной
принадлежностью
и уровнем образования
родителей. Эти
обстоятельства
влияют на характер
воспитания
в детях интересующих
нас личностных
качеств.

Различают
три основных
стиля: авторитарный,
демократический
и либеральный.

Авторитарный
стиль представляется
как жесткое
декларирование
родителями
требований,
которые охватывают
всю жизнь детей.
В семье проявляется
силовое давление,
агрессия, диктат,
черствость
и холодность.
Либерализм
в семье характеризуется
полным безразличием
членов семьи
друг и другу,
полным попустительством.
Каждый из членов
семьи живет
своими делами,
заботами, мыслями.
Родители,
придерживающиеся
этого стиля,
ценят, прежде
всего, свободу
воспитания.
Этот стиль, по
их убеждениям,
формирует у
детей самостоятельность.
Дети, в семье
которых господствуют
обособленность
и отчужденность,
оказываются
беспризорными.

Демократизм
основывается
на взаимной
заинтересованности,
доверии, поддержке
и взаимопомощи.
При авторитарном
стиле потребности
детей подавляются,
а при либеральном
— игнорируются,
то в демократической
семье наблюдается
постоянный
ненавязчивый
контроль, за
развитием
ребенка.

Основным
направлением
в описании
типологии
семейного
воспитания
— это изучение
воспитательных
родительских
установок и
позиций. В общем
виде это можно
сформулировать
как неоптимальные
и оптимальные
родительские
позиции. Оптимальная
родительская
позиция отвечает
требованиям
адекватности,
гибкости и
прогностичности.

Адекватность
родительской
позиции представляется
как понимание
родителями
индивидуальности
своего ребенка,
видение происходящих
в его душевном
мире изменении.
Прогностичность
родительской
позиции заключается
в том, что стиль
общения должен
опережать
появление новых
типических
и личностных
качеств детей.
На основе
прогностичной
родительской
позиции можно
установить
оптимальную,
для гармоничного
развития ребёнка,
дистанцию.

Гибкость
родительской
позиции рассматривается
как способность
изменения
воспитательных
воздействий
на ребенка по
ходу изменений
условий жизни
семьи.

Некоторые
авторы, занимающиеся
педагогическими
проблемами,
пытались положить
в основу описания
типов воспитания
степень выраженности
эмоционального
отношения
родителей к
своему ребенку.

Воспитание
по типу любви
и принятия.
Обобщенная
формула родительского
воспитания
выражается
утверждением
«Ребенок — центр
моих интересов».
Родители постоянно
занимаются
с ребенком,
нежно к нему
относятся,
заботятся о
его жизни.

Следующий
тип — неприятие
и отвержение
ребенка. Обобщенная
формула родительского
отношения:
«Ненавижу этого
ребенка, не
буду о нем
заботиться,
беспокоиться».
Родители
невнимательно
относятся к
ребенку, проявляется
жестокость
в общении, желание
как можно меньше
общаться с ним.

В других
исследованиях
внимание уделялось
как степени
свободы ребенка
в семье, т.е. как
родители регулируют
его поведение.
При этом подходе
выделены два
крайних типа
— чрезмерная
опека и излишняя
требовательность.

Воспитание
по типу чрезмерной
опеки. Воспитательная
формула родителей:
«Все сделаю
для ребенка».
В поведении
родителей
прослеживается
полное попустительство
в сочетании
с чрезмерной
опекой.

Воспитание
по типу излишней
требовательности.
Воспитательная
формула родителей
может быть
выражена
утверждением:
«Не хочу ребенка
такого, какой
есть». Родители
постоянно
критикуют
поведение
ребенка, отсутствует
поощрение и
похвала.

Другая группа
ученых, анализируя
типы воспитания.
пришли к выводу,
что более точная
оценка воспитания
заключается
не в одном, а в
нескольких
аспектах.(20,с.25)
С одной стороны
— эмоциональный
аспект отношения
к детям, с другой
стороны отражение
поведения.
Сочетание этих
аспектов дают
четыре типа
воспитания:

1) теплое отношение
к ребенку в
сочетании с
представлением
ему самостоятельности
и инициативы;

2) холодное
разрешающее
воспитание,
при котором
есть некоторая
холодность
к ребенку,
недостаточность
родительских
чувств сочетаются
с представлением
ему свободы,

3) теплое
ограничивающее
воспитание,
которое характеризуется
эмоционально
ярким отношением
к ребенку с
излишним контролем
за его поведением;

4) холодное
ограничивающее
воспитание,
которое сопровождается
постоянной
критикой ребенка,
придирками,
а иногда и к
преследованию
самостоятельного
поступка. Будет
ошибочным
считать, что
поведение
родителей от
рождения ребенка
до его взросления
описывалось
одним типом
воспитания.
Практика показывает
в поведении
родителей
несколько
вариантов
отношений. В
ходе воспитания
под воздействием
обстоятельств,
тех или иных
событий отношение
родителей к
ребенку изменяется.

1.2 Формирование
у дошкольников
представлений
о семье

Семья. Современные
научные данные
доказывают,
что в первые
годы жизни у
ребенка, воспитывающегося
в семье, формируется
её об­раз. В
семье ребенок
включен в
деятельность
и в процессе
ее усваивает
накопленные
в человеческом
мире значения.
В исследованиях
подчеркивается,
что «образ
мира», «картина
мира» развивается
у ребенка как
целое. Это —
многоуров­невое
образование,
включающее
в себя представления
о природе, человеке,
обществе, в том
числе о семье,
ее членах, семейной
родо­словной,
домашних делах
и т. д. Все это
определяет
значимость
того образа
семьи, который
первоначально
формируется
у ребенка.(20,с.210)

Между тем
обследование
дошкольников,
свидетельствует
о скудной
инфор­мированности
детей о своих
близких, о
недостаточном
интересе к
чувствам, поступкам,
деятельности
членов семьи.

Ученые (Н.И.Захаров,
М.И.Буянов,
Н.А.Голиков) с
тревогой обнаружили,
что у многих
современных
детей складывается
деформированный,
искаженный
образ семьи.
Правда, тому
есть объективные
причины, связанные
с тем мировым
явлением, которое
определяет­ся
как кризис
семьи. Как
свидетельствуют
научные данные
и миро­вая
статистика,
в современной
семье изменяются
не только отдель­ные
функции, но и
деформируются
социальные
роли членов
семьи, прослеживается
тенденция
разобщенности
в межличностных
отно­шениях
ее членов. Дефицит
эмоционально-личностных
контактов
родителей с
детьми, которые
возникают в
силу служебной
занято­сти
взрослых членов
семьи, — причина
детского одиночества,
не­смотря на
жизнь его среди
родных и близких.
Отрицательно
сказы­вается
на формировании
образа семьи
у детей дошкольного
и младшего
школьного
возраста отсутствие
отца как члена
семьи и воспитателя.
По мировой
статистике,
в таком положении
оказывает­ся
каждый третий
ребенок. Согласно
данным Упоровского
ЗАГСа в нашем
селе проживает
около 5.491 жителей.
Из них в полных
семьях — 3193, в неполных
семьях — 1622, рождаемость
составляет
52 человека,
смертность
— 84.

Ребенок в
разведенной,
неполной семье
слышит разговоры
взрослых, жалобы
матери и ее
подруг на быв­ших
мужей, что
сказывается
на развитии
у него своих,
окрашенных
черными красками
представлений
о семье как
источнике
неспра­ведливости,
предательства,
всяческих бед.
Это может негативно
сказаться на
развитии его
ожиданий в
отношении своей
собствен­ной
будущей семьи,
ожидания в
отношении
собственной
семьи часто
носят эгоистический,
гедонистический
характер: «Буду
всегда делать,
что хочу», «Буду
целый день
смотреть мультики,
а жена будет
все де­лать».
А это, в свою
очередь, еще
одно свидетельство
искаженности
образа семьи
у современных
детей.(8,с.167)

Между тем семья
представляет
собой многогранную
систему, в которой
существуют
не только
взаимодействие
и взаимоотношения
«родители-ребенок»,
но и взаимопроникновение
мира взрос­лых
и мира детей
что объективно
может способствовать
формированию
у детей образа
семьи. В этом
отношении ценно
и то, что семья,
как правило,
со­стоит из
представителей
различных
возрастных,
половых, профес­сиональных
групп. В исследованиях
отечествен­ных
педагогов (
И.В.Бестужев-Лада)
выявлена возможность
включения детей
в жизнь се­мьи
путем приобщения
к трудовой
деятельности,
участия в подготовке
семейных праздников,
совместном
досуге, Ученые
подчеркивают
необходимость
воспитания
у детей умения
быть внимательными,
заботливыми,
понимать на­строение
близких. А воспитание
таких качеств
— это и есть
подго­товка
детей к жизни
в обществе, к
выполнению
в будущем функций
родителей.

Психологи
(И.В.Дубровина,
Е.С.Кузьмин,
ВЛ.Леви, Н.А
Голиков), отмечают,
что семейная
атмосфера
способствует
раз­витию у
ребенка богатой
эмоциональной
жизни (сопереживания,
сочувствия),
что представляется
важным для
становления
положительного
образа семьи.
Совсем иным
будет этот
образ и по
со­держанию,
и по эмоциональной
окрашенности
у ребенка, растуще­го
в неблагоприятной
семье, особенно
если он подвергается
униже­ниям,
истязаниям,
насилию.

Оказывается,
что формирующийся
в детстве образ
семьи не бу­дет
нейтральным
по отношению
к будущей семейной
жизни, на­против,
он во многом
определяет
установки на
нее. Согласно
вы­водам ученых,
уравновешенным
человеком и
«удачным семьяни­ном»
становится
тот, кто имел
в детстве любящих
друг друга
роди­телей,
был к ним сильно
привязан, мог
с ними откровенно
гово­рить обо
всем, к кому в
семье относились
благожелательно,
ува­жительно,
но требовательно.
И наоборот,
шансов на позитивное
развитие очень
мало у того,
кто видел в
семье конфликты,
кого били и
унижали.

Таким образом,
можно сделать
вывод о том,
что семья своими
ценностными
ориентациями,
особенностями
межличностных
отно­шений,
всем укладом
и стилем жизни
прямо или косвенно,
в боль­шей или
меньшей степени
готовит ребенка
к его будущей
семейной жизни.
Но общими усилиями
семьи и детского
сада можно
повли­ять на
становление
положительного
образа семьи
у детей дошколь­ного
возраста.

В ряде исследований(С.И.
Голод, М.С. Мацковский,
А.Г. Харчев , Э.К.
Васильева)
предприняты
попытки изучить
те пред­ставления
детей о семье,
которые складываются
у них стихийно.
Было выявлено,
что эти представления
отличаются
фрагментарно­стью,
неточностью,
бедностью
эмоциональной
«окраски», а
зачас­тую не
соответствуют
действительности
Надо сказать,
что столь низкий
уровень знаний
детей о семье
не должен вызывать
удивле­ния,
поскольку в
общеобразовательных
программах
для дошколь­ных
учреждений
этой важнейшей
области социального
мира не уделяется
должного внимания.

В последние
годы создаются
программы
знакомства
детей с окружающим
миром, в которых
представлены
знания о семье.
В этом отно­шении
следует отметить
программу
С.А.Козловой
«Я- Чело­век».(52,с.45) Формирование
ребенка как
полноценного
члена семьи
автор рассматривает
в логике созидания
Человека в
Человеке, воспитания
гражданина
Родины и жителя
планеты Земля.
Знания о семье
сосредоточены
в специальной
теме «Моя семья,
моя родословная».
На протяжении
всей программы
проводятся
идеи о ценности
содержательного
досуга в семье,
о необ­ходимости
дарить радость
близким, понимать
их настроение
и т.д. Раздел
«Что я знаю о
себе» написан
от лица ребенка,
тем самым знания
о семье представлены
как бы в зеркале
детского восприятия.
Это, несомненно,
«натолкнет»
педагога на
максимальную
активиза­цию
личного опыта
каждого воспитанника,
побудит к
использова­нию
художественных
средств, будирующих
детское воображение.
Также следует
отметить учебник
Т.А.Куликовой
«Семейная
педагогика
и домашнее
воспитание.»
где в главе
«Воспитание
будущего семьянина»
подробно рассмотрена
данная проблема.
.(20,с.210-227)

Своеобразная
«программа»
формирования
у детей представле­ний
о семье как
величайшей
общечеловеческой
ценности содержит­ся
в народной
педагогике.
Обращение к
произведениям
устного народного
творчества
(сказкам, послови­цам,
и др.) позволяет
просле­дить,
как народ с
малых лет вводил
ребенка в мир
семейной жизни.
До детей дошкольного
возраста важно
донести саму
суть поня­тия
«семья», и поддержкой
в этом будут
произведения
устного на­родного
творчества,
в которых опорными
понятиями
являются «семья»,
«мать» «отец»,
«дети», «брат»
и другие слова,
отражаю­щие
родственные
отношения. При
знакомстве
детей с народными
сказками
подчеркивается
круг самых
близких для
ребенка людей
(мама, папа, братья,
бабушки, дедушки),
раскрываются
понятия «род»,
«семья». Знакомство
с художественными
произведениями,
опора на личный
опыт ребенка
служат основой
для характеристики
семьи по принципу
«раньше — теперь».
Раньше семья
была много­детной
(здесь уместно
ознакомление
с пословицами),
теперь в семь­ях
не более одного-двух
детей. Раньше
дети трудились
вместе с ро­дителями,
нянчили своих
младших братьев
и сестер, теперь
картина иная.
Привлечение
художественных
произведений
(на­пример,
поможет педагогу
(родителю)
активизировать
личный опыт
детей с целью
осознания ими
своего места
в системе семейных
отношений.
Однако и раньше
и теперь в семье
— одинаковые
беды: дети-сироты,
«трудные» дети.
Проблема детей-сирот
сегодня особо
актуальна.
Чтение и обсуждение
любимых сказок,
анализ пословиц
соответствующего
содержания
должны преж­де
всего пробудить
у ребенка чувство
сострадания,
стремление
быть внимательным
к окружающим
детям, оказывать
помощь тому,
кто в ней нуждается.

В народной
педагогике,
как, впрочем,
и во всей культуре
народа, особое
место занимает
понятие «отчий
дом» (родной
кров, роди­тельский
дом) .(13,с.252). О нем
есть сказки,
много пословиц.

Необходимо
учить детей
понимать
эмоциональное
состояние
членов семьи,
воспитывать
желание порадовать
их. Здесь неоценимы
повседневные
жизненные
ситуации.

Углублению
интереса детей
к эмоциональному
состоянию
близ­ких людей
служат мини-этюды,
направленные
на развитие
умений различать
средства общения
и пользоваться
ими: «прочитывать»
эмоции в мимике,
жестах, интонации
речи и соответственно
реагиро­вать
на них. С помощью
этюдов дети
учатся пере­давать,
распознавать
радость, волнение,
усталость,
тревогу, страх.
Можно использовать
игровые тренинга
типа «Назови
ласково близ­ких
и родных», «Скажи,
чем ты можешь
порадовать
маму (папу, дедушку,
бабушку)», «Чей
ты помощник
дома», задания,
требую­щие
закончить
предложения
типа «Если мама
огорчена, я…»,
«Если бабушка
устала, я…»
.(9,с.26).

Для формирования
у детей представлений
о семье необходимо
освоить комплекс
методов и приемов.
Переоценка
словесных
мето­дов, что
достаточно
часто имеет
место в современном
дошкольном
учреждении,
приводит к
усвоению детьми
формальных
знаний, не окрашенных
собственным
отношением.
Эффективно
обращение к
разным художественным
средствам,
которые побуждают
детей к деятельности
творческого
содержания
(например, рассказ
о своей семье,
рисование
портрета на
тему «Моя мама
(бабушка)», участие
в концерте
«Песни моей
семьи», изготовление
сувениров,
подарков, выращивание
растений и
др.). С целью
обогащения
содержания
игр семейной
тематики
эффек­тивными
оказываются
такие сюжетные
линии, как «В
семье родился
ребенок», «Приезд
бабушки», «Юбилей
дедушки», «Семья
на даче» и др.
В ходе таких
игр уточняются
представления
детей об особен­ностях
семейной жизни,
о взаимодействии
поколений, о
досуге. В игровых
действиях дети
воспроизводят
поведение,
чувства, пережи­вания
своих родителей
так, как они их
себе представляют,
отобра­жают
различные
жизненные
ситуации.

В ходе совместной
работы дошкольного
учреждения
и родите­лей
дети подводятся
к первоначальному,
еще очень
элементарному
осознанию роли
семьи, системы
родственных
отношений,
опреде­ляют
свое место как
члена семьи.
Несомненен
резуль­тат
такой работы:
создается
реальная возможность
ввести детей
в особенности
родственных
отношений,
помочь им понять
необхо­димость
бережного,
заботливого
отношения к
членам семьи
и, самое главное,
научиться азам
такого отношения.
У детей складываются
первые ожидания
в отношении
своей будущей
семьи.

Семейная
экономика
.
При всей нестабильности
и сложности
современной
жизни экономические
проблемы семьи
не должны оказаться
вне поля зрения
детей. В сознании
ребенка следу­ет
формировать
представление
об экономике
семьи как области
ра­зумного
ведения хозяйства, которое требует
усилий всех
живущих в родном
доме. Значит,
и сам ребенок
играет не последнюю
роль в экономике
семьи.

Семья представляется
той реальной
экономической
средой, в которой
ребенок не
только живет,
но и связан
многими нитями.
При нем ведутся
разговоры о
доходах и расходах,
причем в по­следних
доля, потраченная
на удовлетворение
его нужд, весьма
значительна.
Слова «деньги»,
«купить», «заплатить»
достаточно
рано входят
в словарь
современного
ребенка. Подрастая,
он на­чинает
понимать, что
удовлетворение
его желаний
зависит не
только от
расположен­ности
или не расположенности
к нему взрослых,
но и от денежной
наличности
кошелька.

В 5-6 лет ребенок
должен иметь
представление,
из чего состоит
общий кошелек
семьи, как
складываются
ее доходы: заработная
плата родителей,
пенсия дедушки,
детское пособие
на него самого
и др. А далее —
на что они тратятся,
как при этом
учитываются
ну­жды семьи
в целом и интересы
каждого ее
члена в отдельности.
А для этого
нужно сделать
первые шаги
в семейную
бухгалтерию,
ко­торая складывается
из расходов
обязательных
(содержание
жили­ща, питание,
культурные
нужды) и эпизодических
(покупка подар­ков,
лекарств, отправление
телеграммы).
Иногда в присутствии
ре­бенка заполняются
квитанции на
оплату за квартиру,
коммуналь­ные
услуги, телефон,
за содержание
его самого в
детском саду.
При этом мама
(папа, бабушка)
обязательно
обратит внимание
на то, сколько
денег придется
заплатить за
воду, электричество,
что мо­жет стать
прологом к
беседам об
экономии. Залог
экономии —
бе­режливость:
следить, чтобы
не капала вода
из крана, не
расходо­вать
лишнюю воду
при умывании,
купании, выключать
свет, теле­визор
и т.д., если уходишь
из помещения.
К соблюдению
таких правил
ребенка приучают
с 5-6 лет.

Если в семье
ведется книга
расходов-доходов
(что было обяза­тельной
традицией во
многих российских
семьях прошлых
времен), то ребенку
следует дать
первоначальное
представление
о ее назна­чении.
Но как бы ни
пытались родители
сделать доходы-расходы
семьи «прозрачными»
для ребенка,
его разочарование
от того, что
откладывается
покупка давно
обещанной
игрушки, не
станет менее
горьким. Поэтому
не следует
завлекать
ребенка обещаниями,
если их выполнение
проблематично.
При стесненных
материальных
об­стоятельствах
лучше откладывать
ежемесячно
небольшую
сумму, чтобы
купить то, что
ребенку необходимо.
.(58,с.38)

В некоторых
странах детей
рано знакомят
с деньгами не
только в кошельке
их родителей,
но путем накоплений
их собственных
сбере­жений.
Детям 5-6 лет
регулярно дают
определенную
сумму денег,
которую они
тратят по своему
усмотрению,
например на
сладости, мороженое.
Но могут и копить
на что-то более
существенное
(игрушку).

С воспитательной
точки зрения
важно подвести
ребенка к по­ниманию,
что возможности
семьи полнее
удовлетворить
интересы всех
своих членов
расширятся,
если каждый
станет бережливым,
рачительным
хозяином в
родном доме.
Начать можно
с привития
бережного
отношения к
продуктами
питания. Например,
ребенок просит
налить ему
«молочка побольше»,
а выпивает лишь
полови­ну. Не
лучше ли поставить
ему чашку поменьше,
но налить еще,
если изъявит
желание?

Малыша учат
бережно относиться
к куску хлеба,
проявляя ува­жение
к заложенному
в него труду
многих людей,
в том числе и
родителей, а
завтра он перенесет
подобное отношение
на одежду, игрушки,
вещи в доме, а
потом — и на
природный и
рукотворный
мир в окружающей
обстановке
(в детском саду,
во дворе, в лифте
и др.).

Необходимо
участие ребенка
в ремонте,
изготовлении
различ­ных
предметов,
одежды, игрушек
и т.д. Конечно,
мера этого
уча­стия весьма
различна и
напрямую зависит
от того, чему
ребенка учат
дома. Дети старшего
дошкольного
возраста могут
в присутст­вии
взрослого
пришить пуговицу,
подклеить
коробки настольно-печатных
игр, вместе с
мамой испечь
печенье, пирожки,
сделать пельмени,
смастерить
костюм для
новогоднего
карнавала в
дет­ском саду
и т. д.

Дети на собственном
опыте убеждаются
в том, что в
результате
труда взрослых
и детей получаются
продукты труда,
т.е. вещи, предметы,
игрушки, в которых
нуждаются и
большие, и маленькие.
­ Особое место
в эконо­мическом
воспитании
детей занимает
труд на приусадебном
участ­ке, в саду,
результатами
которого семья
пользуется
летом, осенью,
делает заготовки
на зиму. Пользуясь
заготовками,
овощами, фрук­тами,
выращенными
собственными
руками, взрослые
обращают внимание
на ту выгоду,
которую получила
семья. Педагогическая
ценность такой
деятельности
велика: она
подводит детей
к пони­манию
некоторых
экономических
понятий (труд
— продукт, стоимость
продукта). Исподволь
у ребенка
закладываются
первые кон­туры
экономического
мышления.

Однако, в воспитании
все хо­рошо
в меру. Перегнув
палку в разговорах
о деньгах, установках
на экономию,
выгоду, расчетливость,
легко получить
противоположный
ожиданиям
результат.
Ребенка необходимо
воспитывать
добрым, отзывчи­вым,
милосердным,
щедрым и одновременно
экономным,
бережли­вым.
Воспитание
у ребенка трудолюбия,
бережливости,
инициативы,
предприимчиво­сти,
доброты и
отзывчивости
— необходимые
ступеньки
подготовки
его к будущей
роли семьянина.

Половое воспитание.
Некоторые
считают, что
половое воспитание
начинается
в подростковом
возрасте. Это
не так. Этот
процесс начи­нается
сразу же с рождением
ребенка и
продолжается
вплоть до тех
пор, пока он не
станет взрослым.
Воздействие
на поведение
ребенка в сексуальной
области сказывается
еще до того,
как он научится
говорить.

Родителям
еще до рождения
ребенка приходится
сталкиваться
с вопросами
организации
и методики
поло­вого
воспитания.
Речь идет о
том, чтобы
подготовиться
к решению данной
задачи и настроить
себя на эту
дея­тельность.
Для стимулирования
развития ребенка
недо­статочно
просто вспомнить
о том, что было
получено в
процессе
собственного
воспитания.
Уже давно известно,
что
как раз в этой
области достижения
предыдущих
поколений
недостаточны,
и поэтому особое
значение име­ет
воспитание
воспитателей.

Родителям
первым приходится
сталкиваться
с не­обходимостью
вести половое
воспитание.
Они же первые
располагают
необходимыми
для этого
возможностями.
Родители
правильно
поступают, если
они (независимо
от того,
хотели ли они
мальчика или
девочку) не
выска­зывают
своего недовольства
полом ребенка.
Тем самым
обеспечивается
гармоничное
врастание
ребенка в его
по­ловую
роль в качестве
мужчины или
женщины.

Со­временная
наука располагает
данными о том,
что первые 5-6
лет жизни — это
период, когда
закладываются
и формируются
наиболее глубокие
и сказывающиеся
на последующем
развитии слои
психики и личности,
в которые самым
интимным образом
вплетена
психо­сексуальная
дифференциация.
Половая идентифи­кация
(наряду с именем,
притязанием
на признание,
бытие в прош­лом,
настоящем и
будущем) является
составной
исторически
сло­жившейся
структурой
самосознания.
(32,с.61)

В свете современной
науки становится
очевидной
необхо­димость
полового воспитания
уже на ступени
дошкольного
детства. Но в
силу ряда причин
начиная с 30-х
до 60-х гг., проблема
полового воспитания
практически
не решалась.
Отечественная
педагогика
оказалась
«бесполой»,
ориентированной
на абстрактного
ребенка без
учета таких
его важнейших
характери­стик,
как половые
психологические
особенности.
В соответствии
с игнорированием
этих особенностей
воспитательный
процесс был
на­правлен
на развитие
«усредненного»
существа. А
ре­зультаты
не заставили
себя ждать:
мальчики оказались
недостаточно
эмоционально
устойчивыми,
выносливыми,
решительными,
силь­ными, а
у девочек обнаружена
нехватка нежности,
скромности,
мяг­кости,
терпимости.
Мало внимания
уделялось
подготовке
детей к выполнению
тех специфических
обязанностей,
которые предстояли
им в будущей
взрослой жизни.
Впоследствии
для многих из
них «груз»
семейных обязанностей
оказался неподъемным,
что привело
к росту конфликтных
семей, разводов.

Процессы феминизации
подрастающего
мужского населения
и маскулинизации
женского отчетливо
проявились
в современных
условиях. Среди
существенных
причин, лежащих
в основе этих
не­гативных
для общества
явлений, можно
назвать преобладание
жен­ского влияния
на воспитание
мальчиков дома,
в детском саду,
школе. С каждым
годом растет
число женщин,
ориентированных
в значительно
большей степени
на «делание»
карьеры, чем
на семью, воспитание
детей. Деструктивные
явления в
социально-экономи­ческой
сфере общественной
жизни привели
к тому, что многие
муж­чины оказались
неспособными
зарабатывать
деньги, содержать
семью. Эти и
некоторые
другие причины
привели к тому,
что идет значительное
сближение
традиционно
женских и мужских
соци­альных
ролей, размывание
четких границ
между ними.

Проблема полового
воспитания
в современной
семье стоит
до­статочно
остро. Поток
информации
по вопросам
половых взаимо­отношений,
ее «открытость»
для детей благодаря
телевидению
вы­зывают
законную тревогу
и педагогов
и психологов.
Эта информа­ция
не ведет и к
повышению
уровня культуры
взрослых,
необходи­мой
им для полового
воспитания
детей.

Половое воспитание
рассматривается
в русле задач
нравствен­ного
становления
личности. Оно
направлено
на формирование
це­лостной
личности мальчика,
девочки, способных
элементарно
по­нимать
психологические,
анатомо-физиологические
особенности
полов, их социальные
роли в жизни.

Известно, в
реальной жизни
ребенок развивается
как представи­тель
определенного
пола. Важная
задача полового
воспитания
в семье состоит
в том, чтобы
помочь половой
идентификации
ребен­ка.

В процессе
общения с окружающим
миром ребенок
до­школьного
возраста уже
сталкивается
с проблемами
по­ла. Он замечает,
что рождаются
дети, взрослые
вступают в
брак, у женщины
есть грудь, а
у мальчиков
и мужчин— половой
член. Дошкольник
включает эти
познания в
иг­ру, ставит
перед взрослыми
вопросы о половых
отноше­ниях.
Сексуальные
проблемы являются
неотъемлемой
составной
частью жизни
человека. Точно
так же им при­надлежит
весьма серьезная
роль в процессе
воспитания
дошкольников.

Уже в 3 года дети
начинают понимать,
что пол человека
опреде­ляется
анатомическими
особенностями
строения тела.
Родителям
следует знать,
что ребенку
необходима
правдивая
информация
о строении тела
мальчика и
девочки, о сходствах
и различиях
между ними, о
неизменности
пола в процессе
роста и взросления
человека. Почему
такие представления
надо формировать
у маленького
ре­бенка. Специальными
исследованиями
(И.С.Кон, В. Е. Каган,
Д.Н. Исаев) доказано,
что те, кто в
пер­вые годы
жизни не познакомился
с устройством
человеческого
те­ла, усвоил
отношения к
полу как к чему-то
постыдному,
испыты­вают
большие затруднения
во взрослой
сексуальной
жизни.

Буквально с
момента рождения
ребенка родители
ориентируют
его на половую
роль, учат мальчика
быть мальчиком,
а девочку -девочкой,
тем самым содействуя
гармоническому
развитию лично­сти.
Это выражается
в одежде, даже
цвет которой
говорит о поле,
в подборе игрушек,
в играх. Оказывается,
в половой
идентификации
ребенка усвоение
внешних атрибутов
имеет весьма
существенное
значение. Очень
рано ребенка
поощряют подражать
родителю сво­его
пола, который
становится
для малыша
своего рода
образцом, эталоном.
Отсюда желание
девочки быть
«как мама»:
надеть ее туфли,
покрыть лаком
ногти и т.д.

В 3 года ребенок
поглощен лишь
внешними различиями
между полами,
теми, что «лежат»
на поверхности:
это разница
в одежде мужчин
и женщин, в манере
их поведения
(например, папа
сажает малыша
на плечи, когда
тот устает, а
мама целует
и ласкает). По­этому
так необходимо,
чтобы перед
глазами ребенка
были обе модели
поведения:
женская (в лице
мамы, бабушки)
и мужская (в
ли­це папы,
дедушки). В семье,
где ребенка
воспитывают
оба родителя,
он рано «включается»
в деятельность,
свойственную
его полу. Маль­чик,
подражая отцу,
«заболевает»
техникой, машинами,
хочет овла­деть
компьютером,
футболом, словом,
мужскими занятиями.
Имен­но отец
должен дать
мальчику первые
уроки физических
упражне­ний,
практических
умений. А девочка
больше тяготеет
к совместно­му
с мамой труду
по домашнему
хозяйству,
украшению дома.
(28,с.41)

Очень рано
родители должны
начинать поощрять
в ребенке то
поведе­ние,
которое традиционно
считается
соответствующим
его полу. Словом
и делом в сознание
детей внедряется
набор правил
поведе­ния
«для мальчиков»
и «для девочек».
Например, взрослые
спокой­но
взирают, как
сын карабкается
на забор, дерево:
«Какой мальчик
вырастет без
этого!», но тут
же пресекают
аналогичные
попытки у дочери:
«Галя, слезь
сейчас же! Ты
же девочка!»
Мальчиков
раньше начинают
приучать к
сдержанности
в проявлении
чувств, чем
дево­чек. В любой
подходящей
ситуации папа
напомнит сыну
о том, как ведут
себя настоящие
мужчины: «не
хнычут по пустякам»,
«не бо­ятся
темноты», «подают
руку маме, когда
выходят из
автобуса» и
т. д. Иногда в
целях воспитания
мужественности
родители смотрят
сквозь пальцы
на драчливость
сына, поощряют
суровость,
агрес­сивность.
«Умей дать
сдачи!» — так
учит папа сына,
когда тот еще
совсем мал и
неразумен, а
у дочки он одобряет
мягкость,
покор­ность,
нежность,
уступчивость:
«Уступи, ты же
умница!» Отец
про­являет
большую, чем
мама, требовательность
к тому, чтобы
заня­тия ребенка
соответствовали
его полу. Стремление
дочери вклю­читься
в домашние дела
встретит отцовскую
поддержку. А
сына за подобные
дела папа может
и высмеять. А
если ребенок
растет без
отца? Тогда на
формирование
его полоролевого
поведения
должны оказать
влияние мужчины
— родст­венники
или друзья
дома. Нет такого
влияния — и
тормозится
про­цесс половой
социализации.

У четырех-пятилетних
детей усиливается
интерес к гениталиям.
Они рассматривают
свои половые
органы, трогают
их, играют с
ни­ми, в дошкольном
возрасте дети
играют всем,
что попадает
в поле их зрения:
руками, ногами,
ну и половым
органом. Как
вести себя
родителям?

Внешне спокойно,
не дергать
ребенка: «Где
у тебя руки?
Перестань
сейчас же!», не
показывать
досаду, гнев,
тем более —
отвращение.
Необходимо
искусно переключить
ребенка на
что-то интересное,
занять его
руки, внимание.

Сексуальное
любопытство
детей проявляется
в играх с разде­ванием,
с осмотром
половых органов
друг друга:
«врач» ведет
прием «больных»
и предлагает
показать интимные
места. Подоб­ные
игры и занятия
— результат
естественного
любопытства,
лю­бознательности,
насытив которые
дети не возвращаются
к ним. Но интерес
к ним можно
«подогреть»
неправильной
реакцией ро­дителей:
наказанием,
запрещением
детям играть
вместе, демонст­рацией
отвращения.
(30,с.10)

С 5-6 лет процесс
полоролевого
развития усложняется,
по­скольку
в качестве
образов для
подражания
дети выбирают
книж­ных и кино.
У девочек это
принцессы,
царевны, ба­рышни,
персонажи
сказок. Подражание
женским образам
нередко подталкивает
старших дошкольниц
к развитию
художественных
способностей.
Например, изображая
неизменно
любимую Золуш­ку,
девочки танцуют,
поют, рисуют.
У современных
мальчиков
носителями
мужского поведения,
к сожалению,
часто становятся
далеко не
по­ложительные
герои, персонажи
мультфильмов,
фильмов-боевиков.
В результате
в поведении
мальчиков
участились
формы поведения
не столь безобидные,
как кажется
на первый взгляд:
дерзость, гру­бость,
беспощадность,
которые ошибочно
расцениваются
как про­явления
мужественности.
(6,с.30) Серьезную
ошибку допускают
родители, когда
воспитывают
мальчика, как
девочку, а девочку,
как мальчика.
Это бывает,
когда в семье
ожидали малыша
иного пола, чем
родился. И тогда
новорожденного
начинают воспитывать
так, как если
бы родился
ребенок того
пола, о котором
мечтали. Девочку
стригут под
мальчика, при­учают
к не традиционным
для неё занятиям
и формам поведения.
Оказывается,
что все эти
родительские
ухищрения
пагубно сказываются
на целостном
разви­тии
ребенка. Даже
невинные на
первый взгляд
переодевания
малыша в не
соот­ветствующую
его полу одежду,
косички у мальчиков
и бритый за­тылок
у девочки могут
дать толчок
к развитию в
дальнейшем
у ре­бенка
различных
сексуальных
отклонений.

Негативно
скажется на
развитии ребенка
бесполое воспитание
в семье, когда
родители не
предпринимают
усилий для
формирова­ния
его полноценной
половой идентичности,
ошибочно считая,
что это придет
само собой.
Наивность
ребенка в проблемах
пола по­мешает
его нормальной
адаптации к
школьной жизни,
сделает его
предметом
насмешек сверстников,
иронии учителей.
Ощущение своей
неполноценности
может занизить
самооценку
ребенка, омрачить
и последующую
его жизнь.

Формирование
достаточно
полных представлений
о взаимоотношении
полов и деторождении
занимает особое
место в воспитании
семьянина.
Современному
ребенку не
подходят версии
о добром аисте,
о капусте, о
покупке в магазине,
к которым на
протяжении
многих веков
прибегало
человечество.
И дело не только
в том, что «обман»
родителей
раскроется
достаточно
скоро и вера
в их непогрешимость
поколеблется
в глазах ребенка,
хотя такое
«разочарование»
в самых любимых
людях не проходит
бесследно.
Весомее другой
аргумент против
измышлений
в области
деторожде­ния:
современная
наука располагает
данными о том,
что ребенок-дошкольник
может усваивать
простейшие
естественнонаучные
сведе­ния об
окружающем
мире, в том числе
и о том, «откуда
берутся де­ти».
Однако у ученых
разных стран
нет единого
подхода к содержа­нию
и методике
формирования
у детей представлений
о деторожде­нии.
Одни считают,
что детям сразу
надо открывать
все, без утайки,
включая отношения
между полами,
реалии родов.
На основе таких
взглядов созданы
специальные
программы для
дошкольных
учреж­дений.
Их цель — формирование
достаточно
полных и откровенных
представлений
о взаимоотношении
полов и деторождении,
которые дополняются
наглядными
пособиями,
соответствующими
игрушка­ми
(например, беременной
куклой с прозрачным
покрытием
живо­та). Другие
ученые (В.Ф.Базарный)
при­держиваются
иной точки
зрения: не следует
торопиться
с раскрыти­ем
всех тайн
деторождения,
поскольку
дошкольники
не могут усвоить
их достаточно
безболезненно
для психики.
Учитывая особую
интим­ность,
личную окрашенность
знаний, помогающих
ответить на
детский вопрос
«Откуда берутся
дети?», А.С.Макаренко
говорил «В этих
вопросах не
содер­жится
еще никакого
особенного
полового любопытства,
сокрытие тайны
никаких переживаний
и страданий
ребенку не
принесет. Если
вы более или
менее тактично
отведете вопрос
ребенка, отделайтесь
шуткой или
улыбкой, ребенок
забудет о своем
вопросе и займется
чем-либо другим».
(27,с.105) Наиболее
эффективной
будет соответствующая
работа в семье,
а не в дошко­льном
учреждении
отмечает
В.Ф.Базарный.
Необходимость
полового воспитания
дошкольников
бесспорна. Его
следует осуществлять
в русле нравственного
воспитания
ре­бенка, формируя
у детей начала
настоящих
мужчины и женщины.
От степени и
содержания
качеств женственности
и мужественности
будет во многом
зависеть выполнение
разных социальных
ролей, в том
числе и семейных
(мужа, жены, матери,
отца).

Глава II. Изучение
характера
взаимоотношений
в семье и их
влияния на
готовность
к семейной
жизни.

2.1 Изучение
характера
взаимоотношений
в семье.
Для
проверки выдвигаемой
гипотезы установлена
цель исследования,
которая является
основной целью
практической
части работы
– выявить влияние
семейной атмосферы
на половую
идентификацию
ребен­ка, на
формирование
у детей полноценных
представлений
о семье, семейной
экономике.

Для изучения
характера
взаимоотношений
в семье нами
рассмотрены
следующие
факторы:

1. Типовые состояние
семьи:

— эмоциональный
комфорт;

— тревожность

2. Стиль семейного
воспитания:
либеральный,
демократический,
авторитарный.

3. Особенности
семейного
воспитания:

— создание условий
родителями
для правильного
развития ребенка:
нормальные
жилищно-бытовые
условия; организация
места для занятий;
создание домашней
библиотеки;
наличие игровых
уголков; контроль
за соблюдением
санитарно-гигиенического
режима.

— родители развивают
познавательные
интересы ребенка
(вместе с детьми
слушают радиопередачи;
читают книги;
беседуют о
прочитанном;
ходят с детьми
в кино; поощряют
любимые занятия
ребенка).

— родители оказывают
помощь в научении,
организации
домашнего
труда.

— дети имеют
конкретные
трудовые обязанности
в семье соответствующие
полу ребёнка.

— родители видят
недостатки
в воспитании
своих детей
и корректно
их минимизируют.

Первая
часть практической
работы по изучению
характера
взаимоотношений
в семье проводилась
с помощью следующих
методов:

    беседа с родителями
    и детьми;

    тест –ОРО (опросник
    родительского
    отношения
    авторы А.Я. Варга,
    В.В. Столин),
    выполняемый
    родителями

    опросник
    «Удовлетворённость
    браком» (В.В.
    Столин, Т.Л.
    Романова, Г.П.
    Бутенко)

    тест КРС (кинетический
    рисунок семьи)
    авторы С.Кауфман,
    Р.Бенс выполняемый
    детьми

    наблюдение

Исследование
проводилось
в с. Упорово на
базе детского
сада МУП ДОУ
«Солнышко».
Нами были отобраны
10 семей. Основным
условием выбора
семей являлось
наличие детей
дошкольного
возраста и
полный состав
семьи. Вся система
нашей работы
направлена
на выявление
характера
взаимоотношении
в семье и уровня
развития личностных
качеств способствующих
реализации
социальной
роли семьянина.
Исследование
направлено
на ребенка
дошкольного
возраста.
Следовательно,
данные и результаты,
полученные
при проведении
различных
методов с детьми,
имеют субъективную
оценку детей
т.е. отражают
точку зрения
детей дошкольного
возраста.

Первым методом,
использованным
в исследовании
семьи, была
беседа.

Цель беседы:
установить
контакт с семьей;
получить основные
данные о семье
(состав; количество
детей, их возраст;
образование
и возраст родителей).

Код 01. Состав
семьи: полный.
Мать –образование
высшее, 25 л. Отец
–образование
средне-специаль,
36 л. Дети: 1. Слава,
6,5 л

Код 02. Состав
семьи – полный.
Мать –образование
среднее, 28 л.Отец
–образование
высшее, 27 л. Дети:
1. Маша, 10 л. 2.
Валя, 7 л.

Код 03. Состав
семьи – полный.
Мать – образование
среднее 30 л. Отец
– образование
высшее 35 л. Дети:
1. Ваня, 6,2 л.

Код 04. Состав
семьи – полный.
Мать –образование
высшее, 37 л. Отец
–образование
средне-специаль,
37 л. Дети: 1. Ваня,
12 л. 2. Степа, 10 л. 3.
Люда, 6 л.10 м.

Код 05.Состав
семьи – полный.
Мать –образование
высшее, 37 л. Отец
–образование
высшее, 39 л. Дети:
1. Валя, 11 л.2. Саша,
6 л.5 м.

Код 06. Состав
семьи –полный.
Мать – образование
средне-специал.,
25 л. Отец – образование
средне-специал,
26 л. Дети: 1.Света,
6 л.

Код 07. Состав
семьи – полный.
Мать –образование
среднее, 36 л. Отец
– образование
средне–специальное,
37 л. Дети: 1. Сережа,
7л.1м.

Код 08. Состав
семьи – полный.
Мать – образование
средне-специальное,
28 л. Отец – образование
средне-специальное,
29 л. Дети: 1. Таня,
5 л.11м.

Код 09. Состав
семьи – полный.
Мать – образование
средне-специаль.,
31 л. Отец – образование
среднее, 32 л. Дети:
1. Антон, 6 л.3м.

Код 10. Состав
семьи – полный.
Мать – образование
высшее, 37 л. Отец
– образование
высшее, 37 л. Дети:
1. Лена, 7 л.

1). Общий анализ
данных выглядит
следующим
образом:

1. 100% из
10 семей имеет
полный состав.

10% ( 1 семья — 06) формально
полная. В этой
семье отец
практически
не участвует
в воспитании
детей из-за
частых разъездов.

2. по
количеству
детей — 10% (04) имеет
3 детей, 20 % (02, 05) – 2 детей,
70% (01, 03,06, 07, 08, 09, 10) — 1 детей.

С целью выявления
взаимоотношений
в семье, получения
данных о том,
как ребёнок
воспринимает
других членов
семьи и свое
место среди
них, нами был
проведен тест
«Клинический
рисунок семьи»
(КРС) Р.Бенса и
С.Кауфмана.
Этот метод даёт
богатую информацию
о субъективной
семейной ситуации
исследуемого
ребенка.

Тест КРС состоит
из двух частей:
рисование своей
семьи и беседа
после рисования.
Для выполнения
теста ребенку
давали стандартный
лист бумаги
для рисования,
карандаша и
ластик. После
того, как дети
заканчивали
рисунок, нами
отдельно проводилась
беседа по следующей
схеме:

1) Кто нарисован
на рисунке, что
делает каждый
член семьи?

2) Где работают
и учатся члены
семьи?

3) Как в семье
распределяются
домашние обязанности?

4) Каковы взаимоотношение
с остальными
членами семьи?

В системе
количественной
оценки КРС
учитывается
формальные
и содержательные
особенности
рисунка. Формальным
считается
качество линий,
расположение
объектов рисунка,
стирание всего
рисунка или
его отдельных
частей, заштриховывание
отдельных
частей рисунка.
Содержательными
характеристиками
рисунка являются
изображаемая
деятельность
членов семьи,
их взаимодействие
и расположение,
а также отношение
вещей и людей
на рисунке.
Рисунки детей
анализированы
по количеству
баллов, набранных
при наличии
определенных
симптомов.
Исходя из количества
баллов, определили
симптомокомлекс
семейной ситуации
. Выделяют 5
симптомокомлексов:
1) благоприятная
семейная ситуация,
2) тревожность,
3) конфликтность
в семье, 4) чувство
неполноценности
в семейной
ситуации, 5)
враждебность
в семейной
ситуации.
(см.приложение
1)

В результате
проведение
теста КРС с
детьми от 5 до
7 лет из семей
мы получили
следующие
данные:

1. В семье 01
симптомокомплексы
по I – 0,3 балла, II
– 0,4 балла, III – 0,1
балла, IV – 0,1 балла,
V – 0,2 балла. Из
этого видно,
что в семье
ребенок чувствует
тревожность
0,4 (II) что, впрочем,
присутствует
наравне с
благоприятной
семейной ситуацией
– 0,3 балла (I).

2. В семье 02
симптомокомплексы
имеют такие
баллы: I – 0,4 б, II –
0,4 б, III – 0,3 б, IV – 0,1 б, V –
0,5 б. В этой семье
самое большое
количество
баллов по параметру
враждебность
в семейной
ситуации – 0,5
б. (V).

3. В семье 03
симптомокомплексы
имеют такие
баллы: I – 0,3 б, II –
2,5 б, III – 0,2 б, IV – 0 б, V –
0,2 б. Семейная
ситуация ребенкам
воспринимается
как тревожная
– 2,5 б., (II).

4. В семье 04
симптомокомплексы
имеют такие
баллы: I – 0,7 б, II –
0,1 б, III – 0,2 б, IV – 0,2 б, V –
0 б. Семейная
ситуация
благоприятная
– 0,7 б.

5. В семье 05
симптомокомплексы
имеют такие
баллы: I – 0,5 б, II –
0,5 б, III – 0,1 б, IV – 0,2 б, V –
0,2 б. Несмотря
на общую благоприятную
ситуацию, ребенок
ощущает тревожность.

6. В семье 06
симптомокомплексы
имеют такие
баллы: I – 0,8 б, II –
0,5 б, III – 0,3 б, IV – 0,2 б, V –
0,2 б. Благоприятный
микроклимат
в семье, но следует
обратить внимание
на тревожность
ощущаемую
ребенком.

7. В семье 07
симптомокомплексы
имеют такие
баллы: I – 0,2 б, II –
2,6 б, III – 0,6 б, IV – 0 б, V –
0,4 б. Ребенок
ощущает повышенную
резко выраженную
тревожность
в семье – 2,6 б.

8. В семье 08
симптомокомплексы
имеют такие
баллы: I – 0,3 б, II –
4,5 б, III – 2,3 б, IV – 0,2 б, V –
0,4 б. В этой семье
очень высокий
уровень тревожности
ребенка.

9. В семье 09
симптомокомплексы
имеют такие
баллы: I – 0,6 б, II –
0,3 б, III – 0 б, IV – 0,2 б, V –
0 б. Благоприятная
семейная ситуация.

10. В семье 10 симптомокомплексы
имеют такие
баллы: I – 0,6 б, II –
0,4 б, III – 0 б, IV – 0,2 б, V –
0 б. Несмотря
на благоприятную
ситуацию ребенок
проявляет
признаки тревожность.

Для
того, чтобы
представить
общую картину
результатов,
мы разделили
обследованные
семьи на 3 группы
по полученным
данным.

I группа — – это
семьи, в которых
выраженная
тревожность
детей. Они составили
50% (семьи 01, 03, 07, 08).

II группа — это
семьи где наравне
с благоприятным
микроклиматом,
проявляется
тревожность
детей. Эта 20% от
общего количества.
(семьи 02,05 ).

III группа — 40% — (семья
10,09, 06, 04) состояние
в семье ребенком
определяется
как благоприятное

Далее родителями
был выполнен
тест-опросник
родительского
отношения(А.Я.
Варга, В.В. Столин)
.(40,с.537-541)

Данный тест
представляет
собой психодиагностический
инструмент,
ориентированный
на выявление
родительского
отношения к
ребенку, которое
понимается
как система
разнообразных
чувств по отношению
к ребенку,
поведенческих
стереотипов,
практикуемых
в общении с
ними, особенностей
восприятия
и понимания
характера и
личности ребенка,
и его поступков.

Опросник
состоит из 5
шкал:

I – “принятите
– отвержение”;

II – “кооперация”;

III — “симбиоз”;

IV – “авторитарная
гиперсоциализация”.

V – “маленький
неудачник”.

1. «Принятие
— отвержение».
Шкала
отражает интегральное
эмо­циональное
отношение к
ребенку. Содержание
одного полюса
шка­лы: родителю
нравится ребенок
таким, какой
он есть. Родитель
ува­жает
индивидуальность
ребенка, симпатизирует
ему. Родитель
стре­мится
проводить много
времени вместе
с ребенком,одобряет
его ин­тересы
и планы. На другом
полюсе шкалы;
родитель воспринимает
своего ребенка
плохим, неприспособленным,
неудачливым.
Ему кажет-,ся,
что ребенок
не добьется
успеха в жизни
из-за низких
способностей,

небольшого
ума, дурных
наклонностей.
По большей
части родитель
испытывает
к ребенку злость,
досаду, раздражение,
обиду. Он не
до­веряет ребенку
и не уважает
его.

2. «Кооперация»
социально
желательный
образ родительского
отношения.
Содержательно
эта шкала
раскрывается
так: родитель
заинтересован
в делах и планах
ребенка, старается
во всем помочь
ребёнку, сочувствует
ему. Родитель
высоко оценивает
интеллектуаль­ные
и творческие
способности
ребенка, испытывает
чувство гордости
за него. Он поощряет
инициативу
и самостоятельность
ребенка, ста­рается
быть с ним на
равных. Родитель
доверяет ребенку,
старается
встать на его
точку зрения
в спорных вопросах.

3. «Симбиоз»
— шкала
отражает
межличностную
дистанцию в
об­щении с
ребенком. При
высоких баллах
по этой шкале
можно счи­тать,
что родитель
стремится к
симбиотическим
отношениям
с ребен­ком.
Содержательно
эта тенденция
описывается
так — родитель
ощу­щает себя
с ребенком
единым целым,
стремится
удовлетворить
все потребности
ребенка, оградить
его от трудностей
и неприятностей
жизни. Родитель
постоянно
ощущает тревогу
за ребенка,
ребенок ему
кажется маленьким
и беззащитным.
Тревога родителя
повышается,
когда ребенок
начинает
автономизироваться
в силу обстоятельств,
так как по своей
воле родитель
не предоставляет
ребенку самостоятель­ности
никогда.

4. «Авторитарная
гиперсоциализация»
отражает
форму и направ­ление
контроля за
поведением
ребенка. При
высоком балле
по этой шкале
в родительском
отношении
данного родителя
отчетливо
про­сматривается
авторитаризм.
Родитель требует
от ребенка
безогово­рочного
послушания
и дисциплины.
Он старается
навязать ребенку
во всем свою
волю, не в состоянии
встать на его
точку зрения.
За проявления
своеволия
ребенка сурово
наказывают.
Родитель присталь­но
следит за социальными
достижениями
ребенка, его
индивидуаль­ными
особенностями,
привычками,
мыслями, чувствами.

5. «Маленький
неудачник»
отражает
особенности
восприятия
и понимания
ребенка родителем.
При высоких
значениях по
этой шкале в
родительском
отношении
данного родителя
имеются стрем­ления
инфантилизировать
ребенка, приписать
ему личную и
соци­альную
несостоятельность.
Родитель видит
ребенка младшим
по срав­нению
с реальным
возрастом.
Интересы, увлечения,
мысли и чувства
ребенка кажутся
родителю детскими,
несерьезными.
Ребенок представ­ляется
не приспособленным,
не успешным,
открытым для
дурных вли­яний.
Родитель не
доверяет своему
ребенку, досадует
на его неуспеш­ность
и неумелость.
В связи с этим
родитель старается
оградить ре­бенка
от трудностей
жизни и строго
контролировать
его действия.

Анализ полученных
результатов
теста-опросника
родителей (см.
приложение
2) свидетельствуют
о том, что:

1. В семье 01 по
сумме параметров
наиболее выраженным
является IV параметр
– авторитарная
гиперсоциализация.

2. В семье 02 – V
параметр «маленький
неудачник»,
инфантилизация.

3. В семье 03 – V
параметр «маленький
неудачник»,
инфантилизация.

4. В семье 04 – III
параметр, симбиоз.

5. В семье 05 — III параметр,
симбиоз.

6. В семье 06 – II
параметр, социальная
желательность.

7. В семье 07 – IV
параметр,
гиперсоциализация.

8. В семье 08 — III параметр,
симбиоз.

9. В семье 09 — V параметр
«маленький
неудачник»,
инфантилизация.

10. В семье 10 — IV параметр,
гиперсоциализация.

Общий
анализ:

    По I параметру
    – 0 семей.

    По II – 1 семья,
    10%, 06

    По III – 3 семьи,
    30%, 04, 05, 08

    По IV – 3 семьи,
    30%, 01, 07, 10

    По V – 3 семьи, 30%,
    02, 03, 09

Таким
образом, в
исследованных
нами семьях
родители в
основном отсутствует
позитивное,
грамотное в
воспитательном
плане отношение
к детям. Это
–гиперсоциализация,
инфантилизация.

Далее родителям
было предложено
заполнить
опросник
«Удовлетворенность
браком» авторы
— В.В. Столин,
Т.Л. Романова,
Г.П. Бутенко.(35,с.509-512)
, который позволяет
в общих чертах
по сумме полученных
баллов оценить
удовлетворенность
браком у супругов
(см. приложение
4):

    полная неудовлетворенность
    – 0% семей

    значительная
    неудовлетворенность
    – 0%

    скорее неудовлетворенность,
    чем удов­летворенность–
    10% (08)

    частичная
    удовлетворенность–
    20% (02,03)

    скорее удовлетворенность,
    чем неудов­летворенность
    – 30% (01,05,07)

    значительная
    удовлетворенность–
    20% (09,10)

    практически
    полная удовлетворенность
    — 20% (04,06).

Мы
разделили
обследованные
семьи на 3 группы(для
возможности
сопоставить
результаты
с предыдущим
исследованием):

I группа — 0%

II группа –50%
-(семьи 01,02,03,05,07).

III
группа — 50% — ( 04,06, 08,09,10)

Сравнив
результаты
теста-опросника
«Удовлетворенность браком»
и теста КРС мы
сделали следующую
таблицу, в которую
ввели данные
проведенных
тестов.

Таблица 1

Семья

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий