Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Дата: 12.01.2016

		

САМАРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра Режиссура
культурно-досуговых программ

Курсовая работа

по теме: «Развитие
творческих способностей в дошкольном возрасте»

Выполнила

студентка гр. ФК — 27

заочного отделения

Синявская Л.И.

Руководитель:

Досекина А.Ф.

г. Тольятти’2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Проблема творчества и творческих
способностей в

 современной педагогике и психологии

1.1    Понятие
творчество и творческие способности…………………………5

1.2    Компоненты
творческих способностей………………………………….7

1.3    Проблема
оптимальных сроков начала развития творческих

способностей.…..…………………………………………………………10

       Развитие творческих способностей в
дошкольном возрасте

2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей….…..12

2.2 Развитие качеств творческого мышления………………………………15

2.3 Развитие творческого воображения……………………………………17

Заключение……………………………………………………………….…24

Приложение…………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………..35

ВВЕДЕНИЕ

Творческие
способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих
способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в
прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества
людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры
литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым
потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным
образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все
разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных
дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к
новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если
учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях
постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности
перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности
человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их
развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь
все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой
деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в
будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

Объектом
исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно
процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного
исследования — изу­чение проблемы развития креативных способностей
дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко­торых необходимо для практической
деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите­лей. В ходе
работы мы ставим перед собой следующие задачи: 

—    
Выявление
основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. 

—    
Определение
условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

—    
Определение 
основных  направлений  н  педагогических  задач по развитию креативных
способностей в дошкольном возрасте. 

—    
Определение
эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении
развития творческих способностей детей. 

—    
Выявление
эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на
основе анализа и обобщения передового педагогиче­ского опыта.

В
данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического
исследования. 

1.  
Изучение,
анализ и обобщение литературных источников по данной теме.

2.  
Диагностика
творческих способностей детей. 

3.  
Изучение
и обобщение педагогического опыта по развитию творче­ских способностей детей.

Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе рассматри­вается проблема компонентов творческого потенциала
человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается
попытка определить универсальные твор­ческие способности человека. В этой главе
также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих
способностей детей. 

Вторая
глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В ней
рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих
способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по раз­витию
творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются ре­зультаты
диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер,
направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных уч­реждениях.

1. 
Проблема творчества и творческих способностей

в современной педагогике и психологии

1.1 Понятия творчество и творческие способности

Анализ
проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем
содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном
сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным
видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи,
писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 

Очевидно,
что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творче­ство»,
«творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем
такую деятель­ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь
это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым
знаниям о мире, или чувство, отражающее но­вое отношение к действительности. 

Если внимательно рассмотреть
поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два
основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими
или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его
сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные
и выработанные приемы поведения и действия. 

Кроме
репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая
деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его
опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе
этого вида деятельности лежат творческие способности. 

Таким
образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит
следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности
качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может
присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить
не только о художественных творческих способностях, но и о технических
творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В
данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных
творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого
вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная,
техническая и т.д. 

1.2
Компоненты творческих способностей

Творческие
способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах
творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий
момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие
психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с
особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд,
занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта установил, что творческим
личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди,
обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют
все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают
искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как
можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­ции  из 
элемен­тов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным
образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый
взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого
мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями: 

  1. Быстрота — способность высказывать
максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их
количество). 

  2. Гибкость — способность высказывать
широкое многообразие идей.

 
3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может
проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще­принятыми). 

  4. Законченность — способность
совершенствовать свой «продукт» или придавать ему за­конченный вид. 

Известный
отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии
выдающихся ученых, изобретателей, художников и му­зыкантов выделяет следующие
творческие способности /14,6-36/

1. Способность видеть проблему там, где
её не видят другие. 

2. Способность сворачивать мыслительные
операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в
информационном отно­шении символы.

3. Способность применить навыки,
приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 

4. Способность воспринимать действительность
целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать
отдалённые понятия. 

6. Способность памяти выдавать нужную
информацию в нужную минуту. 

7. Гибкость мышления. 

8. Способность выбирать одну из
альтернатив решения проблемы до её проверки. 

9. Способность включать вновь
воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 

10. Способность видеть вещи такими,
какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией. 

11. Лёгкость генерирования идей. 

12. Творческое воображение. 

13. Способность доработки деталей, к
совершенствованию первоначаль­ного замысла.

Кандидаты
психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос­новываясь на широком
историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства,
отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные
способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории /12, 54-55/.

1.
Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей
тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как чело­век
имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий. 

2.
Умение видеть целое раньше частей. 

3.
Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность
при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а
самостоятельно создавать альтернативу. 

4.
Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно созда­вать
условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в
обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать
особенности «поведения» предметов в этих условиях. 

Ученые
и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос­питания
на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго­ритм решения
изобретательских задач) считают, что один из ком­понентов творческого по­тенциала
человека составляют следующие способно­сти /9/

1.
Способность рисковать. 

2.
Дивергентное мышление. 

3.
Гибкость в мышлении и действиях. 

4.
Скорость мышления. 

5.
Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 

6.
Богатое воображение. 

7.
Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 

8.
Высокие эстетические ценности. 

9.
Развитая интуиция. 

Анализируя
представленные выше точки зрения по вопросу о состав­ляющих творческих
способностей можно сделать вывод, что несмотря на раз­личие подхо­дов к их
определению,  исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и
качество творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей. 

Исходя
из этого, можно определить основные направления в развитии творческих
способностей детей: 

1.
Развитие воображения. 

2.
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. 

1.3
Проблема оптимальных сроков начала развития

творческих способностей.

Говоря
о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда,
с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют
различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что
развивать творческие способности необходимо с са­мого раннего возраста. Эта
гипотеза находит подтверждение в физиологии. 

Дело
в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые
годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато­мических
связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра­боты
уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре­дой
образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чув­ствительности
и пластично­сти к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможно­стей
к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего
многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться
только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к
«моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они
к оптимальным, тем успешнее на­чинается развитие. Если созре­вание и начало
функционирования (развития) совпадают по времени, идут син­хронно, а условия
благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из воз­можных ускорений.
Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным,
талантливым и гениальным. 

Однако
возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент»
созре­вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис­пользуются, то
есть со­ответствующие способности не развиваются, не функ­ционируют, если
ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности
начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее
функционирование. Это угаса­ние возможностей к развитию — необрати­мый процесс.
Борис Павлович Ники­тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития
творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание
Возможностей Эффективного Развития Спо­собностей).  Никитин считает, что НУВЭРС
особенно негативно влияет на раз­витие творческих способностей. Разрыв во
времени между моментом созре­ва­ния структур, необходимых формирования
творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей
ведет к серьезному затрудне­нию их развития, замедляет его темпы и ведет к
снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина
именно необрати­мость про­цесса деградации возможностей развития породило
мнение о врож­денности творческих способностей, так как обычно никто не
подозревает, что в до­школьном возрасте были упущены возможности эффективного
развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким
творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока­зались
в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно­стей /17,
286-287/.  

С
психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным
периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз­расте дети
чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна­вать окружаю­щий
мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, во­влекая их в
различные виды деятельности, способствуют расшире­нию дет­ского опыта. А накопление
опыта и знаний — это необходимая предпо­сылка для будущей творческой деятельности.
Кроме того, мышление дошколь­ников более сво­бодно, чем мышление более взрослых
детей. Оно еще не задав­лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А
это качество необхо­димо всячески развивать. Дошкольное детство также является
сензитивным пе­риодом для разви­тия творческого воображения. Из всего выше
сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные
возможности для развития способно­стей к творчеству. И от того, насколько были
использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал
взрос­лого человека. 

2.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.

2.1
Условия успешного развития творческих способностей.

Одним
из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий, 
способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа
работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита /7, 123/, Б.Н. Никитина /18,
15, 16/, и Л.Кэррола /9, 38-39/, мы выделили шесть основных условий
успешного развития творческих способностей детей. 

Первым
шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое
развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол­за­ние и хождение.
Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и
материалами.

Вторым
важным условием развития творческих способностей ребенка является создание
обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на­сколько это возможно
заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые
стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь
развивали бы в нем именно то, что в соответствую­щий момент спо­собно наиболее
эффективно развиваться. Например, еще за­долго до обучения чте­нию годовалому ребенку
можно купить кубики с бук­вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть
ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте­нием. 

Третье,
чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей
вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует 
максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви­ваться тем успешнее,
чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих
возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое
условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже
ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по­знания мира в это время идет
очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как
объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы
вынужден больше, чем когда-либо, зани­маться творчеством, решать множество
совершенно новых для него задач самостоя­тельно и без предварительного обучения
(если, разумеется взрослые позволяют ему это де­лать, они решают их за него). У
ребенка закатился далеко под диван мяч.  Роди­тели не должны спешить достать
ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. 

Четвертое 
условие  успешного  развития  творческих  способностей  за­ключается  в
предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно­сти, в чере­довании
дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и
т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат
надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению,
и пойдет ребенку на пользу.

Но
предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую,
умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного
развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу
во вседозволенность, а помощь в под­сказку. К сожалению, подсказка —
распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только
вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.
Нельзя думать за него, когда он сам может доду­маться. 

Давно
известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка
и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус­пешного развития
творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском
коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения
ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать
ребенка к творчеству проявлять  со­чувствие  к  его  неудачам, терпеливо 
относиться  даже  к  странным  идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно
исключить из оби­хода замечания и осуждения.

Но
создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре­бенка с высоким
творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что
творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме­шать ему
свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме­шательства мало:
не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со­хранить творческую
активность. Оказывается (и педагогическая практика до­казывает это), если
подобрать соответствующие методы обучения,  то даже до­школьники, не теряя
своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные
самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и
студии, музыкальные школы и школы ис­кусств. Конечно, ведется еще много споров
о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает
сомнений. 

Воспитание
творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно
будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается
ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. И
в данной курсовой работе мы, на основе изуче­ния лите­ратуры  по данной теме,
попытались определить основные направле­ния и педагогические задачи по развитию
таких важнейших компонентов твор­ческих способностей как творческое мышление и
воображение в до­школьном возрасте.

2.2
Развитие качеств творческого мышления.

Главной
педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте
является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности
мышления.  Так  как  развитие  именно  этих  качеств  делает мышле­ние  гибким,
оригинальным  и продуктивным. 

Ассоциативность
– это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на
первый взгляд не сопоставимых. 

Благодаря
развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Кроме
того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из­влекать
нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приоб­ретается
дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специаль­ные игры, способствующие
развитию этого качества.

Часто
открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое
время казались невозможными полёты на летательных аппа­ра­тах, которые тяжелее
воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет
диалектичность мышления.

Диалектичность
– это способность видеть в любых системах противоре­чия, мешающие их развитию,
умение устранять эти противоречия, решать про­блемы. 

Диалектичность
является необходимым качеством талантливого мышле­ния. Психологи провели ряд
исследований и, установили, что механизм диалек­тического мышления
функционирует в народном и научном творчестве. В част­ности анализ трудов
Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал  этот
механизм в своих исследованиях. 

Педагогическими
задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте
являются: 

1.
Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении; 

2.
Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия; 

3.
Формирование умения разрешать противоречия; 

И
еще одно качество, формирующее творческое мышление — это систем­ность. 

Системность
– это способность видеть предмет или явление как целост­ную систему,
воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многооб­разии
связей; способность видеть единство взаимосвязей в явле­ниях и законах
развития. 

Системное
мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать
взаимосвязи на уровне  частей системы  и взаимосвязи с дру­гими системами.
Системное мышление познает закономерности при разви­тии сис­темы от прошлого к
настоящему и применяет это по отношению к бу­дущему. 

Системность
мышления развивается корректным анализом систем и спе­циальными уп­ражнениями.
Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте: 

1.
Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему разви­вающеюся
во времени; 

2.
Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что лю­бой предмет многофункционален. 

2.3
Развитие творческого воображения.

Вторым
направлением формирования творческих способностей дошко­льников развитие
воображения. 

Воображение
— это умение конструировать в уме из элементов жиз­нен­ного опыта (впечатлений,
представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к
соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ра­нее вос­принятого. 

Воображение
является основой всякой творческой деятельности. Оно по­могает человеку
освободиться от инерции мышления, оно преобразует пред­ставление памяти, тем
самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле,
все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в
отличие от мира природы – все это является продуктом творческого вообра­жения. 

Дошкольное
детство является сензитивным периодом для развития вооб­ражения. На первый
взгляд необходимость развивать воображение дошкольни­ков может показаться
обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение
ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого.  Такое представление об
изначально присущем дошкольнику ярком воображе­нии существовало в прошлом и у
психологов. 

Однако
уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский до­казал, что
воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобрете­ния им
определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы вообра­жения, как
бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатле­ниях,
которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи вооб­ражения
с действительностью заключается в том, что всякое создание вообра­жения всегда
строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте
человека». /5, 8/

Из
этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой
зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагоги­ческий
вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, за­ключается в необходимо­сти
расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные ос­новы для
его творческой деятельности. Чем больше ре­бенок видел, слышал и пе­режил, чем
больше он знает и усвоилчем большим количеством элементов действительности
он располагает в своём опыте, тем значительнее и продук­тивнее при других
равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта
начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто
бывает так, что родители бе­седуют с ре­бенком, что-то рассказывают ему, а потом
жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело.
Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают,
нет инте­реса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные
интересы. 

Вообще
познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано на­чинают о себе
заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, ко­торыми малыш
осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любо­пытство
устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсе­гда, зависит от
взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны
всячески поощрять любознательность де­тей, воспитывая  любовь и потребность в
знаниях. 

В
дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по
двум основным направлениям: 

1.        
Постепенно
обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных
областях действительности. Это вызывает познава­тельную активность дошкольника.
Чем больше перед детьми открывается сторон окружаю­щей действительности,  тем
шире возможности для возник­новения и закрепле­ния у них устойчивых
познавательных интересов. 

2.        
Постепенное
расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы
действительности. 

Для
того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны
знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование
его интересов. Следует отметить, что для возникно­вения устойчи­вых интересов
недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действи­тельности.
У него должно возникнуть положительное эмоцио­нальное отношение к новому. Этому
способствует включение дошкольника в совместную с взрос­лыми деятельность.
Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ни­будь сделать или, скажем,
прослушать вместе с ним люби­мую пластинку. Возникающее у малыша в таких
ситуациях чувство причастно­сти к миру взрослых создаёт положительную окраску
его деятельности и спо­собствует возникновению у него интереса к этой деятельности.
Но в этих си­туациях сле­дует будить и собственную творческую активность ребенка,
только тогда можно до­биться желаемого результата в развитии его познавательных 
интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побу­ждающие
к актив­ному размышлению. 

Накопление
знаний, опыта — это только предпосылка для развития твор­ческого воображения.
Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с
ними, отбирать то нужное, что ведет к творче­скому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение исполь­зовать накопленную информацию в
своей деятельности. 

Продуктивное
творческое воображение характеризуется не только та­кими осо­бенностями как
оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств
такого воображения является умение направлять пред­ставления в нужную сторону,
подчинять их определённым целям. Неуме­ние управлять идеями, подчинять их своей
цели, приводит к  тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя
воплощения. По­этому важ­нейшая линия в развитии воображения дошкольника — это
развитие направлен­ности воображения. 

У
младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он соз­даёт,
носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ре­бенку
научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать
пусть небольшие, но законченные произведения. С этой це­лью родители могут
организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей
цепочки игровых действий. Можно также устроить  коллектив­ное сочинение сказки:
каждый  из  играющих  говорит  по  несколько предло­жений, а участвующий в игре
взрослый может направить развитие сю­жета, по­мочь детям завершить задуманное.
Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные
рисунки, сказки, сочинен­ные ребен­ком. Такая форма фиксации продуктов творчества
поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и
оригинальных произ­ведений.  

С целью определения уровня
развития  творческих способностей детей в дошкольном возрасте 10 апреля и 15
апреля 2001 года нами была проведена    их диагностика у дошкольников э/ц
«Букваренок» ДДК города Тольятти. Для исследования нами были использованы экспресс
методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см.
При­ложение 1). С помощью этих методик мы составили оперативный констатирую­щий
микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий
для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие
способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей,  
надситуативно – преобразовательный характер творческих реше­ний, детское
экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значи­мые
проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ре­бенка.

Проведя диагностику, мы
получили следующие результаты (см. Прило­жение 2). Развитие реализма
воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей –
среднем.  Развитие такой  способности как  надситуативно-преобразова­тельный
характер творческих решений у 54% детей — на низком уровне, у 8% — на среднем
уровне, и 38% детей  — на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30%
детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. Анали­зируя
полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложе­ния.

У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует
сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе
«Радуга», но специальная работа по развитию воображения с детьми не
ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ
дошкольного воспита­ния, давно говорят о том, что в них фактически не
содержатся  специальные  меры,  направленные  на  последовательное  и 
систематическое развитие дет­ского воображения. В этих условиях оно развивается
в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня
своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше,
сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо
проводить специ­альную работу, направленную на развитие
творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный
период для развития этого процесса. В каких формах может осу­ществляться эта
работа

Конечно,
наилучший вариант – это введение специальной программы за­нятий по развитию
детского воображения. В последнее время появилось боль­шое количество
методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной
лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс
«Развитие Творческого Воображения» (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ,
АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже
апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учре­ждениях,
где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое
воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того,  можно предложить ме­тодику
развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также спе­циальные
игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заи­кой. 

Если
нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно пред­ложить
на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы заня­тий,
использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на
специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, разви­тию речи
нужно давать детям задания творческого характера. 

Развивать творческое воображение можно
не только на специальных занятиях. Ог­ромное значение для развития фантазии
детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников.
Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые
должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием,
обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей
носят предметный характер, то есть это дейст­вие с раз­личными предметами. На
этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и
тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д.
Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования
одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра,
которая предостав­ляет широчайшие возможности для развития фантазии и
творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько
разнообразны сюжеты игр, в ко­торые они играют. И если дети изо дня в день
играет в одни и те же «дочки – матери» или войну, воспитатель должен
помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними,
предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок
должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и
направлять игру. 

Кроме
того, для развития воображения и творческих способностей су­ществуют
специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за­нятий
время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным /18, 25/, О. М.
Дьяченко и Н.Е. Вераксой /7, 135/.

Богатейшим
источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество
приемов работы со сказкой, которые могут использовать вос­пита­тели для
развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумы­вание
сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно
сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа
/9, 56/. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не
вспомнить замеча­тельную книгу Дж. Родари « Грамматика фантазии ». 

Результаты
диагностирования также показывают, что у многих детей надо раз­вивать такую
творческую способность как надситуативно-преобразовательный харак­тер
творческих решений. Для развития этой способности  перед детьми  необходимо ста­вить 
различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти­мальную
из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств
создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход
де­тей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно
связано с фор­мированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на
формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития
разбираемой способно­сти. Не­которые упражнения на развитие диалектичности
мышления приведены в Прило­жении 4. 

Результаты
диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее раз­витие способности
видеть целое раньше частей. И этот результат закономе­рен, т.к. одной из
особенностей детского мировосприятия является его целостность, ре­бенок всегда
видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту спо­собность,
потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с
этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета
или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его
отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако
форсирование ана­литической тенденции в познавательном развитии дошкольников
может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются
данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую
связаны с их не­умением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных
событиях смысл, за­даваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает
необходимость раз­вития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается
корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых
приведены в При­ложении 5. 

Говоря
о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под­черкнуть, что их
эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны
воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению,
педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди­телей, тем
более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить
специ­альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том,
по­чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия
необ­хо­димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры
можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также
родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 

Мы
считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эф­фективному
развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Универсальные
творческие способности — это индивидуальные особенно­сти, качества человека,
которые определяют успешность выполнения им творческой дея­тельности различного
рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и
воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо­собностей
в дошкольном возрасте являются: 

1.           
Развитие
продуктивного творческого воображения, которое характе­ризуется такими
качествами как богатство продуцируемых образов и направлен­ность.

2.           
Развитие
качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются
ассоциативность, диалектичность и системность мышле­ния.

Дошкольный
возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К
сожалению, эти возможности с течением времени необ­ратимо утрачиваются, поэтому
необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко­льном детстве. 

Успешное
развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных
условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 

1. Раннее физическое и интеллектуальное
развитие детей. 

2. Создание обстановки, опережающей
развитие ребенка. 

3. Самостоятельное решение ребенком
задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до
«потолка » своих возмож­ностей. 

4. Предоставление ребенку свободы в
выборе деятельности, чередовании дел,  продолжительности занятий одни делом и
т.д. 

5. Умная, доброжелательная помощь (а не
подсказка) взрослых. 

6. Комфортная психологическая
обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. 

Но 
создание  благоприятных условий недостаточно  для  воспитания  ребенка  с
высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена­правленная работа
по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су­щест­вующая
в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ­ленных
на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей.
Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не
дости­гают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты
диагностики творческих способ­ностей четырех-пятилетних дошкольников э/ц
«Букваренок» ДДК го­рода Тольятти. Самые низкие результаты дала диагностика
творческого во­ображе­ния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным
периодом для раз­вития этого компонента творческих способностей. Для
исправления сущест­вующего положения можно предложить следующие меры,
направленные на эффек­тивное развитие творческих способностей дошкольников: 

1.                    
Введение 
в  программу  дошкольного  воспитания  специальных  занятий, направленных на
развитие творческого воображения и мышления детей. 

2.                    
На
специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да­вать детям задания
творческого характера.

3.                    
Управление
взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней
воображения детей. 

4.                    
Использование
специальных игр, развивающих творческие способ­ности детей.

5.                    
Работа
с родителями.

Приложение
1

Методики
диагностики универсальных творческих способностей для детей

4-5
лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1.
Методика« Солнце в комнате»

 Основание. Реализация воображения. 

Цель. Выявление способностей ребенка к
преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте
заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия. 

Материал. Картинка с изображением комнаты,
в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш.  

Инструкция к проведению. 

Психолог,
показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. По­смотри
внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей из­ображения
(стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее
задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в
комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал?
Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной». 

Пользоваться
карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить,  что нужно
сделать для «исправления» картинки. 

Обработка данных.

В
ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок.
Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

1.      
Отсутствие
ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку
исправлять не нужно») — 1 балл. 

2.      
«Формальное
устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) — 2 балла.

3.      
Содержательное
устранение несоответствия: 

а) простой ответ (Нарисовать в другом
месте — «Солнышко на улице») — 3 балла. 

б) сложный ответ (переделать рисунок —
«Сделать из солнышка лампу») — 4 балла.

4.      
Конструктивный
ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих,  сохранив его в контексте
заданной ситуации («Картинку сделать», «Нари­совать окно»,
«Посадить солнышко в рамку» и т.д.) — 5 баллов. 

2.
Методика «Складная картинка»

О
с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей. 

Ц
е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации
его разрушения. 

М
а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки,  имеющая
четыре сгиба (размер 10 * 15 см) 

Инструкция к проведению. 

Психолог,
предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту кар­тинку. Посмотри,
пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслу­шав ответ,
психолог складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы
сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка рас­правля­ется,
снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется
пять вариантов складывания — «угол», «мостик»,
«домик», «труба», «гармошка». 

Обработка данных.

В
ходе обследования ребенка психолог фиксирует об­щий смысл ответов при
выполнении задания. Обработка данных осуществля­ется по трехбалльной системе.
Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная
оценка за каждое задание — 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие
уровни ответов: 

1.      
Отсутст­вие
ответа, не­принятие задания («Не знаю», « Ничего не станет»
«Так не бы­вает») — 1 балл.

2.      
Ответ
описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя­щихся в поле зрения
или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы», 
«Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) — 2
балла. 

3.      
Ответы
комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при  сгибании рисунка,
включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («Утка нырнула»,
«Утка заплыла за лодку»), построение новых компози­ций («Как
будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. — 3 балла. 

Некото­рые
дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения
«привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  кото­рую
прини­мает картинка при складывании («Утка стала домиком»,
«Стала по­хожа на мос­тик» и т. д.). Подобные ответы относятся к
комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 

3.
Методика «Как спасти зайку»

Основание.
Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. 

Цель. Оценка способности и превращение
задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств
знакомого предмета в новую ситуацию. 

М
а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый
воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед
ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый
ша­рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим
зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на
кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм,
появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы
с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка
на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Обработка данных.

В
ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные
оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок
выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку
поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается
использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую
ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень.  Решение с
элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку
в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае
ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для
спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист
бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике
может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом
уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного
материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на
преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.
Оценка – 3 балла.

4.
Методика «Дощечка»

Основание. Детское
экспериментирование.

Цель. Оценка
способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная
дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких
квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе.
Психолог: «Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это
не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она
становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать». 

Как
только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и
спрашивает: «Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?»

Услышав
ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: «Как еще можно сложить?
На что она стала похожа? Попробуй еще раз». И так до тех пор, пока ребенок
не остановится сам.

Обработка
данных.

При
обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка
(называние формы получившегося предмета в результате складывания доски
(«гараж», «лодочка» и т.д.), по одному баллу за каждое
название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Приложение 2.

Результаты
диагностики универсальных творческих способностей

 дошкольников (в баллах)

э/ц «Букварёнок» ДДК (г. Тольятти)

группа «Радость»

Фамилии
детей

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Способность видеть
целое раньше частей

Min 5 баллов

Max 15 баллов

Надситуативно-преобразовательный
характер творческих решений

Min 1 балл

Max 3 балла

Экспериментирование

Беляева Людмила 2 15 1 10
Бородай Владимир 3 10 1 16
Вакулов Павел 3 10 3 13
Елисеев Сергей 2 12 3 16
Еремина Александра 2 15 3 14
Жидких Станислав 2 10 1 24
Кольцова Евгения 3 15 1 6
Лапина Юлия 1 15 1 10
Макарова Анна 2 13 3 13
Никитин Алексей 3 15 1 17
Прокопова Ксения 1 14 3 8
Симакова Анастасия 3 15 1 17
Уразова Анна 2 10 2 10

Общие
результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе

Способности Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Реализм
воображения
61,5% 38,5% 0%

Способность видеть целое раньше частей

0% 30% 70%

Надситуативно-преобразовательный
характер творческих решений

54% 8% 38%

Приложение 3.

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра «Что на что похоже »

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники
игры догова­риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и
веду­щий на­чинает: «То, что я загадал похоже на …» и даёт слово
тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть
ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8»,
которая лежит на боку. Отгадав­ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает
следующий пред­мет для ассоциации.

«Сюрреалистическая игра » (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то
элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого набро­ска
делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

«Волшебные кляксы »

Перед
игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много
чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь
можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они
видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего
предметов.

Игра «Словоассоциации»

Взять любое слово, например, батон. Оно ассо­цииру­ется:

—    
с хлебобулочными изделиями.

—    
с созвучными словами: барон, бекон.

—    
с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ас­социа­ций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на
ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на
ас­фальте, ка­мушки на берегу.

Приложение 4.

Игры на развитие диалектичности
мышления.

Игра «Хорошо — Плохо»

Вариант 1. Для игры выбирается
объект безразличный ребенку, т.е. не вы­зы­вающий у него стойких ассоциаций, не
связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку
предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с
точки зрения ребенка положи­тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы
по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и
не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

— Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

— Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен — можно уко­лоться.

— Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство
предмета. На­пример, хорошо, что карандаш длинный — может служить указкой, но
плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается
объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у
него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной
субъ­ективной оценке (конфеты — хорошо, лекарство — плохо). Обсуждение идёт
также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети
научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно
переходить к рассмотрению «положитель­ных» и «отрицательных»
качеств в зависимости от конкретных условий, в кото­рые ста­вятся эти объекты и
явления. Например: громкая музыка.

— Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя
чувствуешь. Но плохо, если ночью — мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории,
которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно
(«драка», «дружба», «мама»). Понимание детьми
противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение
выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства,
лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической
ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично
оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те,
которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление
противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к
динамическому   варианту   игры, при кото­ром для каждого выявленного свойства
называется противоположное свойство,    при этом объ­ект игры постоянно
меняется, получается своеобразная «цепочка». Например:

— Есть шоколад хорошо — вкусно, но может заболеть живот;

— Живот болит — это хорошо, можно в детский сад не ходить;

— Сидеть дома — плохо, скучно;

— Можно пригласить гостей — и т.д.

Одним из возможных вариантов игры «Хорошо — плохо» стала
может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест­венных
измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон­фету — вкусно
и приято, а если много — заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра «Хорошо — плохо» стала частью
повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально
отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы­работка
у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре­бёнок
подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий — (?) тол­стый
, ленивый — (?) трудолюбивый , острый — (?) тупой. Затем можно взять лю­бую
пару слов, например, острый — тупой, и попросить детей найти та­кой объ­ект, в
котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае «острый — тупой
» — это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по­следнем этапе
развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про­тиворе­чия,
используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

Приложение 5.

Системность мышления

Игра «Теремок»

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка­стрюли
и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком
гитары). Сле­дующий ребёнок просится в теремок,
но может попасть туда, только если ска­жет, чем предмет на его картинке похож
на предмет хозяина. Если просится ре­бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке
изображен музыкальный инстру­мент, а ложка, например, тоже имеет дырку
посередине.

«Собери фигурки»

Ребёнку дается набор  вырезанных из плотного  картона небольших фи­гурок:
кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются
5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этих
фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает
нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны
быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигу­рок где стоит, то есть
рисунок должен быть расчленён на детали.

«Нелепицы»

Рисуется картинка по любому сюжету — лес, двор, квартира. На этой
кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так,
как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с
рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны
показать, что нарисовано неверно.

Список литературы

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой
личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в
детском саду). — Дошкольное воспитание. — 1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. — Дошкольное
воспитание. — 1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы
пси­холо­гии. — 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте.
— СПб.: Союз, 1997.  92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр.
435-442.

7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. — М.:
Знание, 1994. 157стр.

8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное
воспита­ние. — 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе
ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ.

10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы
пси­хологии. — 1993 №2. стр. 54-58.

11. Крылов Е. Школа творческой личности. — Дошкольное воспитание.
— 1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок — дошкольник: новый
подход к диаг­ностике творческих способностей. — 1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр.
62-69.

13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56
стр.

14. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.

15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. — Рига:
Эксперимент, 1994. 62 стр.

16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство
рос­товского университета. — 1993. 32 стр.

17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, — М.: Молодая
гвар­дия, 1989. стр. 255-299.

18. Никитин Б. Развивающие игры. — М.:3нание, 1994.

19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной
педагогике. — До­школьное воспитание. — 1989 №6. стр. 69-72.

20. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной
школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества».

21. Полуянов Д. Воображение и способности.   — М.:3нание, 1985.
50стр.

22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. —
До­школь­ное воспитание. — 1996 №5. стр. 21-27.

23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В.
«Поваренная» книга воспи­тателя. — Норильск, 1994. 50стр.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий