Содержание
Введение
1. Язык. Его
функции. Общение2. Речевая
культура. Культура общения. Речевой этикетЗаключение
Литература
Введение
Отчего же так неудержимо падает престиж образованности?
Почему так пугающе ущербны духовные потребности и запросы граждан? Что поможет
остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как возродить традиции
уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи?Все названные выше вопросы связаны с проблемой духовного состояния
общества, с речевой культурой его членов, культурой их общения. Случилось так,
что живя в словах и словами, а не реальностью, приучаясь к смысловой однозначности,
люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их
соответствия действительности.Актуальнейшая проблема сегодня нравственный облик,
культура личности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных
вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее
время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.Современная
речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее
на грани литературного языка и жаргона. Остро встал вопрос о сохранении
литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением
контингента носителей.Высокий уровень речевой
культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь
– задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не
допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении.
Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего
собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и
конструкции.Значение языка в жизни людей
огромно, но люди должны учиться целесообразно использовать все многочисленные и
бесспорно жизненно-необходимые функции языка.1. Язык. Его
функции. ОбщениеЯзык любого народа – это его
историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура,
жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и
письменной формах, в памятниках различных жанров. И, значит, культура языка,
культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.Родной язык – душа нации,
первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык
выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология,
характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного
творчества, нравственное состояние и духовность.Язык можно определить как
систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения
которых условны, но имеют определенную структуру.Язык – явление социальное. Им
нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими
людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации
жестов кивков, манеры улыбаться и хмуриться, язык служит основным средством
передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке
практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас,
правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие
другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует
о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него
общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.Язык включает правила.
Существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество
подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для
выражения нужного смысла. Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от
грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и
жизненных ситуаций.При употреблении языка
требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт
людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые
значения. Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются,
используются ее участниками и понятны им. В самом деле, наше общение между
собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы
понимаем друг друга.Основные функции языка
осознаются его носителями на интуитивном уровне. Речевой опыт, языковая
практика дают знания о языке, правилах его использования, законах его
функционирования в речи.Базовыми функциями языка
являются общение, познание и воздействие. Язык всегда хорош, плохой может быть
речь или носитель языка, создающий из хорошего языка плохую речь. Любой язык,
аккумулируя опыт народной жизни во всей ее полноте и разнообразии, является и
действительным его сознанием. Каждое новое поколение, каждый представитель
конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному
опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам
поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям.
Из этого следует, что язык не может не влиять на опыт конкретного индивида, его
поведение, культуру. Под явным или неявным воздействием литературного языка,
его установлений, традиций находятся все сферы жизнедеятельности человека, и ее
успешность в немалой степени зависит от того, в какой языковой среде проходит
жизнь человека, как он освоил родной язык.Неосознанная потребность
личности в грамотности, навязываемой сверху, демократизируя речевое поведение,
стала основой речевой вседозволенности, привела к тому, что современная
языковая жизнь общества отмечена чертами утраты ценностных языковых ориентиров.
Языковая способность личности рассматривается в психолингвистике как механизм,
обеспечивающий речевую деятельность. Речевая деятельность, связанная с
использованием языка, одна из важнейших в жизни человека существа мыслящего,
думающего, познающего, общающегося, рассуждающего, объясняющего, спорящего,
убеждающего.Речевое общение во всех его
формах, видах, жанрах, типах позволяет человеку получать в готовом виде
социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями.
Общение как любая деятельность человека имеет ряд побудительных мотивов. Среди
них познание окружающего мира, познание самого себя и как результат познания
корректировка своего поведения.Сила воздействия слова, как
оказывается, не зависит напрямую от силы его звучания. Действенность и
результативность слова определяются целесообразностью, предполагающей учет
говорящим условий и места общения, адресат. Речевые коммуникативные умения,
обеспечивающие целесообразный, коммуникативно-мотивированный выбор слов,
соотнесены, как показывает анализ, с жизненной позицией, взаимосвязаны с формой
поведения.Разобщенность людей,
непонимание друг друга, неизбежные в условиях антагонизма, накладывают свой
отпечаток на их речевое поведение, языковое сознание, деформируя личность.
Нравственные формы поведения, общекультурный уровень среды определяют речевое
поведение, обусловленное определенным набором коммуникативных умений.Если человек говорит кратко и
внушительно, негромко и задушевно, сухо и деловито, это нравится людям, как и
ровная, простая, ясная, веская речь, когда у говорящего есть отчетливые мысли.
Отчетливая мысль, облеченная в ясную и простую форму, не часто встречается.Потребность поделиться
раздумьями, необходимость высказать мысли, желание обсудить сомнения, разрешить
их стремления специфически человеческие, и чем более развит интеллект, чем
выше культура, самосознание личности, тем больше потребность в общении, во
взаимодействии с себе подобными.Речь имеет
общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в
обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость
постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на
друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди
обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях,
намерениях.Общаясь друг с другом, люди
употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка.
Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется
общение между людьми. Речь это процесс использования языка в целях общения
людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое
выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в
процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том,
что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди
говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в
речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал,
например, латинский.Познание закономерностей
окружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоения
знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического
развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом
смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений
человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения
усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.2. Речевая
культура. Культура общения. Речевой этикетРечевая культура – сравнительно
молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она
оформилась под влиянием коренных социальных изменении, произошедших в нашей
стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной деятельности
потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культурыВ разделе «Речевая культура»
изучается речь. Качественной оценкой высказываний занимается культура речи.
Она как раздел языкознания рассматривает следующие вопросы: Как пользуется
человек речью в целях общения? Какая у него речь – правильная или неправильная?
Как совершенствовать речь?В современной лингвистике
различают два уровня речевой культуры человека – низший и высший. Для низшего
уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно
правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка: лексических,
орфоэпических, грамматических, словообразовательных, морфологических, синтаксических.Если человек не допускает
ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в
построении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало.
Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и
условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака:
богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи являются
большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических
форм и синтаксических конструкции. Точность речи – это выбор таких языковых
средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают
его тему и основную мысль. Выразительность создается с помощью отбора
языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам
общения.Если человек обладает
правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это
значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом
строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее
подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при
каких обстоятельствах он обращается.Наше общество уже почувствовало
потребность в культуре поведения и общения. То и дело встречаются объявления,
сообщения реклама о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются
факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”,
“Этикет делового общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как
нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и
поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.Широкое понятие культуры
непременно включает в себя то, что называют культурой общения культурой
речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.В коммуникации люди передают друг другу ту или
иную информацию, те или иные смыслы, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о
чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем
перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в
речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не
замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение
неписаных правил: продавец обратился к покупателю на “ты”, знакомый не
поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за
проступок. Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения
оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно
обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого
контакта – ведь без этого деловые отношения невозможны. Ясно, что осознание
норм общения и речевого поведения полезно всем, а особенно людям тех профессий,
которые связаны с речью. Это и педагоги, и врачи, и юристы, и работники сферы
обслуживания и бизнесмены, да и просто родители.Правила речевого поведения
регулируются речевым этикетом, сложившимся в языке и речи системой устойчивых
выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это
ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности,
поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента,
приглашения, предложения, просьбы совета и т. д. Речевой этикет охватывает
собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику что может
создать благо приятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает
возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты-
или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или,
напротив, официальную тональность разговора.Важно подчеркнуть, что в
речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о
том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту,
служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в
какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д.Таким образом, выбор наиболее уместного выражения речевого
этикета и составляет правила вступления в коммуникацию. Ясно, что любое
общество в любой момент своего существования неоднородно, многолико и что для
каждого слоя и пласта есть как свой набор этикетных средств, так и общие для
всех нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с иной
средой необходимо выбирать или стилистически нейтральные, или свойственные этой
среде средства общения. Употребляя выражения речевого этикета, мы совершаем
сравнительно несложные речевые действия обращаемся, приветствуем, благодарим…
Но почему же в языке существует такое множество способов это делать? А все дело
в том, что каждое выражение мы выбираем с учетом того, кто – кому – где – когда
– почему – зачем говорит. Вот и получается, что сложная языковая социальная информация
заложена как раз в речевом этикете в наибольшей степени.Зададимся вопросом, почему же
выражения речевого этикета обладают “волшебной силой”, почему их правильное
применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации
ведет к обиде? Думается можно выделить несколько сущностных признаков речевого
этикета, объясняющих его социальную остроту.Первый признак связан с
неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть
“своим” в данной группе – большой или малой, национальной, социальной,
исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения. Социальная заданность
ритуальных знаков этикета воспитывается в людях с раннего детства.Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета
воспринимается адресатом как социальное “поглаживание”. Психологи, педагоги
знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого. Над этим
задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и
создал систему словесных “поглаживаний”.Третий важный признак речевого
этикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет
собой речевое действие, или речевой акт, т. е. выполнение конкретного дела с
помощью речи. Известно, что для осуществления множества действий, состояний
речь не нужна. Вы шьете, или режете, или пилите, или ходите, и для
“производства” этого вам не надо ничего говорить. Но есть такие действия,
которые могут совершаться только с помощью одного инструмента – языка, речи.
Исследования выявили, что зафиксированных в словарях названий речевых действий
до тысячи, способов же непосредственного выражения – великое множество.Четвертый признак связан с
третьим и касается самой структуры высказываний в которых открытыми оказываются
“я” и “ты”: Я благодарю Вас; Извините меня. Это открытое, эксплицитное
представлена коммуникантов в грамматике предложения, но может быть и скрытое
представление их, как в благодарности Спасибо или извинении Виноват которые,
в силу функциональной эквивалентности с представленными ранее, содержат в
глубинной структуре “я” говорящего и “ты” адресата (Я говорю Вам) спасибо.
Поскольку коммуниканты открыты в структуре выражений речевого этикета, сила его
воздействия проявляется ярко.Пятым важным признаком речевого
этикета можно считать его связь с категорией вежливости. С одной стороны
вежливость это моральное качество, характеризующее человека, для которого
проявление уважения к людям стало привычным способом общения с окружающими
повседневной нормой поведения. С другой стороны – это абстрагированная от
конкретных людей этическая категория, получившая отражение и в языке, что,
конечно, следует изучать лингвистике. Вежливость нужно именно выражать,
демонстрировать при общении (как и любовь), потому что если я в душе кого-то
уважаю, но никак этого не проявляю, уважительность к человеку окажется
нереализованной явно. Особенно важно это в официальной речевой ситуации или при
общении с незнакомыми людьми. Вступая в контакт с родными, друзьями, знакомыми,
мы, заранее зная “меру” любви и уважения друг к другу, имеем множество способов
это подчеркнуть, с незнакомыми же людьми мера хорошего отношения – это
вежливость, и здесь речевой этикет незаменим. Вежливые люди в разных ситуациях
и по отношению к разным партнерам ведут себя корректно учтиво, галантно. А вот
неумелая и неуместная вежливость воспринимается как манерность, церемонность.
При этом надо понимать, что бывает вежливость искренность, идущая от чистого
сердца, а бывает вежливость маска, за внешним проявлением скрывающая иные отношения.Проявления грубости
многообразны. Это и заносчивость, и спесивость, и высокомерие, это оскорбление,
нанесение обиды. Невежливым бывает неисполнение правил речевого этикета
(толкнули и не извинились), неправильный выбор выражения в данной ситуации и
для данного партнера, нанесение партнеру обиды с помощью слов, имеющих
негативную окраску. Нужно усвоить, что на грубость нельзя отвечать грубостью,
это порождает целый поток грубости и может вовлечь в скандал окружающих. Корректный,
а под час и подчеркнуто вежливый ответ, как правило, ставит на место грубияна.
Речевой этикет служит действенным средством снятия речевой агрессии.Шестой признак связан с тем,
что речевой этикет – важный элемент культуры народа, продукт культурной
деятельности человека и инструмент такой деятельности. Речевой этикет, как
видно из сказанного, является составной частью культуры поведения и общения
человека. В выражениях речевого этикета зафиксированы социальные отношения той
или иной эпохи. Формулы речевого этикета закрепились в пословицах, поговорках,
фразеологических выражениях. Являясь элементом национальной культуры, речевой
этикет отличается яркой национальной спецификой.Заключение
Такова чудодейственная сила
слова. Она особенно важна и действительна в сложных коммуникативных ситуациях.
Слово может быть сильнейшим оружием не только в руках бессовестных,
своекорыстных демагогов. Оно может быть еще более сильным оружием в руках
борцов. И хотя они и используют его, но они далеко не всегда сознают силу слова
как разрушительную, так и созидательную.Далеко не всегда они, особенно
в сложных коммуникативных условиях, как можно нейтрализовать, разоблачить
лживое и злобное «антислово» и как дать подлинную силу слову. И даже зная, не
всегда они находят в себе смелость, ответственность и упорство, необходимые для
решения такого рода задач. И даже находя, далеко не всегда владеют искусством
такого тонкого и действенного слова.Одной из важнейших задач
воспитания современной функциональной культуры речи является овладение умениями
и навыками анализа сложных ситуаций общения, прежде всего применительно к
практически непосредственно актуальным сферам и ситуациям. На этой базе
соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием
в естественной речевой практике.Возможности языка безграничны. Так, общий язык
поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои
действия благодаря убеждению или осуждению друг друга. Кроме того, между
людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают
взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о
традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Короче говоря, он
способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности.
Руководители развивающихся стран, где существуют племенные диалекты, стремятся
к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы он распространялся
среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного фактора для сплочения
всей нации и борьбы с племенной разобщенностью.Хотя язык является могучей объединяющей силой, в
то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык,
считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или
диалектах, чужими.Знать
выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми
богатствами во всем их структурном многообразии — к этому должен стремиться
каждый носитель языка.Защита и
охрана природных богатств, здоровье народа осознаются теперь как важное
общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники
материальной культуры – часть духовного исторического наследия. Наш язык
нуждается в таком же бережном подходе. Русский литературный язык надо беречь от
засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от стилистического “снижения” и стилевого
“усреднения”, т. е. нивелировки или штампованности. Его надо оберегать от
ненужных иноязычных заимствований, от разного рода неточностей и тем более –
от ошибок и неправильностей, словом, от всего, что ведет к его оскудению, а
следовательно, к обеднению или омертвению мысли.Список
литературы1.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г.
Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.2.
Головин Б.Н. Основы культуры речи.
М., 1980.3.
Соколова В.В. Культура речи.
Культура общения. М., 1989.4.
Сопер П.А. Основы искусства речи.
М., 1999.