ГОЛИЦЫНСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФПС РФ
Кафедра психологии и
педагогики.Факультет заочного обучения
отделение психологии
Тема: “Родство и различие
психики животных и человека”.Реферат студентки 1 курса
Котовой Елены МихайловныНаучный руководитель подполковник
Дмитриев И.В.Голицыно 1999
П Л А Н .
I. Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 2
II. Развитие психики в животном мире………………………………………………………………………………………… 3
II. Сознание человека………………………………………………………………………………………………………………………………. 7
III. Главные черты отличия психики животных от сознания
человека……………. 10
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 19
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………… 20
I. Введение.
В своей работе по теме “Родство и различие психики животных
и человека” я хочу провести сравнение психики человека и животных, найти чем
они схожи, и что их отличает.
Моя задача – дать представление о том, какие периоды
развития прошла психика животных, для того что бы превратиться в сознание
человека.
Данная работа состоит из введения, основной части,
включающей 2 основных вопроса. Первый – раскрывает проблему развития психики
животных. Во втором – рассматривается иная форма психики, обладающая более
совершенными чертами – человеческое сознание.
Мной были использованы такие источники – “Хрестоматия по
зоопсихологии и сравнительной психологии”, “Хрестоматия по психологии” и
другие. Эти книги помогли мне раскрыть эту тему. Авторы этих книг очень
интересно и доступно рассказывают о зарождении психики, приводятся
многочисленные эксперименты, доказывающие различия психики животных от
человеческого сознания.
II. Развитие психики в животном мире.
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания
имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности
возникновения, развития и проявления психики. Еще в глубокой древности человек
обратил внимание на то, что существуют явления вещественные – окружающая
природа, люди, различные предметы. И невещественные – образы людей и предметов,
воспоминания о них, переживания, таинственные, подчас, трудно объяснимые. Не
имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и
причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно,
независимо от окружающего реального мира. Именно так возникли представления о
душе и о теле, о материи и о психике, как самостоятельных началах.
Психика от греческого душевный, – свойство
высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения
действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с
окружающей средой. Психическая деятельность организма осуществляется
посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают
воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят план поведения и
контролируют его, третьи – придают поведению энергию и стремительность,
четвертые – приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа
обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.
На протяжении длительной эволюции органического мира – от
амебы до человека – физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись,
дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.
До половины прошлого столетия большинство даже ученых людей
считало, что животный мир существует сам по себе, а человечество – само по
себе. Людям казалось оскорбительной простая мысль о том, что человек и животные
едины по своему происхождению. Только великий Дарвин доказал эту истину, тем
самым совершив переворот в человеческих умах.
Если окунуться в предысторию человеческого сознания, то мы
увидим, что это длительный и сложный процесс развития психики животных. Психика
является продуктом длительного и сложного процесса развития органической
природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна
более элементарная форма отражения – раздражимость – это свойство живых
организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее
воздействие. Сила и характер ответных реакций зависят не только от того
насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего состояния живого
существа (эксперименты ученых показали, что сытая амеба на пищу не реагирует).
Тогда как психическое отражение представляет собой реакцию живого существа не
только на биологически значимые раздражители, но и на такие, которые выполняют
функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии
(насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят пищу или избегают
опасности).
Появление психической формы отражения связано с
возникновением простейшей нервной системы. Впервые она появляется у
кишечно-полостных (гидра, медуза) – у них наблюдаются недифференцированные
реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет
управляющего центра, который появляется на следующем этапе развития нервной
системы, которая называется ганглиозной (у червей). У них организм действует
как единое целое, но головной узел устроен сложнее, чем все остальные, поэтому
реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.
В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни
и с развитием коры головного мозга возникает психическое отражение животными
целостных вещей, возникает перцептивная психика.
Еще большее усложнение условий существования, которое
привело к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия, и еще
более совершенного мозга, создает у животных возможность чувственного
восприятия вещей в виде предметных ситуаций.
Развитие жизни приводит к возникновению у них органов
чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение
окружающей их действительности.
Отвечая изменению условий существования, изменяется и
деятельность животных. Первое отличие всякой деятельности животных от
деятельности человека состоит в том, что у животных она является деятельностью
инстинктивно-биологической, то есть деятельность животного может осуществляться
только в том случае, если для него это жизненно необходимо, если при помощи
этой деятельности будет происходить удовлетворение его биологических
потребностей. Например, если в сознании человека фигура треугольника
характеризуется объективно – количеством углов, сторон и т. д. , то для
животного она будет характеризоваться и отражаться неотделимо от
соответствующего биологического его отношения. Поэтому, если у животного не
существует к данной вещи, предмету инстинктивного отношения, то она для
животного как бы не существует. Когда человек вступает в отношение к вещи, то
он отличает объективный предмет своего отношения, а с другой – свое отношение к
нему. Такого разделения у животного не существует. “Животное – не относится ни
к чему и вообще не “относится”…” – говорил К. Маркс.
Еще одной чертой отличия психики животного от психики
человека является показатель отношения животного к себе подобным. Животное
относится к себе подобным также как и к другим внешним предметам и объектам,
они тоже принадлежат к кругу инстинктивных биологических отношений. Это стоит в
связи с тем фактом, что у животных не существует общества. У некоторых животных
(муравьи, пчелы и др.) можно наблюдать деятельность нескольких животных, но мы
никогда не наблюдаем у них совместной деятельности. Исследователи провели такой
эксперимент: сразу перед несколькими обезьянами поставили задачу – требовалось
положить ящик на ящик, для того, что бы влезть на них и этим способом достать
высоко подвешенный банан. Животные действовали, не считаясь с другими. При
таком совместном действии возникла борьба за ящики, драки между животными, но
постройка так и осталась не возведенной. Хотя в отдельности каждая обезьяна
может ставить ящик на ящик и взбираться по ним вверх.
II. Сознание человека.
Совсем иную форму психики, характеризующуюся совершенно
другими чертами, представляет собой психика человека – человеческое сознание.
Психика как отражение действительности в мозгу человека
характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку
образует сознание.
Сознание – высшая ступень развития психики,
свойственная только человеку, которая возникла в процессе общественной трудовой
деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.
Какова же структура сознания, его важнейшие психологические
характеристики?
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании:
сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об
окружающем нас мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует сознание и каким
нечто существует для него, это знание”1. В структуру сознания,
таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых
человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть
отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью
ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг
раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он
представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого,
воображение строить образные модели того, что является объектом потребностей,
но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем
использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о
полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов,
неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания
закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что
принадлежит “я” человека и его ”не я”. Человек, впервые в истории
органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему,
продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он
единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е.
обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек
производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.
Отделение “я” от ”не я” путь, который проходит каждый человек в детстве,
осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания обеспечение целеполагающей
деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей
деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются
волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него
необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “человек не только
изменяет форму того, что дано природой; он осуществляет вместе с тем и свою
сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий
и которой он должен подчинять свою волю”1. Всякое нарушение в
результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять
целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается
как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания – включение в его
состав определенного отношения. “Мое отношение к моей среде есть мое сознание”,
– писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят
отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые
включен человек.
III.
Главные черты отличия психики животных от сознания человека.
История развития человека – качественно новая ступень,
которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического
развития животных.
В настоящее время можно считать установленным, что род
человеческий зародился в восточной Африке. В результате геологического
катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое высокое
плато, опустилась. Это событие разделило наших предков на две группы.
Члены группы, которые остались на возвышенности, продолжали
вести древесный образ жизни, а их потомки – это наши ближайшие родичи, шимпанзе
и гориллы. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном
положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды.
Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой
возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора, усложнению
функций передних и задних конечностей это в свою очередь приводило к
развитию мозга. Произошло появление новых потребностей. Кроме пищевой,
оборонительной, половой зарождается потребность в ориентировочно-поисковой
деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного
отношения к действительности, которое характерно только для человека.
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой
человека и психикой животного.
Сознание, как и психика в целом, является процессом
отражения, но этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее.
Для сознания характерен ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в
психике животных : у человека отражение окружающего мира различно на разных
этапах исторического развития. Процесс отражения окружающего мира не остается
неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь.
У животных тоже происходят подобные изменения, но они касаются одной особи, а
человек может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.
У людей так же отличаются разные этапы познания, к этому
относится процесс перехода от незнания к знанию, от чувственного познания к
логическому.
Единство исторического и онтогенетического в отражении
человеком окружающего мира являются одной из главных черт, отличающей сознание
человека от психики животных.
Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к
внешним условиям, но они могут лишь использовать то, что дает природа. Активное
же человеческое сознание дает возможность преобразовывать действительность. “
Сознание человека – не только отражает объективный мир, но и творит его” –
писал Ленин. 1
Еще одна отличительная черта психической деятельности
человека передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем
арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на
определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во
всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек
присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в
поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает
передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает
способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека
качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями
культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно
человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное
мышление).
Отражение действительности присуще и животным, и человеку.
Но оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к
окружающему миру, и в борьбе за существование выживают те животные, которые
успешно приспособились к внешним условиям. А для человека отражение мира
является процессом познания мира в его существенных связях и отношениях.
Обобщение накапливаемого опыта в слове, сравнивая прошлое и настоящее, человек
устанавливает причинно-следственные связи, а зная их он может предвидеть
будущее, прогнозировать его – в этом проявляется еще одно отличие психики
животного от сознания человека.
Важное отличие сознания человека от психики животных
заключается и в наличии самосознания, то есть способности познавать не только
внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это
открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и
самовоспитания.
Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции
материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических
предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал
способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество
ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать
элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим
и у современных человекообразных обезьян.
Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции
животных : человек продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой
общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло
всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг
другу.
Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада
в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая
совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.
Отличие человека от животного заключается в его способности
создавать и сохранять орудия. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком
была высокоразвитая древняя порода обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян
обусловил новый способ их передвижения – по поверхности земли, при которой они
постепенно перестали пользоваться для этой цели руками и стали усваивать прямую
походку. Руки, освободившись от передвижения, стали специализироваться на
трудовых операциях. Первоначально рука человека мало чем отличалась от руки
обезьяны и могла выполнять только примитивные действия – орудовать палкой,
камнем. В дальнейшем рука постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более
сложным функциям, к трудовому процессу. “ Труд создал самого человека ” –
говорил Энгельс … но процесс труда начинается только при изготовлении
орудий.”1 Некоторые предпосылки этого процесса
уже имеются у высших животных. Например, обезьяна может использовать палку, что
бы сбить фрукты с дерева, слон отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела.
Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они не изготовляют
своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной
ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как
орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной
ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким
образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная
деятельность животных никогда не совершается коллективно в лучшем случае
обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.
В отличии от животного человек создает орудие по заранее
продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Он живет в
мире относительно постоянных вещей. Человек , используя орудия труда, осознает
и понимает их назначение, поэтому при их изготовлении, обдумывают из какого
материала и какой формы оно должно быть изготовлено. Человек пользуется орудием
сообща с другими людьми. Он заимствует опыт использования орудия у одних и
передает его другим людям.
Именно изготовление орудий труда и является показателем
появления человека. С момента изготовления орудий труда стали складываться иные
отношения между людьми. Каждое новое поколение людей получает готовые орудия
труда и опыт по их изготовлению, поэтому люди наследуют не только биологические
признаки, но и социально-исторический опыт, накапливаемый и сохраняемый прежде
всего в орудиях и средствах производства материальных благ.
Что бы передавать опыт из поколения в поколения, нужно
общаться, поэтому в результате эволюции неразвитая гортань обезьяны медленно
преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. У человека
появляются центры речи, складывается звуковой язык – средство общения между
людьми. У животных нет языка и членораздельной обобщенной речи. Общение
животных выражается нередко в том, что одно животное действует на других с
помощью звуков голоса. Внешнее сходство с человеческой речью, конечно, можно
увидеть, но если посмотреть на эту проблему изнутри , то увидим принципиальные
различия. Человек выражает в своей речи объективное содержание и отвечает на
обращенную к нему речь. А животные, реагируя на голосовой сигнал другого
животного отвечают не на то, что объективно означает данный голосовой сигнал,
а отвечают на сам этот сигнал, который приобрел для них определенный
биологический смысл.
Различные звуки, испускаемые дельфином, представляют собой
систему простых сигналов, передающих чувство страха, боли, сигнализирующих о
пище, бедствии, поисках особей противоположного пола. Попугай благодаря особому
устройству ротовой полости способен подражать звукам, но он в отличие от
человека не понимает то о чем говорит. Тревожный крик птицы это
инстинктивная реакция на опасность.
Исследователи провели такой эксперимент. Поймали цыпленка и
насильно удерживали его, он начинал биться и пищать, его писк привлекал
наседку, и она устремляется по направлению к этому звуку. Во второй части
эксперимента привязанного цыпленка, который продолжал пищать, накрыли толстым
стеклянным колпаком, заглушающим звуки. Наседка, видя цыпленка, но не слыша его
криков , перестала проявлять по отношению к нему какую-либо активность. Таким
образом можно сделать вывод о том, что курица реагирует не на то, что
объективно значит крик цыпленка, а реагирует на звук крика. Можно сделать вывод
о том, голосовое поведение животных является их инстинктивной деятельностью.
Ни в какое сравнение не идет «язык» животных и
язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям
по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек
может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и
будущем, передавать им социальный опыт.
Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом,
выработанным в многовековой практике общества. Он может получить знания о
таких явлениях, с которыми лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает
возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных
впечатлений.
Разница в «языке» животных и языке человека
определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная
психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.
Многими экспериментами исследователей было показано, что
высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе
ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную
ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни
один исследователь.
Животное может действовать только в пределах наглядно
воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от
нее. Животное раб непосредственно воспринимаемой ситуации.
Поведение человека характеризуется способностью
абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия,
которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
Таким образом, конкретное, практическое мышление животных
подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность
человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от
данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные
воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать
соответственно познанной необходимости сознательно. Это существенное отличие
психики человека от психики животного.
Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй
сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает человека от высших
животных. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои
действия, сознательно ставить перед собой цели, достигать их, мысленно заранее
представляя себе результат. К. Маркс говорил : “Пчела искусством постройки
своих сот посрамляет некоторых людей архитекторов, но самый плохой архитектор
отличается от наилучшей пчелы тем, что он заранее представляет себе результат,
то есть предварительно “строит в своей голове” ”.[1]
В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления,
заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому еще
одним, весьма существенным различием между животными и человеком является
различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются
безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут
вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что
воздействует положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке
может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого
человека.
Важнейшие отличия психики человека от психики животного
заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира
развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно
человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам
общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без
общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не
разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к
абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют
случаи воспитания человеческий детей среди животных. Все дети-маугли проявляли
примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности,
которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка,
волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как
обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит
среди людей.
Заключение.
Переход к человеческому сознанию, в основе которого лежит
переход к человеческим формам жизни, к человеческой, общественной по своей
природе, трудовой деятельности, связан не только с изменением принципиального
строения деятельности и возникновением новой формы отражения действительности.
Психика человека не только освобождается от тех черт, которые общи всем
рассмотренным нами стадиям психического развития животных и не только
приобретает качественно новые черты главное состоит в том, что с переходом к
человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем
протяжении животного мира теми общими законами, которым подчинялись законы
развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к
человеку развитие психики подчиняется законам общественно-исторического
развития.
Список литературы.
1. “Хрестоматия
по зоопсихологии и сравнительной психологии” под редакцией Н.Н. Мешковой, Е.Ю.
Федорович М 1998 г.,
2. “Хрестоматия
по психологии” под редакцией А.В. Петровского м.,1977 г.
3. “Психология
” В.И. Крутецкий М 1982 г.,
4. “Энциклопедический
словарь юного натуралиста” А.Г. Рогожкин М.,1981 г.
5. “Общая
психология ” Немов М
1 “Хрестоматия
по психологии” под редакцией А.В. Петровского. М., Просвещение 1977 г. С 91
1 “Хрестоматия
по психологии” под редакцией А.В. Петровского. М., Просвещение 1977 г. С 96
1 “Хрестоматия по психологии” под редакцией А.В.
Петровского. М., Просвещение
1977 г. С 85
1 Крутецкий “Психология” М 1982 г., С 38
[1] “Хрестоматия по психологии” под редакцией А.В.
Петровского. М., Просвещение
1977 г. С 102