Битов Андрей Георгиевич

Дата: 12.01.2016

		

Биография:

Родился в Ленинграде в 1937 году в семье архитектора.
Военное детство писателя связано с первыми фашистскими налетами на Любытино,
где он вместе с детским садом был в 1941 году. Затем блокада, эвакуация в
Среднюю Азию, послевоенное детство в Ленинграде. В 1955 году Битов поступает ii
Ленинградский горный институт. Заканчивает его в 1962 году. Работает буровым
мастером в геологических экспедициях. В институте будущий писатель вступает в
литературное объединение под руководством поэта Глеба Семенова. В 1960 году
Битов приходит в литературное объединение прозаиков, которым руководил Михаил
Слонимский. В 1960 году в сборнике «Молодой Ленинград» были опубликованы первые
рассказы Битова «Бабушкина пиала» и «Фиг». В 1963 году была издана первая книга
Битова «Большой шар». Выпустив первую книгу, Андрей Битов едет в Москву на
Высшие сценарные курсы и становится профессиональным писателем. С 1970 по 1990
годы Андрей Битов – один из ведущих советских писателей. Участник литературного
альманаха «Метрополь». Лауреат Пушкинской премии за 1990 год и Государственной
премии РФ в области литературы за 1996 год. Андрей Битов – президент русского
ПЕНа.

Список произведений

Дачная местность: Повести, М.: Советская Россия, 1967,
50000 экз.

Аптекарский остров. [Рассказы], Л., Советский
писатель, 1968, 30000 экз,

Образ жизни: Повести [ил.: Д. Громан], М.: Молодая
гвардия, 1972, 100000 экз.

Дни человека: Повести/ Андрей Битов; [Послесловие В.
Гусева]. – М.: Молодая гвардия, 1976. –

351с. ил.; 75000 экз.

Пушкинский дом. Анн Арбор: Ардис. 1978.

Воскресный день: Рассказы, повести, путешествия. – М.:
Советская Россия, 1980, 30000 экз.

Грузинский альбом. – Тбилиси: Мерани. 1985, 40000 экз.

Книга путешествий/ Андрей Битов; [Послесловие Л.А.
Аннинского]. – М.: Известия. 1986. –

650, [2]с., 270000 экз.

Человек в пейзаже: Повести и рассказы. – М.: Советский
писатель, 1988.

Последняя повесть: [Человек в пейзаже]/А. Битов. – М.:
Правда, 1988, 46, [1]с., 150000 экз.

Улетающий Монахов: Роман–пунктир / А. Битов; [рис. Р.
Габриадзе]. – М.: Молодая гвардия,

1990, 100000 экз.

Жизнь в ветреную погоду. [Сборник]. – Л.:
Художественная литература, 1991, 100000 экз.

Оглашенные. Москва: Московское издание, 1995
//Санкт–Петербург: Издательство Ивана

Лимбаха, 1995.

Империя в четырех измерениях. В 4–х тт. – Харьков:
Фолио; Москва: ТКО ACT, 1996.

Вычитание Зайца. (Занавес. Документальная пьеса.
Пушкинский лексикон. Эссе.) //Звезда. –

2001.–№12

Список рецензий

Дни человека: Повести. – М.: Молодая гвардия, 1976. –
351с.:

Иванова. Н. Судьба и роль //Дружба народов. – 1988.
–№3 – с. 244–255.

Урбан А. Философичность художественной прозы. –
Звезда, 1978С, №9, с 209–221.

Эпштейн М. Время самопознания. –Дружба народов, 1978,
№8С, с. 276–280.

Роднянская И. Образ и роль. – Север, 1977, №12 С,
с.111–119.

Образ жизни: Повести [М.], Молодая гвардия, 1972.:

Урбан А. В настоящем времени. –Звезда, 1973, №7, с.
214–216.

Грузинский альбом. – Тбилиси: Мерани, 1985, – 224с.:

Фалшеева А. Биография чувств //Литературная Грузия. –
1987. –№7 – с.160–162.

Елигулашвили Э. Феномен нормы //Литературная Грузия. –
1986. –№1. – с. 196–200.

Книга путешествий. – М.: Известия, 1986. – 605с.:

Иванова Н. Судьба и роль //Дружба народов. – 1988.
~№3. – с. 244–255

Последняя повесть. [Человек в пейзаже]. – М: Правда,
1988, 46 с.:

Кузмичев И. Иллюзия одиночества//Знамя– 1988. –№7. –
с. 180–188

Жизнь в ветреную погоду. –Л.: художественная
литература, 1991:

Ярославский М. //Книжное обозрение. – 1991. – 12.04.
(№15). – с. 3

Одно из самых известных и основных произведений А.
Битова – роман «Пушкинский дом». Это первый большой роман писателя, который
завершает ту линию его творчества, которую принято относить к психологической
прозе.

Рецензии на роман А. Битова «Пушкинский дом»:

Латынина А. Дуэль на музейных пистолетах//Литературная
газета. –1988. — 27 янв. (№4). –

с. 4

Ерофеев Виктор. Памятник прошедшему времени //
Октябрь. – 1988. – №6. – с. 203–204.

Качуков Е. Очки для зрения сейчас //Литературная
Россия. – 1988. – И марта (№10). – с. 6

Новиков В. тайная свобода// Знамя. – 1988. – кн. 3. –
с. 229–231

Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А. Битова
«Пушкинский дом»// Новое

литературное обозрение. – 1995. –№11. – с. 230–244

Карабиневский Ю. Точка боли: о романе А. Битова
«Пушкинский дом» //Новый мир. – 1993. –

№10.–с. 218

Амусин Марк Фомич. В Зазеркалье петербургского
текста// Нева. –2001. – №6– с. 184–189.

О теме города Петербурга в произведениях А. Белого
(«Петербург»), К. Вагинова («Козлиная песнь», «Труды и дни Свистунова»), А.
Битова («Пушкинский дом»).

Фрагменты рецензии на роман «Пушкинский дом» – Виктор
Ерофеев.

Памятник прошедшему времени //Октябрь. –1988. – №6. –
с. 203–204

Нельзя дважды войти в один и тот же роман. Роман
протекает сквозь время и читательское восприятие, переливаясь, видоизменяясь,
живя своей жизнью. Я-–то в середине семидесятых в виде рукописи. Второй раз на
«застойном» пороге восьмидесятых. Третий раз – в трех новомировских номерах –
только что.

Впервые читал взахлеб и действительно захлебнулся.
«Пушкинский дом» был настолько умен и масштабен, что трудно было не сравнить
себя с Евгением, роман – с «Медным всадником». Создать нечто такое, что было бы
продолжением русского романа ХIХ века, его достойным развитием…не это ли мечта
каждого талантливого писателя–современника? Битов воплотил эту мечту в
безукоризненно выполненный текст, размеченный и прописанный так, что его
архитектоника перекликалась с архитектурой места действия. И потом: те мысли,
которые в недодуманном состоянии толкались в уме и выплескивались в «кухонных»
спорах, здесь были не только додуманы – они были запечатлены. Высказаны
спокойно, решительно, резко, в лицо времени, не готовому их принять. Смелость
автора завораживала. Роман был написан в никуда, то есть, на жаргоне эпохи, в
«стол». Пленяла не только воля автора, взявшегося за безнадежное дело
безадресного письма, но и его гражданская смелость, которой пытались учиться,
но оказались не то недоучками, не то нерадивыми самоучками. Битов, наверное,
первым, или одним из первых в современной прозе заговорил о слабости человека,
о его душевных пределах, эмоциональном «оледенении». При этом он не желал
удовлетворяться расхожими объяснениями душевной импотенции: мол, жизнь груба,
среда заела. Дело не в форме существования, а в природе существования. Коли
среда заела, значит, смогла заесть.

Второе прочтение как–то невольно оказалось более
«отчужденным» и потому, наверное, более «историческим». Я почувствовал силу
битовского таланта в точности, в той самой традиционной реалистической верности
детали, при которой героя, антигероя, героинь видишь, как на фотографии,
подробно: от галстука до чулок.

Зато смущали литературоведческие неточности, промахи в
изысканиях образованного героя, за которые, впрочем, автор не нес
непосредственной ответственности. Все было определено, схвачено в кольцевую
композицию, и первоначальный план проступал в окончательном тексте. Было ясно,
что героям заданы характеры и никуда им от них не деться. Роман «стекленел», он
выглядел чуть насмешливой игрой с психологическим понятием «характер» в русском
реализме.

В третий раз, теперь, прочитав роман, я увидел в нем –
и это, наверное, окончательное видение – памятник. Памятник
«шестидесятничеству». В романе схвачен весь комплекс «шестидесятничества», его
нравственный код: мы – они, честный – стукач и т.д., его социальный акцент:
никто не свободен от общества ни в чем. Все им обусловлено. Многие иллюзии
«шестидесятничества» обнажены. «Пушкинский дом» – это памятник
«шестидесятничеству», возведенный блистательным «шестидесятником», не его
идеологом, не его критиком, а его свободно мыслящим современником. Оттого этот
памятник и вышел адекватным эпохе; художественная картина оказалась подлинной
не только по результату, но и по способу изображения.

Слабость же основной авторской концепции оказалась
именно в том, где первоначально я увидел ее силу: развитие литературной
традиции, какой бы монументальной она ни была, не может быть линейной. Ведь
отстаивая в теоретической главе форму прошедшего времени как незыблемую основу
романа, автор, по сути дела, возводит памятник прошедшему времени самого
романа, роману прошлого с его устойчивой и непоколебимой «точкой зрения»,
психологичностью, «характером» и т.п.

«Пушкинский дом» – роман интеллектуальный, то есть
основанный на уверенности автора в возможности рационалистического охвата
действительности, когда творческая интуиция лишь служанка разума,
обеспечивающая так называемую художественность. Диктатура авторитарного ума,
присутствующая в романе на всем его протяжении, не ослабляется. У Битова слово
романа – инструмент писателя; оно подчинено его задачам и не значит больше, чем
ему определено по заданию. Вот почему сюжет равен сюжету, характер –характеру,
стиль – стилю. В этом «Пушкинский дом» есть нечто прямо противоположное поэтике
Платонова, когда автор — инструмент слова, отпущенного не свободу, когда слово
богаче любого смысла, вложенного в него не только читателем, но и самим
автором. Романное слово Битова в новой ситуации стремится к самоочевидности,
порой к обидной банальности.

При всем том памятник «шестидесятничеству», этой
странной эпохе, когда жизнь клали на заужение брюк, раздвигая рамки свободы –
необходимый историко-литературный монумент, возведенный надолго.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий