Семья как институт социализации ребенка

Дата: 12.01.2016

		

Министерство
образования и науки Российской Федерации

Государственное
образовательное учреждение

Высшего
профессионального образования

Российский
государственный социальный университет

Контрольная
работа

По курсу:
«Содержание и методика педагогической деятельности»

На тему:
«Семья как институт социализации ребенка»

Выполнила:

Проверила:

Воронеж 2008

Оглавление.

1.        
Введение                                                                                             
3

2.        
Семья и
воспитание ребенка в семье                                                4

3.        
Отличие современной
семьи от семьи прошлых лет                      6

4.        
Социализация
ребенка                                                                      10

5.        
Заключение                      
                                                                 14

6.        
Список
используемой литературы                                                  15

Введение.

Первоначально понятие «социализация»
пришло из политэкономики. Там данный термин означал общение земли, средств
производства и т.п.

В 1887 г. американский
социолог Гиддингс Ф.Г. в своей книге «Теория социализации» дал определение,
близкое к современному: развитие социальной природы или подготовка человека к
социальной жизни.

Сегодня проблему социализации
изучают философы, социологи, психологи, педагоги и др.

На социализацию влияют:
государство (к этому относят обязательный минимум образования, возраст его
начала, сроки службы в армии, др. законы); влияние различных обстоятельств на
общество (это стихийное бедствие, катастрофы); нормы и правила, создаваемые
обществом и государством (материальные, духовные ценности, культура);
воспитание.

Макс Вебер ввел понятие «воспитание»
и дал ему определение: действие, направленное на разрешение проблем.

Социализация является
непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом.
Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться
культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины…
Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно
считается основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всей
жизни.

Объектом социализации
является человек. В нашем случае – ребенок. Семья – это первичный институт
социализации и одновременно является субъектом.

Данной теме следует
уделять много внимания, потому что именно в семье начинается развитие ребенка,
его воспитание. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без
этих первичных умений ребенок не сможет стать полноценным членом общества.

Семья и воспитание.

О воспитании написано
много книг и статей. Именно они дают информацию о том, как нужно воспитывать
ребенка. Но все сходятся в том, что решающую роль в воспитании играет семья. От
того, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическое и эмоциональное
развитие.

Семья – первичная ячейка
общества, его социально-бытовая основа, находящаяся в тесной взаимосвязи и
взаимодействии с социально-производственной его основой. На своем уровне она
концентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений,
существующих в обществе.

При этом семья активно
участвует в формировании ценностных ориентаций и поведений своих членов, в реализации
их статуса.

В младенчестве семья
играет главную роль, которую не могут заменить другие институты социализации.
Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.

В семье происходят
формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни это влияние
определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола:
особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческие
образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает
помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки.

После того, как ребенок
пойдет в детский сад, он попадает в среду, которая выступает как условие его
изменения и развития. Человек сам создает среду, в которой будет протекать его
жизнь. Изменив ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти и
чувства. Здесь фактором формирования личности и развития психологической
структуры личности выступает система общественных отношений

Но приобретение своего
опыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего мира,
переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия в
ответ на их поведение – один из путей формирования у ребенка качеств,
необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми.

Говоря о семье как о
части системы общественного воспитания новых поколений, нельзя упускать из виду
ее значимость в этой системе. Именно родители, семья в целом, — часто того не
замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей,
ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в
семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или
подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает
социальную информацию в качестве руководства к действию.

Семейное воздействие на
ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все
стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано
на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.

Здесь речь идет не о
чувстве любви и доверии, а об ощущениях детьми своей безопасности,
защищенности, возможности делиться своими переживаниями и получать помощь.
Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их
жизни. Во многом это качество сохраняется в подростковый период.

Отношение и атмосфера в
семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод,
но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество примеров прочности
убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские
годы от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не всегда
такие примеры положительны.

Отличие современной
семьи от семьи прошлых лет.

Семья – это основанная на браке или кровном
родстве малая группа, члены которой связаны взаимопомощью, общностью быта; в ней
вырабатывается совокупность норм и образцов поведения.

Современная семья очень
сильно отличается от семьи прошлых лет тем, что отношения между родителями и
детьми изменились, можно сказать, кардинально. Теперь они более привязаны
эмоционально друг к другу. Так, накопленный опыт дедушек и бабушек редко
передается детям. Это связано с тем, что сами ребята перестали стремиться к
перениманию опыта у старших поколений.

Но при этом отношения
между родителями и детьми стали сложнее. Сегодня большинство детей имеют
высокий уровень образования и могут проводить время вне семьи. Здесь сказался
экономический кризис прошлых лет, когда взрослые были вынуждены искать пути для
того, чтобы выжить в мире. Но и сейчас многие семьи вынуждены работать на
двух-трех работах, чтобы обеспечить себя и своих родственников. В это время
дети остаются без присмотра и чувствуют свою независимость. В определенной мере
это плохо влияет на их развитие, образование, культуру.

В последние годы было
замечено, что авторитет родительской власти потерял свою силу. Многие взрослые
этого не понимают и стараются всеми силами вернуть его, применяя силу. Это
неправильно. На смену авторитета родителя должен прийти авторитет личности
родителей.

В течение долгих лет в сознании
людей укоренилось разделение труда. На некоторые профессии брали только женщин
или только мужчин. Да и домашние дела были поделены на «мужские» и «женские».
Этот стереотип в настоящее время уходит в прошлое. Теперь с ребенком может
заниматься и отец в то время, когда мать зарабатывает себе и им на жизнь.

При этом на сегодняшний
момент, занимать руководящие должности может не только мужчина, но и женщина.
Так, в Областной Думе уже сейчас присутствуют женщины. Из этого можно сделать
вывод, что статус женщины повысился.

Современные родители не
воспринимают опыт своих бабушек и дедушек, основываясь на личном опыте, личных
убеждениях. В какой-то степени это правильно.

В некоторых семьях
принято не делить обязанности, как это было раньше, а объединять их. Так,
например, муж может приготовить и убрать дома, когда у него появиться свободное
время. И если совсем недавно это считалось стыдным, то теперь – это в порядке
вещей.

Но взаимоотношения в
семье имеют основополагающую сущность. Когда ребенок растет среди скандалов и
драк он перенимает опыт общения такой же и по-другому не понимает. Чрезмерная
опека тоже плохо влияет на детей, они становятся нерешительными, злыми…. Да и
между взрослыми если нет взаимопонимания, то очень трудно находиться вместе.
Особенно, когда требуется поддержка и помощь.

Среди современных семей
наблюдаются и такое, что вместе с молодоженами и их детьми, живет и старшее
поколение. Это стало нормальным явлением в мире. С чем связано такое?

В первую очередь с тем,
что жилплощадь дорожает постоянно, в то время как заработанные платы остаются
на одном уровне. Очень многие молодые семьи не могут позволить себе приобрести
жилье. И дело не в том, что они не хотят.

В самой простой семье
воспитывается хотя бы один ребенок. Реже – два. Как правило, их надо отдавать в
садик. Но яслей по Воронежу совсем мало и мамы вынуждены находиться дома,
воспитывая ребенка. Детских садов осталось не так много, как хотелось бы. А те,
которые еще работают — переполнены, поэтому бабушки и дедушки вынуждены
помогать своим детям,  и воспитывают  внуков.

Уже стало нормальным в
мире, что существуют семьи, которые не заключали юридический брак. Социологи и
правоведы ввели такое понятие, как фактическая семья. В этой семье также
имеется общность быта, взаимная ответственность ее членов, дети.

Нельзя сказать, что в
этом случае отношения и ответственность находятся вне правового регулирования и
базируются только на нормах нравственности. Нет. Существуют правовые гарантии,
добровольное или принудительное признание отцовства, взыскание алиментов и
требования к родителям обеспечить надлежащее воспитание детей.

Несмотря на то, что
прогресс движется вперед, экономика страны тоже стала достаточно стабильной, и
все же существуют неполные семьи. В нашей стране ежегодно заключается огромное
количество браков. Но число разводов и смертей растет из года в год. Чаще всего
это материнские семьи (мать и дети). Реже – отцовские. Некоторая часть таких
семей вновь становится полными после вторичного брака.

Многие годы успешно
функционировала система семейного воспитания, которую можно назвать
«автоматической». Воспитывался в первую очередь сам уклад семейных отношений.
Семья была преимущественно многодетной, члены ее активно осуществляли
взаимопомощь и взаимозащиту.

В таких семьях дети
наблюдали трудовую деятельность родителей и участвовали в ней. Огромную роль
играло то, что дети практически постоянно находились на природе, наблюдали за
животными. А авторитет отца и других старших членов семьи служил как образец поведения
и защитника.

При этом нельзя забывать
о том, что в те времена темпы взросления детей были огромными. Подрастающее
поколение вступало в жизнь в экстремальных ситуациях. Гражданская война,
восстановление народного хозяйства – все это требовало от каждого члена
общества готовности участвовать в общих делах и выполнять посильные поручения.

В таких тяжелых условиях
ребенку и подростку не уделяли много времени в семье. Но при этом для них
всегда был определен круг обязанностей, которые выполнялись беспрекословно.
Каждый член семьи имел свои обязанности.

Несмотря на то, что все
жили достаточно плохо, семьи были многодетными. И очень мало было
социально-неблагополучных семей, конфликтных.

Да, обстановка прошлых
лет отрицательно сказалась на материальном уровне, психологическом. Но она
существенно стимулировала и ускоряла гражданское становление, достижение
социальной зрелости.

Большая часть семей
проживала в сельской местности и жила за счет выращенных фруктов и овощей.
Здесь дети могли наблюдать за трудовой деятельностью родителей постоянно.
Сейчас и в городских и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на
работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не знают, в
чем он заключается.

Социализация ребенка.

Социализация ребенка
неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых,
подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах
настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно
отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна
оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли
мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях,
которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые
возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую
жизнь.

В семье ребенок
набирается уроков взаимоотношений полов и будущей семейной жизни. Формируется
характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается
умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный
уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются
стремления к образованию и самообразованию.

Помимо этого семья имеет
важное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями. Недостаток
внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляется
связь с ребенком.

В процессе воспитания
закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются
в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и
способы их достижения.

Большую роль семья играет
в процессе социального развития человека. Так как одобрение, поддержка,
безразличие или осуждение влияют на детей, помогают адаптироваться к различным
ситуациям, искать выход из сложных жизненных ситуаций.

От того, какая семья
(полная или нет, расширенная) зависит воспитание ребенка. Можно привести такой
пример: отношение родителей к дедушкам и бабушкам перенимаются и детьми.
Поэтому, если Вы сами себе позволяете по отношению к старшему поколению
грубость, резкость, то и Ваши дети будут грубить. В последствии это обернется к
Вам.

Целью семьи можно считать
– обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических,
интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных,
художественных, образовательных).

Современные разводы и
рождение второго ребенка или вне брака отражаются на психике детей. Причинами
такого могут быть – неразвитее чувство ответственности, долга, легкомысленное
отношение к браку, подозрительностью…

Но если в семье
присутствует человек, который считается алкашом, наркоманом, то развод, с точки
зрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдая
пьяные скандалы и драки. Во многих случаях такую модель поведения не удается
изменить и тогда ребенок воспроизводит судьбу родителей.

Расширение бытовых
удобств повлекло за собой проблемы. Они ограничивают участие детей от домашнего
труда. Данную ситуацию усугубили и сами родители, когда стараются оградить
ребенка от труда и помощи по дому. Такие дети вырастают эгоистами, которые
считают, что родители обязаны их обслуживать.

Сложности семейного
воспитания связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино,
прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать
идеалом, быть в чем-то похожим.

Так, хулиганы, антигерои,
наркоманы, тунеядцы в фильмах и компьютерных играх воспринимаются как
наблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что приводит
к дезадаптации общественного мнения подростков.

Правильная позиция семьи
может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Или,
наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко стоят цели и
задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в
своих силах, подготовленным к жизни.

В каждой семье есть две
крайности. Одна, когда родители считают, что ребенок еще маленький, чтобы
помогать по дому, сходить в магазин и т.д. Они сознательно ограждают его от
работы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута» и «пряника».
Это не лучший метод воспитания.

Почему-то укоренилось
мнение, что родители обеспечивают, а школа должна учить. Это не правильно. В
такой семье существует непонимание того, что они перенимают, прежде всего,
пример родителей, их поведение, атмосферу и общение в семье.

Вторя крайность –
гиперопека. Когда детей отстраняют от дел семьи. От участия в зарабатывании и
распределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо их
детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат…. В то время, когда
дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни
отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких
условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.

В семье, где стоит
постоянный контроль и присутствует авторитарный стиль, происходит отчуждение
взрослых от младших, враждебность по отношению к окружающим, агрессия и
протест. Это связано с тем, что контроль над мыслями, желаниями, поведением
приводит к сопротивлению ребенка. За это его наказывают и бьют. Дети,
вырастающие в таких семьях, бывают озлобленными, пассивными и апатичными.

В демократической семье
родители стараются установить хорошие отношения с детьми, привлекают их к
решению проблем, поощряют инициативу и самостоятельность. В таких условиях все
обсуждается, объясняется. Ценится независимость и послушание. Ребенок вырастает
самостоятельным, активным, дружелюбным, ответственным.

В реальности эти стили
воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно, встречаешь смешанный стиль
или компромиссный.

Доброжелательная,
здоровая атмосфера создает условия для развития ребенка и взрослого. Дает
пристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь и
признание. Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

И от того, какие
культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царят
в семье – зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи
переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь в
достижении их своим родителям.

Заключение.

Семья – это неотъемлемая
ячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось без семьи.
Поэтому развитие ее, укрепление, стабилизация – дело не только государства и
общества, но и, прежде всего самих супругов. Это важно. Ведь именно в семье
начинается формироваться личность будущего члена общества.

Перенимание традиций
сплачивает семью. Живой пример родителей очень важен в развитии ребенка.

Развитие человека во
взаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить как результат
его социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и
социальных норм, а также саморазвитии и самореализации том обществе, в котором
он живет.

Социализация – развитие, обусловленное
конкретными социальными условиями, т.е. в процессе воспитания. Она начинается с
семьи.

Социологическими
исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние
школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного
развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов
развития и социализации ребенка.

В семье закладываются
взаимоотношения с окружающими, границы власти и ответственности, которые
становятся нормой.

В конфликтной семье дети
низкоорганизованы и не имеют собственного потенциала разрешения кризисных
ситуаций. А в криминальных семьях дети не имеют элементарных условий для
воспитания, по отношению к ним допускаются насилие, жестокое обращение. Часто
вовлекаются в преступную деятельность родителей. Как правило, таких детей ждет
бродяжничество, побеги из дома.

Список используемой
литературы.

1.         
Дивицына Н.Ф.
«Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.

2.         
Игошев К.Е.,
Миньковский Г.М. «Семья, школа, дети», М.: Юридическая литература, 1989. – 197с

3.         
Мудрик А.В.
«Социальныя педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов»/ под ред. В.А. Сластелино.
– 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 200с.

4.         
Шакурова М.В.
«Методика и технология работы социального педагога». – 3-е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2006. – 272с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий