Психические познавательные процессы

Дата: 12.01.2016

		

Познавательная
деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов:
ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Понятие окружающего мира
осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя
ощущения, восприятия, представления, и логического познания посредством понятий,
суждений, умозаключений.

Ощущение

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов,
непосредственно действующих на наши органы чувств.

Разнообразную информацию о
состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде
ощущений с помощью органов чувств. Ощущения – источник наших знаний о мире и о
самих себе. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих
нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих
головной мозг и кору головного мозга.

Предметы и явления
действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются
раздражителями. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной
раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим
механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов,
называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных
раздражителей на из внешней и внутренней среды и преобразовывают их в ощущения.
Анализатор состоит из трех частей:

— рецепторов, или органов
чувств, преобразующих энергии внешнего воздействия в нервные сигналы (каждый
рецептор способен только к определенному виду воздействий);

— проводящих нервных
путей, по которым эти сигналы передаются обратно в мозг и обратно к рецепторам;

— корковых проекционных
зон головного мозга.

Ощущения можно
классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности выделяют
ощущения:

· 
зрительные
ощущения являются отражением цветов как ахроматических, так и хроматических.
Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн,
излучаемых телами на зрительный анализатор.

· 
Слуховые ощущения
являются отражением звуков различной высоты, силы и качества. Они вызываются
воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.

· 
Обонятельные
ощущения – отражение запахов. Возникают вследствие проникновения частиц пахучих
веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они
воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора.

· 
Вкусовые ощущения
отражают некоторые химические свойства вкусовых веществ, растворенных в воде
или слюне.

· 
Осязательные
ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые
обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения так
же отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое
воздействие.

Указанные ощущения
называются экстероцептивными, и в свою очередь делятся на контактные и
дистантные.

Другую группу ощущений
составляют такие, которые отражают движения и состояния самого тела. Их
называют двигательными или проприоцептивными.

Есть так же группа
органических ощущений – внутренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают
внутреннее состояние тела.

Свойства ощущений:

· 
качество –
сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от
других, а так же различные вариации внутри вида;

· 
интенсивность –
количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего
раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

· 
продолжительность
– временная характеристика ощущений.

Основные характеристики
чувствительности анализаторов:

· 
нижний порог
ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное
ощущение;

· 
верхний порог
ощущений – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно
воспринимать анализатор;

· 
диапазон
чувствительности – интервал между верхним и нижним порогом;

· 
дифференциальный
порог – наименьшая улавливаемая величина различий между раздражителями;

· 
оперативный порог
– величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различия
достигают максимума;

· 
временной порог –
минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для
возникновения ощущения;

· 
латентный период
реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения
ощущения;

· 
инерция – время
исчезновения ощущений после окончания воздействия.

Изменение
чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств
называется взаимодействием ощущений, которое наблюдается в явлениях:

— сенсибилизация –
повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя.

— синестезия –
возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения,
характерного для другого анализатора.

Восприятие

Восприятие – целостное отражение предметов и
явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент
на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает
непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Восприятие субъективно –
одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от
интересов, способностей, потребностей. Зависимость восприятия от прошлого
опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией.

Свойства восприятия:

1. 
Целостность –
внутренняя органическая взаимосвязь в образе. Проявляется в двух аспектах:
объединение разных элементов в целом; независимость образованного целого от
качества составляющих его элементов.

2. 
Предметность –
объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное
физическое тело.

3. 
Обобщенность –
отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

4. 
Константность –
относительное постоянство восприятие образа.

5. 
Осмысленность –
связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

6. 
Избирательность –
преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Виды восприятия:

— восприятие человека
человеком;

— восприятие времени;

— восприятие движения;

— восприятие
пространства;

— восприятие вида
деятельности.

Восприятие бывает
внешненаправленным и внутренненапрвленным.

Восприятие может быть
ошибочным (иллюзорным). Иллюзия – это искаженное восприятие реально
существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных
анализаторов. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

Внимание

Внимание – направленность и сосредоточенность
сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении
от всего остального.

Внимание непрерывно
связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и
избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

— точность восприятия,
являющаяся своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения;

— прочность и избирательность
памяти, выступающие как фактор, способствующий сохранению нужной информации в
кратковременной и оперативной памяти;

— направленность и
продуктивность мышления, выступающие как обязательный фактор правильного
понимания и решения задач.

Основные функции
внимания:

· 
отбор значимых
воздействий и игнорирование других;

· 
сохранение в
сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

· 
регуляция и
контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости от волевых
усилий личности:

· 
непроизвольное
внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без
заранее поставленной цели, без усилия воли;

· 
произвольное
внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня
которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с
более сильными воздействиями;

· 
послепрозвольное
внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.
Когда при решении задачи появляются первые положительные результаты, возникает
интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует
специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы
сохраняется.

2. По характеру
направленности:

· 
внешненаправленное
внимание направлено на окружающие предметы;

· 
внутреннее
внимание – направлено на собственные мысли и переживания.

3. По происхождению:

· 
природное
внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или
иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной
новизны;

· 
социально
обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения,
воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с
волевой регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

· 
непосредственное
внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

· 
опосредованное
внимание регулируется с помощью специальных средств.

5. По направленности на
объект:

· 
сенсорное;

· 
интеллектуальное.

Основные свойства внимания:

1. 
Сосредоточенность
внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при
отвлечении от всего остального.

2. 
Устойчивость
внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется
индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим
состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

3. 
Объем внимания –
определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно
направлено внимание в процессе восприятия.

4. 
Распределение
внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов
деятельности.

5. 
Переключаемость
внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и
включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Память

Памятью называют процессы запоминания,
сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

· 
Запоминание –
процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем
связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти
сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

· 
Сохранение
информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только
количественными показателями, зависит от установок личности, условий и
организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной
переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды
организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную,
иерархическую.

· 
Воспроизведение –
процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может
протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

· 
Забывание –
процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на
забывание: возраст, характер информации и степень ее использования,
интерференция, подавление.

Характеризуя качества
памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти:

1. 
Генетическая
память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий
жизнедеятельности человека.

2. 
Прижизненная
память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до
смерти. Прижизненную память классифицируют:

2.1. 
по целевой
установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

· 
непроизвольная
память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее
без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

· 
произвольная
память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее
определенных волевых усилий.

2.2. 
по степени
осмысленности:

· 
механическая
память основана на повторении материала без его осмысливания;

· 
смысловая память
предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на
понимании внутренних логических связей между его частями.

2.3. 
в зависимости от
установки:

· 
кратковременная
память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный
образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

· 
оперативная
память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее
заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

· 
долговременная
память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

2.4. 
по материалу,
сохраняемому памятью:

· 
когнитивная
память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения,
выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно
превращаются в опыт и убеждения человека;

· 
эмоциональная
память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

· 
личностная память
обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

2.5. 
по модальности:

· 
словесно-логическая
память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

· 
образная память
подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную,
обонятельную, слуховую.

Воображение

Воображение – это психологический процесс создания
новых образов на основе ранее воспринятых.

По степени выраженности
активности различают:

— активное воображение,
которое характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию
усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:

· 
активное
воображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному
желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:

— творческое активное воображение,
возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемое
в оригинальных и ценных продуктах деятельности, является неотъемлемой стороной
технического, художественного и иного творчества;

— воссоздающее активное
воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих
описанию.

· 
пассивно
воображение образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека,
характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, может быть:

— преднамеренное
пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая
способствовала бы их осуществлению;

— непреднамеренное
пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его
расстройствах, в полудремном состоянии, во сне.

Воображение может
проявляться в разных формах:

1. 
Мечты. Формой
проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь
творческих сил человека, направленных на преобразование действительности,
являются мечты – отодвинутые во времени желания.

2. 
Грезы. Воображение
может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходи тот
действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему
неразрешимыми задач.

3. 
Галлюцинации.
Являются фантастическим видением, е имеющим почти никакой связи с
действительностью. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного
воображения, при котором человек воспринимает несуществующий объект.

4. 
Сновидения. К
ряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся сновидения.

Приемы и способы процесса
воображения:

1. 
Агглютинация –
«склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких
предметов в один образ.

2. 
Акцентирование
или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом
образе.

3. 
Гиперболизация и
литота – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей
предмета или их смещение.

4. 
Схематизация –
сглаживание различий предмета и проявление черт сходства меду ними.

5. 
Типизация –
выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его
в конкретном образе.

Воображение различается у
людей по нескольким признакам:

— яркости образов;

— степени их
реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

— широте;

— произвольности, т.е. умению
подчинять воображение поставленной задаче;

— типу представлений,
которыми преимущественно оперирует человек;

— устойчивости.

Функции воображения:

· 
Представление
действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.

· 
Регулирование эмоциональных
состояний.

· 
Произвольная
регуляция познавательных процессов и состояний человека.

· 
Формирование
внутреннего плана действий.

· 
Планирование и
программирование деятельности.

· 
Управление
психофизиологическим состоянием организма.

Мышление

Мышление – это обобщенное и опосредованное
отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление дает возможность
понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе
и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.

Физиологическую основу
мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные
связи, которые образуются в коре больших полушарий.

Стадии мышления:

· 
Допонятийное
мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к
противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о
сохранении количества.

· 
Понятийное мышление
у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складывание
предметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-м
этапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляется
понятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет.

Мыслительный процесс
осуществляется в двух основных формах:

— формирование и усвоение
понятий, сужений, умозаключений;

— решение проблем.

Понятие – форма мышления,
отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений,
выраженная словом или группой слов.

Умозаключение – форма
мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К
умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция – логический вывод,
отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция – от общего к
частному; аналогия – от частного к частному.

Каждый акт мышления
представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе
познания или практической деятельности человека.

Процесс решения задач состоит
из пяти этапов:

— мотивация;

— анализ проблемы;

— поиск решения ее
проблемы на основании ее алгоритма, выбора оптимального варианта и
принципиального учета логических рассуждений, аналогий, эвристических и
эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;

— доказательство и
обоснование правильности решения;

— реализация и проверка
решения, его коррекция в случае необходимости.

Основные мыслительные
операции:

· 
анализ – мысленное
расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

· 
синтез –
воссоединение элементов в целостную структуру;

· 
сравнение –
установление отношений сходства и различия;

· 
обобщение –
выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или
сходства;

· 
абстрагирование –
выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности
самостоятельно не существующих;

· 
конкретизация –
отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

· 
систематизация
или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и
подгруппам.

В определении видов
мышления существуют различные подходы:

1. 
По степени развернутости
решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.

2. 
По характеру
решаемых задач: теоретическое и практическое.

3. 
По содержанию
решаемых задач:

· 
наглядно-действенное
мышление – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное
преобразование ситуации в процессе действий с предметами;

· 
наглядно-образное
мышление – характеризуется опорой на представления и образы;

· 
словесно-логическое
мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями,
различаются:

— теоретическое мышление
– познание законов, правил, разработка концепций, гипотез;

— практическое мышление –
подготовка преобразования действительности;

— аналитическое
(логическое) мышление – носит временной, структурный и осознаваемый характер;

— реалистическое мышление
– направлено на внешний мир, регулируется законами логики;

— аутистическое мышление
– связано с реализацией желаний человека;

— продуктивное мышление –
воссоздающее мышление на основе новизны мыслительной деятельности;

— репродуктивное мышление
– воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию;

— непроизвольное мышление
– предполагает трансформацию образов сновидения;

— произвольное мышление –
целенаправленное решение мыслительных задач.

Качества мышления:

· 
самостоятельность
– умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к
помощи других людей;

· 
инициативность –
постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;

· 
глубина –
способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные
закономерности;

· 
широта –
способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;

· 
быстрота –
скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;

· 
оригинальность –
способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;

· 
пытливость – потребность
всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем;

· 
критичность –
объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы
и решения;

· 
торопливость –
непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из
нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Все операции
мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее
целями и задачами.

Речь

Мышление органично
связано с речью и языком. Важно отличать язык от речи. Язык – это система
условных символов, с помощью которого передаются сочетания звуков, имеющие для
людей определенное значение и смысл.

Речь – это совокупность произносимых и
воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и
соответствующая им система письменных знаков.

Язык един для всех людей,
пользующихся им, речь – индивидуальна. Речь без усвоения языка не возможна, в
то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от
отдельного человека.

Речь выполняет ряд
функций:

— выражает индивидуальное
своеобразие психологии человека;

— выступает носителем
информации, памяти, сознания;

— является средством
мышления;

— выступает регулятором
человеческого общения и поведения;

— выступает средством
управления поведением других людей.

Речь является основным
средством человеческого общения и характеризуется такими качествами, как:
конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового
суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса,
достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и
невербального.

Становление и развитие
речи происходит в течение трех периодов:

1. 
Фонетического –
по усвоению звукового облика слова.

2. 
Грамматического –
по усвоению структурных закономерностей организации высказывания.

3. 
Семантического –
по усвоению понятий отнесенности.

Виды речи:

· 
Устная речь –
представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух,
делится на:

— монологическая речь –
развернутая речь человека, обращенная к другим людям;

— диалогическая речь –
представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух
и более людей.

· 
Внутренняя речь –
беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.

· 
Письменная речь –
представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога
строится при помощи письменных знаков.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий