Познавательная
деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов:
ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.Понятие окружающего мира
осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя
ощущения, восприятия, представления, и логического познания посредством понятий,
суждений, умозаключений.Ощущение
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов,
непосредственно действующих на наши органы чувств.Разнообразную информацию о
состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде
ощущений с помощью органов чувств. Ощущения – источник наших знаний о мире и о
самих себе. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих
нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих
головной мозг и кору головного мозга.Предметы и явления
действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются
раздражителями. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной
раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.Физиологическим
механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов,
называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных
раздражителей на из внешней и внутренней среды и преобразовывают их в ощущения.
Анализатор состоит из трех частей:— рецепторов, или органов
чувств, преобразующих энергии внешнего воздействия в нервные сигналы (каждый
рецептор способен только к определенному виду воздействий);— проводящих нервных
путей, по которым эти сигналы передаются обратно в мозг и обратно к рецепторам;— корковых проекционных
зон головного мозга.Ощущения можно
классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности выделяют
ощущения:·
зрительные
ощущения являются отражением цветов как ахроматических, так и хроматических.
Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн,
излучаемых телами на зрительный анализатор.·
Слуховые ощущения
являются отражением звуков различной высоты, силы и качества. Они вызываются
воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.·
Обонятельные
ощущения – отражение запахов. Возникают вследствие проникновения частиц пахучих
веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они
воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора.·
Вкусовые ощущения
отражают некоторые химические свойства вкусовых веществ, растворенных в воде
или слюне.·
Осязательные
ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые
обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения так
же отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое
воздействие.Указанные ощущения
называются экстероцептивными, и в свою очередь делятся на контактные и
дистантные.Другую группу ощущений
составляют такие, которые отражают движения и состояния самого тела. Их
называют двигательными или проприоцептивными.Есть так же группа
органических ощущений – внутренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают
внутреннее состояние тела.Свойства ощущений:
·
качество –
сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от
других, а так же различные вариации внутри вида;·
интенсивность –
количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего
раздражителя и функциональным состоянием рецептора.·
продолжительность
– временная характеристика ощущений.Основные характеристики
чувствительности анализаторов:·
нижний порог
ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное
ощущение;·
верхний порог
ощущений – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно
воспринимать анализатор;·
диапазон
чувствительности – интервал между верхним и нижним порогом;·
дифференциальный
порог – наименьшая улавливаемая величина различий между раздражителями;·
оперативный порог
– величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различия
достигают максимума;·
временной порог –
минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для
возникновения ощущения;·
латентный период
реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения
ощущения;·
инерция – время
исчезновения ощущений после окончания воздействия.Изменение
чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств
называется взаимодействием ощущений, которое наблюдается в явлениях:— сенсибилизация –
повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя.— синестезия –
возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения,
характерного для другого анализатора.Восприятие
Восприятие – целостное отражение предметов и
явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент
на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает
непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.Восприятие субъективно –
одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от
интересов, способностей, потребностей. Зависимость восприятия от прошлого
опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией.Свойства восприятия:
1.
Целостность –
внутренняя органическая взаимосвязь в образе. Проявляется в двух аспектах:
объединение разных элементов в целом; независимость образованного целого от
качества составляющих его элементов.2.
Предметность –
объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное
физическое тело.3.
Обобщенность –
отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.4.
Константность –
относительное постоянство восприятие образа.5.
Осмысленность –
связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.6.
Избирательность –
преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.Виды восприятия:
— восприятие человека
человеком;— восприятие времени;
— восприятие движения;
— восприятие
пространства;— восприятие вида
деятельности.Восприятие бывает
внешненаправленным и внутренненапрвленным.Восприятие может быть
ошибочным (иллюзорным). Иллюзия – это искаженное восприятие реально
существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных
анализаторов. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.Внимание
Внимание – направленность и сосредоточенность
сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении
от всего остального.Внимание непрерывно
связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и
избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:— точность восприятия,
являющаяся своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения;— прочность и избирательность
памяти, выступающие как фактор, способствующий сохранению нужной информации в
кратковременной и оперативной памяти;— направленность и
продуктивность мышления, выступающие как обязательный фактор правильного
понимания и решения задач.Основные функции
внимания:·
отбор значимых
воздействий и игнорирование других;·
сохранение в
сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;·
регуляция и
контроль протекания деятельности.Основные виды внимания:
1. В зависимости от волевых
усилий личности:·
непроизвольное
внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без
заранее поставленной цели, без усилия воли;·
произвольное
внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня
которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с
более сильными воздействиями;·
послепрозвольное
внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.
Когда при решении задачи появляются первые положительные результаты, возникает
интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует
специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы
сохраняется.2. По характеру
направленности:·
внешненаправленное
внимание направлено на окружающие предметы;·
внутреннее
внимание – направлено на собственные мысли и переживания.3. По происхождению:
·
природное
внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или
иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной
новизны;·
социально
обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения,
воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с
волевой регуляцией поведения;4. По механизму регуляции:
·
непосредственное
внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;·
опосредованное
внимание регулируется с помощью специальных средств.5. По направленности на
объект:·
сенсорное;·
интеллектуальное.Основные свойства внимания:
1.
Сосредоточенность
внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при
отвлечении от всего остального.2.
Устойчивость
внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется
индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим
состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.3.
Объем внимания –
определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно
направлено внимание в процессе восприятия.4.
Распределение
внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов
деятельности.5.
Переключаемость
внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и
включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.Память
Памятью называют процессы запоминания,
сохранения и воспроизведения человеком его опыта.Процессы памяти:
·
Запоминание –
процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем
связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти
сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.·
Сохранение
информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только
количественными показателями, зависит от установок личности, условий и
организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной
переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды
организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную,
иерархическую.·
Воспроизведение –
процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может
протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.·
Забывание –
процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на
забывание: возраст, характер информации и степень ее использования,
интерференция, подавление.Характеризуя качества
памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.Виды и формы памяти:
1.
Генетическая
память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий
жизнедеятельности человека.2.
Прижизненная
память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до
смерти. Прижизненную память классифицируют:2.1.
по целевой
установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:·
непроизвольная
память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее
без усилий со стороны человека и установки на запоминание;·
произвольная
память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее
определенных волевых усилий.2.2.
по степени
осмысленности:·
механическая
память основана на повторении материала без его осмысливания;·
смысловая память
предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на
понимании внутренних логических связей между его частями.2.3.
в зависимости от
установки:·
кратковременная
память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный
образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;·
оперативная
память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее
заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;·
долговременная
память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.2.4.
по материалу,
сохраняемому памятью:·
когнитивная
память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения,
выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно
превращаются в опыт и убеждения человека;·
эмоциональная
память – сохранение в сознании переживаний и чувств;·
личностная память
обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.2.5.
по модальности:·
словесно-логическая
память тесно связана со словом, мыслью, логикой;·
образная память
подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную,
обонятельную, слуховую.
Воображение
Воображение – это психологический процесс создания
новых образов на основе ранее воспринятых.По степени выраженности
активности различают:— активное воображение,
которое характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию
усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:·
активное
воображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному
желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:— творческое активное воображение,
возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемое
в оригинальных и ценных продуктах деятельности, является неотъемлемой стороной
технического, художественного и иного творчества;— воссоздающее активное
воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих
описанию.·
пассивно
воображение образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека,
характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, может быть:— преднамеренное
пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая
способствовала бы их осуществлению;— непреднамеренное
пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его
расстройствах, в полудремном состоянии, во сне.Воображение может
проявляться в разных формах:1.
Мечты. Формой
проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь
творческих сил человека, направленных на преобразование действительности,
являются мечты – отодвинутые во времени желания.2.
Грезы. Воображение
может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходи тот
действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему
неразрешимыми задач.3.
Галлюцинации.
Являются фантастическим видением, е имеющим почти никакой связи с
действительностью. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного
воображения, при котором человек воспринимает несуществующий объект.4.
Сновидения. К
ряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся сновидения.Приемы и способы процесса
воображения:1.
Агглютинация –
«склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких
предметов в один образ.2.
Акцентирование
или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом
образе.3.
Гиперболизация и
литота – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей
предмета или их смещение.4.
Схематизация –
сглаживание различий предмета и проявление черт сходства меду ними.5.
Типизация –
выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его
в конкретном образе.Воображение различается у
людей по нескольким признакам:— яркости образов;
— степени их
реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;— широте;
— произвольности, т.е. умению
подчинять воображение поставленной задаче;— типу представлений,
которыми преимущественно оперирует человек;— устойчивости.
Функции воображения:
·
Представление
действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.·
Регулирование эмоциональных
состояний.·
Произвольная
регуляция познавательных процессов и состояний человека.·
Формирование
внутреннего плана действий.·
Планирование и
программирование деятельности.·
Управление
психофизиологическим состоянием организма.Мышление
Мышление – это обобщенное и опосредованное
отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Мышление дает возможность
понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе
и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.Физиологическую основу
мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные
связи, которые образуются в коре больших полушарий.Стадии мышления:
·
Допонятийное
мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к
противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о
сохранении количества.·
Понятийное мышление
у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складывание
предметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-м
этапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляется
понятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет.Мыслительный процесс
осуществляется в двух основных формах:— формирование и усвоение
понятий, сужений, умозаключений;— решение проблем.
Понятие – форма мышления,
отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений,
выраженная словом или группой слов.Умозаключение – форма
мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К
умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция – логический вывод,
отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция – от общего к
частному; аналогия – от частного к частному.Каждый акт мышления
представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе
познания или практической деятельности человека.Процесс решения задач состоит
из пяти этапов:— мотивация;
— анализ проблемы;
— поиск решения ее
проблемы на основании ее алгоритма, выбора оптимального варианта и
принципиального учета логических рассуждений, аналогий, эвристических и
эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;— доказательство и
обоснование правильности решения;— реализация и проверка
решения, его коррекция в случае необходимости.Основные мыслительные
операции:·
анализ – мысленное
расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;·
синтез –
воссоединение элементов в целостную структуру;·
сравнение –
установление отношений сходства и различия;·
обобщение –
выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или
сходства;·
абстрагирование –
выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности
самостоятельно не существующих;·
конкретизация –
отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;·
систематизация
или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и
подгруппам.В определении видов
мышления существуют различные подходы:1.
По степени развернутости
решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.2.
По характеру
решаемых задач: теоретическое и практическое.3.
По содержанию
решаемых задач:·
наглядно-действенное
мышление – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное
преобразование ситуации в процессе действий с предметами;·
наглядно-образное
мышление – характеризуется опорой на представления и образы;·
словесно-логическое
мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями,
различаются:— теоретическое мышление
– познание законов, правил, разработка концепций, гипотез;— практическое мышление –
подготовка преобразования действительности;— аналитическое
(логическое) мышление – носит временной, структурный и осознаваемый характер;— реалистическое мышление
– направлено на внешний мир, регулируется законами логики;— аутистическое мышление
– связано с реализацией желаний человека;— продуктивное мышление –
воссоздающее мышление на основе новизны мыслительной деятельности;— репродуктивное мышление
– воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию;— непроизвольное мышление
– предполагает трансформацию образов сновидения;— произвольное мышление –
целенаправленное решение мыслительных задач.Качества мышления:
·
самостоятельность
– умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к
помощи других людей;·
инициативность –
постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;·
глубина –
способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные
закономерности;·
широта –
способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;·
быстрота –
скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;·
оригинальность –
способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;·
пытливость – потребность
всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем;·
критичность –
объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы
и решения;·
торопливость –
непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из
нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.Все операции
мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее
целями и задачами.
Речь
Мышление органично
связано с речью и языком. Важно отличать язык от речи. Язык – это система
условных символов, с помощью которого передаются сочетания звуков, имеющие для
людей определенное значение и смысл.Речь – это совокупность произносимых и
воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и
соответствующая им система письменных знаков.Язык един для всех людей,
пользующихся им, речь – индивидуальна. Речь без усвоения языка не возможна, в
то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от
отдельного человека.Речь выполняет ряд
функций:— выражает индивидуальное
своеобразие психологии человека;— выступает носителем
информации, памяти, сознания;— является средством
мышления;— выступает регулятором
человеческого общения и поведения;— выступает средством
управления поведением других людей.Речь является основным
средством человеческого общения и характеризуется такими качествами, как:
конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового
суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса,
достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и
невербального.Становление и развитие
речи происходит в течение трех периодов:1.
Фонетического –
по усвоению звукового облика слова.2.
Грамматического –
по усвоению структурных закономерностей организации высказывания.3.
Семантического –
по усвоению понятий отнесенности.Виды речи:
·
Устная речь –
представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух,
делится на:— монологическая речь –
развернутая речь человека, обращенная к другим людям;— диалогическая речь –
представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух
и более людей.·
Внутренняя речь –
беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.·
Письменная речь –
представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога
строится при помощи письменных знаков.