Анализ одной из новелл «Декамерона»

Дата: 12.01.2016

		

Боккаччо Дж. Декамерон.

День третий. Новелла 8.

Ферондо выпивает сонный порошок, и его заживо хоронят;
аббат, который между тем развлекается с его женой, переносит его из склепа в
темницу, и Ферондо уверяют, что он в чистилище; воскреснув, Ферондо воспитывает
сынка, которого его супруга успела прижить с аббатом.

Анализ.

В этом рассказе ясно видны по крайней мере две идейных
линии: любви и веры.

I. ВЕРА: 1. Монашество, духовенство: проблема святости

2. Истина – ложь: проблема доверия

3. Очищение, путь к нравственному идеалу

4. Роль Бога и судьбы в жизни человека

II. ЛЮБОВЬ: 1. Супружеская верность

2. Муж и жена: права и обязанности

I.1. Духовенство в рассказе представлено неким
тосканским аббатом, «человеком во всех отношениях праведным, если не считать
его пристрастия к женскому полу». Т.е. праведность монаха – это лишь
уверенность окружающих в его святости. В этом смысле рассказ перекликается с
1-ым рассказом первого дня о мессере Чеппарелло.

Но, если в отношении женщин аббат действительно чист в
глазах прихожан, то в отношении к Ферондо ясно просматривается его вполне
мирская сущность: хотя «строгость и святость его (аббата) жизни не вызывали
сомнений», но он у всех на глазах потешается над простотою «неотесанного
простофили» Ферондо, и это ни у кого не вызывает никакого протеста (подчеркнуто
человеческое, сходство с людьми обычными: отчего не посмеяться над
простофилей?). Более того, аббат не исключение из монашеской братии: не
случайно во всех его проделках (и в организации «чистилища» для дурака Ферондо,
и в походах к его жене) ему помогает другой монах. Т.е. в святость монахов
Боккаччо явно не верит. Но вот что забавно: аббат в рассказе не осуждается (как,
например, в предыдущем, 7-ом рассказе 3-его дня), тогда как можно уловить некое
подобие презрения к Ферондо. Думается, это происходит от того, что главной
нравственной ценностью в мире, описанном Бокккаччо, выступает ум. Аббат умен, и
умеет обделать свои дела так, что и волки целы, и овцы сыты: ведя
«душеспасительные беседы» с мирянами, не забывает и о телесной своей сущности.
Это, собственно, разумный способ восстановить в мире равновесие и гармонию,
столь важную для Возрождения: миряне не забывают, благодаря стараниям аббата (и
примеру, который в нем видят), о душе, а аббат, благодаря своему «хитроумию»,
не пропустит случая совершить то, что «телу во здравие».

Итого: святость монашества – фикция, но она не
осуждается, если монах умен и использует свой ум не наперекор природе (аббат не
призывает жену Ферондо к смирению, но дает ей разумный совет и воплощает его в
жизнь с пользой и для себя, и для нее), но во имя ее.

2. Проблема доверия у в этом рассказе решается просто:
человек доверчив по природе своей и склонен верить в то, что видит или хочет
видеть. Так, жена Ферондо, желая верить в силу своей красоты (обладающей, по
словам аббата, «волшебной силой»), с одной стороны, и избавиться от ревнивого
мужа, с другой, легко соглашается на просьбу аббата,  подкрепленную, к тому же
обещанием «вкусить отраду» и «дивным кольцом». Материальное и мирское побеждает
духовное,  особенно если последнее идет вразрез с природой человека. В природе
человека есть не только идеальное, но и приземленное, например, любовь к побрякушкам
(или деньгам – как посмотреть) у жены Ферондо.

Нравственно очищается в рассказе Ферондо, причем не
через молитвы и покаяния, а через вполне реальные розги, подкрепленные верой в
их божественное назначение благодаря хитрой выдумке аббата. Нравственное
очищение у Боккаччо носит иной характер, нежели, скажем, у Данте: для Ферондо
это избавление от ревности, т.е. он перестает подозревать жену во всех смертных
грехах и она получает возможность вести нормальную жизнь, и благодаря этому
«вновь становится ему верной женой». Т.о. ущемление человека в его естественных
правах влечет за собой протест, выраженный здесь в отказе жены от мужа до его
«излечения». В природе человека нет такого, что мешало бы жить другому.

Ни Бога, ни судьбы: человек все решает сам, и успешность
предприятия зависит всецело от ума решающего. Богом выступает умный, в Бога как
в сверхъестественное верит дурак: в диалогах Ферондо с монахом в «чистилище»
монах, упоминая «господь», имеет в виду аббата («Господь велел тебя пороть
дважды в день»; на землю Ферондо вернется, когда на то будет «воля божья» и
т.п.) Мир Возрождения антропоцентричен, и эта новелла тому подтверждение.

II. 1, 2. Супружеская верность необязательна. По
крайней мере, если супруг(а) хотят жить с кем-то, им этого не запретить. Но
измена – тоже сугубо добровольное дело. Вскрывается проблема взаимоотношений в
браке: жена не захочет изменять, если будет ощущать себя в браке человеком.
Можно возразить – не человеком, а любимой. Можно, но не нужно: ведь Ферондо
«очень ее (жену) любил, ночь напролет, бывало, лежал с ней в обнимку и все
целовал, а когда припадала охота, то и еще кое-чем занимался». Т.е. случай жены
Ферондо не тот же, что в ситуации молодой жены старого судьи Ричардо,
замучившего жену воздержанием. Жена Ферондо изменяет мужу именно потому, что он
не доверяет ей и «бешено ревнует, так, что мука мученическая». Этот вывод
подтверждается и текстом: когда Ферондо возвращается из «чистилища» излеченным
от ревности, она, «таковым обстоятельством удовлетворенная, вновь стала ему
верной женой». Боккаччо провозглашает равные права женщины и мужчины в браке.

ИТОГО: в рассмотренной новелле все микротемы подводят
читателя к одному выводу: человек – это человек, и какую бы социальную роль он
не играл, ничто человеческое ему не будет чуждо (аббат, жена Ферондо). Насилие
над природой к хорошему не приведет (жена отказывается от мужа, т.к. он
отказывает ей в элементарном покое и свободе).

Кроме того, в рассказе есть элементы, раскрывающие
уровень научных знаний о мире в эпоху Возрождения: «Дома он вновь вступил во
владение своим имуществом и, как он себя сам уверил, обрюхатил свою жену, и по
счастливой случайности она в определенный срок, в который свято веруют одни
дураки, убежденные, что женщина должна носить ребенка не больше, не меньше, как
9 месяцев, родила младенца мужеского пола…»

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий