Проблема детской агрессивности

Дата: 12.01.2016

		

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Челябинский Государственный Педагогический университет»

(ГОУ ВПО ЧГПУ)

Кафедра общей и Профессиональной педагогики и психологии

Проблема детской агрессивности

Контрольная работа по семейной психологии

Выполнила:

Юрьева Е.О. студентка гр.535/4

по специальности

«Педагогика и Психология»

Проверил: Павлова Л.П.

2010

Содержание

Введение

1. Агрессивность и агрессивное поведение. Виды агрессии

2. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

3. Причины агрессивности детей

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность настоящего исследования определена
экономическими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем
обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности человека. Оценка результатов
этих социальных изменений неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации
общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности,
но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности
и напряженности между людьми в современном обществе.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно
актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи,
наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность
и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве

Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей,
разработка способов ее коррекции, а главное — профилактики является одной из самых
актуальных задач современной психологической науки. В последние годы существенно
возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений
предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его
психологических механизмов.

В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности
возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень
широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные
экспериментальные исследования (как это показали, например, Р. Бэррон и Д. Ричардсон.

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались:
Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С.
Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др.

Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления
агрессии. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А.
Комиссаренко, М.И. Лисина.

Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников
раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е. Лютовой, Г. Мониной.

Цель: выявить психолого-педагогические основы преодоления
агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и апробировать их на практике.

Объект исследования: поведение детей дошкольного
возраста.

Предмет исследования: проявления агрессивности
в поведении дошкольников.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи
исследования:

изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную
литературу по вопросу преодоления агрессивности детей.

выделить понятия «агрессия» и «агрессивное поведение»,
рассмотреть основные разновидности агрессии.

определить причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста
и особенности детей, склонных к агрессии.

рассмотреть особенности эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста.

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической
литературы по теме исследования;


1. Агрессивность и агрессивное поведение. Виды агрессии

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот
термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то
как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он
часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все
по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно,
без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного
поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей:
как найти выразительное и пригодное определение основного понятия. Согласно словарю,
агрессия — любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является
причинение физического вреда или иного ущерба. Агрессия почти всегда классифицируется
как антиобщественное поведение и рассматривается как проблема, вызванная
биологической неполноценностью, неудачными поисками своего места в обществе или
фрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий. В некоторых случаях агрессия
приводит к позитивным последствиям, например, когда она используется для благотворных
перемен в обществе или противостоит силам угнетения. [13, с.13-14]

Басе считает, что
нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного
поведения он предлагает три дихотомии: физическая-вербальная агрессия, активная-пассивная,
направленная — ненаправленная. [13]

Прямой целью физической
агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивности
агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за
собой ранение и насколько тяжелым оно может быть. Тот, кто стреляет в человека с
близкого расстояния, агрессивнее того, кто дает ему пинка.

Вербальные агрессии
тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «словом можно убить».
Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:

многочисленные отпоры;

отрицательные отзывы
и критические замечания;

выражение отрицательных
эмоций, например, недовольства, в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ненависти;

высказывание мыслей
и желаний агрессивного содержания («Убить тебя надо»), или проклятий;

оскорбления;

угрозы, принуждения
и вымогательства;

упреки и обвинения;

ирония, издевки,
обидные и оскорбительные шутки;

простой крик без
формулирования речевого выражения, рев;

скрытая в мечтах,
фантазиях агрессия, выражается вербально или в мыслях, реже в рисунках.

Прямая агрессия
непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует,
л о ней распространяется клевета, или же отрицательно отзываются о работах жертвы,
или агрессия направляется против объектов-заменителей, представителей «круга
жертвы».

Басе указывал, что
следует различать враждебность и агрессивность. Враждебность выражается чувством
возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно
агрессивна, и наоборот.

Другой известный
представитель поведенческого подхода, А. Бандура, подчеркивал, что если человек
с детства видит примеры агрессивного поведения людей, особенно родителей, то в силу
подражания он обучается агрессивным действиям. Исследования показали, что агрессивные
мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие
— они могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним
людям проявляли больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была иная,
мирная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считает физическое наказание
ребенка-моделью агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослыми. Наказание
может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как позитивное отношение
наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.

К настоящему времени
различными авторами предложено много определений агрессии: во-первых, иод агрессией
понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая
возможность человеку противостоять внешним силам (Ф. Аллан); во-вторых, под агрессией
понимаются акты и реакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке
нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (X. Дельгадо).

Различают агрессию
как специфическую
форму поведения и агрессивность как психическое
свойство личности.

Например, Басе определяет
агрессию «как реакцию, как физические действие или угрозу такого действия со
стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность
другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

В настоящее время
все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях,
нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание
людям.

Не менее существенно
рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое
состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и
волевой компоненты.
Познавательный компонент заключается в понимании ситуации как угрожающей, в
видении объекта для нападения. Некоторые психологи, например, Лазарус, считают основным
возбудителем агрессии угрозу, полагая, что угроза вызывает стресс, а агрессия уже
является реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессию, и не
всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой.

Важен и эмоциональный
компонент агрессивного состояния — здесь прежде всего выделяется гнев: часто при
подготовке и в процессе осуществления агрессии человек испытывает сильную эмоцию
гнева, ярости, Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит
к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности
также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят
к агрессии. Волевой компонент агрессивного действия четко выражен: присутствует
целеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

Агрессивность
— свойство личности, заключающееся в готовности н предпочтении использования насильственных
средств для реализации
своих целей. Агрессия — проявление
агрессии ноет и в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда
тому или иному лицу. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень
выраженности — от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически
развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребности
индивидуального развития в общественной практики должны формировать в людях способность
к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует
этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности
запять активную жизненную
позицию. Вместе с тем чрезмерное
развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности,
превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем
выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает
рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения,
проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления
могут являться:

1) средством
достижения определенной цели,

2) способом психологической
разрядки, замещения блокированной потребности,

3) самоцелью,

4) способом удовлетворения
потребности в самореализации и самоутверждении. [2]

Таким образом, агрессивность
человека неоднородна, варьирует от слабой до крайней степени, различна по своей
модальности и назначению. Можно выделить параметры агрессивности различной модальности,
отличающиеся:

1) интенсивностью
агрессии, ее жестокостью;

2) направленностью
на конкретное лицо либо вообще на всех людей;

3) ситуативностыо
или устойчивостью агрессивных тенденций личности.

Условно можно выделить
следующие разновидности поведения с точки зрении агрессивности:

1) антиагрессивпость
негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегда
старается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину,
детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться
в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;

2) интенсивная
агрессия,
мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной
деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда.

3) агрессивность
недифференцированная — несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительности
и скандалах но любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости,
грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления на
семейно-бытовой почве;

4) агрессивность
локальная,
или импульсивная, — агрессия проявляется как непосредственная
реакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальная
агрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, избить и
т.п.5) условная, инструментальная агрессия, связанная с самоутверждением,
например в мальчишеской возне; [1]

6) агрессивность
враждебная —
устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность
проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальная физическая агрессия
может быть и не очень выраженной. Ненависть может быть направлена на конкретное
лицо, посторонние незнакомые люди могут вызывать у такого человека раздражение и
злобу без всякого повода. Возникает желание унизить другого человека, чувствуя к
нему презрение и ненависть, но этим добиться уважения окружающих. В драках хладнокровен,
в случае победы вспоминает драку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать,
а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физической агрессией). В
случае перевеса сил и вероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целом
к людям относится враждебно;

7) инструментальная
агрессия —
для достижения какой-либо значимой ц примириться с людьми, считает
для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает,
что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом
нападении;

2. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие
дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов
и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение
общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.
Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные в преддошкольном
возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям
в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного
мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие
переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным
результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не
тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом,
который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства
теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают
в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника
формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу
возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.
Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно меняется. Если раньше ребенок
испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется
потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную
норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя,
как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник
начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей
деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь
от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы
экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает
ему понять переживания другого человека, «открыть их для себя». [12]

Изменения в эмоциональной
сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности,
самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию,
когда они становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои
чувства, например вне6шние их проявления — слезы, можно заметить у ребенка 3-4 лет.
Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает
управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Подчеркнем, что
дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями.
Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно. [19]

В дошкольном возрасте
развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности
и, главным образом, сюжетно — ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии,
сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные,
эстетические, познавательные.

Источником гуманных
чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства,
проявляя доброжелательность, внимание, заботу любовь, взрослый заложил мощный фундамент
для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве
ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается
в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение
нормами поведения также являются источником развития нравственных чувств. Переживания
теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний
обобщается в форме нравственных чувств.

Мощным фактором
развития гуманных чувств является сюжетно — ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения
помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.
Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений
к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания
других.

В трудовой деятельности,
направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые
эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей,
удовлетворе6ние от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей
плохой работы.

На основе знакомства
детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение
к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность. (Я.З. Неверович)

Сопереживание сверстнику
во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества
эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий
в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто
(в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.

Пассивное наблюдение
за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он
уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает
зависть.

Когда дети соревнуются
друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то
стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает
силу экспрессии до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным
стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество
негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи
менее заметны.

Наиболее яркие положительные
эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным
героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно
и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные
эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Симпатия у дошкольника
становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.

Так, Лена А. (6
лет) встает в угол рядом с братом, которого наказали, и объясняет маме: —
«Раз Сашу наказали, и я буду стоять. Когда его освободят, тогда и я выйду».
В другой ситуации, когда мама в магазине предложила купить мороженое, девочка сказала:
«И Саше. Если Саше не купишь, то к мне не надое.

Даша Н. (5 лет 4
мес.) сшила рубашку для подружки, чтобы доставить ей удовольствие, а Лена (5 лет)
сшила Даше носовой платок. И пусть рубашка подошла лишь Леночкиной кукле. Важно,
что ребенок действенно выражает свою привязанность, демонстрирует доброжелательное
отношение к сверстнику, стремится сделать приятное для другого.

Симпатия и сочувствие
побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок
выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению
к тем, кому симпатизирует и сочувствует. № Исследование Р. Ибрагимовой позволило
проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста. Зачатки
чувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется требованиям взрослого,
не осознавая их Ь смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые
им поступки. Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений:
«можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение
их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную
сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только под
влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.

Первые более или
менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе
жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается
моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить
их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Ребенок переживает
радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение,
недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают
недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых,
но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства
он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми
он находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие,
но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает у
ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать
это чувство и по отношению к малышам,

Наиболее ярко чувство
долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил
общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке.
Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Приведем пример.

Мама забирала Максима
Д. (5 лет 9 мес.) из детского сала. Воспитатель рассказала ей о непослушании мальчика.
По дороге домой состоялся такой диалог.

Мама: Максим, как
же тебе не стыдно! Мне же неприятно за тебя краснеть! Почему ты плохо себя вел?!

Максим заплакал:
Оставь меня! Зачем тебе такой сын?! Лучше я тут замерзну! Чтобы тебе за меня не
было стыдно!

К 7 годам чувство
долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг
людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточно
глубоки и сохраняются долго.

Развитие товарищества
и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения
с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно
со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба
сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими
по очереди. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотя
парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается
в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных
интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому,
что они вместе играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольники
играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения. [22]

«. Я так рад,
что он мой Друг!» — воскликнул Максим Д. (6 лет), когда Максим С. (6 лет 1
мес.) помог ему найти потерявшуюся деталь от конструктора.

Подчеркнем, что
у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом и в то же время
возрастает избирательность дружеских контактов.

Развитие интеллектуальных
чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности.
Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не
только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир,
природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним
многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос,
на который надо найти ответ.

«Чьи следы
на дороге в снегу?» — интересуется Даша Н. (5 лет 5 мес.) и на протяжении 30
мин рассматривает следы. Однажды увидела, как из норки выглянула мышь, очень удивилась,
воскликнула: «Ой, мышка!» Присев на корточки,20 мин сидела рядом с норкой,
заглядывала в нее, принесла печенье и положила около норки. На следующий день рисовала
мышиную норку, строила для мышки домик.

Развитие эстетических
чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности
детей и художественного восприятия.

Приведем пример.

Даша Н. (5 лет 5
мес.) любит рассматривать драгоценные камни в музее, которые «блестят, золотые
и серебряные». С удовольствием смотрит исторические фильмы и балет, где много
красивых платьев. Считает, что красивые девушки — это «в пышных длинных платьях,
золотых и серебряных, бальных, ярких, с пышными рукавами». Рассматривает на
улице выставки картин, восклицая: «Ой, как красиво», предпочитает пейзажу
натюрморты. Любит розы в саду, особенно розовые, восторгается: «Ой, я их обожаю!
Ой, какие нежные лепестки!« Постоянно отмечает краски в природе: »розовый
закат«, »сиреневый восход», любимый цвет — розовый, но определенного
оттенка.

Даша хотела бы превратить
маму в павлина, потому что «мама должна быть самой красивой, а у павлина самый
красивый хвост.

Эстетические чувства
детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает
безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала:».
Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое»
и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить
его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест
против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Особенности эмоционального
развития в дошкольном возрасте:

ребенок осваивает
социальные формы выражения чувств;

изменяется роль
эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

чувства становятся
более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

формируются высшие
чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

3. Причины агрессивности детей

Агрессивные действия
у людей можно наблюдать уже в период раннего детства. В старшем дошкольном и младшем
школьном возрасте часто встречается такая форма агрессивного повеления, как
«игры-потасовки». Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они,
как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно
сильно раздражает родителей и педагогов.

Однако, во-первых,
такая «возня» детей — это всего лишь форма игры, которая, как и всякая
игровая активность, носит добровольный характер и доставляет им удовольствие. Если
понаблюдать за такой игрой детей, часто можно увидеть улыбку на их липах. Кроме
того, если ребенку это неприятно, и он испытывает страдания, то логичным было бы
стремление избежать общения с «агрессором», а не затевать с ним очередную
«кучу-малу».

Во-вторых,
«игры-потасовки» способствуют развитию у детей определенных двигательных
способностей, навыков социального общения, налаживанию эмоциональных контактов:
дружбы, любви и сотрудничества, умению совместно решать проблемы и т.д.

В-третьих, хотя «игры-потасовки» и являются распространенной
детской формой выражения агрессии, они редко мотивированы стремлением умышленного
нанесения ущерба партнеру. Если это и случается, то по неосторожности, из-за недостаточного
моторного контроля или при низкой социальной компетентности.

В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией и стремлением
обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником игр, так как
в большинстве случаев его начинают избегать или не принимать в игру. Психологическую
основу таких «игр-потасовок» составляет желание повеселиться, разрядиться
и удовлетворить потребности, которые блокированы в реальной жизни. [15]

Дети черпают знания
о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно
демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность
агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями
агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками,
зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец,
дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников
и членов семьи), но и на символических, предлагаемых СМИ.

Возникновение агрессии
во многом обусловлено атмосферой в семье. Есть доказательства того, что если ребенок,
ведущий себя агрессивно, получает одобрение со стороны родителей, то вероятность
его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное
положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует
привычку агрессивно реагировать на различные раздражители.

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию.
На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими
людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом
периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер
отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии,
характер отношений с родными братьями или сестрами — вот факторы, которые могут
предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на
его отношения с окружающими в зрелые годы.

Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям,
следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная»,
представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует
как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением
агрессивности, — один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей и каков
характер отношений между ними. Например, Геттинг обнаружил, что малолетние убийцы
зачастую происходят из неполных семей. Мак-Карти сообщает, что малолетние убийцы,
как правило, происходят из «семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия,
где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью
и недостаточной поддержкой и заинтересованностью» в жизни ребенка. [5] Чтобы
лучше понять, почему возможно говорить о корреляции между детской агрессивностью
в полных-неполных семьях, ниже мы рассмотрим более специфические аспекты семейных
отношений, которые могут объяснить эту взаимосвязь.

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными
взаимоотношениями в паре «родители-ребенок» и агрессивными реакциями со
стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они
принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют,
что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно,
окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей;
сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно
по отношению к своим родителям. Штайнметц сообщает, что для людей, совершавших заказные
политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей,
где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери
обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки,
склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать
гнев на своих детях.

Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между ответственностью
родителей и агрессивностью детей результаты эксперимента Джонса и др. Исследователи
наблюдали в лабораторных условиях, как общаются со своими мамами и другими детьми
дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Среди множества различных параметров измерялось
время, через которое мать берет ребенка на руки, после того как он заплакал или
протянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведение, направленное на
других (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет).
Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем
те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.

Согласно теории
привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих
взаимоотношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом — надежное,
устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям,
имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся
по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим.
Тревожный избегающий ребенок в общем и целом избегает своей воспитательницы. Такие
дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается
при разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети
проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки.
Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон
обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного
брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно,
взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения
агрессивному поведению.

Также на возникновение
агрессии часто оказывают влияние и ситуативные причины. К их числу можно отнести
следующие. [15]

Оценка другими
людьми
. Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может
либо усиливать, либо тормозить агрессию. Здесь важную роль играет оценка степени
агрессивности наблюдателя. Эксперименты показали, что если за поведением детей наблюдает
человек, воспринимавшийся ими как лицо, склонное к агрессии (например, тренер по
восточным единоборствам), то они проявляю! больше актов агрессивного характера.
Если в этой же ситуации наблюдателем является человек, воспринимаемый детьми как
противник агрессии (например, учитель), то их поведение отличается большей сдержанностью.

Намеренность
агрессии
. Существует точка зрения, что для начала агрессии нередко бывает достаточно
одного только знания, что другой человек имеет по отношению к тебе враждебные намерения,
хотя непосредственного акта нападения не было, В таких случаях обычно основным стимулом
выступает гнев как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Если же противник
заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает
вообще и ответной агрессии не происходит.

Восприятие агрессии.
Обилие видео — и — телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают
острую критику педагогов, которые убеждены, что сцены насилия на экране и фильмы
ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Однако некоторые детские психоаналитики
считают эти утверждения бездоказательными. По их мнению, смотря подобные фильмы,
ребенок бессознательно реализует свои агрессивные потребности через образы героев
сюжетов. Чрезмерное увлечение подобными фильмами возникает только у детей, которые
испытывают затруднения в адаптации к действительности и не могут проявить себя в
реальной жизни.

Желание возмездия.
Часто агрессия возникает как ответная реакция на не-приемлемое поведение окружающих
т.е, как акт возмездия за что-либо. Например, ребенок, часто подвергавшийся наказаниям,
усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие на его глазах совершают
неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику, их наблюдение
ослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют потребность в агрессии.

Таким образом, выделяются следующие основные причины агрессивного
поведения детей:

1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической
нагрузки

2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность
в родительской любви и принятии

3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)

4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье.

5. Косвенно стимулируемая агрессия (СМИ, игрушки)


Заключение

Все задачи, поставленные в работе, выполнены. Выделены понятия
«агрессия» и «агрессивное поведение». Определены причины агрессивного
поведения детей дошкольного возраста и особенности детей, склонных к агрессии. Изучена
методическая, психолого-педагогическая и специальная литература по вопросу преодоления
агрессивности детей.

Рассмотрев особенности эмоционального развития детей дошкольного
возраста, мы приходим к выводу, что в этот период развития у мальчиков и девочек
агрессивное поведение формируется под влиянием множества факторов: стиль воспитания
в семье (гипер- и гипоопека), повсеместная Поэтому родителям и педагогам необходимо
вовремя устранять причины появления агрессии. Взаимодействие со взрослым, готовым
понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый
в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно
сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.


Список литературы

1. 
Алфимова, М.В., Трубников, В.И. Психогенетика агрессивности [текст] /М.В.Алфимова,
В.И. Трубников // Вопросы психологии. — 2000. — №6. — С.112-121.

2. 
Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль/Л. Берковиц. — М.,
2001. — 512с.

3. 
Большая психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007. — 544 с.

4. 
Большая Российская энциклопедия: в 30 т./Пред. Науч. -ред. совета Ю.С. Осипов.
— М.: Бол. Рос. Энциклопедия, 2004.

5. 
Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия/Р. Бэрон [и др.] — СПб., 1997. — С.26.

6. 
Вежновец, И.Программа «Развитие эмоциональной сферы» [текст] /И.Вежновец
// Школьный психолог. — 2005. -№ 17-с.33-34.

7. 
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ.
Сред. пед.учеб. заведений/Сост И.В. Дубровина, А. М.Прихожан, В.В.Зацепин. — М.:
Издательский центр «Академия», 1998. — 320с.

8. 
Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А.
Карасева. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 238 с.

9. 
Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекация эмоционального мира
дошкольников4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель
И.А. Пазухина. — Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 272с.

10. 
Евсеева, В.П. Детская агрессия/В.П. Евсеева // 1000 советов. — 2006. — №
6. -с.12-13

11. 
Клюева, Н.В., Филипова, Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет/Н.В. Клюева [и др.].
— Ярославль, 2001. — с.7-8

12. 
Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского,
М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. — 431с.

13. 
Кордуэлл, М.Психология.А-Я: Словарь — справочник/Майк Кордуэлл. -Пер.с Англ.К.С.
Ткаченко. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 г. — 448с.

14. 
Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/Е.К.
Лютова [и др.]. — СПб., 2000. — Приложение 9.

15. 
Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления [текст] / Е. Морева
// Воспитание школьников. — 2008. -№ 5-с.31-34

16. 
Немов, Р. С.Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн.
— 3-е изд. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. — 608 с.

17. 
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. — М.:
Издательский центр «Академия», 2001.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий