Представление К. Роджерса о самоактуализации

Дата: 12.01.2016

		

Содержание

Введение

Тенденция к
самоактуализации в концепции К. Роджерса

Способы
самоактуализации

Сравнение
представлений о самоактуализации Роджерса и других представителей
гуманистической школы

Заключение

Список литературы

Введение

Сталкиваясь с большим
количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден
интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В
таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого
существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения,
креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление или
самоактуализация.

Теория самоактуализации
является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в
психологии.

Гуманистическая
психология

исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей
бытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимым
фактором полноценного развития человека. Она считает главным направлением
преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит
каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить свои
задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее
внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной
личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и
общественного роста. Она предлагает теорию
самоактуализации
в качестве метода решения этой проблемы.

Самоактуализации
(этимологически от слова «актуализация») обозначает переход из состояния
возможности в состояние действительности, поэтому смысл самоактуализации как
процесса саморазвития личности наиболее точно выражает слово «проявление».
Проявить себя – выявить свои возможности, способности. Через активное
проявление личности объясняют процесс самоактуализации ведущие представители
экзистенциально-гуманистического направления (К. Гольдштейн, Э. Деси, А.
Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Р. Райн, К. Роджерс, В. Франкл).

В данной работе
перед нами стоит цель определить самоактуализацию в концепции К. Роджерса .

Объект исследования:
самоактуализация.

Предмет исследования:
представление К. Роджерса о самоактуализации.

Задачами исследования являются:

1.  Определить понятие
самоактуализации в концепции К. Роджерса

2.  Определить способы самоактуализации.

3.  Определить отличия концепции самоактуализации
К. Рождерса от других представителей гуманистической школы.


Тенденция
к самоактуализации в концепции К. Роджерса

Тенденция к
самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это
стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению,
активизации всех возможностей своего организма

Роджерс
считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого
из нас. Так же, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семя
содержит в себе стремление стать деревом, так и человек склоняется к тому,
чтобы обрести целостность и наиболее полно реализовать себя. Хотя Роджерс не
включал в свои формулировки никаких религиозных или духовных аспектов, другие
ученые развили его теории и внесли в них понятия о трансцендентных
переживаниях. В конце жизни Роджерс пришел к пониманию взгляда Артура Кестлера
о том, что индивидуальное сознание есть лишь фрагмент космического[5] .

Стремление к
здоровому развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону
любые препятствия на своем пути. Роджерс видит ее просто как преобладающую и
мотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослаблена
ни событиями прошлого, ни установками настоящего.

Абрахам
Маслоу пришел к аналогичным выводам, назвав эту тенденцию тихим, едва
различимым внутренним голосом. Утверждение о том, что рост возможен и является
главной целью организма — один из главных постулатов Роджерса.

Можно
заметить, что основная тенденция к актуализации является единственным
побуждением, которое утверждается в этой теоретической системе… «Я»,
например, является центральным понятием в нашей теории, но «я» ничего не
«делает», оно просто выражает господствующую тенденцию организма вести себя
таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя [5].

Для Роджерса
тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением
среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные
стремления.

Эта тенденция
— единственный выдвинутый Роджерсом мотивационный конструкт.

Тенденция самоактуализации
человека берет свое начало в физиологических процессах организма — это не
психологическая тенденция, а биологический факт. Она, с одной стороны, нацелена
на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и
покоя, а с другой — на повышение напряженности, так как поведение индивидуума
мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться. Наиболее важным
аспектом этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека
к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь) [5].

Ответвлениями
тенденции самоактуализации является потребность в позитивном внимании и потребность
в позитивном внимании к себе
. Обе эти потребности считаются вторичными или
приобретенными, обычно они развиваются в раннем младенчестве и представляют
собой особые проявления всеобщей тенденции актуализации. Потребность в
позитивном внимании относится к удовлетворению, которое испытывает человек,
получая одобрение со стороны других людей, и к фрустрации, возникающей в случае
неодобрения [4]. Потребность в позитивном внимании к себе – более
интериоризированный вариант первой потребности. Другими словами, под
потребностью в позитивном внимании к себе понимается удовлетворение человека
при одобрении и неудовлетворение при неодобрении самого себя. Обладая
потребностью в позитивном внимании, человек чувствителен к отношениям к нему со
стороны значимых в его жизни людей, эти отношения могут воздействовать на него.
В процессе получения одобрения и неодобрения от значимых других у него
разовьется сознательное ощущение того, что он собой представляет, называемое
самостью или Я-концепцией. Наряду с этим у него разовьется потребность в
позитивном внимании к себе, которая обеспечивает то, что тенденция
самоактуализации примет форму предпочтения поведения и развития,
соответствующих Я-концепции. Вряд ли человек будет настойчиво действовать в
противоречии со своей Я-концепцией, поскольку это фрустрировало бы его
потребность в позитивном внимании к себе [1].

Таким
образом, самоактуализации, по Роджерсу, это процесс реализации человеком на
протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей
личностью . Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является
конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не
становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него
всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более
действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей.
Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем
другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно
назвать более полноценным, творческим и самостоятельным [6].

Способы самоактуализации

Анализируя
концепцию самоактуализации К Роджерса Мадди С. отмечает , что для понимания
максимально возможной самореализации очень важно осознать, что в то время, как
врожденные потенциальные возможности генетически детерминированы, Я-концепция
детерминирована социально. Это позволяет представить себе различия между двумя
совокупностями характеристик ядра; ощущение человеком того, кто он и какой он,
может отличаться от того, кем он должен стать, исходя из своих организменных
потенциальных возможностей. Но чтобы такое расхождение могло возникнуть, этот
человек должен потерпеть какую-то неудачу в обществе. Однако общество не
неизбежно враждебно по отношению к отдельному человеку, как считали Фрейд и
сторонники теорий психосоциального конфликта. Роджерс может многое сказать о
природе такой неудачи. Он называет это условным позитивным вниманием [3].
Под ним он подразумевает ситуацию, в которой не все, а только некоторые
действия, мысли и чувства человека одобряются и поддерживаются значимыми людьми
в его жизни. Таким образом, когда у человека развивается Я-концепция, осознание
важности мнения о нем других людей приведет к тому, что он будет видеть себя
только сквозь призму тех своих действий, мыслей и чувств, которые получали
одобрение и поддержку. Его Я-концепция будет основана на том, что Роджерс
называет условиями ценности, то есть стандартами для распознавания того,
что является ценным, а что нет. Условие ценности как понятие выполняет примерно
такую же логическую функцию, как и суперэго в теории Фрейда. Оба понятия
представляют нечто, насаждаемое обществом и служащее средством морального
контроля за жизнедеятельностью человека[1].

Существование
условий ценности в Я-концепции приводит в действие защитные механизмы; это
напоминает то, о чем говорил Фрейд. Раз у тебя есть условия ценности, некоторые
мысли, чувства и действия, которые вполне могут случиться, заставят тебя ощущать
себя недостойным или виноватым, а поэтому вводится в действие процесс защиты.
Как и у Фрейда, защита активизируется, когда человек получает какой-то
маленький намек или сигнал в форме тревоги о том, что недостойное
поведение вот-вот произойдет. Роджерс описывает два общих вида защиты: отрицание
и искажение. Его подход близок к взглядам Салливана и уступает детально
разработанному Фрейдом списку защитных механизмов.

Хотя между
Роджерсом и Фрейдом существует значительное сходство в понимании роли социального
влияния на становление этического функционирования и защитных механизмов,
нацеленных на то, чтобы не дать человеку почувствовать боль от восприятия
собственной недостойности и способствовать подведению поведения под этические
нормы, между позициями двух ученых есть и принципиальное различие. С точки
зрения Фрейда, защитные процессы приводят к наиболее успешной жизни, в то время
как, по мнению Роджерса, они деформируют и ограничивают жизнь. Такое
расхождение основано на ряде других различий в их подходах. По мнению Фрейда,
конфликт между индивидом и обществом неизбежен, по Роджерсу, хотя между
индивидом и обществом часто возникает конфликт (свидетельство этому – условное
позитивное внимание как реакция на выражения врожденных потенциальных
возможностей), этот конфликт не является неизбежным. Между индивидом и
обществом не существует неизбежной несовместимости, поскольку в генетическом
проекте человека нет ничего, не допускающего общественного бытия. Для Роджерса
хорошая жизнь – это только максимальное выражение своей истинной природы, и не
меньше.

Условия
ценности и защитные процессы считаются деформирующими, поскольку они ведут к
отвержению мыслей, чувств или действий, которые на самом деле выражают
врожденные потенциальные возможности. Это состояние называется неконгруэнтностью.
Другими словами, если существуют условия ценности и защита, полностью самоактуализировать
свои потенциальные возможности чрезвычайно сложно. Вам не удастся всецело стать
тем, кем вы могли бы быть. Вы потеряли некоторые из прав, полученные при
рождении[3]

Для того
чтобы избежать этого Роджерс ребенок должен получать безусловное позитивное
внимание
от значимых людей в его жизни [3, с. 31-48]. Безусловное
позитивное внимание означает, что эти люди ценят и уважают его как личность и
поэтому поддерживают и принимают его поведение, даже если они в чем-то с ним не
согласны.

Роджерс вовсе
не говорит, что буквально каждое возможное действие должно одобряться
независимо от того, как оно воздействует на самого человека и окружающих.
Естественно, если маленький ребенок пытается броситься под колеса едущего
грузовика, его нужно остановить. Но ребенок должен испытывать непрекращающееся
позитивное внимание: даже если его остановили, из того, как взрослый это
сделал, должно быть ясно, что уважения и общего одобрения не стало меньше. Если
ребенка ударят или скажут, что он плохой, потому что хотел перебежать дорогу,
он не получит позитивного внимания. Если, наоборот, его просто удержать и
сказать доступным для его возраста языком, что бежать через дорогу опасно, в
этом случае мы все еще проявляем к нему уважение как к человеческому существу.

Подчеркивая
необходимость безусловного позитивного внимания, Роджерс имеет в виду скорее
атмосферу любви и уважения, чем отсутствие всяческих ограничений. Конечно же,
существует множество вещей, которые ребенок должен узнать о мире, чтобы успешно
преодолевать встречающиеся там трудности. Но научиться этому можно в атмосфере,
воспитывающей либо самопринятие, либо самоотторжение, и в этом, с точки зрения
Роджерса, вся разница.

Если человек растете
в атмосфере безусловного позитивного внимания, у него не развиваются условия
ценности и защиты. Его Я-концепция шире и глубже, она включает гораздо большее
количество мыслей, чувств и действий, которые выражают ваши врожденные
потенциальные возможности. Кроме того, его Я-концепция более гибкая и легче
поддается изменениям.

Это так,
потому что новые мысли, чувства и действия, привносимые постоянно
развертывающейся тенденцией актуализации, могут быть сознательно приняты (поскольку
нет защит) и включены в Я-концепцию (поскольку нет ограничивающих условий
ценности). Состояние, при котором Я-концепция охватывает более или менее все
потенциальные возможности, называется конгруэнтностью, что обозначает,
что Я-концепция не съежилась до всего лишь части того, кем человек является и
можете стать. Состояние гибкости, когда новые переживания могут происходить и
сознательно приниматься, называется открытостью к переживаниям, что
обозначает, что переживания не «разбавляются» посредством защит [1].

Сравнение
представлений о самоактуализации Роджерса и других представителей гуманистической
школы

Вгляды
Роджерса схожи с представлениями Гольдштейна о том, что самоактуализация —
атрибутирование ее организму как биологической целостности. Собственно
психологические аспекты самоактуализации являются вторичными проявлениями этой
врожденной общебиологической тенденции. Вторая их общая черта — воплощенный в
идее актуализации принцип повышения напряжения как оппозиция гомеостатической
парадигме в психологии мотивации. И третье — это рассмотрение самоактуализации
как единственной мотивационной тенденции организма. «Это субстрат всего, что
можно назвать словом “мотивация”». Как и Гольдштейн, Роджерс отрицает наличие
отдельных частных «мотивов».

Вместе с тем Роджерс
вводит одно важное различение, отсутствующее у Гольдштейна. Согласно Роджерсу,
по мере того, как формируется и развивается личность, она также стремится
актуализировать себя, и нередко направления актуализации организма и
актуализации личности оказываются различными или даже противоположными
(неконгруэнтными), что становится обычно причиной конфликта и, в конечном
счете, невроза. И здесь Роджерс не ставит под сомнение адекватность
направленности актуализации организма. Причину неконгруэнтности он видит в
неадекватном социальном научении, формирующем личность, в развитии
универсальной способности человека к символизации в отрыве от врожденного
стремления к актуализации организма. В этом случае нарушается «витальная гармония»
и целостность индивидуума. Представления Роджерса о взаимоотношении организма,
несущего в себе «истинную» сущность человека, и вторичной по отношению к нему
личности являются, пожалуй, наиболее уязвимым местом в его теоретических
представлениях [2].

Сравнив теории Роджерса и
Маслоу мы можем отметить, что у Роджерса идея самоактуализации не выступает,
как у Маслоу, краеугольным камнем его построений: он рассматривает вопросы
мотивации (и в том числе самоактуализацию) в контексте общей теории личности и
психотерапии, тогда как Маслоу, напротив, рассматривает личность в контексте
теории мотивации.

Вместе с тем
как теория К.Роджерса , так и А. Маслоу были подвергнуты критике. В критических
работах (Smith, 1974; Geller, 1982) убедительно показывается невозможность
рассмотрения личности как некоей субстанции, первичной по отношению к каким бы
то ни было социальным взаимодействиям. Геллер отмечает, что теория Маслоу, как
и Роджерса, оказывается «… принципиально ущербной, поскольку она
основывается на редукционистской логике» — логике сведения человеческого к
набору биологических особенностей, логике, которая «предполагает возможность
перевода осмысленного в бессмысленное, символического в несимволическое,
социального в несоциальное, нефизического в физическое, негенетического в
генетическое [2].

Природа человека
для Роджерса как и для Маслоу исчерпывается его биологической природой. Поэтому
единственная научная альтернатива сврхъестественным истолкованиям человеческих
ценностей, которую видит Роджерс, — это связывание всех сущностных стремлений
человека, в том числе и стремления к самоактуализации, с его наследственным
«багажом», с которым он вступает в мир.

Заключение

Рассмотрев
подход Роджерса к проблеме самоактуализации мы установили, тенденция
самоактуализации – это стремление вести себя и развиваться (получать уникальный
опыт) в соответствии с тем, как человек сознательно себя воспринимает.

Пытаясь
достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями.
К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно
наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней.

Потребности в
позитивном внимании и позитивном внимании к себе – это вторичные, или
приобретенные, модификации объясняющие мотивационный механизм, посредством
которого осуществляется актуализация Я-концепции.

С точки
зрения Роджерса, способ наиболее полно актуализировать свои потенциальные
возможности заключается в том, чтобы обладать Я-концепцией, которая не включает
условия ценности и поэтому не порождает защит. Из этого следует, что человек

1) будет уважать,
и ценить все свои проявления,

2) сможет
осознавать все, что можно знать о себе

3) будет
гибок и открыт по отношению к новому опыту. Только так он беспрепятственно
станет тем человеком, которым можете стать. Человек будете тем, кого Роджерс
называет полноценно функционирующим человеком.

Таким образом, мы определили
сущность самоактуализации в концепции Роджерса и установили, что в целом
концепция Роджерса близка к концепциям других представителей гуманистической
школы. самоактуализации рассматривается как процесс развертывания и созревания
изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей.

Список
литературы

1. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ [Текст]//
Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. — СПб.: Издательство
«Речь», 2002. — 539 с.

2. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила
личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология
мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 13-46.

3. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. [Текст] М.:
Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 320 с.

4. Роджерс К. Несколько важных открытий [Текст] // Вестник
МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2. С. 58-65.

5. Хьелл Ларри А.Теории личности [Текст] : основные
положения, исследования и применение: [пер. с англ.] / Л.А. Хьелл, Д.Дж.
Зиглер. — [2-е изд., испр.]. — СПб. и др. : Питер, 2001. — 606 с

6. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии
[Текст]: Пер с англ. – СПб.: Евразия, 1998. – 528 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий