Методы учета и калькулирования себестоимости промышленной продукции
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образованияКафедра «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Бухгалтерский управленческий учет
на тему:
Методы учета и калькулирования себестоимости промышленной продукции
Ижевск, 2009
Содержание
Введение
1. Понятие калькулирования себестоимости
1.1 Классификация
затрат2. Методы
калькуляции себестоимости2.1 Позаказный
метод2.2 Попроцесный
метод2.3 Нормативный
метод2.4 Методы полного учета затрат и
директ-костинг2.5 Функциональный
метод (АВС)3. Расчет
себестоимости продукцииЗаключение
Содержание
Введение
Основной целью создания любой организации является
производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Для принятия
оптимальных управленческих и финансовых решений, успешного функционирования на
рынке необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации
о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их
эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные
показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать
расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.Как известно, процесс производства представляет
собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием продукции. В
процессе создания продукции определяется фактическая себестоимость, включающая
сумму затрат на ее изготовление.Все затраты на производство и реализацию продукции
выражаются с помощью себестоимости продукции. Поэтому одной из важнейших задач
управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции, т.е.
соизмерение затрат на производство продукции с количеством выпущенной
продукции.Калькулирование себестоимости продукции может
осуществляться различными методами, т.е. существуют несколько способов
аналитического учета затрат на производство по калькуляционным объектам и
приемов исчисления калькуляционных единиц. Выбор какого-либо метода
основывается на учете особенностей производственного процесса, характера
производимой продукции, ее составе, способе обработки.Цель курсовой работы – исследование методов учета и калькулирования
себестоимости промышленной продукции.Задачи курсовой работы:
1. раскрыть понятие калькулирование
себестоимости;2. описать методы классификации затрат;
3. описать методы калькулирования
себестоимости продукции на предприятии;4. произвести расчет себестоимости на
примере.ГЛАВА 1. Понятие калькулирования себестоимости
Калькулирование себестоимости один из важнейших
разделов управленческого учета. Именно себестоимость производства единицы
продукции является основой для принятия большого числа управленческих решений,
например:— выпуск какой продукции продолжить или прекратить;
— производить или покупать комплектующие изделия;
— какую цену установить на выпускаемую продукцию;
— покупать ли новое оборудование;
— менять ли технологию и организацию производства.
Калькулирование себестоимости продукции (работ,
услуг) можно рассматривать как совокупность приемов и способов, обеспечивающих
исчисление себестоимости продукта или процесса. Результатом калькулирования
является калькуляция, то есть расчет затрат предприятия, падающих на единицу
произведенной продукции.Объектами калькулирования являются продукты труда.
Ими могут быть:— продукты полной или частичной готовности;
— заказ, группа однородных изделий;
— строительные объекты на разных этапах
строительства;— отдельные операции;
— виды работ и услуг (транспортные, монтажные,
ремонтные, научно-исследовательские).Калькуляционная единица это измеритель конкретного
объекта калькулирования. Все многообразие калькуляционных единиц можно свести к
нескольким типам. Это:— натуральные единицы одно изделие, единица массы,
комплект полуфабрикатов;— условно-натуральные единицы киловатт-час,
швейные изделия;— приведенные единицы 100 условных банок
консервов, условных ящиков стекла;— эксплуатационные единицы единица мощности машин,
двигателей, полезная площадь зданий;— единица времени нормо-часы, машино-дни.
Способ калькуляции это совокупность и порядок
расчетов затрат по калькуляционным объектам. Можно выделить пять основных
способов калькуляции:— прямой расчет. Он заключается в определении затрат
по калькуляционному объекту и делении их на число калькуляционных единиц по
статьям себестоимости или элементам (о них мы поговорим дальше);— суммирование затрат. При его использовании
себестоимость калькуляционного объекта определяется суммированием затрат,
относящихся к временным периодам. Например, этот способ применяется при
позаказном методе калькулирования;— исключение затрат. Он применяется для размежевания
затрат на основную и побочную продукцию, получаемую в одном процессе, когда
локализация соответствующих затрат в аналитическом учете невозможна;— распределение затрат. Этот способ применяется при
получении нескольких продуктов в ходе одного процесса;— нормативный способ. Он представляет собой
алгебраическое суммирование нормативной себестоимости с отклонениями от норм и
их изменениями.1.1 Классификация затрат
Большое значение для правильной организации учета
затрат имеет их классификация.На практике наибольшее распространение получили
следующие группировки:— по экономическим элементам;
— по статьям калькуляции;
— по местам возникновения;
— по процессам;
— по способу включения в себестоимость;
— в зависимости от объема производства.
Группировка по экономическим элементам необходима
для того, чтобы определить, какие именно ресурсы израсходованы и каков удельный
вес их в общей сумме. Обычно выделяют:— материальные затраты;
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизацию;
— прочие расходы.
Эта группировка не показывает назначения
производственных затрат, их связи с результатами производства и
целесообразности.Группировка затрат по статьям себестоимости
обеспечивает выделение расходов, связанных с производством отдельных видов
продукции. Эти расходы относятся на продукцию прямо или косвенно. На практике
используют следующий перечень статей калькуляции:— прямые сырье и материалы;
— возвратные отходы;
— покупные полуфабрикаты и комплектующие;
— топливо и энергия на технологические цели;
— полуфабрикаты собственного производства;
— основная заработная плата;
— дополнительная заработная плата;
— отчисления на социальные нужды;
— затраты на освоение производства;
— специальные затраты;
— общепроизводственные затраты;
— общехозяйственные затраты;
— потери от брака;
— прочие производственные расходы;
— коммерческие затраты.
Для анализа эффективности содержания того или иного
подразделения используется группировка затрат по местам возникновения. Местами
возникновения на производственном предприятии могут быть подразделения
основного и вспомогательного производства, коммерческие и
административно-хозяйственные службы.При использовании группировки затрат по процессам
все затраты локализуются в зависимости от направления их использования в
производстве, реализации продукции или в управлении предприятием. Это позволяет
оценить себестоимость процессов компании, что в свою очередь дает возможность
точнее определить окончательную себестоимость выпускаемой продукции (работ,
услуг).По отношению к объему производства затраты можно
разделить на постоянные и переменные. Переменные затраты зависят от объема
производства или продаж, а в пересчете на единицу продукции остаются
неизменными. Это могут быть сырье, материалы, сдельная заработная плата
производственных рабочих, электроэнергия.Постоянные затраты не изменяются с увеличением
объемов производства, но, рассчитанные на единицу продукции, зависят от
изменения уровня производства. Это аренда помещений, заработная плата
администрации и т.д.По способу включения в себестоимость готовой
продукции все затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты могут быть
точно и единственным способом отнесены на себестоимость выпускаемой продукции.
К ним, в частности, относятся затраты на:— сырье и основные материалы;
— покупные изделия и полуфабрикаты;
— топливо и электроэнергию;
— оплату труда основных производственных рабочих (с
отчислениями);— амортизацию производственного оборудования.
Косвенные затраты (их часто называют накладными)
нельзя непосредственно отнести на конкретную продукцию. Их распределение
происходит согласно методике, принятой на предприятии. К косвенным расходам
относятся:— общецеховые расходы;
— общезаводские расходы.
На первый взгляд может показаться, что распределить
прямые расходы по видам произведенной продукции совсем несложно. Главное
установить соответствие между произведенной продукцией и понесенными прямыми расходами.
Однако если в одном цехе, на одном оборудовании с использованием одинаковых
материалов выпускается несколько видов продукции, распределить прямые расходы
не так-то просто. В этом случае прямые расходы распределяются пропорционально
нормам, разработанным технологическим и плановым отделами.Процесс распределения косвенных расходов на
производстве может происходить в два этапа. На первом этапе косвенные расходы
распределяются по местам их возникновения, например, между цехами,
подразделениями, отделами. На втором этапе они перераспределяются по видам
продукции.Важным моментом в этом процессе является определение
базы (показателя) распределения. Например, для распределения зарплаты
администрации в качестве такой базы можно использовать число работников, для
отопления и электроэнергии площадь, для водоснабжения площадь и число
работников, для затрат на сбыт и маркетинг прямые расходы.На практике используется одна база распределения
косвенных затрат. Поэтому при распределении некоторых из них эта база не
является экономически обоснованной. В связи с этим перед управленцами
предприятия возникает проблема наиболее объективного (точного) распределения
косвенных затрат.В целях совершенствования управленческого учета
выделяют контролируемые и неконтролируемые затраты. Контролируемые затраты
это те затраты, на величину которых может оказать влияние руководитель
подразделения. И соответственно на неконтролируемые затраты руководитель
подразделения влиять не может.Необходимо отметить, что, кроме перечисленных
группировок, существуют и другие, которые могут использоваться в зависимости от
конкретных потребностей предприятия.Для получения информации о формировании
себестоимости продукции в управленческом учете используются счета
бухгалтерского учета 20 29, на которых ведется аналитический учет.Глава 2. Методы калькулирования себестоимости
Применение того или иного метода определяется
особенностями производства, характером выпускаемой продукции.В зависимости от объекта калькулирования можно
выделить позаказный, попроцессный, а также функциональный метод (Activity Based
Costing ABC).Себестоимость может быть рассчитана исходя из
фактически понесенных предприятием затрат или на основании установленных норм
расхода сырья и материалов, а также нормативных затрат на оплату труда.
Недостатком метода учета фактических затрат является его низкая оперативность,
так как определить фактические затраты можно только после того, как отражены
все затраты (то есть только по окончании всех работ по выполнению заказа,
изготовлению изделия). Использование нормативной себестоимости позволяет
контролировать эффективность расходования ресурсов и своевременно реагировать
на возникающие отклонения.По полноте включения затрат в себестоимость можно
выделить два метода: метод учета полной себестоимости (absorpting costing) и
метод учета прямых затрат (direct costing).При формировании себестоимости перечисленные методы
могут применяться совместно. Например, возможно одновременное использование
позаказного метода и метода direct costing или попроцессного и нормативного
методов.Характеристики перечисленных методов представлены в
таблице 1.Таблица 1
Характеристики методов калькулирования себестоимости
Характеристики | Наименование метода |
|||||
Позаказный метод |
Попроцесс-ный метод |
Нормативный метод |
Метод полного учета затрат |
Метод директ- костинг |
Функцио-нальный-метод | |
Объект калькулирования |
Заказ | Процесс | Изделие | Изделие | Изделие | Операция |
Способы калькуляции |
Суммиров-ние затрат, прямой счет, исключение затрат |
Суммирова-ние затрат, прямой счет |
Нормативный | Суммиро-вание затрат, распределение затрат |
Суммирование затрат |
Суммирование затрат, прямой счет, распределение затрат |
Вид производства |
Единичное, мелкосерийное |
Крупно серийное, массовое |
Крупносерийное, массовое |
Единичное мелкосе-рийное, крупно-серийное-,массовое |
Единичное, мелко-серийное, крупно-серийное,-массовое |
Крупно-серийное,-массовое |
Учет временного периода |
По окончании заказа |
Отчетный период |
Отчетный период |
Отчетный период |
Отчетный период |
По окончании производства изделия (работ,-услуг) |
Полнота учета издержек |
Учет всех издержек |
Учет всех издержек |
Учет всех издержек |
Учет всех издержек |
Учет прямых затрат |
Учет всех издержек |
2.1 Позаказный метод
Позаказный метод калькулирования себестоимости
применяется в случае, когда произведенный продукт легко идентифицируется. Иными
словами, его характеристики и качество могут быть точно определены. При этом
продукт производится в установленном количестве, то есть в виде заказа или
партии.
Позаказный метод находит свое применение в единичном
и мелкосерийном производстве. Его используют в машиностроении, строительстве, в
опытных и вспомогательных производствах, а также в издательской деятельности,
рекламных, аудиторских, консалтинговых компаниях. Одним словом, там, где
организации работают на заказ.
Сущность метода заключается в накоплении затрат по
каждому заказу, то есть объектом калькулирования себестоимости является заказ.
Общая сумма затрат по заказу рассчитывается после завершения всех работ по
нему. Если заказ состоит из одного изделия, то его себестоимость и является
суммой всех затрат по заказу. Если в заказ входят несколько изделий, то
себестоимость одного изделия определяется путем деления всей суммы затрат на
количество единиц заказа.
Порядок применения позаказного метода можно изобразить
в виде схемы 1.
Схема 1
Этапы применения позаказного метода
Подготовительный этап |
Выполнение заказа | Оценка себестоимости заказа |
— Планирование — Составление |
— Открытие заказа — Сбор данных о затратах — Закрытие заказа |
— Составление отчета о себестоимости заказа |
На этапе планирования производится координация
работы всех подразделений, участвующих в выполнении заказа, определяются центры
возникновения затрат. Разработанный производственный график уточняет операции,
выполняемые каждым подразделением.
Для отражения затрат, произведенных при выполнении
заказа, открывается карточка заказа. В ней содержится информация о номере
заказа, количестве единиц продукции, времени изготовления заказа. Открытие и
закрытие заказа производятся на основании специальных распорядительных
документов. Реквизиты этих документов также отражаются в карточке заказа.
Каждая карточка имеет свой номер. Он необходим для идентификации прямых
материальных и трудовых затрат при отнесении их на определенный заказ в
процессе его выполнения. Накладные расходы, например, на содержание и
эксплуатацию машин и оборудования, в конце отчетного периода распределяются по
заказам. Таким образом, пока заказ не выполнен, сумма накопленных по нему
затрат на конец отчетного периода составляет величину незавершенного
производства по данному заказу на эту дату.
В карточке заказа могут содержаться дополнительные
сведения о продажных ценах, наименование покупателя и т.д.
Остановимся на процедуре сбора данных о затратах по
заказу в регистрах бухгалтерского учета.
Все расходы по конкретному заказу собираются на
аналитических счетах бухгалтерского учета, открытых к данному заказу.
Для упрощения понимания сути позаказного метода
рассмотрим учет затрат по основным счетам бухгалтерского учета. А именно:
— счет 10 «Материалы»;
— счет 20 «Основное производство»;
— счет 25 «Общепроизводственные расходы»;
— счет 43 «Готовая продукция»;
— счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате
труда».
Условно формирование затрат по перечисленным счетам
можно представить в виде схемы 2.
Схема 2
Движение затрат по счетам бухгалтерского учета при
использовании позаказного метода
счет 10 | счет 20 | счет 43 | |
Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт | |
Прямые затраты | |||
счет 70 | |||
Дт Кт | |||
счет 25 | |||
Дт Кт | |||
Накладные затраты |
Отметим, что общехозяйственные затраты по заказам не
распределяются. Дело в том, что этот вид затрат практически не связан с
производством заказов. Поэтому их учет в себестоимости заказа представляется
нецелесообразным.
Завершающим этапом применения позаказного метода
является составление отчета о себестоимости заказа. Указанный отчет позволяет
проанализировать состав затрат, сформировавших себестоимость заказа, оценить
расходы, произведенные подразделениями при его выполнении, а также сравнить
производство различных изделий (заказов).
Анализ затрат по каждому из выполненных заказов
позволяет выявить рентабельные заказы, определить цены продаж на будущее.
Применение позаказного метода дает возможность
сравнить затраты по одному и тому же изделию (заказу), произведенные в разное
время.
Однако позаказный метод требует детализации данных.
А это связано с определенными процедурами по сбору и обработке информации.
Поэтому применение данного метода является достаточно трудоемким.
2.2 Попроцессный метод
Попроцессный метод калькулирования себестоимости
продукции применяется в производствах, выпускающих однородную продукцию или
имеющих непрерывный производственный процесс. Обычно это серийное и массовое
производство.
Попроцессный метод, как правило, используется в
металлургической, химической, текстильной, пищевой промышленности.
В отличие от позаказного метода, затраты собираются
не по заказу, а по отдельным этапам технологического процесса, которые, как
правило, выполняются в определенных цехах или подразделениях. Поэтому объектом
калькуляции является часть технологического процесса, то есть цех или
подразделение.
Себестоимость единицы продукции определяется
делением общей суммы произведенных затрат, понесенных цехом (подразделением) за
определенный промежуток времени, на количество единиц готовой продукции,
произведенной за этот промежуток.
Общим и в том и в другом методе является отнесение
на продукцию материальных, трудовых и накладных расходов. Кроме того, для
получения информации о произведенных затратах используются одни и те же счета
бухгалтерского учета. Но отражение информации на счете 20 «Основное
производство» производится в разрезе цехов (подразделений). Причем
выпущенная готовая продукция первого цеха является незавершенным производством
следующего цеха, где она подвергается соответствующей обработке. И так до тех
пор, пока все этапы технологического процесса не будут завершены и не будет
получена готовая продукция.
Таким образом, затраты каждого последующего цеха
будут состоять из материалов, труда и накладных расходов, потребленных в этом
цехе, и полуфабрикатов (переданных затрат), полученных из предыдущего цеха.
Представим порядок применения попроцессного метода в
виде схемы 3.
Схема 3
Этапы применения попроцессного метода
Подготовительный этап |
Производство | Расчет себестоимости |
— Разбиение — Составление |
— Сбор данных о — Определение объема — Определение |
— Определение — Распределение — Составление |
На этапе планирования происходит разделение
технологического процесса на цехи, которые, как правило, являются центрами
затрат.
По каждому цеху собираются материальные, трудовые и
накладные расходы, которые были произведены за определенный промежуток времени.
Для определения себестоимости единицы продукции необходимо знать количество
произведенной продукции. Но, кроме готовой продукции, в цехе существует
продукция, которая завершена частично.
Для точного определения выпуска продукции количество
продукции измеряется в условных единицах. Количество условных готовых изделий
равно сумме общего количества полностью завершенных изделий и условного
количества изделий в незавершенном производстве. Например, при наличии в
незавершенном производстве 10 ед. и степени их завершенности 60% условное
количество единиц в незавершенном производстве равно 6 (10 x 60%).
Распределение накладных затрат, в отличие от
позаказного метода, происходит по цехам, а не по заказам.
Отчет о себестоимости продукции составляется на
основе учетных записей за определенный период времени как в целом по
предприятию, так и по каждому цеху. В отчете о себестоимости отражаются
материальные, трудовые и накладные затраты за определенный период. Период
устанавливается в зависимости от управленческих целей. Отчет служит также для
определения суммы передаваемых затрат из цеха в цех.
Порядок отражения затрат на счетах бухгалтерского
учета можно представить в виде схемы 4.
Схема 4
Движение затрат по счетам бухгалтерского учета при
использовании попроцессного метода
цех 1 | цех 2 | ||||
счет 10 | счет 20 | счет 10 субсч «Готовая продукция» |
счет 20 | счет 43 | |
Материальные затраты |
Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт |
счет 70 | счет 70 | ||||
Дт Кт | Дт Кт | ||||
Добавлен ные затраты |
|||||
счет 25 | счет 25 | ||||
Дт Кт | Дт Кт |
Говоря о преимуществах попроцессного метода, надо
сказать, что сбор затрат при его использовании является менее трудоемким по
сравнению с позаказным методом. Кроме того, информация, отраженная на счетах
бухгалтерского учета, является более прозрачной. Распределение накладных
расходов по цехам производится более точно.
К недостаткам попроцессного метода можно отнести
неточность расчетов, полученных при усредненном методе, если продукция является
недостаточно однородной. Применение показателя степени завершенности также
влечет за собой неточность оценки незавершенного производства, которая влияет
на расчеты на последующих процессах.
Разновидностью попроцессного метода является
попередельный метод.
Позаказный и попроцессный методы можно использовать
совместно с нормативным методом учета затрат, а также с методами полного учета
затрат или директ-костинг.
2.3 Нормативный метод
Нормативный метод калькулирования (standart costing)
удобно применять на тех предприятиях, где процесс производства состоит из
повторяющихся однородных операций. Например, при механической сборке в
автомобильной, обувной, швейной промышленности. Применение позаказного и
попроцессного методов, как правило, на таких предприятиях нецелесообразно.
Обычно эти предприятия имеют массовый,
крупносерийный и мелкосерийный характер производства.
Объектом калькулирования является изделие или группа
однородных изделий.
Применение нормативного метода основано на
предварительном составлении нормативной калькуляции по действующим нормам,
учете изменений норм и отклонений от действующих норм.
Порядок применения нормативного метода можно
представить в виде схемы 5.
Схема 5
Этапы применения нормативного метода
Подготовительный этап |
Производство | Определение себестоимости |
— Разработка — Нормирование — Утверждение норм — Разработка |
— Учет изменений — Учет отклонений |
— Расчет фактической себестоимости продукции |
Прежде чем начать производство, необходимо
разработать нормы расхода материалов, нормы трудоемкости, ценовые нормативы,
нормы накладных расходов и т.д. На основе этих норм составляется нормативная
калькуляция на каждую деталь или группу однородных деталей. Далее составляется
калькуляция узлов, агрегатов и т.д. В итоге получается нормативная калькуляция
всего изделия. В расчет не включаются общехозяйственные расходы. Поэтому
калькуляция составляется в пределах производственной себестоимости.
Изменение норм в течение отчетного периода влечет за
собой пересчет остатков незавершенного производства. Такой пересчет производится
и тогда, когда нормы меняются с начала месяца. Это необходимо для того, чтобы
нормативная стоимость незавершенного производства соответствовала нормативной
калькуляции, рассчитанной по новым нормам для следующего отчетного периода.
Другим неотъемлемым объектом учета в процессе
производства является отклонение от норм. Все производственные расходы
документируются по нормам и отклонениям от норм. Это позволяет проводить анализ
отклонений, выявлять их причины и виновников.
Аналитический учет затрат на производство продукции
осуществляется в карточках или оборотных ведомостях, составляемых по отдельным
видам или группам продукции. По выявленным отклонениям составляются ведомости,
в которых указываются вид отклонений, место возникновения отклонений, количество
отклонений, отклонения на единицу продукции и на весь выпуск.
В бухгалтерском учете готовую продукцию учитывают на
синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической
производственной себестоимости. Но на аналитических счетах по отдельным видам
продукции учет может вестись по учетным ценам, в том числе по нормативным.
Порядок отражения расходов по счетам бухгалтерского учета представлен на схеме
6.
Схема 6
Движение затрат по счетам бухгалтерского учета при
использовании нормативного метода
в течение периода |
в конце периода |
|||||||||||||
Отражена нормативная себестоимость готовой продукции |
Отражены фактические затраты и отклонения |
Сформирована фактическая себестоимость готовой продукции |
||||||||||||
счет 20 | счет 43 | счет 10 | счет 20 | счет 10 | ||||||||||
Прямые затраты |
Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт | |||||||||
перерасход | ||||||||||||||
счет 70 | ||||||||||||||
Дт Кт | Экономия (сторно) |
|||||||||||||
Накладные затраты |
||||||||||||||
счет 25 | ||||||||||||||
Дт Кт |
Фактическая себестоимость калькуляционной единицы –
С факт определяется по формуле:
С факт = С норм + И + О,
где С норм нормативная себестоимость;
И величина изменений норм;
О величина отклонений от норм.
В процессе производства возникают
недокументированные отклонения, которые представляют собой разницу между
фактической себестоимостью и нормативной.
Возможность учета отклонений от норм является одним
из важных преимуществ нормативного метода. Своевременное выявление причин
отклонений позволяет выявить резервы снижения себестоимости, оперативно принять
управленческое решение, оптимизировать производственные затраты.
Нормативный метод является наиболее прогрессивным.
Он позволяет решать одновременно две задачи. Во-первых, обеспечивает
оперативный контроль за производственными затратами путем выявления отклонений
фактических затрат от нормативных, а во-вторых, позволяет точно калькулировать
себестоимость продукции.
Нормативный метод эффективен при обоснованном
укрупнении объектов калькулирования, то есть при правильном формировании групп
действительно однородных объектов. Нормативный метод не должен применяться при
учете издержек в целом по подразделению или предприятию.
2.4 Методы полного учета затрат и директ-костинг
При расчете себестоимости готовой продукции может
использоваться калькулирование с включением всех затрат (absortpting costing)
или только их части, то есть прямых затрат (direct costing). Основным различием
этих методов является порядок распределения постоянных расходов. В первом
случае все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками
готовой продукции. При втором методе постоянные расходы полностью относят на
реализацию.
Как уже говорилось, постоянные затраты не зависят
напрямую от объема производства. Они являются неуправляемыми расходами, то есть
независимо от того, какую продукцию выпускает предприятие и в каком количестве,
эти расходы все равно будут существовать и величина их останется неизменной.
Поэтому сторонники метода директ-костинг считают, что их не следует учитывать
при расчете себестоимости единицы продукции.
Тем не менее метод учета полных затрат применяется,
если необходимо проанализировать рентабельность выпускаемой продукции,
сформировать оптимальный товарный ассортимент или разработать ценовую политику.
Тогда цена определяется как полная себестоимость, увеличенная на планируемую
рентабельность.
Применение метода директ-костинг оправдано, когда
необходимо принять внутреннее управленческое решение, например, о выпуске или
прекращении производства того или иного продукта.
Выбор одного из двух методов влияет на значение
себестоимости продукции, а также на финансовую отчетность предприятия.
На приведенных схемах 7 и 8 отражено движение затрат
по счетам бухгалтерского учета при использовании методов учета полных затрат и
директ-костинг.
Схема 7
Движение затрат по счетам бухгалтерского учета при
использовании метода учета полных затрат
счет 10 | счет 20 | счет 43 | счет 90 |
Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт |
счет 70 | |||
Дт Кт | |||
Переменные затраты | |||
счет 25 | |||
Дт Кт | |||
счет 26 | |||
Постоянные затраты | Дт Кт |
Схема 8
Движение затрат по счетам бухгалтерского учета при
использовании метода директ-костинг
счет 10 | счет 20 | счет 43 | счет 90 | ||
Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт | Дт Кт | ||
счет 70 | |||||
Дт Кт | |||||
Переменные затраты | |||||
счет 25 | |||||
Дт Кт | |||||
счет 26 | |||||
Постоянные затраты | Дт Кт |
При использовании метода директ-костинг в основе
принятия управленческого решения лежит оценка маржинальной прибыли, так как ее
значение отражает влияние изменения объема производства на величину прибыли.
Метод директ-костинг и маржинальный подход удобно
использовать для принятия краткосрочных решений. Он предполагает оценку
расходов, непосредственно связанных с производством и, как уже отмечалось,
поддающихся контролю. Определение прямых издержек позволяет более рационально
увязать производственную и сбытовую деятельность, так как дает ясное
представление о связи между издержками, объемом производства и прибылью. Кроме
того, метод директ-костинг позволяет выявить взаимосвязь прибыли и объема
реализации, так как не учитывает при этом влияние изменения запасов. В то время
как при учете полных затрат на прибыль оказывают влияние и объем реализации, и
объем производства.
2.5 Функциональный метод (ABC)
С развитием современного производства доля прямых
расходов в себестоимости продукции сокращается, в то время как доля накладных
расходов повышается. В этой ситуации общепринятые подходы к распределению
накладных затрат могут привести к неверным управленческим решениям. Избежать
этих ошибок позволяет применение функционального метода калькулирования
себестоимости продукции (Activity Based Costing, ABC).
Функциональный метод получил свое распространение в
1980-х гг. Он был разработан американскими учеными Р. Купером и Р. Капланом. В
настоящее время его активно используют 10% крупных компаний в США,
Великобритании, Европе и Австралии. Этот метод вызывает интерес и у российских
предприятий, ориентированных на создание стратегических конкурентных
преимуществ.
Функциональный метод основан на утверждении, что у
предприятия имеется определенный объем ресурсов, который позволяет ему
выполнять производственные функции. Эти ресурсы распределяются по функциям
пропорционально драйверам затрат, то есть затратообразующим факторам. Издержки
по каждой функции относят на объект калькулирования, в качестве которого могут
выступать изделие, товар, услуга, клиент, заказ.
Преимущества функционального метода становятся
очевидными, когда на одном предприятии производится широкий ассортимент
продукции. Дело в том, что при производстве разнородной продукции потребуется
гораздо больше временных и финансовых затрат на составление графиков
производства, на наладку оборудования, контроль качества, осуществление заказов
и доставку всех комплектующих от поставщика и со склада.
В этом случае к драйверам затрат относятся:
количество наладок оборудования, количество комплектующих и материалов, число
проверок по контролю качества и операций по исправлению брака. Зная причину
возникновения определенных накладных расходов, можно обоснованно отнести их на
себестоимость отдельного продукта. Поэтому для каждого вида накладных расходов
необходимо, прежде всего, точно определить драйвер затрат.
Подход к распределению накладных расходов,
предусмотренный функциональным методом, позволяет с большей точностью
распределять накладные, а следовательно, объективней исчислять затраты на
производство каждого вида продукции.
Функциональный метод не является альтернативным
методом по отношению к позаказному и попроцессному методам. Он представляет
собой один из подходов определения затрат, составляющих себестоимость
продукции, и может быть использован как при позаказном методе, так и при
попроцессном.
Преимущество этого подхода при определении
себестоимости заключается в достаточно большой точности расчетов. В
себестоимости продукции учитываются все затраты как прямые, так и косвенные.
Причем проблема распределения накладных затрат по некорректно выбранной базе
отсутствует. При использовании функционального метода нет необходимости
разделять затраты на переменные и постоянные. Следовательно, все издержки
предприятия становятся управляемыми.
Указанные преимущества позволяют использовать
функциональный метод при долгосрочном планировании. Как говорилось выше,
преимущества функционального метода становятся очевидными, когда он применяется
в высокотехнологичных отраслях, а также на предприятиях, выпускающих широкий
ассортимент разнородной продукции.
Тем не менее стоит указать на высокую трудоемкость и
значительные затраты, связанные с внедрением этого метода.
учет затрата калькуляция себестоимость
3. Расчет себестоимости продукции в ООО
«Производство» с использованием метода полного учета затрат и директ-костинг
ООО «Производство» создано в 2005 году. Основным видом деятельности
организации является организация производства редукторов: червячных,
цилиндрических, так же мотор редукторов разной комплектации. Так же
предприятие оказывает услуги по ремонту редукторов и изготовлению различных
комплектующих. Качество и эксплуатационная надежность выпускаемой продукции
обеспечиваются отлаженной системой контроля, включающей лабораторию с высококлассными
специалистами и современным оборудованием.
Экономисты ООО «Производство» при расчете себестоимости нового редуктора
используют метод директ- костинг, а в бухгалтерском учете себестоимость
продукции исчисляется при помощи метода учета полных затрат. В своей курсовой
работе я сравниваю 2 этих метода, для расчетов взяла 1 квартал 2009г.
Таблицы
Таким образом, мы видим что метод директ-костинг удобно использовать в
тех случаях, когда есть остатки готовой продукции на складе.
Так в январе 2009г. прибыль при исчислении методом полных затрат больше
на 114211 руб. чем при методе директ-костинг. Зато в феврале мы наблюдаем
увеличении прибыли на 114212 руб. за счет остатков готовой продукции на складе
при исчислении методом директ-костинг. Оценка запасов готовой продукции и
незавершенного производства по переменным затратам позволяет избежать
капитализации постоянных расходов в запасах, что подчеркивает «рыночную»
сущность системы директ-костинг, ее нацеленность на производство ради
реализации.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы.
Калькулирование себестоимости продукции дает неоценимую практическую
пользу и является важным аспектом экономической деятельности предприятия. А
выбор наиболее оптимальных методов экономических расчетов упрощает работу
экономистов и дает возможность проведения более четкого и полного анализа
эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
В компании ООО «Производство» можно использовать различные методы
калькулирования себестоимости и позаказный и нормативный и полный и переменный
учет затрат. С приходом опытных экономистов на предприятие я думаю постепенно
наладиться четкая и слаженная работа бухгалтеров, логистов и менеджеров. И
управленческий учет начнется развиваться в фирме.
Список литературы
1.
Горелова
М.Ю. Управленческий учет. Методы калькулирования
себестоимости.»Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97»,
2006//сайт Консультанта
2.
Кондратова
И.Г. Учет материальных затрат и контроль за их распределением // Экономический
анализ: теория и практика. 2008 №9
3.
Кукукина
И.Г. Управленческий учет: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
4.
Мельникова
Л.А. Теоретические аспекты учета расходов и калькулирования себестоимости
продукции.// Современный бухучет, 2008 №4/ сайт Консультанта
5.
Бухгалтерская
отчетность за 1 квартал 2009г. ООО «Производство».
Таблица 3
Метод директ-костинг
Показатели |
Январь 2009 |
Февраль 2009 |
Март 2009 |
||||||
Изготовлено, шт. |
118 | 123 | 141 | ||||||
Продано, шт. |
100 | 141 | 140 | ||||||
Остаток, шт. |
18 | 0 | 1 | ||||||
Цена, руб. | 12500 | 12500 | 12500 | ||||||
Общая сумма |
Продукция |
Услуги |
Общая сумма |
Продукция |
Услуги |
Общая сумма |
Продукция |
Услуги |
|
Прямые |
72% | 28% | 62% | 38% | 58% | 48% | |||
Амортизация ОС |
41 152 | 29 629 | 11 523 | 41 153 | 25 515 | 15 638 | 41 152 | 23 868 | 19 753 |
Зарплата основных работников |
140 109 | 100 878 | 39 231 | 167 475 | 103 835 | 63 641 | 192 785 | 111 815 | 92 537 |
Материалы | 168 470 | 168 470 | 377 720 | 377 720 | 484 274 | 484 274 | |||
Итого |
349 731 |
298 978 |
50 753 |
586 348 |
507 069 |
79 278 |
718 211 |
596 089 |
112 290 |
Косвенные |
|||||||||
Общепроизводственные расходы |
503 533 | 362 544 | 140 989 | 367 023 | 227 554 | 139 469 | 483 813 | 280 612 | 232 230 |
Общехозяйственные расходы |
501 278 | 360 920 | 140 358 | 526 223 | 326 258 | 199 965 | 673 956 | 390 894 | 323 499 |
Расходы на продажу |
35 077 | 25 255 | 9 822 | 61 829 | 38 334 | 23 495 | 47 537 | 27 571 | 22 818 |
Итого |
1 039 888 |
748 719 |
291 169 |
955 075 |
592 147 |
362 929 |
1 205 306 |
699 077 |
578 547 |
Всего |
1 389 619 |
1 047 697 |
341 922 |
1 541 423 |
1 099 216 |
442 207 |
1 923 517 |
1 295 167 |
690 837 |
Себестоимость остатков ГП на конец мес. |
159 818 | 0 | 9 186 | ||||||
Себестоимость реализован.продукции |
887 879 | 1 259 034 | 1 285 981 | ||||||
Финансовый |
|||||||||
Выручка | 1 250 000 | 856 750 | 1 762 500 | 1 093 448 | 1 750 000 | 1 237 715 | |||
Себестоимость реализован.продукции |
887 879 | 341 922 | 1 259 034 | 442 207 | 1 285 981 | 690 837 | |||
Операционная |
362 121 |
514 828 |
503 466 |
651 241 |
464 019 |
546 878 |
Январь 2009 |
Февраль 2009 |
Март 2009 |
|||||||
Изготовлено, шт. |
118 | 123 | 141 | ||||||
Продано, шт. |
100 | 141 | 140 | ||||||
Остаток, шт. |
18 | 0 | 1 | ||||||
Цена, руб. | 12500 | 12500 | 12500 | ||||||
Общая сумма |
Продукция |
Услуги |
Общая сумма |
Продукция |
Услуги |
Общая сумма |
Продукция |
Услуги |
|
Прямые |
72% | 28% | 62% | 38% | 58% | 48% | |||
Амортизация ОС |
41 152 | 29 629 | 11 523 | 41 153 | 25 515 | 15 638 | 41 152 | 23 868 | 19 753 |
Зарплата основ.работников |
140 109 | 100 878 | 39 231 | 167 475 | 103 835 | 63 641 | 192 785 | 111 815 | 92 537 |
Материалы | 168 470 | 168 470 | 377 720 | 377 720 | 484 274 | 484 274 | |||
Итого |
349 731 |
298 978 |
50 753 |
586 348 |
507 069 |
79 278 |
718 211 |
596 089 |
112 290 |
Себестоимость остатков ГП на конец мес. |
45 607 | 0 | 4 228 | ||||||
Себестоимость реализован.продукции |
253 371 | 50 753 | 552 676 | 79 278 | 591 862 | 112 290 | |||
Финансовый |
|||||||||
Выручка | 1 250 000 | 856 750 | 1 762 500 | 1 093 448 | 1 750 000 | 1 237 715 | |||
Себестоимость реализован.продукции |
253 371 | 50 753 | 552 676 | 79 278 | 591 862 | 112 290 | |||
Маржинальная прибыль |
996 629 | 805 997 | 1 209 824 | 1 014 170 | 1 158 138 | 1 125 425 | |||
Косвенные |
|||||||||
Общепроизвод.расходы | 503 533 | 362 544 | 140 989 | 367 023 | 227 554 | 139 469 | 483 813 | 280 612 | 232 230 |
Общехозяйственные расходы |
501 278 | 360 920 | 140 358 | 526 223 | 326 258 | 199 965 | 673 956 | 390 894 | 323 499 |
Расходы на продажу |
35 077 | 25 255 | 9 822 | 61 829 | 38 334 | 23 495 | 47 537 | 27 571 | 22 818 |
Итого |
1 039 888 |
748 719 |
291 169 |
955 075 |
592 147 |
362 929 |
1 205 306 |
699 077 |
578 547 |
Операционная |
247 910 |
514 828 |
617 678 |
651 241 |
459 061 |
546 878 |