Государство и церковь в истории России

Дата: 12.01.2016

		

План

Введение

1.        
Развитие
философской мысли. Создание государственной идеологии

2.        
Роль церковной
реформы в культурном перевороте петровской эпохи

3.        
Просвещение и
наука

4.        
Литература,
музыка и театр

5.        
Развитие
изобретательных искусств и архитектуры

6.        
Трансформация
придворного быта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Петровская эпоха занимает
важное место в истории культуры России, поскольку в это время произошел крутой
перелом в культурной жизни, имевшей далеко идущие последствия для судеб
отечественной культуры.

В современной
историографии общепризнанной является оценка петровской эпохи, как времени в
хозяйственной и культурной жизни страны, имевшего внутренние предпосылки, но
резко ускоренного вмешательством государственной власти.

Петровские реформы не
имели характера коренных социальных преобразований, но они активизировали
потенциальные ресурсы развития и тем самым способствовали экономическому и
культурному развитию государства.

Абсолютизм явился
решающей силой в утверждении новой светской культуры, ибо от того, как шел этот
процесс, зависела судьба петровских преобразований. Созданная государственной
властью система социокультурных учреждений, указы, законодательно закреплявшие
культурные новшества, не только расширяли сферу новой культуры, но и
способствовали ее воспроизводству. Все эти обстоятельства влияли на
историко-культурный процесс, определяли его особенности, в частности,
практицизм, ускорение темпов распространения новой культуры, развитие тех ее
областей, в которых было заинтересовано правительство.

Созданное Петром I абсолютистское государство все
больше нуждалось в советской культуре. С утратой церковью своей
самостоятельности менялось значение религиозного мировоззрения как
преобладающей формы выражения духовного творчества. Стало возможно более
быстрое развитие рационализма, формирования нового взгляда на человеческую
личность, ее творческого потенциала, утверждение личностного начала в культуре.

Процессы преобразования
затронули все области культуры: сферу философской мысли, область науки и
образования литературного и художественного творчества.

1. Развитие философской мысли. Создание
государственной идеологии

Преобразования первой
четверти XVIII века во многом определяли изменения в
общественном сознании и способствовали возникновению и обсуждению новых,
жизненно важных проблем.

В первой четверти века
центральное место занимала разработка идеологии абсолютизма. Утверждение или
неприятие абсолютной монархии – узловой вопрос идейных столкновений.
Последователи реформ выступали убежденными сторонниками абсолютизма, оппозиция
политической власти абсолютизма главным образом была со стороны реакционного
боярства и духовенства.

Идея неограниченной
власти монарха в тот период во многом еще опиралась на традиционное понимание
ее «божественного» происхождения. Но с распространением в общественном сознании
взглядов европейских мыслителей и философов идеология абсолютизма начинала
использовать и рационалистические идеи «естественного права», «общественного
договора». В общественном сознании утверждается представление о монархическом
государстве как о высшей форме власти, способной обеспечивать благо всех
подданных.

Крупнейшим идеологом
абсолютизма был Феофан Прокопович. В его сочинениях изложена официальная
политическая доктрина русского абсолютизма. Развивая концепцию неограниченной
власти монарха, Феофан Прокопович опирался, с одной стороны, на традиции
Московского царства, с другой – западноевропейские теории просвещенного
абсолютизма. Эта теория обосновала приоритет светского начала, разума, науки, опирающийся
на сильную и просвещенную государственную власть, главной особенностью которой
является осуществление «всенародной пользы». В основе же силы государства и
благосостояния граждан лежали образование и распространение науки, посему
носителем государственной власти должен быть «философ на троне»- просвещённый
монарх, который должен править, опираясь на строго соблюдаемый закон.

Ф.Прокопович являлся
также идеологом церковной реформы. В его «Духовном регламенте» обосновалась
необходимость подчинения церкви государству, секуляризация церковных и
монастырских имений, доказывалась справедливость отмены патриаршества и
учреждения Синода. Ф.Прокопович отстаивал в своих произведениях необходимость
развития науки, образования, культуры, рассматривая их как средства
европеизации России, всеобщего благоденствия страны. В трудах этого мыслителя
процесс «обмирщения» культуры получил теоретическое обоснование.

Одним из важнейших
завоеваний Петровского времени была разработка новой концепции человека, новое
решение проблемы личности. Человек перестаёт быть лишь источником греховности.
Он воспринимается, как активнодействующая личность, ценная сама по себе и ещё в
большей степени «за услуги отечеству», когда не богатство и знатность рода, а
общественная польза, ум и храбрость могут возвести человека на высокие ступени
социальной лестницы.

Петр I на практике осуществлял один из
основных постулатов просветительства — требование внесословной ценности
человека.

Специфика исторического
развития Русского государства привела тому, что в то время, когда на Западе
возрожденческие идеалы стали вытесняться буржуазными идеалами индивидуализма и эгоизма,
в России признание за личностью права на свободное волеизъявление и земные
радости сочеталось с просветительским требованием неукосни- тельного исполнения
гражданского долга. Идеалом Петровской эпохи стал человек-гражданин, человек
патриот. Культ профессионализ- ма, знаний, петровский идеал служения Отечеству
переносились в общественное сознание.

2. Роль церковной реформы в культурном
перевороте петровской эпохи

На пути к имперству
самодержавная власть окончательно подчинила себе церковь. В системе петровских
преобразований церковная реформа вовсе не была случайным эпизодом. Напротив,
она носила едва ли не самый последовательный и принципиальный характер. Философ
начала XX века Г.В. Флоровский считал, что это
был властный и резкий опыт «государственной секуляризации» и опыт удался. Новое
место церкви в государстве и обществе было настоящим переворотом. В чём была
сущность перемен?

После смерти патриарха
Адриана в 1700 году новый патриарх избран не был. В 1721 году патриаршество на
Руси было официально упразднено, а глава государства автоматически становился и
главой Русской правос- лавной церкви. Для управления внутрицерковными делами
был учреждён Синод, подобно всем остальным органам управления государственными
делами.

Эта реформа означала
радикальные последствия для самосознания нации и её духовного самочувствия.
Власть взяла на себя заботу о духовном воспитании народа, а если затем и
передоверяла эту функцию священнослужителям, то под неусыпным контролем и
руководством государственных членов. Государственная власть узурпировала власть
Божественную.

На православную церковь
под государственным руководством была возложена задача, примирить традиционную
духовность с культурой, выстроенной на идее государственного прогресса и
монархического всевластия. Церковь приняла на себя эту роль не без
сопротивления, но уже к началу Елизаветинского царствования сопротивление было
сломлено и императорский культ возведён в церковный обиход. С тех пор церковная
культура перестаёт доминировать в глазах общества, уходит в тень, сохраняясь в
слое «традиционности» и старины, а то и квалифицируется как «суеверие».

При этом искусство и
культура, взятые под высокое покровительство государства и поставленные ему на
службу, получили одновременно некую идеологическую автономию от церкви и
религии. Церковь перестала быть бесконтрольным хозяином и руководителем
искусства. Секуляризация обмирщения культур, достигнутая в большинстве стран
Запада уже в эпоху Возрождения, в России происходит только в начале XVIII века. Но зато решительно и
бесповоротно, поскольку одной из самых основательно осуществляемых реформ Петра
I, Православной Церкви из
идеологической руководительницы нации во вспомогательную часть государственного
механизма с ограниченными правами и строго регламентированными обязанностями.

3. Просвещение и наука

Для успешного развития
начальных преобразований России требовались новые, подготовленные и
образованные кадры. Поэтому в первой четверти XVIII века возникла сеть организованных на казённый счёт
общеобразовательных и специальных учебных заведений.

Была создана целая сеть
школ начального обучения. Таковыми были «цифирные школы», епархиальные школы
для детей представителей духовенства, гарнизонные школы для солдатских детей.

Особое значение приобрели
специальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности.
Самыми важными в системе петровского просвещения были технические специальные
учебные заведения (например, Навигационная школа в Москве).

Модный импульс получило
развитие книгопечатания. Огромное значение в деле просвещения имела реформа
гражданского шрифта. «Облегчённый» гражданский шрифт способствовал более
массовому потреблению книжной продукции. Резко выросли тиражи издаваемых книг,
расширился их ассортимент. Если раньше выпускались в основном книги «духовного
содержания», то в начале XVIII
века широко издаются учебники, книги по естествознанию и технике, астрономии,
гидростроительству, медицине, артиллерии и т.д. Появились книги и по
гуманитарному знанию. Огромное значение имело значение издание газеты
«Ведомости». Главной книгографией страны был Московский печатный двор.

Наука в петровское время
развивалась, прежде всего, нуждами практики. Истощение пушных богатств
освоенной в XVII века части Сибири заставило русских
людей искать новые земли, новые пушные и рыбные запасы. Одновременно велись и
поиски новых путей в далёкие восточные страны. Так, в 1716 году была
предпринята экспедиция на Камчатку, в 1711 году были разведаны Курилы, в
1720-1724гг. экспедиция Мессершмидта дошла до Лены и Забайкалья, были
отправлены экспедиции в Хиву и Бухару и т.д. Итогом многих экспедиций было
составление географических карт, вошедших в «Атлас Российской империи».

Небывалого успеха в
петровский период достигли геологические изыскания. За 1700-1711 гг. в
Европейской России было открыто 121 рудное месторождение.

Большие успехи были в
развитии практической механики. Огромная работа была проведена по созданию и
собиранию научных коллекций по минералогии, металлургии, ботанике, биологии и
т.д. Была организована астрономическая обсерватория. Широко известен петровский
указ 1720 года о собрании древних рукописей. В 1716 году стали создаваться
исторические труды (работы по истории Поликарпова, «Рассуждения о причинах
Светской войны» П.Шафирова и другие).

Наиболее масштабным
достижением реформ Петра I в
области просвещения было создание Академии наук. В начальном варианте Академия
как организация была синкретична (это и научно-исследовательское сообщество, и университет,
и гимназия).

В Академии было три
отделения: математическое, физическое и гуманитарное. Первые члены Академии
должны были следить за всей новой литературой по специальности «делать
изобретения» и выступать «с докладами и советами». Наряду с русскими учёными в
Академию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные учёные
(математик И.Герман, физик и математик Д.Бернулли, астроном и географ И.Делиль
и другие). К Академии были присоединены библиотека и музей (Кунсткамера),
созданные в 1714 году.

4. Литература, музыка и театр

Литература петровской
эпохи носит переходный характер, основная тенденция её развития — интенсивный
процесс обмирщения. Пётр I,
чуждый церковным интересам, старался придать литературе светский,
реально-жизненный и общественный характер. Изменилась сама «внешность» книги —
гражданская азбука отделила светскую книгу от церковной книги. Если раньше
книги издавались в основном «по благо- словению церкви», то теперь – по
повелению государя. Литература, особенно публицистическая, служила
пропагандистским целям. В произведениях этого жанра разъяснялись необходимость
и польза преобразований. Вместе с тем литература в Петровскую эпоху помимо
чисто практических функций смогла выполнить также функции развлекательные.

Изменяется и сам тип
писателя – если раньше это был, как правило, монах, пишущий по обету, то теперь
это – грамотей, пишущий по закону.

Характерная черта
литературы Петровского времени – появление нового героя. В этом сказалось
влияние западноевропейских рационалистических и гуманистических идей. В центре
внимания литературы — человек-деятель, патриот, гражданин, слуга отечества. Это
человек, верящий в свои силы и преодолевающий трудности и невзгоды. Не случайно
особой популярностью в то время пользуются различные «гистории», в частности,
«Гистория о российском матросе Василии Кориотском». Сюжет повести не нов – это
похождение блудного сына. Но если в подобных повестях XVII века героя сопровождают несчастья и он, раскаявшись,
возвращается домой, то Василию сопутствует удача благодаря его личной
предприимчивости. Это история (и ей подобные) должна была убедить читателя, что
уважение, почёт и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а
не знатности его рода.

В поэзии преобладают
«стихи на случай» — на победу, на знаменательные даты (рождение, брак).
Получают распространение «канты», «виваты» (торжественная лирика), возникает
любовная лирика, что опять-таки свидетельствует о проявлении интереса к
человеческой личности, её чувствам.

Большой популярностью пользовалась
перевозная западноевропейская художественная литература.

В среде простого народа
сохранялось влияние традиционной литературы: духовно-учительной, «жития
святых», сборники духовных стихов и т.д. По мере отдаления крупнейших военных и
политических событий народная память запечатлевала их в традиционной форме
былин, исторических писем, в форме сказок, притчей и т.д. В них отражены и
Полтавская битва, и взятие Азова, и Нарва. Тема войны сохранилась в памяти,
прежде всего как подвиг русского солдата и его героизм и жертвенность. Особое
место в русском фольклоре занимал образ Петра I.

В 1702 году в Москве был
сооружён театр, открывший двери простой публике. Играли там немецкие актёры,
репертуар состоял из немецких и французских пьес. Театры заводила и знать для
узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных
академий, духовных семинарий и т.п. Хотя репертуар таких театров был большой
возвышенно-религиозный, однако нередко в пьесах отражались события
современности. Театры ставили и чисто исторические по тематике пьесы (например,
«Владимир» Ф.Прокоповича и др.). Основным центром театральной деятельности была
Славяно-греко-латинская академия в Москве. Много сил театру отдавали
Ф.Прокопович, доктор Бидлон, Ф.Журовский.

Что же касается светской
музыки, то она продолжала оставаться такой же «потехой» двора, как и во времена
Алексея Михайловича. Не видя в музыке средства решения практических задач, Пётр
не уделял её развитию особого внимания, рассматривал её лишь как средство
внесения в общественную жизнь большого блеска, разнообразия, оживления. Музыка
сопровождала народы, балы непременным комплементом театральных представлений. В
аристократической среде распространяется любительское музицирование. Некоторые
вельможи заводят у себя оркестры. Появляются первые регулярные концерты. Таким
образом, в Петровское время музыка входит в обиход высших слоёв общества.

5. Развитие изобразительного искусства и
архитектуры

В области
изобразительного искусства наиболее близким к повседневности был жанр гравюры,
имевший довольно большой круг ценителей. Очень многие книги имели гравированные
изображения; гравюры-картины проникали в интерьеры домов и т.д. Тематика гравюр
была довольно разнообразной, большое распространение получили гравюры с
изображением во множестве вариантов Полтавского боя. По гравюрам того времени
можно создать представление не только о битвах, но и о триумфах побед с
торжественными колоннами войск и т.д. Популярностью пользовались изображения
известных крепостей и особенно строительства и видов новой столицы. Среди
наиболее искусных гравюр можно назвать Л.Бунина, Ф.Зубова, А.Ростовцева.

С конца XVII века интенсивно трансформируется
живописное искусство. Традиции иконописи имеют тенденцию перехода в
реалистическое изображение мира и людей.

В первые годы XVIII века издаются специальные указы,
касающиеся подготовки и воспитания художников. Традиционным российским способом
– «царским волеизъявлением» — большую группу «мастеровых разных художников»
переселили в новую столицу, где был обширный фронт работ (роспись церквей,
дворцов, станковая живопись, мелкая пластика). За счёт казны наиболее
талантливых художников посылали в поездку за границу.

Наибольшие успехи были
достигнуты в области портретной живописи, самыми выдающимися представителями
которой были И.Н. Никитин и А.Н. Матвеев. На их полотнах запечатлены энергичные, действенные
люди Петровского времени.

Лучшие работы Никитина –
«Пётр I на смертном ложе», портрет Г.И. Головкина, «Окальный гетман » и др. Из работ Матвеева
сохранились «Автопортрет с женой», парные портреты супругов Голицыных. Оба
художника в своих работах изображают различных людей Петровского времени,
передавая в портретах современников образ бурной эпохи. В их работах были
заложены основы русского народного и вместе с тем психологического портрета.

Наряду с портретной
живописью в первых десятилетиях XVIII
века получают своё развитие и другие жанры – историческая композиция, батальная
живопись.

Рассматриваемая эпоха
отмечена также достижениями в области скульптуры, которая не имела столь
богатых традиций в допетровской Руси, как живопись и архитектура. В начале XVIII века постепенно начинают осваиваться
все жанры станковой и монументальной скульптуры. Самой крупной фигурой этого
времени в области скульптуры был К. Расорелли.

Особое распространение в
это время получили также скульптурные композиции, что ярко выразилось в
создании дворцово-парковых ансамблей (например, оформление Большого каскада
Петровского дворца).

Бурное развитие в этот
период получают архитектура, зодчество, которые, как и другие виды искусства, с
одной стороны, опираясь на национальные традиции, сохраняют национальное
своеобразие, с другой стороны, находящиеся в тесном контакте с искусством
западноевропейских художественных стилей и классицизма.

Архитектура переживала в
петровское время переходной период, тот или иначе отражавший западноевропейское
влияние.

Наиболее заметно оно в
становлении в конце XVII- начале XVIII века, так называемого «нарышкинского
стиля» или стиля «московского барокко» церковной архитектуры. Прежде всего,
здесь меняется конструкция храма. Появляются храмы устремлённые ввысь, светлые
и торжественные. Правда, нередко «запад» тонул в традиционном московском
узорочье. Такова изящная церковь Покрова в Филях, церковь в Дубовицах, Меншикова
башня (архитектор И.П. Зарудный).

Появилась и принципиально
новая архитектура, основанная на ордерной системе (колонны, портики, фронтоны).

Начинается
градостроительство со строгой планировкой улиц, площадей, административных
зданий, дворцов, которое как бы воссоздаёт регламентированность и иерархичность
жизненного уклада абсолютисткого государства.

Наиболее ярко новые
веяния в градостроительстве отразились в строительстве Санкт-Петербурга,
который стал олицетворением абсолютисткой империи с её идеей всеобщего порядка,
символом новой культуры. Это был первый русский город, который строился по
определённым правилам – прямые улицы, соблюдение требований высоты зданий. По
существу, здесь была заложена новая эстетическая концепция – строгая
архитектурная дисциплина, отсутствие русской живописности. Здесь с самого
начала получил развитие северо-немецкий (голландский) вариант барокко со
сдержанным суховатым декором, со стремление к максимальной рациональности.
Носителем этой тенденции был Д. Трезини. В первую очередь, это знаменитый собор
Петра и Павла. Облик города создавали общественные здания (Адмиралтейство,
Кунсткамера, Гостиные дворы, Петровские коллегии). В создание Петербурга
вложили свой труд такие архитекторы, как Жан Батист Леблон, Варфоломей
Растрелли, А.Д.Захаров, И.Коробов и другие.

6. Трансформация придворного быта

Со свойственной ему
энергией Пётр I насаждал во всех сферах жизни
общества, в том числе и в быту, западную светскую культуру. Перемены в бытовом
укладе, нравах русского общества были очень значительными. Но все новшества
касались в основном дворянства и самых богатых купцов. Крестьянство, мелкий
городской люд, духовенство они почти не затрагивали. Ношение европейского
платья, бритьё бороды было обязательным для дворян и чиновников. Несоблюдение
этих новых обычаев влекло большой денежный штраф.

Особенностью
общественного быта петровского времени было появление новых форм общения,
развлечений, многочисленных светских праздников иллюминацией, фейерверками и
маскарадами. С этого времени берёт начало новогодний праздник с наряженной
ёлкой и «огненными потехами».

Для дворянства и верхов
городского населения Пётр I в
1718 году ввёл так называемые «ассамблеи», т.е. общественные собрания.
Ассамблеи проводились у знатных лиц. На ассамблеях также должны были
присутствовать и женщины, что явилось большим нововведением, так как по старым
порядкам женщины не допускались в светское общество. Пётр I вёл ожесточённую борьбу с прежним
обычаем держать женщин взаперти. Немаловажным явилось распоряжение царя, чтобы
до свадьбы за шесть недель совершалось обручение, после которого жених и
невеста могли свободно видеться, и если не понравятся друг другу, то имели
право отказаться от брака.

Пётр I заботился о том, чтобы дворяне
усваивали хорошие манеры, умели фехтовать, ездить верхом, танцевать, свободно
изъясняться на иностранных языках, писать и говорить красноречиво. С этой целью
издавались образцы «письмовников», справочники по этикету и т.п.

Безусловно, реформы Пётра
I в быту и культуре вели, в конечном
счёте, и обособленного дворянства, были направлены на его возвышение в
феодальном обществе. Там не менее они способствовали интеграции российского
правящего класса в элиту европейских держав.

Заключение

Таким образом, культурные
преобразования первой четверти XVIII
века определяли основное направление историко-культурного развития.

Доминирующая тенденция
развития культуры в России начала XVIII века была сходна с европейской: отделение нации от
религиозно-мифологического мировоззрения, создания новой картины мира и новых
источников знания. Обмирщение, секуляризация культуры одновременно с
обожествлением Разума — вот что характеризует культурные процессы начала XVIII века. Культура рассматривается не
как таинственная область духа, но как средство решения просветительских
пропагандистских задач.

Главная особенность
российской культурной политики того времени – исключительно большая роль
государства и лично Петра I.
Поэтому просветительская политика государства имела ярко выраженный волевой, а
то и насильственный характер.

Новая русская культура
создавалась в условиях активного усвоения западноевропейской культуры, её
программ и концептуальных схем. Новая русская культура строилась как более или
менее самобытный слепок с культуры Европы, творчески перерабатывая и усваивая
опыт передовых стран.

Культура нового времени
представляла ещё своеобразный сплав новаций и традиций (появление светской
школы и сохранение патриархальных форм обучения; развитие светских знаний и
представление Синоду права цензуры; новое отношение к человеку и сохранение
крепостной зависимости, бесправного положения основной массы народа; во многом
переходный ещё характер литературы и искусства). Новая светская культура ещё
довольно ограниченно проникала в среду дворянства и купечества; крестьянство же
вовсе было лишено возможности приобщения к ней. Тем не менее, культура России в
своём развитии поднялась на новую, более высокую ступень. В это время были
созданы предпосылки для возникновения в следующем столетии «золотого века
русской культуры».

 

Список использованной литературы.

1.        
Березовая Л.Г.,
Берлякова Н.П. История русской культуры, — М: ВЛАДОС, 2002. — 400с.

2.        
Георгиева Т.С.
История русской культуры. – М: ЮРАИТ, 1999. — 576с.

3.        
Зезина М.Р. и др.
История русской культуры. – М: Высшая школа, 1990. — 432с.

4.        
История России: с
начала XVIII века до конца XIX века/ Под ред. Сахарова А.Н. – М:
Издательство АСТ, 1197. — 542с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий