О.О.Маслова
Литература
для детей и о детях предоставляет показательный материал для исследования
особенностей детского мышления, восприятия ребенком мира.Мы
рассматриваем особенности детского сознания на материале художественных
текстов: сказки Н.Носова «Приключения Незнайки» и рассказа О.Григорьева «Летний
день», в котором автор пытается имитировать детское мышление, воссоздавая
посекундно день «детсадовца».Наша
задача – определить, в чем заключается своеобразие коммуникативной модели
взаимодействия между мальчиками и девочками дошкольного возраста; выявить те
факторы, которые обуславливают формирование данной коммуникативной модели.Надо
отметить, что мы рассматриваем персонажей Н.Носова и О.Григорьева не только как
художественные образы, но как реальных детей с присущими им возрастными
особенностями.Н.Носов
создает удивительный мир малышей и малышек, живущих по своим особым законам.
Это мир, в котором нет взрослых, но образ жизни во многом напоминает взрослую
модель поведения.Ему
удалось встать на позицию ребенка и посмотреть на окружающую действительность
детскими глазами: малышу, находящемуся ближе к земле, все явления природы
кажутся невероятно большими, поэтому им ягоды «собирать было трудно, потому что
коротышки были крошечные, а за орехами и вовсе приходилось лазить на высокий
куст да еще тащить с собой пилу…» В возрасте между 2-5 годами дети проходят
стадию формирования личной автономии: им необходимо утвердить себя в этом мире,
с которым они вступают в «личные и деятельные отношения». Именно в этот период
ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность, в результате чего
происходит перемена в отношении к противоположному полу. В дошкольном возрасте
отношения между полами носят характер военных действий друг против друга, за
фасадом которых прячется истинный интерес к противнику.М.Осорина
отмечает, что за посягательством на «секреты» девочек, за дерганьем косичек и
т.п. «скрывается симпатия, желание мальчика вступить в непосредственный контакт
с девочкой».Н.Носов
очень точно подметил эту особенность поведения малышей по отношению друг к
другу: «Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и почти не дружили с
малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с
малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его
издали, сейчас же переходила на другую сторону улицы. И хорошо делала, потому что
среди малышей часто попадались такие, которые не могли спокойно пройти мимо
малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, еще того
хуже, за косу дернут… За это многие малыши называли малышек воображульками, а
малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами…» Незнайка
считает ниже своего достоинства дружить с малышками и своего друга ставит перед
выбором: либо он, Незнайка, либо Кнопочка и Мушка, и начинает дразнить
несчастного Гуньку: «Кто дружит с малышками тот сам малышка. Поссорься с ними
сейчас же!» Отношения антагонизма объясняются все более осознаваемыми тем и
другим полом различиями интересов и способов самовыражения. Свое отношение превосходства
над малышами малышки высказывают в следующих репликах: «Ах, эти малыши! Вечно
они придумывают разные шалости…» или «…Вы, малыши, только и думаете, как бы
когонибудь стукнуть…» Медуница убеждена, что если Незнайка встанет с постели,
«то переколотит всю посуду и разобьет комунибудь лоб…» Малыши, в свою очередь,
также не слишком уважительно отзываются о малышках. Доктор Пилюлькин жалуется Незнайке
на «методы лечения» Медуницы: «Ну, понимаешь, у них больница пустая, лечить
некого, а им хочется ухаживать хоть за кем-нибудь. Малышки ведь! А лечат-то
как! Тьфу!..» Одной из причин такого противостояния является отношение к
проявлению силы мальчиков и девочек.М.Осорина
отмечает, что для мальчиков очень важно ощущение собственной власти над вещным
предметным миром и одновременно – «раскрытие тайных сил материи, которые
выходят наружу, когда разрушается предметная оболочка и начинается сущностное
преображение самой плоти объекта…» Незнайка, оказавшись в комнате малышки,
видит куклу, которую ему «тут же захотелось разломать и посмотреть, что у нее
внутри – вата или опилки…» Явления, привлекающие девочек, имеют иной характер.
Как будущие матери, они чувствительны к спрятанным, сосредочившимся внутри
объекта центробежным силам. Свои собственные силы девочки обычно стараются не
выставлять напоказ, утаивая основные резервы.Малышки
также склонны к изобретательству (например, умная Соломка вывела особый сорт
арбузов, из которых можно получать удивительно сладкий сок), но они не кичатся,
в отличие от малышей, своими достижениями. Они заботятся о малышах, вставая на
позицию взрослых; защищают Незнайку от нападок других малышей: «Стыдно, малыши!
Зачем вы его дразните? ВЫ ничем не лучше его! Другие на вашем бы месте давно
помогли бы ему исправиться…» Общение между малышами и малышками встречает
множество сложностей. Малышки обижаются на малышей из Змеевки за то, что те,
пригласив их на Новый год, стали кидаться снежками.Бублик
(житель Змеевки) резонно отвечает на возмущенные возгласы малышек: «Что тут
такого? Мы просто хотели поиграть с вами в снежки. Вам тоже надо было бросать в
нас снежками…» Малыши предлагают модель общения, которую малышки не принимают и
осуждают.Другой,
не похожий на него в половом либо возрастном плане человек кажется ребенку
непонятным и чужим, поэтому он старается найти в этом человеке черты внешности
или поведения, присущие ему самому. Например, свою ровесницу, девочку Лариску
«детсадовец» из рассказа О.Григорьева уважает за то, что она похожа на
мальчишку: «…совсем как мальчишка настоящая. Не царапается никогда, не кусается
и щекотки не боится нисколечко. Всегда лохматая ходит… А еще бегает быстрее
всякой курицы…» Мальчику нравятся во внешнем виде и характере девочки те черты,
которые он «уважает» в самом себе и других мальчиках.Рассмотрим
ситуацию общения «детсадовца» с Лариской, которая все так «козе сиськи дергает,
что мальчику попадает на глаза молоко» Поведение Лариски – своеобразный призыв
к диалогу.Мальчик
принимает приглашение к общению в следующей форме: «…вскочил я и скорей за
Лариской погнался, чтобы мордой ее в титьку ткнуть… Тогда я – ать – подножку ей
сзади, так что она перекувырнулась и коленом голым о камень ударилась…» Дети не
способны прогнозировать последствия своих действий и отвечать за совершаемые
ими поступки.Коммуникация
детей ограничивается предметной деятельностью. Они достигают взаимопонимания на
почве их интереса к природному миру, в данном случае – к козочке; ссорятся в
результате столкновения противоположных действий и вновь мирятся. При этом их
невербальное общение носит стихийный характер и прекращается так же внезапно, как
и началось.Ребенку
намного интереснее мир природы, вещный мир, нежели мир человеческих отношений.
Однако малыш уже имеет представление о том, кто есть его друг, и способен
мотивировать выбор Юрки в качестве друга тем, что «он может положить в рот
целого червяка и нисколечко не испугаться…» У ребенка складывается свое
отношение к другу в соответствии с теми параметрами, по которым он оценивает самого
себя; герой рассказа сравнивает свои и Юркины качества (сила, храбрость),
отдает должное забавным для взрослых достоинствам Юрки, у «которого к тому же
уши резиновые… А еще он писает выше, чем я, в уборной до самого потолка,
поэтому он и друг мой…» М.В.Осорина, изучая детский мир, отмечает стремление
мальчишек исследовать силы, таящиеся как в предмете, так и в своем собственном
теле. С этим связано постоянное желание мальчиков соревноваться в дальности
бросков, плевков, в мощности струи мочи и т.д.Однако,
несмотря на наивный характер представлений «детсадовца» о себе и сверстниках,
мы можем проследить момент пробуждения в ребенке самосознания.Дети
пока не осознают барьера между полами, полагая, что они выходят откуда-то из
«из мам, из животов…» : «…Разрежут живот, а оттуда дети выходят голенькие…» Это
Юркино предположение подвергается сомнению со стороны «детсадовца»: «Зачем
тогда человеку пуп, если дети из животов выходят?» Однако в определенных
ситуациях мы можем наблюдать проявление чувства стыда, природу которого дети до
конца не осознают. Например, в сцене общего купания, когда мальчик «майку снял,
а трусы не хочется. Противно, когда ты голый и мухи кусают, да еще девчонки
хихикают…» «Детсадовец» испытывает чувство неловкости, полагая, что в ситуации
водных процедур стыдно может быть только ему одному: «Им-то, девчонкам, что, а вот
мальчишкам как? И мальчишкам, оказывается, тоже ничего. Все уже раздетые голыми
прыгают, только я один в трусах стою… Очень противно и стыдно делается…» Однако
ребенок до конца не осознает природу своего стыда, интуитивно ощущая разницу
между полами и понимая, что «девчонки какие-то не такие. Только не знаем,
почему они так сделаны…» Желание спрятаться от взгляда чужих людей проявляется
у «детсадовца» в сцене перед сном, когда воспитательница «ждет все, когда я
начну, трясет за плечо и пальцем в горшок тычет…» Мальчик признается, что очень
хочет, но не может писать, когда «смотрят», «не льется вода, и все тут…» Ограничения,
создающие основу для чувства стыда и сомнения, заключается прежде всего в
требовании взрослых садиться на горшок, поэтому ребенок чувствует стыд, написав
в постель. Чтобы избавиться от неприятного чувства, мальчик находит виноватого
жука: «…ведь это я из-за него описался. В наказание я его под подушку в
наволочку запрятал, а наволочку на пуговицы стеклянные застегнул…» В ребёнке
возникает потребность скрыть от взгляда других людей то, что ему кажется
грязным; малыш проявляет инициативу, выстраивая личное пространство, в которое
не хочет пускать никого, даже своих друзей и воспитателей. Таким образом,
стремление ребенка к независимости и появление чувства стыда не противоречат
друг другу, а являются следствием проснувшегося самосознания, ощущения себя в
системе взаимоотношений: Я взрослый; я ровесник.Согласно
Э.Эриксону, соотношение чувства независимости и чувства стыда и сомнения
приводит к устойчивому соотношению между способностью сотрудничать с людьми и
настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением.Итак,
модель межполового общения дошкольников имеет противоречивый характер.1.Мальчики,
стремясь к самоутверждению в момент пробуждения самосознания и половой самоидентификации,
пытаются показать свою силу и превосходство над девочками, дергая их за
косички, подставляя подножки, «обзываясь» и т.д.При
этом все эти ухищрения являются следствием глубокого интереса и симпатии к
противоположному полу.2.
Девочки, в которых природой заложено чувство материнства, также пытаются демонстрировать
свое «превосходство» над мальчиками, при этом они находят любой повод, чтобы
проявить заботу, занимая позицию Взрослого.3.В
силу того, что в дошкольном возрасте половая самоидентификация как у мальчиков,
так и девочек находится на стадии становления, межполовое общение дошкольников
носит стихийный характер; при этом каждый ребенок стремятся найти в ровеснике
другого пола качества характера и черты внешности, присущие ему самому. Это
объясняется позицией эгоцентризма, присущей ребенку в таком возрасте.4.Несмотря
на наивность оценок другого, в поведении и мыслительной деятельности
дошкольника реализуется характерный для раннего возраста конфликт между
автономией и чувством стыда, являющимся инвариантом сознания жизни тела; в
герое О.Григорьева пробуждается самосознание, выраженное в желании ребенка
спрятаться от чужих глаз.Список литературы
1.Григорьев
О. Птица в клетке. СПб.,1997.2.Носов
Н. Незнайка в Солнечном городе. М.,1996.3.Божович
Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.,1977.4.Осорина
М.В. Секретный мир детей. СПб., 1999.5.Фрейд
З. Введение в психоанализ.: Лекция. М., 1991.6.Эльконин
Д.Б. Детская психология. М., 1960.7.Эриксон
Э. Детство и общество. М., 1992.Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru