Еще раз о лейтмотиве свечи в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
И.А. Суханова
Любой
автор, пишущий о романе «Доктор Живаго», неизбежно касается в той или иной
степени знаменитого образа свечи, проходящего лейтмотивом по страницам романа,
как в прозаических главах, так и в последней, стихотворной главе. Попробуем,
тем не менее, добавить свои наблюдения к тому, что выявлено и описано нашими
предшественниками [см. 1,2,3, и др.].Проводя
систематический лексико-семантический анализ интертекстуальных связей романа с
его основным источником Четвероевангелием, мы пришли к выводу, что текст
романа построен по принципу тем и вариаций, что огромную роль в его структуре
играет частичное наложение текстовых семантических полей, взаимодействующих как
друг с другом, так и с основными лейтмотивами произведения [см. наши работы 4,
5, 6, 7]. Мы рассматривали подробно текстовое семантическое поле непогоды и
текстовое семантическое поле враждебности, в результате частичного наложения
друг на друга которых в романе возникает уникальный образ бушующей черной
земной бури, бури черной червивой земли метафора смерти, могилы, гроба,
сближающая эти понятия с понятиями пещера, подземелье, подвал, подпол, овраг, с
одной стороны, и с такими образами, как снежная буря, метель, вьюга — с другой
[7]. Рассмотрим, как взаимодействует с этими образами самый известный лейтмотив
романа лейтмотив свечи. (Мы используем термин «лейтмотив» в узком значении:
«образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении как момент
постоянной характеристики героя, переживания или ситуации»)[8. С. 178].Образ
свечи, настойчиво повторяемый на протяжении всего романа, возможно, восходит к
следующим евангельским текстам: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники
горящи» [Лк 12:35]; «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на
подсвечнике, и светит всем в доме» [Мф 5:15]. [См. также Мк 4:21, Лк 8:16,
11:33].Образ
свечи, светильника непосредственно связан в Евангелиях с противопоставлением
свет/тьма: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:5).В
романе «Доктор Живаго» свеча впервые появляется в третьей части, где действие
происходит во время святок, вскоре после Рождества. Паша Антипов зажигает свечу
по просьбе Лары в той самой комнате в Камергерском переулке, где Ларе суждено
прощаться с Юрием Андреевичем спустя почти 20 лет.«…Зажги
свечу и потуши электричество. //Лара любила разговаривать в полумраке при
зажженных свечах. Паша всегда держал для нее про запас их нераспечатанную
пачку. Он сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на
подоконник и зажег ее. Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны
трескучими звездочками и заострилось стрелкой. Комната наполнилась мягким
светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать черный глазок»
[9. III. 9.С.88-89].В
это время по Камергерскому проезжают на елку к Свентицким Юра и Тоня, и Юра
видит протаявший «глазок» с улицы:«Они
проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину
в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи,
проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало
за едущими и кого-то поджидало. // «Свеча горела на столе. Свеча горела…»
шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что
продолжение придет само собой, без принуждения. Оно не приходило»[9. Ш. 10.
С.91]. Замысел «Зимней ночи» с ее лейтмотивом появляется одновременно с
замыслом «Рождественской звезды»: «…а просто надо написать русское поклонение
волхвов…» (там же). Этот святочный вечер вспомнится в ч. XV, в момент прощания
Лары: «И она стала напрягать память, чтобы восстановить тот рождественский
разговор с Пашенькой, но ничего не могла припомнить, кроме свечки, горевшей на
подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной коре стекла. //Могла ли
она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок проездом с
улицы и обратил на свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, −
«Свеча горела на столе, свеча горела» пошло в его жизни его предназначение?»
[9. XV.14.С.482-483].Появление
мотива свечи, как правило, обусловлено ситуацией, но значение только бытовой
детали свеча имеет очень редко, можно указать, пожалуй, единственный случай
такого рода: «Купе, куда вошел Живаго, ярко освещалось оплывшей свечой на
столике, пламя которой колыхала струя воздуха из приспущенного окна» [9. V. 14.
С.161]. Тем не менее, и этот контекст способствует закреплению образа свечи в
тексте путем еще одного повтора. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники
горящи» [Лк 12:35] если учесть этот вполне возможный интертекст, то
настойчивое повторение мотива свечи окажется связанным с темой бодрствования
[см. нашу работу 6].Чаще
всего, не теряя значения бытовой детали, образ свечи подвергается разной
степени символизации. Начнем с небольшой степени. Так, в вопросе
Ан-типова-Стрельникова о свечах, имевшихся в его запасах в Микулицынском доме,
ясно слышится отсылка к ч.III, к разговору Лары и Паши на святках Стрельников
собирается говорить с доктором о Ларе. Разговор при свечах символ того
лучшего, что было в его отношениях с Ларой: «…Если вы спалили еще не все мои
свечи прекрасные, стеариновые, не правда ли? давайте поговорим еще чуть-чуть.
Давайте проговорим сколько вы будете в состоянии, со всей роскошью, ночь
напролет, при горящих свечах. //− Свечи целы. Только одна пачка начата»
[9. XIV. 16. С.445].Родственным
свече предметом оказывается в части XIV, гл.2 такая деталь «немыслимого быта»,
как «переносная докторская светильня» пузырек с касторкой, в которую опущен
фитиль. Она противопоставлена темноте, которая входит в ряд тяжелый дубовый
буфет -темнота за окном присутствие Кома-ровского — то есть все то, что
угнетает. Противопоставление светильни этим предметам способствует утверждению
образа Комаровского как злой, враждебной силы, вроде «темы о волках» в
следующих главах, трансформировавшейся в образ дракона в стихотворении
«Сказка». (Заметим, что Комаровский не только является злым гением обоих
главных героев, но и обладает какой-то сверхъестественной способностью не
стареть и не умирать). «Было уже поздно. Освобождаемый временами от нагара
фитилек светильни с треском разгорался, ярко освещая комнату. Потом все снова
погружалось во мрак. Хозяевам хотелось спать и надо было поговорить наедине. А
Комаровский все не уходил. Его присутствие томило, как давил вид тяжелого
дубового буфета и как угнетала ледяная декабрьская темнота за окном» [9. XIV.
2.С.410].Довольно
традиционно свечи символизируют человеческие судьбы в сцене венчания Лары и
Паши: «Потом она сказала, чтобы Лара держала свечу высоко, тогда она будет в
доме верховодить. Но, жертвуя своей будущностью в пользу Пашиной, Лара опускала
свечу как можно ниже, и все понапрасну, потому что сколько она ни старалась,
все выходило, что ее свеча выше Пашиной» [9. IV. 3. С. 105]. Этот почти
банальный символ (судьба), сталкиваясь с другими, еще более банальными
выше/ниже — приобретает в контексте романа новое качество: естественная жизнь
без претензий на особую роль, приятие своей судьбы оказывается выше,
значительнее самонадеянного стремления жизнь переделать. Такое
противопоставление принципиальных жизненных позиций выводит банальные символы
на уровень архетипа: «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет; а унижающий
себя возвысится» [Лк4:11].Еще
большая степень символизации свечи происходит в ч.III «Елка у Свен-тицких».
Здесь све чи присутствуют в огромном количестве, причем обилие елочных свечей
переходит в обилие свечей погребальных (смерть Анны Ивановны), сближая, таким
образом, Рождество и смерть. «Когда свечи на елке догорали, их уже больше никто
не сменял» [9. III. 14. C.94]. Несколько ранее елка названа «жарко
дышащей» [9. III. 11. C.91]. Далее, в гл. 15, где речь идет о панихидах по
Анне Ивановне, упомянут «ослепляющий свет свечей днем и ночью» [9. III. 15.
C.96]. В стихотворении «Рождественская звезда», замысел которого пришел Юрию
Живаго вместе с замыслом «Зимней ночи» и в котором отразилось то, что поэту
«подсунула жизнь», в ряду метонимических обозначений праздника Рождества
встречается «Весь трепет затепленных свечек» [9. XVII. 18. C.523]. Разговорный
суффикс (именно свечек, а не свеч) и множественное число подчеркивают, что речь
идет о бытовом предмете, но эпитет затепленных и общий контекст Рождества как
начала истории и просто начала жизни человека выводит эту деталь на
определенный уровень символизации: затепленные − то есть только что
зажженные свечки символизируют также начало.Гаснет
свеча в стихотворении «Дурные дни» в момент воскрешения Лазаря в подвале
гробнице: «И спуск со свечою в подвал, /Где вдруг она гасла в испуге, /Когда
воскрешенный вставал» [9. XVII. 22. C.528]. Это последнее упоминание свечи в
романе. Таким образом, если Рождеству началу жизни, началу истории
соответствуют затепленные свечки, то Воскрешению Лазаря (прообразу Воскресения
Христа) − гаснущая свеча, видимо, потому, что смерть побеждена и ее «не
будет»: «Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов, и вы послушайте простоту его
аргументации. Смерти не будет, потому что прежнее прошло…а новое есть жизнь
вечная» [9. III. 3. C. 79].Очень
редко, практически только в двух случаях, слово свеча выступает как чистый
символ. Это происходит в прямой речи героев. Стрельников говорит о революции:
«…поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вдруг
запылавшей свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества» [9. XIV.
17.C.447] Несколько ранее, в этой же части: «В это время проснулась Лара. // −
А ты все горишь и теплишься, свечечка моя ярая! влажным, заложенным от спанья
шепотом тихо сказала она» [9. XIV. 8. C.425] Без контекста, без вечного
повторения первый фрагмент может показаться достаточно банальным, второй и
вовсе издержкой вкуса. Однако высокая степень концентрации сходных образов,
постоянные повторы, варьирование придают словам дополнительные, текстовые
коннотации, каждое новое словоупотребление «помнит» множество предыдущих.
«Фольклорное» обращение Лары в таком контексте может ассоциироваться с
евангельскими словами Иисуса об Иоанне Крестителе: «Он был светильник, горящий
и светящий…» [Ин 5:35].Итак,
свеча − символ жизни, судьбы, творчества, бодрствования, непрекращения
чего-либо, что очень легко прекратить, задуть. Символика свечи особенно ярко
проявляется при противопоставлениях свеча/непогода, свеча/подвал. Очевидное,
прямое противопоставление свечи непогоде содержится в стихотворении «Зимняя
ночь» [9.XVII. 15. С.518]В четырех строфах из восьми (первая, третья, шестая,
восьмая) повторяются строки «Свеча горела на столе,/Свеча горела», причем хотя
первые две строки в каждой из четырех строф не совпадают, в них обязательно
идет речь о метели. Представим это противопоставление схематически (цифрами
обозначены порядковые номера строк):
1 Мело, мело по всей земле | |
2 Во все пределы | ( 30 И то и дело) |
9 Метель лепила на стекле | 3,11,23, 31 Свеча горела на столе |
10 Кружки и стрелы | 4, 12,24,32 Свеча горела |
21 И все терялось в снежной мгле |
|
22 Cедой и белой | |
29 Мело весь месяц в феврале |
Таким
образом, метель предстает в разных обликах, а свеча неизменна, о ней настойчиво
повторяется, что она го-рела. В последней строфе «пространство»
5 Как летом роем мошкара | 7 Слетались хлопья со двора |
6 Летит на пламя | 8 К оконной раме. |
Оба
противопоставляемых явления названы здесь метонимически. 7 и 8 строки
достаточно отчетливо отсылают к эпизодам из 2 главы 1 части и 5 главы VII части
(образ метели, заглядывающей в окно). В четвертой строфе упоминаются озаренный
потолок и тени — результат горения свечи, в пятой строфе свеча названа
ночником: «И воск слезами с ночника /На платье капал». В седьмой строфе
противопоставление переведено на сниженный, бытовой уровень : «на свечку дуло
из угла». Таким образом, свеча (свечка, ночник, пламя) прямо или косвенно
присутствуют в каждой из 8 строф.
Обращает
на себя внимание тот факт, что все глаголы в стихотворении -несовершенного
вида, в форме прошедшего времени, приобретающие в контексте значение
многократно повторяющегося действия противопоставление оказывается
долговременным, и даже постоянным и вечным.
Стихотворение
«Зимняя ночь» − своего рода модель всего романа: в его структуре
присутствуют 1) постепенное повторение мотива; 2) варьирование мотива; 3)
переход из одного плана в другой, от прямого называния к метонимии, из
символического плана в бытовой.
При
варьировании во всем тексте романа метель, в противопоставлении свече, может
заменяться другими явлениями. Так, в уже цитированном эпизоде возникновения
замысла «Зимней ночи» свеча растапливает намерзший на стекле свечи увеличивается,
она занимает уже не две строки, а три. Во второй строфе та же оппозиция
свеча/метель выражена другими средствами: лед: «Во льду оконного стекла на
уровне свечи стал протаивать черный глазок» [9. III. 9 .С. 89]. «Юра обратил
внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон» [9.
III. 10. С. 91]. В следующем за «Зимней ночью» стихотворении «Разлука» иней на
окне предстает с отчетливо выраженной негативной экспрессией, оказывается
противопоставленным свету Божью: «Когда сквозь иней на окне /Не видно света
Божья…» [9. XVII. 16.С.519]. С учетом этого образа можно предположить, что
функция свечи, растапливающей «ледяной нарост» на стекле, сближается с функцией
весны, которая «плавила и перетапливала всю эту уйму снега…весь тот снег…который
необозримыми и толстыми пластами лежал на тысячеверстных пространствах» [9.VII.
19. С.232] [См. нашу работу 6]. На этой основе возникает следующая модификация
рассматриваемой оппозиции огонь/снег, которая реализуется на самом бытовом
уровне: «Если недогоревшая головешка задерживает топку, выношу ее, бегом, всю в
дыму, за порог и забрасываю подальше в снег. Рассыпая искры, она горящим
факелом перелетает по воздуху, озаряя край черного спящего парка…, и шипит и
гаснет, упав в сугроб» [9. IX. 2. С.276].
Наиболее
отчетливо свеча противопоставляется таким «заместителям» метели, как другие
проявления непогоды [см. 4, 5]: дождь, ветер, гроза. Так, в части Х, где
действие происходит в Крестовоздвиженске, имеет место оппозиция дождь/свечи,
хотя свечи прямо не названы, но из контекста ясно, что речь идет именно о них:
«Это была ночь на Великий четверг, день Двенадцати евангелий. В глубине за
сетчатой пеленою дождя двинулись и поплыли еле различимые огоньки и озаренные
ими лбы, носы, лица. Говеющие прошли к утрене» [9. Х. 3. С.303]. С этим
эпизодом явно перекликается стихотворение «На Страстной»: «И видят свет у
царских врат, / И черный плат, и свечек ряд, /Заплаканные лица…» [9. XVII. 3.
С.504]. Свечки здесь названы прямо, но дождь заменен на свой традиционный аналог
«слезы», названные с помощью метонимии: заплаканные лица. Заметим, что в
«Стихотворениях Юрия Живаго» отражены не обязательно впечатления самого Живаго
в Крестовоз-движенске он даже не был. Этот факт говорит не только о том, что
Пастернак не ставил перед собой задачи в точности воспроизвести творческий
процесс. Сцена в Великий четверг характерная, всюду и везде повторяющаяся,
много раз виденная людьми поколения автора и героя, привычная им. Параллельное
существование этой сцены в авторском повествовании и в стихотворении не
видевшего ее Живаго содействует также созданию множественности, варьированию
образа.
В
части V в эпизоде бури в Мелю-зееве, когда раздается таинственный стук,
мадемуазель Флери «побежала будить Живаго …. Но он тоже слышал стук и сам
спускался со свечою навстречу… Порыв ветра вырвал дверь из его рук, задул свечу
и обдал обоих с улицы холодными брызгами дождя» [9. V. 9. С. 153-154]. Таким
образом, имеет место спуск со свечою, как в стихотворении «Дурные дни», только
не в подвал, а в непогоду, которая гасит свечу (как снег, сугроб гасит огонь
головешки) подвал, обиталище смерти, сближается с непогодой, метелью [см. 5].
Мотив
спуска со свечою в подвал появляется в романе в не менее бытовом смысле, чем
эпизод с головешкой в снегу: «Я люблю зимою теплое дыхание подземелья,
ударяющее в нос кореньями, землей и снегом, едва подымешь опускную дверцу
погреба, в ранний час, до зимнего рассвета, со слабым, готовым угаснуть и еле
светящимся огоньком в руке» [9. IX. 2. С. 275]. Этот фрагмент из варыкинских
записей доктора можно воспринимать и как впечатления, послужившее ему для
последней строфы «Дурных дней» (в контаминации со спуском в «университетское
подземелье» ч. III, гл.2), но не только. Это очередное варьирование мотива,
повторение одной и той же темы в разных тональностях: свеча готова угаснуть в
подвале так же, как и под действием непогоды. Парадоксальным образом тот же
мотив повторяется в Эпилоге в рассказах Тани: «Я тебе лучше, говорит, с верхней
ступеньки посвечу …. свети, говорит, и ну с Петенькой по лесенке под землю»[9.
XVI. 4. С.498]. Свеча (или какой-то другой светильник) в этом случае остается
наверху, и разбойник в подполе (в подвале, под землей) убивает Петеньку
утверждается значение подвала, подземелья как обиталища смерти.
В
эпизоде с Петенькой кроме оппозиции свеча/подвал присутствует еще один важный
для всего романа лейтмотив: ребенок (беззащитное существо) в пещере
(подземелье). Этот лейтмотив обнаруживается в следующих ситуациях, кроме уже
указанной (Петенька в подполе): Вася, называемый мальчиком и подростком,
рассказывающий, как он «под землей в пещере скрывался [9. XV. 4. С.456];
Младенец в вертепе (пещере) в стихотворении «Рождественская звезда»; возможно
дева в пещере дракона в стихотворении «Сказка» все это вариации одного и того
же мотива. В пещере (подземелье, подвале) может обитать смерть, дракон,
разбойник и т.п., а может зарождаться или возобновляться жизнь («Рождественская
звезда», «Дурные дни»); в университетском подземелье (анатомичке III, 2)
обитает тайна жизни и смерти.
Через
сближение подвала с бурей (непогодой) в этом же ряду оказываются ситуации с
оппозицией ребенок/буря (стихия): в первой части Юра / ливень и метель [гл.1
и 2], в VI части мальчик-газетчик, который «канул в метель так же мгновенно,
как из нее вынырнул» [9. VI. 8. С. 194]; в XII части доктору представляется,
как «Тоня идет полем во вьюгу с Шурочкой на руках… а метель заносит ее, ветер
валит ее наземь…» [9. XII. 9. С.364]; в Эпилоге рассказ Тани о ветреном дне
[XVI. 4]; в стихотворении «Рождественская звезда» «Дул ветер из степи. /И
холодно было младенцу в вертепе…» [9. XVII. 18. С.521] и некоторые подобные
ситуации.
Следовательно,
образ ребенка или подобного ему беззащитного существа оказывается близок образу
свечи по признаку противопоставленности одному и тому же непогоде, буре.
Происходит замыкание круга очень характерный для романа «Доктор Живаго»
способ взаимодействия образов.
Образы
Пастернака на первый взгляд представляются весьма традиционными. Свеча
древнейший символ человеческой судьбы, противопоставление свечи непогоде также
далеко не ново. Соседство свечи и вьюги можно найти у А.С. Пушкина в
стихотворении «Зима. Что делать нам в деревне?»: «…вьюга воет; /Свеча темно
горит…» [10. С.452]. Своеобразное «зерно» взаимодействия мотивов стук, гроза,
свеча обнаруживается в повести А.П. Чехова «Степь»: «… и слышу, как будто кто
стучит. Проснулась, гляжу, а это грозу бог послал… Свечечку бы засветить, да не
нашла» [11. С.320]. Мотив протаявшего в стекле «глазка» и противопоставление
ребенка метели есть в «Снежной королеве» Г.Х. Андерсена. Свеча, или светильник
является постоянным лейтмотивом творчества художника Жоржа де Латура, отсылки к
«Магдалине со светильником» которого обнаруживаются в стихотворении «Магдалина
1» (см. нашу работу 12; на это сходство указывает также Н.А. Фатеева [3]). Если
говорить о живописи старых мастеров, которую Пастернак, как известно, знал
очень хорошо, то существует ряд картин с сюжетом «Мальчик, раздувающий огонь»
(Бассано, Эль Гре-ко), символизирующим продолжение, неугасание рода [13]. Такая
символика может быть близка идее бессмертия жизни, характерной для романа
Пастернака.
Для
поверхностного восприятия образы и мотивы Пастернака могут показаться даже
банальными что может быть более расхожим, чем противопоставление свечи
непогоде (ср. Candle in the Wind название песни из репертуара Элтона Джона)?
Однако эти традиционные и даже банальные образы, мотивы, символы получают
новое, оригинальное звучание, когда неожиданно сталкиваются с другими традиционными
образами, символами, мотивами, бесконечно варьируются, переходят в свою
противоположность. Проза Пастернака организована по законам музыки, это даже не
столько «проза поэта» (термин Р. Якобсона [14]), сколько проза музыканта. Для
этой прозы недостаточно филологического исследования, она требует и
исследователя-музыковеда.
Список литературы
1.
Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение,
1996.
2.
Фатеева Н.А. Семантические преобразования в поэзии и прозе одного автора и в
системе поэтического языка //Очерки истории языка русской поэзии ХХ века.
Образные средства поэтического языка и их трансформация. М.: Наука, 1995. С.
178-259.
3.
Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов.
М.: Агар, 2000.
4.
Суханова И.А. Текстовое семантическое поле непогоды, бури в романе Б.
Пастернака «Доктор Живаго» в свете интертекстуальной природы произведения
//Тезисы докладов 5-й конференции молодых ученых. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.
Ушинского, 1997. С.84-87.
5.
Суханова И.А. Некоторые интертекстуальные связи стихотворения Б. Пастернака
«Дурные дни» // Ярославский педагогический вестник. 1998. №1. С. 19-22.
6.
Суханова И.А. Лейтмотив весны в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» в связи с
композицией стихотворной главы //Текст в фокусе литературоведения, лингвистики
и культурологии. Ярославль, 2002. С. 107-116.
7.
Суханова И.А. Взаимодействие текстовых семантических полей в романе Б.
Пастернака «Доктор Живаго» //Язык русской литературы ХХ века. Вып 2: Ярославль.
(в печати).
8.
Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
9.
Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: Роман. М.: Сов. писатель, 1989.
10.
Пушкин А.С. Сочинения. В 3 т. Т.1. М.: Худож. лит., 1985.
11.
Чехов А.П. Избранные сочинения. В 2 т. Т.1. М.: Худож. лит., 1986.
12.
Суханова И.А. Интермедиальные связи стихотворений Б.Л. Пастернака
«Рождественская звезда» и «Магдалина» с произведениями изобразительного
искусства //Ярославский педагогический вестник. 2000. №2. С. 101-106.
13.
Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV — XVII веков.
Реальность и символика. М.: Изобразительное искусство, 1994.
14.
Якобсон Р.О. Заметки о прозе поэта Пастернака //Якобсон Р. Работы по поэтике.
М.: Прогресс, 1987. С. 324-338.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru